Как отец Валериан с осуждением боролся

Рассказ

Фото: 66.Ru
Фото: 66.Ru
После долгих зимних вьюг в монастырь пришла весна. Яркое солнце, мартовская капель, звонкое пение птиц – всё радует душу. Старенький схиархимандрит Захария на сугревке – на крылечке сидит, чётки перебирает, на солнышко жмурится. Братия дружно с крыш келий талый снег скидывают, дорожки песком посыпают.

Из трапезной уже доносится аромат грибного супа, скоро послушник Дионисий с колокольчиком побежит по обители, собирая иноков на трапезу. Хорошо!

Настроение у отца Валериана было радостное, он споро рыл канавку для отвода воды от храма и молился про себя, как и положено иноку. Обернулся на шум мотора и нахмурился: в монастырские ворота въезжал чёрный блестящий «Мерседес». За рулём сидел Вениамин Петрович, давний гость и благодетель монастыря.

Высоченный, выше и крупнее даже самого отца Валериана, росту которого могли бы позавидовать баскетболисты, Вениамин Петрович выглядел настоящим богатырём. Только был он какой-то вечно хмурый, суровый. Маленькие глазки смотрели на окружающий мир невозмутимо и даже надменно. Впрочем, может, эта надменность только чудилась отцу Валериану?

И вот сейчас инок почувствовал, как тускнеет радостное настроение и проворчал про себя:

– Какие люди – и без охраны…

Отец Захария на крылечке привстал, улыбается этому Вениамину как родному, благословляет, спрашивает что-то тихонько. А тот басит в ответ важно на всю обитель:

– Да, отче, из Цюриха только что прилетел… Да, вот в монастырь заехал…

Поздоровавшись со старцем, Вениамин Петрович отправился в храм. Важно прошествовал мимо инока, легонько головой кивнул – поздоровался, значит. Отец Валериан поклонился в ответ и почувствовал, как растёт раздражение: зачем этот Вениамин сюда ездит? В братской трапезной толком не ест – то ли брезгует, то ли после дорогих мирских деликатесов простая монашеская пища не нравится. В храме стоит – толком не перекрестится, на братию сверху вниз смотрит.

Успешен, богат – чувствует себя, видимо, хозяином жизни… Ну, летает по своим цюрихам этот успешный и богатый бизнесмен, и пускай дальше летает, что он в обители-то забыл?

Ещё старец его привечает… Это уж и вообще загадка… Привечает явно не из-за денег – кроме нескольких икон, духовных книг, да плетёнки под кроватью со сменой одежды – у отца Захарии богатств отродясь не водилось. Да и помнил хорошо инок, как старец не благословил принимать крупное пожертвование на обитель от одного известного политика из области: не всякие деньги монастырю на пользу.

В чём тут загадка, и за какие-такие достоинства отец Захария и настоятель монастыря игумен Савватий привечают Вениамина Петровича?

Отец Валериан тряхнул головой и напомнил себе слова преподобного Амвросия Оптинского: «Знай себя и будет с тебя». Ну вот, только осуждения ему, иноку, и не хватало! Да ещё так мгновенно он впадает каждый раз в осуждение при виде этого бизнесмена! Стал усиленно молиться, чтобы прогнать дурные помыслы и ещё быстрее заработал лопатой.

Но искушения, связанные с Вениамином Петровичем, на этом не закончились. Целый день этот самый Вениамин так и попадался на пути у инока.

На трапезе бизнесмена почему-то не было, зато, когда после обеда отец Валериан, как келарь, занимался подготовкой продуктов для дежурных трапезников на следующие несколько дней, тот появился и уселся за стол.

Послушник Дионисий, домывавший посуду, быстро поставил перед гостем тарелку грибного супа, положил на второе тушёную капусту, налил компот.

А Вениамин Петрович громко спрашивает:

– Брат Дионисий, рыбы нет? Так что-то рыбки хочется!

Отец Валериан даже перестал со своими крупами возиться, только что вслух не фыркнул: «Ишь, рыбки ему!» А Дионисий вежливо отвечает:

– Нет, Вениамин Петрович, сегодня рыбу не готовили.

Только он так сказал, как дверь в трапезную распахивается, заходит трудник Петр и вносит на чистом листе копчёного судака:

– Вениамин Петрович, тут ребята отцу Савватию рыбку приготовили, так он благословил вас угостить!

Бизнесмен снисходительно кивает и спокойно ест судака. Отец Валериан от удивления дар речи потерял. А тот доедает кусок рыбы и опять громко спрашивает:

– А пирожков нет? Сейчас пирожков бы!

Дионисий опять вежливо отвечает:

– Нет, Вениамин Петрович, не пекли пирогов сегодня.

Отец Валериан уже на дверь косится. И что вы думаете? Тут снова дверь открывается, и заходит послушник Петр с тарелкой, полной пирожков:

– Мама приезжала, пирожки привезла! Одному не справиться – налетайте, братия! Вениамин Петрович, угощайтесь, пожалуйста!

И Вениамин Петрович не спеша, с удовольствием, ест пирожки и компотом запивает.

Отец Валериан опешил. Думает про себя: «Это что ещё за скатерть – самобранка в нашей обители?! Прямо по щучьему велению, по моему хотению… За какие-такие заслуги?!»

В общем, сплошное искушение, а не Вениамин Петрович! Поел, встал, помолился, снисходительно кивнул братии, и пошёл себе из трапезной.

Отец Валериан свои дела келарские закончил и в храм отправился в очередь Псалтирь читать. У него очередь как раз перед Всенощной была. Читает он, значит, Псалитирь за свечным ящиком, а сам мыслями по древу растекается – всё ему бизнесмен представляется. Не выдержал инок такого искушения, прямо за ящиком на колени опустился:

– Господи, вразуми, избавь от искушения и осуждения!

Слышит – дверь открывается, а кто в храм заходит – из-за свечного ящика не видно. Только слышно – поступь тяжёлая. Прошёл человек вглубь храма.

Выглянул отец Валериан из-за ящика – а это опять Вениамин Петрович. Подошёл прямо к иконе Казанской Божией Матери – и на колени встал. Икона та – непростая, она явилась людям на источнике в восемнадцатом веке, в обители почитается как чудотворная.

Отцу Валериану теперь из-за свечного ящика и показываться неудобно, как будто он специально прятался. Не знает, что и делать. Смотрит за гостем, наблюдает: чего это он по пустому храму разгуливает, не дожидаясь службы? С добрыми намерениями зашёл ли?

А бизнесмен самоуверенный стоит на коленях перед иконой и молчит. Молчит, молчит, а потом вдруг всхлипнет громко – как ребёнок. А в пустом храме всё далеко разносится. И слышит инок, как Вениамин Петрович молится со слезами и повторяет только:

– Матушка… Матушка… Пресвятая Богородица… Ты мне как Мама родная! Прости меня дерзкого грешника… Недостойного милости Твоей… Ты знаешь, как я люблю Тебя, Матушка! Знаешь, что не помню я своих родителей… Один, совсем один на земле… Только на Тебя, на Твою милость уповаю и на Сыночка Твоего, Господа нашего! Матушка, а я вот подсветку для храма сделал, старался очень… Хорошо ведь с подсветкой будет… И отец Савватий благословил, разрешил мне пожертвовать на обитель… Прими, Матушка, в дар! Прими от меня, недостойного!

Отец Валериан густо покраснел и на цыпочках вышел из храма. Встал на дорожке, как будто он только войти в церковь собирается. Стоит, ждёт, когда можно вернуться будет, дальше Псалтирь читать. Стоит и чувствует – а он никогда сентиментальным не был – как дыхание перехватило и слёзы близко. Искренняя молитва, от сердца идущая, она ведь касается и того, кто слышит её.

Смотрит инок: старец Захария к храму тихонечко бредёт. Он всегда заранее на службу и в трапезную выходит, чтобы не опаздывать. Подошёл старец, только глянул на инока и словно всё понял о нём. Улыбнулся ласково. А потом говорит как бы сам с собой:

– Да… Вот уж служба скоро… Знаешь, отец Валериан, я иногда за собой замечаю… Часто я людей по внешнему виду оцениваю… Иногда думаю про человека: какой он самоуверенный да надменный… И за что его только привечают в обители… А Господь и Пресвятая Богородица зрят в самое сердце. Человек-то, может, к Пресвятой как ребёнок к родной Матери приезжает… От души на монастырь жертвует… И Она его утешает – ласкает, как младенца по голове гладит… Да… А я в осуждение впал…

– Отец Захария, простите, помолитесь обо мне!

Старец улыбнулся, благословил инока и положил ему на голову свою большую тёплую руку.

Из храма вышел Вениамин Петрович, как обычно сдержанный, суровый. Почтительно поклонился отцу Захарии, легонько кивнул отцу Валериану. И в этом лёгком кивке не было надменности. Просто небольшой дружеский поклон. И отец Валериан тоже дружелюбно поклонился в ответ.

А обитель потихоньку оживала: распахивались двери келий, слышались голоса братии – все собирались на Всенощную.

Ольга Рожнёва

20 июня 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Рождественские истории одного уральского монастыря Рождественские истории одного уральского монастыря
Ольга Рожнёва
Рождественские истории одного уральского монастыря Рождественские истории одного уральского монастыря
Ольга Рожнёва
Миша, худой и долговязый подросток, с потухшими глазами и нездоровой бледностью, с ужасом оглядывал далёкий от цивилизации монастырь, и в глазах его таилась недетская тоска: здесь не было любимого компьютера.
Шесть рассказов про келаря Валериана и его хлопотное послушание Шесть рассказов про келаря Валериана и его хлопотное послушание
Ольга Рожнёва
Шесть рассказов про келаря Валериана и его хлопотное послушание Шесть рассказов про келаря Валериана и его хлопотное послушание
Ольга Рожнёва
Чужое послушание – Про Винни-Пуха и чудотворения – ЛенИтесь, братия, ленИтесь! – Розпрягайтэ, хлопци, коней! – Жареная картошка на зиму – А где веник?
Пельмени для Витальки Пельмени для Витальки
Ольга Рожнёва
Пельмени для Витальки Пельмени для Витальки.
Рассказ

Ольга Рожнёва
– Ну ты, братец, совсем обнаглел! – голос монастырского келаря отца Валериана, высокого, крупного инока с окладистой чёрной бородой, дрожал от обиды и негодования. – Мало того что в монастыре мясо лопаешь, так теперь ты его ещё в двойном размере лопать желаешь?!
Комментарии
ольга 1 июля 2016, 07:00
Олюшка!Ваши рассказы,как живая вода,возвращают к жизни,открывают глаза на жизнь,учат жить!Нижайший поклон!Храни Вас Господь!
Людмила27 декабря 2014, 22:00
Дорогая Оленька, огромное Вам спасибо!!! Благодарю Господа нашего Иисуса Христа, от всего сердца, за ту благость что дарует нам через ваши труды!!! Насколько они благостны для души!!! С какой же любовью и радостью, я читала и читаю Ваши рассказы, особенно очень мне полюбился келарь Валериан! Не таится злоба в душе, а обличается, как дите обидчев и отходчев!!! Дай Бог, Вам здоровья, и здоровья келарю Валерьяну!!! Пишите Олечка, пишите!!!
Наталья 4 сентября 2014, 14:00
Какой рассказ замечательный! Большое спасибо! Это словно обо мне, осуждающей, все как с меня списано. Посмотрела на себя со стороны.
Сергей Вохмянин 4 апреля 2014, 12:00
Спаси Бог!
Алексей26 сентября 2013, 12:00
Спасибо за рассказ. Помолимся за Максима.
Сергей 8 сентября 2013, 17:00
Спасибо, прочел на одном дыхании, как будто сам там присутствовал, очень поучительно.
Виктория25 июня 2013, 17:00
Спаси Господи! Даже слезы на глазах...
Алевтина25 июня 2013, 12:00
Алевтина Дорогая Ольга, я не так давно стала читать Ваши рассказы и статьи, да и не так часто, но одно могу сказать , что они пронизаны любовью и светом. Благослови Вас Господи!
Анатолий Николаевич24 июня 2013, 16:00
Максиму: Кроме того, потрудитесь ознакомиться с культурой речи и узнаете, что фразеологические обороты входят в нашу речь и живут отдельной самостоятельной жизнью. И в их употреблении не может быть ничего пошлого, пошло кичиться своей мнимой грамотностью. Пошло заниматься злопыхательством. Вы, молодой человек, сначала научитесь культуре общения, деликатности и тактичности, а потом уже будете проникать в тайны русской словесности и поучать собеседников, редакторов портала и других читателей.
Анатолий Николаевич24 июня 2013, 16:00
Максиму: Вы прочитали краткую интернет-статью о древнерусском памятнике словесности, но толком эту статью не поняли. Вещаете о тонкостях перевода, совершенно в этом не разбираясь. Перевод с древнерусского?! В оригинале написано: «расткашется мыслію по древу, срым вълком по земли, шизым орлом под облакы». Вам, если вы - русский человек, требуется перевод? Речь шла совершенно не о переводе, а о возможной описке переписчика "Слова". То есть,некоторые исследователи предположили, что он написал ошибочно "мыслію", вместо "мысью". До сих пор окончательного мнения по этому вопросу нет, и филологи придерживаются разных точек зрения. Что касается ваших слов "тем более Салтыков-Щедрин тут не причем - на то, что перевод неточен, обратили внимание позже", то это вы опять глупость написали. В 1833 году Н. А. Полевой предположил, что под «мыслію» имеется в виду какой-нибудь зверь или птица. В 1854 году Н. П. Корелкин предположил, что фраза «растекашеся мыслію по древу» является опиской, а в тексте имеется в виду не «мысль», а «мысь». А по-вашему Салтыков-Щедрин в какие годы жил?
Максим24 июня 2013, 13:00
Кого в чем осудишь в том и сам побудешь.
lyudmila toll23 июня 2013, 21:00
рассказ замечательный именно тем что жизненная правда в нем и со мной иногда случается что мысленно оцениваю кого то потом спохватываюсь каюсь каюсь а часто такой хороший человек оказывается -вот как по рассказу так что...... грех мой достойно по делам моим приемлю Помяни мя во ЦАРСТВИИ ТВОЕМ на ВСЕ СВЯТАЯ ТВОЯ ВОЛЯ Слава Богу за все . Ольга я читала ваши рассказы и молюсь повторяя молитвы что вы там написали из наследия старцев Оптинских помогает освободить душу ведь правда когда молишься и нет плохих мыслей то молитва легка ощущаешь благодать а еще....... напишите пожалуйста Оптинских старцев молитву для получения необходимого в настоящей моей жизни нам так хочется поехать паломниками на Святую Землю и в Оптину и в Миры Ликийские
людмила23 июня 2013, 18:00
Очень хороший рассказ.спасибо.второй раз уже с удовольствием прочитала 2-ой раз для большего вразумления.
Елена М23 июня 2013, 14:00
Простите меня господа читающие, что имею наглость писать здесь свои комментарии (возможно, по мнению некоторых " затопившей некогда высоко державший планку портал.") Но мне, в данном случае, увы, совсем неважно то, какую именно фразу использовал автор, поскольку она, на мой взгляд, второстепенна. Ведь главная мысль состояла в том, чтобы напомнить людям о грехе осуждения (да еще не имея при этом на то никаких особых оснований, а одни только домыслы и собственные представления).Думаю, что главная задача автором, всё-таки была решена и за это ей спасибо.
Нина22 июня 2013, 14:00
Спасибо! Замечательно! Поучительно!Вразумляюще!Спаси Вас ,Господи!
иван22 июня 2013, 10:00
Даже слезы потекли.
Максим21 июня 2013, 23:00
Ольге: Что до разности толкований, то кивок в сторону старой версии "мыслию" - это скорее реверанс некоторый, потому что есть такое понятие, как перевод - и да, мысью, то есть белкой, и никак иначе. И Пришвин, дорогая Ольга, и уж тем более Салтыков-Щедрин тут не причем - на то, что перевод неточен, обратили внимание позже. Но дело не только в этом. Сегодня ни один литератор хороший этот штамп, закостеневший хоть бы даже за истекшее со времен Салтыкова-Щедрина время, не употребит, потому что это пошло. И вот что еще меня удивляет - прочел Нину Павлову, интервью, в котором она говорит о "православных ежиках". Уважаемые редакторы! А ведь рассказ вот этот Ольги Рожневой - что ни на есть "православные ежики"! Представляю, что сейчас начнется, и что в меня полетит. До свидания всем. Пойду читать Гайду - приятное , хоть и редкое, исключение в приторной патоке, затопившей некогда высоко державший планку портал.
Сергей21 июня 2013, 20:00
Максиму. Грубо и недостойно
Ольга21 июня 2013, 15:00
Максиму. Выражение «растекался мыслью по древу» у комментаторов «Слова о полку Игореве» получило различные толкования. Одни считают слово «мыслию» не соответствующим двум другим членам сравнения – «волком по земли», «шизым орлом под облакы», – предлагая читать «мысию», объясняя «мысь» псковским произношением слова «мышь" и "белка". Другие не считают такую замену нужной, «не видя необходимости доводить до предельной точности симметрию сравнения». Слово «древо» комментаторы объясняют как аллегорическое древо мудрости и вдохновения: «растекаться мыслию по древу» – творить песни, вдохновенные поэтические создания. Однако поэтический образ «Слова» «растекаться мыслью по древу» вошел в литературную речь с совершенно иным значением: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу…» (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»). «Если принять во внимание, что занялся я литературой поздно, то «растекаться мыслью по дереву», как говорят семинаристы, я не имел возможности…» (М.М. Пришвин «Дневники»).
Наталия СПб21 июня 2013, 15:00
Максиму: но ведь в статье, на которую Вы ссылаетесь, чётко написано, что это крылатое выражение "тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью." В этой же статье даётся и современное толкование этого выражения:"Иносказательно: вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли, затрагивать разные, побочные, подобно ветвям дерева, темы и т. д. (шутл.-ирон.)." Вы хотели показать свою "учёность", Максим? Мы оценили.
Максим21 июня 2013, 00:00
Простите, что внесу свою ложку дегтя в эту бочку меда, но все же хочу кое-что сказать по поводу употребленного автором штампа "растекаться мыслью по древу". Ведь все таки давно известно, что в оригинале - мысью, и эта мысь - белка. "растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками" все-таки удивительно на вашем сайте видеть такое невежество, касаемое древнерусской литературы. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2355/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F
Инна20 июня 2013, 23:00
Ольга, спасибо за рассказ. Спаси Вас Господи. Буду искать Ваши книги, а если Господь приведет в Оптину, обязательно найду Вас
Антонина20 июня 2013, 21:00
Спаси,Господи, дорогая Олечка!С огромной духовной пользой и интересом читаю Ваши рассказы.Все так же мечтаю побывать в Оптиной...
Maria20 июня 2013, 20:00
Bolshoe spasibo!!!
Елена20 июня 2013, 20:00
Огромное спасибо за Ваши книги .Прочитала "Монастырские встречи","Непридуманные истории"и"Дороги нашей жизни". Благодарю от всего сердца .
Елена20 июня 2013, 19:00
Спаси вас Бог, дорогая Ольга. Рассказ, как всегда, замечательный!!!
Evfrosinija20 июня 2013, 19:00
Спасибо за рассказ.
Наталия20 июня 2013, 17:00
А ведь действительно, даже когда читаешь о искренней молитве, она тебя касается.
Екатерина20 июня 2013, 14:00
Дорогая Ольга, спасибо Вам в который раз! Ох, в самую точку попали, как раз для меня оказался рассказ! И стих даже получился :)
Ирина20 июня 2013, 13:00
Спасибо, хороший рассказ:)
Marina20 июня 2013, 12:00
Spasibo
НАТАЛИЯ20 июня 2013, 12:00
СПАСИБО!!!!!!!!!
наталья20 июня 2013, 11:00
Спасибо за рассказ Вам,вразумили,вот и я грешная бывает в помыслах к осуждению прибегаю,да что в помыслах и так осуждаю,а ведь нет на это у меня права,прошу Ваших молитв. Р.Божья Наталья
р.Б. Иулия20 июня 2013, 11:00
Дорогая Ольга, спаси Вас Христос за замечательный и поучительный рассказ! Слава Богу за все!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке