«Русский витязь» Игоря Сикорского

Сто лет тому назад, 13 мая 1913 года, произошло знаменательное событие в истории авиации, составившее гордость нашей страны: в воздух поднялся первый в мире четырёхмоторный самолёт «Гранд Балтийский», позже переименованный в «Русский витязь». Создателем его был 24-летний уроженец Киева, руководитель авиационного отдела Русско-Балтийского вагоностроительного завода (в Санкт-Петербурге) Игорь Иванович Сикорский (1889-1972).

Игорь Сикорский родился в семье врачей: известного психиатра (одного из основоположников детской психологии, основателя первого в мире Института детской психологии, Киев) профессора Ивана Алексеевича Сикорского и терапевта (по специальности она, правда, не работала) Марии Стефановны Сикорской (в девичестве Темрюк-Черкасовой). Мать Игоря живо интересовалась биографией и творчеством Леонардо да Винчи, и, возможно, это обстоятельство обусловило ранний интерес мальчика к моделям летательных аппаратов.

Отучившись три года в Петербургском морском училище, в 1907 году Сикорский поступил в Киевский политехнический институт, который, однако, не окончил - юноша посчитал, что практическая работа в мастерской и лаборатории полезнее изучения высшей математики и прочих абстрактных наук (хотя, отметим, первый академический год Сикорский завершил неплохо). Ныне на территории Киевского политеха его выдающемуся студенту поставлен памятник; а неподалёку стоит памятник другому великому человеку, также учившемуся в этом вузе, но не закончившему его, - Сергею Павловичу Королёву.

В поездке по Европе Сикорский узнал об успешных экспериментах братьев Райт, познакомился и с европейскими энтузиастами авиации. Ещё в 1908-1911 годах он увлёкся вертолётами, один из которых был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве. Однако достигнутый на тот момент уровень технологий не позволял строить реально пригодные для полётов винтокрылые машины, и молодой инженер, достаточно грамотный, чтоб осознать невозможность преодоления вставших перед ним проблем, переключился на проектирование самолётов. Первым в воздух поднялся С-2 1910 года, за ним последовали С-6, С-10 и С-11, занимавшие первые места на конкурсах русских военных аэропланов. Сикорский, кстати, и сам летал, выучившись на пилота. Более того, он всегда стремился первым облётывать свои аппараты.

Лишь спустя несколько десятилетий (в 1939 году), прославившись за океаном как создатель великолепных летающих лодок (его «клипер» S-42 первым начал выполнять регулярные рейсы через Атлантику), Сикорский вернулся к юношеской мечте - к вертолётам. Своим Vought-Sikorsky VS-300 он задал классическую схему одновинтового вертолёта с рулевым (хвостовым) винтом, по которой выполнено 90% вертолетов. И сегодня во всём мире имя Сикорского ассоциируется с боевыми и гражданскими геликоптерами марки Sikorsky.

Но первым крупным успехом Игоря Сикорского был, конечно же, «Русский витязь», а затем - созданный на его базе «Илья Муромец», признанный одним из лучших тяжёлых бомбардировщиков Первой мировой войны. Этот самолёт был особенно выдающимся для начального периода войны - ведь на момент её начала такого рода аэропланами, помимо России, располагала только Италия, причём неуклюжие этажерки Джанни Капрони не шли ни в какое сравнение с русскими красавцами-гигантами. К слову сказать, в 1915 году Сикорский спроектировал и первый в мире истребитель сопровождения для своих «Муромцев» - С-16.

А ведь многие относились к идее постройки тяжёлого многомоторного аэроплана скептически - ставилась под сомнение возможность управлять им. Сикорскому приходилось отстаивать свои смелые взгляды. «Будущее за большими и тяжёлыми самолётами», - доказывал он. Уверенности русскому конструктору придавали многократно выполненные им расчёты. Ему удалось-таки убедить в реализуемости своего проекта директора «Руссо-Балта» Шидловского.

Гигантский биплан был практически полностью готов в начале 1913 года. По размерам и массе этот самолёт («Грандом» его окрестили рабочие завода) вдвое превосходил всё, что было создано в авиации до него. Длина - 20 м, размах верхнего крыла - 27 м, площадь крыльев - 120 кв. м (по другим данным - 125), масса пустого аппарата превышала 4 тонны.

«Гранд» стал первым в мире самолётом с большой закрытой, застеклённой кабиной (длина 5,75 м, высота 1,85 м) для экипажа из двух человек и пассажиров. В салоне были предусмотрены даже удобства: умывальник и туалет! Обзор из кабины был великолепный. А перед ней, в самом носу аэроплана, устроили небольшой открытый балкон, на который пассажиры могли выходить прямо в полёте - подышать свежим воздухом и полюбоваться пролетаемой местностью!

На самолёте решено было установить четыре двигателя «Аргус» мощностью по 100 л.с. с каждой стороны от фюзеляжа тандемом по два - с приводом на тянущий и толкающий винты. В марте смонтировали два мотора (передних) из четырёх; самолёт, управляемый лично Сикорским, выполнял пробежки и подлёты. В конце апреля состоялся первый полёт - машина отлично слушалась, но мощности силовой установки ей явно не хватало.

В начале мая поставили, наконец, задние двигатели. Есть сведения, что уже тогда «Гранд» совершал полёты над Петербургом на четырёх моторах, но официально такой полёт состоялся 13 мая - в тот день на аэродроме военное ведомство принимало несколько «Ньюпоров», выпущенных Русско-Балтийским заводом по лицензии. Прибыло немало высоких чинов и им продемонстрировали отечественный исполин. Самолёт поднялся в воздух с четырьмя пассажирами на борту, набрал высоту 100 м, развил скорость почти 100 км/ч, сделал несколько уверенных виражей.

В июне «Гранд» модернизировали. Тандемная схема расположения моторов уменьшала разворачивающий момент в случае отказа одного из двигателей, но ухудшала лётные характеристики машины, поскольку задний толкающий винт находился в воздушном потоке от переднего тянущего винта, и это снижало к.п.д. Конструктор принял революционное решение: разместить все четыре мотора в ряд на нижнем крыле. Первый полёт в такой конфигурации состоялся 23 июня и показал улучшение взлётных характеристик, увеличение скорости и скороподъёмности. А значит, предложенная Сикорским концепция оказалась совершенно верной!

Слава Сикорского катилась по России. В Европе же удивлялись и поначалу не верили. Осмотрел воздушный корабль и царь, подарив на прощание конструктору золотые часы. Есть такое предположение, что именно та встреча Николая II и Игоря Сикорского сыграла впоследствии важную роль в судьбе «Ильи Муромца» - когда некомпетентные военные деятели пытались «зарубить» этот прекрасный самолёт, самодержец принял решение в его пользу.

2 августа 1913 года Сикорский на аппарате, получившем к тому времени имя «Русский витязь», установил мировой рекорд продолжительности полёта, имея на борту 8 человек, - 1 час 54 мин. За создание своей машины конструктор получил от Государственной Думы крупную денежную премию - 75 тыс. рублей.

Но 11 сентября произошёл пренеприятный конфуз: с пролетавшего аэроплана отвалился двигатель и упал прямо на стоявшего «Витязя», изрядно его повредив. Восстанавливать самолёт, выполнивший 53 полёта общей продолжительностью 11 часов, не стали. Главное было сделано: «Витязь» блестяще доказал правильность концепции многомоторного самолёта, и в тот момент уже находился в постройке его преемник - легендарный «Илья Муромец», выполненный по той же схеме.

Приоритет Сикорского и нашей страны в создании тяжёлых воздушных кораблей несомненен. Вышеупомянутый Капрони построил свой трёхмоторный аппарат Са-30 (с двумя тянущими и одним толкающим винтом - весьма сложная и громоздкая схема, выявившаяся бесперспективной) только в конце 1913 года, а действительный успех к итальянцу пришёл лишь в начале 1914-го.

...Революцию Сикорский отверг (очевидно, он перенял правые политические взгляды от своего отца), к тому времени он уже успел заработать весьма приличное состояние. В феврале 1918 года Сикорский через Архангельск выехал вначале в Лондон, а затем в Париж. Однако во Франции - первой авиационной державе того времени - услуги человека, создавшего один из лучших «бомбовозов» Первой мировой, оказались никому не нужны. Поэтому в 1919 году Сикорский отбыл искать счастье дальше - в Америку.

В США дела у русского конструктора поначалу тоже складывались неважно. Первое время Сикорский подрабатывал преподаванием математики. Только 3 мая 1923 он основал компанию «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Интересно, что предприятие изначально располагалось на острове Лонг-Айленд, на территории птицефабрики, принадлежавшей другому русскому иммигранту. Армия США привлекла фирму к разработке перспективного бомбардировщика, но проект был закрыт. Огромную помощь в ту трудную пору Сикорскому оказал композитор Сергей Рахманинов, занявший должность вице-президента компании и выделивший 5000 долларов (солидные по тем временам деньги!). «Раскрутившись», Сикорский вернул знаменитому музыканту взятые в долг деньги с процентами.

Со временем Сикорский перебрался в Стратфорд, штат Коннектикут, и этот небольшой городок сделался столицей вертолётостроения в США.

В 1979 году в СССР был снят художественный фильм об А. Н. Туполеве - «Поэма о крыльях». Фильм основан на реальном событии - встрече Туполева и Сикорского (его роль сыграл Юрий Яковлев) на Парижском авиасалоне. Они ведь в юности были друзьями, но судьба развела их «по разные стороны»...

Сикорский пользовался заслуженной славой: обладатель почётных докторских званий, кавалер нескольких орденов и медалей, лауреат премий в области техники и авиации. Похоронен Игорь Иванович на кладбище в Стратфорде. Именем этого незаурядного человека названы улица в Киеве и площадь в Санкт-Петербурге, Авиакосмический лицей Национального авиационного университета Украины и один из дальних ракетоносцев Ту-160 ВВС России. В 2009 году Национальный банк Украины выпустил памятную медаль из нейзильбера номиналом в 2 гривны (из серии «Выдающиеся личности Украины»).

Игорю Сикорскому довелось начинать свой творческий путь в сложное, переломное время. Он сделал свой жизненный выбор в пользу эмиграции, и так уж получилось, что наибольшую пользу конструктор принёс не своему отечеству, а его главному противнику. Винить в этом самого Сикорского вряд ли можно - думается, то была его личная трагедия. Важно же то, что у него, как и у других талантливых людей, покинувших страну после революции, выросли достойные наследники на Родине. Советский Союз, и в его составе - Украина, стал одной из ведущих мировых авиационных держав мира, а славу «Витязя» и «Муромца» продолжили АНТ-20 «Максим Горький», Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия».

Дмитрий Королев

Источник: Одна Родина

17 мая 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
читатель18 мая 2013, 18:44

Уважаемый автор пишет: " Он сделал свой жизненный выбор в пользу эмиграции, и так уж получилось, что наибольшую пользу конструктор принёс не своему отечеству, а его главному противнику. Винить в этом самого Сикорского вряд ли можно - думается, то была его личная трагедия."

Странные слова. Особенно, если знать, что в СССР были репрессированы и Королёв, и Туполев, и другие сотрудники Реактивного Института.

Родина Сикорского -- Российская Империя, а не СССР. И эмиграция была, смею предположить, не его "выбором", а просто спасением своей жизни от власти большевиков. И благодаря эмиграции Сикорский мог творить, служа науке, то есть всем людям.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×