Лечение от увлечения

Советы опытного священника

О том, почему и насколько важна проблема детских зависимостей, какова их духовная природа и как с этой проблемой справиться, рассказывает священник Павел Гумеров.

Острота вопроса

Как и любому приходскому священнику, мне постоянно приходится видеть родительские слезы по поводу того, что ребенок теряет себя, теряет друзей, ничего не хочет: ни учиться, ни работать. Не хотелось бы никого пугать, но, пользуясь случаем, призываю родителей со всей серьезностью и ответственностью отнестись к этой проблеме, она имеет тенденцию только к обострению и ухудшению.

Обыкновенно за советами по поводу зависимости ребенка, неважно, какой именно, люди обращаются поздно — детьми надо заниматься, пока они маленькие. Следует хорошо понимать, что ребенку очень легко попасть в зависимость от любой страсти — у него еще слабо развита воля, нет жизненного опыта. Кроме того, дети гораздо более азартны, чем взрослые, у них очень плохой инстинкт самосохранения и в разы меньше, чем у взрослого, иммунитет к подобным искушениям. К тому же, если мы имеем в виду самую распространенную зависимость — игровую, то игра особенно присуща детскому возрасту, потому именно этой зависимостью массово заражаются наши дети.

К сожалению, пока официально игровая зависимость заболеванием не признается, хотя врачи и специалисты во всем мире бьют тревогу. Например, исследования ведущего в Великобритании университета Nottingham Trent University показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. Специалисты считают, что игровая зависимость возникает именно из‑за онлайн-игр и, соответственно, является разновидностью интернет-зависимости. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. В некоторых странах, например, Китае, Северной и Южной Корее, уже на государственном уровне занялись этой проблемой. Там создаются медицинские учреждения и программы по лечению и профилактике игровой зависимости. В Англии на базе реабилитационного центра Broadway Lodge открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало специальную программу, призванную бороться с игровой зависимостью, от которой страдает более двух миллионов пользователей в стране. В Китае, где, согласно аналитическим данным, порядка 13 % пользователей Сети зависимы от онлайн-игр или Интернета, еще с 2007 года работает летний реабилитационный лагерь. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения — провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра.

А в нашем обществе пока, к сожалению, отношение к этому весьма и весьма легкомысленное. Родители обычно бьют тревогу, если, например, подросток начинает пить, курить травку, но никакой беды не видят в том, что тот просиживает сутками за компьютером: мол, вырастет, выучится и станет совершенно нормальным человеком. В результате внимание на проблему обращают только тогда, когда ребенок становится уже совершенно невменяемым. Как правило, это происходит в подростковом возрасте, когда с ним тяжелее всего общаться, — это возраст протеста, самоутверждения. Если от маленького ребенка можно шнур от компьютера спрятать и держать всё под контролем, то с подростком это обычно не проходит: он легко может махнуть рукой на все родительские запреты.

Мы живем сейчас в рыночном обществе, которое совершенно не заботится ни о чем, кроме получения прибыли. Выпускаемые компьютерные игры действуют именно по принципу «подсаживания» на зависимость: например, они связаны с каким‑нибудь модным фэнтези, предлагают много уровней, чтобы человек бесконечно играл, получая всё новые и новые ощущения от игры, изменяя условия и ассоциируя себя с героями этой игры. Разработчики предлагают в комплекте с игрой пакет программ собственных сценарных уровней игры, создания собственных персонажей и т. д.

Одним словом, проблема очень большая, и надо осознать всю ее серьезность.

Болезнь и ее природа

Буквально сегодня спросил у знакомого священника, в прошлом практикующего врача: «Что говорят на эту тему врачи и официальная медицина?» Он ответил, что медицина в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью, в лучшем случае, позволяет добиться лишь устойчивой ремиссии: врачи помогают человеку поправить телесную сторону, очищая его организм от присутствия психотропных препаратов, но вылечить сам недуг они не способны. Почему? Потому что на самом деле речь идет о духовной болезни, и если человек не борется с этой страстью, не лечит свою душу духовными средствами, то очень скоро эта страсть нападает на него с новыми силами. Так обстоит дело и с любой другой страстью. Только в случае алкоголизма и наркомании присутствует психофизическая зависимость химической природы, когда человек без определенных препаратов уже плохо чувствует себя не только душевно, но и физически, а новые зависимости являются чисто психологическими — человек зависит от душевных ощущений, эмоций. Обсуждаемая нами зависимость имеет природу скорее духовную, чем физическую, и в этом ее главная опасность! Здесь человек не испытывает, как, например, в варианте с алкоголем и наркотиками, неприятных физических ощущений, которые могут заставить его бороться с болезнью. Ведь в обсуждаемом случае, кроме близорукости и бессонных ночей, в целом все приятно.

    

Если ребенок «подсел» на игру или Интернет, и особенно в переходном возрасте, вытащить его будет очень тяжело. Известен случай, когда в 2005 году китайская девочка из‑за многосуточной непрерывной игры просто умерла от истощения и обезвоживания. И в России — молодая пара, много часов проиграв в компьютерную игру, нашла умершим от переохлаждения своего маленького ребенка, которого оставила на балконе. Видите, насколько человек забывает о своей ответственности! Наркотик, коим может стать и компьютер, лишает человека разума, ответственности и чувства долга.

Причины и факторы

Для многих детей вход в интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру, а нередко и бегством, уходом от реальности, когда в реальной жизни им не удается адаптироваться, когда у них плохо с общением, когда нет друзей и вообще плохо на душе. Если говорить в общем, любая зависимость для человека — это уход в несуществующий мир, где ему комфортно и где не существует проблем.

Дети, страдающие компьютерной зависимостью, наверняка испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, в первую очередь родителей. А нередко родители сами усаживают малыша за компьютер еще с дошкольного возраста — так они компенсируют недостаток общения со своим ребенком: чтобы ребенок не мешал, не приставал с расспросами, его гораздо легче посадить у компьютера, телевизора, включить какую‑то занимательную игру. Многие даже не чувствуют риска, которому подвергают свое дитя. Специалисты предупреждают, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: в среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости. Один прихожанин жаловался мне, что его сын ничего, кроме компьютера, не хочет. В разговоре выяснилось, что он тоже не может жить без компьютера. Очень важно самому не увлекаться этим! Дети в основном все перенимают от нас.

Как создать иммунитет

Первая и главная причина детских зависимостей — это проблемы в общении с родителями. Всегда им советую: «Не надо на этом экономить время, надо общаться с ребенком, никакой компьютер вас не заменит. Выйдите с ним на улицу, съездите в выходной день куда‑нибудь, пообщайтесь, поиграйте в футбол, почитайте интересную книгу, даже посмотрите фильм, обсудите все это — словом, будьте своему ребенку старшим другом!»

Чтобы ребенок не оказался в зависимости, этим вопросом нужно задаваться, пока ребенок маленький. Например, мои дети вообще ни в какие игры не играют, даже в телефонные. Мы стараемся покупать такие телефоны, где вообще игр нет или они очень примитивные, хотя с компьютером они все‑таки общаются, поскольку в школе у них есть уроки информатики. Я убежден, что чем позже познакомится человек с телевизором и компьютером, тем сильнее у него будет иммунитет против всякого рода зависимостей.

Очень правильно поступают администрации некоторых школ и гимназий, а я знаю, что такие есть, где при входе у школьников отбирают телефоны, — это делается для того, чтобы они не играли в них на уроках. Кроме того, считаю, если нет возможности полностью оградить ребенка от компьютера и компьютерных игр, нужно его вовремя и правильно познакомить с компьютером как с техническим инструментом.

    

Необходимо изначально выстроить с ребенком правильные приоритеты в этом вопросе: можно научить на компьютере работать, показать, как он удобен, какие интересные вещи можно с его помощью делать: проектировать, чертить, рисовать, печатать, редактировать, пользоваться специальными программами, например фотошопом.

Задача родителей — не жалеть времени и сил, чтобы все это пустить в нормальное русло, тогда игры станут менее опасны для ребенка.

Что делать, если ребенок зависим?

В первую очередь нужно начать усиленно молиться за ребенка, вымаливать его так, как если бы он страдал алкогольной или наркотической зависимостью. Взять на себя определенное молитвенное правило и читать его ежедневно. Очень хорошо, когда молятся сразу несколько человек, можно читать вместе молитву по соглашению.

Во-вторых, важна врачебная помощь. Надо найти хорошего психолога, психотерапевта или даже психиатра. Родителям необходимо проанализировать, где был потерян контакт с ребенком, почему он отдалился от них, почему ищет поддержки у виртуальных друзей извне. И понять, поддержать ребенка — он ждет поддержки в первую очередь от нас, родителей, самых близких ему людей!

Третье, что нужно сделать, — это взять компьютер под строгий контроль. Пока мы еще имеем родительскую власть, а эта власть принадлежит нам по праву, по крайней мере, пока нашим детям не исполнится 18 лет, то есть, пока мы кормим, одеваем ребенка, платим за его проживание в квартире и обучение, мы должны требовать, чтобы он подчинялся правилам, которые приняты в нашей семье. И общение с компьютером (который ему тоже купили родители) должно иметь жесткие рамки. То есть, мы должны установить, в какое время ребенок общается с компьютером, в каком количестве и что он на нем делает.

Когда ребенок заболел, без ограничений не обойтись, и здесь потребуются родительские терпение, любовь, требовательность, последовательность и настойчивость в действиях. Только нельзя что‑то запрещать, не предлагая ничего взамен, — это закон любого воспитания, иначе отчуждение будет только расти. Досуг ребенка должен быть заполнен всевозможными полезными занятиями: музыкой, рисованием, спортом, кружками и прочим. Сейчас таких возможностей много, в том числе и для семей с малым достатком. В каждом районе есть бесплатные государственные студии, дома детского творчества. Главное — выводить ребенка в реальное жизненное пространство, где есть общение с природой, друзьями. Это может происходить, например, в походах или в выходные дни, которые родители проводят с детьми: работают ли с ними на даче или же просто на велосипедах катаются, рыбачат, купаются или в музей, цирк, театр идут. Так родители становятся, с одной стороны, ближе к своим детям, а с другой — отвлекают их от этой пагубной страсти.

Ребенок должен чувствовать родительскую заботу, любовь, желание ему помочь. Если речь идет о подростке, с ним необходимо разговаривать аргументированно, обладая нужной информацией. Нельзя просто сказать: «Ты знаешь, это плохо, это грех, это бесовщина», нужно говорить с ним как взрослый со взрослым, а не по принципу «Я начальник — ты дурак, должен меня слушаться». Дети особенно слушаются родителя, когда видят в нем человека знающего, любящего, авторитетного, который может обосновывать свои соображения.

И конечно, очень важно донести до ребенка, что тот должен жить по правилам, принятым в семье, что компьютер, телевизор только в такое‑то время и в таком‑то количестве.

Чем дальше мы говорим об этой проблеме, тем яснее становится, что детские зависимости — это скорее проблема родителей, а не самих детей. Потому что задача родителя — следить за духовным и физическим здоровьем детей. В ситуации, например, когда маленький ребенок выпадает из окна, под суд отдают родителей. Конечно, там учитываются и допущенная халатность, и случайности, но все равно будет разбирательство, и мало родителям не покажется. До совершеннолетия ребенка ответственность за него несут родители даже по закону Уголовного кодекса, не говоря о духовной ответственности. Задача и ответственность, которая лежит на родителях, — до определенного возраста подготовить ребенка к взрослой жизни, следить за кругом его общения, за тем, какие он фильмы смотрит, какие книги читает, что‑то запрещать. Ведь есть вещи неизбежные, которые не нужно драматизировать, и вещи недопустимые совершенно. Словом, надо создавать сыну или дочке нормальную среду обитания!

Необходимо сказать, что жизнь в простые схемы и рамки не укладывается, мы знаем, как даже в семье святых дети оступались. Почему? Потому что не только родители влияют на ребенка, какими бы они ни были благочестивыми и верующими, но и окружающий мир очень сильно влияет на него, — есть вещи, от нас не зависящие. По­этому мы должны постоянно молиться за ребенка — у ребенка воцерковленного, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, естественно, будет гораздо меньше шансов столкнуться с этой проблемой. Надо делать все, что от нас зависит, и будет — что будет!

Еще один очень важный момент — учите детей работать. Это прекрасный способ загрузить ребенка и очень хорошая подготовка к жизни, но это надо сделать так, чтобы он находил радость в труде, а не воспринимал его как какую‑то каторгу. Я знаю примеры, когда даже весьма состоятельные люди устраивали детей-подростков на несложную работу, чтобы они могли сами заработать себе на игрушки и развлечения. Так и времени на компьютерные игры меньше останется, и ребенок начинает ценить вещи и заработанные деньги.

Пожелания

Все, о чем мы говорили, конечно, работает, однако легко говорить, но не так легко выполнить. По словам Амвросия Оптинского, «учить — это камни с колокольни бросать, а исполнять — камни на колокольню таскать». Естественно, чтобы все это сделать, нужно очень серьезно потрудиться. Думаю, что в этом труде родители все‑таки смогут для себя увидеть очень много важного и интересного, и наградой им будет хороший контакт с детьми и радость от общения с ними. Когда ты общаешься с ребенком, у тебя появляются новые темы, на которые ты можешь говорить, при этом ты сам обогащаешься: чтобы ребенку что‑то рассказать, нужно находить какую‑то информацию, ведь дети задают вопросы подчас очень серьезные.

Желаю всем нашим читателям жить вместе с детьми реальной, полной и радостной жизнью, в которой не было бы места суррогатам.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Мозг не рассчитан на компьютерные игры Мозг не рассчитан на компьютерные игры Мозг не рассчитан на компьютерные игры Мозг не рассчитан на компьютерные игры
Кирилл Миловидов
Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, магистр богословия и священник Григорий Григорьев считает, что компьютерные игры злоупотребляют стимуляцией в человеческом мозге «зоны стресса», предназначенной исключительно для спасения жизни в экстремальных ситуациях
Пароль. Рассказ Пароль. Рассказ
Елена Живова
Пароль. Рассказ Пароль
Рассказ
Елена Живова
Сказку, мультики, компьютерную рисовалку… Лика, ты вообще где? Выплывай из своего виртуального мира!
Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики
Беседа с доктором педагогических наук, профессором МГПУ Михаилом Владимировичем Воропаевым
Сами по себе компьютерные технологии не есть что-то изначально злое. Как всегда и было в человеческой истории, превратить нечто в зло или в добро может только человек. Информационное общество дает человеку огромные возможности, но и ставит его перед многими искушениями и угрозами.
«Общение ребенка с компьютером нельзя пускать на самотек» «Общение ребенка с компьютером нельзя пускать на самотек»
Константин Малофеев
«Общение ребенка с компьютером нельзя пускать на самотек» Константин Малофеев: «Общение ребенка с компьютером нельзя пускать на самотек»
В 2010 году 9 февраля, во Всемирный день безопасного Интернета крупнейшие телекоммуникационные операторы России подписали «Хартию по борьбе с детской порнографией», названную также «Хартия-2010». 2011 год начался с инициативы по созданию «Лиги безопасного Интернета».
Что нам приносит интернет – пользу, знания или вред? Что нам приносит интернет – пользу, знания или вред? Что нам приносит интернет – пользу, знания или вред? Что нам приносит интернет – пользу, знания или вред?
Беседа с Марией Полухиной, кандидатом социологических наук, доцентом, социологом социально-психологической службы УГПУ-УПИ, которая в последнее время большое внимание в своей работе уделяет компьютерной зависимости современной молодежи.
Новый вид наркомании Новый вид наркомании
Беседа с детскими психиатрами
Новый вид наркомании Новый вид наркомании
Беседа с детскими психиатрами Ю.С. Шевченко, А.Г. Мазуром и Р.М. Гусмановым
Татьяна Шишова
Можно констатировать, что большая часть детей, поступающих к нам, в основе своих поведенческих отклонений имеет чрезмерное увлечение компьютерными играми. Наше отделение рассчитано на шестьдесят коек. Из них более трети пациентов – жертвы компьютерных игр. Они играют дни и ночи напролет, пропадают в клубах сутками, тратят на это все деньги.
Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству
Интервью с подполковником Дэвидом Гроссманом, бывшим рейнджером американской армии, автором книги «Не учите наших детей убивать»
В Индии за 15 лет количество убийств на душу населения удвоилось. Удвоилось всего за 15 лет! Только представьте себе, что это значит для такой многонаселенной страны! В чем дело? А в том, что незадолго до этого в каждой индийской деревне появился телевизор, и жители стали вечерами собираться, смотреть боевики и прочую американскую дрянь.
Киберзависимые Киберзависимые
Игумен N.
Киберзависимые Киберзависимые
Разговор с игуменом N., автором книг «Сокровенный Афон», «От чего нас хотят “спасти” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» и пр.
Кто подавляет волю даже тех игроманов, алкоголиков или наркоманов, которые искренне хотят избавиться от пагубной зависимости? Весь опыт Церкви говорит нам, что подавить волю человека, заставить его угождать страсти, от которой он сам хотел бы избавиться, могут только разумные существа, духовные возможности которых превышают возможности человека.
Виртуальный травматизм Виртуальный травматизм
Константин Эорвик
Виртуальный травматизм Виртуальный травматизм
Константин Эорвик
Все, «происходящее» в Интернет-пространстве, постепенно становится реальнее настоящего, «живее всего живого». Люди переживают настоящие личные драмы, следы которых можно найти только на страницах разных сайтов. Мир сужается до экрана монитора. Слова неизвестного человека — виртуального френда — становятся важными и весомыми. От них зависит настроение, работа, будущее. А слова живого ближнего, которого в Евангелии заповедано «возлюбить как самого себя», раздражают, оказываются ненужными и не услышанными.
Комментарии
Ирина П. 5 августа 2014, 11:00
Запретить необходимо в интернете онлайн-игры и любые другие игры. Ведь вся молодежь как помешенная сидит в этих играх и не хочет ничего другого осознавать и понимать. Казино запретили - это хорошо, автоматы запретили - тоже хорошо, а вместо всего этого вот Вам замена - ИГРЫ в ИНТНРНЕТЕ...
Света Белозерова15 апреля 2014, 08:00
Не знала , что в Северной Корее дети страдают этой зависимостью. Мне казалось, что у них там и компьюторов нет...
Тамара 4 октября 2013, 23:00
Спасибо,Господи,батюшка Павел.Зависимость причем любая это страшно знаю на собственном опыте.
И.И. 1 октября 2013, 22:00
(продолжение). Михаилу. Отец Павел на основе собственного пастырского опыта и опыта других священников стремится помочь несчастным родителям, чьи дети стали игроманами. В результате оказалась искалеченной психика и разрушился нормальный уклад жизни. Таких очень много. Вы же хотите на основе только собственного примера (известно, что отдельные примеры ничего не доказывает) убедить людей, еще не знающих о губительных последствиях этих игр, заниматься этим. Именно к Вашему случаю относиться грозное предостережение Господа Спасителя: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня...» (Мф.18:6).
И.И. 1 октября 2013, 22:00
Юрию. Приведенный афоризм о камнях принадлежит преподобному Амвросию Оптинскому: «Один раз старец, объясняя слова ап.Иакова «Не мнози учители бывайте», — сказал: «Учить — это как бы маленькие камешки с колокольни бросать, а вот самому исполнять заповеди — как бы большие камни на колокольню таскать» (Избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке). Антону Блинову. Ваше утверждение о генетической предопределенности к разного рода зависимостям абсолютно несовместимо с учением святых отцов, которые подробно говорят о духовных источниках появления различных страстей и губительных навыков.
Свящ. Павел Гумеров 1 октября 2013, 17:00
Свящ. Павел Гумеров Михаилу. Как всегда, "Практика - критерий истины". Может быть, Вам и повезло и Вы не приобрели зависимость от игр. А вот мне приходилось сотни раз видеть слезы родителей, дети которых подобно Вам "не вылезали из комп. игр", а потом получали полную зависимость от них. Не могли уже ни учиться, ни работать, ни создать семью. Только сутками играть в компьютер. Меня удивляет, что такие очевидные вещи требуют доказательств. В начале моего интервью я привожу данные о распространении зависимости. Вопреки утверждению Антона Блинова разного рода зависимостями страдает не "только та небольшая часть людей, которая обладает неудачными генами", но очень большая часть молодежи. Проблема зависимостей-страстей - проблема духовная, а не генетическая. Об этом говорят все святые отцы, которые писали о борьбе с 7 страстями. А Михаилу хочется сказать, что чей-то единичный индивидуальный опыт не может что-то доказывать и быть примером для всех.К примеру, Черчилль дожил до 90 лет и почти всю жизнь страдал обжорством, ежедневно курил и пил виски. Но любому нормальному человеку понятно, что такой образ жизни очень опасен для здоровья и не приводит к долголетию.
р.б. Михаил30 сентября 2013, 04:00
По опыту могу сказать: компьютерные игры сильно помогают человеку как в учебе, а в будущем - и работе, так и в духовной жизни. Играя в игры, ребенок волей-неволей развивает логическое и математическое мышление, учится деловому общению. Более того: каждый миг христианской жизни есть выбор: к добру или ко злу - так игры не вредят, а помогают духовной жизни, ведь игра есть последовательность выборов (С.Мейер). Мой ребенок играет за компьютером больше своих одноклассников, и при этом выигрывает во олимпиадах (в т.ч. по математике и ОПК). Наиболее одаренные в его классе дети - также играют в компьютерные игры. Напротив, двоечники считают игры пустым времяпровождением. О подобной тенденции говорят и мои знакомые. Сам я в детстве не вылезал из компьютерных игр, и теперь успешно строю карьеру в крупной международной компании. Похвальны слова священника о том, что ребенку нужно дать любовь и внимание. Добро, если родители внимут совету больше общаться с ребенком и относиться к нему как ко взрослому. Но тут же в статье следует и противоположный совет: отнять у ребенка компьютер, пока он маленький, и не может сопротивляться. Страшно за будущее нашей церкви, если священник призывает попрекать ребенка куском хлеба! Напомю слова Евангелия: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море" - священнику менее простительно заблуждение, если он вводит им в соблазн своих окормляемых чад.
Юрий27 сентября 2013, 17:00
Спасибо за статью. (По словам Амвросия Оптинского, «учить — это камни с колокольни бросать, а исполнять — камни на колокольню таскать».)Эти слова вроде как пренадлежат Серафиму Саровскому.
Дмитрий26 сентября 2013, 13:00
спасибо..
Антон Блинов24 сентября 2013, 07:00
Отец Павел, как бы нам не хотелось все назвать духовными болезнями, но в зависимость впадает только та небольшая часть людей, которая обладает не удачными генами отвечающими за: перенос нейромедиатора дофамина; опиоидные рецептоы и так далее. Человек с неудачными генами будет впадать в зависимость от полезных и не полезных занятий, такими как интенсивный труд, спортивная тренировка, компьютерные игры, булемия, и так далее. Причем каждое занятие может играть роль заместителя и наполнителя. Человек с недостающими генами получает меньше радости в жизни от употребления еды, воды и различный естественных радостей и поэтому ему нужны сверх дозы. И очень часто такие люди, молодежь, эти сверх дозы нагрузки получают в игре. Не работает дофаминовая цепь, при поступление стимула дофамина вырабатывается меньше чем надо, поэтому надо съесть побольше, да пожирнее и послаще :) В прошлые поколения, генетически наркозависимые были трудоголиками, которые при отсутсвие работы могли запить. Вспомним классику - великого Шерлока Хомса - без дел он придавался употреблению наркотиков, которые совершенно не нужны были ему когда он были при деле. Мощным и полезным вытеснителем является спорт. Если человек будет хотя бы по 30 минут делать пробежки утром и вечером, его уже не будет тянуть к играм.
И.И.23 сентября 2013, 11:00
Протоиерею Александру Григорьеву. Статья обращена к православным родителям.Им не надо доказывать необходимость воспитания своих детей в вере. Это аксиома. Об этом отец Павел подробно рассказывает в книге «Малая Церковь» (Часть 4. Воспитание детей). Посмотрите. Обсуждаемая статья относится к очень тяжелому явлению, когда подросток УЖЕ ЗАРАЗИЛСЯ БОЛЕЗНЬЮ ИГРОМАНИИ. Поэтому автор дает советы: «В первую очередь нужно начать усиленно молиться за ребенка, вымаливать его так, как если бы он страдал алкогольной или наркотической зависимостью». Остальные конкретные жизненные советы тоже направлены на спасение ребенка. Думаю, Вы общались с такими растерянными и плачущими родителями, чей ребенок стал наркоманом, погибает и ничего слышать не хочет. Они ждут от Вас мудрого пастырского совета, а Вы им рассказываете, как надо «ежедневно обучать детей вере». В итоге они никакой помощи не получат.
протоиерей Александр Григорьев22 сентября 2013, 20:00
Дорогой батюшка, отец Павел, с интересом прочел Вашу статью и в основном согласен. Но думается, что Вы упустили главное - это обучение детей вере. Хотя конечно полезно все, что Вы советуете: спорт, рыбалка, хорошая литература, кино и театры, но без ежедневного обучение дете вере: Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, богословию и нравственности, воспитать настоящего христиана невозможно, а если наши дети не будут настоящими христианами, то неминуемо будут увлечены страстями, не особо важно какими: игровыми, пьянством, абортами, блудоми т. д. Поэтому лучше расскажите нам, как правильно учить детей вере православной.
Наталия22 сентября 2013, 00:00
Я считаю,что проблемы с компьютерной зависимостью возникают у детей в неблагополучных семьях ,где нет взаимопонимания и уважения внутри семьи.Тогда дети и находят для себя какую то отдушину :интернет ,наркотики ,азартные игры. Это зависит и от характера ребенка, но если ребенок не общителен ему сложнее найти друзей или увлечения вне компьютерных сетей.
Елена20 сентября 2013, 08:00
на комментарий Виталия Каплан: Виталий, на мой взгляд с каждым годом труднее находить компромисс между "хорошо" и "модно". В любом вопросе. Например девочкам-старшеклассницам уже "не комильфо" быть девочками. И какой здесь найти компромисс? Блудить, но редко? Наверное с играми проще, можно в меру позволить. Тем более, что к подростковому возрасту попробуй полностью запретить... Но при этом я бы не тешила себя мыслью о какой-то золотой середине или о мере. Нет никакой золотой середины в количестве грязи. А "Умение приспособиться к тяжело больному обществу не есть признак здоровья". Увы.
Сергей19 сентября 2013, 22:00
Спаси, Господи, батющка Павел! Очень полезная статья!
Виталий Каплан19 сентября 2013, 21:00
Всё верно пишет отец Павел, но почему-то ничего не говорит об одной очень важной стороне этой темы. Подросток, который НЕ играет в компьютерные игры, чаще всего оказывается изгоем в своём классе (особенно если это массовая школа, а не элитный лицей или православная гимназия... да и то...). Все одноклассники играют, все обмениваются мнениями об играх, хвастаются своими достижениями, делятся своими проблемами - и только этот подросток в стороне. Ему нечего сказать. В лучшем случае отношение к нему будет нейтральным, но более вероятно - насмешливо-пренебрежительным. Очень немногие ребята способны выдерживать такое давление коллектива - и то лишь в случаях, когда у них помимо школы есть какой-то другой, более значимый для них коллектив сверстников (спортсекция, кружок, скаутский отряд и т.п.) А большинство под этим давлением ломается, и возникают проблемы ничуть не менее серьёзные, чем от игровой зависимости. Выход, на мой взгляд - не в безусловном запрете игр, а в их разумном ограничении.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке