Клевета как ступень к правде

«Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Перечитываю эти слова из письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, узнаю присущую одному ему интонацию бесконечно терпеливой отеческой заботы, неустанного попечения о каждом адресате… И думаю о том, что «благодушно терпеть», примириться с клеветой на самом деле очень трудно, практически невозможно.

На моем пути не было катастрофических ситуаций, связанных с клеветой, но были, так скажем, очень неприятные моменты. Чего не бывает в журналистской жизни, тем паче в сегодняшней… Больней всего было вот это, неистребимое и почти сакраментальное: «Статья, безусловно, заказная, и я знаю, кто ее проплатил». Более хладнокровные — или просто менее щепетильные в этом смысле — коллеги советовали «не обращать внимания» и «быть выше». Но набрать необходимую высоту у меня почему-то не получалось никак, я с неизбежностью падала в боль и отчаяние. Меня преследовали мысли: «Скольким же людям еще он это сказал — с такой же вот непоколебимой уверенностью! Сколько не знающих меня, однако, имеющих представление о сегодняшней жизни людей сходу приняло это как чистую правду!»

Для журналиста очень важна репутация, конечно, иными словами — ему нужно, чтоб ему верили. Однако страдала я — не только из-за восприятия моих публикаций, т.е., не только из-за их эффекта и резонанса. Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. А для чего делали-то?.. Не для того ли, чтобы нас любили? Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее — в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда — в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным. А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает — святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!

Оклеветанный Иоанн Златоуст жестокими преследованиями был сведен в могилу. Преподобный Максим Грек, обвиненный в ереси и отлученный от евхаристического общения, шестнадцать лет кряду не мог причаститься Святых Христовых Таин, шесть из этих лет провел в жутких условиях одиночного заточения. Святителя Нектария Пентапольского клевета сопровождала всю его жизнь, она только меняла свое содержание в зависимости от текущего момента — главный клеветник упорен и изобретателен.

В средневековых житиях и патериках нередко рассказывается о том, как Сам Бог оправдывал невиновного и посрамлял клеветников. Святитель Василий Рязанский, обвиненный в преступлении монашеского обета и едва не убитый благочестивыми муромцами, многие из которых, впрямь, чувствовали себя оскорбленными в святых чувствах, расстилает свою мантию на водной глади, встает на нее и плывет вверх по течению Оки — из Мурома в Старую Рязань... Но такое бывало далеко не всегда. В большинстве случаев клевете противостояло не видимое чудо, а одна только святость со своим «оружием» — кротостью, терпением, доверием к Богу. Вот эпизод из воспоминаний игумении Феодосии (Каца) о событиях, произошедших на Эгине, в Эгинском девическом монастыре, основанном святителем Нектарием: «Вспоминаю нашего владыку во время одной ужасной сцены. На него набросился с тяжкими оскорблениями какой-то представитель власти, сбитый с толку клеветниками. Не будучи в силах это вынести, мы закричали: «Владыка, ответьте же оскорбителю!». Но тот, неизменно трезвящийся, тихий и невозмутимый, хранил молчание. Устремив взор ввысь и опираясь на малый посох, он казался небесным существом»[1].

Итак, доверие к Богу и спокойное терпение, повторяю я про себя, возвращаясь к неприятным моментам своей жизни. Вседержитель знает всё, у Него всё, как говорится, под контролем. Повторяю, но успокоиться, освободить душу от ржавого крючка, за который она зацепилась, перестать думать о клевете, перестать этим мучиться — никак не могу...

Но ведь это вообще не цель духовной жизни — перестать страдать, успокоиться, обрести внутренний комфорт. Внутренний, душевный покой, оптимальное эмоциональное состояние — это иногда (не всегда!) хороший симптом, говорящий о выздоровлении, или, лучше скажем, об относительной поправке духовных дел — но сама-то поправка не в этом заключается.

Клевета, которой мы подверглись — это повод задуматься о себе. Возмущаясь против клеветы, мы как бы говорим «Я не грязен, я чист!». Встречный вопрос: что, весь чист? Прямо как из бани? «Нет, но…»

Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил? Как журналист, я никогда не выполняла пресловутых «заказов», не писала обличительных текстов за чьи-то деньги. Но наша профессия чревата многими другими соблазнами, и что же: я никогда им не поддавалась? Увы. Самый распространенный профессиональный соблазн — использование чужой трагедии в качестве приманки, интересного материала, привлекающего внимание читателей к изданию, в котором ты работаешь, и обещающего тебе успех. Вольно или невольно (невольно — это когда редактор непременно требует, чтобы вся работа газеты была на этом построена и т.п.), но это было со мною не раз, а ведь если вдуматься — это тоже продажа совести. Она сопровождается множеством оправданий, закрашиваний, замазываний (Ну, я же им сочувствую, этим потерпевшим! Я же их поддерживаю!), но в конечном итоге она все равно совершена.

Дальше интересная мысль: а вот если бы я была абсолютно чиста от этого греха, а кто-то обвинил бы меня в нем — было бы мне больно? Да уж, наверное! Но почему нет такой же острой боли, такого же чувства оскорбленности от того, что я не чиста, что это обо мне правда? Есть, конечно, определенное переживание, но такой боли, как была бы от клеветы — нет…

Клевета оскорбляет нас лично. А наш грех оскорбляет образ Божий в нас, Самого Создателя оскорбляет. Что важнее? Вот они, наши перекосы. Реально устранив из своей жизни какое-либо неправедное дело, исключив его для себя, мы делаем это обстоятельство сверхзначимым для своего самоощущения: «Я — честный, неподкупный журналист, я не могу терпеть, если кто-то говорит обо мне иначе!» Но мне, может быть, легче было бы это терпеть, если бы я вовремя вспомнила: «честный журналист» — это отнюдь не исчерпывающая моя характеристика, про меня можно кое-что и добавить, и это «кое-что» звучит уже не так красиво, как «честный журналист». Сказать можно не только не только об упомянутых уже здесь издержках погони за интересным материалом, но и о многих профессиональных ошибках: ведь в основе каждой ошибки лежит грех. Это может быть грех тщеславия, может быть грех эгоизма (не попыталась поставить себя на место человека, о котором писала, не вникла в его ситуацию), а может быть и неосознанное сребролюбие — очень хотелось получить гонорар за этот номер, вот и недопродумала маленько, не допроверила…

Епитимия, о которой пишет в процитированном отрывке святитель Феофан, — она ведь не наказание, она, скорее, лекарство, лечащее раны греха терпением и смирением. Вообще, что есть епитимия, посылаемая Самим Богом — это можно услышать от священника, можно прочитать в духовной книжке, а можно почувствовать самому — когда страдаешь от собственной вины и вдруг утешаешь себя тем, что собственные страдания от чужого зла потерпишь теперь спокойно… Неожиданная мысль, особенно для того, кто Феофана Затворника еще не читал; непонятно откуда, но приходит ведь!

И еще одна мысль должна, наверное, прийти: а сами-то мы никого не оклеветали часом?.. Как уже здесь сказано, клевета не всегда связана с целенаправленным злым умыслом, гораздо чаще — с безответственной болтовней, когда мы произносим чужие имена и повторяем утверждения о других людях, нимало не задумываясь о доказанности этих утверждений. Очень часто мы при этом «ссылаемся на источники»: «Не знаю, правда это или нет, но Марьиванна мне говорила…». Это в быту, а если вернуться к профессии автора этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня — одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы. Оболганный подает в суд, просит прокуратуру привлечь клеветников к уголовной ответственности — и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все СМИ, даже самые лояльные к жертве оговора. И тут уж не просто ноги приделают — проворной сороконожкой сделают клевету. Причастна я к этим вещам? Конечно. Так стоит ли мне так расстраиваться из-за той совершенно тривиальной и неизбежной клеветы, которая пришлась на мою долю? Благодарить за нее нужно.

Вместо еже любити мя оболгаху мя, аз же моляхся (Пс.108,4). Тема клеветы постоянно присутствует в Ветхом Завете. История Иова Многострадального — это ведь, по сути, история посрамления клеветы… А в советские годы клевета стала едва ли не главным орудием борьбы с христианством, в Церковью. И это была воистину колоссальная клевета, ее мощь, масштаб и всеохватность долго еще будут удивлять. Но христиане, жившие и служившие Богу в те годы, помнили: и Христос был оклеветан.

Марина Бирюкова

10 октября 2013 г.

[1] Цитируется по изданию: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский, святой наших дней. Саратов, изд. Саратовской митрополии: 2012.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века
Священник Алексий Яковлев
«Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде этой зияющей бездны ненависти, окружающей Церковь и истинно церковных людей… В обществе, среди простодушных людей, читающих газеты и принимающих газетные фразы за чистую монету, из года в год растет недоверие и нерасположение к Церкви… Подготовляется почва для равнодушия, безцерковья и воспринятия всякого вида сектантства или даже особого “мужицкого нигилизма”, самого страшного по своим проявлениям и последствиям», – писал отец Иоанн Восторгов в 1911 году по поводу газетной травли Церкви.
Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл Церковь не должна отвечать агрессией на клевету в ее адрес — Патриарх Кирилл
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях свидетельство Церкви будет христианским и призывающим людей к примирению.
Как избавиться от лживых стереотипов в отношении Николая II и его семье? Как избавиться от лживых стереотипов в отношении Николая II и его семье?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Сейчас для меня очевидно, насколько лживы и безграмотны произведения советского времени о царе Николае II и его семье (роман В.Пикуля, книга М.К. Касвинова, фильм «Агония» Э.Климова и др.). Фальшивые стереотипы «въелись» в сознание. Как от них освободиться?
Комментарии
Elena Bon 3 сентября 2015, 09:00
кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает — святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!
Наталья26 февраля 2014, 10:00
Соглашусь с Генадием! Если автор не терпел клеветы. А написанный в статье пример по поводу неправды в печати. Ну мягко говоря, просто детский лепет(гламурное самолюбование)В сравнении с тем, что действительно делает клеветник с жизнью людей оклеветанных. И да, опять таки, это вспоминание автора, что надо посмотреть на себя так сказать, покопаться, "а не сказал ли ты сегодня в автобусе кому не доброе слово" -это я утрирую)) И при этом сам человек оклеветанный находиться в это момент как бы на ежедневной дыбе. "Клевета это не тот вариант, когда о Вас кто-то думает не так, как Вы думаете о Вас следует думать. Клевета это когда, о Вас не только думают, а и обращаются так, о чем Вы и в страшном сне пригрезить не могли И вот может быть после, когда Вы, потеряв репутацию, карьеру, работу, семью, здоровье и почти веру, все-таки выстояли, вот только тогда с чистым сердцем берите перо и пишите типа - "клевета ступень к правде...". Иначе, Вы пишите что-то, ведущее в иную сторону. " Полностью согласна с автором! Статья полезна некоторыми примерами из жизни святых отцов и дивным коментарием Генадия!)) Да простит меня автор статьи.
Геннадий-либерал17 октября 2013, 23:00
Наталья Богоявленская. Не могу не заметить Ваше вежливое любопытство, поэтому предлагаю Вам вернуться поразмыслить о Вашей ревности за автора после такого соображения: Например, некто, кто не участвовал в контртеррористической операции в Чечне, но в принципе человек честный и патриот, примется рассуждать, что предательство плохо, а геройская смерть хорошо, то лично я увижу фальшь и ложь со второго слова... Так и в других аспектах публичного размышления, если человек не имеет личного опыта, тем более в страшных испытаниях, то почему он считает "себя вправе поучать" и произвольно решать "когда писать на ту или иную тему и когда не писать"? Если такой человек профессиональный писатель, то критика уместна и допустима всегда, а если данный человек пророчествует или толкует, то он, во-первых мужчина, а во-вторых, говорит слышимое от Духа. Какой тут наш случай? P.S. Для Вашего личного образования: клевета это неправда, но неправда это еще не клевета. Еще ближе: если я, не зная Вас, скажу, что Вы старая и некрасивая, то это может оказаться неправдой, а если я, зная Вас, буду говорить, что Вы воровка или убийца, то это уже почти клевета, но только в самом начале... Почувствуйте разницу.
Наталья Богоявленская13 октября 2013, 23:00
Уважаемый Геннадий-либерал! Ведь статья-то написана о том, что переживаем мы все, каждый из нас; с неправдой в свой адрес в той или иной степени сталкивался практически любой человек, а неправда -- это и есть клевета. А вы что -- выше этого? И потому считаете себя вправе поучать автора, когда писать на ту или иную тему и когда не писать?
К.13 октября 2013, 07:00
Согласна с Геннадием. Есть темы, на которые могут писать только те, кто в испытаниях потерял всё, кроме Бога. Но большинство из них "почему-то" не пишут. Досужий домысел про проплаченную статью - простите, не идет в сравнение с тем, как некоторые теряют от клеветы семью, здоровье, иногда жизнь, не говоря уже о добром имени на долгие годы вперед и о том, что приходится переживать семье и потомкам даже после смерти безвинно оклеветанного.
р.Б. Наталия12 октября 2013, 21:00
Как вовремя прочитала статью-как будто для меня была написана. Сколько же претерпели святые отцы, представить страшно. После их жизни по-другому смотришь на различные ситуации.
Раиса11 октября 2013, 13:00
Спасибо. Я к подобным выводам сама уже пришла,но очень приятно находить и подтверждение от других людей, тем более,людей воцерковленных.
Геннадий-либерал10 октября 2013, 23:00
"Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил?" Примерно так или почти так возможна тенденция мысли у тех людей, которые ничего не знают о клевете. Клевета - "молот по груди", и даже до той степени: "...избавь меня, Боже, от клеветы человеческой и сохраню заповеди Твои...". Кто из живых может представить, что такое молотом по груди? Или что же происходит, что заповеди Бога, невозможно даже и попытаться выполнить? А теперь вообразите, вероятность примирения с клеветником: это допустимо сравнить со следующим - к Вам подходит людоед с чем-либо вроде ножа, а Вы говорите ему: "брат, прощаю тебе все сделанное мне зло...", а тот в ответ: "ладно, ладно, давай заканчивай, кушать хочется". Клевета это не тот вариант, когда о Вас кто-то думает не так, как Вы думаете о Вас следует думать. Клевета это когда, о Вас не только думают, а и обращаются так, о чем Вы и в страшном сне пригрезить не могли. И вот может быть после, когда Вы, потеряв репутацию, карьеру, работу, семью, здоровье и почти веру, все-таки выстояли, вот только тогда с чистым сердцем берите перо и пишите типа - "клевета ступень к правде...". Иначе, Вы пишите что-то, ведущее в иную сторону.
Татьяна10 октября 2013, 18:00
Спасибо за статью. Долгие годы на меня, а потом уже на мою дочь клеветала моя родная сестра, отняв много моего здоровья, я тогда не была воцерковлена и переживала все как трагедию, прошло много лет, мне уже 67, и только недавно я смогла простить свою сестру и понять до конца пользу поношения, слава Богу за все.
р. Б.Иулия10 октября 2013, 14:00
Мне по этой теме вспомнились рассказы Паисия Святогорца о святых людях его времени. Некоторые из них даже намеренно навлекали на себя клевету. Мне запомнился такой случай - когда один старец подбирал банки из-под рыбных консервов и разбрасывал возле своей келии, чтобы люди думали, что он такой вот любитель поесть. А на самом деле он очень и очень скудно питался. Помогай нам всем Господь!
Лариса10 октября 2013, 13:00
Сама к себе обратилась, себя пожалела и себя же убедила, что вон - у других еще хуже, а в советские времена так вообще... Читатель не нужен.
Андрей10 октября 2013, 12:00
Хорошая статья, реальная по нынешней жизни прямо в точку. Терпения, смирения и спасения Божьего!
Ирина10 октября 2013, 11:00
Как жаль что не прочла такую статью раньше; как хорошо, что прочла сейчас. Спаси Господи.
Инна10 октября 2013, 11:00
Спасибо за статью, как во время, мне нужны были эти рассуждение о клевете. Слава Богу, за все!
Алексей К.10 октября 2013, 09:00
Слава Богу и долготерпению Его.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке