Церковь и люди

Священник Димитрий Шишкин

Дивеево. 1993 г. Фото: Геннадий Михеев
Дивеево. 1993 г. Фото: Геннадий Михеев
«Где-то, я знаю, есть батюшка, есть храм… Ну и славненько, что есть. Если мне будет нужно – я туда пойду и решу свои проблемы; не дай Бог, конечно, чтобы они появились. Ну и… всё. А чего еще собственно надо?»

Вот так или примерно так относится сегодня абсолютное большинство крещеных людей к Церкви, не понимая, что Церковь – это не здание только, не священник и даже не службы, совершаемые в храме, а люди, сами люди, стремящиеся достичь единства с Богом во Христе и без этого единства не мыслящие свою жизнь. Но этого осознания, острого и ясного желания быть с Богом нам не хватает сейчас просто критически в масштабах Отечества, слава Богу, именующего еще себя православным. Именно это осознание, его возрождение – это то, о чем нам, людям, понимающим необходимость благовествования, надо думать сейчас в первую очередь. А храмы… их, конечно, надо строить, но горько, что это делается не всем миром православным, не сообща, как это должно быть, а малой группой энтузиастов и еще более малым количеством состоятельных людей, именуемых спонсорами и на которых идет настоящая охота, потому что без их помощи строительство храмов большинству приходов попросту не осилить.

Но, с другой стороны, в наше время и само строительство храмов становится своеобразной формой благовествования, проповедью в камне. Священник с кучкой прихожан и с великой надежной на Божию милость пытается, более или менее успешно, продвигать это дело строительства и по ходу его продвижения всё больше людей втягивается в орбиту церковной жизни. И как же хочется, чтобы люди поскорее «приходили в себя» после столетнего безбожного обморока, чтобы начинали уже считать церковную жизнь и своей, личной жизнью. Но как же медленно, как же трудно это пробуждение происходит! Ведь абсолютное большинство крещеных и мыслящих себя православными людей всё еще считает Церковь каким-то хоть и важным, но всё же дополнением к жизни, а вовсе не тем, на чем эту жизнь надлежит строить, без чего она никак не может быть ни доброй, ни надежной, ни крепкой.

Этого понимания нет – в том масштабе и охвате, чтобы мы могли со спокойной совестью сказать: а вы знаете, воцерковление народа нашего действительно идет уже полным ходом… Можно будет, я верю, сказать эти слова, но – в будущем, близость или отдаленность которого во многом зависит от нас самих. А пока Церковь отделена не только от государства (что, конечно, хорошо), но и от действительной, повседневной жизни миллионов крещеных людей, а это весьма прискорбно.

Что тут можно поделать? Вопрос не простой, потому что множество наших соотечественников увязло в нелепом и странном, но устойчивом мнении, что Церковь – это вспомогательный институт для земной, благополучной и счастливой жизни. Больше того, часто люди и обманываются, и разочаровываются жестоко, ожидая в каких-то критических обстоятельствах от Церкви решения своих проблем, причем решения именно такого, каким оно видится правильным самим людям, попавшим в то или иное затруднение. А решение видится отнюдь не в изменении своей жизни, зачастую далекой даже от минимальных требований христианской нравственности, а в достижении того самого среднестатистического благополучия, которое не слишком сверяет себя с образом жизни христианским. И не слишком озабочено исканием Царства Небесного.

Так что главная задача проповеди сейчас – это раскрытие той истины, что жизнь, ее полнота и развитие напрямую зависят от согласия человека с Богом. И это согласие – первое, на что христианину нужно обращать внимание и в достижении чего сама Церковь служит человеку первым и доброхотным помощником. Ибо она для этого и сотворена Господом.

А всё остальное: работа, карьера, деньги, дом, семья, благосостояние – хоть и не отвергается церковным сознанием и требует внимания и повседневного труда, ответственности, но не может само по себе быть основанием для действительного благополучия в значении не только плотском, но и духовном. Потому что такое благополучие неизбежно предполагает кроме внешнего комфорта еще и глубокий душевный мир, основанием которого может служить только осмысленное существование в вечности. И без этого не обойтись. Ведь если человек не осознает себя живущим в вечности уже здесь и сейчас, если он не соизмеряет свои поступки, слова и мысли с Откровением Божиим, то все его хлопоты и труды – лишь бегство от самого себя, от правды, способ достичь забвения там, где в конечном итоге всё равно должно наступить прозрение. И чем более упорны и ожесточенны будут эти попытки убежать, спрятаться от истины своего вечного бытия… от неизбежности предстать перед Богом… чем более настырны будут эти попытки, тем на большую катастрофу и мучения обрекает себя человек именно потому, что рано или поздно ему придется предстать перед явью, о которой он смутно догадывался всю свою жизнь, о которой ему напоминали непрестанно – но от которой он отмахивался, которой не хотел признавать и от которой прятался за бесконечной суетой и житейскими хлопотами.

Страшный это будет момент, и главная горечь его будет заключаться в том, что человек, без лишних и ненужных тогда разъяснений, со всей обезоруживающей очевидностью, поймет, как он жестоко ошибся, полагая главным в своей жизни ее земное, житейское устроение, пусть даже по «старым добрым понятиям», но по понятиям, не берущим в расчет главного – вечности жизни человека перед лицом всемогущего Бога.

Вот это осознание и есть то главное, что дай нам Бог приобрести и усвоить всем и каждому, потому что только тогда наша жизнь – жизнь отдельного человека и жизнь Отечества и народа в целом – начнет меняться и становиться иной, по-настоящему лучшей. Потому что радость жизни в согласии с Богом как в масштабе личности, так и в масштабе народа совершенно невозможно понять и оценить гипотетически. Эта радость – действительная и многообразная – возможна только тогда, когда человек или народ будет сознательно к этой радости, к этой красоте стремиться.

Верится, что эта жизнь, особенная, иная в контексте всеобщего мирового растления, при всех неизбежных недостатках и пороках и горестях всё же возможна для нас. И верится, что будет эта жизнь удивительна и совершенно не похожа на всё, что сейчас может предложить обезверившийся мир во всём его мнимом, но в сущности таком скудном и скучном разнообразии. Мы надеемся, что жизнь эта, особенная, благодатная, осуществится в нашем Отечестве милостью Божией. Потому что жизнь народная – не одного отдельного человека или группы людей, а именно жизнь народа во всей его полноте – только тогда становится цельной и несет в себе явственные благодатные и характерные черты, когда большинство или по крайней мере какое-то необходимо критически важное число его членов начинает жить этой особенной, ни с чем не сравнимой вечной жизнью в сознательном устремлении к Богу. И эта жизнь – не одного или двух человек, но многих людей – привлекает благодать, которая, если можно так сказать, оживотворяет, созидает и окрашивает жизнь всего народа в особенные, благоуханные, духовные и радостные тона… Вот этого ищет душа православная, этого ждет, к этому стремится, потому что не о своем спасении только заботится, но и желает вместе с Господом спасения и просвещения всех, а паче своих соотечественников – по необъяснимому, может быть, до конца, но очевидному Промыслу собранных Господом в единый народ.

Странная на первый взгляд пришла мысль, но, может быть, она недалека от истины. Эта мысль – о том, что при всей важности сознательной и созидательной, практической деятельности на ниве возрождения нашей всеобщей церковности, важную и даже, может, важнейшую роль играет необходимость переживания, искреннего и живого, боления, если угодно, об этой целостности, об этом единстве во Христе. И это переживание, боление не только о своей душе, но и о своем народе, горение духа, устремленное к Богу, есть не что иное, как безмолвная молитва о своем Отечестве. Молитва, проистекающая от желания единства в подлинной радости.

И пусть при всех необходимых житейских хлопотах и трудах, на всех перепутьях жизни никогда не оставляет нас это благое горение – желание святого единства во Христе. И тогда, так хочется верить, храмы наши станут не островками благочестия среди безжизненной смрадной пустыни, а добрыми мельницами посреди колосящихся полей благодатной и спелой пшеницы.

Священник Димитрий Шишкин

5 августа 2013 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Главный враг христианства Главный враг христианства О. Иоанн Истрати Главный враг христианства Главный враг христианства Священник Иоанн Валентин Истрати У меня такое чувство, будто христианская религия необратимо теряет градус под непрекращающимися атаками общества потребления. Однажды я во время одного богослужения задумался, кто же самый большой враг христианства. «В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога» «В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога» Священник Михаил Богатырев Была промозглая ранняя весна, я замерзла и автоматически спрятала руки в карманы куртки, чтобы немного согреться. Не успела я так простоять и пары минут, как ко мне подошла женщина в монашеском одеянии и сказала, а точнее, выкрикнула, что в святом месте православному человеку не положено держать руки в карманах. Сделано замечание было в довольно грубой форме, к ее критике охотно присоединились некоторые прихожане. От удивления я даже не смогла что-то ответить, а вместо этого стыдливо опустила голову. Было обидно до слез. Церковь – не партия Церковь – не партия Сергей Худиев Представьте себе скандал в коммуналке — люди яростно бранятся, вот-вот начнется драка. Тут в помещении появляется пожарный и говорит: «Ваш дом охвачен огнем, вам надо срочно эвакуироваться». Люди обращаются к нему — но не затем, чтобы понять, правду ли он говорит, а чтобы привлечь его в качестве союзника. Поддерживает ли он меня против этой мерзавки, моей соседки, которая испортила мою прекрасную шубу? Вот я ей, заразе-то, глаз шилом выколю! Не поддерживает? Вот ведь гад! Почему нельзя веровать во Христа и при этом не посещать церкви? Почему нельзя веровать во Христа и при этом не посещать церкви? архимандрит Амвросий (Ермаков) Обязательно ли для верующего человека следование различным церковным "формальностям"? Почему нельзя веровать во Христа и при этом не посещать церкви?
Комментарии
Владимир1318 августа 2013, 05:00
Скажите, почему люди должны терпеть и в основном бедные.У богатых нет проблем и они уже свой рай построили на земле...здесь и сейчас...а бедных призываете терпеть, в награду обещая светлое загробное будущее???
Лидия11 августа 2013, 15:00
Спасибо большое за статью, согласна с каждым словом!
иерей Димитрий 9 августа 2013, 14:00
Ирине Буддо Сердечное Вам спасибо за добрые слова, за единомыслие и приглашение в Рим! Может быть когда-нибудь и воспользуюсь Вашим радушием. Всего Вам самого доброго!
Ирина Буддо 6 августа 2013, 17:00
Уважаемый отец Димитрий, это скорее письмо Вам, чем отклик на статью. Очень мне нравится все, что Вы пишете, угол Вашего духовного зрения, так сказать. Эта статья прямо легла на сердце. я воцерковлялась здесь, в Риме, где я сразу поняла, что Церковь- не дополнение, а средоточие жизни, и почувствовала ,чтО есть единение в Господе - ну, вот просто после службы какая-то необыкновенная любовь к тем, с кем на Литургии из одной чаши причащался, и такая радость, что мы вместе.И я так верю, что если 3 миллиона православных, которые каждое воскресенье стоят на Литургии, на ектенью "О богохранимой стране нашей российской..." не просто автоматически перекрестятся и поклонятся, а всем сердцем Отечество Богу принесут, со всеми неверующими и не ходящими церковь, я так верю, что будут у нас колосящиеся поля... я почитала тут в откликах о телевизоре и не согласна, нужен живой храм и живой батюшка, которого в семинарии на уроках пастырства научили "углу духовного зрения",и воспитанные им живые неместечковые христиане в храме, встречающие новеньких,а то ведь не всегда, далеко не всегда... И еще я хочу пригласить Вас в Рим(я всех приглашаю, потому что работаю с паломниками) -с паствой, с матушкой, в любом формате - так хочется послужить Вам, и чтобы вы у нас тут подышали апостолами. Адрес нашего сайта /russkie-rimlyanki.ru/ Еще раз рада единомыслию Ирина, Рим
Сантехник 6 августа 2013, 11:00
Ув. Николай и Виктория! Искренне признателен за неравнодушие к моим словам: 1. Я и сам не уверен в правильности своего мнения – готов отказаться от него или изменить – дело житейское... Но сначала хочется попытаться оправдаться-объясниться перед Вами – Вы позволите? Может, поймем друг друга? 2. «Мысленно и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрестанно» - не сомневаюсь, что это не моя «мыслеформа» Вам хорошо знакома… 3. Насчет ЦСЯ – ув. В! – я сторонник сохранения традиционных Храмовых служб в неизменности. 4. Ув. Н., неужели ни разу в жизни Вам не доводилось ощутить присутствие Божие вне здания Храма? А разве сейчас Он не с нами? – Другое дело – с Ним ли мы? Насчет «службы» и «образования» – «мы ведь не спорим об именах»… Дело не в названии – кому служат и кого образовывают современные СМИ? В каком направлении они ведут 90% крещеных людей? Об этом TV или молчит или заводит в болото бесконечного ВЫБОРА! Верно? 5. А Ваши предложения, ув. Н. и В., для этих немощных 90%, т. е. и для меня? С учетом мощи телесатанизма… Цель той «службы», о которой пытался сказать я – чтобы под руководством священства каждый телезритель мог бы попытаться ощутить присутствие Божие и увидеть бездну своего греха – И ВСЕ! А как назвать и структурировать такую передачу – что об этом говорить, если она – ересь или глупость..? Верно? Извините… Не ругайтесь на меня … Еще раз – искренне благодарю… 6.8.13. Сантехник.
l.toll 6 августа 2013, 01:00
Благословите батюшка! Спаси вас Бог за мудрость как было бы правильно - создать Российскому правительству закон о беспрепятственном вещании на любом канале Православие-- Христианство так точно сказано вами --после 100летнего безбожного обморока!!!!! - наконец то бы дать понять невоцерковленным людям что весь смысл нашей жизни --стяжание Царствия Божия и так же согласна с комментраием - -сантехник---расширять ознакомление с Библией так верно сказано и как можно больше Христианских телеканалов фильмов и передач проповедей известных мудрых наших отцев и отцев -современников в России у народа так мало компьтеров а те кто бы сразу пришел воцерковляться уж точно не имеют компьютер
Н.Н. 5 августа 2013, 21:00
..."Ведь абсолютное большинство крещеных и мыслящих себя православными людей всё еще считает Церковь каким-то хоть и важным, но всё же дополнением к жизни, а вовсе не тем, на чем эту жизнь надлежит строить, без чего она никак не может быть ни доброй, ни надежной, ни крепкой"... Хорошо бы, коли так... А то ведь очень многим Церковь спокойно жить мешает. Хорошо, что у молодых батюшек оптимистический взгляд на будущее, а вот у меня его (оптимизма) поубавилось... "Спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи" - ТОЛЬКО ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР и неподдельная любовь к людям. Видимо, другого пути нет. Понимать и соглашаться - это одно, а поступать всегда только так - совсем другое. (И я в первую очередь - решительности явно не хватает!). Конечно, переживаем за народ, за страну; обсуждаем злободневные насущные темы... Кто знает, сколько нам ещё отпущено трепыхаться на земле нашей грешной? Один только Господь, но Он не скажет. В чем застанет, в том и судить будет. Всех. Но верит в это очень маленькое стадо... Да и веры той даже с горчичное зерно нет... Господи, помоги! "Верую, Господи, помоги моему неверию!".
Александр 5 августа 2013, 21:00
На мысль автора: "И не слишком озабочено исканием Царства Небесного" существует и истинный ответ: "Царство Небесное внутри вас есть".
Сергий 5 августа 2013, 20:00
Благословите, о. Димитрий! Дай Бог нам всем такой любви, о которой пишете. Личное покаяние каждого человека немыслимые чудеса творит. Чтобы помочь себе, ближним, стране и всему миру нужно всего лишь перестать заражаться и заражать суетой, начать вдохновляться и вдохновлять светлым покоем. Тогда Бог видя наше доверие все прекрасное в нас оживит и благословит!
Виктория 5 августа 2013, 19:00
А может нам всем, кто согласен со словами отца Димитрия, пробовать воздействовать на свое окружение своим примером - своей жизнью с Богом..Конечно не тащить людей в церковь, ни к чему не принуждать. Я имею в виду - прощать, не замечать, при случае попытаться ответить на какой-то вопрос, приводя за основу христианство. Прислушаются, увидят, а позже и сами так думать станут и в церковь захотят пойти. И потом ведь, истинная Церковь начинается в душе человека, когда он живет верой во Христа, Его Словами. Я думаю так же, что церковнославянский язык по красоте и силе слов нельзя заменить на современный русский. Так же как нельзя службу в церкви, ее "атмосферу", т. е. присутствие Божье, и Причастие заменить какими-то своими мысленными формами.
Николай 5 августа 2013, 17:00
Уважаемый Сантехник. Христос не виртуальный. Когда мы служим в Церкви, он среди нас. Ваш вариант не работает, что хорошо уже известно по телепередачам протестантов и католиков. Это не решение, это ересь. В телевизионно - виртуальном пространстве можно заниматься только духовным образованием людей.
Николай 5 августа 2013, 13:00
Все написанное православным верующим людям хорошо известно.Меня, читателя этого сайта убеждать не надо. Те, для кого написана статья ее не прочитают. Кто виноват? Что делать?
Сантехник 5 августа 2013, 13:00
Ув. Батюшка! Мысли верные – а решения я не заметил... "Так что главная задача проповеди сейчас – это раскрытие той истины, что жизнь, ее полнота и развитие напрямую зависят от согласия человека с Богом" для "абсолютного большинства крещеных людей" - Такая формулировка проблемы не будет ли покорректнее? Вариант ее решения – с правом на ошибку: СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ВАРИАНТА ТЕЛЕВИЗИОННОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЗАДАЧИ: 1. Напоминание православным, что «Цель жизни – стяжание Святого Духа»; 2. ЦСЯ в реальных Храмах – не трогать; а для 90% обычных внехрамовых христиан разработать пробный вариант упрощенного виртуального теле/радио/служения на понятном РЦЯ /ну, не поймет и не примет «мир» ЦСЯ – это же очевидно!/; 3. Принцип службы – один священник несколькими сильными словами формирует состояние душ зрителей-участников телебогослужения для последующей молитвы, а другой – произносит саму молитву, дух которой должен проникнуть /в подготовленные первым священником/ души прихожан виртуального Храма… 4. В основу виртХрама положить "духовно-мысленную" форму причастия... Если хоть 1% из этих 90% что-то услышит и поймет – разве этого мало? А там, глядишь, и в реальный Храм, если не пойдет, то хоть позвонит… Согласитесь, что Вас услышат только те, для кого Ваши мысли не являются слишком уж неочевидными… А как же оставшиеся 90%?! Ошибаюсь или туплю – не публикуйте… Сам боюсь… собственной дерзости… 5.08.13 Сантехник.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке