Неоправданные расчеты на себя

Святой апостол Павел
Святой апостол Павел
В столицу Римской империи было отправлено письмо. Его автор – апостол Павел, а вернее – Бог и апостол Павел. Письмо большое и очень содержательное. Главная его тема: как спасается человек? можем ли мы своими добрыми делами заслужить спасение? И тогда, и теперь к этой важной духовной теме возвращаются – и всегда будут возвращаться – люди.

Скрывать нечего – тема трудная. С одной стороны, человек спасается, когда живет по Божиим заповедям. Это очевидно всякому, кто хотя бы чуть-чуть знаком с библейским Откровением. С другой стороны, кто из нас способен безукоризненно исполнять все заповеди Божии? Даже самые ревностные хранители заповедей вынуждены были признать свое несовершенство. Мы знаем это из жизнеописаний многих святых подвижников. Что же получается? Кто может спастись? Как спастись?

Апостол Павел дает традиционное для Ветхого Завета объяснение: спасается остаток народа Божия. И вот что он пишет об остатке народа: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 5–6). Это относится к остатку народа Божия, это же относится и к праотцу народа Божия: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (Рим. 4: 3–4).

Прошло 20 веков. Мы повторяем слова апостола каждое утро в молитве к Христу: «Спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче… Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя» (Утреннее правило, молитва восьмая).

Я своими делами не могу оправдаться перед Тобой – Господи, Ты не обязан спасать меня. Но я верую в Тебя и Твой дар, пусть спасение будет мне даровано. Пусть спасение будет благодатным даром и мне грешному.

***

Для Послания к римлянам характерен полемический настрой. С кем полемизирует апостол? С теми, кто хочет спастись своей праведностью, а не праведностью Божией. «Не разумея праведности Божией (греч. тин ту Феу дикеосинин) и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4).

Как часто бывает в полемике, аргументы высказываются в достаточно острой форме. Не собственной праведностью спасается человек. Какое решительное заявление! И еще решительнее, еще острее звучат аргументы против самоправедности. Бог милует тех, кого считает нужным помиловать: «Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося (греч. οὐδὲ τοῦ τρέχοντος), но от Бога милующего» (Рим. 9: 15–16). Значит не нужно подвизаться? Не нужно стараться о хранении заповедей? Отнюдь. Ведь Бог милует именно подвизающихся, но поступает Он так не по обязанности. Бог спасает не по обязанности, а по милости.

Святой Павел не стремится упразднить духовное подвижничество. В Послании к римлянам апостол учит христиан умерщвлять плотские страсти: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). Борьба со страстями оказывается вопросом жизни и смерти, а не чем-то бессмысленным или чем-то второстепенным.

Вера Христова отучает нас рассчитывать на свои заслуги, однако она оставляет исполнение заповедей в силе. Подлинная борьба со страстями за исполнение заповедей приводит христианина не к сознанию собственной праведности, своих великих заслуг перед Богом – а к смиренномудрию. То есть к сознанию своего недостоинства: «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя». И такого человека милует и спасает Своею благодатью Бог.

Диакон Павел Сержантов

3 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Спасение и неосуждение Спасение и неосуждение
Прот. Андрей Ткачев
Спасение и неосуждение Спасение и неосуждение
Протоиерей Андрей Ткачев
Слова о том, что верующий «на суд не приходит», особенно любимы многими протестантами. Однажды уверовав в Воскресшего Господа, они затем всю последующую жизнь стремятся убедить себя и окружающих в своей непреложной спасенности. Для православного человека, воспринимающего спасение не как одноактное событие, а как труд всей жизни, эти слова звучат иногда наивно, но чаще всего – экзальтированно и поверхностно.
Чтобы захотеть спастись, надо понять, что погибаешь Чтобы захотеть спастись, надо понять, что погибаешь
Игумен Нектарий (Морозов)
Скучным и неинтересным «процесс спасения» может показаться лишь тому, кто смотрит на все его составляющие без Бога. Если же Господь входит в жизнь человека, точнее — если человек сам, по собственной воле впускает Бога в нее и не противится Ему, то в ней не остается ничего скучного, ничего неинтересного. Господь заполняет ее без остатка.
Православная сотериология: «спасение утопающего» Православная сотериология: «спасение утопающего»
Священник Димитрий Выдумкин
Святые отцы подчеркивают, что спасительно для христианина лишь такое делание, которое приводит его к познанию своей немощи, так как это рождает смирение. Более того, они утверждают, что именно смирение, как рождающее все другие добродетели, бывает увенчано Богом.
Комментарии
Максим18 декабря 2013, 11:42
Просто надо созновать свое несовершенство и каяться в своих грехах Богу.Ну и стараться не грешить конечно.
Валентина Кацапчук15 декабря 2013, 12:22
Спаси Господи, как раз то о чём я размышляла и недопонимала. Получается, что мы приходим на землю для исправления себя. И за это дадим ответ Господу.Но ведь надо ещё осознать что именно и какими методами!
Татьяна11 сентября 2013, 17:54
Собственной праведностью обязательно спасется человек, ибо "верен Обещавший". Но человек по своей грешной природе склонен преувеличивать в своих глазах свою праведность, а это уже опасно, поэтому надо помнить, что оценивать праведность может лишь Господь. А мы должны молить о милости и благодати.
Евгений 3 сентября 2013, 20:56
Спаси Вас Господь!
Много прояснилось.
Слава отцу и Сыну и Святому Духу
Никита 3 сентября 2013, 18:13
Очень полезно, Спаси Бог!
Ирина (добавление) 3 сентября 2013, 13:13
Я думаю, на этом письме Апостола Павла к римлянам споткнулись протестанты, решив, что вера - для избранных. Следуя их логике, получается как-то легко и даже абсурдно. Бог всем открывает свои объятия, но надо трудиться, чтобы спастись.
Ещё раз спасибо за разъяснение.
Ирина 3 сентября 2013, 13:05
Спаси Господи за статью, так необходимую нам, чтобы ещё и ещё раз напомнить, в каком направлении нужно идти к Богу.

Спасибо большое!
Ольга окаянная 3 сентября 2013, 11:04
Да, замечательные молитвы 8 из Утреннего правила "или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой" и вечерняя Св. Иоанна Дамаскина "на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию..."

И, конечно же, "не собственной праведностью спасается человек": "сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя... и паки поработать Тебе..."
"тот любит Меня" - сказал Господь, "кто имеет заповеди мои и соблюдает их"

Смиренномудрого "милует и спасает Своею благодатью Бог". Такие истинные добрые и утешительные слова. Спасибо за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×