Как жить с виной

Марина Бирюкова

Понятие греха – одно из фундаментальных понятий христианства, и мы постоянно слышим, читаем, произносим это слово. Но есть другое слово – «вина». В церковном обиходе, в религиозной своей жизни мы слышим его гораздо реже, чем слово «грех»; создается впечатление, что слово «вина» не из церковного словаря. Что есть вина? По сути, это внешний результат, следствие нашего греха, и еще – наш долг, зачастую неоплатный. Мы принесли ущерб другим людям, мы стали причиной их страданий, через нас в мир вошло некое «количество» зла. Даже если у нас есть возможность как-то пострадавшим от нас людям воздать, хотя бы извиниться перед ними – кто вернет им то время, те жизненные силы, которые отняты принесенной нами болью? Даже если эти люди нас простили – а некоторые из них склонны прощать в силу родственной любви, – должно ли нам самим от этого стать легче? А как часто бывает, что возможности загладить вину у нас нет, содеянное непоправимо, долг неоплатен – совсем.

Что делать с грехом – мы знаем: каяться. А вот с виной что делать? Станет ли она меньше от нашего раскаяния?

Одна женщина – тонкая, чуткая, глубоко верующая – убеждала меня в том, что по раскаянии нашем и вина изглаживается, раны, нанесенные нами, заживают, а если пострадавший от нас человек уже на том свете – тогда и вовсе не надо переживать: ему хорошо, а если плохо, то не по нашей уже вине. После первой своей исповеди я спросила священника, так ли это. Священник ответил: надеяться на это позволительно, но вот уверенности, успокоенности не может быть.

У кого точно не может быть успокоенности, так это у тех, кто хотя бы невольно (если вольно, то это другой разговор) стал причиной смерти. Как журналист, я знаю несколько случаев, когда виновники трагедий, вызванных неосторожностью, непредусмотрительностью, неумением обращаться с оружием и т.п., сами кончали с собой. Вряд ли стоит эти случаи здесь рассказывать. Скажу лишь, что забыть этих людей я не в силах и что в каждом из них я вижу себя: со мной такого не было, но ведь могло быть! Минутами кажется: чтобы жить самой, мне нужно найти какие-то убедительные доводы для убившего себя человека, какие-то основания для того, чтобы сказать ему: «Живи».

Церковь в этих случаях говорит именно «живи»: самоубийство христианину запрещено. Но, призывая человека к жизни, она ведь не может не отвечать на вопрос: «Как теперь жить?» И она отвечает на этот вопрос, о какой бы вине, смертельной или несмертельной, мы ее ни спрашивали. Не надо думать, что ответа на вопрос о жизни с виной у христианства нет.

Прежде всего – чего мы ищем, чего хотим, спрашивая, как нам жить? Мы хотим, чтоб нам стало легче; мы ищем покоя, может быть даже комфорта. Иными словами – возможности спокойно спать. Но святые отцы Церкви не искали себе покоя, не рассчитывали на него. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно открыть обычный молитвослов: «Кое убо не содеях зло, кий грех не сотворих в души моей…» (преподобный Симеон Метафраст). Это отношение к содеянному злу совершенно противоположно распространенным психотерапевтическим советам «оставить прошлое прошлому»; забыть о том, чего уже не исправишь; не изводить себя «попусту». Святой не может и не хочет забыть о содеянном им зле. Он предпочитает видеть свою земную жизнь такой, как она есть. Для чего? Для того, чтобы очищать себя покаянием. Это возможно только представляя себя реально. Мы, сегодняшние, просто не можем обойтись без чувства собственной положительности; не можем, кажется, существовать, не причисляя себя мысленно к светлой части человечества: «У меня, конечно, есть недостатки, и я кое-что в жизни сделал не так, но в целом-то ведь я хороший человек. Ну не такой же я, как всякие там мерзавцы!» А ясное видение содеянного, память о нем выводит нас из этого фарисейского состояния.

Память о том, что мы сделали, нас изменяет – я знаю это по себе. В свое время я была очень резка, раздражительна и суха с близкими. Но очень хорошо почувствовала, что не могу, не вправе так себя с ними вести, – когда осознала свою вину перед людьми другими, не близкими, связанными со мной лишь по работе. Когда пребывала в шоке: «Как же я так могла?! Я – и так могла?» Где уж мне было после этого рычать и щелкать зубами, демонстрировать свое превосходство и т.д. – мне бы хоть немножко себя каким-то добрым делом утешить. А в идеале-то мы всю жизнь должны пребывать в таком состоянии: не чувствовать себя сколько-нибудь способными к качанию прав по причине содеянного нами. Память о собственной вине должна посещать нас именно тогда, когда мы возмущаемся чужими действиями, когда начинаем обрастать претензиями к окружающим. Живое воспоминание о том, что мы натворили с ближними, способно разом вывести из состояния обиды, жалости к себе, нескончаемого оплакивания собственной раны. И это я тоже знаю по себе.

Никому, конечно, такого креста не пожелаешь, но мне кажется, что человек, сбивший кого-то машиной и по-настоящему это переживающий (переживают не все, многие и здесь себя оправдывают), никогда уже не сотворит зла сознательно. Никогда не будет жесток, черств, высокомерен. Конечно, близким жертвы от этого ничуть не легче, но я и не пытаюсь смягчить ситуацию – она действительно страшна. Однако тот, кто стал ее причиной, – погибнет, если отвернется от нее, найдя способ себя оправдать или просто сумев забыть; и спасется, если примет весь ее ужас до конца.

Преподобный Моисей Мурин
Преподобный Моисей Мурин
Церковь призывает нас учиться видеть в себе грех и предупреждает, что это совсем не просто. «Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности действительно есть дар Божий», – писал святой Иоанн Кронштадтский. Начало здравия душевного – видение своих грехов бесчисленными, как песок морской, – это слова священномученика Петра Дамаскина. Но многие ли достигают этого начала (только начала, заметьте)? У нас не получается, или мы не хотим видеть свои грехи. А вина – она приходит нам на помощь. Она дает своего рода проекцию вовне, показывая нам то, что гнездится у нас внутри. Человек сел за руль после стакана водки, да просто решил проскочить на красный свет – что за этим стоит? Не одна только неосторожность – неумение помнить об окружающих, эгоизм, эгоцентризм, высокомерие, непослушание: «Мне закон не писан, мне море по колено». Всё это до поры не осознанно, скрыто во мраке непросвещенной души – и не приведи Бог, чтобы вот так именно вышло наружу…

Да, это не на стенку проекция, не на экран какой-то – на души человеческие, на судьбы; это помощь горькая, страшная, но кто ж виноват, что иной помощи мы не принимаем, голоса Божиего, в тайне звучащего, не слышим?

Чем больше вина, тем меньше оставляет она человеку ложных выходов, боковых дорожек; раздавленный огромной виной человек с неизбежностью должен понять, что путь у него теперь один – вверх, к Тому, Кто сказал разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43).

Мне известны (тоже как журналисту, как судебному репортеру) люди, неспособные принять этот евангельский эпизод. Как же так: резал-резал людей, грабил-грабил на дорогах, а потом сказал несколько слов – и в рай! Где справедливость?

А она – в словах разбойника Благоразумного, разобравшегося наконец в происходящем: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23: 41). Вот как говорил об этом разбойнике святитель Иоанн Шанхайский в одной из своих проповедей:

«Глядя на Него, разбойник словно очнулся от глубокого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и им самим. Тот – несомненный Праведник, прощающий даже Своим мучителям и молящийся за них Богу, Которого называет Своим Отцом. Он же – убийца многих жертв, проливавший кровь людей, не сделавших ему никакого зла.

Взирая на Висевшего на кресте, он словно в зеркале увидел свое нравственное падение. Все лучшее, что таилось в нем, пробудилось и искало выхода. Он осознал свои грехи, понял, что к печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему некого. Посему злобное настроение против исполнителей казни, каковым был охвачен разбойник, распятый по другую сторону от Христа, а вначале и он сам (см.: Мф. 27: 44), сменилось в нем чувством смирения и сокрушения. Он почувствовал страх грядущего над ним суда Божия.

Отвратителен и ужасен стал для него грех. В душе он уже не был разбойником. В нем проснулись человеколюбие и милосердие. Со страхом за участь своей души в нем сочеталось отвращение к происходившему надругательству над невинным Страдальцем».

Разбойник не вошел бы в райскую обитель, если бы забыл о том, что творил. Он вошел именно потому, что помнил.

Церковь, кстати, чтит не одного Благоразумного разбойника – многих; один из них – святой мученик Моисей Мурин. Его житие поражает – именно мученическим концом. Смерть от руки напавших на монашескую обитель разбойников он принял как желанную для себя расплату, как закономерное и необходимое следствие тех убийств, которые совершил сам. Как подтверждение Христовых слов: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Вот что делает с человеком память о вине.

«Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…» – это из дневника Николая Евграфовича Пестова, профессора-химика, духовного писателя, подвижника, тайного просветителя обездоленной советской России. В молодости он был большевиком, комиссаром, служил в ЧК. А затем всю жизнь был движим великим раскаянием.

Но может ли обычный, далекий от аскетических подвигов человек чисто психологически выдержать эту тяжесть – постоянную память о вине? Способен ли он пребывать в таком напряжении изо дня в день? Ему ведь нужен отдых, нужно какое-то приемлемое самочувствие, и сон, в конце концов, нужен спокойный – чтобы не сгореть…

О сне в молитвах вечернего правила говорится не раз: «И неосужденна ныне сном уснути сотвори», «мирен сон и безмятежен даруй мне», «…да с миром лягу, усну и почию…» В какой-то момент меня, что называется, осенило: не о том здесь речь, чтоб нам хорошо выспаться, но о том, чтобы мы, не имеющие на самом деле права на необходимый нам покой, получили его по милости Божией – именно потому, что не можем без него обойтись. И это касается не только сна – всей нашей повседневной жизни. Наша вина не отнимает от нас права на осенний лес, на весенний воздух, на морской прибой, на дружбу и любовь, на творчество и познание. Потому что это все дает нам – Он. И мы плохо поступим, если не примем Его дара.

За каждой литургией мы слышим 50-й псалом Давида – покаянный вопль, вырвавшийся из груди царя-псалмопевца после того, как пророк Нафан указал ему на его страшную вину. По-настоящему вслушавшись в этот текст, человек удивляется. Чего просит Давид, погубивший честного и доблестного Урию из-за похоти своей? Он просит того, что после такого поступка представляется невозможным: радости. «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50: 14). Но разве смог бы Давид просить себе радости, если бы не увидел без всяких прикрас и самооправданий – и глубину своего падения, и ужас его последствий для других людей?

Марина Бирюкова

25 апреля 2013 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез Митр. Афанасий Лимассольский Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез Митрополит Лимассольский Афанасий Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научишься плакать, начнешь отдыхать душой. Грешницы. Рассказ Грешницы. Рассказ А. Богатырев Грешницы. Рассказ Грешницы Рассказ Александр Богатырев «Я и слова такого не знала: грех. Жила, как все жили. А кто у нас себя грешницами считал? Кто? Хоть одну бабу назови». – «Моя мать», – тихо вздохнула Антонина. Может ли грех быть мелким? Может ли грех быть мелким? Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Право на грех Право на грех Игум. Нектарий (Морозов) Право на грех Право на грех Игумен Нектарий (Морозов) Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется... Грех как норма и первородный грех Грех как норма и первородный грех Прот. Александр Шаргунов Грех как норма и первородный грех Грех как норма и первородный грех Протоиерей Александр Шаргунов Новая, самая популярная философия и идеология: не существует никакого греха! Хватит преследовать людей. Пришло время освободить их от чувства вины — идет ли речь о взаимоотношениях полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей.
Комментарии
Надежда16 августа 2013, 23:00
Спаси Господи! Марина, ваша статья дала ответы на вопросы, мучившие меня.
Анна 6 июня 2013, 15:00
А я согласна с тем, что понятие вины здесь определено нечетко. И вообще, это понятие скорее юридическое и мало имеет отношения к вере. Чувство вины очень сильное чувство. Психологи говорят, что оно на условной шкале стоит ниже депрессии, то есть уныния. Между тем, автор предлагает "жить с ним", очевидно имея в виду раскаяние. Я же скорее соглашусь с психологами, которые предлагают снять груз вины с себя, так как понимают, что человек, которому свойственно испытывать это чувство, все равно полностью не освободится от него, либо оно перейдет в раскаяние, которое уже совсем другое чувство, созидательное. Вообще же, хотелось бы почитать на эту тему рассуждения священников, православных психологов и, конечно же, святых отцов, а не просто рассуждения из личного, или чужого, опыта.
Максим18 мая 2013, 23:00
Спасибо!
Андрей Васин29 апреля 2013, 23:00
Силуан Афонский говорил: Держи ум свой в аду и не отчаявайся! Эти слова мне сказал один батюшка, когда у меня было не лучшее время жизни. Смысл кратко таков: несомненно нужно помнить всё, что сделал в разрез с Евангелием, - это обязательное условие! Но отчаяваться не стоит, Господь милостив и прощает человеку, чтобы не сотворил человек, если конечно последний приносит искреннее и сердечное покаяние. Таково одно из таинств нашей Церкви.
Наташа29 апреля 2013, 22:00
Я искала эти слова 3 недели. Я потеряла ребенка. И виню себя. Мне говорят: ты не виновата. Но я то знаю. Спасибо Вам огромное за статью. Земной Вам поклон. И милости Божией.
Геннадий-либерал29 апреля 2013, 00:00
Марина. Сути по некоторым рассуждениям статьи, Вы находитесь в сложной духовной ситуации, причем выйти из нее не можете, даже с помощью Церкви (конечно, возможно Вы пробуете рассуждать за другого, но в этом случае Ваша статья пустословие). Прежде всего необходимо четко сформулировать понятие "вины", пусть и в варианте Вашего персонального "тезауруса". Иначе, ни Вы сами, ни читатели не поймут Ваши мысли. К примеру, с точки зрения уголовного и гражданского судопроизводства "вина" это не "это внешний результат, следствие нашего греха", а наоборот "внутренний субъективный элемент состава преступления, причем его предваряющий". Поэтому, скорее всего, Вы толкуете, о муках совести или угрызениях совести. Как жить с виной? Осознать и покаяться, а причиненный вред или ущерб загладить или компенсировать потерпевшему или его родственникам. Все достаточно просто: например, если так случилось, и Вам, те родственники говорят: "Мы прощаем Вас, но мы потеряли источник дохода для проживания, поэтому выплатите нам 1 000 000 рублей, можно в валюте". При таком обороте Ваш вопрос (свободного времени) - Как жить с виной? - автоматически переформулируется в менее духовный - Как мне рассчитаться с долгом?
Татьяна27 апреля 2013, 21:00
Спасибо большое и храни Вас Господь.
Ольга26 апреля 2013, 09:00
Господи,слава тебе.
Вячеслав26 апреля 2013, 00:00
Марина, Спасибо за хорошую статью! Искренний вам поклон и слава Богу! Осталось лишь самое главное: прожить с этим всю жизнь.
Олег25 апреля 2013, 22:00
Светлана Николаевна: "Испытывать чувство вины за свои грехи может быть и признаком внутренней, глубоко скрытой гордости. Когда человек винит себя и только себя в своих грехах - это признак его ненадеяния на Бога и помощь Божию." Думаю, эти слова относятся к грехам, повторяемым снова и снова по немощи человеческой. А автор имеет в виду нечто иное, грех,который забыть просто невозможно, да и нельзя, вероятно.. Без помощи Божьей такой грех способен раздавить человека, и искренне раскаявшийся уже не совершит его вновь ни за что..
елена25 апреля 2013, 21:00
да спасет Вас Господь, Марина, мне очень помогла ваша статья.
Олег25 апреля 2013, 21:00
Спасибо Тебе Господи! Спасибо Марина! Действительно своевременно!
nadejda25 апреля 2013, 18:00
Спасибо!... "Мы принесли ущерб другим людям, мы стали причиной их страданий, через нас в мир вошло некое «количество» зла. Даже если у нас есть возможность как-то пострадавшим от нас людям воздать, хотя бы извиниться перед ними – кто вернет им то время, те жизненные силы, которые отняты принесенной нами болью? Даже если эти люди нас простили – а некоторые из них склонны прощать в силу родственной любви, – должно ли нам самим от этого стать легче?" - именно эти мысли и занимали меня сегодня...и тут Ваша статья...БЛАГОДАРЮ!
Наталия25 апреля 2013, 18:00
спасибо!
Светлана Николаевна25 апреля 2013, 18:00
Испытывать чувство вины за свои грехи может быть и признаком внутренней, глубоко скрытой гордости. Когда человек винит себя и только себя в своих грехах - это признак его ненадеяния на Бога и помощь Божию. Это признак того, что человек боролся с грехом своими силами и надеялся САМ себя спасти, своими "заслугами" войти в Царство Божие. Это признак и того, что человек мало верит в Любовь Божию, в Его желание спасти каждого из нас. И не за какие-то наши "добрые" дела (дела, которые мы по своему разумению считаем добрыми), а просто потому, что этот грешный человек дорог Ему, как самое дорогое, что только может быть во всем сотворенном мире. Это не мои мысли, это мой убогий пересказ из Никодима Святогорца. И пока не утвердит Господь Духом Владычним, человек будет падать. А Дух Божий не придет, пока сердце не очищено покаянием, не подготовлено для принятия Благодати Духа.Потому что невозможно заполнить сосуд чистой водой, если он уже заполнен грязью. И просим Господа словами Давида:"Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух Прав обнови во утробе моей! Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене! Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя!" Трижды просим Духа Божия, потому что своими силами победить грех не может человек, а только милостью и с помощью Господа.
Евгений25 апреля 2013, 15:00
Хорошая статья, несомненно. Жесткости не хватает. Да, мы должны жить по заповедям Божьим, т.к. других нет, да и не нужны они, мы должны постоянно думать о своих грехах, скорбить о них, мы должны постоянно чувствовать вину за происходящее вокруг нас и исходящее от нас, т.к. не всегда это умильно и красиво. Мы многое должны в этой жизни, да многое ли отдаем, вот в чем вопрос?! Есть такое слово - "удобно". Согрешили прелюбодеянием и тут же оправдались, как же без секса, заболеем!! И врачи наперебой советы дают, и друзья и интернет любимый! Удобно! Вроде и греха уже толком не видно, да и грех ли это совсем? Украли у государства кирпича на стройке и то ладно! Где же грех, позвольте спросить? Как говорят - грех пройти мимо! А мы не мимо- мы себе в карман! Удобно! Инстинкты самосохранения! Вот оттого и мучает вина или совесть, или просто болеем чем-то... да ну ее, родимую, поближе к пяткам! Как там говорят - один раз живем? Режь, пей, убивай, воруй и любодействуй!! Обматери всех по матушке, ежели чего не так скажут в твою сторону! Так ведь удобно! А где мы с вами, люди?!
evfrosinija25 апреля 2013, 13:00
Spasibo! horoschaja propowed!
Мария25 апреля 2013, 13:00
Спаси Господи! И спасибо Вам, как нужна мне сейчас эта статья.
Наталия25 апреля 2013, 12:00
Дорогая Марина, спаси вас Господь за такой прекрасный и важный текст. Вина-страшная вещь. Она может съест человека вместе с его раскаянием. Один батюшка мне говорил, как не "съесть себя за грех" - надо всё время благодарить Бога, с утра и до утра. Вам просто огромное спасибо, мне текст помог уточниться.
Андрей25 апреля 2013, 12:00
Чувство вины, а где вина - там рядом стоят и скорбь и уныние, одно из сложнейших состояний для человека. Кто однажды испытал на себе эту брань, и преодолел её - тот поймёт. Это как эпический рубеж в жизни отдельной личности, на котором испытывается Вера, доверие к Творцу. И есть плата за прохождение этого рубежа - покаяние. И если покаяние искреннее, полное, с сокрушением сердца, с непреодолимой Верой - тогда от чувства вины избавляешься, и на его месте рождается радость. Радость великая. Радость от того, что Господь простил грех. И в этой радости уже нет места чувствам вины, скорби. Да, твои грехи будут всю жизнь на памяти. Но воспоминание о них не будет рождать вины. С воспоминанием будет отныне связана радость прощенного греха. И в этой радости - любовь и доверие к Господу, укрепление Веры, духовный рост... И многие другие духовные дары. Спаси, Господи!
Наталья25 апреля 2013, 11:00
Дивны дела Твоя, Господи! Всякий раз, задаваясь каким-то вопросом и не находя прямой ответ у людей, прошу этот ответ у Господа. И Он дает - через людей. Вот и этот рассказ - ответ на мой вопрос: что делать с чувством вины, которое все равно остается, даже после искреннего раскаяния? Благодарю автора за эти строки. Очень своевременно. Спаси Господи!
Николай25 апреля 2013, 10:00
Спаси Вас Господь! Отлмчная статья! Видно, что автор сам пережил то о чем пишет.
Дмитрий25 апреля 2013, 10:00
Спасибо! Удивляюсь своевременности этой статьи...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке