Мир или монастырь?

Из наследия Оптинских старцев

М.В. Нестеров. Святая Русь
М.В. Нестеров. Святая Русь
Преподобный Антоний Оптинский на вопрос о выборе монашеского пути отвечал, что спастись можно как в монастыре, так и в миру. И напоминал о том, что враг может подавать усердие к непосильным для нас добродетелям, а к посильным, наоборот, влагать пренебрежение: «Вы упомянули о женщине, которая питается приятною идеею – оставить всё – но не постигает, от Бога ли такое внушение, или от противника. Если бы она раскрыла сердце своё самому благоискусному старцу или провидцу, то и тот не одобрит мысль оную, ибо действие противника таково: к возможным и посильным добродетелям влагает он хладность и пренебрежение, а которые добродетели превышают меру сил наших, к тем подаёт неослабное усердие, а цель его – уловить бедную душу».

Старец говорил о том, что Господь даёт обильные средства ко спасению как монашествующим, так и пребывающим в мирском звании: «…нет ни одного человека, в каком бы кто быту ни был, чтоб лишён он был средств к приобретению вечных благ, ибо Господь Бог всем хощет спастися, как непосягшим, так и оженившимся, как удалившимся в монастыри, так и обитающим в мирском звании. И тем и другим обильные даны способы ко спасению!»

Преподобный Макарий о монастырях отзывался так: «Обиталища сии – монастыри – не изобретение человеческого ума, но Дух Святой, через богодухновенных Отцов, установил жительство сие для тех, кто позван будет Богом или из любви к Нему, или по причине множества грехов своих».

Преподобный Варсонофий называл монашеский путь – путем царским: «Конечно, путь монашеский есть путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, тот сподобится великой награды».

Тем, кто мог вместить сказанное, старец прямо говорил о том, что высшее совершенство достигается в монастырях: «Спастись можно и в миру, но высшее совершенство достигается в монастырях. И в Писании сказано: Не женивыйся печется... како угодити Господеви, а женивыйся... како угодити жене (1 Кор. 7, 32–33). Вот и разница между миром и монастырем».

Старец искренне радовался, когда светские люди оставляли мирские удовольствия и приезжали на святые праздники в монастырь, чтобы провести эти дни вдали от мирской суеты в молитве: «Своим пастырским словом свидетельствую вам, что вы совершили подвиг, приехав сюда из разных мест на великий праздник Рождества Христова. Верю твёрдо, что милосердый Господь вознаградит вас, как – не знаю, но не оставит вас ни в этой жизни, ни в будущей. Еще лет сорок – пятьдесят тому назад это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Это было на святых днях, – говорили. Теперь эти два слова сокращены в одно: «святки»... Что подразумевают под этим словом теперь? Обыкновенно период времени от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много бывает именно в это время. Враг издевается над христианами, и время, в которое совершалась тайна нашего спасения, обращается во время совершения всевозможных пороков. Оттого–то и назвал я подвигом то, что вы оставили все мирские удовольствия – театры, балы, маскарады… и приехали в нашу тихую обитель, чтобы провести эти дни в молитве, духовной беседе и удалении от мирской суеты. Здесь вы говели и приобщались Святых Таин».

В то же время преподобный Варсонофий подчёркивал, что монашеский путь предназначен не всем. Человек слышит призыв Божий – это Сам Господь призывает его на служение: «Спасающихся в монастырях часто упрекают в эгоизме: подумайте, – говорят, – такой–то поступил в монастырь! Он делал в миру то–то и то–то, так много приносил пользы, и вдруг всё бросил. Это – грех! – Не смущайтесь подобными речами. Если Господь призывает человека на служение Себе в иноческом чине, то надо всё бросить и последовать призыву Божию».

Преподобный указывал, что иногда есть и прямые указания человеку спасаться в миру: «Есть разные пути ко спасению. Святитель Николай Мирликийский ушёл в пустыню, чтобы подвизаться там в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», – сказал ему Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

Старец учил не мудрствовать в деле спасения и не придумывать себе особенных подвигов, подчёркивая, что не все способны идти в монастырь, и для кого этот путь невозможен, тому не нужно и насиловать себя: «И снова повторяю: я не зову в монастырь, и в миру много путей, которые ведут к Богу и к ближним: святое это дело, несомненно, – спасая других, и самому спасаться».

«И перед вами лежат различные пути, некоторым иноческий, но не все способны идти в монастырь; у кого нет этого желания, тому и не нужно насиловать себя. Есть выражение: “И белые одежды не погубляют, и черные сами по себе не спасают”. Можно спастись и в миру, не забывайте только Господа и по силе своей соблюдайте Его заповеди. Главное – дорожите верой Православной и не меняйте её ни на какие сокровища мира сего».

Ольга Рожнёва

6 июня 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иером. Петр (Бородулин)
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иеромонах Петр (Бородулин)
Считать, что причины ухода в монастырь в каких-то внешних обстоятельствах жизни, – это заведомая ошибка. Не внешние обстоятельства приводят в монастырь. Быть человеку монахом или не быть – решает Бог, Которому открыто не только прошлое и настоящее, но и будущее человека.
Наставления мирянам Наставления мирянам
Схиигумен Савва (Остапенко)
Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями... Увы! Не слышит он гласа Божия!
«Господь всегда с христианами» «Господь всегда с христианами»
Архим. Парфений, игум. афонского монастыря св. Павла
«Господь всегда с христианами» «Господь всегда с христианами»
Беседа с архимандритом Парфением (Мурелатосом), игуменом монастыря святого Павла на Афоне
Божий Промысл есть на всё. Как был Божий Промысл на то, что коммунисты захватили Россию, так же по Божиему Промыслу все изменилось. И то, и се будут творить, а потом все переменится. Господь всегда с верующими, с христианами, – не с другими, а с христианами. Поэтому Господь хранит двух Своих пророков Еноха и Илию, потому что, когда всех людей введут в заблуждение, они восстанут и появятся и поставят все на свои места. Хотя о христианах никто не будет говорить, но именно они поставят всё на свои места.
Комментарии
Димитрий 6 апреля 2015, 14:00
Вот только как понять Божью волю и что он призывает тебя, а не кто-то другой соблазняет, чтобы оступился?
Анатолий Жданов19 марта 2014, 22:00
Спаси Господи
Серафима29 октября 2013, 14:00
СПАСИБО!!!!!!!!!!
Ольга28 сентября 2013, 10:00
СПАСИБО!
Антоний30 июля 2013, 01:00
Спасибо! Замечательная статья, я знаю, что однажды Бог призовет меня, мои намерения идти в монастырь уже давно зреют... А пока нужно стараться жить праведно, с молитвой, верой и не отчаиваться.
раб БОЖИЙ игрь14 июля 2013, 20:00
СПАСИ ГОСПОДИ за ваш посильный труд
Елена.Украина 9 июня 2013, 22:00
"Не все в монастыре спасутся,не все в миру погибнут". Каждому свое,человек сам делает выбор. Но этот выбор будет правильным,если он будет жертвой любви,а не проявлением своего эгоизма. Нет разницы,в монастыре приносится эта жертва или в миру.
Анастасия 9 июня 2013, 18:00
Замечательная статья! Спасибо! Спаси Господи нас грешных.
Елена 7 июня 2013, 14:00
Спасибо автору за статьи!
Алевтина 7 июня 2013, 14:00
СПАСИБО!
Алексей 7 июня 2013, 11:00
Спасибо, Господи, за статью эту. Для меня первый абзац очень многое раскрыл. Ведь бывает такое, когда амбиции и чрезмерное желание что-то сделать и достичь чего-нибудь при этом без Божьей Благодати приводит только к вреду и страданиям. Причем выбираем мы для себя именно непосильные вещи, глобальные, а благословения просить забываем. Вот и получается, что "урожай" наш не всходит, а силы тратим и время ценное.
ТаняСем 7 июня 2013, 11:00
Спаси Господи!А еще молить Господа ,чтоб укрепил нас в вере,и послал сил на это укрепление,ведь так хочется истинно верить и соблюсти все,что заповедал нам Господь,но...падаешь и погрязаешь в своих пороках и нет им числа,а от этого и уныние,и грусть тут как тут...и это тоже грехи!Помоги Господи нам немощным и расслабленным и сохрани нас на долгие лета!
Владимир 6 июня 2013, 20:00
Спаси Господи.
Павел 6 июня 2013, 17:00
Спасибо большое!!! Все так и есть, главное всегда помнить, что зло и пороки, коем нет числа, в Нас самих и ничто от них не спасает, ни монастырь ни мир, Спастись можно только видя в себе зло и сильно сильно захотеть избавиться от него....
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке