О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве

«Церковь покупает свечки дешево, а продает их не по себестоимости, а в разы дороже! Где справедливость?! Какой у них, у церковников этих, навар-то получается, а?! И на что они его, интересно, тратят? На «мерседесы» для попов, понятно. И вообще, РПЦ — это финансовая компания, целью которой является отъем денег у бедного населения. Для этого и все проповеди о нестяжательстве. А сами-то — ишь как живут хорошо!» — такое мнение приходится слышать, увы, нередко. Мы не любим, когда пытаются заглянуть в наш карман, но зачастую не прочь взять на себя роль налогового инспектора в отношении других. И Церкви мы уделяем повышенное внимание — не в смысле следования учению Христа, которое она проповедует, а в смысле учета доходов-расходов. Честно говоря, «попы на “мерседесах”» — тема избитая. Ну, нет в мире столько «мерседесов», чтобы все наши священники на них ездили! Тем не менее строгий обыватель тянет дальше эту песню.

    

О том, откуда же у Церкви деньги, на что они тратятся, мы попросили рассказать священника Александра Лебедева, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу) Вологды. Для интересующихся добавим, что сам священник ездил на службу на мотороллере — до тех пор, пока его не украли. Пришлось купить «форд» для общины.

— Церковь живет на пожертвования — это общее место, и это знают все. Поэтому ко всем денежным средствам, передаваемым Церкви, нужно относиться именно как к пожертвованиям, то есть — бескорыстно передаваемым. Никто не принуждает человека вносить пожертвования: пожалуйста, заходи в храм, молись, исповедуйся, причащайся, не тратя ни копейки своих денег. И ни один священник не вправе отказаться безвозмездно совершить любое священнодействие. Однако этому священнику нужно есть и пить, храм, в котором совершаются службы, нужно ремонтировать и содержать. Люди это понимают и вносят пожертвования на храм.

Одни бескорыстно жертвуют, другие бескорыстно священнодействуют — так в идеале, и такой идеал осуществим при одном условии — церковной десятине. Пусть каждый православный человек отдает часть своих доходов Церкви — и она вполне может жить, развивать свои социальные инициативы, весьма широко заниматься благотворительностью и раздавать свечки налево и направо каждому нуждающемуся. Может быть, когда-нибудь церковно-общественные отношения и придут к такой норме, пока же мы имеем то, что имеем. Практику фиксированных пожертвований.

Вообще «таксы» за исполнение треб, то есть богослужений по просьбе, по потребности людей (крещение, отпевание и т.д.), — это не церковное установление. В практику Русской Православной Церкви они были введены при Екатерине I. Это было частью весьма широкой компании секуляризации, когда государство отнимало церковные земли, вводило различные штаты содержания храмов и монастырей… За всеми этими мероприятиями просвечивает явное желание контролировать церковные доходы. Единожды поставленная в такое неудобное положение, Церковь не смогла от него освободиться до сих пор.

Сегодня государство не принуждает Церковь устанавливать определенный размер пожертвования, но роль ограничителя в деле возвращения к «ненормированному пожертвованию» играет неизжитая расцерковленность нашего народа. Вот один жизненный пример на эту тему. Некий священник решил предлагать в своем храме свечи не за «таксу», а за добровольный вклад: положил свечи, а рядом поставил ящик для пожертвований. На следующий же день свечей не стало, потому что по поселку прошел слух, что в храме свечи бесплатно раздают, и все поспешили запастись впрок. Вот каков духовный уровень большинства «верующих» людей. Так что Церковь всегда готова вернуться к нормальным отношениям пожертвования, а наше расцерковленное общество пока что нет.

О богатстве священников можно сказать следующее: священник живет так, как живет его паства. Если священник служит в столице и в храм его ходят банкиры — это один уровень пожертвований и, соответственно, доходов священника, а если храм сельский — то совершенно другой. А теперь ответьте на вопрос: большая часть людей в нашей стране сейчас живет богато или бедно? Вот ровно так же живут священники. Что-то не наблюдается вокруг храмов желающих в них поработать на постоянной основе, и это вполне объяснимо весьма скромным уровнем заработной платы. И священник в этом смысле не исключение.

А на что Церковь тратит деньги?

— На этот вопрос могу ответить как настоятель одного из городских храмов. Более половины наших расходов — это выплата заработной платы работникам храма (и всех сопутствующих этому налогов). Да, Церковь платит налоги государству, кормит его. Треть расходов — различные приобретения: те самые «свечки», а также иконы, литература, которые впоследствии предлагаются к распространению при сборе пожертвований. Значительный кусок церковного бюджета — это оплата коммунальных услуг, далее — сопоставимые с этим «куском» затраты по содержанию благотворительной трапезной и кроме того — воскресной школы. Добавьте сюда необходимые ремонты, поддержание в порядке коммуникационных сетей, канцелярские и прочие расходы, и вы увидите, что церковные деньги как вода в песок уходят. Кроме того — благотворительность и взносы на общецерковные нужды. Найти в церковном бюджете брешь размером со стоимость «мерседеса» — из области малонаучной фантастики. Во всяком случае, применительно к моему — центральному городскому храму.

Богатство Церкви — это миф. В свое время мне приходилось слышать о том, что для разорения Русской Православной Церкви достаточно предпринять только одну меру — передать на ее баланс содержание храма Христа Спасителя в Москве. (Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.) Затраты по его содержанию сопоставимы с размером общецерковного бюджета! А теперь скажите: велик ли и огромен ли этот бюджет?

Церковь бедна, и бедна настолько, что более 90 процентов когда-то принадлежавших ей зданий представляют собой руины, вернуть и восстановить которые Церковь сейчас не в силах. Церковь только-только приходит в себя после страшных лет безбожия, которые буквально обескровили ее, она пытается встать на ноги. Большая часть священников и церковного народа — самоотверженные и бескорыстные люди. Другие вряд ли приживутся на церковной почве. Да, может и священник оказаться недостойным своего сана, но ведь и среди апостолов был Иуда, не по нему же мы оцениваем нравственный уровень апостолов! Вот и я предлагаю судить о священстве не по статьям в желтой прессе, а по реальным и, слава Богу, немалочисленным примерам простых русских батюшек, в которых соединяются добродушие, нестяжательность, самоотверженность, зачастую — бесстрашие и многое другое, что позволяет народу говорить о священстве как об особых людях и предъявлять батюшкам особо высокие нравственные требования.

Священник Александр Лебедев
Материал подготовил Петр Давыдов

13 августа 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Можно ли критиковать Церковь Можно ли критиковать Церковь
Размышления в преддверии Архиерейского собора
Александр Щипков
Слово «критика» в России сакрально. Почти как «кризис». Иногда кажется, что не случайно эти слова – родственные. Это на Западе все подлежит обсуждению и, в числе прочего, разумеется, критика. Одна статья знаменитого философа Ролана Барта так и называлась: «Что такое критика?». Оказывается, это понятие тоже можно проблематизировать…
Нынешняя критика Церкви — бледная тень того, что происходило в начале XX века Нынешняя критика Церкви — бледная тень того, что происходило в начале XX века
Заметки об открытой лекции Ф.А. Гайды
Федор Мелентьев
Несмотря на все лозунги и заявленные требования о необходимости церковной свободы, либералы воспринимали будущую свободную Церковь только как некий результат определенного давления на Церковь историческую, Церковь реальную.
Не в деньгах счастье Не в деньгах счастье
Прот. Димитрий Смирнов
Не в деньгах счастье Не в деньгах счастье.
Правда жизни с протоиереем Димитрием Смирновым

Цикл программ «Правда жизни» с протоиереем Дмитрием Смирновым. Телеканал "Спас". Ведущая Татьяна Кашина. Передача от 25 мая 2012 года.
Насколько Церковь зависит от спонсоров?
Ответы священнослужителей
Насколько Церковь зависит от спонсоров?
Ответы священнослужителей

Церковь, и в частности священнослужителей, часто упрекают в том, что они принимают пожертвования от состоятельных людей, чей образ жизни, мягко говоря, далек от благочестия. Как Вы считаете, если человек хочет пожертвовать на храм, предлагает какую-либо помощь, в том числе большую, нужно ли его спрашивать об источнике его доходов?
Комментарии
Елена.Украина 2 ноября 2013, 21:00
Дорогие братья и сестры! Церковь - Богочеловеческий Организм, и в этом организме живут люди со своими грехами и пороками... Главою Церкви является Иисус Христос, от Него Церковь освящается, и от Него она Свята. Поэтому, когда мы осуждаем Церковь - это не есть осуждение Церкви, но осуждение людей, которые есть члены Церкви. Церковь же не может быть судима, будучи Свята, от её Главы - Христа. А значит,осуждая людей(в том числе и священнослужителей),мы осуждаем членов Церкви,т.е. самих себя. Получается замкнутый круг. Не лучше ли будет,если для спасения своих душ мы переключимся на другую волну. Как сказал Паисий Святогорец:"Когда вы выходите на связь с Богом,не забудьте нажать на кнопку смирения. Только на этой волне работает молитва". Кто из нас без греха? Есть такие? Тогда бросайте камень в членов Церкви,т.е.в самих себя. А если нет таких,то давайте лучше будем молиться за себя,за ближних,за врагов и за тех,кто подает соблазны,чтобы и они не погибли,но спаслись милостью Божьей в этом Богочеловеческом Организме. "УТВЕРЖДЕНИЕ НА ТЯ НАДЕЮЩИХСЯ,/ УТВЕРДИ, ГОСПОДИ, ЦЕРКОВЬ,/ ЮЖЕ СТЯЖАЛ ЕСИ, ЧЕСТНОЮ ТВОЕЮ КРОВИЮ".
Тамара 7 октября 2013, 22:00
Сколько людей, столько и мнений, тем более на эту "больную" тему о доходах Церкви. Иисус сказал: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень"(Ин.8:7) Эти слова Христа обращены ко всем нам. Господь всех питает, обо всех промышляет и знает все наши нужды, а также и нужды наших Церквей, монастырей, приходов и наших батюшек. (Лк.12): "Продавайте имения ваши и давайте милостыню...ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет." Одни от избытка подают (миллионы, квартиры, машины, часы и пр.), другие от бедности своей сколько могут. Если мы обсуждаем, подозреваем, завидуем, значит мы самые последние грешники, а ежели себя таковыми не считаем, то находимся в глубочайшей прелести. Конечно: "на чужой роток не накинешь платок" (мудрая русская пословица). Кстати, машину содержать гораздо дороже, чем ее купить. Захочешь разорить батюшку (приход)- подари ему машину.
таинственная незнакомка29 сентября 2013, 19:00
Здравствуйте,неравнодушные дорогие люди! Прочитала статью и комментарии, да... Что ни говори, думается мне первое необходимое - молитва. Вспомнила про священника о. Георгия Коссова, сейчас прославлен в лике святых. У него был бедный храм, семья, и он хотел сбежать в другой приход.Но посоветовал ему старец смиренно молиться и надеяться на Бога. И через некоторое время храм наполнился народом, народ от души жервовал средства и тоже молился, и, наконец, храм был возрожден, и даже верующие дома рядом себе строили!Так, может быть, не уповать полностью на десятину, а надеяться крепко только на Бога. А Бог упование не посрамит.
Алексей 7 сентября 2013, 16:00
К сожалению этот процесс неизбежен.Церковь всё больше будет уподобляться ветхозаветной Церкви времён Христа.Но всё-таки Христос её не отвергал.Таинства,литературное наследие,главнейшие истины хранятся в ней и будут всегда в помощь хотящим спастись.
Дионисий 3 сентября 2013, 17:00
Церковь Христова - это путь к истине, Церковь Христова - это Жизнь, Церковь Христова - это последний островок Чистоты, Надежды, Любви, Силы. Давайте, все самое доброе в нашей жизни, все же называть своими именами и не втаптывать в грязь, без чего человеку нету Жизни.
человек30 августа 2013, 08:00
О недопустимости "торговли благодатью" напомнил в очередной раз православным священникам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Особенно прискорбно видеть, когда вывешиваются в храмах ценники на совершение тех или иных богослужений, треб, Таинств Церкви", – сказал ее Предстоятель накануне в ходе первого в 2005 году заседания Епархиального совета Москвы. "Ценники надо снимать даже со свечей. Эту порочную практику необходимо прекратить", – сказал Алексий II, сообщает "Интерфакс". http://rusk.ru/newsdata.php?idar=714525
Валентина28 августа 2013, 11:00
Для тех, у кого есть наглость повторять про Церковь поговорку, .что рыба гниет с головы: не хулите, Глава Церкви - Христос. Про "таксы": церковь - это организация, платит налоги, часть денег идет дальше в епархии и выше, например, на общецерковные проекты, и есть регулярные платежи. Наше налоговое законодательство и всякие проверки не понимают размер оплаты "добровольно" за конкретные услуги (тоже термин кесаря). А регулярные платежи (напр.коммуналка) особенно в городах не могут расчитываться и производиться по принципу сегодня густо-завтра пусто. Имейте совесть. З/п и отчисления работники при храмах тоже хотят вовремя, и определенной таксой, а не "по желанию" приходящих доходов. А про машины-часы и иже с ними, вспомним заповедь Господа нашего: "не возжелай .." жену, раба, коня, дома и пр. Короче, не гляди и не завидуй.
Александр27 августа 2013, 19:00
Стыдно заглядывать в чужой карман, будто Господь сам не ведает, кто живёт праведно, а кто грешит. И не воздаст всем по заслугам. Храни наших батюшек Господь и Матерь Божия.
Р.Б. Виринея26 августа 2013, 22:00
Братья и сестры! Если Вы так радеете за нравственную чистоту наших батюшек, так придите в храм, но не как захожанцы, а работать во славу Божию! Поживите жизью общины, побудьте теми активистами, которые вокруг батюшек вертятся и посчитайте все пожертвования и все расходы! Очень напоминает ситуацию в школах, когда родительский комитет собирает деньги на класс, на нужды школы, на детей наших! Работают от силы три активиста, а потом на собрании сидит ладно бы половина класса родителей и возмущается куда деньги ушли. Но в начале сентября на выборы в активисты никто не рвется! Простите Христа ради!
Татьяна В. для человека25 августа 2013, 22:00
человек для Татьяны В.: Вы проигнорировали поставленный вопрос. Если Вам нечего ответить по существу, то Ваши слова имеют целью нахамить. ---------------- Нет никакого у Вас "вопроса". Есть только Ваши похоти и желание настоять на своем. Церковь для этого - неподходящеей место. ------------------------------------------------------- "Ну тогда Вы мне лично объясните, что мешает отменить в Церкви сие "не церковное установление" Встречный вопрос (вряд ли Вы на него ответите) - Зачем его отменять, Вам так хочется? К тому же такие как Вы и в церковь то не ходят, так что это просто болтовня.
Андрей25 августа 2013, 06:00
"Церковь бедна, и бедна настолько, что более 90 процентов когда-то принадлежавших ей зданий представляют собой руины, вернуть и восстановить которые Церковь сейчас не в силах". Но, однако, тогда откуда столько силы на программу новых "200 храмов" в Москве?
Николай Владимирович24 августа 2013, 13:00
Вот пишут: священники такие-же как все; думают как выжить,накормить,обучить,воспитать... Своих! А где-же time на главное?.. На душепопечение?! К тому-же они завалены административной работой: построй,достань,содержи... Кураев давно предлагал рассмотреть вопрос о восстановлении десятины. Что-бы верующие содержали свои приходы. Поименно! И могли получить отчет о расходах ср-в. Это бы высвободило священство для осуществления того,для чего оно и существует! Для содействия Господу в спасении душ. А не в хозяйственном благоустройстве своих приходов и поиске ср-в на содержание собственных семей.
человек для Татьяны В.23 августа 2013, 22:00
Вы проигнорировали поставленный вопрос. Если Вам нечего ответить по существу, то Ваши слова имеют целью нахамить.
Татьяна В.23 августа 2013, 20:00
2 человек для Ирины: Существуют "таксы"(!) за таинство, но при этом автор утверждает, что "это не церковное установление". Ну тогда Вы мне лично объясните, что мешает отменить в Церкви сие "не церковное установление". ----------------- Извините что вмешиваюсь. Если Вас так возмущают "таксы!! за таинства" - платите каждый месяц десятину в церковь лично. И не будет никаких потом проблем с таинствами, батюшка будет в курсе Вашего начинания и все сделает бесплатно.
Н.Н.23 августа 2013, 18:00
Наталья: Н.Н., ..."а пресечения его неумерного пыла со стороны Церкви,священноначалия особо никакого. И складывается такое впечатление будто так и надо. Для истинно верующих болезненно. Для людей сторонних Церкви - лишний соблазн. А для профессиональных хулителей - подарочек, с еще одним поводом поглумиться". Наталья, дорогая, не переживайте Вы так! Мой муж часто повторяет: "Не давайте повода ищущим повода"; на что я ему всегда отвечаю: ищущий повода всегда его найдёт! Не наши это грехи, и не мы в ответе за них (со своими бы разобраться! Помоги нам, Господи!). Болезненно - за грехи наши же! а ещё и гордыню нашу задевает. Людям, привыкшим и хотящим жить во тьме, СВЕТ не нужен, более того, он мешает им спокойно жить. Цеплятся и глумиться они будут всегда. И ЭТО ИХ ПРОБЛЕМЫ! Божией помощи Вам и мира в душе.
человек для Ирины23 августа 2013, 12:00
Уважаемая Ирина, прочитайте ещё разок моё письмо и попытайтесь всё же понять , о чём писал я, а не то, что Вам кажется. Существуют "таксы"(!) за таинство, но при этом автор утверждает, что "это не церковное установление". Ну тогда Вы мне лично объясните, что мешает отменить в Церкви сие "не церковное установление".
Игорь20 августа 2013, 15:00
Спаси Господи!!! Дорогие братья и сестры, мы простые миряне не вправе осуждать Священнослужителей,то что происходит на наших приходах, это наша действительность,давайте начинать с себя, тогда и вокруг станет светлее и добрее.
преуспевшая во грехе20 августа 2013, 02:00
Мне хотелось бы сказать несколько слов для мирян и для духовенства. Дорогие отцы и братия! Я хотела бы у Вас спросить, почему мы все помним как встречал людей батюшка Серафим Саровский, каким смиренным был прп. Сергий Радонежский, как скор на помощь свт. Николай Чудотворец, как по благодати Божией исцелял всех вмч. Пантелеймон, каким молитвенником был св. прав. Иоанн Кронштадский, как возлюбил Господа пророк Илия. И хочу обратиться к нам мирянам. Дорогие мои братья и сестры! Мы видим сучок в глазе брата нашего, а бревнище не замечаем в своем глазу. Святые отцы говорят, что человек искушается тем, какой он имеет грех. Проще говоря-рыбак рыбака видит издалека. Господь на других людях показывает нам наши немощи. Нам нужно стремиться к святости, а не тратить время на рассматривание в микроскоп чужих немощей! Давайте не будем тратить время на рассматривание чужих грехов и немощей, а помолимся о наших отцах и братиях и о себе, что Господь все управил ко спасению наших душ. Аминь! Прошу прощения,если что не то сказала:-)
Ирина19 августа 2013, 14:00
Неужели "Человеку", который всего раз в жизни то и крестится на это денег жалко? Когда я крестила своих деток всегда из благодарности давала в разы больше чем это стоило.
Наталья19 августа 2013, 13:00
Н.Н., согласна с Вами. Я и не утверждаю, что мерседес-автобус для многодетной семьи ето не "благочестиво", только лишь потому что это мерседес и пересадить их на дырявый пазик или газель-мучителя. Также не утверждаю, что священников хвалящихся что у них трусы от гучи - большинство. Нет, конечно. Но вот вылезет один такой с трусами от гучи и прелюдно своей дурью звездит, а пресечения его неумерного пыла со стороны Церкви,священноначалия особо никакого. И складывается такое впечатление будто так и надо. Для истинно верующих болезненно. Для людей сторонних Церкви - лишний соблазн. А для профессиональных хулителей - подарочек, с еще одним поводом поглумиться.
Елена19 августа 2013, 12:00
"Здесь, в России, я не хочу давать деньги неизвестно на что и неизвестно кому." О,какие комментарии появились! Вспомнилась басня...."..., а сало русское едим". Есть еще восточная пословица про нас всех ... "собака лает, а караван идет..." Елена
Лариса19 августа 2013, 10:00
Мак Симу: /Есть замечательная пословица, народ, не желающий кормить свою армию - будет кормить чужую./ Небольшая поправка: это не пословица, это слова Наполеона Бонапарта. А он в военном деле и экономике кое-что понимал;). В целом согласна с вашей мыслью: не будем поддерживать нашу Церковь - увидим закат нашей цивилизации. Меня другое интересует: мы с супругом (слава Богу) нормально зарабатываем, а ездим долгие годы на Жигулях и когда сможем позволить себе иномарку - неизвестно. При этом в городе (350 тыс.жителей) одни Акуры да Лексусы. И все плачут - кризис, кризис... И батюшек успевают поругивать и сами на джипах. Как им удается - загадка!
Н.Н.18 августа 2013, 22:00
Анна: Для Н.Н. ..."а опускаетесь до хамства, то рано вам комментарии писать, надо духовно самообразовываться". Вы правы: надо духовно возрастать и самообразовываться... По поводу комментариев, боюсь, что уже поздновато. Мы не только не хотим слушать и слышать друг друга, главное - самому высказаться, но иногда и не в состоянии понять написанное. Хам - это сын Ноя, который увидев наготу своего спавшего отца (Ной выпил лишнего, и заснул), посмеялся над родителем и позвал своих братьев, чтобы и те увидели и посмеялись. Но те отказались. Поведение Хама изначально и называется хамством. Позже, в Словаре Ожегова, хамство - это грубость и наглость. Я не поняла: Ваш совет СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ брать пример с греков - это нормально? А мой совет Вам делать ТО ЖЕ САМОЕ - хамство? Я правильно поняла? Простите!
Владимир18 августа 2013, 16:00
>Некий священник решил предлагать в своем храме свечи не за «таксу», а за добровольный вклад: положил свечи, а рядом поставил ящик для пожертвований В Самаре в некоторых Храмах и Монастырях давно так, и ничего, не воруют. Помнится, в Троице-Сергиевской Лавре было аналогично лет 10 назад. Напишите примерно сколько нужно жертвовать - люди еще и больше дадут.
Иван17 августа 2013, 12:00
Как хорошо написал Роман о зарубежной церкви! Это очень хорошая практика.Когда наш священник в России собирал на купол храма-он повесил ящик и каждое воскресенье рядом с ящиком висел бюллетень-сколько еще не хватает. Так же собирал на отопление и это было правильно-люди несли деньги-зная -на что они будут потрачены. Когда за свечи и требы не стоит твердая такса-люди кладут в ящик гораздо больше. И отношения любви в храме сохраняются.А в другом русском храме-отношения строятся иначе. Священник требует от прихожан благотворительности, прямо-таки-приказывает. Бабушки работают у него бесплатно, молодые-уходят в другие приходы.Любви нет-всех пугает страшным судом и расплатой. Мы для него-негодяи... А у греков-принимают всех и стараются ублажить, привлечь Прямо-таки купают в любви и внимании. Помогают всячески-и с работой и с устройством на учебу по своим каналам. Все делают, что могут... Как же им не отплатить тем же? И свечи у них бесплатные и требы-то есть стоит ящик опечатанный. Как то мы захотели заплатить гречанке за уроки, так она нам говорит-положите в ящик)). Вот такая атмосфера за границей. И так во всем у них-сначала дают сами,а потом ты чувствуешь благодарность...Здесь, в России, я не хочу давать деньги неизвестно на что и неизвестно кому.
р.Б.Алексий17 августа 2013, 10:00
Сокровище России в людях, а особенно это относится к нашим батюшкам! Нужно их беречь и всячески помогать им нести свет людям, ведь они находятся на передовой в духовной войне, при этом даже в своей стране работает вражеская пропаганда из всех СМИ, мы все в оккупации англосаксами находимся, но за нас ведут бой батюшки, помоги Господи всем батюшкам православным!
человек17 августа 2013, 04:00
Цитата: " Вообще «таксы» за исполнение треб... — это не церковное установление. " Но вот пример приводится дальше на другую тему - про свечи. И что же мешает отменить "таксу" за таинство крещения? Или тут тоже "расцерковленное общество" будет "запасаться впрок"?
Н.Н.16 августа 2013, 19:00
