Да не смущается сердце ваше

Мы живем в трудные времена, и нет человека, на котором это бы не сказалось: все мы у себя на нашей маленькой родине [Кипре] живем, как на корабле посреди бури, и не знаем, ни куда плывем, ни где сейчас находимся. Когда на нас обрушиваются трудности – независимо от того, в семье ли, обществе или наши личные, – то это всегда мучительно. И в такие моменты ты уже не должен утешать человека, говоря, что ничего страшного не случилось. Правильней будет, чтобы мы знали, что попали в затруднение, тогда мы сможем увидеть, как его преодолеть и как относиться к происходящему.

Когда человек проходит через испытания, он терзается, волнуется, страдает, скорбит и пожинает неприятные последствия. Это не означает, что трудности приходят от Бога, ведь Бог не желает затруднять людей и не содействует происходящему злу. Скорбь, тревога и всякая теснота никогда не приходят от Бога, а от нас самих или от диавола.

Но откуда бы они ни приходили, искусство и мудрость человека заключаются в том, чтобы постараться правильно отнестись к нагрянувшим трудностям, обратить их на пользу духовно и превратить трудности в благословение, а непроницаемый мрак – в истинный свет. Никто не может избежать трудностей: и грешные и святые люди, и богатые и бедные – все вкушают от горечи трудностей. Вопрос не в том, как избавиться от них, а в том, как их воспринимать.

И святой апостол Павел, когда обращается к скорбящим, не говорит им: «Христиане, Бог избавит вас от скорбей и смерти», – но: «Не скорбите как прочие, не имеющие надежды»[1]. То есть вы, конечно, будете скорбеть; конечно, меч пронзит вашу душу, но вы будьте внимательны, чтобы не стать как остальные, не имеющие надежды. То есть вы, чада Церкви, встречайте эту трудность и проходите через нее, возлагая упование только на Владыку Христа. Нет больше никого, на кого нам можно было бы надеяться.

Человеку нелегко открыть дверь, когда нужда стучится в нее, как говорит Дионисий Соломос[2]. Разумеется, эти слова имеют и другой смысл, и он учит нас многому.

Мы несем ответственность за трудности, с которыми сталкиваемся сегодня, поскольку ум наш отошел от прочных основ и находит опору в том, что не надежно, а, напротив, рискованно. В долгосрочной перспективе эти трудности, несомненно, принесут нам и много благ. Но первые ощущения наши, конечно, горьки и крайне болезненны.

Что же мы можем сделать в этом состоянии? Прежде всего нам надо иметь непоколебимую веру в то, что Бог управляет всем. Не те управляют, кто думает, будто правит миром. Вспомним, что когда диавол пошел ко Христу, показал Ему все царства земные и сказал: «всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне, то Христос сказал ему: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 9–10), – и отринул его.

Существуют люди, которые полагают, будто мирскими и человеческими уловками можно достигнуть всего. Конечно, если ты несешь ответственность за что-то, ты должен сделать всё по силам своим и использовать все обстоятельства, чтобы достичь наилучшего результата, коль скоро тебе вверена ответственность за корабль, которым ты правишь. Но прежде всего ты должен знать, что миром управляет Бог, а не люди, и именно Он скажет да или нет тому, что происходит в мире.

Злоба людей может подстроить всё, что задумала; диавол и его орудия могут воздвигнуть проблемы для людей, семей, стран и всего мира, но они не имеют никакой власти над людьми, если Бог не позволит им этого. Поэтому когда Пилат расспрашивал Христа, а Христос ничего не отвечал, то Пилат сказал Ему: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» – и Христос ответил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19: 10–11), то есть «ты не мог бы сделать Мне ничего, если бы не позволено тебе было от Бога сделать, что хочешь». Следовательно, нам нужно иметь глубокую и непоколебимую веру в то, что не будет ничего больше или меньше того, что позволит Бог.

Мы также виновны во всех этих трудностях и терпим их последствия из-за своей безрассудности, легкомыслия и всех тех плохих действий, которые совершили. Но, несмотря на это, мы призваны просить у Бога явить Свой Промысл о нас, чтобы Он помог нам, спас и сохранил. Как же так получается?

Когда человек в великом покаянии встанет пред Богом, признавая свое плохое до этого момента поведение и дурные навыки, признавая, что жизнь его была поверхностной и безбожной, когда он покается и заплачет пред Богом, тогда привлечет к себе Божий Промысл. Потому что всё это зло происходит не только из-за того, что так захотели некие люди, имеющие свои планы, и диавол, стоящий за их спиной и дергающий их за веревочки, но и оттого, что и мы реально, живя вдали от Бога, оттолкнули от себя Промысл Божий своими грехами и безрассудством. Естественно, что чем больше человек отдаляется от Бога, тем больше приступает к нему враг нашего спасения, его захлестывают злоба и бури и он становится уязвимей для всего случающегося в его жизни.

В Ветхом Завете святые пророки, посланники Божии, всегда указывали в качестве причины всех бед на грех, на отступление от Бога и предсказывали, что произойдет нечто страшное в мире, и поэтому людям нужно изменить свой образ жизни и покаяться. Люди, однако, не каялись, они продолжали жить как прежде и даже гнали пророков, отвергали их, высмеивали и изгоняли, чтобы они не говорили им того, что их раздражало. Когда же впоследствии беды обрушивались, то вместе с народом Божиим мучились и пророки, и поэтому они – великие святые пред Богом, ибо страдали вместе с народом Божиим, терпели последствия безрассудства этого народа и шли рядом с ним, чтобы поддержать его и вывести на путь спасения.

И на что же указывали пророки? Конечно, не на светские решения и выходы. Они указывали на возвращение к Богу, покаяние и перемену мышления. «Покайтесь, – говорили пророки, – и возвратитесь к Богу, Отцу вашему, и когда вернетесь к Нему, тогда привлечете Божий Промысл, и дела постепенно наладятся».

Цель заключается не в том, чтобы просто изменить ход вещей и чтобы всё стало таким, как раньше, потому что если всё будет так и мы снова станем такими, как прежде, то в конце концов опять ничего не получится. Наша цель – не выйти из данной материальной и мирской безысходности, но изменить свой менталитет и образ мышления, а это, с другой стороны, означает покаяние[3]. Кто поймет это, тот правильно поработал над этим и обратил трудность в духовное упражнение. В противном случае, как только ситуация потеряет остроту, мы снова возвратимся в то же состояние.

Пророки проповедовали покаяние и возвращение к Богу. Всё остальное в конечном счете суетно – и счастье, и материальное благосостояние, даже географическая свобода – это тоже земное событие. А Бог желает прежде всего людей, свободных от греха, страстей, отступничества и мрака Божественного отсутствия. И уже затем эти истинно свободные люди получат и свободную родину. Если же у тебя есть свободная родина, а ты пленник собственных страстей и греха, тогда ты и эту свободную родину поработишь и истощишь так же, как и свой внутренний мир.

Мы, живущие в этом состоянии и переживающие всё то беспокойство и тревогу, которую испытывают люди, должны концентрировать это в душе своей и канализировать в молитву весь шквал событий. Три отрока, оказавшись в огненной печи Вавилонской, говорили: «Согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили»[4], – таким образом подставили под удар свои плечи и как бы сказали: – Мы достойны этого наказания, Боже мой, потому что действительно согрешили, творили неправду, не шли в согласии с Твоими заповедями по тому пути жизни, который Ты нам указал. Мы достойны этих зол, постигших нас. Но Ты Бог отцов наших и Бог, любящий человека и не желающий ничьей погибели и горя, и мы молим Тебя: спаси нас. А если по справедливости Ты уничтожишь нас за наши грехи, то хотя бы пожалей народ Твой и приведи его на путь спасения.

Молясь так, святые отроки и себя сберегли в огненной печи, и Божий народ спасли.

Таких людей в Церкви, слава Богу, много, и их молитва имеет силу. И не только молитва живых людей, но и усопших, потому что и они тоже молятся о нас – наши святые, наши предки, наши отцы, упокоившиеся в Господе, – чтобы миновали эти трудности. Прежде всего они молятся о том, чтобы мы вразумились и исправили те ошибки, которые совершили.

Когда человек уповает на Господа, сердце его не смущается и он не впадает в состояние паники. Христос говорит: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14: 27). Бог призывает нас не смущаться сердцем нашим, не пугаться и иметь веру в Него не потому, что якобы ничего не случится. Нет, может произойти все, что планируют, и может случиться даже худшее, может произойти многое, ведь мы не знаем, что нам готовят, и поэтому возможно, что дела наши пойдут еще хуже. Это, однако, не имеет значения. Что бы ни случилось, человек, верящий в Бога, хотя как человек и скорбит, терзается, страдает, беспокоится и мучается, но сердце его не смущается. У него есть упование на Бога, потому что он убежден: Бог следит за всем, и поэтому, что бы Он ни попустил, человек принимает это с упованием на всемогущий Промысл Божией любви.

Он не боится смерти, потому что побеждает смерть Христом. А что они нам сделают? Уничтожат нашу жизнь, нашу страну? Пусть делают, что думают, что могут и замышляют. Если Бог им позволит, то пусть делают это. Мы, как чада Божии, должны научиться преодолевать страх. Страх – это порождение неверия. Зачем нам бояться? Предадим всё в руки Божии.

Отберут у нас деньги, работу, автомобиль и всё остальное? Это неприятно, но, по сути дела, это ничто. А душу нашу они могут отнять? Нет. А ведь наша душа имеет такую огромную ценность. А всё другое второстепенно. Это доказали и наши предки, оставившие всё во время оккупации Кипра[5]. Люди лишились всего, однако унесли с собой свою душу. И с ней создали все остальное.

Если человек сбережет свою душу, тогда он не понесет никакого ущерба. Как говорит Христос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»(Мф. 16: 26).

Так, без наивных лозунгов и отдавая себе отчет в трудностях, мы сделаем всё, что можем сделать и что зависит от нас. Пройдем, однако, этот путь, каким бы он ни был, с верой в Бога, с усердной молитвой и попирая всё человеческое и материальное, даже саму смерть. И сколько бы ни ужасали нас происходящие события и реальность, нужно беречь свою душу, чтобы она не смутилась, не расплескалась.

В Псалтири Давидовой говорится: «Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога» (Пс. 41: 6). Надейся на Бога. А если Бог не силен спасти тебя, то разве спасут деньги, знакомства, банки, большие люди и высокопоставленные персоны мира сего?

Если Бог с тобой, если Он твое прибежище и упование, то не бойся. «Что бы ни случилось, Я с тобой», — говорит Бог[6]. А если Бог с нами, то кто будет против нас[7]? И что может быть против нас?

Никто не может отнять у нас душу. Когда святой Косма Этолийский[8] говорил с греками, он учил: «Имейте веру и не бойтесь. Когда турок захочет отнять ваши гроши – отдайте ему свои гроши. Когда захочет забрать скотину, отдай ему свою скотину; когда захочет ваших домов, нив, чего бы он ни захотел, отдайте ему это. Но душу свою никогда не отдавайте!» Вот что имеет значение. Когда человек поймет это, тогда всё приобретает другой смысл.

Так или иначе, рано или поздно, но это только вопрос времени – когда завершится наш земной путь. Важно то, как мы предадим душу свою в руки Божии – чистую и без неправд или хотя бы очищенную покаянием.

Если мы встречаем нагрянувшие трудности в молитвенном духе, с надеждой на Бога, в славословии Богу, с оптимизмом, тогда у нас есть надежда, что мы пройдем через них. Что бы ни случилось, но мы пройдем через них. Что бы ни попустил Бог за наши грехи. Не потому, будто Он причина трудностей, а потому, что мы их причина.

Так поступали святые. Они, вложив палец в раны гвоздиные, сразу же начинали исцеление. И если ты не начнешь делать как они, а будешь обвинять то одного, то другого, то опять совершишь те же ошибки.

Каждый из нас в духе любви и милости должен укреплять другого. Так мы пройдем через эти трудности. И уповаем на Пресвятую Богородицу, на наших святых и молитвы отцов наших, что всё это пройдет и мы, став более благоразумными, придем к новым обстоятельствам в нашей жизни…

[1] См.: 1 Фес. 4: 13.
[2] Дионисий Соломос (1798–1857) – греческий поэт, автор национального гимна Греции.
[3] На греческом языке слово метанойя имеет два смысла: «перемена ума» и «покаяние».
[4] Дан. 3: 29.
[5] Имеется в виду оккупация Кипра Османской империей, продолжавшаяся три столетия, с 1571 по 1878 г.
[6] См.: Ис. 49: 14–15.
[7] См.: Рим. 8: 31.
[8] Память св. равноап. Космы Этолийского († 1779) совершается 24 августа / 7 сентября.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Таинство любви. Исповедь. Почему для прощения грехов нужен священник? Таинство любви. Исповедь. Почему для прощения грехов нужен священник?
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)
Недостаточно, прочитав книгу, в молитве покаяться перед Богом. Некоторые люди мне говорят: «Зачем исповедоваться? Я и так каждый день вспоминаю грехи, прошу прощения у Бога». Тогда я задаю им такой вопрос: «Как вы узнаете, что ваши грехи прощены? Ведь чувства могут нас обманывать.
«Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!» «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»
Иеросхим. Иулиан (Лазар)
«Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!» «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»
Иеросхимонах Иулиан (Лазар)
Если даешь ребенку что-то, то это входит в его ум и крутится в уме. Пусть крутится молитва, а не что-нибудь другое.
«Даруй ми…» «Даруй ми…»
Протоиерей Андрей Ткачев
Тот, кто не чувствует своих грехов, будет принужден грешить явно и ощутимо еще и еще, чтобы наконец посреди мучений совести прозреть и исповедовать: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15). А тот, кому известно его больное и грешное нутро, смиряется от одного только смиренного сознания своей немощи.
Господь милует кающегося…
Беседа об исповеди
Господь милует кающегося…
Беседа об исповеди

Игумен Пахомий (Брусков)
Когда человек ходит в храм много лет, есть вероятность, что он привыкнет к исповеди. К такому искушению нужно быть готовым, принять как временную трудность. И в это время многое зависит от настроя, ревности, духовного поиска человека, его желания следовать за Христом. Вообще самое главное в духовной жизни – искренность в обращении к Богу.
Комментарии
Спасибо!22 марта 2014, 10:36
Большое Спасибо!!!!! В этой статье Господь ответил на мою проблему! Желаю Вам мира, Божьего покрова, да сохранит вас Господь!
Анастасия 7 июля 2013, 19:38
Спаси Господи! Замечательна статья! А главное очень поучительная!!! Дай Боже сил справится со всеми трудностями и не потерять себя!
Елена М 7 июля 2013, 16:48
Владимиру: Извините, Владимир, а Вы ничего не путаете? Если речь идет не о заповедях, а о законе, то - да! Законы пишут люди и статьи за их не соблюдение тоже пишут люди, чтобы на основании нарушения соответствующего закона применить соответствующую статью, признать совершение незаконного действа решением суда и наказать.Но разве можете Вы назвать человека, соблюдающего гражданские законы незаконопослушным? Так и человека, соблюдающего заповеди вполне разумно назвать праведником (о коих многим из нас известно, более того, есть даже те, которых мы называем святыми)Так за какие заслуги мы называем людей праведниками или даже святыми, если не за то, что они соблюдали заповеди?А соблюдение заповедей влечет за собой огромное количество праведных дел. Нельзя, действительно соблюдая заповеди, быть непричастным к совершению добрых дел. Вы меня извините, но Вы делаете какие-то совершенно непонятные выводы из прочитанного Вами.
Владимир 6 июля 2013, 14:58
Елене М. 20 Ибо никто не станет праведным перед Богом, лишь только исполняя закон, потому что всё, исходящее от закона, есть лишь признание греховности. (К Римлянам 3 глава / Библия. Современный перевод) Другими словами, что никто не станет праведным соблюдая заповеди.
Наталья 4 июля 2013, 13:28
Спасибо за объяснение своего греховного состояния. Спасибо за мудрый совет и моральную поддержку. Спаси Вас Христос!
ирина 4 июля 2013, 12:11
Спаси Вас Ггосподи!
Елена М 4 июля 2013, 11:21
Возможно, кому-то покажется мой предыдущий комментарий не по теме.На самом деле, я думаю, что он, как раз в тему: "Да не смущается сердце ваше" - живи честно, работай на совесть, соблюдай заповеди и Господь сам о твоем благе позаботится.
Елена М 4 июля 2013, 11:16
До этой статьи прочитала в интернете комментарии к другой статье другого сайта.В основном люди там пишут о том, что, мол,как нам платят,так мы и работаем, будут платить больше, будем работать лучше.Но ведь это какой-то замкнутый круг получается: ну, заплатят не 10-30 тыс руб.,а 60-80 тыс.,так назавтра же цены в магазинах поднимут соответственно вновь повышенной зарплате,жизнь подорожает и не исключено,что не во столько же раз, как поднятая зарплата, а, возможно, еще больше.Ведь повышенные зарплаты не берутся из ничего: повысил зарплату продавцу - повысятся продукты им продаваемые, повысил сварщику - повысится стоимость производимого им продукта и так всё как снежный ком будет продолжать расти и расти. Так в том ли выход, чтобы поднять зарплаты? Может быть как раз в том, чтобы удержать цены или их снизить?Но ведь опять-таки они завязаны с выплачиваемыми зарплатами.Ограничить размер зарплаты директорам? Пожалуй это было бы разумно, но тут же начнутся возмущения директора: мы - ответственные работники, а ответственность тоже имеет свою цену!Назовут даже такой шаг обратно в СССР, что, мол, капитализм на то и капитализм, что сам решает кому и сколько,что это частное дело любого предпринимателя.Выход один: работать добросовестно,не взирая ни на что, увеличивать производство благ, которые и дают возможность улучшать качество жизни, только вот все хотят здесь и сейчас без личного усилия.
Светлана 3 июля 2013, 22:00
Спаси Господи!Очень интересно и поучительно
LASKA IVANOVA 3 июля 2013, 21:36
SPASI GOSPODI I POMILUJ NA6IH BRAT,EV I SESTIOR V GOSPODE V KIPRE!POMOGI IM PO MOLITVAM SV. NIFONTA,EPISKOPA KIPRSKOGO I SV. LAZARA,DRUGA GOSPODNIA!
Алексей 3 июля 2013, 10:05
Спаси Господи за великолепную проповедь!
Наталия 3 июля 2013, 06:57
А не поняла немного вот этого - скорби, мол, посылаются не от Бога... Порой как-раз таки от Бога и посылаются или лучше сказать попускаются, не знаю, для вразумления, научения, очищения или как говорят еще некоторые святые, чтобы этой скорбью предотвратить еще бОльшую скорбь. Жало Павлу в плоть кто дал? Он говорит, что Господь, чтобы тот не гордился. Святые сколько скорбей претерпевали, не без Промысла Божьего? Да вспомнить хотя бы Иова Многострадального. По происхождению зло конечно не от Бога. Но быть ему Он почему то попускает, и это все не бессмысленно. Господь благоволит к добру и истине, но попускает быть и злому. Как говорят святые, что и злое в Своих руках Бог умеет устроять во благо для человека, пользуется им лишь благоискусно как оружием, средством.
Лидия 2 июля 2013, 14:46
Добрый день. Я думаю что эта статья у православных христиан должна быть настольной.А то - сделал много добрых дел - возгордился. Возгордился - захотелость поступать по своему. Поступаешь по своему - ты сам для себя бог. (я хороший все неправы) и т.д. А эта статья так отрезвляет. Спаси Вас Господи!
lyudmila toll 2 июля 2013, 05:09
Спаси Господи за проповедь! Только бы не отпасть от Бога ! Боже мой Отец мой Небесный не остави мя прости мои прегрешения ведомые и неведомые я каюсь преклонив колена ИИСУСЕ мой Иисусе мой помилй мя.
Татьяна 2 июля 2013, 03:29
Спаси Господи за чудесную статью и замечательный, проникновенный перевод. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. И слава Богу за все!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×