Помыслы неверия, сомнения, хулы

Из наследия Оптинских старцев

В наше время люди приходят к Богу после десятилетий атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через увлечения оккультизмом, обращения к целителям и экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми искушениями.

Спасение утопающего апостола Петра
Спасение утопающего апостола Петра
Одно из таких искушений – нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.

Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.

Вражьи прилоги

Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:

«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают».

Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:

«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола».

Помыслы неверия, сомнения в вере

Уверование св. апостола Фомы
Уверование св. апостола Фомы
К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:

«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».

Преподобный Амвросий объяснял:

«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».

Помыслы против духовного наставника

Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:

«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».

«Подобно ругательствам пьяного прохожего»

Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:

«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».

В чем причина появления хульных помыслов

Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.

Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость, высокое мнение о себе:

«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».

О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:

«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех».

«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».

Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:

«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».

Как получить освобождение от хульных помыслов

Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:

«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».

Старец Амвросий советовал:

«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».

«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».

«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Ольга Рожнёва

28 марта 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Неверие Неверие
Архим. Тихон (Шевкунов)
Неверие Неверие
Слово на всенощном бдении накануне Недели о Страшном суде
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что апостолы, жены-мироносицы, которым Господь много-много раз прямо говорил о Своем Воскресении, увидев пустой Гроб, даже не задумались об этом. Это напоминает нам и о нашем с вами неверии, какими бы верующими мы сами себя ни считали. (MP3 файл. Продолжительность 6:30 мин. Размер 4.7 Mb)
«Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования «Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования
Беседа с профессором Михаилом Шаховым, членом экспертного совета при комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
«Либеральная общественность» с одобрением относится к существованию законов, жестоко карающих за оскорбление разных меньшинств – национальных, религиозных, сексуальных. Но должны быть законы, защищающие и от глумления над христианскими святынями и ценностями. Другой вопрос – это оценка конкретного законопроекта.
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Прот. Андрей Ткачев
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Протоиерей Андрей Ткачев
Дьявол – король ничтожеств. Он – король мух, Вельзевул. Мухи – его рядовые. Не пчелы, собирающие в шестигранные соты сладкий плод, и не трудолюбивые муравьи, кропотливо несущие груз, превосходящий их собственный вес.
Как говорить с близкими о вере? Как говорить с близкими о вере?
Марина Бирюкова, Оксана Гаркавенко
И это, наверное, главное. Не как о вере говорить, а каким быть, чтоб близкий человек поверил: то, что с тобой происходит — благо. А говорить надо — терпеливо. Человек зрелого возраста не может обратиться за два дня. Нужно время. Время и дела. К счастью, у нас в приходе добрые дела делаются.
Как хорошо, что Ты есть! Как хорошо, что Ты есть!
Священник Димитрий Шишкин
Нашим современникам кажется, что сначала должно возникнуть в душе какое-то особое чувство, называемое верой, а затем уже жизнь будет меняться в соответствии с этим чувством. Но ждать этого «чувства веры» можно до конца своих дней. Нужно именно действовать. И главное – начать в повседневной своей жизни руководствоваться Евангелием. Не «естественными» движениями души и тела, омраченных грехом, а именно Евангелием.
Серная кислота богохульства Серная кислота богохульства
Сергей Худиев
Главным образом богохульствуют люди, позиционирующие себя как безбожники, и это действительно несколько непоследовательно, как в старом анекдоте про советскую школу: «— Дети! Бога нет! Давайте покажем в окошко фигу! А ты почему не показываешь? — Ну... Если Бога нет, кому же тогда показывать фигу, а если Он есть, зачем же портить с Ним отношения?».
Комментарии
Оксана24 апреля 2013, 15:00
Большое спасибо за стаью очень мне она помогла. Я знала, что на каждое действие найдется проиводействие. А тут целое пособие по борьбе с лукавыми помыслами. Храни Вас Бог, автор!
Екатерина15 апреля 2013, 09:00
Дай Бог Вам здоровья Ольга!!!Спаси Вас Бог!!Очень утешила Ваша статья!!!!
Любовь 1 апреля 2013, 19:00
Спасибо вам, Ольга за статью ,Для меня она оказалась очень своевременной,Мне очень не хватает общения с православными людьми,Христианского опыта у меня совсем мало и часто требуется совет и помощь, Постараюсь чаще пользоваться этим сайтом,Храни вас всех, Господь,
Каипова Галина31 марта 2013, 11:00
да, и у меня были хульные помыслы когда я только начала воцерковлятся, начинаю молится и сразу же приходили х.п. я очень огорчалась и смущалась, но потом я прочла у святых отцов что это враг нам навязывает эти помыслы, и потом я перестала на них обращать внимание и они постепенно меня оставили. Благодарю Вас дорогая Ольга за такой развернутый и доступный материал. Дай Вам Бог здоровья и благополучия. ГАЛИНА К.
Олег29 марта 2013, 21:00
Спасибо за статью!Очень полезно.
Иван29 марта 2013, 11:00
Спасибо большое за статью. Просто и понятно. И главное практично)
Людмила29 марта 2013, 00:00
Как же я мучаюсь от таких гадких мыслей. Я начинаю крутить головой, трясти руками, чтобы отогнать их. Потом я очень переживаю. И только сейчас вспомнила и поняла слова батюшки, что это не мои мысли и не надо о них говорить на исповеди. Теперь я знаю как с ними бороться. Спасибо, Ольга, за ваши рассказы!
Елена28 марта 2013, 23:00
Братья и сестры,у меня тоже есть этот недуг,который меня терзает время от времени несколько лет.И ко мне недавно подходит дочь,плачет и говорит,что во время молитвы думаются плохие слова.Ей 15 лет.Но дело в том,что она неслышащая с рождения.Вот вражьи козни.Но мы не сдадимся.
Авив28 марта 2013, 19:00
"Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних - болезнями и помыслами" (Преп. Амвросий Оптинский).
Леван28 марта 2013, 19:00
Наиогромнейшее Вам спасибо, Ольга! До чего же нужна мне была эта ваша публикация, это просто чудо и благодать! Бог Вам в помощь, Ольга!
Вадим28 марта 2013, 18:00
Очень очень много полезных советов! Дай вам Бог здоровья! Кстати Святитель Димитрий Ростовский писал что если ты их не хочешь (эти мысли) и не желаешь то из этого и убеждайся что они не твои собственные!
Руфина28 марта 2013, 17:00
Какие поучительные высказывания преподобных отцов Церкви!!!!!
Яна28 марта 2013, 16:00
Ольга, низкий Вам поклон за Ваши рассказы. Душа "встает" на место после прочитанных со слезами рассказов. Бывает, что и порыдать приходится. И такие моменты приводят, в итоге, к покаянию, укорению себя, горькому сожалению о многом содеянном. Становится легче (хотя, чувство горечи и не отпускает). Чувствуешь какое-то очищение. Не понимаю, как Вам удается так "задевать" нужное в душе в своих небольших рассказах... Так хотелось бы с Вами пообщаться в Оптине. Но даже боюсь туда ехать. Я в Москве-то после посещения монастырей не могу находиться "в миру", а из Оптины не смогу вообще уехать. Да и Вы, полагаю, очень заняты. Спаси Господь!
Елена М28 марта 2013, 13:00
«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола». - а иногда и не нашептываются, а говорятся человеком, чтобы убедить другого, что он недостаточно себя осуждает и недостаточно к себе требователен и, чтобы человек тот, неприменно впал в отчаяние и счел себя отпавшим от Бога.Действительно, если заботится только лично о себе и своей душе, то лучше всего оставить без ответа его нападки, точно это мимо тебя пьяный прошел...Если заботиться исключительно только о себе.
Георгий28 марта 2013, 13:00
прошу помолиться за усопшего р.Б. Владимира
Елена М28 марта 2013, 11:00
Дай Вам, Ольга, всего самого лучшего в жизни земной временной и жизнь Вечную в Царствии Небесном!
ирина28 марта 2013, 09:00
Спаси Бог!Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке