Русские и россияне

Федор Гайда

Ныне эти два понятия имеют принципиальное различие: русские – этнос, россияне – политическая нация, все граждане России. Подобные различия характерны для европейских стран, хотя и не предполагают вербальной разницы: например, французы (les Français) – и этнос, и гражданство. До ХХ века подобная разница отсутствовала и в России. Возможность для ее создания была обусловлена различием в написании названия страны: Русь / Россия.

Русские Пензенской губернии, 1862. Русские Пензенской губернии, 1862.
    

«Россия» – слово, ничуть не более позднее, чем «Русь». Уже сирийский писатель VI века Захария Ритор упоминает «народ Рос», живущий в Северном Причерноморье[1]. С IX в. указания на его существование становятся в византийских (а затем и в арабских, и в западных) источниках частыми. При святом патриархе Фотии (IX в.), при котором первые русы приняли крещение, появляется «митрополия Росия». В договоре князя Олега с греками, который датируется 911 г., фиксируется «русь», причем именно в значении народа (ед. ч. – русин, мн. ч. – русь). В договоре Игоря с греками 944 г. Русь уже упоминается как страна. Подобные значения часто встречаются в «Слове о законе и благодати» (середина XI в.), «Повести временных лет» и более поздних источниках[2].

Этноним «русин / русь», известный с Х в., сохранялся веками. С XVI-XVII вв. в Речи Посполитой фиксируется форма множественного числа «русины». От слова «Русь / русь» происходит прилагательное «руский / руський», употреблявшееся в отношении как территории, так и населения. В «Слове о законе и благодати» упоминается «язык (т.е. народ) руский» и «Руская земля», в «Повести временных лет» – «русьстии людье» («русские люди», 1015 г.), «людем русьскым» (1103 г.), в «Задонщине» – «руский народ», в Новоторговом уставе 1667 г. – «руские люди»[3]. Обычное именование русского народа в российском законодательстве XVII в. – «Русские / руские люди»[4]. Разница в написании слова «русский» объясняется отсутствием официальных грамматических правил в древнерусском языке: это слово пишется как с «Ь», так и без оного, с одной или двумя «С». Форма «русский» («Русская земля»; с двумя «С» и без «Ь») зафиксирована в Лаврентьевском списке Повести Временных Лет под 1078, 1097, 1100, 1101, 1103 гг. и т.д.

В украинской публицистике распространено мнение о том, что самоназванием населения Великого княжества (Государства) Московского было «москвитяне»[5] или «московиты». Однако «московиты» – иностранный термин конца XV – XVIII вв., в России вообще не употреблявшийся. Его переводом на русский стало слово «москвитяне». Самоназванием было слово «москвичи» (Лаврентьевская летопись, 1285 г.), однако это лишь узкий термин, характерный для обозначения своей политической принадлежности к одному из русских княжеств – Московскому (подобно тверичам, суздальцам и др.); наряду с ним оставалось и прежнее самоназвание. Население Западной Руси также именовало себя «руським народом»[6]. Слово было закреплено в XIV в. в официальном именовании «Великого княжества Литовского и Русского»[7].

С конца XVII в. «русский / русские» (уже без пояснения «люди») начинает использоваться как этноним и свидетельство государственной принадлежности. Петр Великий обычно употреблял понятия «русские люди» и «русские» как равнозначные[8]. В данном случае «русский» из прилагательного становится существительным (субстантивированным прилагательным). Противопоставление существительного «русин» (в значении «украинец») и прилагательного «русский» (в значении «принадлежащий / присоединенный к руси иноплеменник») в украинской публицистике[9] является совершенно искусственным. Стоит также отметить, что в Европе, как правило, изначальное самоназвание народа в виде существительного имеет племенное происхождение. Более поздняя форма – в виде прилагательного («люди русские»), впоследствии субстантивированного прилагательного («русские») – обычно образуется от принадлежности к определенной территории и государству. Крупные европейские народы имеют самоназвания, образованные от прилагательных: например, древние римляне – Romani, англичане – Englishmen, English people, французы – les Français, немцы – Deutsche, итальянцы – italiani, испанцы – los españoles. Небольшие народы, наоборот, часто (но не обязательно) могут иметь самоназвание, образованное от существительного: поляки – Polacy, хорваты – Hrvati, баварцы – Bajuwarn, саксонцы – Sachsen, валлоны – Wallons.

Слово «русский» в таком значении стало общеупотребительным и фигурировало в политических проектах 1730 г.[10], оно употреблялось М.М. Щербатовым[11], А.В. Суворовым (во время Швейцарского похода: «Мы – русские! С нами Бог!») и т.д.

Форма «россияне» была образована от слова «Россия» и использовалась уже с начала XVI в. Она также имеет греческое происхождение и впервые встречается у прп. Максима Грека[12]. Однако распространение слово «россияне» в России получило лишь к концу XVII в. – и уже не через греков, а посредством выходцев из Западной Руси. Его употребляет в своих виршах «белорусец», учитель царских детей Симеон Полоцкий, имея в виду всех жителей Великой, Малой и Белой России (ок. 1660 г.):

Что ж з царя Алексея? – Орел Русси всея.
Кол красен? – Зело ясен.
Кол силны? – Предивны.
Что слава? – Даст Бог будем глава.
Ким народом? – России плодом.

Будь славен, Алексею, над землею всею,
Где светят луча слонца во вся земли конца,
Вся страны з Россияны да тя величают
И работают
[13].

Изначально «россияне» было более торжественным, литературным вариантом слова «русины»[14]. Таким образом, это в первую очередь этноним, а не обозначение государственной принадлежности.

В том же значении его употребляют архимандрит Иннокентий Гизель (Синопсис[15], 1674 г., наиболее популярное в России историческое повествование вплоть до середины XVIII в.), А. Лызлов (Скифская история[16], 1692 г.), Петр Великий[17]. Феофан Прокопович в слове на погребение Петра произнес: «Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!»[18]. Далее это слово активно использовал М.В. Ломоносов[19], М.М. Щербатов, А.В. Суворов («Горжусь, что я – россиянин»), Н.М. Карамзин и др. К середине XIX в. понятием «россияне» пользовались все реже, однако им все же продолжали пользоваться в старом значении.

Форма «россияне» оказалась реанимирована в кругах русской эмиграции с целью различения этнонима и политонима (политической, гражданской принадлежности). Председатель Русского Общевоинского союза генерал А.П. Кутепов в 1929 г. заявлял: «Все народы, населяющие Россию, независимо от их национальности, прежде всего – россияне. Я верю, что освобожденная и возрожденная Россия будет именно – Россия для россиян!»[20]. В дальнейшем новое значение было подхвачено русской эмиграцией, а в 1990-е годы стало активно прививаться в Российской Федерации[21].

Однако при смысловом разделении в ХХ веке понятий «русский» и «россиянин» произошла путаница. Именно существительное «россиянин», которое ныне означает гражданскую принадлежность, является тождественным древнерусскому слову «русин» и связано с этнической, племенной принадлежностью. И наоборот, субстантивированное прилагательное «русский» изначально имело более широкое значение принадлежности к территории и государственности Руси. Иными словами, все мы – жители Руси и граждане России – русские. Русские татары, русские немцы, русские армяне, русские буряты и, разумеется, русские великие, малые и белые.

Федор Гайда

11 сентября 2013 г.

[1] Пигулевская Н.В. Имя «рус» в сирийском источнике VI в. н. э. // Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия: Сборник статей. М., 1952. С. 42-48.

[2] Подробнее см.: Клосс Б.М. О происхождении названия «Россия». М., 2012. С. 25-29.

[3] Российское законодательство X-XX веков в 9 т. Т. 4. М., 1986. С. 123, 132 // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/novotorg.htm

[4] Полное Собрание Законов Российской Империи. Издание 1-е. СПб., 1830 (ПСЗ). Т. 1. С. 164, 308, 444 и др.

[5] Напр.: Наконечний Є.П. Украдене ім’я: Чому русини стали українцями / Передмова Я. Дашкевича. 3-є, доп. і випр. вид. Львів, 2001 // http://www.library.lviv.ua/e-library/lsl-editions/Nakonechnyj_J_Ukradene_Imja_2001/XI_Moskovytjany.html

[6] Напр.: Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т. 1. СПб., 1863. С. 282; Т. 2. СПб., 1865. С. 1; Т. 7. СПб., 1872. С. 236. // http://izbornyk.org.ua/ukrpoetry/anto53.htm

[7] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Litva/XVI/1520-1540/Statut1529/text1.phtml?id=2272

[8] Письма и бумаги императора Петра Великого. В 13 т. Т. 1. СПб., 1887. С. 202; ПСЗ. Т. 4. С. 645, 648, 717, 733, 736, 777, 801, 827, 841 и т.д. Форма «русские» здесь фиксируется с 1697 г.

[9] Наконечний Є.П. Украдене ім’я: Чому русини стали українцями // http://www.lsl.lviv.ua/e-library/lsl-editions/Nakonechnyj_J_Ukradene_Imja_2001/XVI_Prysvijnyj_prykmetnyk.html

[10] Конституционные проекты в России XVIII – начала XX века. М., 2000. С. 169, 183.

[11] В форме «русской» – имен. падеж ед. ч.; см.: Щербатов М. О повреждении нравов в России (1786-1787) // http://old-russian.chat.ru/17sherb.htm

[12] Клосс Б.М. О происхождении названия «Россия». М., 2012. С. 76.

[13] Симеон Полоцкий. Вирши. Минск, 1990. С. 69-70 // http://starbel.narod.ru/sp/06.htm

[14] В современном польском языке есть аналогичное слово Rosjanie, но оно заимствовано из русского, а не наоборот (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. 2-е изд., стереотип. М., 1987. Т. 3. С. 505).

[15] Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674). М., 2006. С. 55 и далее.

[16] Лызлов А. Скифская история. М., 1990 // http://www.krotov.info/acts/17/lyzlov/lyzlov02.html

[17] ПСЗ. Т. 4. С. 733, 827 и т.д.

[18] http://pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5932

[19] Ломоносов М.В. Древняя российская история // http://www.bibliotekar.ru/rus/17.htm

[20] Трубецкой С. Генерал Кутепов (Материалы для биографии) // Генерал Кутепов: Сборник статей. Париж, 1934. С. 308-317. Цит. по: Грищенко А.И. Ук. соч. С. 126.

[21] Грищенко А.И. К новейшей истории слова «россияне» // Русский язык в научном освещении. № 1(23). 2012. С. 126-136.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Несвои свои Несвои свои Юрий Пущаев Однажды я с женой и маленькой дочкой гулял в Подмосковье на берегу небольшого озера. Вдруг из-за поворота на полной скорости на велосипедах вылетели два таджика, судя по всему, рабочие на местных дачах. Один из них летел прямо на мою дочь. Мы от растерянности глупо застыли на месте, а «всадник» неумело свернул лишь в паре метров от нас. Слава русского имени Слава русского имени Максим Соколов В дни мира можно увериться в том, что военных бедствий не может быть, потому что не может быть никогда, — и на этом основании упразднить свою армию. Чтобы затем кормить чужую. Точно так же в мире светлых идей можно увериться в том, что само слово «ассимиляция» звучит неприлично — тем более когда есть слово «мультикультурализм», — и на этом основании совершенно не заботиться о поддержании славы русского имени в культурном, хозяйственном и военном отношении. «Не белые, не красные – мы просто русские» «Не белые, не красные – мы просто русские» Иподиакон Андрей Тарасьев Богу благодарность за милость к Зарубежной Церкви и, конечно, Русской, мученической, Церкви. Благодарность за то, что условия для воссоединения создались. Понимаете, русский народ и русские зарубежные иерархи почувствовали, что это так. Была вечная тяга к воссоединению, но условия должны были создаться. И, конечно, это великая победа и великое чудо Божие, что живы еще старики 80–90 лет, которые сами – та, настоящая, эмиграция, что они дожили до радости воссоединения, свершившейся на Вознесение, в храме Христа Спасителя на берегу Москвы-реки.
Комментарии
Влад Синицин 8 декабря 2014, 14:00
хорошая статья.
Grigoriy18 сентября 2013, 23:00
Василий, всё верно, в моем понимании именно так. Кто тогда? Россиянин, украинец, белорус-гражданин. Потому что православная вера делает русский народ единым. А что делает единым неверующих людей? И одинаково ли это единство? И сможет ли это единство сравниться по стойкости и масштабу? Вопрос о войне и ее защитниках выходит за временные рамки _контекста_ моих комментариев, из коих видно суждение о русском народе в современном поясе времени, разделение на страны это явно указывает. Суждение же о русском народе в контексте глобальном (от Киевской Руси до нашего времени), описано автором, смущает, что им не описано что есть "русский" в современном понятии, "путаница" - не объяснение. И коротко о защитниках: "не бывает атеистов, в окопах под огнем" (Е. Летов). Мы защищаем то, что любим. То, что мы любим свято. Это справедливо для верующих и неверующих. В контексте Великой Отечественной: был русский человек и был советский гражданин. Их подвига никто не уменьшает, но то, что для них свято могло быть разным, как, впрочем, и отношение советской власти к предмету их святости, особенно в 20-40гг. Понимаете о чем я?
Василий17 сентября 2013, 17:00
Григорий, вообще-то я не себя имел в виду. То есть что получается: неверующий автоматически становится нерусским? А кем тогда? А в годы Великой Отечественной защитники Родины были все поголовно верующими? Или все впоследствии приняли крещение?
Grigoriy16 сентября 2013, 21:00
.. И лишь ваш комфорт определяет ваше психическое спокойствие. В таком случае человек считающий, что он жираф и живущий в мире с этим знанием так же нормален, как человек, считающий что трава зеленого цвета, а небо синего.. ..Живя в гармонии со своей верой – вы совершенно здоровы, но стоит вам начать защищать свою точку зрения – как .. .. Физик начнет приводить вам аргументы того, что небо не синего цвета, а биолог докажет, что трава не зеленая. В конце концов вы останетесь один на один с пустым, холодным и совершенно не известным вам миром, которым наш мир скорее всего и является. Так что не важно какими призраками вы населяете ваш мир. Пока вы в них верите – они существуют, пока вы с ними не сражаетесь – они не опасны” Василий, я не знаю, за что сражаетесь Вы. Я сражаюсь за спасение своей души, инструмент для этого-вера. В отличие от Роджерса я никому ничего не доказываю. У меня такое же право на веру, как и у Вас на безверие. Предлагаю не углубляться далее, боюсь, что Вы попросту воспримите мои слова за пропаганду.
Grigoriy16 сентября 2013, 21:00
Василий, дело в том, что для меня православная вера и русский народ нераздельные понятия. Объясню почему: я не могу считать Вас частью своего народа потому, что не знаю, будете ли Вы на стороне Православной церкви или против оной. Быть неверующим Ваше абсолютное право, однако, это не лишает Вас возможности лишать меня возможности быть православным христианином, простите за каламбур. Всё зависит от того, что мы будем защищать или уже защищаете. Не сочтите, что ссылаясь на чужую точку зрения пытаюсь повысить собственную; у психолога James Rogers, есть интересная мысль по этому поводу: “Вы слишком привыкли к мысли, что все воспринимают мир одинаково. Но это не так. Если вы соберетесь вместе и попытаете пересказать друг-другу самые простые и очевидные для вас понятия, то поймете, что все вы живете в совершенно разных мирах..
Русский не-Россиянин15 сентября 2013, 17:00
Странно как-то -- есть русские татары, русские евреи, русские башкиры. А русские славяне тогда кто? Просто русские? А, извините, как же тогда называть этнического русского, живущего не в России? Нерусским? По-моему это деление очень хочется внедрить тем, кто хочет обязательно стать "русским писателем" , российским ему или ей быть недостаточно. Спутать понятия пытаются только лингвисты, в народе никогда не называли всех жителей России русскими, ни татар, ни башкир русскими не называли никогда. Кому нужно наводить тень на плетень -- непонятно. Берите пример с Англии (Россия всегда берёт с неё пример), там есть English, Irish, Scottish, Welsh как этнонимы и British как политоним. Соответственно в русском языке политоним -- россияне. А русским уж позвольте называть себя своим собственным именем.
Василий15 сентября 2013, 15:00
Григорий, а как быть с теми русскими, которые также, не смотря на территориальную принадлежность, ощущают себя частью единого народа, но при этом являются неверующими?
Дмитрий Н.15 сентября 2013, 13:00
Ага, русские чеченцы, авары, таджики... Ну-ну. Русский - это тот кто счиает себя русским...
Карина15 сентября 2013, 10:00
Слово "россиянин" в современном употреблении отражает многонациональность нашей Родины. В связи с этим я еще раз испытываю чувство гордости за наш "великий и могучий" русский язык, который позволяет делать различие между гражданской и национальной идентичностью человека. Православие едино для всех народов и оно превыше всего. Слава Богу, что для этого не надо становиться ни русским, ни эллином, ни кем-либо другим. Будучи "русской" по рождению и живя за границей, мне принципиально важно оставаться "россиянкой", т.е. гражданкой России. Упомянутые же в статье государства вынуждают называть себя немцами, французами и пр. даже тех своих граждан, которые себя ими не считают. Национальность и гражданство в современном мире не синонимы, и можно любить свою страну, не принадлежа к национальному большинству. Спасибо автору за статью, затронут очень интересный вопрос!
Grigoriy14 сентября 2013, 22:00
Честно говоря, у меня другое разделение народа русского и россиян. И никакой путаницы никогда не вызывало: русские это те люди,проживающие в Украине, Беларуси, России которые считают себя православными христианами (моск. патриархата), и не смотря на территориальную принадлежность, ощущают себя единым народом. Россияне же, это сугубо гражданская принадлежность. Гражданин России, Украины, республики Беларусь. Исходя из этого, всякий русский мне брат во Христе, но не всякий россиянин.
Александр13 сентября 2013, 19:00
Произнося слово россиянин и русский граждане нашей страны, любящие свое государство вкладывают разный смысл. Россияне это более аморфное, неконкретное обозначение всех людей территориально принадлежащих России, но не обязательно считающих ее своей Родиной. Русские это конкретизированное определение, носящее глубокий подтекст, включающие в себе принадлежность к историческому и культурному полю, объясняющему всех граждан нашей страны, любящих, либо свою Родину независимо от национальности. В этом и заключается цивилизационный ключ русского суперэтноса, формирование которого еще далеко не законченно. Восточнославянское ядро, начавшее свое формирование в глубокой древности в исторический период постепенно включала в себя различные этнические элементы( финские, угорские, литовские, германские, тюркские, семитские, монгольские), как правило всегда мирным путем. В период формирования Московской Руси началась следующая стадия формирование суперэтноса, в результате масштабного прироста территории новые народы входили в состав государства и посредством вовлечения в религиозную и языкобытовую среду гармонично входили в состав русского народа.
Александр Сергеевич Наумцев13 сентября 2013, 19:00
К сожалению, у автора, как и у многих наших собратьев сегодня, размыто живое чувство принадлежности к своему народу. Он не понимает, кто он - великий русский? Малый русский? Малый россиянин? Автора уже вряд ли переубедишь - он сам ученый. Да вразумит Господь. Лучше о национальном вопросе почитать у Ивана Алесандровича Ильина, у святителя Иоанна Сан-Францизского, у священномученика Иоанна Восторгова, у Иоанна Кронштадского, у архиепископа Аверкия Таушева. У них все понятно. Вот я, и моя жена, и наш сын - мы русские в узком смысле, не русские татары или чеченцы, а "русские русские". Русичи-московиты, если угодно. И наше отличие от русских татар в том, что мы в ответе за наш народ и за нашу Богом данную землю Русскую. Бог спросит с каждого из нас - ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ С ТЕМ ДАРОМ, КОТОРЫЙ Я ДАЛ ТЕБЕ И ТВОЕМУ НАРОДУ? Если мы, "русские русские" вновь не осознаем себя единым народом, вновь не присягнем на верность Христу - конец нам, растворимся в россиянах, в "русских чеченцах", "русских армянах", "русских евреях" и т.д. Такое бывает. Но мы еще посмотрим, Бог даст - "русский русский" организм еще выздоревеет.
Павел12 сентября 2013, 12:00
Автору будет не безинтересно узнать, что огромное количество мусульман, в том числе радикальных называют себя россиянами противопоставляя себя православным русским. А также совершают преступления по национальному и реже по религиозному признакам. Мигрант узбек объектом насилия выбирает не узбечку, и не мусульманку - главные критерии. Затрагивать тему россиянства отдельных людей на территории РФ, надо принимать в учет и такие личности. Более того, если бы автор статьи потрудился зайти на типичные форумы кавказороссиян, то он бы убедился как жестко отделяют себя они от нас. С каким презрением и прочими негативными чувствами о нас отзываются, более того хулят нашу религию, ведь не секрет что в их книжке библейские истории расказаны совсем по другому. Братья и сестры, для нас православных нет различия в национальности (ни эллина ни иудея), для нас различия в религии и поведении людей. Господи помилуй меня грешного.
Vasilij12 сентября 2013, 12:00
Великороссы - вот как должна правильно называться национальность.
Василий11 сентября 2013, 21:00
Очередная спекуляция, более запутывающая, чем объясняющая что-либо, прежде всего, самим русским. Попробовал бы автор съездить в Карпаты и сказать русинам, что они- россияне. Ну хватит уже путать круглое с красным. Этнонимы меняются во времени и пространстве, как любые слова, приобретают другой смысл. Лучше детально проследить, в каком значении, кем и в какое время использовалось то или иное название, а не сваливать все в одну кучу.
N.N11 сентября 2013, 18:00
Дело в том, что "национальность" в том смысле, в котором мы знаем значение этого слова сейчас, была изобретена в 18-19 веках. Это понятие активно использовалась прежде всего в разрушительных целях, для разложения христианских государств, для утверждения "права наций на самоопределение" и т.п. За всем "национально-освободительным движением" 19 века отчетливо прослеживается действие масонства. В 20 веке это понятие использовалось большевиками для слома исторической России (многие "нации" появились на арене именно тогда), нацистами - для проведения своей агрессивной политики, и либералами - это мы видели при разделении СССР, видим и до сего дня. Противоположность "национальной" государственности - имперская, где существует единая гражданская нация и общие права и задачи. Понятно, что такое государство будет куда сильнее, чем то, где "национальности" имеют свои политические права. Попытки изобразить русских "национальностью" будут постоянно предприниматься для того, чтобы убедительно объяснить, что из состава нынешней РФ должно быть выделено "русское государство", а остальные, дескать, должны иметь право идти своим путем. Если эта цель будет достигнута, то продолжится разделение воображаемой "русской национальности" на каких-нибудь "поморцев", "сибиряков", "казаков" и прочие "нацииональности", столь же химерические и бессмысленные.
Дмитрий11 сентября 2013, 17:00
Поправьте меня если не так... На английском Россиянин - Russian и Русский - Russian. Для запада мы все на одно лицо.
Николай11 сентября 2013, 14:00
Меня больше интересует религиозная принадлежность. Если человек православный, мне безразлична его национальность. Считает себя русским православный христианин или он цыган, молдаванин или немец. Я даже с евреями православными знаком,ничем не хуже самого чистокровного русского.
р.Б.Иулия11 сентября 2013, 12:00
Статья вызвала недоумение. Так что? Получается, что национальность русские не существует? Если бы в паспорт нам вернули строку национальность, то что надо было бы мне писать - великая русская? россиянка? русинка? А что с русинами карпатскими - они кто? Русские? Россияне? Я была уверена, что если есть такая страна Россия, то жители этой страны будут называться россияне. А вот национальности/этносы могут быть разными, среди которых есть(или уже нет?) место и русским. И "дорогие россияне!" неверное обращение согласно статье, а должно быть "дорогие русские!"?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке