Кондак Романа Сладкопевца на Рождество Богородицы

Перевод и комментарии

Рождество Пресвятой Богородицы. Современная икона. Иконописец: Алексей Козлов Рождество Пресвятой Богородицы. Современная икона. Иконописец: Алексей Козлов
Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Богородицы, написанный преподобным Романом Сладкопевцем. К сожалению, о великом песнописце, «Данте новогреков» по выражению исследователя Гельцера, известно немного и удается лишь с большой приблизительностью реконструировать его жизненный путь. Он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Весьма вероятно, что он получил в Эмессе медицинское образование. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, судя по свидетельству Патмосского синаксаря стал дьяконом в Бейрутской церкви Воскресения. Ему пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах.

В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного раждает». С того времени он составил кондаки на Господские праздники и дни памяти различных святых. Многие из них, написанные его рукой, хранятся в Кирах. По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием «Ника». Скончался же он в преклонном возрасте около 560 г. и был погребен всё в той же церкви Богородицы в Кирах. Еще в начале XIII в. его могилу видел Антоний Новгородский.

От преподобного Романа до нашего времени дошло 88 кондаков, из которых не все можно с полной уверенностью ему приписать. Однако кондак на Рождество Богородицы несомненно принадлежит именно ему. На сентябрьские праздники следует упомянуть его кондаки преподобному Симеону Столпнику, Архангелу Гавриилу, Воздвижению Креста и Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Однако кондак Рождества Богородицы занимает среди них особое место — и по краткости, и по глубине.

Источник этого кондака — т.н. «Протоевангелие Иакова», текст, созданный не позднее ΙΙ века в среде иерусалимских христиан. Из него позаимствованы истории об отвержении даров праведного Иоакима, его молитве на горе, скорби праведной Анны в саду, пире, устроенном Иоакимом в честь рождения Пресвятой Богородицы и, наконец — рассказ о Введении Пресвятой Богородицы во храм. Первоначальный праздник Рождества Богородицы, введенный в Константинополе в первой половине VI в. при св. императоре Юстиниане, подразумевал также и воспоминание Введения во храм. Кондак на Рождество Богородицы мог быть написан преподобным Романом между 527 и 548 годом, поскольку в нем говорится о как минимум двух благоверных царях, т.е. о святых Юстиниане и Феодоре. Поскольку святая царица Феодора скончалась в 548 году, именно этот год является верхней датирующей границей написания кондака.

Богословие кондака говорит о Рождестве Богородицы как о всемирной радости, освобождении человечества от бесплодия, тления, смерти и погибели. Рождество Богородицы — торжество жизни и святости, ибо рождается Всесвященный Храм Бога и Творца и Питательница Жизни нашей, то есть Иисуса Христа.

Переводчик постарался по возможности точно передать стихотворный размер оригинала, который написан достаточно сложным стихом, подразумевающим как определенное количество слогов не только в каждом стихе, но и его отрезке, так и соответственный порядок ударений.

Рождество Пресвятой Богородицы. Ласкание Марии. Мозаика Рождество Пресвятой Богородицы. Ласкание Марии. Мозаика
    

Песнь Романа

Самогласен:
Иоаким и Анна поношения безчадства
и Адам и Ева от истления смерти
освободились, Пречиста, в святом Твоем Рождестве.
Его совершает и сей народ Твой,
от вины прегрешений он избавлен, взывая:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Моление, а с ним и стенание от бесплодия и бесчадия
Иоакима же и Анны воспринято.
И вошло во уши Господа, и произрастило Плод животворный для мира.
Ведь на горе совершал он молитву,
она же поношенье в саду переносила,
но со радостию
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

О благая, рожденная Анною, как прославлю или воспою Тебя,
ибо Ты — рожденный Храм всесвященнейший?
Иоаким на горе умолял плод восприять от утробы Анны.
И принятой была от святого молитва,
после же чревоношенья радость в сем мире
преблаженная бысть.
Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Дар иногда принес он во храм, и не воспринят остался он,
ведь не хотели воспринять его священники
от неплодного и семя неимущему, и средь Израиля сынов Иоаким был отвержен,
но пришел он потом, и привел с собою Деву
с дарами благодаренья вместе со Анной,
ибо, радуясь днесь,
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Ныне услышали колена Израиля, что родила днесь Анна непорочную,
и все же возрадовались днесь во веселии.
Сделал Иоаким им пиршество, и возрадовались светло они о дивном чуде.
К молитве призвал иереев, левитов,
принес он и Марию, всех посреди их,
чтобы возвеличить:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Жизни поток Ты источила нам, во Святое отданная воспитатися
и насладившаяся пищей ангельской,
во Святых Святая Пребывшая, как речется, Ты и Храм, и Сосуд сей Господень.
Ибо девы Саму Деву с свечами приводят,
прообразуя Солнце — То, что имела
принести для верных.
Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

«О таинство, свершенно на земле», — по рождении Анна воскликнула
ко Создателю, Провидцу и Богу нашему.
— Владыко, Ты услышал мя, как ту Анну, что упрекал Илий священник за пьянство.
Ведь Самуила она рожденного решила
Владыке посвятити, Ты же, как прежде,
даровал ведь и мне:
Неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

«Велие днесь, Благий, мне предстоит, ибо я родила Деву, Рождающу
прежде веков Всевладыку и Господа,
по Рождестве же Хранящего Матерь Свою, как и есть Она — Девой.
Сию же приношу Тебе во храме, Щедре.
Сия и Дверь Твоя будет Владыки вышних.
С радостию Ее
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Некогда и Сарра верная возжелала родити неплодная,
прежде рожденья Исаака — сына ее,
Ведь Бога она принимала, с двумя архангелами, в человеческом зраке.
И слово было к ней во время оно:
«У Сарры сын родится» — ныне же миру
радуясь, вопиет:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Ныне Мариам сияет временам, и ведь храм не скудеет святынями,
и Захария, Ее видя Взрослеющей,
избирает по жребию Ей жениха и от Бога Иосифа, обрученного Деве.
Ему была дана Она чрез жезла откровенье
от Духа Всесвятаго, сего же ради Анна
радуясь, вопиет:
«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Чтимо Дитя твое, святая мать. Похвалу родила ты вселенныя
и за людей умоление теплое,
Стена Она и Утверждение и Пристанище, на Нее возложивших надежду.
И всяк христианин защиту получает,
покров Ее спасенья и надежду.
Ее же от чрева твоего
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Вышний Боже, Создателю всего, Сотворивший же Словом всяческая,
Создавший человека Твоею мудростью,
Человеколюбче Единственный, Твоему народу мир как Всещедрый нам даруй,
царей сохрани со пастырем сих верных
и безмятежно стадо, храня и защищая,
да всяк вопиет:
неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Кондак преподобного Романа Сладкопевца
перевел с древнегреческого диакон Владимир Василик

21 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы
ПОДБОРКА материалов
Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября
Проповеди — О празднике — Иконография — Богослужение — Храмы.
Кондак на Сретение Господне Кондак на Сретение Господне
Прп. Роман Сладкопевец
Кондак на Сретение Господне Кондак на Сретение Господне
Преподобный Роман Сладкопевец
К Богородице поспешим, желая Сына Ее видеть, Прильнувшего к Симеону – Того самого, на Кого с небес взирая, бесплотные в изумлении говорят.
О кондаке Сретения и его творце О кондаке Сретения и его творце
Архим. Платон (Игумнов)
О кондаке Сретения и его творце О кондаке на Сретение Господне и преподобном Романе Сладкопевце
Архимандрит Платон (Игумнов)
Среди литургических творений преподобного Романа Сладкопевца кондак на Сретение Господне пользовался всегда особой известностью.
Матерь Божия есть рай Матерь Божия есть рай
Священник Иоанн Истрати
Матерь Божия есть рай Матерь Божия есть рай
Священник Иоанн Валентин Истрати
Малышка, чуть слышно плачущая сегодня, станет Ходатаицей рода человеческого. Девочка легкая, как пушинка, пространнее небес. Крошечка, прильнувшая к груди бабушки Господней, готовится стать священным храмом и раем словесным.
Рождество Пресвятой Богородицы. ИКОНОГРАФИЯ Рождество Пресвятой Богородицы. ИКОНОГРАФИЯ Рождество Пресвятой Богородицы. ИКОНОГРАФИЯ Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы
Литургическое описание
Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы
Георгий Битбунов
Рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах. На литургии в день праздника Рождество Марии похваляется из перспективы Ее Богоматеринства и тем самым Рождества Христова.
Комментарии
Алексей 5 декабря 2014, 23:21
Как бы хотелось узнать ссылку на источник, где говорится, что именно Юстиниан ввел празднование Рождества Богородицы в Константинополе! Если такой вывод делается только на основании того, что святой Роман в 1-й половине VI века написал кондак для этого праздника, то это - очень шаткое построение, ведь кондак как поэма мог быть составлен на СОБЫТИЕ, а не как песнопение для литургического употребление
Белов Николай23 сентября 2013, 11:07
Спаси Господи за перевод!вопрос:есть ли церковнославянский или старославянский перевод?спрашиваю,так как есть желание написать песнопение для церковного хора(я регент одного из московских храмов)Благодарю заранее за ответ!
Гость22 сентября 2013, 16:22
Простите, пожалуйста, за беспокойство, но Вы не могли бы написать по какому изданию был выполнен перевод? Спасибо!
Валентина22 сентября 2013, 11:13
Прекрасные, дивные стихи! Низкий поклон о.Владимиру (Василику) за его творческий перевод! В этих стихах мы обрели еще одну жемчужину Православия. С уважением. Валентина.
Виктория22 сентября 2013, 00:08
Пресвятая Богородице спаси нас!
Марина21 сентября 2013, 23:07
очень красиво!!! СпасиБо!
Ольга21 сентября 2013, 18:42
Чудо!!! искала икону Романа Сладкопевца, и нашла сегодня, в праздник Рождества Богородицы! все что случается-не случайно, и как же любит нас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×