«Самое важное для иконописца – связь с Богом»

Беседа с греческим иконописцем Николаем Цилсавидисом

Николай Цилсавидис считается одним из лучших иконописцев современной Греции. Он возглавляет иконописную мастерскую, основанную в 1960 году его отцом Константином († 2002). Среди работ этой мастерской – росписи в храме святителя Григория (Паламы) в Фессалониках, в монастыре святых Рафаила, Николая и Ирины в Гуменисе, в Успенском храме Штутгарта (Германия), в сербской церкви святого Василия в Тулузе (Франция) и в Благовещенском храме Бейрута (Ливан).

Иконописец Николай Цилсавидис за работой
Иконописец Николай Цилсавидис за работой
        

– Ваша семейная иконописная мастерская работает уже более полувека. Такую преемственность нечасто встретишь сегодня. Расскажите, что именно связало вашу семью с иконописью?

– Это началось даже раньше 1960 года. Во время Второй мировой войны, когда мой отец был еще ребенком, семья оказалась в немецкой оккупации. Жизнь тогда была тяжелая, голодная. И вот отец, слушая о святых, жития которых рассказывала ему мама, задался вопросом: а где эти святые сегодня? И как их увидеть? Из этого желания увидеть святых возник интерес к иконам. Сначала он их разглядывал, а затем начал рисовать сам. Это было его духовной пищей. В девять лет мой отец нарисовал свою первую икону, и так определился его жизненный путь. На этом пути он встретился и с живым святым – старцем Паисием Святогорцем. Когда однажды отец оказался в тяжелейшем затруднении, из которого он не видел выхода, именно старец Паисий спас его, по его молитвам он выжил. Мой отец часто встречался и беседовал со старцем. Сохранилась даже одна его незаконченная икона, на которой изображены современные святые, а среди них отец поместил и старца Паисия.

– А вы лично как пришли к иконописи? Было ли это вашим решением или же послушанием воле отца?

– Я просто родился в этом. С раннего детства я всегда находился в мастерской отца, помогал ему. И мне это очень нравилось. Так что для меня не было момента принятия решения, не стояло вопроса, заниматься этим или нет. Всё сложилось естественно. Отец не давил на нас, и два моих брата изначально не связывали свою жизнь с иконописью. Но после смерти отца они тоже пришли в мастерскую, и теперь уже многие годы мы трудимся вместе. К слову, помимо иконописания от отца мы унаследовали и любовь к России. Он очень любил русских. В нашей семье читали произведения русских писателей, и на мое становление большое влияние оказал Достоевский. Я помню, у меня в детстве была мечта побывать в России, и не просто побывать, а проехать по России на поезде: пить чай, читать, смотреть в окно и думать.

– Удалось ли осуществить эту мечту?

– Нет, в России я еще ни разу не был.

– В каком иконописном стиле вы работаете?

– Наш отец в течение своей жизни изучил все техники религиозной живописи. Такая же задача стояла и передо мной, поэтому я в свое время учился не только у отца, но ходил в подмастерья и к другим иконописцам. Еще со времен отца в мастерской заказывали иконы из разных стран, и нам доводилось работать над произведениями в разных стилях – от римской античности и до живописи XIX века, с использованием техник, разработанных как в восточной, так и западной традициях. Но лично мне ближе всего византийская иконописная традиция эпохи Комнинов (X–XII века), в частности Македонская школа.

– Создание икон – это не просто ремесло. В определенном смысле это и духовное делание. Не могли бы вы рассказать об этой стороне иконописания?

– В процессе своей работы, наблюдая за собой, иконописец ищет Господа через Его святых, которым надо подражать. Поиск Бога – вот наша цель, на это направлен внутренний мир иконописца. Я лишь инструмент Божий, служитель таинства. Тот, кто показывает. Древние иконописцы перед подписью ставили слово: «показавший». Иконописец – раб Бога, который просит: «Дай мне, чтобы я передал людям. У меня нет ничего своего». То, что он делает, это плод молитвы и это ради молитвы. Это нераздельно. Молитва является его работой, а иконопись – молитвой. Иконопись должна стать результатом молитвы, чтобы научить молитве молящихся у иконы. Сподвигнуть на это.

Иконописец Николай Цилсавидис с семьей
Иконописец Николай Цилсавидис с семьей
– Есть ли какие-то духовные опасности на этом пути для иконописца, и как можно их избежать?

– Есть много способов сбиться с пути и только один – остаться на пути к Богу. Этот способ – трезвое понимание, что всё, что у тебя есть, – это от Бога. Мой отец говорил мне: «Если ты чувствуешь, что достиг мастерства, что ты быстро продвигаешься в том, что касается техники, то всё бросай и начинай с нуля. Вспомни, что ты служитель Господа, что ты пишешь только Его и ищешь Его любовь». А что касается технического мастерства, мой отец приводил такой пример. Если ты возомнил о себе нечто, прекрати работу, выйди на улицу. Подними с земли опавший лист и посмотри, в каком совершенстве он сотворен Богом. Всё от Него. Вернись и помолись Господу: «У меня нет ничего. У меня есть только Ты. Ты Тот, Кого я ищу. Ты даешь всё, что мне нужно». Отец говорил: «То, что делают люди, – это повторимо, это достижимо, это легко. Невозможно достичь того, что дает Бог. Именно это ты должен взять и передать людям». Когда мой отец работал на Святой Горе, создавал фрески, мозаики, люди подходили, смотрели на его работу и восхищались. А он говорил: почему вы восхищаетесь этим? Господь дает людям возможность стать святыми – вот это великое чудо. И это – наша цель, чем бы мы ни занимались. Мой отец всегда был в работе, всё время в молитвенном состоянии. Мама звала его кушать и не могла дождаться.

– Что, на ваш взгляд, является главным в работе иконописца?

– Самое важное – связь с Богом. И она приходит и через искусство. Важно помнить, что ты – существо, созданное Господом, а значит, когда ты работаешь, все твои составляющие должны быть устремлены ко Христу. Господь всегда с тобой. Везде, где ты есть. Он тебя поддерживает, Он тебя ведет. Причем больше Своим отсутствием, чем Своим присутствием. Отсутствие Бога – это та боль, которая двигает тобой, когда ты осознаешь и переживаешь Его присутствие в Его отсутствии. Это рождает боль и жажду Бога. А также очень важна приверженность Преданию Церкви – нужно крепко держаться за это. Следование Преданию отсекает эгоизм. Это как постоянное напоминание: «Не ты это сделал! Ты опираешься на плечи атлетов – своих предшественников». Я сам по себе – ничто; только вместе с теми, кто прошел по этому пути до меня, я что-то. Я боюсь наслаждаться своей работой и стараюсь напоминать себе притчу о талантах. Но при этом неполезно и «зацикливаться» на мыслях о своем недостоинстве. Главное – быть настроенным и нацеленным на связь и общение с Богом. И Господь может всё покрыть благодатью и поднять тебя над твоей греховностью, над твоей немощью.

Работы иконописца Николая Цилсавидиса

    

  

  

    

  

  

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Глупо ждать света с той стороны, где солнце заходит Глупо ждать света с той стороны, где солнце заходит
Фотис Контоглу
Глупо ждать света с той стороны, где солнце заходит Глупо ждать света с той стороны, где солнце заходит
Фотис Контоглу
Православные церковные искусства – это искусства богословские. И произведения, которые ими рождаются, отображают собой слово Божие.
Связь небесного и земного Связь небесного и земного
Интервью с искусствоведом Татьяной Самойловой
На территории Кремля, в Успенской звоннице, открылась выставка «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря». Впервые после долгого времени все иконы этого уникального памятника, хранящиеся сейчас в разных музеях, собраны воедино.
О проблемах написания икон новопрославленных святых воинов О проблемах написания икон новопрославленных святых воинов
Виктор Кутковой
В иконе нет ничего преходящего, в ней установлена тесная связь категорий здесь-теперь и вне-здесь-теперь. В моленном образе все непреложно и должно быть онтологической правдой; икона призвана создавать молитвенный настрой, а не вызывать некий патриотический пафос, как вызывает парадный портрет из галереи национальных героев. А на иконе праведного Феодора Ушакова мы видим «бутафорию» – святого в парике.
Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам? Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам? Ответ нам очень важен.
Комментарии
Msergiya Radonej 9 мая 2014, 11:00
Прекрасные работы, а можно координаты Николая, хотелось пригласить его к нам в монастырь, мы в поисках тех кто смог бы расписать наш отреставрированный храм Михаила Архангела.
юлия астафиева21 июня 2013, 17:00
Hello, My Name is Julia Astafiev, Im born in Russia and I like the Icons that you drow a lot.I live in St.Louis State Missouri in USA now and I go to St.Basil the Great Russian Ortodox Church. We are going to build a new church and we will need an iconografer. It will be a great blessing to have Nicolay as painter of Icons for our new church, that approximtly is going to be next year. You can call our priest Very Rev. Father Martin 314-835-1569 or send information to www.stbasilthegreat.org or call me 314-456-4414 or send information to my julia.wanless@yahoo.com. And there might be a good apportunity to go to Russia. I love to go to St.Serguius Holy Trinity Lavra or You can come to America to visit Holy Vergin Cathedral and pray on the Relics of St. John of Shanhay and San Francisco in America. God Bless you for many years and very welcome to visit Russia and America. In Christ, Julia,Serguei.
Татиана21 июня 2013, 10:00
Полностью согласна, что самое главное для иконописца, да и для каждого человека - поиск Бога и связь с Богом.
millie toll21 июня 2013, 07:00
Xрани вас ГОСПОДЬ Николай иконописец ! Первoe фото - этой статьи -икона ИИСУС ХРИСТОС такая огромная небесноголубая и такая необыкновенная от нее как бы свечение или как лучи идут прямо в сердце! Я думаю если подольше взгляд удержать то заплачешь сердцем Какие счастливчики те кто этот Храм посещает!
татьяна20 июня 2013, 18:00
спаси Господи! многая лета Николаю!очень - очень трогательные работы!!!
Наталья20 июня 2013, 14:00
Какая красота, особенно изображение Иисуса Христа на первом фото, прямо завораживает
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке