По каким законам живет мир?

    

По Божиим или по человеческим? И насколько законы человеческие соответствуют совокупности всех законов, установленных Богом? Первый ответ, который напрашивается у православного человека, – это: ох, беда, беда… катится мир в пропасть, не по Божиему Закону живут люди… Эмоциональная подоплека таких суждений понятна и вполне объяснима, но когда начинаешь вдумываться глубже – с изумлением видишь, что всё это не совсем так. Не совсем – это значит, что высказанное верно, но только отчасти. А полнота истины означает вот что: мир жил, живет и будет жить не иначе, как по законам, установленным Богом, и это относится как к жизни материальной, со всеми ее нюансами, так и к жизни душевной и духовной. То есть мы можем, конечно, в силу дарованной нам свободы пренебрегать этими законами, но последствия такого пренебрежения обязательно будут соответствовать во всей полноте… Закону Божиему. То есть «тягаться» с Богом так же бессмысленно, как с воздухом, которым мы дышим. Можно попробовать, но себе же дороже выйдет. Так что жить по выдуманным человеческим законам никак не удастся, если эти законы противоречат Закону Божиему. Ну невозможно это в принципе. Вот и всё.

И эту простую истину очень даже важно учитывать перед тем, когда нам предстоит выбор: поступать по «закону человеческому», если он явно противоречит Закону Божиему, или поступить в согласии с последним, даже если такое поведение несообразно с «общепринятой нормой», кажется кому-то абсурдным и странным. Поступая сознательно по Заповеди Божией, человек иногда что-то теряет с точки зрения сиюминутной выгоды, видимого успеха и соответствия общепринятым нормам житейской «правильности». Такой человек может стать объектом насмешек тайных или явных, превратных суждений, его могут называть за глаза странным, глупым, чудаковатым… Но в конечном итоге этот человек, положившийся в своем поведении на Бога, – всегда окажется прав. Эта правота становится очевидной иногда раньше, иногда позже, но она становится очевидной обязательно – и это свидетельствует еще раз о том, что мир всё-таки в конечном итоге живет по Закону Божиему, как бы он ни пытался иногда себя этому Закону противопоставлять.

Больше того – такое противопоставление, а наипаче сознательное, горделивое, заслуживает, как ни странно, сочувствия. Такое противопоставление изначально обречено на крах и посрамление, очевидность которого опять же может наступить раньше или позже, но наступит обязательно. Потому что над всеми человеческими законами стоят, если можно так сказать, два Божественных Закона: закон возмездия и закон воздаяния. Конечно, названия эти условны, но за ними действительная Божия правда. Стремящимся жить и поступать по ней она обещает воздаяние, а попирающим ее и не желающим каяться – возмездие. И с этими законами спорить никому не под силу, а правильнее сказать – само желание «тягаться» с этими законами означает уже опасную степень безумия. Единственная возможность избежать возмездия за попрание Божиих Заповедей – это покаяние, то есть сознательный отказ от противостояния Богу, примирение с Ним. Тогда все беды, которые должны были обрушиться на голову «человека противления», по милости Божией «обнуляются», и человеку предоставляется возможность начать жить действительно иной, новой жизнью. Жизнью в согласии с Богом. Но если человек «упирается», горделиво не хочет признавать власти Божией и Его силы, то Господь дает ему постепенно вкушать плоды этого противления. Обычно их называют «наказанием Божиим», и это так, если только слово «наказание» понимать не как проявление жестокой властности, а как урок, «наказ», позволяющий человеку вкусить плоды своего безумия сначала в малой степени, а потом, если не вразумится, – в большей, вплоть до трагических событий, которые часто и сокрушают человека, приводя его к покаянию, возвращению к Богу. Но если мы внимательно посмотрим на жизнь такого человека, мы увидим ясно множество предварительных, «предупреждающих звоночков» от Бога – от самых тихих до последних и оглушительных «набатных» звонов, за которыми следует уже катастрофа. И если каждый из нас будет внимателен к своей жизни, если он будет со всей глубиной и серьезностью прислушиваться к таким «звоночкам», сличая свою жизнь с Божией правдой и исправляя ее с сознательным покаянием, то можно с уверенностью сказать, что человеку удастся избежать многих несчастий и бед в жизни своей и своих близких.

Но, может быть, есть такие, кому нравятся личные несчастья и беды, кому нравится мучиться и страдать? Не думаю. Проблема лишь в том, что человек думает избежать бед, продолжая жить греховной и своенравной жизнью. И вот эта вера в безнаказанность греха и есть самая большая и горькая ошибка большинства «противников закона Божиего». И именно обреченность, ущербность этой веры вызывает сочувствие к таким людям, к их будущему – которое сопряжено с напастями и бедами, а если человек не смирится, не примирится с Богом – то и со смертью души, с вечной мукой, как это ни страшно звучит.

Будем помнить о том, что мы не ошибемся, если в той или иной ситуации выберем поступок или слово или суждение, соответствующие Закону Божиему. Не ошибемся и не обманемся, даже если в сам момент принятия решения покажется нам, что мы поступаем совершенно дико и несообразно и… невозможно даже… совершенно в противоречии со сложившимися условиями и правилами… Только бы для поступка нашего или слова, для нашего решения было твердое основание в Законе Божием. И чтобы мы понимали тот или иной закон, тот или иной призыв Господа правильно.

Потому что есть еще и другая опасность – так называемая «ревность не по разуму», когда человеку кажется, что он поступает по правде Божией, а на деле он видит не всю полноту этой правды, а только часть ее и поступает не по духу, а по букве, которая, как известно, не животворит, а мертвит.

Так как же нам приобрести благословенную рассудительность, как нам в этой сложной жизни действительно руководствоваться Законом Божиим и жить в согласии с ним? Для этого существует то, что можно назвать «образом жизни христианским», и то, о чем просто нужно трубить в наше время, когда почти все верят в Бога, когда большинство – крещено, но вот «образ жизни христианский» почти совершенно утрачен. И речь идет не о какой-то исключительной, аскетической и подвижнической жизни, а о простых и первостепенных правилах, о норме жизни христианской, без которой человек не может понимать Божии Законы правильно и поступать в согласии с ними. Не может, потому что для этого нужно быть причастником Духа Христова, иметь те же чувствования, какие имеет в Себе Иисус Христос, а для этого нужно жить церковной жизнью. Вот слово, о которое многие препинаются, которое многих даже злит и сердит, потому что им кажется, что можно и без церковной жизни оставаться добропорядочным человеком и даже – христианином. Так вот: никакого христианства вне Церкви нет. И не может быть… Мы часто вспоминаем слова апостола Павла о том, что Церковь есть столп и утверждение Истины… что Церковь есть тело Христово, а вот дальше там есть удивительные слова, которые упоминаются почему-то редко, между тем как они говорят о многом. А далее говорится о том, что Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 23). Потрясающие слова! То есть в Церкви – и именно в Церкви – обитает вся полнота истины. И если человек пренебрегает Церковью, ее жизнью, то этот человек, что бы он ни мечтал о себе, на самом деле ищет не истину, а ложь, не полноту, а ущербность, не Христа, а антихриста. Это жестокие слова, но спорить с ними так же бессмысленно, как бессмысленно спорить с Богом и противиться Его законам.

Другое дело, что эта полнота истины, а прямо сказать – Сам Христос, Который составляет полноту Церкви, – не видны и не понятны бывают сразу… Впрочем, бывает и иначе, бывает так, что Господь, напротив, открывает Себя человеку в Церкви, но потом как бы отступает, скрывается за суетой бытия, и церковная жизнь предстает человеку в обычном, житейском свете со всеми его дрязгами, несовершенством и страстями… Но всё это происходит только потому, что сами мы не способны увидеть Христа и Его Церковь в истинном свете, сами мы пребываем в той суете и омраченности, которые мешают видеть что либо еще, кроме плотского, душевного измерения жизни. И хорошо еще, если Господь привел человека в Церковь, открыл Себя ему в неизреченной радости богообщения. А бывает и так, что человек приходит в храм и с самого начала ничего «особенного» там не видит. Не видит и уходит из Церкви. И вот тут возникает вопрос: неужели Бог лицеприятен? Почему Он одним открывает Себя, и даже если «отступает» потом, то человек всё равно, памятуя об этой светлой встрече, ищет Бога снова и снова в Его Церкви, ищет настойчиво, пока не обрящет вновь и… снова потеряет… Но эти «утраты» с каждым разом всё более будут осознаваться уже не как то, что Бог «прячется» от нас, а как то, что Он, напротив, снисходит к нам, открывает Себя, зовя за Собой, с тем чтобы мы стремились к Нему сознательно и твердо, преодолевая все трудности и противности мирской суеты и восходя «от силы в силу».

Но, кажется, Господь и приоткрывает Себя не каким-то избранным людям, а тем, кто этого пусть неосознанно до конца, но искренне ищет в глубине души, как истину… как свет… как смысл бытия.

И, напротив, если человек «ничего не чувствует» в Церкви, возможно, это свидетельствует о том, что сердце его не ищет истину, а ищет что-то другое, свое, удобное и согласное с собственным, созревшим и сложившимся представлением об истине, то есть человек ищет, может быть, только подтверждения своим догадкам, пожеланиям… ищет угождения своему лжеверию, как это ни прискорбно звучит. И если он уходит из храма, то будьте покойны – он либо возлюбит, взыщет истину всем сердцем и вернется в храм, отвергнув себя, либо найдет возможность угодить себе, своему зловерию – где угодно, в любой самой безумной секте… или в «личной вере», скроенной по его собственному шаблону и удобной прежде всего и только для него самого. Но к истине это не будет иметь никакого отношения, потому что истина – это Сам Христос, Наполняющий всё во всём, в Своей Церкви. И это еще один из тех важнейших Законов, о которых мы говорим сегодня и «препираться» с которыми не только бессмысленно, но и невозможно. Потому что Бог победил мир! Уже. И нам только остается сделать выбор: стать участником и причастником этой победы или потерпеть сокрушительное поражение.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам
Священник Константин Галериу
Если в мир вошел грех, который повреждает и меня, и ближнего, могу ли я сказать, что в том, чтобы «любить ближнего, как себя самого», заключается полнота моей любви к ближнему?
Церковь и люди Церковь и люди
Свящ. Димитрий Шишкин
Церковь и люди Церковь и люди
Священник Димитрий Шишкин
Церковь – это не здание, не священник и даже не службы, совершаемые в храме, а люди, стремящиеся достичь единства во Христе и без этого единства всех не мыслящие свою жизнь.
С надеждой на Встречу С надеждой на Встречу
Игум. Нектарий (Морозов)
С надеждой на Встречу С надеждой на Встречу
Игумен Нектарий (Морозов)
Встреча с Богом. Наш собственный праздник Сретения. Мы можем не помнить его дату, не иметь его «иконы», запамятовать какие-то связанные с ним обстоятельства. И все равно — если этот день был, если встреча состоялась, то все не зря.
Главный враг христианства Главный враг христианства
О. Иоанн Истрати
Главный враг христианства Главный враг христианства
Священник Иоанн Валентин Истрати
У меня такое чувство, будто христианская религия необратимо теряет градус под непрекращающимися атаками общества потребления. Однажды я во время одного богослужения задумался, кто же самый большой враг христианства.
Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Поиск истины,
или Обретение истинной веры

Беседа со священником Фомой Диц
Людмила Болотнова
Важно понять, что Зарубежная Церковь всегда воздерживалась от всякой экуменической настроенности, и вследствие этого она утверждала не только, что Католическая Церковь исторически отпала от Православия, но и то, что ее вероучительные отступления вели в ересь. Такое я тогда впервые слышал.
Любим ли мы Бога? Любим ли мы Бога?
Митр. Лимассольский Афанасий
Любим ли мы Бога? Любим ли мы Бога?
Митрополит Лимассольский Афанасий
Цель Церкви – научить нас любить Христа в ответ на Его любовь. Кто поймет это, тот сможет привести в порядок всю свою жизнь. Говоря «любить Христа», я имею в виду: любить Его больше всего. В противном случае ты не любишь. И любовь к Богу должна быть на первом месте, а не так, что сначала другие дела, а потом уже любовь к Богу. Если ты ставишь другие дела на первое место, а уже затем – любовь к Богу, тогда это и не любовь, а приспособление, подлаживание.
Комментарии
дима18 апреля 2016, 19:00
Верно!
Михаил28 февраля 2016, 21:00
"И вот эта вера в безнаказанность греха ..." я бы сказал есть понятие в умах-сердцах не стремящихся к Богу - нет Бога и нет Греха, а всё что мне нравиться и я хочу делать, я буду делать, а все "звоночки и вплоть до трагических событий, которые часто и сокрушают человека" я буду преодолевать и направлю на это всю свою человеческую волю.
Александр19 февраля 2014, 12:00
Спаси Господи, отец Димитрий! Снова в точку, снова не оставляете никаких сомнений!
р.Б. Максим 8 октября 2013, 12:00
Спаси Господи! Все правильно, человек ответственен перед Богом за выбор истины, но самое главное - Господь никого не заставляет принимать его Истину насильно, как написано у Апостола Павла - открывается гнев Божий на всякое нечестие, за то, что содержали истину в неправде. Поэтому человек волен выбирать. Но как бывает трудно принять Крест, а не свою поврежденную волю, нужно просто смириться и Господь поможет. Братья и сестры помолитесь за раба Божьего Максима, пусть наставит на путь Истины. Господи, помилуй меня!
ирина 5 октября 2013, 23:00
в очередной раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО о. Дмитрию! ваши статьи мне ОЧЕНЬ ПОМОГАЮТ.ТАК случилось и сегодня. Спаси Господи!
Олег 5 октября 2013, 14:00
Спасибо за статью! О. Димитрий как всегда пишет очень просто и понятно, но об очень серьёзных и актуальных сейчас и всегда вещах. Спасибо ещё раз!
К* 4 октября 2013, 14:00
Верно все. Жаль, что немощен человек. Надеюсь, по немощи получит прощение туне. Хотя, всегда вспоминаю жену Лотову. В конце " напорола косяков" . Хотя, погибнув телом душа куда пошла? Неясно. Нельзя исключать, что душа прощение получила? Надеюсь получила! Спаси Господи.
Евгений 4 октября 2013, 00:00
Апостол Павел:"Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер."(Послание к Галатам, Глава 2, стих 21)
Евгений 4 октября 2013, 00:00
Истинно иерей Божий глаголет сие.
Николай 3 октября 2013, 23:00
Геннадию Советую более внимательно прочитать Новый Завет. Вы заблуждаетесь насчет спасения людей после конца их жизненного пути.
Геннадий-либерал 3 октября 2013, 20:00
В принципе, если полагать, что "бытие определяет сознание", то все мы вольно или невольно действительно живем по законам Бога, т.е. все кушаем, все спим, все пьем, все думаем и т.п., а раз в подобном едины, то и духовность подобная. Однако все Святое Писание пронизывает мысль об уклонении человека от Воли Бога. Т.о. угадывается некая иерархия законов, где каждый уровень неким образом и не входит в соприкосновение с соседними (верхним и нижним) и в то же время возможен для постижения. Но цена постижения именно все большее удаление от сугубо законов материи. Например, религиозный аскет, практически теряет интерес и потребность в изысканности еды. Вроде бы все и не плохо: на каждом уровне определения только Божии. Но только тогда как осознать глубину низа или достижение верха: где те грани за которые невозможно спуститься/подняться, т.к. прежде в любом случае прежде смерть. А может быть, если Воля Бога "всем спастись", то и нет иерархии законов, а есть условный круг: тогда движение в любую сторону приводят к зениту? Но тогда каждый умирающий ненасильственной смертью - Святой?
Елена.Украина 3 октября 2013, 20:00
"Выше закона может быть только любовь, выше справедливости — прощение, выше правосудия — милосердие". (Патриарх Алексий II) Выше Закона - Сам Законодатель,Бог любви,прощения и милосердия. Это то,к чему мы все должны стремиться.
Владимир 3 октября 2013, 18:00
Кто я настоящий и где я искренний? Какой момент моей жизни будет мне вершиной и будет ли вообще, потому как в конце могу "дать петуха", когда какой-нибудь рак, вывернет на изнанку болью сознание и затмит разум. Что по итогу будет мне - воздаяние или возмездие? Как можно своим скудным умом понять замысел Творца? Скорее всего каждый человек, в своей уникальности, уникален для Бога и, соответственно, подход к его спасению у Господа эксклюзивный. Но в целом все верно, Господь наш победил мир! Мужайтесь. Спаси нас всех Господь!
Владимир 3 октября 2013, 17:00
В целом мысль понятна - мир есть творение Божие, в котором проявляется Истина, Церковь есть полнота Истины, вместе, обе величины, ведут человека ко спасению, к Богу. Невидящие очевидного суть слепцы, но слепцы по собственному нежеланию (а не по незнанию) принимать Истину, как совершенную ответственность за свою жизнь и единственно верную цель своего существования. По части "автоматизма" закона воздаяния и возмездия вопрос спорный, потому как милосердие Божие безгранично, а человека кто жив будет и не согрешит, как известно - несть. Если по суровому, то всем бы тогда наступил капут. Всем нам. В том числе христианам, в том числе мнящим себя "рабами верными". Отчасти это так бы и было, потому как в нашей временной жизни есть такой закон Божий под названием "время". Оно имеет свойство преображать материю и сознание. Иными словами - сейчас я поступаю как свинья, а после опомнившись - раскаиваюсь как праведник. Но уже через оное количество превращений, то есть по истечении какого-то времени, опять валяюсь в своей рвоте и так до конца..
Николай 3 октября 2013, 14:00
(Гром не грянет - Россия не встанет с покаянием на колени перед Богои. Им не понять, что покаяния уже может и не быть.) Покаяние есть дело каждого отдельно взятого христианина или человека другой религии. Если бы было возможно покаяние целого народа или государства, история христианства была бы другой. Третья, четвертая или еще какая мировая война для православного христианина дело несущественное. На данном историческом отрезке времени очень существенно противостоять приближению последних времен, когда люди потеряют веру и с надеждой ждать второе пришествие Господа Иисуса Христа. Так как Господни пути неисповедимы у православного христианина покаяние должно быть такой же потребностью в жизни, как дыхание.
Сантехник 3 октября 2013, 12:00
Извините, Батюшка! Небольшое замечание - возможно, ошибочное и не принципиальное /о двух законах возмездия и воздаяния/ - может, точнее говорить об едином, одном, обьективном законе - ВОЗДАЯНИЯ - но с разными по знаку " воздающими" действиями, реакциями? Нет? Ну, что заслужил - то и получил... Сам такой свой субьективный выбор /в основе/ сделал... Сантехник. 3.10.13
Григорий 2 октября 2013, 20:00
Спасение - это великий Дар Божий. Мы можем лишь принять его с крепкой верой в Господа нашего Иисуса Христа, любовью и благоговением или отвергнуть. Здесь третьего не дано, ни один человек не избежит этого выбора - пути к Богу, Свету, Любви, Милосердию, Состраданию или пути от Него.
Сергий 2 октября 2013, 19:00
Замечательная, оптимистичная статья! Слава Богу за все!
Евгений 2 октября 2013, 18:00
Сколько раз в истории государства Российского мы слышали о том, какой "наш" народ "спящий", "неверующий" и т.д и т.п. Может пора прекратить? Может пора увидеть душу каждого из нас и своим личным примером показать "спящему" и "неверующему" путь к духовному. А третья мировая, четвертая... Не депутатам решать на пороге она или нет. На все воля Отца нашего небесного.
р.Божия Ирина 2 октября 2013, 14:00
Хорошая статья, но для кого? Для нашего спящего и неверующего народа? Слезы, рыдания, просьбы уже не помогут. Наш народ просто обезумел от своей странной жизни. На пороге Третья мировая, об этом говорят уже в открытую депутаты Госдумы, а наш народ - не верю, не будет, не хочу знать. А вы им пытаетесь статьи писать о духовном. Им ничего этого не нужно. Это и есть трагедия нашего народа. Гром не грянет - Россия не встанет с покаянием на колени перед Богои. Им не понять, что покаяния уже может и не быть. "Третья мировая будет уже не для покаяния, а для истребления". Преподобный Лаврентий Черниговский. Очнитесь, люди! Пока не поздно!
Александр 2 октября 2013, 14:00
Леониду: Есть духовные законы на которых основывается духовная жизнь, как жизнь материальная основывается на законах физики, мироздания. Эти духовные законы установил Господь, однако "...любовь покрывает всё", т.е. сам Бог "есть любовь"и, естественно, выше этих законов и может их менять и отменять. Эта отмена проявляется в Таинстве Покаяния, например, когда Господь отменяет воздаяние грешнику за раскаянные грехи.
Николай 2 октября 2013, 14:00
Настоящий христианин всегда сильный (не о физической силе речь) и мужественный человек. Я пишу только о мужчинах. Потому что жизнь по Законам Бога в обществе с законами человеческими требует таких качеств. Несомненно, что при истинном духовном пути в человеке эти качества будут развиваться и укреплятся, Бог не оставит верующих людей без помощи. Нам еще можно только мечтать о достижении духовных высот христиан первых веков римской империи и средних веков в Российской земле. Если говорить просто, то первый вариант путь безнравственный, второй нравственный. Христианину нужно стремиться к абсолютной нравственности в понятиях Законов Бога. Это и есть ''тесные врата и узкий путь'' для человека, принявшего Иисуса Христа и исполняющего Заповеди Господа Бога.
Леонид 2 октября 2013, 11:00
Добрый День! Спасибо за статью, которая заставляет задуматься. Но высказывание автора о «двух Божественных Закона: закон возмездия и закон воздаяния» очень напоминают ветхозаветные "Око за око, зуб за зуб…". Может не совсем уловил смысл статьи, но в Новом Завете говориться о страданиях тех, кто пытается исполнить Закон Божий. И наоборот -говориться о «широком пути» которым идут многие, который удобней и не предполагает тяжелых последствий в этой земной жизни. Да, мало ли примеров? Думаю, что к верующим и не верующим можно применить два других Божественных Закона: милости и любви.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке