Апостол Петр: призванный дважды

Часть 2-я

Вериги апостола Петра
Вериги апостола Петра

1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария отправились в свадебное путешествие по Италии. Сенкевич обдумывает роман о жизни первой христианской общины Рима. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Накануне супруги посетили собор святого Петра, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они пришли в базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в веригах).

– Гляди, дорогой, вот цепи, которыми был скован апостол по приказанию Ирода Агриппы. По-моему, неплохое название для твоего романа – «Вериги святого Петра». В нем просматривается мысль о том, что вера всегда сопряжена со страданием; что добро без искушений ничего не стоит. Зная об этом, Петр не сразу согласился стать апостолом.

– Да, я отлично помню эту историю…

***

15-й год правления императора Тиберия, Галилея, побережье Генисаретского озера. Иисус из Назарета стоял у самой кромки воды, а народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие. И увидел Он две лодки, стоящие на озере. Рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, Он попросил отплыть несколько от берега и, сев, учил народ. Потом сказал хозяину лодки:

– Симоне Ионин! Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова.

– Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Другие рыбаки пришли на помощь и наполнили лодки, так что обе они начинали тонуть. И ужас объял всех от такого лова рыб. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал:

– Отойди от меня, Господи! Потому что я человек грешный.

Иисус же отвечал ему:

– Не бойся, Симон! Пойдем со Мною – отныне ты будешь ловить человеков.

***

Рассматривая вериги святого Петра, супруги Сенкевич увлеченно делились мыслями друг с другом.

– И правда, Генрик, мы уже столь привычно называем этого апостола Петром, так что забываем имя, данное ему при рождении, – Симон, сын Ионы.

– Ты права. Петр – по-гречески «камень». Когда Иисус спросил, за кого почитают его люди, Он услышал разные ответы. И сами ученики Его колебались отвечать однозначно. И только один из них отвечал с тем же дерзновением, с которым выходил из лодки, чтобы идти к Учителю прямо по водам: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И за это Спаситель назвал Симона Петром, то есть камнем, на котором Он построит Свою Церковь.

– Не знаю, Генрик. Если Симон – камень, то почему он колебался последовать за Христом и даже поначалу просил Его отойти от него?

– Полагаю, подобно тому, как невеста бывает смущена при встрече с красивым женихом, если сама она не наряжена, так и человек в присутствии Бога особо остро чувствует свое недостоинство. Святые не лукавили, называя себя самыми грешными из людей: они действительно так себя ощущали. Нам это бывает трудно понять, ведь мы отстоим от Творца несравненно дальше.

– Если так, Генрик, то поражаюсь той ясности и легкости, с которой Богоматерь отвечала архангелу Гавриилу: «Я раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». А ведь Ей было объявлено, что не просто некий святой человек, но Сам Предвечный Бог разделит с Ней бытие в качестве Ее Сына. Выходит, Она действительно превосходит по чести и славе херувимов и серафимов, если даже первый из апостолов на призыв Христа смущенно ответил: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».

– Да, а быть может, Петр боялся подвести Христа в ответственный момент…

***

Иерусалим, 18-й год правления императора Тиберия. Приближается иудейская Пасха. Иисус Назарянин с учениками идут в Гефсиманию.

– Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада.

– Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Даже если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Если придется, жизнь мою положу за Тебя!

– Жизнь положишь? Истинно говорю тебе, Петр, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

Отречение апостола Петра
Отречение апостола Петра

Через несколько часов Иуда Искариот навел вооруженную стражу на Учителя. Апостолы в страхе разбежались. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр последовал издали за Христом и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Когда он сидел и грелся у огня, подошла к нему одна служанка.

– Кто ты? Не ты ли был с Иисусом Галилеянином?

Петр смутился и отвечал:

– Что ты, женщина? Я не понимаю, о чем ты говоришь! Я не знаю Его!

Когда же он выходил за ворота, увидела его другая служанка и сказала бывшим там:

– Глядите-ка! Вот этот тоже был с Иисусом Назореем!

И он опять поспешил оправдать себя в глазах окруживших его:

– Что ты, женщина? Что ты? Клянусь тебе перед всеми: не знаю я этого Человека!

Под утро подошли еще какие-то люди и сказали Петру:

– Нет, ты точно один из этих галилеян! Вот и речь твоя обличает тебя!

– Что вы пристали ко мне? Да, я галилеянин, но, клянусь Богом, я не знаю Иисуса Назарянина!

Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, апостол горько заплакал.

***

Солнечный диск уже наполовину скрылся за римскими холмами, когда супруги Сенкевич подходили к Палатину.

– Говорят, святой Петр до самой смерти не мог без слез переносить петушиного крика, потому что каждый раз слышал в нем те свои слова: «Я не знаю Иисуса Назарянина». Знаешь, Марыся, а ведь Петр дважды призванный апостол! Вторично Господь призвал его уже после Своей крестной смерти и Воскресения – и тоже во время рыбной ловли! Во дворе первосвященника апостол отрекся от Учителя три раза – и трижды должен был вновь присягать на верность…

***

Генисаретское озеро, некоторое время спустя после распятия Иисуса Назарянина.

– Куда ты, Петр? Что ты собираешься делать?

– Иду ловить рыбу, Иоанн.

– Подожди, пойдем вместе!

Всю ночь трудились апостолы, но ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали Его. И Он заговорил с ними:

– Дети! Есть ли у вас какая пища?

– Нет, добрый человек. Наши сети пусты.

– Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.

Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда Иоанн сказал два слова:

– Это Господь.

Явление Христа при море Тивериадском
Явление Христа при море Тивериадском

Симон же Петр, услышав, что это Господь, бросился в море и что есть сил поплыл к берегу. А другие ученики приплыли в лодке – ибо недалеко были от земли – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, увидели разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус сказал им:

– Принесите рыбу, которую вы поймали. Придите, обедайте.

Когда же они обедали, Иисус заговорил с Петром:

– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

– Паси овец Моих.

И снова Христос спросил Петра:

– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

– Паси овец Моих.

И в третий раз услышал апостол все тот же вопрос:

– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?

Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? – и сказал Ему:

– Господи! Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя.

– Паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Иди за Мною.

***

Писатель молча смотрел на жену. Ее лицо выражало глубокую задумчивость.

– Генрик, только не говори мне, что это не годится тебе в качестве отправного пункта романа.

– Увы, Марыся! Отдохнем, пожалуй. Завтра попросим помощи у тех, о ком я собираюсь писать, – у раннехристианских мучеников. Утром мы отправляемся в катакомбы святого Каллиста – это те, что находятся к югу от города по старой Аппиевой дороге. Предчувствую, что там я найду то, что ищу.

(Окончание следует.)

Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви

Сергей Мазаев

13 июля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Дух Отца нашего Небесного Дух Отца нашего Небесного
Архим. Тихон (Шевкунов)
Дух Отца нашего Небесного Дух Отца нашего Небесного
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Когда мы с вами исповедуем Христа Господом Богом, Сыном Божиим и Мессией, исповедуем от всего сердца и всей жизнью своею, открывает нам это не учебник по Закону Божию, а Дух Отца нашего Небесного. (MP3 файл. Продолжительность 10:06 мин. Размер 7.3 Mb)
Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
29 июня / 12 июля 2013 г. Пятница 3-й седмицы по Пятидесятнице. Память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:60 мин. Размер 54 Mb)
Апостол Петр: идущий по волнам Апостол Петр: идущий по волнам
+Аудио
Апостол Петр: идущий по волнам Апостол Петр: идущий по волнам
Часть 1-я
Сергей Мазаев
Дерзновение – это сила, удерживающая нас в жизни в качестве ее героев, а не зрителей. Она-то и делает простого рыбака не статистом Священной истории, а ее действующим лицом.
Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
28 июня / 11 июля 2013 г. Четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:26 мин. Размер 112 Mb)
Комментарии
Наталья18 июля 2013, 21:56
А мне понравилось,
Спасибо.
Лариса15 июля 2013, 17:51
Полностью согласна и с Иваном Х. и с Виктором.
От себя бы добавила, что подобные рассказки привлекают внимание людей чувствительных, не раскрывая при этом опасных мест романа: имею ввиду католические догматы, которые в приятной литературной форме могут просочиться в сознание и засесть там.
Иван Х.14 июля 2013, 10:37
Что за мода пошла на низкокачественные тексты, да ещё и с обширными редактированными фрагментами Священного Писания?
Ссылки на Библию не выставлены. Автор же не наизусть пересказывал?
Фрагменты с Сенкевичем написаны ужасно! Это не диалог мужа и жены, а фрагмент церковного спектакля на один из приходских праздников, весьма дурно написанный.
И в довершение всего подписано Русской Православной Церковью.
Прошу прощения за резкую критику, но нельзя от лица Святой Церкви такой ширпотреб выдавать.
Если отец Тихон и другие талантливые авторы пишут книги, говорят с амвона, снимают фильмы, то часто делают это намного лучше, а главное, не от лица всей Церкви.
Моё мнение: Священное Писание достойно благоговейного изучения и пересказа, и Церковь заслуживает, чтобы от Её лица говорили святые отцы, а не современные, пусть даже церковные, публицисты.
Виктор13 июля 2013, 22:00
...Только тот же Сенкевич крайне не любил Россию.
Да и как "дикие" схизматики (кроме Богуна), то есть мы, показаны в его талантливом романе "Огнем и мечем".

Песня панского польского превосходства (католиков) над "пся крёв" (православными).
Тоска о "старых добрых временах"...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×