Любовь или ненависть?

Валерий Духанин

Каин убивает Авеля
Каин убивает Авеля
Жизнь людей подчас обнажает уникальные истины, хотя проявляются они самым обыденным образом. В 2006 году умер бывший чилийский диктатор 91-летний Аугусто Пиночет. За год до его смерти бывший лидер чилийской компартии 90-летний Луис Корвалан, всю жизнь боровшийся с Пиночетом, заявил, что ради принципа переживет Пиночета. И вот наступил день, когда, казалось бы, исполнилось давнее желание, но Корвалан неожиданно признался: «Я страшно удивился, когда меня известили, что Пиночета больше нет. Когда умирает самый главный враг твоей жизни, то появляется смутное чувство, словно чего-то недостает… Я столько лет ждал этого, ну вот теперь вдруг дождался… и что дальше?»

Представьте: всю жизнь ненавидеть своего противника, бороться с ним, а после его смерти вдруг увидеть, что ты не приобрел ровным счетом ничего, нисколько в этом не выиграл, а напротив, как бы даже потерял единственный смысл своей жизни. Нужен ли нам такой смысл? И почему мы все время вредим друг другу, вместо того чтобы осмыслять жизнь чем-то чистым, ясным, светлым, святым, чтобы и другие могли почерпать от нас радость, вдохновение к жизни?

Есть притча о том, как некий человек купил себе новый дом с фруктовым садом. А рядом жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую-нибудь гадость сотворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, вылил помои, вычистил до блеска ведро, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лк. 6: 45), – это универсальный закон человеческих отношений. Нам не дано других вариантов: либо быть злыми и делать зло другим, либо стараться быть добрыми и нести нашим ближним добро.

Когда мы озлобляемся на кого-либо, пусть даже имея для этого, как нам кажется, все основания, мы подчиняем себя опасной страсти – памятозлобию. Казалось бы, памятозлобие полностью отделяет тебя от ненавидимого тобой человека. На самом же деле оно плотным кольцом соединяет тебя с тем, к кому ты испытываешь злобу. Ведь в мыслях ты постоянно имеешь в виду соперника, обдумываешь, как бы ему отомстить. Если ты с кем-то поссорился, то угрюмо пребываешь в мысленном диалоге с ним, желая выйти из этих мысленных баталий победителем. А при встрече с тем человеком отводишь в сторону глаза, потому что тебе тяжело на него посмотреть, – где же здесь внутренняя свобода?

В мире, исполненном зла, Господь нас призывает к свободе от зла. Не надо играть по предлагаемым правилам. Если тебя обижают и ты поддаешься злобе и ненависти, то сразу оказываешься во власти того, кто тебя обижает. Если ты не обижаешься, то ты свободен.

Ненависть – антипод любви. И если любовь ориентирована на жизнь, то ненависть – на уничтожение. Ненависть – это всегда посягательство на чужую жизнь, потому что ненавидящий желает, чтобы ненавидимый им не имел каких-либо благ, а первое благо есть жизнь; ненавидящий не хочет даже и видеть ненавидимого; иными словами, он хочет, чтобы того как бы вовсе и не было, и потому ненависть – жажда уничтожения. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3: 15). В Священном Писании мы видим, как злоба Каина довела его до убийства брата, а злоба Саула – уже до самоубийства. В конечном итоге так и есть: ненависть оборачивается самоуничтожением.

Почему же одни люди ненавидят других? Поводов тому можно указать множество, но все-таки подлинная причина одна: «Где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть», – говорит святитель Василий Великий. Мы ненавидим друг друга по недостатку любви. Ненависть поселяется там, где нет внутренней сердечной близости, где царит отчуждение, отстраненность.

Представьте, что вы давно ищете пропавшего родного вам человека – брата или сестру, – с которым расстались в детстве. Много положено сил, но безрезультатно, а вы его так любите и вам так хотелось бы вновь встретиться с ним. И вдруг неожиданно вы обнаруживаете, что знакомы с этим человеком, что он неисповедимыми судьбами был приведен в тот же город, где живете и вы. Но только вы его не узнали вовремя, более того, успели с ним поругаться и вступить в неприятный конфликт. Как бы вы поступили теперь? Смогли бы воскресить к нему в своем сердце чувства любви и близости?

Как важно понять, что каждый человек – наш потерянный брат, потому что все мы по крови дети одного Адама, а точнее, все мы дети одного Отца Небесного. Только часто мы забываем об этом и относимся друг к другу так, как будто мы совершенно чужие.

Кто бы ни был человек, какие бы ни совершил проступки, если в душе он родной, ничто не заставит возненавидеть его. А если нет сердечного приятия ближнего, то будь он по крови родной, ненависти не избежать. Досадное слово или неугодный поступок спровоцируют ту нелюбовь, которая в данной душе уже давно затаилась. Получается: ненависть предваряет свои причины, а точнее, она ищет причины для своего оправдания.

Конечно, в каких-то ситуациях нам трудно удержаться от раздражения. Мы взрываемся, о чем потом сами жалеем. Но если вспыльчивость – временный всплеск негодования, то ненависть – глубокое неприятие и жажда уничтожения. Однако раздражительность и вспыльчивость, легко возбуждаемые, ясно показывают, что сердце человека еще не знает подлинных духовных сокровищ. А это чревато, если мы не будем работать над самими собой, укреплением в нашей душе самых низменных качеств, подобно тому, как жидкий строительный раствор со временем схватывается в прочный бетон.

Хочется еще добавить, что глубокая неприязнь к недостаткам другого человека может рождаться из интуитивного, но неосознанного ощущения своей личной духовной ущербности, так наглядно предстающей в лице ближнего. Ведь человек склонен ненавидеть в других то, что есть в нем самом, но что он никак не хочет в себе увидеть или признать. Ведь согласитесь, в жизни каждого из нас было то, о чем мы стыдимся рассказывать, но едва мы узнаем, что это случилось с другим, тут же выносим свой строгий вердикт.

Как бы там ни было, это реалии нашей жизни. Хотим мы того или нет, но вопросы – любить нам или ненавидеть, прощать или мстить, сближаться или отталкивать – нам все равно в своей жизни придется решать. От этих решений зависит, идем ли мы к Богу, Который Сам «есть Любовь» (1 Ин. 4: 8), или же ниспадаем к Его жалкому противнику, который «был человекоубийца от начала» (Ин. 8: 44). Если верно, что нет на земле большего счастья, чем хранить в своем сердце любовь и добро, то верно и то, что нет большего несчастья, чем питать в душе злобу и ненависть.

Валерий Духанин

29 мая 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Как можно «победить зло добром» (Рим.12:21), если зло разрушает, а добро созидает? Как можно «победить зло добром» (Рим.12:21), если зло разрушает, а добро созидает?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Святой отец, растолкуйте, пожалуйста, фразу с Нового Завета: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Как же можно победить зло добром, ведь по своей сути зло — разрушает, а добро — воздвигает?
Что это значит - "любить врагов своих"? Что это значит - "любить врагов своих"?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?
Комментарии
Елена29 января 2014, 14:00
Спаси Господи ,за статью!!!! Василий -отличные стихи... Помоги нам ,Господи,быть терпеливыми и всегда готовыми ответить на зло -добром.
Любовь 6 июля 2013, 12:00
Благодарю за статью. Хотим, чтобы любили все нас, а сами-то любим кого? Вы заглянули в мою душу - все про меня. Спаси Вас Господь.
Василий 7 июня 2013, 18:00
З л о с т ь Злость удостоим поэзии! Злость – это ножика лезвие. Чувства у злых – откровенные, Злобы потоки – безмерные. Злость поражает, как лезвие, Душу несчастных болезнями. Плоть убивает физически И поражает психически. И поражается первыми То, что считается нервами. Дальше – все хуже, все более – Все поражается болями: Боли в суставах и печени, Язвы болят незалечены. Сердце болит неспокойное, Мучат фурункулы гнойные. Боль в животе появляется, Желчью кишки отравляются, Рези и колики мучают, Взор покрывается тучами. Заболевая по-тихому, Люди становятся «психами». Злой заражает «микробами» – Черною, мерзкою злобою. Сколько таких, изувеченных?! Сколько сердец неизлеченных?! Сколько пощады просителей?! – Больше, чем злобных мучителей, Ядом и злобой пропитанных, И Сатаною воспитанных, Дружбу ведущих с «костлявою», С ней – со старухой вертлявою. Радость для них – чужеродное, Злые живут, как голодные. Злость им судьбу искорежила: Смерть их живьем уничтожила!
Виктор 2 июня 2013, 01:00
Соседка подметала мусор от своих ворот и оставляла у моих ворот. Конечно я гневался и ругался обещая в следующий раз выбросить этот мусор им во двор- оказывается через мою соседку ГОСПОДЬ испытывал меня и в данном случае я это испытание не прошёл! Теперь я знаю почему!!! В другом случае увидав под своим забором пустую бутылку из под пива не удержался и сорвался на другом соседе, кого заподозрил в оставлении этой бутылки.Немного успокоившись, подумал;ведь это строительный материал! Взял деньги и отнёс соседу на которого накричал. Он удивился почему я ему принёс деньги. Я его убедил их взять! СЛАВА ГОСПОДИ!
Анна Юнтонен30 мая 2013, 18:00
Все в точку!Сохраню ее себе и при вспышках ненависти буду перечитывать и молиться!Спасибо, нужны такие конкретные советы.
Елена30 мая 2013, 12:00
Статья понравилась. Хочу измениться и дать ведро с яблоками соседке.Если бы не эта статья, то я бы продолжала ставить ей "ведро с помоями ". Спаси Вас Господь.
Юрий30 мая 2013, 11:00
Замечательная статья она актуальна и универсальна к всем людям которые пребывают в этих недугах.
millie toll30 мая 2013, 05:00
потрясающая статья
Evfrosinija29 мая 2013, 21:00
Da. Tema snakoma s detstwa.
Jelena29 мая 2013, 16:00
Спасибо!!! Прямо для меня статья, в нужное время. Действительно, стало легче...
Татьяна29 мая 2013, 15:00
Большое спасибо за статью!
Антон29 мая 2013, 12:00
Большое спасибо. Отличная статья. Стало легче.
Константин29 мая 2013, 11:00
Пронизывающая насквозь статья. Можно увидеть себя со стороны. Как часто человек сам себя мучает своими обидами. У Ч.Диккенса есть очень хорошая книга "Большие надежды", где несостоявшаяся невеста из-за обиды решила навсегда остаться в прошлом. Конец её был очень печальный. __________ Константин
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке