Мозг не рассчитан на компьютерные игры

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, магистр богословия и священник Григорий Григорьев считает, что компьютерные игры злоупотребляют стимуляцией в человеческом мозге «зоны стресса», предназначенной исключительно для спасения жизни в экстремальных ситуациях

Забыл моргать

Фотограф Робби Купер (Robbie Cooper) для The New York Times
Фотограф Робби Купер (Robbie Cooper) для The New York Times
Этот лицо семилетнего мальчика из Нью-Йорка в процессе игры. В глазах у него стоят слезы, потому что он так увлечен, что буквально забывает моргать, и организм вынужден плакать, чтобы увлажнить глаза.

Среднестатистический мужчина в стране с развитой культурой онлайн игр к 21 году проводит в онлайн игре около 10 тысяч часов. Примерно столько же времени проводит на занятиях за все время обучения американский школьник, если он не пропускает уроки – такие данные приводит футуролог и геймдизайнер Джейн Мак Гонигал (Jane McGonigal) из Института Будущего (IFTF) в Калифорнии. Как влияет на человека информационный поток, сопоставимый по объему с системой школьного образования? В самой компьютеризированной стране мира – Южной Корее, где около 85% имеют широкополосный доступ к Интернету, воздействие игр на человека является предметом внимания со стороны государства. Более 50% населения (по данным Korea National Information Society Agency) играют в онлайн-игры, около 6% населения страдают от игровой зависимости. Начиная с трехлетнего возраста детей в детских садах учат, как контролировать время общения с электронным устройством. Ожидается, что под эту государственную программу в 2013 попадут около 90% детей в возрасте от 3 до 5 лет. Для школьников правительством созданы «учебные лагеря», куда родители могут насильно поместить ребенка, чрезмерно увлекшегося играми. Для взрослых игроков действует бесплатная служба психологической консультации.

Вылечить подростка от игровой зависимости в Корее пытаются с помощью военной подготовки в специальных лагерях (фото с сайта allvoices.com)
Вылечить подростка от игровой зависимости в Корее пытаются с помощью военной подготовки в специальных лагерях (фото с сайта allvoices.com)
Как исследовали российских геймеров

В России проблема воздействия игр на человека пока что не является предметом национальной обеспокоенности. Первая диссертация, посвященная психологическим особенностям «хардкорных» (т.е. крайне увлеченных) онлайн-игроков, была защищена только в 2012 году («Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции»). Дарья Рыбалтович несколько лет анкетировала геймеров и пришла к выводу, что с увеличением времени, проводимого в игре, и общего игрового стажа, личность человека начинает меняться. Новый игрок «обладает повышенной психической активностью и оптимизмом, может быть жизнерадостными, деятельными, инициативными и предприимчивыми. Стремится к лидерству в любых обстоятельствах, но предпочитает быть неформальным лидером». По мере погружения в виртуальные миры человек становится «боязливым и тревожным, снижается уровень работоспособности, появляется возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, пассивность, склонность к депрессии, а иногда и к самоубийству, у человека появляются циклотимические смены настроений». (видео)

Проще говоря, человеку становится трудно удержать психику в ровном состоянии. Игрока бросает из ощущения силы и необычайного оптимизма, в котором он способен уйти с работы «в никуда», отвергнуть близкого человека в поиске «идеальных отношений» или совершить эпатажную истерическую выходку, в состояние полного опустошения, здесь может развиться и депрессия, ощущение собственной ничтожности и бессмысленности, безволие и беспочвенные страхи. На нижних пиках этих эмоций и появляются мысли о самоубийстве.

Кадр из МФ South Park. Серия посвящена многопользовательской РПГ World of Warcraft
Кадр из МФ South Park. Серия посвящена многопользовательской РПГ World of Warcraft
«Зачастую такие люди не способны доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными, – делится результатами исследования игроков Д. Рыбалтович. — Они отличаются прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Часто переоценивают свои возможности, но столкнувшись с трудностями легко впадают в депрессию. Они характеризуются резкими сменами настроения с немотивированными поступками и действиями, труднопредсказуемым поведением». Кроме того, у человека притупляется чувство сострадания к другим людям, потому что его эмоции сосредотачиваются в мире игровом.

Компьютерные и азартные игры эксплуатируют стресс

Почему игра, которая в детстве помогает человеку получать новые знания, став компьютерной и заняв главное место в жизни, начинает разрушать его личность? Доктор медицинских наук, профессор, врач психиатр, нарколог, психотерапевт и священник Григорий Григорьев занимается различными зависимостями более 35 лет, за это время через доктора Григорьева прошло около 130 тысяч пациентов, 395 из них страдали зависимостью от азартных игр. Изучая психофизиологические механизмы формирования зависимости, о. Григорий и пришел к выводу, что по своему воздействию на организм компьютерные игры очень похожи на игры азартные. И там и там ключевую роль играет сильный стресс.

По словам о. Григория, для детей стрессом может быть угроза игровой смерти или миссия по спасению мира, возможность реализовать в игре свои комплексы и мечтания. А для того, чтобы «зацепить» взрослого, сформировавшегося, семейного человека, как правило, недостаточно одного только придуманного мира, и потребуется участие в игре реальных денег. Что плохого в сильном стрессе?

Мозг создан для счастья

В США есть такая наука, которой пока нет в нашей стране — психиатрическая эндокринология. Эта наука изучает головной мозг как крупнейшую эндокринную железу человека, вырабатывающую гормоны «радости жизни». У человека, оказывается, есть свой внутренний алкоголь (в норме за сутки вырабатывается количество алкоголя, примерно эквивалентное бокалу шампанского), свои опиаты, никотин и многие-многие другие вещества. «От того, как вырабатываются эти гормоны, зависит система мировосприятия человека, — говорит о. Григорий. — Человек, у которого хорошо вырабатываются гормоны радости, быстро забывает плохое и, по-образному выражению приснопамятного старца Паисия Святогорца, - воспринимает мир как пчела, которая повсюду видит цветы и мед. Человек, у которого эта система работает неправильно, начинает воспринимать мир как муха, которая повсюду видит дерьмо и помойку и не может забыть плохое». Гормонов радости открыто современной наукой около 1500, на самом деле их может быть значительно больше. Гормонов стресса известно всего пять. «То есть радость бесконечно многообразна, а горе у всех достаточно однообразно», – опровергает Льва Толстого профессор Григорьев.

Полностью погружаясь в сильнейшие игровые переживания, человек стимулирует зону стресса, которая начинает вырабатывать стрессовые гормоны. По мере того, как стимуляция становится систематической, в организме происходит патологическая перестройка. «От стрессовых гормонов человек испытывает ощущения сродни опьянению, — объясняет доктор Григорьев. — При игре человек вырабатывает и закрепляет в организме механизм “балдежа” от стресса». Но человек, как считает врач, к такому механизму получения удовольствия просто не приспособлен физиологически.

Стресс сделан не для «балдежа», а для выживания

«Стресс – это защитная реакция организма, которая призвана срабатывать только в особо экстремальных ситуациях для того, чтобы помочь человеку выжить, — говорит о. Григорий. — Если за человеком, скажем, погналась собака, и он перепрыгнул через забор, побив при этом мировой рекорд по прыжкам в высоту, то гормоны стресса, с помощью которых он это сделал, спасают ему жизнь». В качестве иллюстрации отец Григорий приводит известный ему случай из рассказа покойного академика А.Ф. Трешникова, когда на Северный полюс высадилась одна из первых групп полярников во главе с Папаниным люди занялись устройством базы для ночлега, а пилот самолета стоял под крылом, когда почувствовал что кто-то сзади похлопал его по плечу. Он обернулся и с ужасом увидел перед собой стоящего на задних лапах огромного белого медведя готового напасть на человека. В одно мгновение, без разбега, с места, летчик запрыгнул на крыло самолета на высоту более двух метров. В этой же экспедиции, по стечению обстоятельств, находился бывший чемпион СССР по прыжкам в высоту. В снегу ему прочистили дорожку для разбега, но он не смог запрыгнуть на крыло. Или ребенок попал под машину, и мама эту машину подняла. Таким образом, стресс предает человеку невероятные силы. Но если стресс повторять многократно, то может наступить истощение организма. И такая мощная защитная физиологическая реакция не должна эксплуатироваться регулярно по собственному желанию, а лишь по своему прямому назначению для спасения жизни. «Стресс снимает многие защитные физиологические барьеры организма и при определенной передозировке может привести к смерти, — говорит профессор. — Если человека после такого рекордного прыжка через “забор собственных возможностей” еще раз поставить рядом с забором и снова пустить злую собаку, то резервные возможности человеческого организма могут истощиться и человек может умереть, добежав до цели, как древний марафонский бегун добежавший с вестью о победе и умерший от физиологической перегрузки. Стресс физиологически необходим для спасения жизни, а не для удовольствия. Для удовольствия должны включаться нервные клетки центров головного мозга, вырабатывающие гормоны радости, положительные эмоции». По словам доктора Григорьева, нормальный человек получает радость от добрых дел, или хотя бы от обычных полезных занятий — езды на велосипеде, собирания грибов, рыбалки или удачной прогулки. Хорошо помогает расслабиться физически и снять негативные последствия стресса физическая работа (кстати, еще лет 150 назад 95% энергии в мире производилось за счет мускульной силы человека и животных). А человек с измененной патологической физиологией будет радоваться тому, к чему переадаптировался его организм, т.е. от греха. В данном случае, считает священник, можно говорить о таком понятии, как патологическая физиология греха.

Как построить ад внутри себя

Если долго совершать какой-то грех, — считает психиатр,— то система ощущений человека патологически изменяется. Например, садист будет получать патологическое удовольствие от мучения других людей. То же самое происходит у человека, попавшего в игровую зависимость. Он начинает «ловить кайф» от того греха, который включает и эксплуатирует зону стресса. Если он не играет, то он ищет какой-нибудь другой патологический источник постоянного стресса. При этом у него происходит внутренняя перестройка нормальной физиологии в физиологию патологическую. При этом начинает по-другому хуже работать головной мозг человека – нарушается врожденная физиологическая система выработки положительных гормонов. Нервная система начинает истощаться.

Ученые провели эксперимент над крысами: в мозг грызунов вживлялся электрод раздражающий «центр радости» при нажатии крысой специальной кнопки. Получая удовольствие от физиологического стресса, крыса нажимала кнопку вплоть до полного истощения и смерти. Таким образом внутренний кайф способен разрушить инстинкт самосохранения и привести к истощению и смерти.

Вначале нарушается сон, как показатель того, что НС перестала восстанавливаться. Потом нарушается механизм забывания плохого. Тогда человек нередко прибегает к алкоголю и наркотикам. На каком-то этапе депрессию могут компенсировать медикаменты. Но, в конечном счете, они ее только усугубляют, потому что не воздействуют на причину депрессии. Примерно за три года наступает мощнейшее истощение центральной нервной системы и развивается глубокая депрессия. В голове вместо мира появляется хаос, постепенно заполняющий все духовное пространство. Человек сам создает ад внутри себя. «Этот ад и одиночество приводят человека к депрессии – все проблемы становятся неразрешимыми. Человек чувствует, что он никому не нужен, его никто не понимает, он никому не может про это рассказать, — говорит профессор Григорьев. — Человека вообще перестает интересовать окружающий мир. И у всех игроков, по мере усиления депрессии, неизбежно возникает вопрос о бессмысленности существования, появляются суицидные мысли, человеку становится неинтересно жить».

Медицина опирается на изученные научные данные и экспериментальные доказательства. Но эти данные при внимательном изучении, как считает о. Григорий, всегда показывают божественный порядок в человеческом организме. «Мы видим, как научные данные подтверждают святоотеческое понимание действия страстей в человеке. На фоне патофизиологических расстройств, когда материализуется физиология греха, человек открывает душу для темной силы, что проявляется в виде навязчивых, а порой и сверхценных мыслей, которые лезут ему в голову. Это вполне конкретный механизм, который можно объективно наблюдать, анализировать и прогнозировать», — говорит психиатр.

Игрок закапывает свой талант в землю и убегает от Бога

«Когда человек стремится к Богу, он с Ним всегда встречается на трудных дорогах жизни, — уверен о. Григорий. — Человек сталкивается с трудностями, и порой, кажется, что у него нет сил для их преодоления. Человек в безвыходном положении начинает за счет уже включенных гормонов стресса преодолевать трудности, и вдруг у него открывается второе дыхание, приходит благодать, развиваются и преображаются его таланты, совершенствуются способности, и когда он, преодолев себя, заканчивает трудное дело, то чувствует себя хорошо, прекрасно. Именно на трудных дорогах человек встречается с Богом, ведь, по Евангелию, - Царство Небесное силою берется и прилагающий усилие восхищает его. А погружение в иллюзорную реальность – это уход с трудных путей. Как если бы ученик в школе получил трудное задание по математике, пришел домой, и чтобы не думать о плохом выпил стопарик». При уходе от жизни, под наркоз зависимостей, у человека исчезает благодатная энергия понуждения, считает батюшка, у человека не развиваются более таланты преодоления жизненных проблем и препятствий. Человек перестает преодолевать любые трудности, сходя с трудного, но прямого Божиего пути на извилистые и кривые дороги, ведущие в заколдованный лес греха и болота сомнений. Погружение в иллюзорную реальность – будь то игры или телевизор, это легкие пути «вымощенные благими намерениями». Это «широкие врата, ведущие в ад». Ведь на легких путях, как считает священник, можно встретиться только с повелителем державы смерти.

Кроме того, уходит драгоценное время, отпущенное Богом для развития подаренных человеку талантов. В Евангельской притче (Матф. 25:15) человек, который закопал свой талант в землю, был наказан хозяином. Ведь главный грех всех зависимостей, напоминает о. Григорий, не обязательно в том, что человек делает что-то плохое, но в том, что человек не делает хорошего. «Человек это же не медведь, который лег в берлогу в октябре и до апреля спит, человек к такому не предназначен, — говорит священник. — У нас вся жизнь должна быть занята полезными и добрыми делами, радостным и активным движением к Царствию Небесному, к любящему Отцу - Богу. А игра – это пассивный уход от движения. И в этом есть уход от Бога. В момент игры мы не занимаемся стяжанием благодати Святого Духа».

По словам отца Григория, грех это больной талант, талант, оставленный Богом. «Ушел дух любви и благодать Святаго Духа из человека, и все его таланты превратились в грехи, — считает психиатр. — А Грехи можно исцелить только одним путем, встречей с Богом. Тогда грехи снова превращаются в таланты, по-другому же перевоспитать человека просто невозможно». Если, например, у человека нет чувства меры, и он играет до пяти утра, то не надо пытаться воспитать у него чувство меры, все равно ничего хорошего из этого не выйдет. Даже воздержание в этом случае станет пружиной страстей, которая сожмется до предела, чтобы распрямиться с новой злой силой – говорит священник. — Нужно просто «крикнуть караул» - как блудный сын вернувшийся к Богу. Это позволит переключить отрицательную энергию зла на добрые дела: на живых людей, на помощь зависимым, на строительство храма, на рыбалку, и тогда металлолом грехов переплавится в сверкающий металл добродетелей. Таким образом, качество отрицательное - окажется положительным качеством, вашим талантом, и все будет как в сказке с хорошим концом. Но играть вам в этом случае нельзя совсем – всю оставшуюся жизнь».

Как избавиться от игровой зависимости

Отец Григорий советует искать помощи не только в Церкви, которая лечит дух, но и у опытного врача, который поможет вылечить психику и тело. «Когда Церковь начинает в одиночку заниматься духом, то она может не затронуть больную физиологию – нет у современного человека такой нужды к исцелению, нет покаяния, смирения и послушания, — говорит о. Григорий. — Поэтому хорошо помимо священника надо также найти и грамотного, любящего людей врача. Человек должен смотреть на свою зависимость не только как на грех, он должен понимать, что у этого греха есть свой физиологический механизм. Божья помощь часто приходит не напрямую, а через врача, для смирения». Батюшка советует записаться по медицинской страховке на бесплатный прием к психиатру или психотерапевту. «Зависимости преодолеваются успешно при достаточной мотивации, просто надо этим заниматься длительно и систематически. И, помимо духовника – хотя бы год походить к специалисту», — уверен священник.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Михаил29 января 2016, 22:00
Смотрю, в коментариях кто-то пытается найти "законный" повод игроманить, и выискивает в бочке дёгтя ложку мёда. Правильная статья я считаю. Тем, кто спрашивает автора, что лучше - "тихая" игромания или наркоманство и убийство, советую вспомнить случаи убийств на игровой почве(ну захотелось человеку воплотить игру в жизнь, что тут сделаешь?), а какие игроманы раздражительные- это уже мой опыт,- готовы орать на весь дом если "конфетку" отняли родители.
Станислав 1 декабря 2015, 08:00
Создалось, возможно, ошибочное впечатление, что путь о. Григория к Богу был устлан исключительно розами, он никогда не заблуждался, не шел по неверному пути. Тов. Кирилл Миловидов, возможно, немного ограниченно передал нам то, что хотел выразить святой отец.
Анаргирос21 октября 2015, 01:00
Онлайн игры особенно опасны: почти в каждой из них вся семерка грехов-пороков как на подбор. Похоть в нарядах, зависть и злоба - сама суть такой игры, а невозможность удовлетворить свою гордыню - ввергает в уныние. Горе тому, кто подсядет на эту эндорфиновую иглу.
Alex Kol 7 августа 2015, 23:00
Очень хорошая и полезная статья. Когда то специально искал в интернете что-нибудь про игровую зависимость так как сам чувствую что подсел в онлайн ( танки и т.д ) но ничего толкового не нашел,пиндосовский Google только бестолковые советы да рекламу показывал. Считаю что статья хоть и не все аспекты зависимостей от игр осветила,тут и книги мало , но для тех кто ищет выхода из мрака - это огонек надежды. Ну а для себя я уяснил еще раз что все эти проблемы от добровольного ухода от Бога, родничек нашей души скудеет и она пытается заполнить пустоту всякой дрянью - играми,сексом,пьянством,наркоманией и т.д ... Но,к сожалению,к пониманию своего неправильного пути люди приходят поздно,когда теряют семьи,судьбу,здоровье.....
Banderlog23 сентября 2014, 02:00
Проблема игр реальна. Сам пытаюсь несколько месяцев спрыгнуть с танков. Прошу Бога помочь - через несколько дней ломается компьютер, при этом не получается сразу отвезти в ремонт, забираю только через 2 недели. За это время страсть к игре проходит. Но стоит на минутку зайти и опять ухожу с головой, сижу до 1-2 часов ночи. Наутро голова не варит, состояние, как после пьянки, коришь себя весь день. Должен быть ключик, который бы отключил зависимость, переключил на более полезные занятия. Где он?
Максим14 февраля 2014, 10:00
А я согласен с автором. Спасибо за статью.
Владимир29 октября 2013, 23:00
А почему в статье ссылаются на Джейн Мак Гонигал - футуролога (ещё и доктора философии и гейм. дизайнера) из США, но берут только статистику из её исследований? Расскажите о её исследованиях позитивного влияния компьютерных игр более развёрнуто. Не гоже это - одну сторону выпячивать, а другую замалчивать. Когда будет взвешенный анализ всех за и против, тогда есть смысл читать данную статью и им подобные. Дело в том, что если посмотреть на исследования той же Мак Гонигал по указанному источнику (TED.com) - можно увидеть как она в корне противоречит автору, но автор не стал утруждать себя анализом и опровержением существующих теорий, а это одна из его основных задач как исследователя.
Aleksey15 октября 2013, 13:00
Игры придуманны для растления, от них точно не становишься лучше, другое дело боевые симмуляторы для армии и компьютерное моделирование. Пустая трата времени очень избавиться посмотрите как поменялось молодежь-благодаря информационным технологиям, т.е. грань добра и зла стерлась специально кто то лоббирует эти игры подсаживает на них детей с 8 лет и раньше строиться всемирный мировой порядок, в том числе с помощью информационных технологий и компьютерных игр, загружают модели поведения.
FlamesoFF10 октября 2013, 16:00
Игра игре рознь. Азартные игры в казино и т.п. - однозначно зло, а вот компьютерные игры не все идентичны. Изучать в симуляторе управление боевого вертолета или истребителя, выполнять совместные виртуальные полеты и задачи, которые не только интересны но и позволяют понять что такое авиация, это не одно и то же что и Онлайновые Ролевые Игры (MMORPG), где нужно сутками "прокачивать" своего персонажа и ничего не получать ни для души, ни для ума, ни для сердца. Я, к примеру, знаю как совершить взлет на КА-50, теоретически это может пригодиться в жизни. А вот MMORPG - пожалуй наихудшие игры из всех: максимум потраченного времени, минимум приобретенной полезной информации. Но так или иначе все хорошо в меру. Даже в симуляторе можно просиживать, например, по 8 часов в день после школы.
O13 мая 2013, 11:00
Если кому-то не интересно или не согласны с мнением автора,зачем друг другу портить настроение и писать лишнее в комментариях. Мне нравиться статья, я полностью согласна и благодарю автора.
Максим 9 мая 2013, 11:00
Вобщем День Победы. Беру стопку дедовских благодарностей за освобождение Европы. Открываю Википедию и ввожу город Браунсберг. Захожу на домашнюю страницу города - антивирус не пускает, говорит заражен вирусом. Думаю а у них там это уголовно наказуемо, тогда в Интерпол надо обращаться. Посоветовался с отцом, открыл карту, обнаружил что это другой Браунсберг (тот польский). Ведь Антоний великий тоже подражал священникам в ранние года играя. Сделал вывод, что на этот поступок меня подтолкнула игра Фараон (там управление городом). А копейку Миша направь на строительство Александрийского Маяка, например. Гусары денег не берут.
Михаил 7 мая 2013, 15:00
Игромания (компьютерные игры) может заменить наркоманию, может помочь и отвлечь сумасшедшего, действительно настоящего инвалида. Тут не всё так однобоко, хотя зло, да. Но вот серый волк писал и я тоже думаю: а что лучше - употреблять наркотики, страдать от психических расстройств, блудить, или играть? Вот пусть мне священник тут скажет, а что большее зло - блуд неистовый, убиство, безумие или игра? У меня тоже была тяжелая ситуация и я решил уйти в виртуальный мир. Мочил монстров, пока мир вокруг меня рушился и ситуация развивалась без моего участия. И если бы снова пришлось делать такой выбор - сделал бы тоже самое. Это так весело быть оптимистом за чужой счёт, рассуждать о борьбе, талантах и понуждении. Только в реальной ситуации искушения этим рассуждениям цена - копейка.
Серый не волк (хочу быть неправым) 7 мая 2013, 09:00
Оленеву Юрию: Ваш комментарий в части, адресованой мне, совсем ни куда. Энциклопедию здесь в комментарий не уместить (хотите -- пробуйте), а я не о том Вас спрашиваю: можете Вы меня лишний раз унизить и "задавить интеллектом" или нет. Кубок Вам в руки и медаль на шею! Признаю Вас профессором в знании определений смирения, тщеславия и злословия! Вы можете ответить мне на основной вопрос: 1. Прав ли я, что не совершил преступление? 2. Прав ли я, что потом, начал палить по монстрикам, или надо было стрелять в людей? Если не можете, то Ваш взгляд на меня свысока не поможет.
Максим 5 мая 2013, 12:00
Речь идет о программах-тренажерах. Если кто не знает это программы разыгрывающие интимные ситуации с дамочками. А то вы так и Иоанна Предтечу обвините в игре во чреве.
Оленев Юрий 4 мая 2013, 12:00
Dear Daniel, your wellcome: http://www.google.com/#hl=ru&sclient=psy-ab&q=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9 %D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2&oq=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9 %D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2&gs_l=hp.3..0l4.12130.20622.0.21184.21.15.1.5.5.2.1107.2817.10j0j2j2j7-1.15.0...0.0...1c.1.12.psy-ab.f159PKTgAY0&pbx=1&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.45960087,d.bGE&fp=c5d41c8c288cc52c&biw=1360&bih=587 It is`nt something special. Just do at first yourself that you wanna say, after that speak aloud, if you might. --- Серый волк, меня всегда умиляли люди, которые считают свою свежеиспеченую выдумку (а если вы еще и используете лингвистическую "методику" ряженых-неоязычников, вам же хуже) более весомым аргументом, чем тысячелетняя традиция. Святоотеческие труды вы может быть и не осилите, но посмотрите хотя бы в википедии, что есть смирение в христианской традиции. Конечно, это прежде всего скромность, но это понятие, а вернее добродетель, гораздо шире и глубже. --- Жаль, что статья несколько поверхностная. Что компьютерные игры-зло знают все, включая самих игроманов на любой стадии, даже если они будут с этим спорить, в душе они понимают что это так. Важнее три других вопроса: 1)Как уберечь этого зла детей 2) Как избавиться от него самому 3) Как помочь попавшему в беду, если сам вроде бы нормален
Daniel 4 мая 2013, 05:00
This "doctor" must be so prestigious that you find his publications online just by searching in Google. I guess that's why this article didn't site anything, no sources, no nothing. If you're going to try to prove something, at least give sources. I'm assuming that either he has no sources and no right to assert these claims, or that he's lying straight to your faces. "Litzemeriya". Dear Pravoslavie.ru, I understand you love pretending to give un-biased information about how we should live our lives. But please, at least try to be more transparent next time and show where the information came from. Or just stop spewing such garbage. A disgusted reader from Canada, ~Daniel
Серый не волк (хочу быть неправым) 3 мая 2013, 21:00
Саша Шевченко: "А смирение - это не пассивность, это значит не считать себя лучше других людей" То, что Вы назвали смирением, на самом деле всегда называлось скромностью. Смирение же происходит от слова МИР и означает мириться с тем, что есть, не воевать с посланной судьбой, а принять ее. Действие же и усилие направленное на достижение чего-то, насколько я понял уже не является смирением. В статье делается акцент на "Царство Небесное силою берется", однако, поищите слово "смирение" в литературе и найдете: "Прежде всего -- смирение". В свое время мне досталось выбирать между смириться (уйти) и употребить усилие (совершить уголовно наказуемое действие). Ушел. Результат ужасен: потом пришлось выбирать между убить себя или убить других -- предпочел "стопарик" и убить время в компьютерных играх. (я неправ -- надо было взяться за оружие в самом начале? это надо понимать как употребление усилия?) Церковь у себя перед носом обнаружил несколько позже. Кому смешно, кому непонятно, а мне не до смеха. А тема игр так велика, что этой статьей даже верхушка айсберга едва-едва обозначена.
Саша Шевченко 3 мая 2013, 07:00
Серый Волк,статья о том, что быть зависимым - это плохо прежде всего для самого зависимого. Избавление от зависимости - полезная деятельность, полезная для тебя и других. ""Именно на трудных дорогах человек встречается с Богом, ведь, по Евангелию, - Царство Небесное силою берется и прилагающий усилие восхищает его" Смирение в контексте этих слов = отказ от борьбы" Простите, но здесь прямо говорится об усилии, где здесь отказ от борьбы? А смирение - это не пассивность, это значит не считать себя лучше других людей.
Серый не волк (хочу быть неправым)30 апреля 2013, 13:00
Статья и получилась и не получилась. Автор исходит из простого посыла: "погружение в иллюзорную реальность – это уход с трудных путей. Как если бы ученик в школе получил трудное задание по математике, пришел домой, и выпил стопарик" Не согласен с утверждением, что автор этой ситуации всегда только сам человек. Не всегда оно так. "Человек сталкивается с трудностями, и порой, кажется, что у него нет сил для их преодоления" Не кажется! Так оно и есть: сил для преодоления нет. Есть единичные примеры преодолевших, но масса не преодолевших. Не всегда открывается "второе дыхание", а только по милости Божьей, т.е. не у всех. Большинство же терпит поражение. "Именно на трудных дорогах человек встречается с Богом, ведь, по Евангелию, - Царство Небесное силою берется и прилагающий усилие восхищает его" Смирение в контексте этих слов = отказ от борьбы (так и я рассуждал в юности). Так что угодно Богу: усилие или смирение? В моем случае, в те годы, усилие означало преступление. Тогда я отказался от преступления, а теперь... я ничтожество (Ура ?) А впрочем: кого это волнует? Людей не колышет, пока не в них палят, а в нарисованых монстриков -- может так все и оставим? Короче: можно было и не пробовать уместить ТЕМИЩУ в маленькую статейку -- задето множество тем, помимо основной, но обо всем сказано очень поверхностно и очень однобоко (ну просто "галопом по европам").
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке