Как оживлять свою душу

Очень по-разному можно жить. Можно – жизнью полной, насыщенной, яркой, богатой событиями и делами, причем такими, за которые не приходится стыдиться. Можно, наоборот, такой, о множестве эпизодов которой и вспоминать не хочется, хочется забыть и похоронить, словно и не было их. Кто-то скажет о себе или о ком-то: это вообще не жизнь, а существование. Кто-то вообще то ли живет, то ли спит…

Причем далеко не всегда человек действительно в состоянии оценить, как именно он живет и живет ли. Не каждый находит такое самоисследование нужным, не каждому охота им заниматься, принуждать себя к нему, тревожить, мучить себя.

Но всё то, что относится к «жизни вообще», относится точно так же и к жизни христианской, жизни духовной. И мы точно так же рискуем не жить, а существовать, прозябать, спать, если… Если не решимся-таки – и тревожить, и мучить, и понуждать.

«Чувствую какое-то расслабление, не могу собраться, прийти в нормальное состояние… У меня ни на что нет сил… Не могу противостоять искушениям, не могу бороться с ними… Ничего не чувствую, душа словно мертвая… Точно в прострации нахожусь: что делать, куда двигаться?..» Так или примерно так характеризуют свое состояние многие христиане, и не верить им трудно – как не поверишь, если сам многократно переживал то же? И будешь еще переживать…

Но точно ли состояния эти так тупиковы, так безысходны, что вывести, а точнее – вынести из них может лишь благодать Божия – как выносят из одного помещения в другое крошечного, беспомощного щенка или котенка, за шкирку, а он только удивляется и пищит при этом?

Всё доброе от благодати, и без Господа мы не можем ничего. Но равно ли это утверждение другому: не можем вообще ничего? Или же все-таки есть какие-то средства, способные менять – ситуацию, состояние, в том числе и духовное?

Есть законы, установленные Господом, есть опытное знание этих законов, которое стало нашим достоянием или же может быть почерпнуто у кого-то опытней и мудрей нас, и есть действия, основанные на этом знании.

При трении повышается температура; опыт свидетельствует: сделав нехитрое приспособление, крутя палочку между ладонями, можно при определенном упорстве развести костер. Остается лишь проявить упорство…

Есть ли у нас опытное знание, подобное этому знанию, как оживать в вере, как будить уснувшую душу, как заставлять чувствовать умершее, кажется, сердце? Есть ли к кому обратиться с вопросом, если опыта нет?

Есть, конечно… Все святые отцы, томами творений которых уставлены наши книжные полки, так или иначе об этом говорят. И авва Дорофей, и Лествичник, и преподобные Исаак и Ефрем Сирины, и святители Игнатий и Феофан… Есть священник, к которому приходим раз за разом на исповедь – потому, скорее всего, что не однажды уже в чем-то просили его совета и совет получали. И, безусловно, есть наш собственный опыт – может быть, не аскетический, не подвижнический, а просто христианский. И он способен дать нам подсказку, напомнить, что выводило нас из этого состояния духовного усыпления прежде, что может помочь сейчас, что скорее всего способно заставить нас встрепенуться.

Возможно, конечно, что у каждого это что-то свое или, точнее, как-то по-своему. Но всё же мы очень все похожи – христиане, да просто люди. И средства для оживления души, лекарства духовные потребны нам тоже очень схожие.

Поделюсь тем, что скорее всего заставляет лично меня восстать от «сна лености, ходатайствующего душе моей муку».

Это мысль, которая порой, подобно острому, нет – раскаленному – ножу, пронзает мое сердце, в ней я всегда вижу посещение и милость Божию:

«Я умру. Рано или поздно, прямо сейчас, через несколько дней или через много-много лет – неважно, всё равно это будет очень скоро, вдруг. И что тогда?..»

Словно идешь, идешь – по инерции, по привычке, не очень задумываясь даже куда, и вдруг останавливаешься как вкопанный: «Где я, куда попал?»

Как сразу всё переоценивается, переосмысляется, встает на свои (именно что на свои) места! Сразу становится понятно, что важно, а что нет, что решительно необходимо и от чего нужно незамедлительно отказаться, отбросить от себя прочь. Появляется удивительная ясность, четкость, контрастность видения жизни в целом и отдельных, но существенных ее деталей. Точно кто-то в тебе настройки поменял. Кто-то…

Правда, это – и милость Божия, и посещение, и дар.

Но дар нельзя запрограммировать, получить в назначенное время, он всегда неожидан, нечаян – по самой природе своей. И можно ли потому рассчитывать, надеяться на него, на то, что его посредством удастся что-то изменить в себе или даже – себя? Вряд ли…

Так что же тогда?

А тогда… Тогда нужно вспомнить о дарах, бывших прежде; с благодарностью и вниманием отнестись к ним. Вспомнить, как выводил нас Господь из смертной сени нечувствия и расслабления, и устремиться тем же путем. Да, безусловно: когда мысль, тронувшая наше сердце, послана Богом, она имеет совершенно иную, благодатную силу воздействия на нас. Но есть один «секрет», точнее – особенность устроения человеческого ума и души, о которой мы забываем или даже вовсе не знаем. Когда человек сознательно погружается в размышление о чем-либо важном, сосредотачивается на нем, то постепенно начинает это важное совершенно иначе видеть, ощущать. Наш ум, как говорят святые отцы, напоминает птицу, без конца перепархивающую с ветки на ветку, но если «привязать» его к чему-то, то он постепенно смирится, обретет возможность мыслить и зреть глубоко, а затем и сердцу передаст это чувствуемое и зримое. И Господь не замедлит помочь в этом угодном Ему труде, и то, что совершалось когда-то лишь туне, по благодати, совершится уже по нашему собственному произволению – душа оживет…

Конечно, не только мысль о смерти способна так воздействовать на наше сердце. У каждого наверняка есть в этом смысле свой опыт, свои наблюдения. В нашей власти этот опыт использовать, «оживляющими средствами» занимать свой ум, будить от сна свое сердце. Опять же – тревожить, мучить себя. Работать над собой. Или не делать этого. Но самое главное – знать, что нет состояний, в которых мы и вправду были бы совершенно не властны над собой, из которых не могли бы выйти. Даже если речь идет о состоянии крайнего душевного расслабления.

Игумен Нектарий (Морозов)

12 августа 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О смерти О смерти
Из наследия Оптинских старцев
О смерти О смерти
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы всегда утешали тех, кто перенёс потерю родных и близких, находили для них слова любви, давали советы, как правильно поминать усопших.
Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить
«Господи, пошли мне память смертную», — повторяем мы за Иоанном Златоустом в вечерней молитве. И что же — есть она в нас, эта самая смертная память? И что она такое и почему она нам так нужна? Для того, чтобы мы боялись ответа за свою жизнь и старались поменьше грешить? Да, но не только для этого. О памяти смертной как обязательном условии духовной жизни христианина мы беседуем с главным редактором журнала «Православие и современность» игуменом Нектарием (Морозовым).
Голод по Богу Голод по Богу
Митр. Лимасольский Афанасий
Голод по Богу Голод по Богу
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Грех ли пить? Грех ли ходить на дискотеки? Это неправильные вопросы.
Комментарии
Фотииния (в миру Фатима!)10 декабря 2013, 17:00
Мира Вам! То что я прочитала данную статью это не случайно. Я все меньше стало ходить в Храм и боюсь что смерть я зову каждый день. То что будет после смерти меня все меньше стало волновать. Молюсь иконе Божьей Матери и а успокоения в душе нет. Есть вопросы на которые я за долгую жизнь в вере я не нашла ответов. Если я приду на исповедь должна правду сказать, а правда в том что я устала жить! За спиной шестеро детей а впереди полная нищета. Для меня смерть только спасенье!!! Простите!!! Пишу с компьютера сына.
Андрей13 октября 2013, 22:00
Слава Богу за все!!! Спасибо вам за ваши труды и спаси вас Господь.
Елена.Украина 4 сентября 2013, 00:00
Жив Господь и жива душа моя.
Козьма Лавочник14 августа 2013, 13:00
Что касательно того о чём Ольга писала --советую всем прочитать книгу Николаоса Василиадиса "Таинство смерти" и тогда станут понятны и даже приятны слова ап. Павла "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение." Основная мысль такова :если смерть допущена в нашу жизнь благим Богом--значит она тоже в некотором смысле благо..а почему об этом лучше раскажет о.Василадис :)Я прочитал книгу и перестал относится к смерти как к..."беде великой и печальной",потому что для верующего человека эт действительно таинство ,--не происходит нечаянно или случайно ,а всегда так как лучше для конкретного человека,даже если он очень грешным был...
Климент14 августа 2013, 10:00
Слава БОГУ за все! Безусловно память о смерти помогает возрождаться... Но мне больше помогает память о ЛЮБВИ БОГА, о ЕГО МИЛОСЕРДИИ и ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ!...
Кафолик13 августа 2013, 16:00
"Не все мы умрем,но все изменимся..." Тленное облечется в нетление. В конце времен,перед пришествием Господним. А есть еще: люди будут искать смерти,но смерть убежит от них... "В мире будете иметь скорбь,но мужайтесь; Я победил мир".(Ин.16:33)
Ольга13 августа 2013, 09:00
Моя огромная благодарность людям, которые высказались по моему комментарию. И сайту за возможность общения с единомышленниками. Это дает почувствовать, что ты не один! Слава Богу за все!
Ольга Ш.13 августа 2013, 02:00
Ольга - Ольге: О смерти и других переживаниях нужно разговаривать со Священником. Это люди, которые могут и хотят помочь нам Грешным.
Н.Н.13 августа 2013, 00:00
Татьяна: "Прочитала первые два абзаца, и сразу стало ясно, чем закончится статья". Дааа, Татьяна, если бы только статья... Только одно ТОЧНО известно о каждом человеке - это то, что он умрёт. И ещё говорят, что ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ - это дар Божий. Наверное, Господь спасает избранных Своих по-разному: кому-то даёт страх(начало премудрости), кому-то память смертную, а кому-то и "высшую ступень" - любовь... Вот научимся любить Бога и ближних - тогда можно будет о смерти не думать, а по ЛЮБВИ не грешить. А покуда до любви ох, как далеко (о себе говорю), дай, Господи, страх и память смертную. Спасибо, о.Нектарий, хорошая и очень нужная статья!
Ирина12 августа 2013, 22:00
Ирина - Ольге: Простите,что и я встреваю, но говорю не от себя, а лишь то, что читала. Не раз приходилось читать о том, что многие люди и святой жизни боялись смерти. Так, когда одного старца,который всю свою жизнь провел в посте и молитве, ученики спрашивали:"Авва, неужели и вы боитесь умирать?", он отвечал:"Я всегда старался угождать Богу, но откуда мне знать, были ли мои дела угодны Ему?". Никто не может знать своей загробной жизни, никто не может сам о себе судить, что он несомненно праведен и будет спасен. Еще про одного старца древнего читала, который отроком пришел в монастырь, всю жизнь прожил аскетом и подвижником, а перед смертью сказал:"Знаю, что мое место - на дне адовом. И потому только хочу избежать ада, чтобы Господа нашего Иисуса Христа не огорчать". Едва ли он лицемерил, перед смертью не лицемерят. Он действительно так чувствовал. Да и в Писании сказано: если праведник едва спасается, грешник где будет? А мы разве претендуем на роль праведников? Если претендуем - тогда что-то не так в нашей духовной жизни, что-то неправильно. Но святые отцы учили, что спасение наше - между отчаянием и надеждою: держи ум свой во аде и не отчаивайся.
Максим12 августа 2013, 22:00
Спаси Господи! Статья ответ на мой вопрос.
Наталия12 августа 2013, 20:00
Отец Нектарий,благодарю вас за вашу статью.Она для меня очень актуальна.
Дмитрий12 августа 2013, 19:00
Спасибо, батюшка!
Николай12 августа 2013, 18:00
Быть настоящим христианином - подвиг. Много людей в светской жизни способны на подвиг за идею? Есть такие, но не большинство. Поэтому начиная день свой нужно соответствующим образом настраивать себя. Это хорошо звучит в молитве Оптинских старцев. Хорошо купить эту молитву и прикрепить в правильном месте дома или на работе, очень помогает. Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя. Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступившего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить Тебя за всё и любить. Аминь.
Елена12 августа 2013, 16:00
Отец Нектарий, снова Ваша статья будто для меня и как раз на злобу дня. Благодарю сердечно.
Елена М12 августа 2013, 14:00
Ольга:"А если сама мысль о смерти вызывает уныние и оцепенение души?" - Мне думается, Ольга, что Вы правы. Именно сама мысль о смерти у многих вызывает не самые лучшие ощущения и, уж точно, не придает оптимизма.Только человек уже смирившийся с мыслью о том,что все мы там будем, может утешиться этой мыслью и подумать о том, чтобы такого на этой земле сделать хорошего, чтобы там не стало еще хуже.Но гораздо больше таких людей, которые хотят и на этой грешной земле пожить по-человечески: чтобы иметь необходимое - крышу над головой, семью, хлеб насущный и понимание всех тех, кто тебя окружает.По-моему, в данной проповеди игумена Нектария уже проскользнула такая мысль - проанализировать те периоды своей жизни, о которых тебе радостно вспоминать.Найти причину того, что именно тебя тогда так радовало и подавало надежды? Как ты себя тогда вела сама, кто тебя окружал? Может быть причина в том, что ты поменяла окружение? Может быть всё плохо именно потому, что ты на всей своей дальнейшей жизни поставила крест, вместо того, чтобы стремиться к чему-то, что-то творить? Впрочем, моменты такие тяжелые бывают у всех и иногда их нужно просто "пересидеть" в качестве наблюдателя в поиске того, что сможет тебя вывести из этого состояния.Не зря многие святые уходили в пустыни...
Неонилла12 августа 2013, 13:00
СПАСИ гОСПОДИ, о.Нектарий!
Руслан12 августа 2013, 13:00
Ольге,Ольга: А если сама мысль о смерти вызывает уныние и оцепенение души? Что это? Маловерие или естественное чувство самосохранения? Я часто переживаю такие состояния. Я конечно не претендую на роль опытного пастыря,но,исходя из своего скудного опыта скажу Вам-всего скорее от недостатка веры. Мы,верущие люди должны особым образом заострить своё внимание на последних словах Символа Веры-..чаю воскресение мертвых и жизни будущаго века,аминь. Дак вот,если читая строки-чаю воскресение мертвых- Вы внутренне не ждёте этого дня,т.е. эти строки идут вразрез с Вашим мышлением на этот счёт-то,думаю, Вы ещё не начинали верить в Бога по-настоящему и на этот спасительный путь ещё не взошли. Уж извините,если что.
р.Б.Алексий12 августа 2013, 13:00
Спаси Господи!
Руслан12 августа 2013, 12:00
Мы ничто без благодати Божией-это верно,нищие духом так сказать,только Господь нас наполняет нужными дарами. Надо чаще чистосердечно исповедоваться, не утаивать ничего,не стремится к святости,нет,она сама придёт со временем,а просто выдёргивать сорники из своей души на исповеди,раз за разом,и не смущаться что опять грешим тем же-на то они и сорняки,выдернешь,снова лезут. Это процесс долгий,не одними годами исчисляется. Ну и конечно прибегать к спасительному таинству Святой Евхаристии. Вон наверное мой способ,по прополке души.
Ольга12 августа 2013, 10:00
А если сама мысль о смерти вызывает уныние и оцепенение души? Что это? Маловерие или естественное чувство самосохранения? Я часто переживаю такие состояния. Хочется обсудить это с опытным и настоящим пастырем, но таких очень мало и где они? Остается уповать на милость Божью и святых отцов!
Александр12 августа 2013, 05:00
Большое спасибо, за статью! Спаси Господи!
Татьяна12 августа 2013, 05:00
Прочитала первые два абзаца, и сразу стало ясно, чем закончится статья.
Алексея12 августа 2013, 03:00
Благодарю за эту замечательную статью
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке