Профессор Леннокс: Христианство создало науку

О «конфликте» науки и веры

Джон Леннокс — известный британский математик и философ науки, профессор математики Оксфордского Университета, а в Грин Темплтон Коллежде он преподает философию науки. Он известен и в другом качестве — ревностного христианина, который обращает свой интеллектуальный и образовательный потенциал на защиту христианской веры. В интернете лежат записи его публичных дебатов с Ричардом Докинзом и другими известными атеистами.

Джон Леннокс. Источник фото — http://ellinorthodoxosxr.blogspot.ru/2010/09/john-lennox-stephen-hawking.html.
Джон Леннокс. Источник фото — http://ellinorthodoxosxr.blogspot.ru/2010/09/john-lennox-stephen-hawking.html.
Сам Леннокс с благодарностью вспоминает своих родителей, благочестивых христиан, которые привили ему интеллектуальную открытость и страсть к познанию. Он родом из Северной Ирландии — и любит рассказывать смешной случай, который произошел с ним в студенческие годы. «Ты веришь в Бога?» —спросил у него другой студент —«ах» —спохватился он — «мне не надо было спрашивать! Ты же ирландец. Вы все ирландцы верите в Бога... и без конца деретесь из-за этого». Действительно, хотя предки Леннокса и не отличались драчливостью, они все были христианами. В зрелом возрасте Леннокс захотел познакомиться и с людьми других мировоззрений — он выучил немецкий и русский языки, и провел немало времени в ГДР и Советском Союзе, общаясь с учеными, которые не знали другой картины мира, кроме атеистической.

Вера профессора Леннокса получила закалку в беседах с наиболее образованными атеистами мира в разных странах — и нам стоит обратить внимание на то, как он отвечает на типовые нападки на христианство. Книги и выступления Леннокса еще ждут своих переводчиков, а мы пока очень коротко рассмотрим некоторые его аргументы.

Леннокс обращает внимание на то, что наука не только не конфликтовала с христианством — она возникла исключительно благодаря ему:

«Наука — какой мы ее знаем — вспыхнула на мировой сцене в 16 и 17 веках. Почему именно там и тогда? Британский математик и логик Альфред Норт Уайтхед, как его взгляды подытоживает К.С.Льюис, объясняет, почему: «Люди занялись наукой, потому что они ожидали законов в природе, и они ожидали законов в природе потому, что они верили в Законодателя». Совсем не случайно Галилео, Кеплер, Ньютон и Максвелл верили в Бога.

Мелвин Кальвин, нобелевский лауреат в области биохимии, указывает, что основание, на котром строится вся наука — уверенность в упорядоченности мира, сложилось благодаря вере в то, что «вселенной управляет один Бог — а не множество богов, каждый из которых распоряжается в своей области по своим законам. Этот монотеистический взгляд выглядит как исторический фундамент современной науки»

Вера в Бога не только не сдерживала развитие науки — именно она была движущей силой этого развития».

Профессор Леннокс также указывает на то, что последовательный материализм подрывает наше доверие к собственному мышлению и, таким образом, делает науку невозможной:

«Я всю жизнь был математиком, и я часто размышлял о том, что нобелевский лауреат в области физики Юджин Вайнер назвал «непостижимой эффективностью математики». Каким образом уравнения, составленные в голове математика могут так точно описывать вселенную? Как сказал об это Альберт Эйнштейн: «Самая непостижимая вещь во вселенной — это ее постижимость». Сам факт, что мы можем заниматься наукой, заслуживает удивления — на чем основана наша вера в то, что вселенная постижима для нашего разума?

В конце концов, если, как атеисты уверяют нас, человеческий разум — это не больше, чем мозг, и что мозг — не более, чем результат бессмысленных и бесцельных природных процессов, трудно понять, почему он может быть пригоден к постижению какой-либо — тем более, научной — истины. Как уже очень давно заметил химик Джон Холдейн, если мысли в моей голове сводятся к движению атомов в моем мозгу, то как я могу доверять им — в частности, в отношении того, что мой мозг состоит из атомов? Однако многие ученые приняли материалистическое мировоззрение — похоже, не заметив, что оно подрывает ту самую рациональность, на которой строятся их исследования!»

Профессор Леннокс также критикует постоянно выдвигаемый атеистами тезис, что «развитие науки не оставляет места для веры в Бога», потому что «наука может все объяснить»:

«Исаак Ньютон, когда он открыл закон Всемирного Тяготения, не сделал этой популярной современной ошибки — «О, у меня теперь есть закон Всемирного Тяготения, мне больше не нужен Бог» Вместо этого, он написал Principia Mathematica, самую знаменитую книгу в истории науки, выражая надежду, что этот труд убедит думающего человека веровать в Создателя.

Ньютон видел то, что, к сожалению, многие сегодня неспособны увидеть — что научное и религиозное объяснение не являются альтернативами, из которых мы должны были бы выбирать. Бог — это личностный Создатель, который замыслил и поддерживает в бытии вселенную; наука объясняет, как работает вселенная и какие законы управляют ее поведением. Бог не больше конфликтует с научным объяснением, чем сэр Франк Виттл, создатель реактивного двигателя, конфликтует с научным объяснением работы этого двигателя.

Существование механизмов и законов никоим образом не может быть аргументом против существования личностного Творца, который их установил. Напротив, сама их изощренность, сама тонкая настройка вселенной указывает на гений Создателя. Как сказал Иоганн Кеплер, «главная цель всех исследований мира должна состоять в том, чтобы обнаруживать тот разумный порядок, который установлен в нем Богом, и открывается нам на языке математики».

«Как ученый, я не стыжусь и не смущаюсь быть христианином. В конце концов, христианство, по большей части, и создало мою профессию» — подытоживает профессор Леннокс свои взгляды на соотношение науки и религии.

Посмотреть видео выступления Джона Леннокса в Университете Северной Каролины, США (23 октября 2012 г.) можно здесь.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

9 апреля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Только ли наука ищет и находит истину? Только ли наука ищет и находит истину?
Диак. Дм. Цыплаков
Только ли наука ищет и находит истину? Только ли наука ищет и находит истину?
Диакон Димитрий Цыплаков
На скорую руку создавался миф о том, что христианская Церковь ненавидела науку с самого ее зарождения. И сегодня многие школьники повторяют еще, как скороговорку: «Инквизиция всегда сжигала ученых, она сожгла Галилея с Коперником». Да, научное и религиозное понимание истины различаются. Но это не две разные истины – это два разных аспекта истины.
Вера ученых Вера ученых
Проф. МГУ В.Богачев
Вера ученых Вера ученых
Беседа с профессором мехмата МГУ В.И. Богачевым
Антон Поспелов
О науке, вере и выдающихся учёных, ставших исповедниками Православия в XX веке — нефтянике В.Н. Щелкачёве, математиках Д.Ф. Егорове и Н.Н. Лузине, геологе и тайном священнике Глебе Каледе нашему порталу рассказал доктор физико-математических наук Владимир Игоревич Богачёв.
О науке О науке
Из наследия Оптинских старцев
О науке О науке
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы писали о необходимости постоянно учиться, признавали полезность науки, но предупреждали о том, что в первую очередь надо иметь правую веру и заботу об исполнении заповедей Божиих. Преподобные предостерегали: достижения науки без веры в Бога могут быть опасны, как опасно оружие в руках безумного.
Наука и христианство: грядут перемены? Наука и христианство: грядут перемены?
Аркадий Тарасов
Известно, что за пределами научных аудиторий многие ученые высказываются за допущение бытия сверхъестественной сферы. В значительной степени это касается физиков-теоретиков, некоторые из них приходили к выводу о вероятности существования сверхъестественного и его влиянии на материю. Возможно, важным шагом вперед станет выработка такой методологии, которая постарается расширить рамки научного познания путем включения некоторых принципиальных позиций богословия, хотя бы в качестве опытного построения.
Комментарии
Сергий31 августа 2013, 11:43
Бижан, простите, не правильно написал Ваше имя.
Сергий29 августа 2013, 17:10
..Бажану, с уважением: Почему современная наука, с ее математизацией гипотез о природе и с ее ролью в создании передовой техники, возникла лишь на Западе во времена Галилея? Почему она не развилась в Китайской цивилизации (или Индийской), а только в Европе?” Вопрос тем более острый, что “до 15-го века китайская цивилизация была намного эффективнее западной в применении знаний о природе к практическим нуждам человека” - такова суть вопроса который называют вопросом Нидэма, и весь смысл в том что разрозненные гении разных эпох и цивилизаций не могли породить то что мы называем современной наукой. С рассуждениями на эту тему можно ознакомиться в статье Г.Е. Горелика "О рождении современной физики и о роли интуиции" опубликованной на сайте УФН. http://ufn.ru/tribune/trib180612.pdf То что вера в Творца была и Его единый закон была присуща отцам основателям современной физики и вообще была истоком для этой парадигмы там не оспаривается мягко говоря.
Бижан Шаропов26 августа 2013, 12:03
О чём вообще речь? Наука возникла ещё в языческой Древней Греции, там были сформулированы основы современной математики, от алгебры до тригонометрии, там люди узнали о шарообразной форме планеты и даже выдвинули гелиоцентрическую гипотезу, там сконструировали первые сложные механизмы - баллисты, катапульты и т.д. Автор написал целую статью, основывающуюся на одном неверном тезисе - якобы до Ньютона про науку никто и слыхом не слыхивал. З.Ы. Кстати, хорошо бы Principia Mathematica в тексте заменить на полное название Ньютонова трактата, а то выходит путаница с одноимённой книгой Бертрана Рассела.
Виктория18 мая 2013, 20:22
Очень интересная статья, спасибо большое
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×