Верить в лучшее

Фото: Джо Лоуренс Фото: Джо Лоуренс

Почти в каждом человеке, в его биографии – внешней или внутренней – есть нечто такое постыдное, о чем мучительно и страшно вспоминать, но что неизбежно всплывает иногда в памяти и в чувствах, отравляя существование. И даже если есть такой человек, который самодовольно заявляет, что нет и не было в его жизни ничего подобного, то, скорее всего, память о поступках или пожеланиях постыдных попросту затмевается в этом человеке самоуверенностью, которая не терпит осознания собственного ничтожества. Больше того, часто именно самые «правильные» люди и бывают самыми жестокими тиранами, но отказываются это понимать с упрямством слепца, отрицающего существование света.

Но вот в чем вопрос: означает ли наличие в жизни человека темных событий то, что его можно оценивать именно через призму этих фактов, видеть и считать его ничтожеством? Отчасти это, может, и так, но человек многосоставен по своей внешней и внутренней биографии. И целостность его личной истории складывается как из эпизодов постыдных, так и светлейших, возвышенных, если брать крайности. А между ними существует еще множество событий, относительно добрых или худых – если можно так сказать, так что абсолютное большинство из них попросту забывается потому, что не затрагивает глубин жизни. Но и будучи забытыми, эти события созидают, ткут сложную и неповторимую индивидуальность каждого.

Но часто, увы, мы с легкостью выносим суд и составляем представление о ком-нибудь на основании… даже не то чтобы знания фактов его биографии, а гораздо чаще на основании слухов, домыслов и собственных мнений, ничем не подтвержденных, но влияющих на нас с такой силой, что мы эти свои мнения считаем единственной и точной правдой о том или ином человеке. А ведь это совсем не так. Совсем не так даже не в 99 случаях из 100, а во всех 100. Потому что если мы говорим о негативном, неприязненном, подозрительном отношении к человеку, то мы должны непременно сказать и об отсутствии любви к нему. А это отсутствие и даже само нежелание осознать его как ущербность много говорит о нас самих. О том, как мы далеки от действительно христианской жизни.

А ведь любовь к человеку вовсе не подразумевает слепоту и бездумность, вовсе не подразумевает какой-то самообман. Любящий видит недостатки, пороки и немощи другого, но над всем этим видением стоит иное и высшее знание. А именно: что человек – это нечто неизмеримо большее, чем совокупность его пороков, грехов и недостатков. Каждый человек – это чадо Божее, безусловно заслуживающее любви. И всё то темное, что восстает на него, присутствует в нем и как бы является его частью, – это всего лишь часть, в большей или меньшей степени влияющая на целое, но ни в коем случае не способная его поглотить окончательно, пока человек еще жив на земле.

Больше того – сам факт его пребывания в земной жизни говорит о том, что для него история сотворения «личной вечности» еще не окончена и Господь дает ему время и шанс предпринять осознанные шаги к преображению жизни. И значение этих шагов определяется даже не очевидными для нас, людей, поступками, а силой доброго произволения, сознательной устремленностью к Богу. И только один Господь может оценить подлинное значение этого сердечного устремления в контексте всех обстоятельств – внешних и внутренних – жизни человека, в контексте тех трудностей, которые ему приходится преодолевать, устремляясь к Богу.

Есть два самых распространенных соблазна в отношении к ближнему. Первый можно обозначить так: «Я думаю, что я думаю…» Это значит вот что: лукавый нам нашептывает в отношении того или иного человека худые помыслы, и если мы их принимаем за свои, то они начинают в нас прорастать с разрушительной силой, превращая жизнь в кошмар, избавиться от которого бывает очень трудно. Чтобы такая тяжелая духовная болезнь, как неприязнь или ненависть, не развивалась, нужно быть внимательным к себе и никогда дурным помыслам о другом не доверять. Это, опять же, не значит, что тот человек не может быть тем, кем он нам кажется. Иногда нужно быть и бдительным и осторожным, и даже избегать общения с некоторыми людьми, но при том никогда не надо думать, что мы знаем о человеке всё, знаем, каков он есть на самом деле, и именно потому, что жизнь человека сложнее любых неприязненных о нем представлений.

Второй соблазн тесно связан с первым, и его можно определить словами: «Я думаю, что он думает…» Ну, здесь просто поле непаханое: столько примеров и случаев, когда человеку кажется, что о нем думают плохо. И опять же, независимо от того, соответствуют ли наши подозрения действительности или нет, не станем этим помыслам верить. Потому что враг рода человеческого именно так и действует: одному внушает о другом худые мысли, а тому, второму, внушает мысль, что первый думает о нем худо. И если хотя бы один отказывается в эти внушения верить, а верит в лучшее в человеке и молится Богу – то злокозненные замыслы лукавого бывают посрамлены.

И прежде чем в мгновение ока составить о том или ином человеке неприязненное мнение на основании слухов ли, собственных наблюдений или подозрений – остановимся. Остановимся и вспомним, что в каждом из нас без исключения есть то, за что можно от нас отстраниться с неприязнью, подозрительностью или брезгливостью. И если мы сами не хотим, чтобы «темная правда» нашей биографии стала основанием отношения к нам людей, то не станем верить в темные слухи, факты и мнения – не потому даже, что они недействительны, а именно потому, что они не определяют полноту человеческой личности.

Лучше нам ошибиться, подумав о человеке хорошо, чем ошибиться, подумав о нем плохо. Потому что вера в лучшее в любом случае оставляет человеку шанс к исправлению, даже если он поступит худо. А это много значит! И мы не погрешим, веря в лучшее в человеке, даже если наши надежды по видимому не оправдаются. Потому что и Бог «верит» в человека и всеми силами содействует его исправлению. И, напротив, если мы поверим в худшее, а наши подозрения не оправдаются, то мы тяжко согрешим оклеветанием и осуждением человека, пусть даже только в своем сердце; а если окажемся «правы» в своих подозрениях, то погрешим тем, что не противились своему подозрению и тем самым, быть может, содействовали укоренению зла в человеке. Потому что вера в чужое зло странным образом увеличивает вероятность его исполнения.

Так же и вера в лучшее в человеке не есть какое-то отстраненное созерцание, но непосредственное, пусть и не всегда понятное для окружающих, участие в его жизни. Участие сострадания и любви, неизбежно находящее выражение в молитве, потому что сострадание, пожелание лучшего в самом высоком смысле – это то, что «роднит» нас с Богом, Который более, чем мы можем себе представить, желает спасения и полноты любви и радости для каждого человека. И воля Его в отношении нас заключается в том, чтобы и мы сознательно и добровольно становились соучастниками Божиего попечения о каждом из нас.

Вот вера в эту возможность святости, полноты жизни для человека, вера в его возможное единство с Богом, а в повседневном смысле – вера в лучшее в человеке и есть то, к чему нам всем – именующим себя православными – нужно, безусловно, стремиться.

Общаясь друг с другом, общаясь с каждым человеком без исключения: близким или далеким, приятным для нас или нет, – будем помнить о связи человека с Богом, связи, существующей на самом деле, но понять и оценить которую одним усилием разума мы не способны. Будем помнить о том, что по-настоящему знает человека только любовь, потому что она одна видит его особенным образом, во всей его богозданной полноте и красоте, видит таким, каким он может быть, и… верит в эту возможность.

Священник Димитрий Шишкин

27 августа 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Закон любви Закон любви
Свящ. Димитрий Шишкин
Закон любви Закон любви
Священник Димитрий Шишкин
Легко сказать: надо любить. А как? Вот как это – взять и полюбить того, кого любить вроде бы и надо, но не хочется…
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
В. Духанин
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
Валерий Духанин
Некто пришел к духовному наставнику, чтобы передать тому, что сказал о нем друг его. «Подожди, – остановил его старец, – просей сначала всё, что ты собираешься сказать, через три сита». «Что же это за три сита?» – удивился ученик.
Осуждение Осуждение
Из наследия Оптинских старцев
Осуждение Осуждение
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.
Спасение и неосуждение Спасение и неосуждение
Прот. Андрей Ткачев
Спасение и неосуждение Спасение и неосуждение
Протоиерей Андрей Ткачев
Слова о том, что верующий «на суд не приходит», особенно любимы многими протестантами. Однажды уверовав в Воскресшего Господа, они затем всю последующую жизнь стремятся убедить себя и окружающих в своей непреложной спасенности. Для православного человека, воспринимающего спасение не как одноактное событие, а как труд всей жизни, эти слова звучат иногда наивно, но чаще всего – экзальтированно и поверхностно.
Евангелие о совершенном милосердии Евангелие о совершенном милосердии
Свт. Николай (Велимирович)
Евангелие о совершенном милосердии Евангелие о совершенном милосердии
Святитель Николай (Велимирович)
Ничто не делает человека столь немилосердным, как уверенность, что никто не милосерден к нему. Никто? А где же Бог? Не вознаграждает ли нас Бог каждый день и каждую ночь Своим милосердием за немилосердие людей?
Комментарии
Любовь30 мая 2016, 12:00
Не понятно каких людей избегать, а каких нет.
елена15 ноября 2014, 03:00
Господи прости меня грешную за осуждение бижних,сама ведь хуже всех,видимо осуждение я прикрываю свои грехи.С себя надо начинать,сколько их этих грехов,как песок,не перечесть(
Марина10 сентября 2013, 19:00
Спасибо,батюшка!Статья, в самое сердце дошла! Дай Бог, нам всем дар любви! Спаси Господи!
Наталия 5 сентября 2013, 13:00
В самое сердце!Мне 43 года, но подобное чувство испытала где-то только год назад - в ответ на нечистоплотное отношение помимо удара по самолюбию ощутила скорбь в сердце за того человека, будто за нашкодившего сына,молилась за него.. Мне кажется, что к такому состоянию нужно идти определенное время, говоря молодежным языком - быть в некотором смысле "продвинутым". Поэтому, Мак Сим, не переживайте за детей - у них еще только "белое" и "черное" (дверь не открывать - и все!), со временем сможете им и это более сложное состояние донести. Спасибо за статью!
Елена М 3 сентября 2013, 17:00
В Евангелие есть притча о разумных и неразумных девах, не зря же она там есть? Видимо, к каждому человеку надо подходить разумно. Это не значит, что оценивать его нужно необъективно, а это значит, что не надо никому ни делать, ни желать зла. По-моему, это и есть любовь, дать шанс любому человеку стать лучше, чем он есть (даже если он и так очень хороший, своим добрым отношением сподвигните его стать еще лучше), но это не значит, что нужно учить ваших детей держать двери открытыми для всякого мимо проходящего. Не нужно искушать этих самых проходящих.....
Татьяна 3 сентября 2013, 11:00
Благослови вас Господи за простые и мудрые слова.
Наталья31 августа 2013, 19:00
Только недавно думала о том, что нельзя на людей навешивать ярлыки, даже если они ошибаются или думать плохо о ком-то, потому что не знаем, что подвигло человека на определенные поступки, что было у него в душе, знает только Господь. Хорошая статья, не суди, да не судим будешь.
Михаил29 августа 2013, 01:00
Очень хорошая статья, не очень любил читать этого батюшку, но последние его статьи, весьма хороши.
Елена28 августа 2013, 21:00
Глубоко не копаю.Посмотрю на зятя с другой стороны.
Весна28 августа 2013, 16:00
"Участие сострадания и любви, неизбежно находящее выражение в молитве, потому что сострадание, пожелание лучшего в самом высоком смысле – это то, что «роднит» нас с Богом, Который более, чем мы можем себе представить, желает спасения и полноты любви и радости для каждого человека." Прекрасная статья! Спасибо Вам большое!
Лариса28 августа 2013, 13:00
Мак Сим: Мне кажется, вы утрируете: думать хорошо, не означает бежать навстречу с распростертыми объятиями. О враге своем можно (нужно!) думать, что он лучше меня, это я негодный/ая видеть его не могу! О соседке можно подумать - ах, какая умница, но без последствий... И детям также: может этот человек пришел действительно водомер проверить, но родители мне запретили дверь открывать. Мы же как-то выжили:). Мои друзья стали пугать ребенка чужими дядями и тетями, и не просто, а врачами! Представить невозможно, что в теперь с ребенком твориться при каждом походе к врачу. Везде разумный подход нужен.
Вероника28 августа 2013, 07:00
Спасибо, батюшка! Как хочется стать такой! Любящей, сострадающей, покрывать немощи братьев! Господи! Помоги!
Мак Сим28 августа 2013, 05:00
Статья, безусловно, хорошая и правильная. У каждого есть тёмные моменты в биографии и о них нужно почаще вспоминать, прежде чем составлять мнение о ком-то. Но с постулатом "лучше ошибиться, подумав о человеке хорошо..." не соглашусь целиком. Как быть с детьми? Как тогда давать установку не открывать дверь незнакомым, даже трижды хорошим тётям и дядям? На улице не садиться в машины, идти к пригласившим в гости незнакомым взрослым? Как с этим стыкуется? Тема шире, чем кажется...
Сергей27 августа 2013, 23:00
Благодарю, о. Дмитрий, за хорошую статью. Многое мне открылось из моего жизненного опыта. Как же трудно соблюдать заповедь Христа "Любите друг друга". Казалось бы, чего проще? Всё понятно. Были бы мы, как дети, может и принимали бы заповедь сердцем. Не оставляйте нас без Ваших статей. Коротко и в точку!
Полина27 августа 2013, 23:00
Батюшка Димитрий, спасибо Вам большое за такую добрую и светлую статью!
Таня Сем27 августа 2013, 17:00
Вот уж действительно в точку,я сама убедилась этому,т.к. иногда из памяти всплывают очень нелицеприятные события из моей молодости,ведь я только воцерковляюсь и стараюсь быть с Господом в сердце,а получается,что начинаю видеть "промахи"чужие и отталкиваю невольно людей из-за неприятия,а сама -хуже и быть не может,побольше и почаще бы таких статей,они нас "ставят на место"и с помощью Божьей раскрывают нашу сущность истинную,и помогают исправлять себя,понуждать к любви и состраданию ко всем!Помоги и укрепи нас Господи пребывать в любви к людям и дай сил на преодоление отталкивающих импульсов,сыплющихся изнутри!
Павел27 августа 2013, 17:00
Спасибо вам большое батюшка Димитрий за вашу статью! Дай нам Бог всем сердцем любить наших близких! Спаси Господи!
вова27 августа 2013, 16:00
спасибки...
Александр27 августа 2013, 15:00
Павел, Вы уж простите, но зачем такое обилие теоретических вопросов, непосредственно не влияющих на Вашу душу? Христос молился за распинателей-фарисеев, но и обличал их неоднократно. В начале ХХ века многие новомученики обличали безбожие власти, но и молились о убивающих их. Вопрос может быть только в том, наша ли это мера? Но и признание своей немощи не отменяет заповедей Христовых. Вы спрашиваете "где правда?", - она в Евангелии. Только вот мы всё больше ищем повода порассуждать и тем ограничить свою внутреннюю жизнь. Вы ведь наверняка слышали или читали, что увидевший свои грехи выше воскрешающего мёртвых, чем же Вас не удовлетворяет такой ответ на все Ваши вопросы?
Павел27 августа 2013, 13:00
Кто-то мне сказал, что нельзя будет молиться за антихриста, за того самого, который будет убит в конце времен духом уст Христовых. А по логике этой статьи можно и в антихристе видеть "то, чем он мог бы стать, если бы не выбирал зло на всякое время" и жалеть его (душа-то человеческая!) и желать ему исправления. Так можно будет молиться о покаянии и спасении Антихриста или нет? Если можно, то и за всякого ближнего можно. А если нет - то и сегодняшними слугами его, проповедниками разврата, можно только лишь гнушаться, но не любить их и не молиться о них. Где здесь правда? Наш настоятель говорит на этот вопрос, что человек, СОЗНАТЕЛЬНО выбравший зло - это антихрист. И тут тайна. Тайна обращения атеистов-пропагандистов к Богу, тайна отпадения от Бога епископов и священников, тайна покаяния проституток, тайна охлаждения к Божественному еженедельно причащающихся храмовых старух и т.д. Глубину сердца знает только Бог. Мы своё сердце каждый ежечасно выясняем, куча неожиданностей. За всех ли молиться?
Руслан27 августа 2013, 11:00
Спасибо батюшка! Какие высокие духовные ориентиры Вы нам указали-будем стремиться.
Александра27 августа 2013, 10:00
Прекрасная статья! Спасибо Вам большое!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке