Рукоположение в христианство

Возложение руки (рук) – очень яркая черта христианской богослужебной практики. При Крещении, то есть при вхождении человека в Церковь, иерей говорит:«О имени Твоем, Господи Боже наш, возлагаю руку мою на раба Твоего (имярек), сподобившегося под кровом крыл Твоих сохраниться». И потом, уже в конце чинопоследования, священник возлагает руку свою на главу крещаемого с молитвой, чтобы, как на Давида царя через Самуила пришла благодать, так и на крещаемого пришла она через возложение руки. Таким образом, не имея власти и права поставлять в чины и степени, священник, по крайней мере, дважды возлагает руку на крещаемого в ходе Таинства.

    

Под рукоположением мы традиционно разумеем преподавание благодати, возводящей человека на высшие степени. Называется это «хиротония». Это правильно. Можно сколько угодно отцу возлагать руку на сына, но сын так и останется сыном, если отец – не епископ. Божественная благодать, немощных врачующая, должна сопутствовать самому факту возложения рук.

И вот, возвращаясь к Крещению, хочется сказать, что возложение священнической руки на крещаемого есть некий след древнего рукоположения. Раньше ведь крестили преимущественно епископы. А возложение епископских рук давало человеку причастность Духу Святому. Потом, со временем, помазание освященным миром заменило по форме то, что раньше давали руки епископа. Священники стали преподавать Духа через помазание, а возложение рук, оставшееся в Таинстве, словно напоминает нам о том древнем чине, который идет от апостолов.

И вот, что думается мне, в связи со сказанным. Думается, что не только возведение на степени служения, – дьяконство, священство, архиерейство, – связано с возложением рук. Сам приход в Церковь, само вхождение в христианство связано с рукоположением. Можно сказать, что в корнях своих (если вспомнить о связи миропомазания с возложением рук) всякий верующий и крещеный человек рукоположен в христианство. Теперь становится гораздо более отчетливой мысль апостола Петра о царственном священстве. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 1:9) Священник поставляется для служения. Он уже не «работает» и не просто «живет», но служит. Таково свойство поставленного, возведенного в степень. И таковы все христиане без различия. Великой язвой христианского сознания является рифмование Церкви только с ее освященными служителями, и, соответственно, исключение из деятельного числа членов церкви простых мирян. Так вот! Все миряне рукоположены в христианство, то бишь, – в служение Богу и людям!

Если бы епископы и ныне совершали большинство Таинств, в том числе – Крещение, то они могли бы смело не пользоваться миром, но, возлагая руки, низводить Вседержителя Духа на крещаемых.

Апостольская идея царского и всеобщего священства стала бы очевидна. Но то, что епископы ныне крестят не всех, а только некоторых, не их вина. Это – наследство, с которым следует тщательно и мудро разбираться. Долгими столетиями жизненная рутина превращала попа только в требоисполнителя и поедателя панихидных хлебов, а епископа, соответственно, из евхаристического предстоятеля и вождя молитвы – по преимуществу в чиновника или барина. Соответственно, совершение Таинств делегировалось иерейству (не барское, мол, это дело), и смысл их (Таинств) неизбежно с течением веков профанировался и затемнялся. О «царственном священстве» теперь только от протестантов и услышишь, хотя сама идея – библейская, церковная, апостольская. Это наша идея, украденная у нас же по причине нашей лени и невнимательности.

Ломать ничего не надо. Церковная практика требует плавности и постепенства ради мира народа Божьего. Нельзя ничего делать резко, по-революционному. Нужно просто постараться понять чистую глубину подлинной церковности, чтобы не путать позднейшие наслоения с преданием Апостольским. Многое может сосуществовать без вражды. Так, например, крещенные через Обливание не умалены в благодати в сравнении с погруженными целиком и троекратно. Хотя и нельзя спорить с тем, что подлинное Крещение есть именно троекратное погружение во имя Троицы, а не что-либо иное. Все иное – исключение, а не правило. Так же и «рукоположенные в христианство», а не мазанные миром, будут одинаково благодатны с теми, кто именно миром мазан, и на ком не было рук архиерейских.

Суть не столько в том, как ты принял Духа, сколько в том, как ты служишь потом Богу, и оправдаешь ли принятие Духа тобою в день искупления. Вопрос весь еще и в том, чтобы открывать для себя подлинную церковную жизнь, почти везде густо замазанную Синодальной гуашью и позднекатолическиой практикой. Так раньше и древние иконы спали столетиями под масляными слоями позднейшей еретической живописи, пока не хватило ума открыть великое старое, аккуратно убирая ненужное новое. Это – принцип обретения не только древней, насыщенной богословием иконы, но и аскетического пения, и святоотеческого образа мышления, и способа проповедования, и многих незаслуженно забытых Литургических практик.

Так, подводя итог, нам следует вспомнить, что епископ, совершая Крещение, не только вправе, но и обязан подавать Духа возложением рук. Миро не для него. Миропомазание возникло, как замена епископского действия священническим. При этом крестить владыки должны не только депутатских детей и чад бомонда (этих вовсе бы не крестить с помпой, но только смиренно и руками самых простых священников), а людей вообще. Людей, прошедших оглашение, желающих причаститься Чаше Нового Завета, наученных молиться и верить.

Эти слова довольно фантастически звучат даже для автора этих строк. Но автор этих строк знает, что невозможное человекам возможно есть у Бога. И как знать, не увидим ли мы со временем собственными глазами сильное и свежее обновление церковной жизни, в том числе и в части упомянутых выше вопросов.

Впрочем, полезным будет уже и то, чтобы всякий из нас осознал себя, в независимости от того, в сане он или нет, человеком, «рукоположенным в христианство», и принадлежащим к царственному священству от самой купели.       

Протоиерей Андрей Ткачев

7 августа 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Безответственное крещение Безответственное крещение
Об огласительных беседах и не только
Безответственное крещение Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Александра Боровик
Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь?
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Прот. Андрей Ткачев
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Протоиерей Андрей Ткачев
Практика раздельного совершения оглашения и крещения, обручения и венчания – это именно старая практика, по грехам нашим и с нашего молчаливого согласия сошедшая к нулю.
Миссионерские записки. Часть 1 Миссионерские записки. Часть 1
Протоиерей Андрей Ткачев
Если вдруг придется проповедовать в чужой стране, то мало будет овладеть языком. Нужно будет полюбить людей этой страны. Придется вначале просто пожить среди них. Молча. Нужно будет понять, над какими шутками они смеются, и над чем смеяться у них категорически запрещено. Нужно будет вслушаться в мелодии их плачевных песен, тех самых, что поются на похоронах. Нельзя будет обойти вниманием и другие песни, те, что поются на свадьбах.
Комментарии
Галина 5 февраля 2014, 07:00
Увидела фотографию нашего епископа, и - скорее читать! спасибо о.Андрею за все вразумления и даже за то, что и мои корни - в Украине, и за то, что - слава Богу - у нас столько будущих священников приехало с Украины (и на Вашем фото). Радостно! и вот еще вспоминается давняя фотография из нашей "Колымской лампады" - епископ Феофан и сотня (примерно) солдат,только что крещенных им.
Алексей Гришкин11 ноября 2013, 15:00
Как правило,нынешние епископы крестят ОЧЕНЬ приближенных,как и совершают другие требы."Епископ- статус"-так сказал Архиепископ Уманьский и Звенигородский Пантелеймон в интервью АиФ
Бармаглот15 августа 2013, 01:00
Откуда и когда именно возникла практика использовать помазание при Крещении - неизвестно. Не исключено, что она существовала уже в апостольские времена - молитва на освящение мира ("стинуфи" - некоторые ученые считают, что это миро, некоторые - что еще что-то) есть уже в "Дидахе" (в коптской версии), а в 1 Ин 2. 20 и 27 говорится о "помазании" - и неизвестно, нужно ли понимать это в буквальном или же в переносном смысле. Но если про крещальную практику I-II вв. вообще известно немногое (и поэтому говорить, что "в древности", "изначально" и т. п. "делалось" так-то и так-то - неисторично), то уже с III в. при Крещении точно использовалось Миропомазание, и оно совершалось епископами. Поэтому епископ НЕ может заменять Миропомазание руковозложением; если кто-то так и делает - он неправ, и оправдать его небрежение могут только исключительные обстоятельства. В древней Церкви Миропомазание совершали сами епископы; в Византии, согласно сохранившимся иерусалимским и константинопольским литургическим памятникам - Патриарх. Если помазание можно было бы заменить руковозложением (а ведь это и проще, и удобнее) - возникает вопрос: а что, спрашивается, епископам древней Церкви и Патриархам Иерусалима и Константинополя мешало это сделать? Очевидно, что-то мешало. http://ustav.livejournal.com/183527.html
Родион12 августа 2013, 23:00
Наверное смысл не о внешнем несоблюдении, а о сути св. таинства. Ответственность на душу ложится за свои поступки, мысли и чувства. Могу ли я, сказать сам себе,что всегда стараюсь,стремлюсь ,прошу... Смотрю и вижу, что не могу называться христианином. Слава Богу, что Он дает нам достойных пастырей. Они нас терпят и заботятся как о родных, не смотря на наше недостоинство. Хотелось бы не расстраивать их и всегда помнить с благодарностью.
Елена.Украина11 августа 2013, 18:00
Какая разница каким образом сошел на человека Дух Святой,миропомазали его или рукоположили? Главное в том,что если Он сошел,чтобы Его не угашать. У Бога есть много рабов с Духом Святым,независимо от чина. И только Он один знает их,и еще тот узнает и почувствует,кому Бог захочет открыть.
Александр11 августа 2013, 18:00
Это пожелание в том числе и направленное на себя. Это я тебе говорю - это я себе говорю.
Мак Сим11 августа 2013, 16:00
Спасибо за замечательную статью. Каждый вынесет что-то своё. Вопрос более глубокий в действительности. Почему? Когда, появилось это ощущение у меня, знающего, что Церковь - это ЕДИНОЕ тело всех во Христе живущих (и не только на земле), что я где-то здесь, а клир - где-то там? Что я вроде как бы и с ними, но отдельно, а они некий другой мир. Что это? Желание снять с себя ответственность за нерадение, это же страшно ну, пред лицем Бога живаго ежедневно, вот они сами выбрали, а я не подписывался, нет, подписался, но куда нам грешным в калашный ряд и т.п.? Может где-то в присутствии этой невидимой границы и кроется причина того, что практически нет у православных крепких общин? Если "цемент" священников отдельно, а "песок" мирян отдельно, причем не физически, а в сознании, и не только у мирян, как оказывается? Есть над чем подумать. С Божьей помощью может будет найден ответ, какие слова должны сказать пастыри, чтобы сломить этот барьер, а?
Зинаида 9 августа 2013, 16:00
А для меня эта статья написана, как о напоминании о моих обязанностях христианки- священных обязанностях. Спасибо, батюшка.
Сашка 8 августа 2013, 05:00
Братья иже с ними, примите сие не как революционный взгляд и укор, а как устремление предотвратить падение. Хотя пали мы давно, не орали бы "Осанна" не кричали бы и "Распни". Извиняюсь за неточности и орфографию...
Руслан 8 августа 2013, 04:00
Как же приятно читать комментарии к очеркам расказам. Сколько умных людей высказывается здесь,и радостно становится что земля наша русская не оскудела светлым разумом. Спасибо редакции что публикуете наши комментарии здесь и даёте возможность вступать в прения. Получается вроде некоего живого форума,общения,которого сейчас нам верущим ищущим людям порой не хватает. Спасибо редакция :-)
Владимир 8 августа 2013, 03:00
Слишком много подобных проблем.
иеромонах Игорь (Васильев) 8 августа 2013, 02:00
Отец Андрей, не спутали ли вы Православие.Ru с Православие и мир? Хороший Писатель.
Руслан 8 августа 2013, 01:00
Отец Андрей и спасибо Вам что подняли нашу самооценку-"вы царственное священство" ,о которой мы часто забываем,грешим,руки опускаем. Вы очень правы.
Руслан 8 августа 2013, 00:00
Вот и я напишу:) Статья правильная,мне понятно что хотел донести о.Андрей. Но,думаю такого идеала не будет на земле,я имею ввиду возложение рук на простых крещаемых епископом. Помнится и о.Павел Адельгейм,Царство ему небесное,тоже ратовал за правду,за неё же и пострадал. Так что,о.Андрей,помните слова Апостола-"како опасно ходите". Ну а если Вы в себе чувствуете Огонь Божий к такому реформаторству-то,как говорит тот же Апостол-"Духа не угашайте". Да поможет Вам Господь и молитвами своими о.Павел Адельгейм,коль Вы уж решитесь перенять эту "эстафету" за ратование правды Божией.
прот. Федор Бородин 8 августа 2013, 00:00
Отец Андрей, хороший пример - патриарх Грузии. Он крестил недавно лично около двух тысяч детей, став их крестным.
Сергий ш. 7 августа 2013, 23:00
1) небольшая помарочка в статье, цитата не из (1 Пет. 1:9) а из 2-ой главы, те (1 Пет. 2:9). 2) Спасибо о. Андрею за, как всегда, актуально поднятую проблему. Это, действительно, величайшее невежество и халатность, нас, крещёных православных, когда мы сваливаем свои обязанности и даже, более того, осуждение и недовольство в адрес клира и духовенства, забывая слова апостола Петра. Мы все православные христиане - священники и члены Церкви, одни хиротинисаны в послушания исполнения Христовых Таинств, тех кого мы назывем иереями и епископами, но и миряне так же являются царственными свяшенниками, те фактически апостолами до сошествия на них Святого Духа. Отношение ко клирикам, пускай и к епископам, как к некоей жреческой касте, своего рода деление на патрициев и плебеев конечно, апостасия(цаддукизм) и лаодикийский синдром в чистом виде, не умоляя иерархических достоинств и власти духовества. (Архи)пастырь - как более опытный и образованный брат во Христе,учитель у которого можно многому поучиться, испросить совета или благословения, но никак не посредник Христа, ака небожитель-фараон. Мы имеем право не одобрить хиротинисуемого соборными возгласами "Анаксиос!" если имеем достаточное к тому веское основание.
Григорий 7 августа 2013, 21:00
Суть крещения в принятии Духа Святаго, преображении души своей и твёрдом решении следовать путём Иисуса Христа, исповедании Его как Господа и Спасителя нашего.
Н.Н. 7 августа 2013, 20:00
Сергий: ..."Лучше лично сказать это епископу или вдвоем и более, если не услышат, но не обнародовать, а то собланы пойдут". А это смотря для чего написана эта статья... Не знаю, как на Украине, а в Москве в монастырских храмах до сих пор не венчают и не крестят, а отпевают только брата (сестру). У каждого монастыря есть храм с приходскими белыми священниками, которые крестят, венчают и отпевают. И вовсе не потому, что иеромонахам (игуменам, архимандритам и епископам) лень или не по чину этим заниматься (ведь для монастыря лишняя копеечка никогда не помешает)... И у прихожан не возникает НИКАКИХ вопросов... ..." И как знать, не увидим ли мы со временем собственными глазами сильное и свежее обновление церковной жизни, в том числе и в части упомянутых выше вопросов"... Ага, когда в Епархии (Митрополии) будет примерно 30 епископов, и будут они метаться по 5-6 храмам крестить. И хорошо, если храмы компактно расположены... (Например, в Костромской Епархии 150 действующих храмов, на территории, равной 120 000км2; и это на одого Правящего и одного викарного архиереев). А про дороги и говорить нЕчего. Или всех желающих покрестить и покреститься в одно место собирать (осенью и весной исключительно вертолётами(которых почти не осталось) а летом и зимой - как повезёт... Ребёнку да и взрослому человеку по большому счёту не важно, через чьи руки они БЛАГОДАТЬ получат, не так ли? НЕ понятно мне, ЗАЧЕМ этот вопрос поднимается? Ох, не понятно.
Ольга У. 7 августа 2013, 16:00
Какая актуальная статья! Спаси Вас Господи, отец Андрей!
Сергий 7 августа 2013, 13:00
Спаси Бог! Радостно от такого понимания! Справедливо, необходимо использовать заповеданные символы для реального богообщения. Лучше лично сказать это епископу или вдвоем и более, если не услышат, но не обнародовать, а то собланы пойдут.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке