Habemus papam

Недавно отрекся от Престола Папа Бенедикт. Избрали того, кто выбрал себе имя Франциск, с очевидным намеком на потуги восстановить пошатнувшееся здание Церкви (читай литературу о средневековом подвижнике из Ассизи). Событие это – отречение - довольно редкое, частых повторений не терпит, оттого и было замечено всем миром без исключения. Но интересно, что за пару лет до этого, в году 2011-м был снят фильм об отречении Римского Понтифика. Фильм называется «Habemus Papam», то есть «Имеем Папу», что является обычным возгласом к народу после совершившегося избрания. Фильм изображает, как новоизбранный Папа приходит в ужас от легшей на его плечи ответственности и попросту сбегает. Кинолент с такой фабулой, насколько мне известно, раньше не снимали, и закрадывается мысль: а не было ли утечки информации о намерении Бенедикта сложить с себя тяжесть служения? Но с другой стороны искусство обладает профетическим (пророческим) потенциалом.

Так в 1898 году некто Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или гибель Титана». В ней шла речь об огромном корабле, который потонул из-за столкновения с айсбергом. Книга увидела свет через 14 лет после написания, как раз накануне гибели реального «Титаника» – в 1912 году.

То есть средствами искусства можно вполне реально выразить то, что уже готово произойти, но еще не произошло. Цветаева, помнится, ужасалась на слова Ахматовой: «Забери и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар…», поскольку знала, что поэзия пророчествует, а не надувает мыльные пузыри. Стихи написаны, вслед за ними убили у Ахматовой «друга», потом надолго сел (отнялся) сын. Думаю, таков же по духу и названный мною фильм, и рожден он не утечкой информации, а предчувствием готовящегося события.

Фильм художественный, но снят подобно документальному. Очень натуральны толпы верующих на площади в ожидании белого дыма; с любовью, хоть и не без юмора, показаны члены конклава. Режиссер, Нани Моретти, играет в нем психоаналитика (атеиста), которого под покровом секретности вызвали в Ватикан, чтобы помочь Папе справиться с волнением и страхом. Кто захочет, может увидеть в фильме комедию. Кто захочет – трагедию. Возможно также увидеть трагифарс. Есть и еще варианты, поскольку фильм внутренне богат и способен рождать мысли у сочувствующего зрителя.  

Но одна из главных мыслей ленты это желание показать разрыв между ведомыми и ведущими.

Именно ширина пропасти и ужаснула киношного Папу, принудив его бежать.

Он отрывается от охраны, как шпион от преследования, и в партикулярном платье впервые бродит по улицам Рима. Этот старый уже человек ездит в автобусах, заходит в кафе, чтобы позвонить, вслушивается в разговоры случайно оказавшихся рядом людей, и все больше и больше понимает – он не знает эту жизнь. О чем говорить с этими людьми? Что им приказывать? От чего остерегать? Могут ли они еще слушать, а если могут, то могут ли понимать то, что слышат? Папа видит, что не понимает современного человека, а значит, не может указывать ему путь на Небо.

Он ведь скорее символ, чем живой человек. Он символ неразрывности веков, и апостольской власти, и единства Западной Церкви. Символ тысячи вещей. Что же до пульсации крови в его венах, до скачков давления, до ночных страхов этого старого уже человека, то кому какое дело в нашем мире есть до снов, которые снятся символу?

Вот он, живой и настоящий, но переодетый, как Гарун-Аль-Рашид, ходит среди толпы и слушает разговоры о себе. Не это ли мечта всех правителей – неузнанным побродить среди свои подданных, все узнать, все услышать? Но Халиф мог казнить болтунов, и неузнанный Христос любил всех. А Папа не будет никого казнить, но и не может всех любить. Он просто устал и испугался.

Что же слышно в народе? Папа так и не вышел на балкон и не благословил людей. И вот уже звучат голоса, что его отравили, что ищут двойника, что приближается всемирная катастрофа (народ так падок на «тайну» и «заговор»). И вот уже кардиналы в конклаве, чтоб не сойти с ума от тревоги и запертого положения (покидать Ватикан нельзя), начинают играть в волейбол во внутреннем дворике. А Папа живет в гостинице и посещает репетиции театра, на которых обнаруживает прекрасное знание Чехова. О! Прошу вас. Поймем этот реверанс в сторону русской культуры. Ведь без нее нельзя. Это не заказная, а очень органическая вставка. Наши местные варвары даже не умеют помыслить, что то литературное богатство, которое рождено на нашем языке, и которое нами так часто неосмотрительно пренебрегается, составляет громадную часть золотого фонда человечества. Так в театре, на «Чайке» Папу и ловят, буквально притаскивая в покои, облачая, готовя к первой речи.

Великая власть, великое уважение, страшная ответственность, глубокое одиночество, абсолютная непонятость, необходимость всегдашней улыбки под неослабевающим бременем.

И все выскальзывает из рук, и никто уже не хочет ни склоняться, ни покоряться. И грех стал обыденностью, и извращение названо нормой, и только великие здания говорят о былом величии веры.

И тоска живет в обнимку с сытостью, и незнание, зачем живешь, толкает человека на все тяжкие. И так вдруг понятно, что мир стал маленьким, и коли хочешь ткнуть в кого-то пальцем, то родному брату в глаз попадешь. А если зло посмеешься над кем, то присмотришься, а это – твое личное отражение.

Хорошее кино, внутри которого, как в настоящей жизни, можно и посмеяться, и поплакать. Посмотрите, правда. Когда пост закончится…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Изменился ли католицизм? Изменился ли католицизм?
Федор Гайда
При всех внутренних изменениях католичества скрепляющий его папский стержень и сегодня остается неизменным. Более того, все намеренные изменения как раз и направлены на то, чтобы «диктат папы» продолжал существовать. И потому важно помнить: любые братания с православными для Ватикана – лишь средство духовного подчинения.
Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков
Федор Гайда
Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков Рождение Запада
Из истории Римской Церкви XI–XII веков
Федор Гайда
Последствия нового учения о Филиокве были трагическими. В результате на Западе, в отличие от Востока, так и не сложилось развитое учение о Святом Духе. Вместо обожения (стяжания Духа Святого) латинские мистики учили о «подражании Христу». Вместо единения в Духе создавалось единение в папе. «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32), – свидетельствовал апостол Павел о союзе Христа и Церкви. Какая тайна оставалась в союзе Церкви с папой? Принцип единой организации брал верх над единым упованием
Русские богословы о проблеме первенства в Церкви. Часть 1 Русские богословы о проблеме первенства в Церкви. Часть 1
Диакон Владимир Василик
Римско-католическое учение о главе Церкви как земном наместнике Христа практически превращает Церковь в земную организацию, пусть даже и с небесными задачами, и тем самым прокладывает дорогу к протестантскому представлению о Церкви как о простом сообществе верующих, а в перспективе – и к уничтожению Церкви вообще.
Комментарии
Дмитрий21 января 2014, 14:15
я думаю, нам, христианам, необходимо относиться друг к другу по доброму, в т. ч. и к Папе Римскому. Вед таким отношением (добрым) мы показываем, что мы Его люди, Христовы.
Xenia21 августа 2013, 01:30
В откровении святого Иоанна Богослова 7й царь (Бенедикт XVI-седьмой по счету после создания государства Ватикан- 1929) будет и быть ему недолго, а восьмой, т.е. нынешний Франциск- последний и если и будет, то пойдет в погибель... Такое пророчество также оставил ирландский Святой Малахия. Так что ничего тут удивительного нет, всему тому дано быть, на то воля Божья, человечество платит за свои грехи, мужеломство и прочие мерзости не могут быть там, где вера и христианство, но увы, это то, чем на сегодняшний день одержим запад. Это называется быть "современным"... ну а по-моему так просто антихристианином
Василий Украинец20 июля 2013, 22:40
И все-таки фильм сняли именно о папе.....наверное потому,что имя Петра упоминается в Евангелии намного чаще имен других апостолов......с чего бы это вдруг?
Геннадий-либерал14 апреля 2013, 17:01
Если Ваши умозаключения о подоплеки отречения Папы Бенедикта приближаются к истинному положению случившегося, то можно с облегчением успокоится присутствием в лоне Католической Церкви Духа Святого, потому что есть все основания для праведного христианина признать свою немощь в борьбе с настоящим миродержавием. Не думаю, что и у православного христианина, если только он не посещает специальные занятия у психоаналитика, имеется более льготное восприятия действительности, не говоря уже о реализации успешного личного руководства все более развращающейся паствы. Слова господа Иисуса Христа о том, что, повторно придя в мир, "не найдет веры" в человеках уже не пророчество. В этом аспекте, мне не нравиться, что Вы допускаете такую простоту перехода тем: от ужаса всеобщего безверия и разврата к "русскому наследию Чехова". Ваше право и интерес выбирать в жизни удовольствие в чтении чужих рефлексий и кривляний - ищите через это Истину. Но зачем размешивать в одном учение Господа Иисуса Христа и человеческие хотения. Давайте лучше по Евангельском аналогии - отдельно: "О Боге без театра, кино, комедий и смеха (в том числе и после поста)", а "о золотом фонде и русском наследии человечества с волнением и страхом".
ludmila toll13 апреля 2013, 01:40
выписала себе цитату из окончания повести вашей . спаси вас ГОсподи отец Андрей
прихожанка 11 апреля 2013, 13:10
Спасибо за рекомендацию! п.с. Вы когда смотрели?
Виктория11 апреля 2013, 12:21
"Так в 1898 году некто Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или гибель Титана». В ней шла речь об огромном корабле, который потонул из-за столкновения с айсбергом. Книга увидела свет через 14 лет после написания, как раз накануне гибели реального «Титаника» – в 1912 году." Вот эту историю я слышала, это правда. в прошлом году вышел документальный фильм к 100-летию гибели Титаника, там об этой книге тоже говорится. очень интересный фильм получился. точно название вроде бы "Титаник.загадка разгадана". советую посмотреть, фильм сделан очень профессионально, я не могла оторваться когда смотрела.:)
Константин10 апреля 2013, 23:10
Очень трудно Епископу Рима в секулярной Европе проповедовать Слово Божие. "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" (2Тим.3:1). Сил и помощи Божией в служении Папы Римского
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×