Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»

Москва, 11 сентября 2013 г.

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

1. Православный брак есть свободный союз мужчины и женщины православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством, освященный церковным венчанием. По слову апостола он подобен союзу Христа и Церкви (Еф. 5:22-25, 31-32). Взаимная любовь брачующихся и обещание ими взаимной верности есть необходимое нравственное основание заключения брака.

2. Регистрация брака в тех странах, где церковное венчание является законной формой совершения брака, совершается согласно государственному законодательству. В остальных случаях венчание совершается после государственной регистрации брака. Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями.

3. Невозможно освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами. В то же время эти браки признаются Церковью в качестве законных (1 Кор. 7:14) и потому пребывание в них само по себе не может служить причиной для наложения канонического наказания (епитимии) на православного супруга (Труль. 72).

4. В отношении православных христиан, не совершивших церковного венчания заключенного ими ранее в законном порядке брачного союза, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в «невенчанном» браке и отождествления такового брака с блудом. Однако следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в Венчании для достижения целей брака — совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

5. Не признается возможным венчание браков, хотя и зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам.

6. Церковь не может давать благословение на расторжение брачного союза по основаниям, признаваемым достаточным для развода государственным законодательством, но не соответствующим каноническим предписаниям.

7. В настоящее время Русская Православная Церковь на основании церковных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» от 20.VI.1918 года (дополнено 02.IX.1918) и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми следующие поводы к расторжению брака:

а) отпадение супруга или супруги от Православия;

б) прелюбодеяние (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;

в) вступление одной из сторон в новый брак;

г) монашеский постриг одного из супругов;

д) неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения;

е) заболевание проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания;

ж) длительное безвестное отсутствие и злонамеренное оставление одного супруга другим;

з) совершение женой аборта при несогласии мужа, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга;

и) посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей;

к) неизлечимая тяжкая душевная болезнь, наступившая в течение брака.

8. После прекращения брака по перечисленным причинам невиновная сторона имеет право на церковное венчание в случае второго брака, получив на это разрешение епархиального архиерея (пункт (г) статьи 19 главы XV Устава Русской Православной Церкви). В этом же разрешении должно содержаться признание предшествующего брака расторгнутым.

9. Виновная в расторжении брака сторона несет церковное наказание в виде отлучения от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Вопрос о сокращении срока епитимии и разрешении венчания второго брака такого лица находится в компетенции епархиального архиерея.

10. Приходским священникам необходимо проводить катехизацию готовящихся к вступлению в брак, напоминая им о назначении христианской семьи и о взаимной ответственности супругов в браке (1 Пет. 3:1-4,7). Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.

11 сентября 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Проект документа «О христианском погребении усопших» Проект документа «О христианском погребении усопших»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Комментарии
Елена13 мая 2016, 16:00
Так то все верно и нормально написано, но люди усложняются и мир усложняется. Церкви стоит внимательно отнестись к довенчальному процессу и упростить развенчание.Куда важнее чтобы люди понимали зачем они венчаются чем держать их в браке, который возможно их как раз и толкает в грех, при этом супруг(га) будут специально гнобить половинку чтобы она в эти грехи и опустилась. Лучше пусть второй, третий раз повенчаются, но будут друг друга любить, чем будут жить и опускаться. При этом это могут быть обычные люди, не алкаголики и не больные. Я венчалась и теперь об этом постоянно каждый день жалею. Муж не захотел второго ребенка, мол не сможем содержать, не дает не копейки денег, не спит со мной, да и я сама не хотела бы, разрушал меня 10 лет духовно и морально. Сейчас живем как чужие. Если бы не моя вера я знаю этого мало бы кто выдержал. Да лучше бы проще было бы развестись, чем духовно умереть рядом с внешне хорошим и якобы благочестивым человеком. Молодежь тем более, да лучше они будут знать что их снова могут повенчать, чем бояться потом обратно придти в церковь. Так что я думаю, это мое личное мнение что важнее сейчас добрачная подготовка чтобы люди понимали для чего они венчаются, и важно удержание в браке путем просветительской работы но чтобы люди знали что развенчают их быстрее чем они это решение приняли. Вот тогда да люди будут дорожить самим венчанием в своей жизни, бояться друг друга потерять. А так наоборот многих эта сложность удерживает от брака и многих толкает на дорогу греха. Люди должны знать что Церковь и Бог это то место где их поймут, помогут а не накажут за то что например другой супруг толкнул их в пропасть и они же еще будут наказаны. Если ввести строку что можно расторгнуть брак по плохим, сложным и недуховным отношениям в семье это было бы правильно.
Дмитрий23 января 2016, 20:00
Дополнение к моему вчерашнему комментарию: еще неплохо было бы потребовать добавить ДНК-тест на отцовство в систему ОМС
Дмитрий 22 января 2016, 23:00
Андрей (комментарий от 28 октября 2013, 13:00), я благодарю Вас за совершенно правильные высказывания о современном состоянии брака. И я не согласен с Алексеем. Во времена Апостольских постановлений брачное законодательство не предусматривало возможности безболезненного, если не "успешного" в стяжательском плане, развода. Если бы те отцы, которые разрабатывали эти правила увидели, что творится сейчас, они бы ужаснулись. между прочим, в ряде церковных документов осуждались играющие на скрипках, и это же не помешало канонизировать ряд святых, которые стремились освоить искусство музыки. Как говорил Господь, горе тому, кто приносит соблазн. А современный государственный брак приносит. Соблазн прелюбодеяния (все равно жена не пострадает и получит половину имущества мужа), стяжания. Женщины говорят, что мужчины боятся ЗАГСа из-за ответственности. Но это - процесс обоюдный. И лишиться имущества из-за измены жены - это не ответственность. Закончим на этом. Теперь о деле. Досточтимые отцы! Предложения от православных мирян-мужчин I. Требовать от властей пересмотра семейного кодекса в соответствие с патриархальными, традиционными семейными ценностями, предусмотрения репродуктивных прав за мужем, жесткого контроля траты алиментов женщиной, преимущество прав мужчины при разделе имущества (конечно, не надо оставлять женщину без крова, но если изменила она, то неплохо бы понести ответственность). Ведь вы же учите, что муж - глава семьи (см. Апостольские послания), приучаете жену повиноваться ему! А современное брачное законодательство было создано при участии тех самых феминистках, которых критиковал Святейший Патриарх, многая ему лето! Отцы! Просим вашего внимания. Будем благодарны. Вместе мы - победим! II. Считать венчанный брак без ЗАГСА законным для Церкви. О вопросе границ брака и блудного сожительства интересно пишет отец Максим Первозванский (ресурс http://www.pravoslavie.ru/65084.html ). Епитимью священник имеет права выбрать индивидуально, конечно, желательно, строгую. III. Чтобы избежать повторных венчаний в другой церкви, венчаний при наличии брака, нужно: 1. Создать электронную базу данных в Епархии с записью всех проведенных венчаний. И проверять пару на наличие записей. То есть молодые пришли в церковь и перед Таинством батюшка должен получить заверенную Секретарём епархии выписку. 2. Требовать справки об отсутствии брака из ЗАГСа. 3. В случае обмана, подлога и проч. предусмотреть крайне жёсткую епитимью с поклонами, постом, молитвою и отлучением от причастия на многолетний (лучше - десятилетний и больший) срок. Беда в том, что в православном обществе активность приобрели женщины, которые, по учению Апостольскому, должны молчать
Дмитрий10 октября 2015, 09:00
Канонические правила, допускающие три брака, вроде как исходят из принципа икономии: удерживающий от блуда брак, пускай он второй или даже третий, лучше любодеяния, в которое разведённые могут пуститься после первого брака. Справедлив ли подобный вывод? Ведь поскольку "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19:6), кроме первого брака верующих супругов иную приватную связь (адюльтер, повторный брак или впадение в блуд после развода) кого-то из них следует рассматривать как прелюбодеяние по отношению к тому, с кем сочетал Господь. Если повторный брак разведённых Господь Бог наш Иисус Христос в Мф. 19:9, Мк. 10:11-12, Лк. 16:18 называет не иначе как прелюбодеянием, чем же тогда этот грех меньше блудного (любодейного) сожительства разведённого с представителем противоположного пола после первого брака? Допущение каноническими правилами второбрачия и третьебрачия для разведённых, надо полагать, уценяет саму священность брака. Это мiрские учреждения навроде загсов не ограничивают количество гражданско-брачных регистраций, но стоит ли Церкви Христовой венчать повторные браки разведённых, когда Сам Спаситель проповедовал единобрачие? Или Царство Небесное уже не силою берётся, и войти в него можно и окольными путями, а не только лишь вратами тесными?
Женя19 марта 2015, 23:00
Принятие документа в таком виде необычайно опасно , если ориентироваться на закон государства , и считать государственный брак равным церковному что же тогда с положением , которое есть в скандинавских странах где законным принается сожитие лиц одного пола или когда живут без регистрации вообще? В каком положении тогда окажутся православные за границами России? Что делать если в некоторых государствах государственные законы очень сильно расходятся с определением Православной церкви или что православные только в России живут? При этом часто и явные язычники с крестом на шее говорят: мы православные и даже однополые прочли и сказали: ура теперь мы признаны будем церковью мы теперь в честном браке будем считаться ?! Это дескредитация. При издании закона необходимо точно знать , что же считается законным браком в тех странах где есть православные приходы .
Евдокия (Ия)28 октября 2013, 15:00
Меня зовут Евдокия. Была в паломничестве в Лавришеском монастыре. Во время беседы с монашествующим было сказано, что ныне покойный монах, совершавший чудеса излечения, рекомендовал в первую очередь заболевшим венчание родителей больного. Мои родители мама - сорока девяти лет, отец - пятидесяти трех. Живут вместе, но с 2006 года в разводе. Мама детей не хочет. Оба хотят повенчаться. Но мама настаивает на возобновлении государственной регистрации брака, папа же отказывается. Сама я душевнобольная. Есть младшая сестричка 26-ти лет. Она не замужем. Проживает ныне в США. На все воля Божия. Можно ли им в этом случае обвенчаться? Спаси Господи.
Алексей28 октября 2013, 14:00
Наталья, вот кстати отрывок из статьи на этом же сайте по поводу обсуждаемого докмуента: "Апологет II века святой Афинагор Афинский говорит: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам» (здесь и далее выделено мной. – свящ. П.Г.). «Апостольские постановления», документ IV века, предписывает христианам «заключать брак в согласии с законом». С самых первых веков христианства в Римской империи благословению брака в Церкви предшествовало его заключение на государственном уровне. Подписывался специальный брачный документ в присутствии свидетелей." http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65204.htm
Алексей28 октября 2013, 14:00
Ирина, следуя логике - да. Наталья, многие отцы Церкви, в том числе современные батююшки, раскрывали вопрос необходимости соблюдения законов государства, в котором он живет, в том числе и в отношении регистрации брака (в той полноте, что не противоречит православному вероисповеданию: "справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" [Деян. 4:19] ). Если тезисно, то: - кесарю кесарево, а Божие Богу (Мф. 22:21); - Бога бойтесь, царя чтите (1 Петр. 2:17); - Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1). Если Вам этого не достаточно, лучше обращатсья за комментариями к священнику, которому Вы доверяете, или читать книги по этой теме.
Olga28 октября 2013, 13:00
Куда катится мир... Боженька, миленький, что же они делают...
Андрей28 октября 2013, 13:00
Этим документом сводятся на нет все преимущества венчания перед браком. Государственный брак сегодня - матриархальное рабство без каких либо прав мужчины, и 80% браков разрываются по желанию женщины, обогащающейся таким образом, хоть и ценой психического здоровья детей. Мужчины хотели бы прийти в церковь за помощью, за спасением любви с женщиной от развращающего бесправия Семейного Кодекса, но по всей видимости, церкви неинтересны миллионы разрушенных семей и дети, в отсутствии отца, ставшие наркоманами бандитами и извращенцами, благодаря тому что женщине позволено выбирать между деньгами и имуществом с одной стороны и целой семьей с другой и 80% делают выбор в пользу первого, поправ все моральные нормы. Бесконтрольная власть и соблазн неминуемо развращают. Этот документ нужно пересмотреть как можно скорее, иначе так скоро церковь вместе с государством аборты спонсировать начнёт.
Наталья22 октября 2013, 15:00
Церковь же отделена от государства!!! Как можно ставить обязательным условием венчания государственную регистрацию брака? Разве мало обещания любви и верности, ведь оно же дается перед Богом? А так получается, что без бумажки - ты опять ....
Ирина21 октября 2013, 15:00
В случае душевной болезни, кто - виновная сторона -душевнобольной?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке