Великий Думитру Стэнилоае, богослов христианской любви

К 20-летию со дня кончины

Протоиерей Думитру Стэнилоае Протоиерей Думитру Стэнилоае
5 октября в Румынии совершается память отца Думитру Стэнилоае (Dumitru Stăniloae)[1] — фигуры номер один в современном православном богословии. Академик, священник, узник коммунистических тюрем и исповедник, «патриарх румынского богословия», ученый с мировым именем, пользующийся непревзойденным авторитетом на родине и за рубежом. Отец Думитру — гордость Румынии, и решением Синода Румынской Православной Церкви 2013 год, юбилейный для него (20 лет со дня кончины и 110 лет со дня рождения), был объявлен годом отца Думитру Стэнилоае.

Знаменитое румынское «Добротолюбие» в 12 томах, самое полное из всех имеющихся и снабженное подробнейшими примечаниями, — плод его труда. Отец Думитру не только собрал здесь воедино святоотеческие источники, но и перевел их и издал в годы… атеистической власти. Одного только монументального «Добротолюбия» было бы достаточно, чтобы увековечить имя отца Думитру, однако этим его творчество не ограничилось. Им написаны также фундаментальные учебники по богословию, непревзойденные по качеству, ряд других богословских книг, переводы святых отцов, не вошедшие в «Добротолюбие», а также несметное число статей на самый широкий круг тем, в первую очередь исторических и публицистических.

Предлагаем читателям Православие.Ru краткое жизнеописание описание священника Думитру Стэнилоае и список главных его трудов.

Вехи жизненного пути

Протоиерей Думитру Стэнилоае Протоиерей Думитру Стэнилоае
1903. Родился 16 ноября в селе Влэдень уезда Брашов. Был пятым, последним ребенком в семье Иримии и Ревеки; прадед его был священником.

1914–1922. Проходит обучение в православном гуманитарном лицее им. св. митр. Андрея (Шагуны) в г. Брашове.

1922–1927. Обучается на богословском факультете университета г. Чернэуць (Черновцы).

1923–1924. Обучается на литературном факультете Бухарестского университета.

1927. Заканчивает 4-й курс Чернэуцкого университета и защищает диплом по богословию под руководством проф. Василия Лоикитэ на тему «Крещение детей».

1927–1928. Проходит стажировку на богословском факультете Афинского университета по догматике и церковной истории.

1928. Осенью защищает в Чернэуцком университете докторскую диссертацию на тему «Жизнь и труды патриарха Досифея Иерусалимского и его связи с Румынскими княжествами».

1928–1929. В Мюнхене стажируется на курсах проф. Августа Гейзенберга, отца знаменитого физика. Совершает поездки в Берлин, Париж и Белград для стажировки и поиска сведений о подлинниках трудов свт. Григория Паламы.

1929. По возвращении на родину назначен профессором догматики в Андреевской богословской академии г. Сибиу. Здесь же преподавал апологетику (1929–1932, 1936–1937), пастырское богословие (1932–1936) и греческий язык (1929–1934).

1930. Посещает в Константинополь с целью розыска и копирования богословских трактатов свт. Григория Паламы; в том же году женится на девице Марии.

1931. 10 мая у четы Стэнилоае рождаются первенцы-близнецы: Думитру (проживет лишь 4 месяца) и Мария (тоже умрет рано, в 14-летнем возрасте, в 1945 г.). 8 октября Думитру рукоположен во диакона.

1932. 25 сентября рукоположен во священника.

1933. 8 октября в семье Стэнилоае рождается дочь Лидия, принявшая Святое Крещение от священника Иоанна Лупаша, трансильванского профессора-историка.

1933. В Сибиу выходит книга о. Думитру «Послевоенный католицизм».

1934. 1 января он назначен директором газеты «Румынский телеграф», и служение это исполняет в течение 11 лет, до мая 1945 г. Одновременно являлся членом епархиального собрания архиепископии Сибиу и советником архиепископа.

1936. В июне назначен ректором Богословской академии в г. Сибиу, должность эту исполняет в течение 10 лет, до 1946 г.

1938. В Сибиу выходит его фундаментальный труд «Жизнь и учение св. Григория Паламы».

1939. Здесь же выходит в свет его книга «Православие и румынизм».

1940. О. Думитру становится ставрофорным протоиереем.

1940. Летом, с вступлением Румынии во вторую мировую войну, в Бухаресте по инициативе поэта Санду Тудора создается группа «Неопалимая купина» («Rugul aprins»), в которую, кроме о. Думитру Стэнилоае, входят: русский иером. Иоанн (Кулигин) — духовник митр. Ростовского, проживавший на чужбине в Бухарестском монастыре Черника; иером. Бенедикт (Гиуш), иером. Софиан (Богиу), проф. Александру Миронеску, поэт Василе Войкулеску, архитектор Константин Джоджа, свящ. Андрей Скрима, Ион Марин Содовяну. Их регулярные встречи в бухарестских монастырях Анфим и Черника дали импульс возрождению духовной жизни в Бухаресте.

1943. В Сибиу выходит книга о. Думитру «Иисус Христос, или Восстановление человека».

1946. Он переходит с должности ректора на должность профессора Сибиуской богословской академии.

1946. Здесь же, в Сибиу, в новом переводе с древнегреческого о. Думитру и с его обширными комментариями выходит в свет 1-й том «Филокалии» («Добротолюбия»).

1947. В январе переведен на кафедру аскетики и мистики Бухарестского богословского факультета. Проживает с семьей в домике при храме свт. Григория Великого.

1947. В Сибиу выходит в свет 2-й том «Филокалии».

1948. Факультет преобразован в Богословский университет, и о. Думитру назначен профессором догматического и символического богословия. Его преподавательская работа была прервана с 1958 по1963 г.— он отбывал заключение в тюрьмах.

1948. В Сибиу публикуются 3-й и 4-й тома «Филокалии».

1949. Кафедра мистики ликвидируется, о. Думитру остается профессором догматики при докторантуре Бухарестского университета.

1958. В Бухаресте выходит в свет «Догматическое и символическое богословие» — двухтомный учебник, составленный о. Думитру Стэнилоае в соавторстве для богословских институтов.

1958. После вывода советских войск в Румынии начинается волна арестов. Арестованы члены группы «Неугасимая купина». Органы безопасности начинают слежку за о. Думитру. 4 сентября в его доме производится обыск, и 5 сентября в 4 часа утра его арестовывают и сажают в тюрьму. 4 ноября над о. Думитру начинается показательный процесс.

Протоиерей Думитру Стэнилоае Протоиерей Думитру Стэнилоае
1959. Заключен в тюрьму Аюд, известную суровыми условиями содержания. Здесь о. Думитру проводит в камере-одиночке несколько месяцев.

1961. Осенью этапирован в Бухарест для нового судебного расследования.

1962. В марте возвращен в Аюдскую тюрьму.

1963. В январе выходит на свободу и устраивается на работу служащим при Святейшем Синоде. В октябре снова принят на кафедру.

1965. О. Думитру дают разрешение публиковаться, однако его работы предварительно цензурируются.

1968. Получает разрешение на участие в конференциях во Фрайбурге и Гейдельберге.

1969. Участвует в конференции в Оксфорде.

1970. Посещает ФРГ как член делегации Румынской Православной Церкви.

1971. В числе делегатов Рум.ПЦ посещает Ватикан, Грецию, Коптскую церковь в Египте.

1973. Выходит на пенсию в звании почетного профессора, продолжая работать профессором-консультантом при докторантуре Бухарестского богословского университета.

1976. В Бухаресте выходит в свет 5-й том «Филокалии».

1976. В Афинах проф. Стэнилоае участвует во II Конгрессе преподавателей православного богословия. Университет г. Салоники присваивает о. Думитру звание доктора honoris causa. Впоследствии участвовал на многих конференциях в богословских университетах Афин, Салоник, Парижа, Страсбурга, Бонна, Тюбингена, Женевы, США и иных мероприятиях христианских богословов.

1977. В Бухаресте выходят в свет 6-й и 7-й тома «Филокалии».

1978. Здесь же публикуется 3-томный учебник о. Думитру по православному догматическому богословию.

1979. В Бухаресте выходит 8-й том «Филокалии».

1980. Выходят в свет — в Бухаресте 9-й том «Филокалии» и за границей — несколько книг о. Думитру: в Женеве — «Бог есть любовь» («Dieu est Amour»), в Нью-Йорке — «Богословие и Церковь» («Theology and the Church»), в Афинах — «Молитва, свобода, святость». Тюбингенский факультет теологии присваивает о. Думитру премию доктора Леопольда Лукаса.

Протоиерей Думитру Стэнилоае Протоиерей Думитру Стэнилоае
1981. В Бухаресте выходит в свет 3-томный учебник о. Думитру Стэнилоае «Православное нравственное богословие для богословских институтов» и 10-й том «Филокалии».

1981. Парижский Свято-Сергиевский православный институт объявляет о. Думитру доктором гонорис кауза. В Лондоне он награжден почетным знаком «Крест святого Августина Кентерберрийского» за богословские и христианские заслуги. В Париже выходит его книга «Молитва Иисусова и опыт Святого Духа» («Priere de Jesus et experience de Saint Esprit»).

1982. Белградский богословский факультет присваивает о. Думитру звание доктора honoris causa. В ноябре он участвует в заграничных конференциях — в Нью-Йорке, Бостоне, Детройте, Чикаго, Вашингтоне. В Бухаресте выходит 1-й том «Сочинений» свт. Григория Нисского в переводе о. Думитру.

1983. В Бухаресте публикуется 1-я часть творений прп. Максима Исповедника в переводе о. Думитру.

1986. В Крайове выходит фундаментальная работа о. Думитру Стэнилоае «Духовность и Причастие в православной Литургии» — современное толкование Божественной Литургии.

1987. В Бухаресте в его переводе выходит 1-й том «Сочинений» свт. Афанасия Великого.

1987. В Крайове печатается книга о. Думитру Стэнилоае «Бессмертный образ Божий».

1988. В Бухаресте в его переводе выходит 2-й том «Сочинений» свт. Афанасия Великого.

1990. О. Думитру избран членом-корреспондентом Румынской академии.

1990. В Крайове выходит в свет фундаментальный труд о. Думитру «Исследования по православному догматическому богословию», Епископией г. Роман издается 11-й том «Филокалии». В Бухаресте публикуется 2-я часть творений прп. Максима Исповедника в переводе о. Думитру.

1991. Избран действительным членом Румынской академии. Афинский богословский факультет объявляет о. Думитру доктором honoris causa. В Бухаресте в его переводе выходит 1-й том «Писаний» свт. Кирилла Александрийского.

1991. Также в Бухаресте выходят книга о. Думитру «Христианская аскетика и мистика, или Богословие духовной жизни», 12-й том «Филокалии» и «Лествица» прп. Иоанна, игумена Синайского, в его переводе.

1992. Бухарестский университет объявляет о. Думитру доктором honoris causa.

1992. В Бухаресте публикуются «Размышления о духовности румынского народа» и «Семь утренних бесед с отцом Стэнилоае». В Бухаресте же выходит 2-й том «Писаний» свт. Кирилла Александрийского в его переводе; 3-й том выйдет в 1994 г., уже после смерти о. Думитру.

1993. Выходят в свет последние книги о. Думитру: «Святая Троица, или В начале была Любовь», «Толкование на Евангелие от Иоанна», «Иисус Христос — свет миру», «Жизнь Бога в Православии» и «Лавсаик» в его переводе.

1993. 5 октября великий православный богослов Думитру Стэнилоае упокоился о Господе.

Румынский патриарх у могилы отца Думитру Стэнилоае и его супруги на кладбище монастыря Черника в Бухаресте Румынский патриарх у могилы отца Думитру Стэнилоае и его супруги на кладбище монастыря Черника в Бухаресте
    

Сочинения

Монографии

  • Жизнь и деятельность Иерусалимского патриарха Досифея и его связи с Румынскими княжествами. Чернэуць, 1929. — 169 с. (докторская диссертация).
  • Послевоенный католицизм. Сибиу, 1933. — 204 с.
  • Православие и румынизм. Сибиу, 1939. — 395 с. (Бухарест, 1993).
  • Отношение г-на Лучиана Блага к христианству и Православию. Сибиу, 1942. — 150 с. (Бухарест, 1993).
  • Жизнь и учение св. Григория Паламы, с тремя вновь переведенными трактатами. Сибиу, 1938. — 250, CLX с. (Бухарест, 1993).
  • Иисус Христос, или Восстановление человека. Сибиу, 1943. — 404 с. (Бухарест, 1993).
  • Догматическое и символическое богословие. Учебник для богословских институтов: В 2 т. Бухарест, 1958. — 1008 с. (в соавт.)
  • Православное догматическое богословие для богословских институтов: В 3 т. Бухарест, 1978. — 504, 380, 463 с. (Бухарест, 1994).
  • Православное нравственное богословие для богословских институтов. Т. 3: Православная духовность. Бухарест, 1981. — 320 с.
  • Духовность и Причастие в православной Литургии. Крайова, 1986. — 440 с. (Бухарест, 2004).
  • Бессмертный образ Божий. Крайова, 1987. — 392 с.
  • Исследования по православному догматическому богословию. Крайова, 1990. — 705 с.
  • Христианская аскетика и мистика, или Богословие духовной жизни. Бухарест, 1991. — 320 с. (Клуж. 1993. — 537 с.; В 2 т. Алба Юлия. 197, 207 с.).
  • Размышления о духовности румынского народа. Крайова, 1992. — 162 с. (Бухарест, 2002).
  • Семь утренних бесед с отцом Стэнилоае (записал Сорин Думитреску). Бухарест, 1992. — 272 с.
  • Святая Троица, или вначале была Любовь. Бухарест, 1993. — 96 с.
  • Толкование на Евангелие от Иоанна. Крайова, 1993.
  • Иисус Христос — свет миру. Бухарест, 1993.
  • Жизнь Бога в Православии. Клуж-Напока, 1993. — 240 с. (Там же. 2000).

Переводы

  • Андрустос Христос. Догматика Восточной Православной Церкви. Сибиу, 1930. — XVI, 48 с.
  • Ниссен Вильгельм. Страна, поющая в образах: Внешние фрески монастырей Молдовы. Бухарест, 1978. — 196 с., илл.
  • Филокалия, или Сборник писаний святых отцов, учащих, как может человек очиститься: Свет и совершенство / Перевод, введение и примечания.
    • Т. 1. Сибиу, 1946. — XIII, 404 с. (Бухарест, 1992).
    • Т. 2. Сибиу, 1947. — ХХ, 285 с. (Бухарест, 1992).
    • Т. 3. Сибиу, 1948. — XVI, 464 с. (Бухарест, 1992).
    • Т. 4. Сибиу, 1948. — VII, 327 с. (Бухарест, 1992).
    • Т. 5. Бухарест, 1976. — 329 с.
    • Т. 6. Бухарест, 1977. — 329 с.
    • Т. 7. Бухарест, 1977. — 527 с.
    • Т. 8. Бухарест, 1979. — 646 с.
    • Т. 9. Бухарест, 1980. 645 с.
    • Т. 10. Бухарест, 1981. 523 с.
    • Т. 11. Издание епископии Романа, 1990. — 698 с.
    • Т. 12. Бухарест, 1991. — 296 с.

В серии «Отцы и писатели Церкви»

  • Св. Григорий Нисский. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1982. — 496 с. (в сотр.)
  • Св. Максим Исповедник. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1983. — 372 с.; Ч. 2. Бухарест, 1990. — 367 с.
  • Св. Афанасий Великий. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1987. — 416 с.; Ч. 2. Бухарест, 1988. — 256 с.
  • Св. Кирилл Александрийский. Писания. Ч. 1. Бухарест, 1991. — 616 с.; Ч. 2. Бухарест, 1992. — 464 с.; Ч. 3. Бухарест, 1994. — 310 с.
  • Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Бухарест, 1992. — 464 с.
  • Лавсаик: Краткие жизнеописания пустынников. Бухарест, 1993. — 128 с.
  • Св. Дионисий Ареопагит. Писания.
  • Св. Григорий Богослов. Пять богословских песнопений.
  • Другие различные переводы в «Revista Teologică» [«Богословский журнал»] (Сибиу) и «Mitropolia Olteniei» [«Митрополия Олтении»] (Крайова).

Богословские статьи

  • Путь к свету Божественному у св. Григория Паламы // Anuarul VI al Academiei teologice Andreiane [6-й ежегодник Андреевской богословской академии]. Сибиу, 1930.
  • Два трактата св. Григория Паламы // Anuarul IХ al Academiei teologice Andreiane [9-й ежегодник Андреевской богословской академии]. Сибиу, 1933.
  • Православная антропология: Комментарии относительно первоначального состояния человека // Anuarul ХVI al Academiei teologice Andreiane [16-й ежегодник Андреевской богословской академии]. Сибиу, 1940.
  • Космос и душа, образы Церкви // RT[2]. Год 34. 1944. № 3–4; 7–8.
  • Элементы православной антропологии // Prinos închinat ÎPS Nicodim, Patriarhul României… [Приношение Высокопреосв. Никодиму, Патриарху Румынии]. Бухарест, 1946.
  • Патриарх Сергий Московский как богослов // Ortodoxia. Год 1. 1949. № 2–3.
  • Учение о Матери Божией у православных и католиков // Ortodoxia. Год 2. 1950. № 4.
  • Матерь Божия как Ходатаица // Ortodoxia. Год 4. 1952. № 3–4.
  • Виды и причины ложного мистицизма // ST[3]. Год 5. 1953. № 1–2.
  • Божественная Евхаристия в трех конфессиях // Ortodoxia. Год 5. 1953. № 1.
  • Состояние душ после частного суда и православное и католическое учение // Ortodoxia. Год 5. 1953. № 4.
  • Причины и догматические последствия схизмы // Ortodoxia. Год 6. 1954. № 2–3.
  • Добродетели в православном и ктолическом учении // Ortodoxia. Год 6. 1954. № 4.
  • Исповедание грехов и покаяние в былой Церкви // BOR[4]. Год 83. 1955. № 3–4.
  • Екклезиологический синтез // ST. Год 7. 1955. № 5–6.
  • Частный суд после смерти // Ortodoxia. Год 7. 1955. № 4.
  • Сущность Таинств в трех конфессиях // Ortodoxia. Год 8. 1956. № 1.
  • Количество Таинств, отношения между ними и проблема Таинств вне Церкви // Ortodoxia. Год 8. 1956. № 2.
  • Первоначальное состояние человека в трех конфессиях // Ortodoxia. Год 8. 1956. № 3.
  • Внутренняя связь между смертью и Воскресением Господа // ST. Год 8. 1956. № 5–6.
  • Православное и католическое учение о прародительском грехе // Ortodoxia. Год 9. 1957. № 1.
  • Протестантское учение о наследственном грехе, рассмотренное с православной точки зрения // Ortodoxia. Год 9. 1957. № 2.
  • Символ как предвосхищение и основа иконы // ST. Год 9. 1957. № 7–8.
  • Познание Бога у св. Иоанна Златоуста // Ortodoxia. Год 9. 1957. № 4.
  • Вокруг «Духовных бесед» св. Макария Египетского // MO[5]. Год. 10. 1958. № 1–2.
  • Иисус Христос как прототип Своей иконы // MMS[6]. Год. 34. 1958. № 3–4.
  • Общность через любовь // Ortodoxia. Год 15. 1963. № 1.
  • «Икономия» в Православной Церкви // Ortodoxia. Год 15. 1963. № 2.
  • Экуменическое движение и проблемы современного мира // GB[7]. Год 22. 1963. № 3–4.
  • Экуменическое движение и христианское единство на нынешнем уровне // Ortodoxia. Год 15. 1963. № 3–4.
  • Священная Традиция: Определение понятия и его расширения // Ortodoxia. Год 16. 1964. № 1.
  • Авторитет Церкви // ST. Год 16. 1964. № 3–4.
  • Понятие догмата // ST. Год 16. 1964. № 9–10.
  • Троические отношения в жизни Церкви // Ortodoxia. Год 16. 1964. № 4.
  • Связь между Евхаристией и христианской любовью // ST. Год 17. 1965. № 1–2.
  • Возможность догматического согласия между Православной Церковью и древними Восточными Церквами // Ortodoxia. Год 17. 1965. № 1.
  • Католическое учение о непогрешимости на I и II Ватиканских соборах // Ortodoxia. Год 17. 1965. № 4.
  • Церковь универсальная и Соборная // Ortodoxia. Год 18. 1966. № 2.
  • О сакраментальном аспекте Церкви // ST. Год 18. 1966. № 9–10.
  • Святой Дух и соборность Церкви // Ortodoxia. Год 19. 1967. № 1.
  • Критерии присутствия Святого Духа // ST. Год 19. 1967. № 3–4.
  • Координаты экуменизма с православной точки зрения // Ortodoxia. Год 19. 1967. № 4.
  • Откровение через действия, слова и образы // Ortodoxia. Год 20. 1968. № 3.
  • Евхаристическое богословие // Ortodoxia. Год 21. 1969. № 3.
  • Богословские основания иерархии и синодальности // ST. Год 22. 1970. № 3–4.
  • Святая Троица: структура высшей любви // ST. Год 22. 1970. № 5–6.
  • Единство и различия в православной традиции // Ortodoxia. Год 22. 1970. № 3.
  • Интеллигибельность Церкви в сакраментальой жизни // Ortodoxia. Год 22. 1970. № 4.
  • Бог есть любовь // Ortodoxia. Год 23. 1971. № 3.
  • В проблеме интеркоммуниона [совместного причащения с неправославными] // Ortodoxia. Год 23. 1971. № 4.
  • Православное учение о спасении и проистекающие из него выводы о христианском служении в мире // Ortodoxia. Год 24. 1972. № 2.
  • Образ Христа в западной Церкви: Иисус Христос, благодать и высшее слово Божие // Ortodoxia. Год 25. 1973. № 1.
  • Непреходящий и благородный характер традиции // ST. Год 25. 1973. № 3–4.
  • Образ Божий в мире // Ortodoxia. Год 25. 1973. № 3.
  • Бог есть свет // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 1.
  • Святой Дух в Откровении и в Церкви // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 2.
  • Природа и благодать в византийском богословии // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 3.
  • Христология Соборов // Ortodoxia. Год 26. 1974. № 4.
  • Православная концепция традиции и развития учения // Ortodoxia. Год 27. 1975. № 1.
  • Творение как дар и Таинства Церкви // Ortodoxia. Год 28. 1976. № 1.
  • Значение Божественного света // Ortodoxia. Год 28. 1976. № 3–4.
  • Крест и христианское обновление в православном учении // MMS. Год 52. 1976. № 7–8.
  • Динамика творения в Церкви // Ortodoxia. Год 29. 1977. № 3–4.
  • Иконы в православном культе // Ortodoxia. Год 30. 1978. № 3.
  • Сущность и Ипостаси Святой Троицы по святому Василию Великому // Ortodoxia. Год 31. 1979. № 1.
  • Христология и иконология в споре VIII–IX вв. // ST. Год 31. 1979. № 1–4.
  • Иисус Христос — Архиерей вовек // Ortodoxia. Год 31. 1979. № 2.
  • Исхождение Святого Духа от Отца и Его отношение к Сыну как основание нашего обожения и всыновления // Ortodoxia. Год 31. 1979. № 3–4.
  • Святость в Православии // Ortodoxia. Год 32. 1980. № 1.
  • Священное Писание и апостольская традиция в исповедании Церкви // Ortodoxia. Год 32. 1980. № 2.
  • Наше совершенствование во Христе по учению Православной Церкви // МО. Год 32. 1980. № 1–2, 3–6; Год 33. 1981. № 1–3.
  • Сын Божий, Сын Человеческий // MMS. Год 56. 1980. № 9–12.
  • Литургия — восхождение к Богу и дверь небесная // MB[8]. Год 31. 1981. № 1–3.
  • Храм — небо на земле или литургический центр творения // МВ. Год 31. 1981. № 3.
  • Вселенский Собор и никео-цареградский Символ // Ortodoxia. Год 33. 1981. № 3.
  • Идол как образ обожествленной природы и икона как окно в Божественную трансцендентность // Ortodoxia. Год 34. 1982. № 1.
  • Исповедание правой веры через молитвы священника, сопровождаемые ответами верующих, как приготовление к совершению Евхаристической Жертвы и причащению ей // МВ. Год 31. 1982. № 1–3.
  • Церковь в значении храма и широкого единения во Христе // Ortodoxia. Год 34. 1982. № 3.
  • Виды присутствия Христа в богослужении Церкви // МВ. Год 32. 1982. № 7–9.
  • Жертва Христова и наше одухотворение через причащение ей на Святой Литургии // Ortodoxia. Год 35. 1983. № 1.
  • Лютеранское учение об оправдании и слове и несколько православных размышлений // Ortodoxia. Год 35. 1983. № 4.
  • Вклад «монахов-скитян» в уточнении христологии в начале VI в. // МО. Год 37. 1985. № 34.
  • Святая Троица созидающая, спасающая и вечная цель всех верующих // Ortodoxia. Год 38. 1986. № 2.
  • Святая Троица и творение мира из ничего во времени // МО. Год 38. 1987. № 2.
  • Сын Божий и Слово воплощенное и воскресшее как Человек, воссоединяющий в Себе творение навеки // МО. Год 39. 1987. № 4.
  • Слово Творческое и вечно спасающее /// МО. Год 43. 1991. № 1.
  • Иерархическое привлечение мира к Святой Троице через Слово Божие Вочеловечившееся // МО. Год 43. 1991. № 2.

Кроме перечисленных работ, отец Думитру Стэнилоае написал множество исторических и публицистических статей.

Подготовила Зинаида Пейкова

По материалам «Словаря румынских богословов» и воспоминаниям дочери протоиерея Думитру Стэнилоае, г-жи Лидии Стэнилоае-Ионеску

5 октября 2013 г.

[1] В западных источниках за неимением языковых выразительных средств фамилию отца Думитру часто коверкают, однако русский язык прекрасно передает ее звучание, и нет никакой необходимости произносить ее на западный манер, искаженно. Нужно только запомнить, что в дифтонге «оа» ударение всегда падает на «а».

[2] RT — Telegraful Român [Румынский телеграф].

[3] ST — Studii Teologice [Богословские исследования].

[4] BOR — Biserica Ortodoxă Româna [Румынская Православная Церковь].

[5] MO — Mitropolia Olteniei [Митрополия Олтении].

[6] MMS — Mitropolia Moldovei şi Sucevei [Митрополия Молдовы и Сучавы].

[7] GB — Glasul Bisericii [Голос Церкви].

[8] MB — Mitropolia Banatului [Митрополия Баната].

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Человек, если бы ты знал свою ценность! Человек, если бы ты знал свою ценность!
Архим. Арсений (Папачок)
Человек, если бы ты знал свою ценность! Человек, если бы ты знал свою ценность!
Архимандрит Арсений (Папачок)
Если бы можно было спросить у небожителей: «А чего вам стоило этакое блаженство?» – то ответ был бы: «Времени, проведенного во благо». Самое важное – не терять времени.
Архимандрит Иларион (Аргату) Архимандрит Иларион (Аргату)
К 100-летию со дня рождения
Архимандрит Иларион (Аргату) Архимандрит Иларион (Аргату)
К 100-летию самого известного экзорциста Румынии
Архимандрит Иларион был самым знаменитым в Румынии экзорцистом. Он неустанно, иногда по три раза в день, совершал отчитки. 2 августа 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения старца.
Советы старца Иустина (Пырву; † 16 июня 2013 г.) Советы старца Иустина (Пырву; † 16 июня 2013 г.) Советы старца Иустина (Пырву; † 16 июня 2013 г.) Советы старца Иустина (Пырву; † 16 июня 2013 года)
Лучше быть гонимым, чем гнать; лучше быть распятым, чем распинать; лучше быть оскорбляемым, чем оскорблять; лучше быть оклеветанным, чем клеветать.
Советы молодым Советы молодым
Из бесед с архим. Софианом (Богиу)
Советы молодым Советы молодым
Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу)
«Иисусе, помилуй мя!» Эти слова – суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни – Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» – это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего. И эту молитву нужно произносить как можно чаще, как бы мы ни были заняты.
Душепопечители румынского народа Душепопечители румынского народа Душепопечители румынского народа Душепопечители румынского народа
Беседа с настоятелем монастыря Путна архимандритом Мелхиседеком
Если почитать румынский патерик, то можно узнать имена большого числа отцов, которые стали светом румынского народа. Все они одной закваски и имели одно попечение – принести Христа людям и привести людей к Нему. Это и преподобный Даниил Отшельник, и преподобный Василий – иеромонах из Пояна Мэрулуй, и преподобный Никодим из Тисманы, и те, которые ближе к нашим временам… И сегодня в Румынии много отцов имеют попечение о христианских душах. Молитва старцев служит основой и поддержкой всему миру.
Комментарии
виктор 5 октября 2013, 21:54
такое ощущение что этот человек на земле был как некий посланник для того что бы передать все те книги переводы и проч для потомков. хорошо что есть примеры как ученым людям можно делать Богоугодное дело в наше время. Аминь
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×