2013-08-16 10:38 Наталья, Согласна с Вами: очень трудно живёт Россия, но поверьте, и в Москве подавляющему большинству не легче (что средняя зарплата 47тысяч, мы сами удивляемся, и все друг друга спрашивают: ты знаешь таких? - мало кто знает). Наталья, мы все видим пену, которая поверху плавает. А пласт воды такооой глубины - только до этого дела никому нет: ни тебе скандалов, ни сенсаций... Огромное количество московских священников тихо, спокойно, падая с ног от усталости делают своё дело; живут в панельных домах со своими многочисленными чадами и матушками, которые точно так же решают насушные бытовые вопросы: чем накормить, во что одеть. Слава Богу, прихожане выручают. И при этом многие батюшки ездят на иномарках... На тех, которым в зубы не смотрят: духовное чадо подарил: продавать уже невыгодно, а так и батюшка рад будет (он и такую убитую (но внешний вид хоть куда!) купить не сможет), и глядишь, всю жизнь Богу за него и всё семейство молиться будет. По- разному бывает... Встретила как-то священника со своего прихода в маршрутке, в 22часа, с требы домой возвращался... И семью дьякона на новеньком мерседесе-автобусе, который их семье в Германии подарили - петь они туда ездили, вот немцы растрогались да и подарили. 11 человек семья! Позавидуем? Только чему: что машинка люкс, или что 9 детей в семье? В большой семье не без урода. Только умные люди на них не ровняются, а лечат или избавляются, если лечению не поддаютя и угрожают угробить всю семью. Простите.
Анна16 августа 2013, 18:00
Для Н.Н. Анна, Вы правы: обязательно поучитесь скромности. Можно и у греков. ответ для Н.Н.: У меня со скромностью все в порядке, а если у вас проблемы со скромностью, то можно и у греков поучиться, ничего зазорного в этом нет. Если не можете аргументировать свою позицию по данной статье, а опускаетесь до хамства, то рано вам комментарии писать, надо духовно самообразовываться.
Руслан16 августа 2013, 15:00
Наталья большое Вам спасибо! Вы как раз описАли нашу жизнь,городок у нас не большой,и зарплаты как Вы озвучили,и выбор так делаем-и так живёт большинство,жаль что кое-кто этого совсем не понимает,под каждым вашим словом подпишусь.
Наталья16 августа 2013, 10:00
Валерий: "А какая з/плата у работников храма-копейки-10-12тыс.за месяц,а порой и того меньше" У меня мама и 10-12 не получает. Хотя работает как вол, в т.ч. и в ночные смены и на здоровье тоже все сказалось. И большинство в миру, в провинции получают по 7-8 тыс. в месяц. И живут так. И детей кормят, и за квартплату платят и устают ужасно. Порой у этих людей стает выбор - купить сыну ботинки зимние, потому что уже ходить не в чем, заплатить за квартплату, или дочке новое пальто, потому что из старого выросла. И вот не знаешь кого "с носом" оставлять - сына без обуви или дочь без верхней одежды или копить долги по квартплате. Это может вы в своих москвах там как на другой планете... Поэтому противно смотреть как какие-ниб. иеромонахи гоняют на спорткарах по ночной москве или лощенные батюшки на дорогих иномарках. Продай дорогую иномарку, купи добротную, но попроще, никто тебя на телегу не пересаживает или на осла. Или слушать интервью еще одного подобного кадра, которго по канонам уже давно отлучать пора, как он любить носить костюмы от армани и трусы от гучи. У нас баюшка ездит на иномарке, но она не люкс-класса, просто добротная машина, ему действительно надо, тем более он благочинный. А так в одежде он простой, летом в шлепках и черных носках ходит ), а зимой в простых старых башмаках. И семья у него просто, но аккуратно одевается. И на приходах у нас люди получают не по 10-12 тыс., а дай Бог если тыщ 5 заплатят. Вот как=то так. Привет, вам москвичам-инопланетянам!
Н.Н.16 августа 2013, 00:00
Anna: ..." Довелось побывать на приеме у Иеруcалимского Патриарха Феофила III, скромнейший человек, никакой охраны, по субботам его можно встретить на рынке, где он спокойно как обычный человек делает покупки. Может и нам надо у греков скромности поучиться"? Анна, Вы правы: обязательно поучитесь скромности. Можно и у греков. Руслан: И потом,насколько я помню десятина отменена в Церкве как ветхозаветный закон,нигде в Евангелии не говорится о десятине(об этом говорят и православные богословы), вопрос-так зачем же батюшка кошмарит десятиной православный люд? Давайте введём десятину и ещё около 700 иудейских законов идущих в одной связке-и здравствуй ветхий завет. Все ли исполнят 700 законов ветхого завета(иудейский талмуд)? Ну и каша у Вас в голове! Так давайте и Всенощное бдение (Праздничную вечернюю службу) отменИте, так как она построена на Ветхом Завете! Измыслите что-то своё, на русском языке, по-кочетковски, что Вам стоит?!
Руслан15 августа 2013, 22:00
Во-вторых,раз в году на дверях храма вывешиваются все доходы (пожертвования,взносы,кружечные сборы,от продажы свечей,просфор,книги церковной утвари в лавках,проценты от банковского счета)и все расходы храма(на отопление,коммунальные услуги,оплаты счетов,ремонты,зарплаты,художественные обновления,облачения.богослужебные книги и предметы,свечи,масло и.т.д.).Более того,любой,безисключения,член общины имеет право потребовать показать ему в любой день приходно-расходную книгу казначея храма и проверить её содержание.Ни один казначей не может снять с церковного банковского счета ни цента без согласия двух"трастистов",избираемыхна открытом приходском собрании (он просто физически не может это сделать в банке).При такой практике прозрачной финансовой политики общины,не возникает объвинения со стороны общества в"обирании народа церковниками".И любые попытки финансовых махинаций очень быстро становятся известны и приводят к соответствующим последствиям(вспомнить,хотя бы,финансовые скандалы в ПЦА с последующиминизложениями епископов и даже первоиерархов).К томуже,в Зарубежном сознании народа под словом"Церковь"понимается вся совокупная соборность членов Церкви,от младенца мирянина до Первоиерарха,а не только клир,как это распространено в народном сознании в нашем Отечестве. Вот оно взвешеное решение. Но,вопрос-пойдут ли на это наши пастыри и епископы? Что-то я очень и очень сомневаюсь,особенно в свете событий о.Павла Адельгейма,который ратовал за то же. Печально всё.
Руслан15 августа 2013, 22:00
Я убежден,что любых разговоров и обвинений священнослужителей в сверх прибылях,в обирании паствы легко избежать,если перенять опыт Зарубежной Церкви.Дело в том,что в РПЦЗ,существующей в прагматичном рациональном западном обществе,сложилась своя западная практика отчетности перед общиной.Во-первых,зарубежные церкви,-это именно общины и члены церкви-члены общины,а не просто,прихожане (которые лишь приходят или заходят на службу раз в неделю).Общины имеют свой Устав с чётко прописанной финансовой политикой,зарегистрированный в государственном реестре.Каждый член общины платит регулярные членские взносы.Члены общины избирают Церковный Совет открытым голосованием.Два раза в году проводятся общеприходские собрания всей общины,помимо регулярных заседаний Церковного Совета,на которых подробно разбираются все расходы и доходы общины.Община сама нанимает священника (а не получает спущенного сверху по произволу архиерея неугодного ей священника)и составляет с ним Трудовой Договор на законных основаниях,принятых в этом государстве.В финансовых вопросах,священник(его голос)не играет большей роли,чем голос любого члена Совета или члена общины.Более того,священник сам находится на бюджете общины,не платя членские взносы и,часто,вообще не имеет права голоса в вопросах расходов.
Ника15 августа 2013, 17:00
В церковь люди идут из мiра, а мiр стремится к материальному...Священники тоже из мiра...Но есть и те, кто не от мiра сего. Слава Богу!
Леонид15 августа 2013, 15:00
Очень отрадно почитать комментарии верующих людей. Спаси Господи! :)
Евгений15 августа 2013, 12:00
Вообще-то некоторые Киа, Ниссан и Ауди стоят подороже многих Мерседесов и БМВ. От наших разговоров мало что изменится, а хотелось бы, чтобы люди в церковном сане были нам примером, иначе для чего они там? Ведь очевидно, что при современном развитии техники(почти у каждого телефон с фото и видеокамерой), при такой информатизации общества любой проступок священников, депутатов или других политиков, артистов, становится известным тысячам людей! Надо ли приводить многочисленные цитаты святых отцов о соблазне? Вспомним слова апостола Павла на эту тему!
Ирина15 августа 2013, 11:00
Дорогие мои! Давайте не будем забывать, что Господь сказал: "Сыне, дай Мне свое сердце!". Заметьте, не деньги наши, не богатсво наше, а верное и преданное сердце наше ищет Господь. А если мы раскроем Ему наше сердце полностью, все остальное сразу встанет на свое место - нам уже будет совершенно все равно, кто как живет материально, на каких машинах кто ездит, что и сколько стоит. У Господа все есть, Он ни в чем не нуждается, и все подает просящим по мере их, но так, чтобы не причинить вреда. Любящий Господа сам определится, сколько он может подать на Церковь, сколько - оставить на свои нужды. Кесарево - кесарю, Богово - Богу. Только бы иметь еще рассуждение, а то мне известны случаи, когда новоначальные готовы были последнюю рубашку с себя снять, а потом, когда неофитский пыл остывал, такие сожаления приходили, - тогда уже начинали всех обвинять - и ближних, что не остановили, и батюшек, что, де "воспользовались", чуть ли не Самого Господа. Чтобы таких метаний не было, надо просто иметь здравый смысл и не бросаться из крайности в крайность. А преданные и верные Господу батюшки никогда не пропадут. Господь Своих никогда не оставляет. Иметь бы нам только веру.
александр15 августа 2013, 10:00
Помоему в статье четко сформулирован ответ на вопрос как уйти от платы за свечи и требы: нужно просто каждому православному заплатить давно установленную, но хорошо забытую десятину и только тогда приходя в церковь ожидать что все будет бесплатно. Первые христиане продавали все и приносили в церковь, а большенству особенно еще невоцерквленных людей нужно напоминать что необходимо пожертвовать малую лепту чтобы храм мог работать. А по поводу "алчности" священников думаю много преувеличений и даже если отдельные случаи имеют место быть, необходимо помнить что все мы разные и поэтому Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты
Сергий Удмуртия15 августа 2013, 10:00
Добрый день, хочу тоже сказать свое мнение, у меня также о многом спрашивают так как я хожу в храм, и читаю на клиросе. Вот что я обычно отвечаю: любого нормального человека один раз в жизни крестят, далее он сам венчается, и потом его отпевают, люди задумайтесь ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ можно найти деньги! По всем остальным требам это желание каждого самое главное для спасения исповедь и Причастие бесплатно, как написано в статье. Свеча это та жертва которую мы даем на храм, горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. Как я слышал от одного батюшки, если нет денег на свечи это не страшно, мы сами должны гореть как свеча когда приходим в храм и стоим на молитве. Вот статья кому интересно прочтите: Как возник обычай возжигать свечи и лампады http://azbyka.ru/dictionary/17/nastavlenie_o_sviche-all.shtml
Дмитрий15 августа 2013, 09:00
Мне безразлично, что показывают по телевизору, я его не смотрю. У меня очень много знакомых батюшек. Ни у одного мерседеса нет. Ни у одного. Так же ни БМВ, ни феррари и прочих. Только киа, ниссан, рено, максимум ауди, и то у одного.
Мак Сим15 августа 2013, 06:00
))) Безбожнику на заметку. Есть замечательная пословица, народ, не желающий кормить свою армию - будет кормить чужую. Не поспорите. Так вот эту же пословицу следует почаще применять к жизни. Народ, отказавшийся от своей идеологии ( см. Конституцию РФ)будет иметь чужую: идеологию наживы, конкуренции, животного отбора. Народ, не желающий кормить свою церковь - будет кормить чужую. Всё просто. И пусть даже атеист задумается, что ему милее видеть вокруг, купола православные или мечети. Если над православием он еще может поизголяться и притеснить и даже разгромить, то с некоторыми мирными религиями без рек крови не обойдется...
Руслан15 августа 2013, 02:00
Согласен с anna. Далеко за примерами благочестия ходить не надо. Взять бы хотя бы нашего владыку Иоанна Сан-Францисзкого и Шанхайского,чем не пример для подражания нашим пастырям.
р.б Олег15 августа 2013, 01:00
Эта тема давно раскрыта. Я поддерживаю Православную Церковь. Не нравится? Президент лучше делает?? весь бизнес забирает и безработица одна. Люди за год меняют по нескольку раз работы наверное не от хорошей жизни. Не нужно осуждать не церковь не батюшек это большой грех. Лучше на себя посмотрите...
Руслан15 августа 2013, 01:00
И потом,насколько я помню десятина отменена в Церкве как ветхозаветный закон,нигде в Евангелии не говорится о десятине(об этом говорят и православные богословы), вопрос-так зачем же батюшка кошмарит десятиной православный люд? Давайте введём десятину и ещё около 700 иудейских законов идущих в одной связке-и здравствуй ветхий завет. Все ли исполнят 700 законов ветхого завета(иудейский талмуд)?
Руслан15 августа 2013, 00:00
Что вы все на Аркадия взъелись,и на меня хоть переключитесь-я тоже хочу райских падушек :-) Ух,какой вихрь закружился :-) А решение совсем лежит на поверхности. СЛЕДОВАТЬ ХРИСТУ и ЕГО ЕВАНГЕЛИЮ. Царь Соломон помнится был не глупый человек;и имея богатство большее чем мы все здесь рассуждающие,изрёк-"всё суета сует". Помнится и Господь сказал-"блажен кто не соблазнится обо мне"-помнится тогда апостолы начали меж собой спорить кому какой достанется удел земной; значит это актуально и в наше время,все ли семинаристы будущие батюшки идут за Христом с нестяжательными мыслями....и профессор богословия Осипов тоже помнится об этом говорил. Господь говорил-"в мир должны прийти соблазны,но горе тем через кого они придут.." Всё,ни больше ни меньше. Что вы здесь ей Богу велосипед пытаетесь изобретать. До вас всё изобрёл Господь и Апостолы-всё лежит на поверхности,надо лишь подойти и взять это,Евангелие.
Антоний15 августа 2013, 00:00
Чистому - всё чисто...
Николай14 августа 2013, 23:00
Самое главное, чтобы священник был по настоящему верующим. По мере укрепления веры проблемы уйдут. От прихожан также очень многое зависит. Церковь - единый организм. Но если у священника нет веры или она очень шаткая, то проблем не избежать. Я думаю, что священнику намного труднее, чем светскому человеку быть верующим и расти духовно. Не все способны выдержать соблазн поддаться страстям. Настоящий христианин должен поступать по Заповедям Господа Иисуса Христа по отношению к таким людям. Путь банального осуждения не христианский.
Николай14 августа 2013, 20:00
Почти рядом со мной живет священник. Кто-то может сказать: богатей! Большой дом, хороший сад, машина... А все ли знают, что у него детей - мал-мала-меньше, и для такой семьи его дом не такой и большой? Кто, кроме соседей, видит, как он сам строит, чинит, ухаживает за садом? Кто знает, что на своей машине он ездит по окрестным селам, никому не отказывая? И рабочий день у него не от и до, а всегда, потому что обратиться могут и ночью... Скажете, таких поискать? А вот я, грешным делом, с другими и не знаком, хотя знаю достаточно близко с десяток священников. Живут они, действительно, никак не лучше своих прихожан. А вот трудятся гораздо больше - если, конечно, не считать трудом только то, чем занимаешься сам. Обвиноватить можно любого: а самим в церкви поработать слабо? Кстати, попробуйте для экономии попоститься так, как положено - сэкономите до половины бюждета...
Ольга14 августа 2013, 19:00
Когда встает это вопрос,"Должны ли быть свечки платные или без платные?"у меня всегда один ответ.Без платно свечи могут брать только пчёлы,они воск собирают.А почему люди,не приложившие к этому своего труда должны их брать без платно ума не приложу?Да и требы почему это вдруг должны быть без платные?Ведь самое дорогое,что у человека есть это ВРЕМЯ ,так платите,хотя бы, за время затраченное на исполнения этих треб. Когда мы приходим в магазин нас же не возмущает,что стоимость товара в нем в разы больше собистоимости?Здесь спрашивают,как отвечать атеистам и протестантам.Протестанты пусть помолчат,они десятины исправно дают,но молчат об этом.Да и людей приходящих в церковь надо делить,на прихожан и захожан.Захожани-это те кто если беда приключилась,бегом бегут в церковь и возмущаются,что надо,ЕЩЁ Й,платить за требы.Как это,я вот весь такой хороший пришел,И МНЕ НАДО ПЛАТИТЬ?Та платить не надо,БЫЛО БЫ,если все сознательно отдавали,КАКУЮ ТО часть заработанных денег на храм,лишь потому,что когда надо окрестить,обвенчать и отпевать мы приходим в церковь.И тогда можно сказать:"Я ваш прихожанин,можно мне требы сделать за счет моей милостыни на храм?"И никто не будет в обиде.
Anna14 августа 2013, 18:00
Рыба всегда гниет с головы, какое начальство такие и подчиненные (естественно не все, но многие). Все эти скандалы с яхтами, квартирами, дорогими часами и дворцами, авариями с пьяными священнослужителями не лучшим образом влияют на репутацию Церкви. Довелось побывать на приеме у Иеруcалимского Патриарха Феофила III, скромнейший человек, никакой охраны, по субботам его можно встретить на рынке, где он спокойно как обычный человек делает покупки. Может и нам надо у греков скромности поучиться?
Светлана14 августа 2013, 17:00
Учитель- подруга- год копила с мужем на юг для детей. На еде экономили. Муж заболел. Еле карабкаются. Это правда. Нельзя ли от храмов больших городов спонсировать путевки детям их бедных прихожан...
Лариса14 августа 2013, 16:00
Аркадию: /Проблема обозначена серьезная, и решать нужно вдумчиво./ Но не нам уж точно. Наше дело - спасение, а кто на каком мерседесе поехал... Перечитайте Мф.20,14-15. Дарье: /..такие вещи меня спрашивают атеитсы и протестанты. Хотелось бы знать, как им ответить./ Дарья, ответьте правдиво: "Не знаю. Спросите у них сами." Зачем вам отвечать за других?
Эдуард14 августа 2013, 13:00
Тема-очень и очень актуальная !!! Понимаю,что не вправе судить,но все же... Скажите,за что могут подарить священнику дорогую машину? И если уж такой подарок предложен,то неужели не очевидно (по христианскому учению),что человек обязан продать такой автомобиль и деньги передать на благотворительность? Зачем плодить домыслы и пересуды? Зачем отвращать неокрепших в вере? Очевидно,что это касается более высокопоставленных церковных чинов...Но как известно, рыба гниет с головы.... Прошу прощения за резкость суждения, но в условиях современного духовного кризиса священнослужители должны отдавать себе отчет в соответствии того, что они проповедуют и как при этом живут...
Татьяна В.14 августа 2013, 12:00
Наша Церковь жива и неубиваема. А все сплетни - просто не обращать внимания. Правильно Патриарх сказал, разве это гонения? Добавлю, это просто змеиное шипение от сами знаете кого через разных Пусей Райот и пр. обличителей мерседесов у батюшек. Я вот сама забываю платить каналу Союз через Киви, хотя стараюсь это делать каждый месяц. Просто надо не осуждать всех этих шипунов, и заниматься своими делами. Это трудно, хочется ответить иногда так, чтобы "искры полетели" у хамов и лгунов. Только ведь это не поможет, все равно будут врать и клеветать. Вот тут А. Невзоров заявил - "чистота помыслов - это удел идиотов"(с) И что вы от таких хотите?
Игорь14 августа 2013, 11:00
В храме Великомученицы Татьяны в Люблино свечки и требы бесплатные. никто не набирает впрок, т.к. указано в статье
Марина14 августа 2013, 10:00
Аркадию: а Вы бы хотели, что вместо магазинчиков и лавочек переполненные церковные товары лежали бесплатно?Типа взял, а взамен ничего:"Ещё достанут",ну да, Дух Святой принесёт на блюдце.
Олег14 августа 2013, 10:00
Мерседесы... Это только вершина айсберга. Я живу в Сергиевом Посаде, если бы Вы видели какие коттеджи отгрохали скромные служители Лавры на ул. Павлова... Куда там новым русским. Но остались ещё батюшки для которых слово Бог пишется с большой буквы, а не Маммона. И их на самом деле много, просто наверху всегда оказывается накипь, пена, вот по ней и судят. И ещё, Церковь это институт государства, на который оно опирается. Что происходит в государстве, соответственно происходит и в...
Владимир14 августа 2013, 09:00
"Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк.20:20) "Не судите, да не судимы будете" (Матф.7:1) Кто тут что хочет добавить? По собственному опыту - в Церкви нравственных и порядочных людей на порядки больше чем в любой другой "общественной организации". А мерседес действительно неплохая машина :)
Сергий14 августа 2013, 08:00
Кто мы чтобы судить! Всем нам нужно стремиться к нестяжанию! И любить,молиться,каяться.
Галина14 августа 2013, 06:00
Тема не столько наболевшая, сколько избитая. Вот мне , например, абсолютно не досадно, когда я вижу батюшку на хорошей машине. Только радуюсь. Очень жаль, что не могу отправить фотографию "мерседеса", на котором ездит наш батюшка. Подскажите, куда ее можно выложить, чтоб народ мог и на такие "мерсы" посмотреть. Это старая, ржавая "волга", которая ездит... трудно даже представить, как она ездит. А батюшки, прежде всего, люди. Мужчины. Если есть возможность ездить на хорошей машине, то , наверное, они день и ночь молятся за это искушение. Священников осуждать не наше дело, священство от апостолов,даже "по ржавому проводу течет ток". Мы сами насквозь все проржавевшие, кидаемся на соринку в чужом глазу.
Аркадий14 августа 2013, 01:00
Татьяне и Олегу - "церковный бизнес" меня мало волнует, т.к. это дело должно быть "вторичным" или "сопутствующим". Это удел настоятелей - печись о "церковной копеечке". .Но сожалею, что в последнее время он вылезает на первый план. Думаю, что имею право об этом писать, т.к. стал сознательно молиться в храмах с конца 80-х прошлого тысячелетия. В те советские времена ассортимент свечной лавочки была много скромнее (в силу известных причин), но на приходской жизни это никак не сказывалось. Доставали самиздатовские репринты и читали. И летний отпуск проводили на работах в сельском храме. Так что вы свой неофитский пыл направили не по адресу:-) Проблема обозначена серьезная, и решать нужно вдумчиво.
Татьяна из Краснодара13 августа 2013, 23:00
Дорогие батюшки! Спасибо вам за все, что вы для нас делаете. Мы любим и уважаем вас и благоговеем перед Духом Святым, сошедшим на вас в таинстве рукоположения
Н.Н.13 августа 2013, 22:00
Руслан: "Хорошо что батюшка сам обозначил эту проблему среди духовенства(нет дыма без огня как говорится). О доходах священства и духовенства ясно всё открыл убиенный недавно о.Павел Адельгейм-достаточно посмотреть его интервью на канале "дождь". Ну а эта статья как будто написана в оправдание интервью о.Павла Адельгейма". Упокой, Господи, душу о.Павла рядом с о.Александром Менем... Руслан,как любил говорить один професор Ленинградсеого Государственного Университета: "Вас сегодня посетило Горе, но не от ума". Просто поражает готовность околоцерковных людей с такой удивительной лёгкостью верить плохому, что говорят о церкви, и всеми силами противиться хорошему. Кочетковским духом повеяло... Простите. У каждого из нас есть Мама, и она тоже не без греха, как и все люди. Хорошие дети не напоминают своей матери её грехов, стараются не замечать их; а молятся о матери и давно всё забыли и простили. А Церкрвь - Мать всем православным христианам. Плохие мы дети Её, если с постоянством и упорством, достойных лучшего применения, осуждаем свою Мать. Господи, прости нас неразумных!
Андрей13 августа 2013, 22:00
Не претендую на правоту, но думается мне, что нет у свечи себестоимости. То есть она сама себе наверное чего-то стоит, пока на свечном ящике лежит, до тех пор пока я её в руки не взял, чтобы к иконе подойти. Тут она уже мне-стоимость. Это моя жертва безкровная. Я отдал за неё деньги, которые суть эквивалент моего труда. При зарплате в 30 000 рублей, стоимость 1 часа труда примерно 180 рублей. То есть подав записки и взяв свечей, всё на 150 рублей, я затратил менее одного часа труда в неделю. Один час в неделю Христа ради. Много? О чём я Бога прошу на молитве? Да о том о чём и все. О здравии душевном и телесном себе и семье. О мире и спокойствии в семье. И о прибытке прошу, что греха таить. Не судите строго. О прощении грехов прошу, ибо накопил их много и остаётся мне уповать только на милосердие Божье. Прошу вечной жизни. Мало? И какая мне разница, что мне за печаль как распорядится Господь эти моим часом труда, этими 150ю рублями? Я всё пытаюсь понять ГДЕ народ эти мерседесы видит? И кто видит? Тот кто возмущается бедственным положение учителей и врачей? Но тогда почему они мне, Православному Христианину, пытаются внушить, что мои учителя, духовные наставники? должны бедствовать? Это разрыв сознания какой-то получается.
Маргарита Фатыхова13 августа 2013, 22:00
В 2009-ом году, приехав из далёка, дальнего зарубежья, где и проживаю,весьма была удивлена обилием красивых иномарок с затемнёнными окнами выезжающих и въезжающих во внутренние подъезды Храма Христа Спасителя в Москве. Тогда я спросила у родственника, а что же это значит? Он ответил, что священникам дарят. Я тогда подумала, да и правда, а что и делать, если дарят. Тогда эту тему не обсуждали и она не была так остра как сейчас. Не могла предположить, что с течением времени мой тот вопрос будет так актуален. Желаю искренно, чтобы таких вопросов не было, как и причин их порождающих. Мир всем и спаси Господи.
Ольга Ш.13 августа 2013, 22:00
Здесь много говорится, в комментариях, о пожертвовании - это слово уже о многом говорит. Мы много ли делаем для помощи своим ближним и дальним? Сделаем на копейку и нам уже ставь памятник! Так к Церкви относимся многие мы. Делать нужно и помощь нужна. Можешь дай, нет так помоги трудом в приходе. Маленький пример, мы приходим в церковь и видим букеты, восторгаемся, но увы всё стоит денег. Не надо рассуждать о Батюшках - думайте о себе и о Боге! Батюшки и другие Священнослужители совершают свою службу перед Господом, нам бы свой крест пронести!
виринея13 августа 2013, 21:00
Слышала от о.Андрея (Кураева) что процент недобросовестного или можно сказать с элементом корысти священства не меняется с апостольских времен 1:12.Так что вероятность встретить добросовестного батюшку в разы больше,чем наоборот. А народ в основной своей массе, понятия не имеет даже откуда у Церкви деньги.
Борис13 августа 2013, 20:00
Разговоров обо всём этом много, но по соседству со мной живёт священник, подающий своей жизнью ну не евангельский пример. Знаю же я и нескольких праведных священников. Мыслится- как бы всё ж Церковь проявляла внимание к чистоте своих рядов......
Олег13 августа 2013, 19:00
Аркадий, нет ничего трудного в этой теме. "Вырождение православных приходов" это как раз и есть мнение "строгого обывателя", который за свою жизнь в церковь входил два раза. Первый раз его внесли в пелёнках для крещения, в второй раз - в гробу для отпевания. А между в перерывах он попов критиковал, сидя на лавочке у дома (в кресле у монитора и т.п.). Не были Вы ещё в церковной ограде. Там каждый человек видит и находит именно то, что ищет. Надо быть честным, хотя бы по отношению к себе.
Руслан13 августа 2013, 19:00
На обратной стороне креста надпись: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12).
Олег13 августа 2013, 19:00
Аркадий, "вырождение православных приходов" - это как раз и есть мнение "строгого обывателя", который в приход за свою жизнь входил два раза. Первый раз его внесли в пелёнках для крещения, второй - в гробу для отпевания. А между этими двумя приходами он попов критиковал, сидя на лавочке у дома (в кресле у монитора и т.д). Не были Вы еще в церковной ограде.
Руслан13 августа 2013, 19:00
Хорошо что батюшка сам обозначил эту проблему среди духовенства(нет дыма без огня как говорится). О доходах священства и духовенства ясно всё открыл убиенный недавно о.Павел Адельгейм-достаточно посмотреть его интервью на канале "дождь". Ну а эта статья как будто написана в оправдание интервью о.Павла Адельгейма. А священству духовенству хочу ещё раз напомнить чтоб помнили надпись на оборотной стороне священического креста который им дают при рукоположении-тогда и проблем не будет,и спонсоров не надо будет искать,и всё само собой образуется.
Татьяна13 августа 2013, 18:00
Здравствуйте. А я с Вами не совсем согласна, чувствуется даже доля лукавства, оправдывания самих себя. Корыстных людей много, и эта тема действительно будет актуальна, но ,на мой взгляд, она более глубокая нежели простое попрекание священников. Не буду разглагольствовать, просто мы ,прихожане ,и вы прекрасно в душе знаете о чем речь. Иногда даже лучше умолчать подобные терзания души священника, потому как известно что Судья один. А печатать подобные статьи в таком издании конечно авторитетно. Нежели подобные комментарии заведомо обреченные модераторами. P.S. В Тульской области в Одоевском районе существует Анастасов монастырь,восстановленный лет 6 назад из руин. Так там свечи по сей день бесплатные и никто не запасается. И двери открывают в любое время ,и не устают от прихожан. и прихожане безмерно благодарные и счастливые. Спасибо
Любовь13 августа 2013, 18:00
Я ничего не знаю плохого о батюшках наших, только хорошее. У нас в Минусинске были и есть самые Настоящие БАТЮШКИ.
Валерий13 августа 2013, 17:00
Почему не поднимается вопрос о том каким путем появились громадные средства у наших толстосумов-Прохорова и ему подобных?Муссируется только доходы церквей во всех СМИ-"лавочки и магазинчики переполненные церковными товарами" -это одна из возможностей хоть как-то собрать необходимую сумму для тех затрат ,о которых рассказал батюшка.Ведь каждый за свой труд получает з/плату,в т.ч. и авторы комментариев.А какая з/плата у работников храма-копейки-10-12тыс .за месяц,а порой и того меньше.Так что,прежде,чем в чужой карман заглядывать,неплохо бы в своем разобраться.Простите,что резко,но честно.
Ilona13 августа 2013, 16:00
ZDRAVSTVUJE, Ja soglasna cto ne vse ezdjat na marsedesah i cena za svechi ne nastoljko uz vysoka. Kogda ja hodila v grecheskuju pravoslavnuju cerkovj svechi lezhali i mozhno bylo samomu polozhytj pozhertvovanie, no vidimo tak kak ljudi ne ponjali etoj sistemy u svechej pojavilisj ceny. V Ihvy (v Estonii), kogda u menja ostavalisj lish evrocenty mne dazhe podarili ceny. Tak cto ne vse biznesmeni. Hrani Vas Vseh Bog!
Сергий13 августа 2013, 16:00
Интересная и важная тема. Очень много прихожан нашего храма желают добровольности в платежах, тк система такс выставляет церковь не с лучшей стороны. во многих случаях практический опыт показал что прихожане давали денег больше на пожертвование чем при фиксированных тарифах. Был в черногорских православных храмах- там нет такс никаких и все на добровольной основе, даже свечей бери сколько нужно а в ящик оставь денег сколько не жалко! а у нас тарифная сетка-крещение столько то гривен- какими деньгами можно оценить величайшее таинство?....простите меня грешника за мысли мои...р.б. Сергий
Елена13 августа 2013, 16:00
В "бюро ритуальных услуг" можем привратить церковь только мы сами. Зачем идем туда? К Богу или за платной услугой? Недавно наблюдала истерику дамы, пришедшей на крещение. Ее возмутило предложение пройти катехизацию. Я пришла, плачу деньги, что вам еще надо?! Жалко ее конечно... Но не батюшки же в таком отношении виноваты. Не одного еще не видела " алчного попа" . Наоборот с их стороны только самоотверженное желание к Господу нас заблудших привести... Про их рабочий график думать страшно, когда только успевают все... Кто воцерковлен, тот все это знает. А посторонним- то какой интерес чужие деньги считать, никак не пойму? Ищите Господа и все даст вам. И понимание в том числе. А еще мечтаю, чтоб все наши батюшки родные и любимые на мерсах ездили, удобно же!
Владимир13 августа 2013, 15:00
Согласен со статьёй! Я иногда плачу десятину, но живу и работаю в центре, тут храмы богатые, а есть храмы бедные на окраинах или нуждающиеся в срочном ремонте... Может, Церкви надо как-то централизованно эту десятину собирать? Счёт завести и распределять уже потом по более бедным приходам. Вопрос-то простой, но одни стесняются его решить, а другие видят последствия (когда бедный приход вынужден размещать торговые палатки с драгоценностями и пирогами) и обвиняют Церковь в коммерции.
Владимир13 августа 2013, 15:00
А меня больше всего поражают не батюшки а люди которые крутятся вокруг них. Так называемые активисты приходские. Вот эти своего не упустят. И все таки разве батюшка не должен быть без серебряником?! Как можно годами строить храм собирая деньги и при этом менять по 3 машины за этот период? Продай машину сделай вначале дело, разве не так? Конечно я сейчас говорю о городских священниках. В селах возможно все иначе. Может нужна реформа? Может приходы должны подчиняться монастырям? Может монах который все делает для своей обидели или маленькой частицы её в виде храма должен управлять храмом или часовней? Может тогда исчезнут упитанные батюшки в дорогих часах, и начнется возрождение истинной духовности. Может монахам которые держат себя в строгости это под силу??.
р. Б. Виктор , Днепропетровск .13 августа 2013, 14:00
Статья актуальна и для батюшек и для паствы. Вряд ли в неё будут вникать наши очернители - им не это нужно.А не пришедши в храм - кто может о чём судить... Одно могу сказать - я не знаю прихода , где отказали бы в требе при отсутствии у просящего денег. А наш настоятель батюшка Василий нуждающимся неоднократно помогал добраться скажем из Днепропетровска в Киев. Храни Господи наших батюшек !
Елена13 августа 2013, 13:00
Жаль, что при общем мнении, обозначенном в заголовке, не берется в расчет жизнь сельских священников в отдаленных храмах. Было бы интересно увидеть такой материал. Кстати, хорошей темой может быть и отличие деревенского и городского приходов
Нина13 августа 2013, 13:00
У меня есть несколько знакомых батюшек- и столичных и провинциальных.Столичные может и жили бы получше если бы детей было поменьше.а на шесть семь детей семейный бюджет весьма маловат. А вот сельские батюшки просто бедствуют. Бабушки прихожанки приносят свеколку,морковку,яички на канун и ВСЕ. денег у самих нет.
татьяна13 августа 2013, 13:00
все это очевидно для тех,кто не поверхностно судит,а вникает в дела церковные.
ТаняСем13 августа 2013, 13:00
И действительно,откуда Церкви взять средства,если не реализовывать какие-то вещи и утварь в церковной лавке,ведь не так много меценатов из богатеньких,которые жертвуют на Храм приличные деньги?И мы прихожане,сетуя на это,в первую очередь вредим сами себе,ведь приходя в храм,мы идем к Богу в первую очередь,чтоб помолиться о душе в духовной обстановке,а мы обращаем внимание на цены и облачения служителей....Ведь Господь сам сказал-мне нужно ваше сердце и неважно сколько денег потрачено на свечи,главное придти к Богу искренне,а не включать счетчик доходов и расходов....Извеняюсь,если кого обидела,прости Господи!
Федор Кастров13 августа 2013, 13:00
Сучек в глазу брата всегда виднее собственного бревна. Во всех странах существуют тюрьмы дя преступников. Но никому же в голову не придет говорить, что везде сплошь преступники, воры, убийцы. Всегда это было и есть исключением. Так и в любом храме, если подойти к батюшке и попросить его совершить требу бесплатно, я уверен, батюшка не откажет. Все это условности. И знаю сельские и городские храмы, где нет установленной платы за требы, вносят, кто сколько сможет. Эти обвинения, обычно, идут от людей далеких от церкви, никогда не жертвовавших на церковь, обвиняющих ее, в чем только смогут. А препятствие прийти в храм для них заключается абсолютно не в этом, но признаться, даже себе, очень и очень тяжело, чаще невозможно. И всегда, чем обвинять, стань и зделай лучше, покажи своим примером!
Елена13 августа 2013, 13:00
Господи, помоги. Аркадий, ну как же так? Ведь ну настолько прозрачный ответ дал о.Александр, а Вы опять про магазинчики... Избито, но скажу, позволю себе сказать - что хотим и можем сердцем увидеть, то в первую очередь и видим, входя в церковную ограду. А чтобы приходы жили и дышали полной грудью и нам надо постараться, не жаться, а по-возможности помогать. Наши скромные жертвы - это покупка свечей, заказ сорокаустов и т.п, а кто-то и в ящик для пожертвований положит лепту, кто-то поможет воскресной школе. Да мало ли добрых дел можно сделать, только спросить в приходе. Про какое вырождение Вы говорите?! На мой взгляд, уж простите за самоуверенность, о.Александр достаточно ясно и просто ответил и на этот вопрос, вот только не нарисовал план мероприятий, простите дважды - ерничаю. Сравнивать же благолепие, в котором должно быть храму Божиему - с богатством - зачем грешить? Да и если ездит батюшка на машине - да слава Богу, что дал ктиторов. Сама сталкиваюсь постоянно с подобными выпадами на Церковь нашу. Как быстро мы забыли о том времени, когда в храмы ходили бабулечки, белые платочки, и, не было возможности ни покрестить официально, ни отпеть как должно. Еще раз простите, и с наступающим Успенским постом. С уважением, Елена.
Татьяна13 августа 2013, 12:00
Аркадию: а вы, видимо, из тех, кто волнуется о церковном "бизнесе"? Вам русским языком сказано: жалко денег на собственную церковь - не платите, сидите на шее других прихожан и мечтайте о Рае! Вы лично много ли пожертвовали безвозмездно? Или, может, потрудились собственным "горбом" на восстановлении обслуживании церковного хозяйства или выполнении благотворительных программ Православной церкви? Уверена - мизер, а то и ноль, а ваши "переживания" - обычное бесовское словоблудие, как у одной моей богатенькой знакомой, которая тоже любит порассуждать о церковном бизнесе и своих грошовых "жертвах" в "ящичек" раз в году по случаю. Я думаю, Аркадий, что у вас какая-то своя церковь, личная, иначе, зайдя в храм, вы бы искали Бога, а не шарили по углам.
Наталья13 августа 2013, 12:00
да бесполезно объяснять.все равно будут пересчитывать "нанопыль", и проч.часы-машины.
Антон13 августа 2013, 12:00
Думается, что тема товарно-денежных отношений в церкви вообще не должна была бы никого интересовать, потому как весь мир живет только по этим правилам, и никаких альтернатив нет. Но заглянуть в чужой карман - это, что называется, "святое" дело у падшего человека. Вот тут, кстати, тоже короткая заметка на эту тему с некоторыми любопытными цифрами: http://www.christiananswers.ru/zao_rpc/
Анатолий13 августа 2013, 12:00
О. Александр написал статью не столько для назидания, сколько для сведения. Ведь воцерковленному христианину нет никакого желания разбираться в денежных отношениях священников. Христианин или человек приходит в Церковь, чтобы купить подешевле свечки или подешевле заплатить за каждое имя на проскомидии. Он приходит, чтобы ему стало легче на душе, а это, как известно никакими свечками и деньгами не купишь. Все прекрасно понимают, кому больше дано, с того Богом больше спросится. Я не знаю, как кому, а мне нравится, когда батюшки служат в дорогих парчовых облачениях. Появляется чувство торжественности момента и суетность кратковременной мимо текущей жизни. Спасибо за все настоящим Батюшкам!
Ольга13 августа 2013, 12:00
Вместо того чтобы следовать учению Христа,мы осуждаем и критикуем жизнь нашей Церкви и ее служителей,которым приходиться очень нелегко в наше "высоко культурное" время.Нужно помогать нашими всеобщими силами поможем нашим священникам и Матери Церкви.
Оксана13 августа 2013, 12:00
Статья, как мне показалось, слишком эмоциональная, даже с оттенком агрессии - автор в чем - то оправдывается, в чем - то даже обличает паству. Церковь - это в том числе административная единица со статьями доходов и расходов, своим налогообложением. Поэтому и приходится священнику заниматься не только служением, но и балансом вверенного ему предприятия. И ничего в этом плохого нет.
Ксения13 августа 2013, 12:00
Могу добавить, что когда у нас в жизни были различные тяжелые ситуации,батюшки нашего прихода всегда шли на встречу.Все делали бесплатно.(отпевание и крещение) Дай Бог им за это здоровья!
Дарья13 августа 2013, 11:00
Да,это сложная тема. Мне только непонятно,почему столичные священнослужители (хоть их и немного) покупают мерседесы, а не отдают эти деньги нуждающимся сельским храмам и на благотворительность. Я не хочу никого судить, просто такие вещи меня спрашивают атеитсы и протестанты. Хотелось бы знать, как им ответить.
Аркадий13 августа 2013, 11:00
Серьезную и трудную тему предложили батюшке осветить. Думаю, что он говорит вполне искренне. Вот только не стал говорить, что и как нужно сделать, чтобы прекратить процесс вырождения православных приходов в "бюро ритуальных услуг". Ведь это и есть источник всех "разговоров про поповские мерседесы". Человек входит в церковную ограду и буквально натыкается на всевозможные магазинчики и лавочки, переполненные церковными товарами.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке