Преподобный поэт о прозе жизни

Преподобный Симеон Новый Богослов
Преподобный Симеон Новый Богослов
Тысячу лет назад в Византии жил святой Симеон Новый Богослов – монах и поэт. После него остались прекрасные гимны о православной аскезе и мистике.

Редко встречаются в нашей духовной традиции описания мистического опыта. Подвижники писали в основном к людям малоопытным, для которых нужно было объяснить основополагающие истины о покаянии и борьбе со страстями. О высоком опыте рассуждать в таком случае было неуместно. Да и редко кто из Божиих избранников открывал свой мистический опыт. Причина была особая: подвижники опасались незаметного приражения тщеславного помысла.

И все-таки наша традиция свидетельствует о подлинном мистическом опыте – в том числе устами преподобного Симеона. Не зря мы величаем его Богословом. Это указание не на полученное образование и «профессиональную принадлежность», а на опыт высокой жизни в Боге, знание таинственных истин о духовной жизни, о богопознании. И о мистике он писал. Почему? Может, потому что он был поэтом. Ведь поэты пишут о своих переживаниях откровеннее, чем непоэты.

По милости Божией эта откровенность не принесла духовного ущерба преподобному поэту. Видимо, он превосходно знал свои немощи и силу Христову. Видимо, смиренномудрие защищало его от тщеславных помыслов. Как это хорошо – не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии.

У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных. Эти рассуждения ставят обыденное в духовную перспективу, побуждают задуматься о том, кто я есть, нашел ли я свое место.

Позволю себе привести пространную цитату из святого Симеона: «Нельзя жать нивы лопатою, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилою... но каждым [орудием] приспособительно нужно пользоваться для каждого [дела]... и Бог сотворил нас, [чтобы] каждый верный совершал в жизни свои дела: одних он поставил учить, других учиться... иным [дал] пророчествовать... других показал предстоятелями, – [все] это духовные дарования. Но назовем и иные дарования Творца... одного Он сотворил крепким по телу... иного с лучшим голосом, чем другие. И вообще каждому из людей Он даровал по достоинству [свой] дар и преимущество... Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан»[1].

Слова подвижника о трудах человеческих читаются как толкование евангельской притчи о талантах. Господь каждому из нас дает талант, дарование. Непросто бывает понять, к чему у меня талант. Как часто родители направляют детей по своим стопам без учета, что у ребенка способности к другой области. Как часто мы выбираем себе профессию, исходя из ее престижности. И вот в тридцать лет на работу идти не хочется, начинаются мучительные поиски себя, своей дороги. Слава Богу, если человек поймет, в чем же его талант, займется своим делом, которое у него получается на славу. Увидит, что от его трудов ощутима реальная польза, возблагодарит Создателя.

Приведенную цитату из святого Симеона надо бы продолжить, но теперь слова преподобного я перескажу близко к тексту. «Как можно помыслить что-либо, или действовать без Божественной силы?» – спрашивает он.

Бог дал мне ум, какой счел нужным, дает и мыслить о полезном, дает силу действовать по Его воле. Если я сотворю Его волю, то Он даст больше дарований, больше талантов. Если я пренебрегу тем немногим, что имею, то лишусь и того, что вверено мне от Бога.

Это позволяет нам говорить о человеческом труде в свете Промысла Божия.

Как замечательно преподобный Симеон разъясняет нам Священное Писание, волю Творца. И слово Христа, в мудрой простоте истолкованное Новым Богословом, преображает скучную прозу нашей жизни, одухотворяет наши повседневные труды.

Диакон Павел Сержантов

25 марта 2013 г.

[1] Преподобный Симеон Новый Богослов. Гимн LVI. О том, что каждому из людей Бог дал прирожденное и полезное дарование... // Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Божественные гимны. Т. 3. СТСЛ, 1993. С. 253.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Талант как средство уподобления Творцу Талант как средство уподобления Творцу
Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Тот, который взял пять талантов, и тот, который взял два таланта, умножили Ему эти таланты в два раза, но Господин ведь их не взял. Ему эти таланты не нужны, Он отдал их опять... А что же Ему нужно? Ему нужно творчество, какое бы оно ни было, потому что эти рабы созданы по Его образу и подобию. (MP3 файл. Продолжительность 16:39 мин. Размер 12 Mb)
Труд во спасение Труд во спасение
Заметки о трудовой этике в эпоху русского Средневековья
Аркадий Тарасов
Любое дело следует делать «с молитвой и с доброй беседой или в молчании», а также «без волокиты». Если же «во время дела какого раздастся слово праздное, или непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством, или скверные и блудливые речи, от такого дела и от такой беседы Божия милость отступит, ангелы отойдут в скорби, и возрадуются нечестивые бесы», – поучает «Домострой».
Когда труд — радость Когда труд — радость
Прот. Валериан Кречетов
Когда труд — радость Когда труд — радость
Протоиерей Валериан Кречетов
В основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь — смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви — дела». А дела — это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям.
Комментарии
римма25 марта 2014, 14:00
Святой Симеон, помолись Господу Богу о мне грешной. Помоги мне сохранить все таланты, данные мне Господом Богом и освоить новые. Дай мне сои и здоровья много трудиться. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
N.I 3 апреля 2013, 13:00
Под впечатлением от прочтения св. Исаака Сирина, св. Симеона Нового Богослова, многих других святых, десять лет назад мною написаны стихи, но кроме духовного отца, который их одобрил и еще нескольких человек, их никто не видел. Посмотрите пожалуйста хоть несколько! Простите, если они не достойны внимания: Творения святых читая, Под впечатленьем слезы лью И думаю, что я Люблю, Но не Люблю, а лишь мечтаю. О, дерзость! Со святыми наравне Хочу узреть нечистыми очами, Все То, что зрят ведущие к Тебе, Хоть не омыл я жизнь свою слезами. Делами мира снова увлекаясь, Вокруг не вижу нищих и больных, Стоит и Ангел тихий мой средь них... Но вдруг уйдет. Замечу ли? Раскаюсь?
N.I 2 апреля 2013, 23:00
Мне радостно и страшно сознавать, Что Сам Господь власы мои считает, И всякий раз - Он, несомненно, знает, Что - думаю и что - хочу сказать. --------- Друг друга за руку возьмем, С имением земным простившись И нищетой обогатившись, - Вослед за Господом пойдем. ------- Ты Ангел мой, Хранитель светокрылый! Тебе известны к Господу пути, Веди меня, влеки своею силой, Мне одному путь трудный не пройти. ------- Какие грустные глаза глядят с икон... Конечно, жаль нас. Глупые, слепые, И души, и тела у нас больные, И все мы в суете - и жизнь, как серый сон. ------- Огонь в моем светильнике неяркий И масла нет поправить. Подожди! Повремени еще, чтоб слезные дожди Омыли душу для молитвы жаркой. ------- С иконы Мать печальная глядит, К груди Благого Сына прижимая, Глядит с упреком на меня, Святая, Печалится, что раб Твой нерадит. А я стою без чувства, и без слез, Стою без мысли, жалкий, безответный… Царица, опусти покров Свой светлый, Покрой меня. Я без Любви замерз.
Наталья26 марта 2013, 01:00
Святый отче Симеон Новый Богослов, моли Бога о мне грешной. Это случилось три недели назад. Поехали с воскресной школой в паломническую поездку, причастились. И...полились стихи. Мне 37. Я профессиональный журналист. Но своё творчество даже не знаю, кому нести. (боюсь статью 282 припишут, хотя в некоторых стихах - просто боль за свою страну, и никакого разжигания розни)Отец Тихон, услышьте меня! Мы с Вами встречались на презентации Вашей книги. Но о том вечере осталась только наша с Вами фотография. Выхода на Вас нет. Времени у Вас - тоже. А нужен хотя бы совет. Может, это вовсе не дар, а моя фантазия? Ты - мой Создатель Ты - мой Спаситель И - Избавитель От всяких бед Твоя энергия - Ангел Хранитель Ведёт по жизни Меня много лет Я без Тебя Ничего не значу Твой проводник я На грешной Земле Святая Премудрость Ты - ставишь задачу Я - воплощаю Внимая Тебе Просто ли, сложно ли Кто же оценит Творчества муки Раба твоего? И льются строки Жемчуг бесценный ПрОсты - как Ты Но - прекрасней всего... (Одно стихотворение мало, о чём говорит. Если откликнитесь, обещаю Вас обессмертить в каком-либо будущем своём стихотворении)Знаю, что юмор понимаете. С искренним уважением, Наталья
Михаил25 марта 2013, 19:00
Надо напечатать стихи Симеона Нового Богослова
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке