«К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь»

Беседа с игуменией Филаретой, настоятельницей Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии – это особое место паломничества не только православных из России и Прибалтики, но и из многих других стран. Сюда едут из самых разных уголков мира, невзирая на визовый режим и пограничные формальности. Едут в одиночку и группами, надолго и на один – два дня. Кто-то приезжает на экскурсию, чтобы познакомиться с жизнью монастыря, кто-то едет для труда и молитвы, а иные направляют свои стопы в эти края для того, чтобы понести нелёгкий, но благословенный иноческий подвиг.

Настоятельница Пюхтицкого монастыря матушка Филарета (Калачева). Фото: Пеэтер Лиллевяли / sp.pohjarannik.ee
Настоятельница Пюхтицкого монастыря матушка Филарета (Калачева). Фото: Пеэтер Лиллевяли / sp.pohjarannik.ee
Сам монастырь расположен в небольшом селении Куремяэ, что означает «Журавлиная гора», на северо-востоке Эстонии, примерно в 30 километрах от границы с Россией. Два раза в неделю (по понедельникам и пятницам) из Таллина до Куремяэ ходит прямой автобус (дорога обычно занимает около трёх часов). В остальные дни добраться сюда тоже несложно: на междугородном автобусе можно доехать до города Йыхви, а из Йыхви на пригородном автобусе до Куремяэ (в будни 7 – 8 рейсов в день, в выходные автобусы ходят реже).

Указатель на Святой источник. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Указатель на Святой источник. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Поездка от Йыхви до Куремяэ заняла у меня около часа. Вышел я на последней остановке, около продуктового магазина. К монастырским воротам вверх вела широкая дорога, с симпатичными берёзками, окаймляющими её с обеих сторон. Подойдя к воротам, я перекрестился и с благоговением вошёл внутрь. «Какое счастье, что наконец-то удалось приехать в Пюхтицу», – порадовался я, ступив на землю обители.

Центральный вход в монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Центральный вход в монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Дороги к игуменскому дому я не знал, никаких указателей у входа не было, и дежурных я тоже найти не смог. Следуя указаниям встретившейся мне монахини, я вышел к трём одинаковым домикам, расположенным напротив входа в самый большой храм – Успенский собор. После дополнительных расспросов удалось узнать, что дом игумении – это тот, что посредине.

Пюхтицкий монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Пюхтицкий монастырь. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Оказалось, я попал в монастырь через хозяйственные ворота. Святые врата расположены вблизи Успенского собора, и там, конечно, есть дежурный, готовый помочь приезжему богомольцу.

Монастырь приятно поразил меня своей аккуратностью и чистотой. Также аккуратно и чисто было в паломнической гостинице, где меня разместили на два дня. Трапеза для паломников была необыкновенно вкусной и питательной; особенно мне понравился яблочный конфитюр и монастырские творог и сметана. Конечно, за всей этой красотой, благолепием и аккуратностью кроется кропотливый ежедневный труд сестёр и тех паломников, которые приезжают в обитель разделить с насельницами часть их забот.

Пюхтицкие поленницы. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Пюхтицкие поленницы. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Пюхтицкий Успенский женский монастырь был основан в 1891 году. По преданию, у горы в селении Куремяэ в XVI веке было явление Божией Матери. Вблизи того места, где явилась Божия Матерь, в ветвях дуба была обретена икона Успения Пресвятой Богородицы. С того времени местные жители стали называть гору Пюхтицкой, в переводе с эстонского – Святой. Большую роль в становлении обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадский, покровитель и духовный наставник первых сестер. С 1891 года Пюхтицкий монастырь не закрывался ни на один день; значительное попечение о нём ещё со времени управления Таллинской епархией проявлял Патриарх Алексий II. С июня 1990 года монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху.

Матушка Филарета о себе и о монастырской жизни

Дуб, в дупле которого была обретена икона Успения.
Дуб, в дупле которого была обретена икона Успения.
С момента основания монастыря в нём сменилось семь настоятельниц. С 1968 до февраля 2011 года обителью управляла игумения Варвара (Трофимова). Восьмой настоятельницей в ноябре 2011 года стала игумения Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва). Родом она из Самары, в монастырь поступила в 1992 году.

Матушка Филарета рассказывает:

– Я родилась в православной семье, биография у меня самая обычная: школа, затем биологическое отделение химико-биологического факультета Куйбышевского государственного университета. Я очень люблю город, где родилась, Волгу, среднюю полосу России. Это моя родина, и к ней всегда относишься трепетно – ведь невозможно забыть то место, где прошло твоё детство, тех людей, с которыми ты вырос. Родители каждое лето старались вывезти нас, детей, на Чёрное море. Я занималась серьёзно плаванием, и эти поездки к морю не только приносили радость, но и положительно сказывались на здоровье. И вот как-то я вернулась после очередной такой поездки домой, вся загорелая. Может, на третьем курсе тогда училась или на четвёртом, точно не помню. После воскресной Литургии решила подойти побыстрее ко кресту, чтобы приложиться и бежать по своим делам. А в это время наш самарский владыка Иоанн (Снычёв) говорил проповедь.

– Будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский?

– Да, он с 1969 до июля 1990 года управлял Куйбышевской епархией. Мама была его духовной дочерью, очень его любила и обращалась к нему за советом. Так вот, в то воскресенье владыка говорил о том, что люди бессмысленно проводят дни, беспечно тратят своё время. Говорил, что они лежат на пляже, подобно свиньям, сгорая под солнцем. Я почувствовала, что это сказано для меня. Ко кресту решила не подходить, тихонечко отошла и со стыдом покинула храм. Дома посоветовалась с мамой: может быть, нам съездить в монастырь, потрудиться, помолиться? И монастырю поможем, и для своей души польза будет. Мама ответила: «Давай у владыки спросим, куда он посоветует, туда и съездим». Владыку как раз перевели в Петербург, и он нас благословил поехать в Пюхтицу. Так произошло моё знакомство с Пюхтицким монастырём.

Купола Успенского собора монастыря.
Купола Успенского собора монастыря.
– Летом 1991 года, после сдачи экзаменов я поехала с мамой в Эстонию, – продолжает матушка игумения. – Мама потом вернулась в Самару на работу, а я на всё лето осталась, не хотелось уезжать. Стала проситься в монастырь. Мама, конечно, всё поняла, но попросила, чтобы я окончила университет, получила диплом. У меня же было другое настроение: ну кому в обители пригодится моя профессия – эмбриолог и генетик? Что я буду делать с этим дипломом? Однако владыка Иоанн тоже сказал, что учёбу нужно завершить. Я спросила у игумении Варвары, но и её ответ был таким же: «Заканчивать учебу!» Мне тогда показалось, что двери монастыря для меня закрыты.

– Вероятно, для вас это стало большим огорчением?

– Да, для меня настал год горького ожидания и испытания. Мне ведь очень понравилось в монастыре, хотя я сразу заметила, какой колоссальный труд несут сёстры. Трудились все. Я помогала в гостинице, с утра до ночи и с ночи до утра. Свободного времени совсем не было. Порой даже на службу не успевали: надо за гостями убрать, помыть, протереть пыль... Некоторые говорят, что всё это суета. Конечно, во всех делах человеческих от суеты никуда не денешься, но, несмотря на постоянную занятость, сёстры никогда не забывали о молитве. И труд был созидающий, во славу Божию и на благо святой обители. Как говорила матушка Варвара, труд можно приравнять к молитве, если он выполняется с чувством благодарности Богу и воспринимается как служение Господу.

– Что, наверное, непросто, особенно если труд изматывающий и тяжёлый…

– Я вспоминаю, как мы ездили на покос. Сёстры постарше ехали, чтобы косить, а мы выезжали попозже – сушить сено. Начинаешь ворошить это сено (а места здесь влажные, жара тяжело переносится), с непривычки утомляешься не столько от работы, сколько из-за жары. К тому же в поле летали огромные оводы и наводили ужас. И вот среди этой жары и пугающих насекомых звучит голос: «Сёстры, идите чай пить!». Это сестра-самоварница растопила самовар и зовёт. Все приходят уставшие, садятся пить чай, друг над другом подшучивают, но по-доброму, без всякой злости, без сарказма. Сразу легко и хорошо становилось, и даже усталость проходила. Это меня покорило, а потому уже хотелось с ними трудиться, хотелось остаться с ними навсегда. Меня покорила эта сестринская любовь, хотя, конечно, могли ненадолго и повздорить, все же люди. Но это было так непохоже на то, что происходит в миру, всё было по-другому, с иным отношением друг к другу. Я не видела раньше такой жизни… Но увы, пришлось вернуться в Самару, на учёбу. После Пюхтицы всё вдруг стало дома для меня чужим, даже моя комната. Мама, конечно, расстроилась, понимая, что я уйду.

– Матерям тяжелее всего, – говорит игумения Филарета. – Они первые возлагают на себя этот крест: ведь непросто благословить своё дитя на монашеский путь, отдать Господу и не жалеть об этом. Хотя, думаю, материнское сердце всегда будет скорбеть. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок был с ним, поддерживал в старости, утешал, укреплял. Родители идут на подвиг, отпуская своё чадо в монастырь и лишая себя утешения, но Господь воздаст им за это сторицей.

Дорога к хозяйственным воротам монастыря. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Дорога к хозяйственным воротам монастыря. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
В Самаре Ксения Калачёва успешно закончила последний курс университета и получила диплом, как и велели ей владыка Иоанн и игумения Варвара. Распрощавшись с родными краями, она купила билет на поезд и уехала в Эстонию, в столь полюбившуюся Пюхтицу, мечты о которой переполняли её весь прошедший год. Здесь Ксения снова окунулась в монастырскую жизнь, но уже не в качестве паломницы, а как полноправная насельница обители, несущая вместе со всеми сёстрами подвиг труда и молитвы, избранный ею на всю оставшуюся жизнь. Вначале она помогала в монастырской гостинице, трудилась на скотном дворе, потом снова были труды в гостинице и, наконец – послушание в игуменской. В рясофор Ксения была пострижена в ноябре 1993 года, а в мантию – в марте 2002 года. В ноябре 2011 года монахиня Филарета стала игуменией Пюхтицкого монастыря.   

Кто поступает в монастырь

Сейчас игумения Филарета несёт нелёгкий труд по управлению обителью, в которой живёт около 120 сестёр (из них примерно 90 – монахини и инокини, а остальные – послушницы). До распада СССР монастырь, в основном, пополнялся сёстрами из России. А в наши дни, при закрытой восточной границе и визовом режиме со странами СНГ, это, вероятно, стало затруднительным. Я спросил об этом у матушки настоятельницы.

– Конечно, стало труднее в связи с закрытием границ. Людям приходится оформлять загранпаспорта, получать визы, но, как и прежде, желающие имеют возможность приехать в монастырь, а также поступить в обитель. Принятые в число сестёр со временем получают вид на жительство в Эстонии. Так что и в наши дни монастырь пополняется, в основном, сёстрами из России и стран СНГ.

– В самой России в последние годы открылось много монастырей, так что имеется большая конкуренция, – с улыбкой замечает матушка Филарета. – А прежде наш Пюхтицкий монастырь был единственной женской обителью на территории СССР, куда можно было поступить молодой девушке, не считая единичных маленьких монастырей, сохранившихся на территории Украины, Латвии, Литвы и Молдавии. Но в наше время есть и другие проблемы. К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь. И в России такое положение, и в других местах. Не знаю даже, с чем это конкретно связано, но предполагаю, что причин много... Наше время очень непростое. Распалась огромная страна, низложены привычные идеалы – всё это, конечно, отразилось на новом поколении. Не представляю, какими стали бы мы, если бы росли в таких же условиях. А сколько неправды, цинизма обрушивается на молодёжь через средства массовой информации! Стираются такие понятия, как верность, постоянство, преданность... Люди становятся все более непостоянными. Если такие и приходят в монастырь, то не остаются, а переходят из одного места в другое. И это тоже проблема. Правда, у нас такой текучки меньше, – в связи с визовым режимом. Среди причин, почему в наши дни немногие идут в монастыри, можно еще упомянуть и тот факт, что сегодня мало молодежи проживает в сельской местности, и по окончании школы многие из них стараются перебраться в город. А ведь всегда в монастырях было больше всего насельников именно из крестьянского сословия, которые умели и любили работать на земле.

Слушая матушку Филарету и во многом разделяя её мнение, я всё же говорю и о положительных сторонах падения коммунистического режима. Ведь именно благодаря развалу тоталитарной советской системы Церковь наконец-то обрела свободу. Не стало препятствий для открытия новых приходов, совершения богослужений в тюрьмах и больницах, миссионерства и церковной проповеди.

– Да, свобода Церкви существует, – соглашается со мной матушка. – Но вы посмотрите, сколько всплыло сект, сколько людей вообще ушло на сторону. Не знаю, как это объяснить, но, несмотря на период церковного возрождения, не так уж и много молодежи стало ходить в храм, и малая доля из них выбирает иноческую жизнь.

В день водосвятного молебна. Коровы с бантиками. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
В день водосвятного молебна. Коровы с бантиками. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Я вспоминаю, как раньше игумения Варвара выбирала насельниц. Перед ней стояли тридцать молодых девушек, а она говорила: «Нет, девочка, у тебя не монашеский путь, нет, тебе в монастырь нельзя...» В результате из тридцати выбирала троих или четверых. Много тогда было желающих жить в монастыре. А что сейчас? К примеру, в 2011 году к нам обратилось всего четыре девушки, трое из России, а одна из Прибалтики. Двоим пришлось отказать – одна была тяжело больная, не смогла бы нести монастырские послушания, а вторая с маленькими детьми (разведённая). Я ей объяснила, что нужно вначале детей воспитать и поставить на ноги, и что в обители не спрячешься от своих обязанностей и скорбей. Конечно, многие люди, приезжающие в монастырь, видят внешнее благолепие, окунаются в благодать, но порой не совсем понимают, какой титанический труд за этим стоит.

«Действительно, труд немалый, – подумал я. – Ведь это не только ежедневные богослужения, уборка, приготовление еды и заботы по приёму паломников». У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство: 75 гектаров земли, на которых выращивают зерновые культуры, различные овощи и фрукты (включая яблоки, из которых затем делают столь понравившийся мне конфитюр). Есть скотный двор, где обитают коровы, козы и куры. В мае, в день памяти св. Георгия Победоносца, перед тем, как выпустить скот на пастбище, на скотном дворе служат водосвятный молебен (по монастырской традиции к рогам коров в этот день привязывают цветные бантики). Также в монастыре есть пошивочная, художественная и переплётная мастерские. Словом, всё в обители направлено на то, чтобы жить за счёт труда своих рук, без излишней помощи извне.

– Слава Богу, всё в монастыре действует хорошо и отлажено, – подчёркивает матушка. – Хотя не скрою, всё-таки нужен приток новых насельниц, нужны молодые силы. Тем более, мы же единственный ставропигиальный монастырь Московского Патриархата в Евросоюзе.

В Пюхтице почти всегда немало паломников и экскурсантов. Едут сюда и эстонцы, никак не связанные с православием. Интересно, что же движет коренными жителями Эстонии, направляющими свои стопы в стены обители: сугубо культурологический интерес, желание познакомиться с одной из достопримечательностей своей страны, или всё-таки стремление узнать о той вере, которую исповедуют насельницы обители?

– Я думаю, эстонцы любят монастырь как памятник архитектуры, как одно из красивейших мест своей страны, гордятся им, любят сюда приезжать и привозить гостей; они любят монастырь, – подчёркивает матушка Филарета. – Уважают тот образ жизни, которого мы придерживаемся. Не раз мне говорили, что всё это очень высоко и прекрасно, и можно всем этим восхищаться. И звучало это очень искренно.

Монастырские службы

Водосвятный молебен на скотном дворе. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Водосвятный молебен на скотном дворе. Фото: С.Мудров / Православие.Ru
Жизнь в Пюхтице, как и в любом другом монастыре, немыслима без ежедневных богослужений. Главный храм, в котором совершаются службы – это Успенский собор. Именно в нём находятся икона Успения Пресвятой Богородицы, чудесно обретенная более 400 лет назад, а также чудотворный образ святителя Николая, Пюхтицкая икона Божией Матери и другие святыни монастыря.

Иногда службы совершаются и в других храмах – в церкви преп. Сергия Радонежского, что на вершине Пюхтицкой горы, Трапезном храме во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в домовой церкви в честь святителя Алексия и великомученицы Варвары, а также в кладбищенской Церкви во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. Богослужения совершаются по традиции на церковнославянском, но в некоторых случаях, при соборных богослужениях, отдельные ектении и возгласы могут произноситься по-эстонски. Сейчас в монастыре служат три штатных священника: протоиерей Димитрий Ходов, игумен Самуил (Караск), иерей Вячеслав Карягин.

– Протоиерей Димитрий является старшим священником нашего монастыря, он служит у нас более тридцати лет, – рассказывает игумения Филарета. – Второй наш священник, отец Самуил – эстонец, принявший православие. Есть ещё отец Вячеслав, клирик Эстонской епархии, но он имеет светскую работу (трудится инженером-автодорожником), поэтому имеет возможность служить в монастыре только в субботу и воскресенье.

Что ж, через духовников и Таинство исповеди Господь исцеляет души насельниц монастыря, а также души тех, кто едет в обитель за духовным окормлением. И хотя местечко Куремяэ для граждан СНГ находится за завесой визового режима, люди находят возможность приезжать на «Журавлиную гору» (как правило, работники консульских служб доброжелательно относятся к паломникам). Кроме того, у Эстонии нет границ со странами Евросоюза (входящими в Шенген), а ведь в ЕС живёт несколько миллионов православных русских, а также православные других национальностей. И для всех открыты двери Пюхтицкой обители, где под Покровом Богородицы и по ходатайству св. праведного Иоанна Кронштадского совершается великая молитва за весь мир и, конечно, за эстонскую землю, на которой, волею Божией, выпало оказаться этому удивительному и прекрасному монастырю.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Русские в Эстонии и эстонцы в Церкви Русские в Эстонии и эстонцы в Церкви
Митр. Таллинский Корнилий
Русские в Эстонии и эстонцы в Церкви Русские в Эстонии и эстонцы в Церкви
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий
Митрополит Таллинский Корнилий об «эстонизации» русских, языковых проблемах, Православии в Эстонии и о… Вологодской епархии.
Только молитвою и постом. Ч. 1. Пюхтицы Только молитвою и постом. Ч. 1. Пюхтицы
Александр Богатырев
Только молитвою и постом. Ч. 1. Пюхтицы Только молитвою и постом.
Часть 1. Пюхтицы

Александр Богатырев
«Ты, когда батюшка будет благословлять, голову не наклоняй. Потому что ты наклонилась – а благодать сверху и пролетела. Все головы наклоняют, а ты стой прямо. А когда батюшка благословит, закончит крестное знамение изображать, вот тогда и кланяйся». Я обернулся вполоборота и увидел сначала спину в синей куртке, а затем голову в тонком голубом платочке.
Матушка-строительница.
Воспоминания о схиигумении Варваре
Матушка-строительница.
Воспоминания о схиигумении Варваре

Игумения Георгия (Щукина)
Матушку Варвару я знала с 1952 года. Я поступила в Пюхтицу в 1949 году, а она — спустя три года. С первых же дней мы подружились, я была послушница Валентина, и она была Валентина — две Вали. Мы пели на клиросе в одну череду, у матушки ведь был прекрасный голос, и все сестры очень любили нашу череду.
Игуменья всея Руси Игуменья всея Руси
Интервью с настоятельницей Пюхтицкого женского монастыря игуменией Варварой
Владыка Алексий, нынешний Патриарх, не только помогал нам по хозяйству, но был для нас духовным руководителем. Он очень проникся к Пюхтицам. Это для него была родная обитель. Можно сказать, что монастырь он сам поднял. Мы только за послушание бегали туда-сюда, туда-сюда. Не знаю, как дожила, что скоро мне восемьдесят лет будет…
Святой источник Святой источник
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий
С историей Пюхтицкого монастыря неразрывно связано имя великого праведника, святого Иоанна Кронштадтского, который благословил основание обители, на игуменство – настоятельницу Варвару, освятил один из храмов обители - в честь святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Святой Иоанн Кронштадтский с горки близ монастыря узрел в видении будущий великолепный облик главного монастырского собора.
Комментарии
Галина Юдина30 апреля 2015, 12:00
Очень понравилась статья, но хотелось бы узнать стоимость треб и проживания, чтобы знать на какую сумму надо рассчитывать.А еще бы хотелось и материально помочь. Здоровья и сил настоятельнице, батюшкам и конечно же насельницам монастыря! С уважением Галина из Калининграда. Божьей Вам помощи в служении!
Jane Onishenko 5 марта 2014, 16:00
Спасибо! Нет слов...
alexandr 4 марта 2014, 00:00
Вечером накануне Прощенного воскресенья Господь сподобил меня увидеть и попросить благословения для болящей Марьям у Матушки Филареты в Таллинне,где пребывали в то время Пюхтицкие чудотворные иконы. Трудно признаться , но после успения Матушки Варвары .... мне лично было трудно бывать в Пюхтицах... Будучи немощной сама ,она молилась за меня и моих детей и Господь слышал ее молитвы ! После этой встречи .. как туман рассеялся.. Жизнь продолжается.. Жизнь побеждает! Буду теперь ежедневно молиться за Филарету... как молился когда-то за Вараварушку... И Дай Бог Ей крепкого здоровья.. и сил душевных ...нести свой крест нелегкий вместе с нами ,людьми православными... нести так как несла его приснопамятная Варвара ! Хочу чтобы Матушка знала это. А на Пасху постараюсь с Божьей помощью и всем честным народом вновь приложиться к Монастырским святыням. Раб Божий Александр Первый день Поста 3 марта 2014 года Пярну Эстония
Елена13 ноября 2013, 18:00
Ирине. Да, к сожалению вы правы. Знаю как тяжело сестрам и в Шамордино. Одна из наших знакомых - молодая, кровь с молоком, не изнеженная - этим летом по благословению - пришла трудницей в Шамордино. Заезжали туда в конце октября, случайно увидели ее - еле шла, разговора не получилось - видели ее крайнюю усталость. Знаем, что от тяжелого труда у нее дажи руки отказывали, но это никого не смутило из старших сестер- гнали на послушание. Можно написать и про атмосферу в монастыре, но слово Любовь - не впишется. Простите за грустный комментарий.
Светлана20 сентября 2013, 12:00
Я бы с превеликой радостью пошла бы в монастырь! Не берут. Говорят, что мне надо спасаться в миру . У каждого свой путь. Не как мы хотим, а как Богу угодно... Р.Б. Светлана
Анна 3 сентября 2013, 09:00
Только вернулись с монастыря, были 3 дня ,несли послушание- копали картошку. Все три дня утром и вечером были на богослужении , благодарю БОГА за такую поездку, чувствую себя обновленной после Святого источника, благодать неописуемая от Божественной Литургии,от чистого светлого лица матушки Филореты !Очень хочу еще туда! Матушке Филарете, сестрам монастыря , батюшкам низкий поклон и ЗДОРОВЬЯ !Спасибо за ваши молитвы
Елена21 июня 2013, 19:00
Как чудесно!Очень все интересно:люди,события,описания.Слава Богу за все!
Ирина19 июня 2013, 13:00
Добрый день! О Пюхтицокм монастыре знаю непонаслышке. Много раз бывала там, но решила больше не ездить. Грустно смотреть на измотанных и уставших от непосильных послушаний сестер. И часто меня смущает вопрос: какой смысл уходить в монастырь, если кроме работы ничего нет - нет возможности пойти на службу или исполнить келейное правило? Если нет возмржности попасть на причастие и кроме работы ничего не видишь, а вечером валишься с ног от усталости? И утром опять все с начала. Знаю пюхтицких сестер со скотного двора, которые полтора года (!) не могли пойти на причастие. Разве такой дожлна быть духовная жизнь монашествющих? Получается, что в миру при желании можно больше трудиться духовно, нежели в монастыре. Многие это поняли и потому так мало стало желающих уходить в монастырь, особенно в женский. Простите за скорбный комментрий. Наболело.
Наталия16 июня 2013, 18:00
Прекрасное лицо у игумении, помоги ей Господь. Но скажу, если раньше выбирали из 30 - трёх в послушницы, то нынче из 3 - х выбирают три. Так Господь управляет. Раньше много не надо было, а нынче и три монахини, как раньше сто. Потому что сейчас уйти из мира - ой как трудно! Разве это непонятно? И детей в храмах нынче много, как никогда. Просто матушка Филарета этого не видит, потому что не живёт в России. Спаси и сохрани Господь игумению Филарету с сестрами!
Роман16 июня 2013, 12:00
Ольга, у неё не мужское имя. Очень многие имена имеют и мужскую и женскую форму: Александр-Александра, Евгений-Евгения, Валерий-Валерия, Иоанн-Иоанна, Марин-Марина, Сергий-Сергия ну и т.д. Просто не все имена широко распространены
Виктор16 июня 2013, 10:00
Спасибо! Очень хорошая статья. Светлая.
lyudmila toll15 июня 2013, 22:00
Oчень теплая статья, когда читала так и представляла все как прекрасно описано и про матушку такую милую мудрую.... очень хочется побывать в Пюхтицком монастыре Дорогие во Христе Иисусе- матушка игумения Филарета и сестры насельницы так и хочется сказать словами Апостола.... Мир вам и благодать от Господа Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа! Спаси Господи вас за молитвы о нас грешниках по всему миру рассеянных православных христиан! пишу с запада США. р Б Людмила
Надежда15 июня 2013, 18:00
Хорошая статья!!!Прочла и сердце заныло - так хочется побыстрее поехать в Пюхтицы. Много лет в августе едим туда и каждый раз это так благодатно. Слава Господу за такое чудесное место! Матушке Филарете,всем сестрам и батюшкам многая многая лета!
Higoumиne Alexandra de Paris15 июня 2013, 17:00
C'est avec bonheur que j'ai dйcouvert le site du Saint Monastиre de Pьhtitsa et le visage plein de bontй de l'Higoumиne Philareta. Il me reste quelques photos de mon passage au Monastиre et des moments merveilleux passйs en compagnie de l'Higoumиne Varvara et des moniales. Je ne remercierai jamais assez le Monastиre qui m'a adoptй et les paroles pleines de sagesse de l'Higoumиne Varvara d'йternelle mйmoire. Chaque jour, le monastиre est dans ma mйmoire, lorsque je regarde les photos accrochй sur nos murs et surtout dans nos priиres. Maintenant, nous pouvons mettre un visage sur la saint Higoumиne Philareta, lorsque nous prions. Que le Seigneur et la Mиre de Dieu de Pьhtitsa bйnisse et protиge le Saint Monastиre et toutes les moniales. Priez pour moi, la plus indigne, Higoumиne Alexandra de Paris
Ольга15 июня 2013, 12:00
Была на выходных в Пюхтицах. Теперь петербуржцам туда легче доехать (с финским шенгеном), и нас там летом много. Слава Богу, монастырь процветает как и прежде. Была там впервые в июне 1990-го. Люди съехались тогда со всего Советского Союза, даже из Сибири были, с детьми. Сейчас, конечно, народу поменьше, но тоже хватает - со всей Прибалтики. Дай Бог здоровья и помощи Божией сестрам и матушке игуменье. Спасибо автору за этот материал - не знала ничего об о.Вячеславе. Он очень нам понравился - необыкновенно доброжелательный, светлый, полный любви.
Ирина15 июня 2013, 00:00
Очень хорошие статьи. Давно хотела узнать о Пюхтицком монастыре. Очень хочется уйти туда... Бог в помощь всем сестрам монастыря.
Ольга14 июня 2013, 23:00
Почему у настоятельницы мужское имя?
Людмила14 июня 2013, 11:00
Очень люблю Пюхтицкий монастырь. Такой благодати нигде не испытывала, а на Божественной Литургии ощущаешь себя , как на небесах. Большой поклон сёстрам монастыря и матушке Филарете. Спасибо за ваши молитвы.
Алекс14 июня 2013, 10:00
Спасибо! Прекрасный материал. Тоже думаю уйти в монастырь. Был в детстве один раз и запомнил навсегда.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке