О болезни и немощи

Из наследия Оптинских старцев

Ольга Рожнёва

Тяжёлое испытание

Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни:

В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г. В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.
«В скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжкой болезни телесной он и этого утешения лишен».

Причины болезней

Много причин у болезней. Преподобный Макарий наставлял:

«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»

В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле Божией, хотящей человеку спасения:

«Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й главе: Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал о болезни как об очищении для души:

«Что больна – не беда, грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу…»

Преподобный Амвросий напоминал о том, что Господь вразумляет нас через болезни, которые посылаются к пользе душевной:

«Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее…»

Преподобный Иосиф наставлял:

«Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются грехи».

Как больной может быть блаженнее здорового?

Сравнивая здорового и больного человека, преподобный Антоний замечал, что в болезненном состоянии можно быть блаженнее здорового:

«Если посмотреть на человека здорового, и посмотреть на человека долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого: то кого из них назвать блаженным или окаянным – здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние в грехах своих пред Господом Богом и пред духовным отцем, и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела». А исповедь бывает такая, – больше немая, то есть, ничего кажется нет на душе.

Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили пред Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоровых совсем бывает не то; если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о чём.

Вы в болезни своей нередко орошали лице своё слезами, а здоровые люди вместо слёз сколько каждый день потратят мыла на лице своё, чтоб было чисто, а об душе ни слова.

Вы в болезни своей очи свои часто с молитвою обращаете к образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сту в день посмотрят на себя в зеркало; а помолиться хорошенько или перекреститься как должно – некогда.

А посему вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас; а к сему ещё и вечное блаженство на небеси приготовлено для вас от Господа Бога, о чём во страдании своём радуйтеся вы и веселитеся, и от всея души благодарите милосердаго Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в своё время получите вы за молитвы Богородицы».

Соборование, исповедь и Причастие

Преподобный Антоний писал:

«Апостол не говорит: «умирает ли кто из вас?», но болит ли кто, пусть призовёт пресвитера, и воздвигнет его Господь. Мы же, по губительному неверию, прибегаем сперва к внешней помощи. Когда уже нет более никакой надежды, приступаем к приобщению и соборованию, забывая, что сказал Спаситель слепцам, просившим у него исцеления: по вере вашей буди вам».

И советовал:

«Советую Вам во все святые посты приобщаться Святых Таин; а кроме сего, если когда случится какая болезнь, то не к лекарю посылать и в аптеку, но к иерею Божию, и просить его исповедывать и приобщить, а потом уже к лекарю послать; ибо весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Таин, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушныя мытарства безбедно проходит».

Соборованию преподобный Антоний придавал очень большое значение, он вспоминал, что после того, как он сам соборовал двадцать тяжело больных человек, все они исцелились:

«…чрез особорование мною недостойным человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились. В том числе и старца отца Леонида в болезнях его раз до пяти соборовал я, а также многих других».

Преподобный Макарий также наставлял причащаться в болезни, причём, замечал, что больным разрешается причащаться без особого поста:

«Слава Богу, что ты сподобилась быть причастницею Пречистых Таин Христовых, а о том не малодушествуй, что не говела. Да ты, страдая телом, больший переносишь подвиг говения».

Преподобный Иларион советовал страждущим припомнить все грехи, совершённые с семилетнего возраста и исповедаться в них, а затем причаститься:

«Итак причина наших болезней душевных и телесных – суть грехи наши. Собразно с сим и врачебство одно: страждущий человек должен внимательно разсмотреть себя, припомнить все грехи, совершённые им с семилетнего возраста и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренно исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу и положить твёрдое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин».

Преподобный Никон подчёркивал важность соборования при болезни или немощи:

«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование не обязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда даётся, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подаётся».

В болезни не забывать о молитве

 

Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал в болезни не забывать Иисусову молитву:

«...Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову, и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветра давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но ещё лучше здоровому служить телом и духом Богу».

Об этом же напоминал и преподобный Иосиф:

«"Молитва Иисусова и с болящего спрашивается", – пишут святые отцы».

Старец также наставлял молиться друг за друга:

«Скорбеть о здоровье кого-либо не должно, Господь знает лучше нас, кому что полезно: здоровье или болезнь, наш долг – молиться. Господь сказал: "Молитеся друг за друга, да исцелеете"».

Врачей и лекарства создал Господь

На вопрос о врачах преподобный Амвросий отвечал так:

«Спрашиваешь меня грешнаго, – в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудеснаго исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет; потому что всё от Господа Бога и лечебныя средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям; а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что всё зависит от Всеблагаго и Всемогущаго Бога, Который Един, их же хощет, живит или мертвит».

А преподобный Никон писал кратко:

«Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение».

Советы по поводу конкретных болезней

Часто к старцам обращались с жалобами на заболевания, и преподобные советовали что-то по поводу конкретной болезни.

Про раковые заболевания старец Амвросий писал, что эта болезнь чаще всего происходит от тревожного состояния души:

«В последнем письме ты прямо сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни. Сама знаешь, что болезнь эта большею частию происходит от тревожного состояния души…»

На вопрос в письме о женской болезни преподобный Амвросий отвечал, что, возможно, причиной её является не почитание поста в семейных отношениях или нарушение супружеской верности, советовал искренне исправить свою жизнь и покаяться:

«Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Ежели вы постараетесь искренно исправить свою жизнь и искренно примете истину православного исповедания, то силен Господь возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам, Всеблагий Господь всегда устрояет только полезное, душеполезное и спасительное».

 

Преподобный Иларион, упоминая о болезнях детей, наставлял, как много значит Таинство Крещения, учил остерегаться обращения к знахарям:

«Человек обновляется в таинстве Святого Крещения, омывающем грехи его (Деян 22, 16). Но во свидетельство своей веры, он должен не только креститься во Христа, но после того и исполнять его заповеди. Отступничество от Бога, источника жизни, начинается чрез неразумныя действия родителей: часто тотчас же по обновлении младенца Святого Крещением, по отрицании сатаны и изгнании всякаго гнездившегося в его сердце нечистаго духа, его несут иногда прямо к бабкам, умеющим будто бы лечить болезни. И вот для ребенка начало хотя и безсознательного с его стороны отпадения от Бога.

Когда ребенок хворает, родители не у Бога ищут помощи, прибегают не к дозволенным и одобряемым Церковью разумным средствам, а к различным суеверным обычаям… И удивительно ли, что получив доступ к младенцу чрез такия нашептывания, умывания и сему подобные языческие обряды, а точнее – чрез отступничество от Бога родителей, диавол получает власть мучительно действовать на младенца, ребенок часто мучится в различных болезнях, например, в так называемой „младенческой" и в других, непонятных для врачей хворобах».

О терпении и смирении в болезни

О терпении и смирении в болезни напоминают все Оптинские старцы. Преподобный Амвросий отмечал:

«Хронические болезни, как телесные, так и душевные, неудобно лечатся, но у Бога всё возможно, только потребно терпение со смирением».

Преподобный Иосиф также писал о терпении:

«Господь да подаст тебе терпение в болезни. Упадать духом не надо, а надо молиться и просить у Бога терпения. Ты сознаёшься, что по грехам своим стоишь этой болезни. Это хорошо, вот и терпи, и не унывай, но приноси Господу покаяние в своих грехах и надейся на милосердие Господне. Телесными страданиями очистит Господь душевные скверны и прощение подаст. Терпи, и молись, и за всё Бога благодари».

И добавлял:

«И болезни, и безсонницу с терпением переноси. Видно, так Господу угодно, и надо потерпеть. Когда не спишь, то твори молитву».

Господь не ищет от человека подвигов сверх силы

Старцы Оптинские не требовали от болящих телесных подвигов. Преподобный Амвросий писал больному духовному чаду:

«Да ты больше сиди, где тебе стоять? В болезни это не требуется».

Преподобный Иосиф советовал:

«По болезненности не ходите в храм Божий. - Что делать? Ведь все видят и знают, что вы не ходите по болезни, и никто с вас за это не взыскивает. И Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Поэтому и не смущайтесь».

Боляй и служай единую мзду приемлют от Бога

Наставляли старцы и об уходе за больными. На жалобу больной, что ей неудобно принимать услуги от ухаживающих за ней, преподобный Макарий отвечал:

«Пишешь: тяготит тебя, что за тобою ходят, и усугубляет твою болезнь. Это искушение вражие. Оне ходят с любовию и состраждут тебе, за что, конечно, не лишатся от Бога награды: «Боляй и служай единую мзду приемлют от Бога!»

 

Но если доселе продолжается болезнь…

 

Некоторые больные остаются неисцелёнными, даже прибегув к мастерству врачей и Таинству покаяния. Преподобный Антоний писал по этому поводу так:

«Но, если доселе продолжается болезнь, то это не потому, будто бы не слышит Бог молитвы молящихся к Нему, но потому некоторых оставляет Он без исцеления, чтоб лучше и более облагодетельствовать человека страждущего, дабы чрез временное страдание освободить человека грешного не точию от вечных мучений за грехи, но и даровать ему спасение и соделать наследником небесного Царствия».

Здоровьем следует дорожить

Преподобный Иосиф называл здоровье «даром Божиим»:

«Пишете, что по тяжёлым обстоятельствам не следует гнаться за здоровьем и жизнию. Вообще, здоровьем и жизнию должно дорожить, ибо это есть дар Божий. А если где потребует крайняя необходимость, там, конечно, должно жертвовать и здоровьем, и жизнию. Но у Вас такой необходимости ещё нет».

Закончим главу о болезнях словами преподобного Анатолия (Зерцалова):

«Похворать можно, но только когда Бог пошлёт».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Ольга Рожнёва

13 июня 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Репортаж из пятого корпуса Репортаж из пятого корпуса
Юлия Воронцова
Репортаж из пятого корпуса Репортаж из пятого корпуса
Юлия Воронцова
Чего я ожидала? Наверное, увидеть много скорби, тяжелобольных людей, несчастные лица. Действительность оказалась иной, неожиданной…
Протоиерей Артемий Владимиров: Надо идти от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному Протоиерей Артемий Владимиров: Надо идти от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному
Некоторые ригористы, или очень строгие богословы, говорят: «Ну что ты пришел просить здоровья, с корыстными намерениями – разве можно что-то просить у Бога?». А мы, батюшки приходские, знающие жизнь во всех ее проявлениях, говорим, что не только можно, но и нужно приходить. Потому что начнешь молиться о здоровье телесном, но поневоле вспомнишь, что у тебя есть грехи.
О скорбях, болезнях и их терпении О скорбях, болезнях и их терпении
Архим. Серафим (Розенберг)
О скорбях, болезнях и их терпении О скорбях, болезнях и их терпении
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Временное же страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни.
За что Господь посылает болезни? За что Господь посылает болезни?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.
Комментарии
Марина Кузич15 апреля 2016, 09:00
Отличная статья, воодушевляет. Спасибо господу за все!
Альберт22 июня 2014, 17:00
Низкий поклон земной старцам... И спаси бо автору статьи.
Любовь Светлова27 декабря 2013, 22:00
Слава Богу за все!!!Слава Богу ,что дает Господь поболеть. Это я о себе, о сыне. Теперь вот дочь . Полагаю ,что случайностей не бывает. Я очень люблю своих детей они давно взрослые ,но современные нравы мира сего не оставляют надежды на спасение без Бога ,без молитвы к Богу, без соблюдения заповедей. Еще никогда Господь не оставлял нас без своей милости. Надеюсь не оставит и теперь -только молиться надо и исправлять свою жизнь в первую очередь .Тем более матери. Доброго здоровья всем. С уважением ко всем раба Божья Любовь С.
tamara 3 октября 2013, 11:00
Очень назидательные и поучительные статьи,необходимые нам,чего ,к сожалению,не встретишь на каналах телевидения.Спаси вас,Христос!Света,радости,мудрости,любви и много-много добра желаю Вам
Антонина10 августа 2013, 12:00
У меня болеет дочка-Варенька, девочке всего 24 дня(это мой первый и долгожданный ребенок), знаю, что страдает за мои грехи, молю Бога об одном, что бы она выздоровела и была жива...дочку окрестили на второй день после рождения, прямо в палате детской реанимации. Господь милостив и мы живы, несмотря на прогнозы врачей, а они не утешительны мы моломся за каждый день жизни. Молусь, но иногда силы покидают меня... помогите мне... Спаси Господи наших детей.
Луков Алексей Рудольфович. 5 июля 2013, 14:00
Слава Господу Богу и святым его-всё в порядке.
Луков Алексей Рудольфович. 4 июля 2013, 21:00
Преподобные отцы наши,старцы Оптинские,Божии угодники молите Господа нашего о прощении грехов наших и исцелении жены моей,Ирины.Прости,Господи Боже наш.
София 4 июля 2013, 19:00
Статья очень полезная. Я ее прочитала, сейчас у меня мама уже дома с инсультом и онкологией лежит я ей обязательно распечатаю и прочту! Потому-что маме морально очень тяжело переживать этот недуг, но с этой статьей ей должно быть полегче, по крайней мере я уверена в этом.
Сергей Чистяков16 июня 2013, 15:00
Когда мы опытно познаем, что болезнь постигшая нас, нам дана в исцеление души нашей и весьма полезна ? Тот час как мы скажем Господу : "Достоин всякого наказания и всякого осуждения ! " Сие человек должен сказать из чувства глубокого покаяния . Из осознания обширности и глубины преступления своего . Грех, огрех, ошибка . И от малого нашего слова могут случиться ужасные последствия, длящиеся десятилетиями . Открылось сие человеку и он готов на любое осуждение и любое наказание от Господа, ибо и сам ищет и не находит меру осуждения . "Достоин всякого наказания и всякого осуждения ." Что же происходит с человеком после этих слов, обращенных к Богу нашему ? Приходит утешение, мир и покой, ибо все тяготы, все лишения, все скорби, вся суета житейская воспринимается человеком, как мера наказания и осуждения данная Богом во исцеление . И нет другого пути . Не помогут нам сладкие конфетки на смертном одре... В раю не распятых нет . Слава Тебе Боже . Слава Тебе Боже . Слава Тебе Боже . Вопиет человек к Небу, открывающий глаза свои после сна . ( смерти мнимой )
Раданка15 июня 2013, 18:00
Доброго времени суток!Господь послал Вашу статью, с так нужными мне сейчас наставлениями старцев Спаси Вас, Господи! Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Наталья14 июня 2013, 21:00
С радостью ожидаю и читаю новые публикации Ольги. Спаси Господи!
Алексей14 июня 2013, 17:00
Василию. Разве болезнь может исключить хоть какую нибудь даже малую молитву? даже не произнося в слух слова, можно молится. Ведь не ритм и интенсивность главное а искренность. Хотя искренности не добиться без усилий, в том числе интенсивности и постоянства. Извините меня, я не хочу вас обидеть своим комментарием. Конечно уровень сознания что болезнь это милость Бога, очень высокий уровень. Умом я это понимаю, а сердце еще очень мало для такого понимания.
Нина14 июня 2013, 07:00
Спасибо вам, хорошая статья, как утешают наставления святых отцов в минуты скорби!
Василий13 июня 2013, 23:00
К сожалению, в личном опыте пока не нашел подтверждения этих слов. Случилось зимой сильно заболеть, так оставил и молитву, и уж тем более Исповедь и Причастие. Чтобы восстановить после выздоровления прежний ритм и интенсивность духовной жизни потребовалось некоторое время. Разумеется, дело в моей немощи, вероятно, старцы Оптинские писали для людей менее немощных духовно.
Виктор.13 июня 2013, 11:00
Все что написано все правильно. Страдаем за грехи свои и я думаю. за грехи своих родственников. (это болезни по наследству).
Андрей13 июня 2013, 10:00
Очень хорошая статья. Спасибо. Все волнующие моменты для меня раскрыты. Спаси Господи! Аминь.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке