«Формулировка “всякое сожительство без регистрации есть блуд”, на мой взгляд, некорректна»

В начале сентября 2013 года на сайте Межсоборного присутствия был опубликован Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Портал Православие.Ru попросил прокомментировать данный проект протоиерея Максима Первозванского — главного редактора журнала «Наследник», клирика храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе, отца девятерых детей.

Священник Максим Первозванский, матушка Лариса и их дети Священник Максим Первозванский, матушка Лариса и их дети
    

— Что вас порадовало в Проекте документа, и что вы считаете необходимым доработать или вовсе изменить?

— Документ этот крайне своевременный, потому что назрело множество вопросов, касающихся совершения браков. Однако некоторые из них, на мой взгляд, остались нераскрытыми или раскрытыми таким образом, что я не готов с ними согласиться.

Во втором пункте Проекта документа говорится, что всякое сожительство без государственной регистрации есть блуд[1]. Я категорически не согласен с этим.

Есть в физике способ размышлений под названием «мысленный эксперимент». Представим себе двух людей на необитаемом острове. Неужели они не могут там вступить в брак? Разумеется, могут.

Несколько раз в жизни я соглашался венчать брак без государственной регистрации, — и всегда это было связано с невозможностью по тем или иным причинам его зарегистрировать.

Один из ярких примеров — из 1990-х, когда человек, будучи гражданином Казахстана, четыре года восстанавливал паспорт, и никак у него это получалось. И конечно, я его обвенчал: была настоящая свадьба с кучей родных и друзей, машинами и ресторанами, — и совесть меня ни капельки не обличает.

Бывает и так, что люди не готовы к регистрации, и вовсе не потому, что они не собираются быть друг другу верными мужем и женой и зарегистрировать свой брак в дальнейшем, — просто они не могут сделать это прямо сейчас.

Случается и так, что государственная регистрация брака приводит к серьезным проблемам.

Например, несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что достаточно пожилые люди, имеющие детей, не хотели регистрировать свой брак, чтобы не «напрягать» своих детей проблемами, связанными с наследством. А недавно у нас венчался сотрудник спецслужб. Он не регистрировал свой брак, чтобы не подвергать опасности семью.

Сама формулировка «всякое сожительство без регистрации есть блуд», на мой взгляд, некорректна.

Государственная регистрация, безусловно, очень важна. Но нужно иметь в виду, что государство не заключает браки — оно эти браки регистрирует. ЗАГС — это отдел записи гражданских состояний. Человек умер — выдается свидетельство о смерти. Родился — выписывают свидетельство о рождении. Женился — государство регистрирует его брак, не более того.

Да, в советское время регистрация обросла элементами обряда, но мы знаем, что эта процедура упрощается: уже не нужны свидетели, можно спокойно прийти в будний день в будничной одежде и в рабочем порядке зарегистрировать свой брак.

А что такое брак? В первом пункте Проекта документа, между прочим, содержится прекрасное определение: брак — свободный союз мужчины и женщины с обещаниями ими взаимной любви и верности.

И в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря говорится: «Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора».

Ведь даже депутаты недавно выступили с инициативой, что браки, венчанные в Церкви, можно регистрировать без предварительного двухмесячного испытания: раз Церковь обвенчала, — а священнослужители ответственно относятся к этому, — значит, у государства нет никакой необходимости в этом испытательном времени, которое обычно бывает между подачей заявления и самой регистрацией.

Если есть публичное обещание взаимной любви и верности, то, безусловно, мы имеем дело с браком. Два человека, находящиеся на необитаемом острове, могут вступить в брак, если пообещают Богу (а если кто-то третий на этом острове затесался, то и объявят публично), что они муж и жена.

Поэтому требуется доработка этого пункта.

Дальше. Среди причин расторжения церковного брака стоит «отпадение одной из сторон от Православия». По-моему, это входит в противоречие со словами апостола Павла о том, что если какой муж «имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее, и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор. 7:12–13). А также с третьим пунктом Проекта, в котором говорится, что браки, заключенные с нехристианами, признаются Церковью в качестве законных.

Я знаю очень много таких ситуаций, когда люди лет в двадцать вступают в брак, потом, годам к 30-ти, у них начинается период исканий, и вот человек вдруг заявляет себя или не верующим или не православным: и что, считать это основанием для расторжения брака?

Мы живем в таком обществе, когда многие, — или, по крайней мере, некоторые — люди в течение жизни могут менять религиозные воззрения, и если при этом они не начинает активно склонять мужа или жену к отпадению от православия, то указывать это как причину для расторжения брака, мне кажется, было бы некорректно.

Есть вопрос и по поводу монашеского пострига одного из супругов как причины для расторжения церковного брака: по-моему, по существующей практике, если муж и жена принимают монашество, они должны делать это одновременно.

Очень важен для приходской жизни и вопрос о второбрачии. Недавно, в день свв. Петра и Февронии, с радостью я венчал супружескую пару. Оба — вдовцы. Очевидный второй брак, но их первые браки были не венчаны. А кто-то из священников мог бы взяться их венчать, как первобрачных, поскольку, еще раз повторю, они не были венчаны.

Мне кажется важным раскрыть этот вопрос: каким образом подходить к венчанию людей, вступающих во второй брак, зарегистрированный государством, но в первый церковный. Это ситуация сейчас канонически не раскрыта.

— Еще один вопрос про пункты, в которых основанием для расторжения брака указывается СПИД и душевная болезнь. СПИД человек может где угодно получить — например, в больнице при переливании крови. Это повод бросить человека в беде?

Надо понимать, что указанные причины — никак не рекомендации. Возьмем классическую, всем известную причину разводов — прелюбодеяние, измена.

Кстати, есть в Проекте еще одна неточность: в подпункте «б» седьмого пункта в числе поводов для расторжения брака указано прелюбодеяние, а в подпункте «в» — вступление одной из сторон в новый брак. Но вступление одной из сторон в брак и есть прелюбодеяние!

Прелюбодеяние — тяжелейший удар, но если это разовая измена, думаю, что любой священник будет рекомендовать супругам стараться сохранить брак.

По поводу СПИДа и других болезней. Насколько я помню, подобные пункты появились в определениях Поместного Собора 1918 года, где речь шла о сифилисе и туберкулезе. Упоминание о СПИДе есть и в Социальной концепции: думаю, что оно появилось на фоне испуга перед «новой неизлечимой болезнью» в 1990-х годах.

Но ведь действительно, бывают ситуации, когда человек приобретает эти болезни не в результате противоестественных пороков или измены (что само по себе является причиной для развода), а в каких-то ситуациях, от него не зависящих.

Что же касается неизлечимой душевной болезни, то здесь нельзя не согласиться, что это основание для расторжения брака, потому что жить с таким человеком совершенно невозможно.

Хотя, опять-таки, хочу подчеркнуть, указанные причины для возможного расторжения брака — это не руководство к действию.

[1] «Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями» // Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кирпич и раствор Кирпич и раствор
Людмила Селенская
Кирпич и раствор Кирпич и раствор
Людмила Селенская
Мужчины — кирпичи, а женщины — известковый раствор. Вместе мы — стена.
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
«Брак — идеальная школа любви» «Брак — идеальная школа любви»
Свящ. Илия Провада
«Брак — идеальная школа любви» «Брак в церковном понимании — идеальная школа любви»
Священник Илия Провада
О светском и церковном понимании брака, семейном счастье, кризисе мужского воспитания и многом другом.
Комментарии
Иоанна_22 июля 2016, 00:57
Да есть крестики; просто увеличьте изображение. Люблю статьи отца Максима, в которых чувствуется, без преувеличения, БОЛЬШОЕ знание предмета. Но в данном случае удивлена, что батюшка всему этому верит. Вопросы с наследством можно решить с помощью нотариуса, у спецслужб, без сомнения, есть свои юристы и свои возможности регистрации брака для сверхсекретных сотрудников, и ни в какой самой дикой африканской стране, я думаю, восстановление паспорта не длится 4 года. Пусть решат все формальности, зарегистрируют брак и не ставят священника в неловкое положение своими экзотическими обстоятельствами. Если намерения серьёзные, люди всё это сделают. А в каких-то сверхсложных случаях решение принимает епископ - разве не так? Батюшке и его семье желаю всех благ, это один из моих любимых авторов.
Татьяна11 июля 2016, 11:57
И ДА - СТРАННО,ПОЧЕМУ У МАТУШКИ АВТОРА И ВЗРОСЛЫХ ДОЧЕРЕЙ НА ФОТО НЕТ НАТЕЛЬНЫХ КРЕСТОВ?
Татьяна11 июля 2016, 11:44
По поводу венчания нерегистрированных в ЗАГСЕ браков приведу пример,происходящий на моих глазах.В деревне у нашего деда есть сосед,статный такой, седовласый красавец с благообразной бородой. Бывший научный сотрудник какого-то из московских институтов. На пенсии решил отдохнуть в родных пенатах. У него была жена,удивительной теплоты и доброты женщина. Но почему-то в последние годы стала тихой пьяницей. Сам Н.Н. (назовем его так) ходил всегда с гордой поступью,а его красивые синие глаза поражали каким-то жутким холодом,даже жестокостью во взгляде. Скоро его тихая и несчастная жена умерла. Спустя пару-тройку месяцев Н.Н. подал объявление в местную газету о поиске " второй половины".Начался отбор "невест". Действительно,для нашей российской глубинки 65-летний благообразный интеллигентный мужчина,не курящий и не пьющий,просто эксклюзив! Покопавшись немного в невестах,Н.Н. остановил свой выбор на дородной женщине, крепкой и хозяйственной,да еще и работнице мясокомбината. Чем не жена?! Тем более она была совсем одна,ее единственный сын трагически погиб.Чтобы как-то узаконить с ней отношения,а заодно и мотивировать на нелегкий труд в деревне,Н.Н. сделал такой хитрый ход,как он сам потом рассказывал нашему деду. Он с ней просто...ПОВЕНЧАЛСЯ. А что?! Пришел в какой-то храм и их так запросто повенчали. Никаких регистраций в ЗАГСЕ не требовали! Для нее это конечно серьезный шаг-ведь теперь перед Богом они теперь муж и жена. И конечно,все заботы о Н.Н. она теперь спокойно взяла на себя. А для него-тоже хорошо! Жена ( и все сопутствующие привелегии) вроде есть,а случись что (помрет он раньше нее)по документам он -вдовец,и все его имущество останется детям.Продуманно однако. Так что такие вот батюшки,венчающие всех без разбору,встречаются повсюду,что очень удобно для некоторой категории граждан....
Дмитрий10 июня 2016, 15:41
P.S. к моему последнему комментарию: при рассмотрении вопроса о блуде при сожительстве без регистрации, на мой взгляд, должно быть различение:
* консенсуального брака (о чём пишет о. Максим), когда есть договоренность, обет верности... но по каким-то причинам не хотят регистрироваться (ибо действующий СК противоречит Священному преданию РПЦ как нарушающий Богоданную структуру, иерархию семьи под началом мужа, вместо того даёт власть жене, против слова Апостольского...)
* блуда
=====
Дмитрий21 января 2016, 23:53
Батюшка совершенно прав! Слава Богу, что есть отцы, так мыслящие! Нельзя говорить, что любое сожительство без регистрации - есть блуд, тем более, современный СК не был изменен со времени советской власти, когда он не вводил женщину в соблазн стяжания, который является средством, не укрепляющим, а разрушающим семью. Если бы не было возможности уйти и взять с собой много собственности - разводов было бы меньше. К сожалению, в православном духовенстве мало внимания обращают на это - ибо можно рассердить большую часть паствы - а именно, женщин

Желаю отцу Максиму доброго здоровья, долгих лет жизни и тепла в семье!
Светлана 3 октября 2015, 16:15
А почему некоторые возмущаются тому, что священник если будет венчать без штампа в паспорте должен мол угадывать есть ли у него уже жена или у нее муж? Да не должен он ничего угадывать. Если человек пришел венчаться, а уже имеет где-то жену, то священник тут не виноват-человек будет виноват перед Богом и человеку отвечать. Если это действительно верующий человек, то он не сделает такой гадости, а если пришел обмануть , то Бог то все равно видит. Ведь и священники тоже имеют разную душу и не означает, что если священник то априори чист душой. Перед Богом все отвечать будем. А блуд -это не когда без штампа. Можно и со штампом блудить, а без штампа жить честно!
Павел24 августа 2015, 19:53
Некоторые обсуждающие совершенно не принимают во внимание официальные документы Церкви, в частности соц. концепцию (гл. X п. 2), где прямо говорится о признании Церковью гражданского, то есть регистрированного в ЗАГСе брака:


Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Ксения19 октября 2014, 05:57
Сейчас среди христиан есть два таких вопроса:
1. Зарегистрированный в загсе брак, но не венчанный в Церкви - блуд? РПЦ отвечает, что не блуд, но мнения разделяются.
2. и вот рождается второй вопрос - Венчанный в Церкви брак, но не зарегистрированный в загсе - что это?

Явно одно, что зарегистрированный в загсе брак и венчанный в Церкви -это не блуд, и не скверно пред Богом.
Явно и то, что не зарегистрированный в загсе брак и не венчанный в Церкви - есть блуд и мерзость пред Господом.

Остается только расставить приоритеты для кого что важнее, регистрация в загсе или венчание в Церкви?
Сейчас РПЦ приравнивает регистрацию в загсе - Таинству венчания, но ведь это далеко не одно и то же. то, что нужно отдавать кесарю - кесарево, совсем не означает, что не нужно отдавать Богу - Богово, так что венчаться в любом случае нужно!
Виктория 6 октября 2014, 13:38
На фото у матушки и дочерей нет нательного крестика...Странно.
К* 3 ноября 2013, 20:05
Я видно тоже дикарь, как и Елена, но убей не пойму, какая связь между регистрацией брака и венчанием.
Венчание - таинство, обет перед Богом. Регистрация- для наследства и раздела имущества. Ужель не так?
Бог признает венчание ( я думаю только венчание), ибо " ... Было у тебя пять мужей и ни один не муж тебе". Родине до венчания дела нет, ей штамп подавай. Какая связь?
Так может и вопрос крещения согласовывать, в милиции например? В ФСБ? А что как обетов крещение несоблюдет? С кого спрашивать?
А причин не ставить родину в известность о нюансах своей жизни и для нежелания регистрировать брак в загсе - масса. Вот хотя бы такой. Вы в курсе, вышел новый закон, по которому будут отбирать имущество у семей и друзей террористов. А завтра будут отбирать у семей и друзей экстремистов. Лиха беда - начало! А послезавтра у семей и друзей христиан- фундаменталистов. Времечко замечательное. Вертикаль да скрепы, знаете ли?

Ну вот во что я свято верю, что отцы Максимы не переведуться. Храни Вас и помоги Вам Господь!
Елена 2 ноября 2013, 17:41
Очень согласна со статьёй отца Максима!Бог дал закон любви и Вы отец Максим его исполняете!Патриарх Алексий завещал чтобы священство повернулось к людям, что не храмы главное, а люди!Законники и книжники были и будут и в храмах и вне.Но ведь "только по любви между вами узнают,чьи это ученики", а не потому сколько кто постился,грешил или в Иерусалим съездил.Конечно, легко взять шаблон (закон о браке) и не вникая в судьбы людей "работать с населением", вот только почему то про это говорят:" священников много , а батюшку не сыскать!".Здорово наверное, когда венчаешь, отпеваешь одних праведников и благочестивых!Намного труднее отвечать на жалобы или оправдываться за чью-то хитрость или обман!Только этих трудностей не избежишь,принимая и ужесточая!
Очень понравились слова про необитаемый остров!Я думаю, что очень многие люди живущие в миру ( и я в том числе)являются дикарями на необитаемом острове.Мало исполнить закон, надо ценить брак и хранить верность любви. Я желаю Вам и Всей Вашей семье счастья,любви,благополучия и всего самого хорошего!
Лариса29 октября 2013, 17:39
Страшные вещи сказал сей отец... не называть грех грехом из-за двух-трех частных случаев (за которые священник взял личную ответственность!). Мой батюшка объяснял мне в свое время, что грех всегда остается грехом, но есть мера. Одно дело сознательно залезть в чужой карман, а другое - случайно не вернуть лишнюю сдачу в магазине; хотя и то и другое - воровство, но степень разная.
Говорить о том, что, якобы, на необитаемом острове люди безгрешны... тогда, видимо, стоит туда переехать и спасаться.

P.S.: знаю пару, которая втайне от своих супругов обвенчалась (романтика!) и чрезвычайно горды тем, что обманули простодушного батюшку. Разве такая "свято-валентиневщина" нужна единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви?
Матушка Анна28 октября 2013, 20:19
Батюшка вы соблазняете многих и хотите узаконить блуд! Молодые люди посмотрят и скажут что незаконное сожительство это нормально, а значит блуд - не грех,ведь не каждый идёт венчаться.
...а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.Горе миру от соблазнов; но горе тому человеку,через которого соблазн приходит....(Мф.18 стих6-7)
Д.Е.27 октября 2013, 10:33
Прочитав статью, хочется сказать , что у меня возникло изумление.Обычно кто хочет жениться и выйти замуж навсегда, без измен, то стремятся показать это друг другу и родным именно серьезным образом - паспортными данными гражданина и церковным венчанием христианина. Думаю, кто отрицательно относится к регистрации брака в Загсе, тот не собирается создавать семью. Ведь фамилию созданная семья имеет общую - у мужа и жены становится одна фамилия, и это никак не противоречит церковному единению двух сердец. А в статье о. Максима... Просто демагогия в словах о. Максима, простите за мое мнение. Ну, и я знаю,что без регистрации живут люди годами, и в гости приходят, то как-то не знаешь, кто и пришел. какой-то конфуз. Не знаешь, как назвать, и стараюсь не общаться совсем с такими. чтобы не огорчаться да и не обидеть "ранимых" их- "гражданских мужей и жен"("семьянинов"). Когда им выгодно, то всё оформляют, а не хотят брак оформить, то , думаю,что равнозначно слову: не любят друг друга...
Константин27 октября 2013, 01:09
Положение, что что всякое сожительство без государственной регистрации есть блуд, согласно с древними обычаями, с благочестием Византии, где высоко ценили гражданские законы.

В римском праве брак был простым соглашением, которое сводобно заключалось и разрывалось и не имело строго юридического значения. Только в VI в. складывается представление о юридически законном брачном договоре, заключаемом письменно (устно - лишь из-за бедности или других уважительных причин). См.: Эклога, титул (о венчании там не сказано вообще ни слова).

Именно этой законностью брак между христианами отличается даже от мало-мальски упорядоченных языческих браков.

Практика венчаний при отсутствии государственной регистрации чревата соблазном отвергнуть "кесарево". Как говорит Апостол, "любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10).
П.В.25 октября 2013, 13:20
Хотелось бы заметить следующее. Священник рассматривает готовность пары как христиан вступить в союз перед Богом, не думая о семейном праве, которое регулирует брак правовыми нормами. И это правильно. Это прерогатива Церкви. Мирянин же дает обет перед Богом, и исполняет его. Все правовые последствия брака вытекают из ответсвенности мирянина перед Богом. Иначе, человек всегда найдет способ оправдать себя. Семейное право опирается на православные ценности в разрешении семейных конфликтов в случае венчания и священник выступает третьей стороной в споре. Венчание предполагает соединение канонического и семейного права в единое целое в конкретном браке. Отцу Максиму наилучшие пожелания.
Александр25 октября 2013, 11:21
Александр


Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Полностью одобряю
Батя24 октября 2013, 23:38
Нет нерешаемых проблем, есть нежелание их решать. Если человек является гражданином Казахстана, и не может пока получить российский паспорт, по закону он может жениться на россиянке. Если он российский гражд., то как же 4 года живет без паспорта? Работает, ездит на транспорте? У нас брак может заключить даже человек без паспорта, зек в тюрьме. Недавно приходил ко мне такой человек. Если бандиты хотят отомстить работнику спецслужб через семью, они также сделают это и через его любимую женщину, к тому же у них когда-то будут дети. Людям пожилым, чтобы избежать конфликтов с детьми, нужно составить брачный контракт и написать завещание, по которым имущество по смерти достается детям. Можно заключить с детьми договор пожизненной ренты.
иер. П.23 октября 2013, 21:37

Отцу Максиму. При все уважении к Вам, отец Максим, должен сказать, что венчание людей без регистрации – очень серьезное правонарушение. Священноначалие весьма отрицательно относится к подобным деяниям. И сами люди и батюшка могут потом иметь серьезные проблемы. Вы пишите, что «государство не заключает браки, оно их регистрирует». Да, верно, но я уверен, что всех своих девятерых детей Вы зарегистрировали, как положено, иначе бы у Вас их просто отобрали. И с матушкой своей, Вы не только венчаны, но и расписаны. Мы становимся настоящими родителями и супругами не с момента рождения или выбора, а когда берем на себя ответственность за близких перед Богом и перед законом.
С любовью о Господе, иер. П.
Руслан23 октября 2013, 14:53
Батюшка говорит что не согласен с формулировкой блудного сожительства-т.е. сожительство без регистрации в ЗАГСе.
Далее,если внимательно читать,батюшка даёт объяснение своей позиции.
А именно- ЗАГС только регистрирует(!) союз мужчины и женщины,а не заключает, т.е. как я понял не является духовной скрепой,которую несёт в себе таинство Венчания.
Далее,..а что такое брак? В первом пункте Проекта документа, между прочим, содержится прекрасное определение: брак — свободный(!) союз мужчины и женщины с обещаниями(!) ими взаимной любви и верности. И в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря говорится: «Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания,или посредством договора(!).
Владимир23 октября 2013, 12:41
Священник Максим конечно прав.
Нельзя подходить к таинству брака формально.
На то оно и ТАИНСТВО.
С кем и как мы пытаемся венчаться в церкви? Зачем ?
Ответьте прежде себе на этот вопрос, а потом осуждайте кого то.
Тащим под венец неподготовленных не осознающих неверующих(некоторые тётки своих мужиков за бутылку), а потом голосим что всё-то у нас в семье не так.
Брак,как и любое таинство, происходит на небесах.Вспомните слова преподобного Серафима : "...Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе."
Глупо ставить условием регистрацию в заксе.Это умаляет значение венчания как таинства, ставит в зависимость от мирского права.Глупо.
Сам я блудный, грешный и окаянный, прошу ваших молитв!
Елена23 октября 2013, 11:21
Согласна с частью людей несогласных со статьей и усматривающих в ней опасность. Духовная слепота порой распространяется и на священство...дурно, когда священство перестает различать добро и зло и идет на оправдание зла. Когда соль обуевает, останется лишь выбросить ее вон на попрание людям. К чему Вы ведете, о. Максим? Разве Вы не знаете, что ап. Павел говорил в той выдержке, что Вы так употребили - о другом? Чему Вы учите??? Как живут нынче условно-православные? И Вас совесть не обличает? Это очень печально.
Димитрий23 октября 2013, 11:19
Михаилу.

********А на мой взгляд, аргументы представленные уважаемым отцом являются исключительными. И я думаю, что любой священник понимает их исключительность, и в состоянии принять индивидуальное решение.
Но за правило, я считаю, справедливо полагать, что если люди в современной России решили заключить брак - они его прежде всего зарегистрируют. Это в конце-концов говорит о серьезности намерений. А сожительство без регистрации - это и есть блудное сожительство, и спорить тут не о чем. Если венчать без регистрации и без веских оснований (которые должны рассматриваться индивидуально) - потом придется заниматься массовым расторжением церковных браков (если еще кто-то сподобится этим озаботиться) а то и придут в другой приход венчаться повторно.**************

Совершенно верно. Полностью согласен.
Димитрий23 октября 2013, 11:15
И ещё один момент. Вдвойне опасно, и опрометчиво, и безответственно ставить под сомнение обязательность государственной регистрации брака, исполнение гражданского долга в УСЛОВИЯХ НАШЕГО ВЫМИРАНИЯ, вымирания, говорю я, русского народа. Враги нашей Церкви и русского народа заняты исключительно выискиванием новых и новых способов добиться скорейшего исчезновения 1000 летней русской православной цивилизации, а такие суждения уважаемого батюшки могут дать повод для более успешной пропаганды разнузданной половой жизни, сиречь БЛУДА, активно насаждаемого сегодня всеми СМИ. Радует то, что большинство посетителей сайта пока ещё видят опасность такого неожиданного поворота в вопросах брака и семьи. Значит можно говорить об относительном духовном здоровье нашего общества, по крайней мере той его части, которая относит себя к православным христианам.
Православная христианка Екатерина23 октября 2013, 06:50
Ну уж батюшка совершенно не как священник рассуждает. Дух какой-то странный в статье, как бы обновленческий 20-з0 годов 20 века.Эх. батюшка. Ну и какой же это брак? А не брак, а так - удобство. A я читала в Новом Завете про то, как Господь встретился с самарянкой у колодца и сказал ей, что тот , которого она имеет сейчас, не муж ей, и она смущенно согласилась. - это значит, что он не хочет жениться, а хочет участвовать в любовном общении. А зачем жена. сколько хлопот. так что ли. Так нельзя, батюшка дорогой Вы наш советник в вопросе брака.Сами женитесь официально и другим так и надо говорить делать.Вот, на мой взгляд простой верующей христианки - в таких вопросах, очень бы попросила - не мудрствовать лукаво, батюшка.
Вячеслав23 октября 2013, 04:48
Уверен, что 9 из 10 мужчин, вступающих в церковный брак, имеют слабое представление о православной религии. Надеюсь, что кто-то из них один раз в году ходит в церковь и причащается… А батюшка знает кого-то в лицо. Оттого церковь и требует штамп в паспорте, как какую-то гарантию серьезности намерений. Раньше вера в Бога на Руси была. Если бы человек постоянно ходил в церковь и жил с Богом, то батюшки не требовали бы штампов.
И.И.22 октября 2013, 22:29
Автор интервью понимает брак односторонне: только в духовном отношении. Но брак имеет и другую сторону – социальную. «Христиане считали, что есть два необходимых условия для брака. Первое - земное, брак должен быть законным, он должен удовлетворять тем законам, которые действуют в реальной жизни, он должен существовать в той реальности, которая наличествует на Земле в данную эпоху. Второе условие - брак должен быть благословенным, благодатным, церковным. Человек двуедин, он принадлежит духовному миру и миру земному, вся его жизнь - двуедина, естественно, что и брак имеет две стороны - земную и духовную. Поэтому необходимо удовлетворить наличному закону, получить церковное, благодатное, онтологическое устроение брака, его таинственное, вневременное духовное бытие» (протоиерей Владимир Воробьев). В старой России немыслимо было, чтобы священник, совершив таинство брака, не оформил его, то есть не зарегистрировал его в метрической книге. Данное интервью дает обильную пищу тем, кто отвергает необходимость «бумажки», «штампа» Даже выражение придумали: «зачем паспорт марать». Это - люди с крайне облегченным отношением к семье.

И.Т.22 октября 2013, 21:27
Особые случаи рассмотрит специальная комиссия. Обращайтесь в Чистый Переулок д.5, ОСОБЫЕ случаи там всегда рассмотрят. И все решат. Но нельзя снижать нравственную планку. И нельзя быть дерзкими. Все-таки мы имеем дело с архиерейским указом (напоминание комментаторам статьи.
Геогрий22 октября 2013, 18:02
Простите, я только хочу заметить, что наличие штампа в паспорте не является гарантией того, что сожительство не является блудом. Например брак с разведенной(разведенным) или когда девушка например женит на себе "денежный мешок", чтобы иметь право на имущество, причем сам супруг руководствуется исключительно блудной страстью. Опять же что такое блудное сожительство? Очевидно, что когда в основе совместной жизни лежит блудная страсть, когда нет причин строить какие-то долгие планы и хочется сохранить свободу. Любовь же приводит к желанию дать гарантии своей половине. Дать, а не получить. В ситуации, когда ты хочешь эти гарантии дать, а второй половине они не нужны, причем не из планов разорвать связь. Требовать регистрации или уходить? А если есть дети? Просто вследствие девальвации государственной регистрации брака, когда жениться развестись - нет проблем ситуация становится далеко не однозначной и так рубя сплеча мы уподобляемся фарисеям, которых Господь, как вы все хорошо знаете из Евангелия, обличал гораздо сильнее, чем блудников/блудниц. Ситуации, которые я упомянул не умозрительные, а вполне себе реальные.
К.М.22 октября 2013, 17:40
Спасибо за статью и здравые рассуждения. Есть, конечно разница между сожительством без определенной цели, для пробы, и сожительством, где все стороны уже четко решили быть вместе до конца жизни и оповестили родственников и друзей, и соответственно живут. Конечно, если брак регистрирован, то намного проще и священнику, и всем остальным, и так лучше.
и.Л22 октября 2013, 13:24
Венчать нужно и можно только тогда, когда есть штамп в паспорте. Сколько было случаев обмана священников, когда совершали таинство, а оказывалось, что один из только что венчаных уже перед Богом супругов женат по паспорту на другой, а венчался с любовницей или сожительницей. Где гарантия, о. Максим, что Вас не обманул гражданин Казахстана, о котором Вы упоминаете выше? Как делают сейчас верующие пары? В один день устраивают регистрацию и венчание и никаких проблем. о. Максим, Вы глубоко не правы, когда не предаете значение печати ЗАГСА! Уже это вызывает вопросы в отношении Вашего пастырского окормления. Далее Вы говорите: "Недавно, в день свв. Петра и Февронии, с радостью я венчал супружескую пару. Оба — вдовцы. Очевидный второй брак, но их первые браки были не венчаны. А кто-то из священников мог бы взяться их венчать, как первобрачных". Отец, но и здесь Вы тоже не правы, пара венчалась впервые в жизни, как можно было венчать их как второбрачных? Это явная ошибка.
Димитрий22 октября 2013, 12:31
Уважаемый батюшка приводит разные случае в качестве примера из своей пастырской практики. Но он приводит исключительные случаи, так сказать, исключения из правил. Нельзя же на этом основании отменять и упразднять само правило раз есть подобные исключения... Сожительство без регистрации является действительно блудом.
"Но нужно иметь в виду, что государство не заключает браки — оно эти браки регистрирует." Ну так во втором пункте проекта документа так и говорится, что государство именно регистрирует брак, а не заключает... Странные несостыковки у многоуважаемого батюшки, многодетного отца, за что ему низкий поклон и пожелания здравия и спасения ему и всему его дому.
Н.Н.22 октября 2013, 11:06
..."Случается и так, что государственная регистрация брака приводит к серьезным проблемам.

Например, несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что достаточно пожилые люди, имеющие детей, не хотели регистрировать свой брак, чтобы не «напрягать» своих детей проблемами, связанными с наследством"...

О.Максим, благословите!
При всём моём уважении - не согласна. Были времена, когда сама вера в Бога и хождение в храм приводили куда к более серьёзным проблемам, чем делёж наследства сейчас... (Юридически все эти вопросы решаемы). Тем не менее, и крестили, и венчались, и отпевали...
Согласна, что для христианина церковный брак - ВЫШЕ, но ведь ЗАГС никто не отменял... "Богу - Богово, а кесарю - кесарево" - Вы это знаете лучше меня. Простите, но не надо искушать людей и плодить бой-френдов в церкви...
Здесь, на этом сайте, много чего уже понаписали о необязательности исповеди перед причастием...
Я понимаю, что Вы говорите об ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях, но тем не менее не удивлюсь, если любители РАЗНООБРАЗИЯ в церкви ухватятся за именно эти Ваши слова... И Вам придётся уточнять... что Вы не реформатор. Простите. С любовью и уважением.
Сергей22 октября 2013, 10:28
Вряд ли стоит упразднять требование государственной регистрации брака, как условие венчания. Церковные установления пишутся не для жителей необитаемых островов.
Государственная регистрация определяет огромный круг правовых вопросов, вопросов собственности, наследования и др. Переводить эти вопросы в поле церковного брака - неразумно.
А все сложные ситуации, в которых по каким-то причинам оказывается невозможной государственная регистрация брака, можно отнести в область на которую распространяется власть епископа. Таких ситуаций не так много, чтобы ради них перекраивать проверенную временем практику.
М.б. следует распространить власть епископа и на сложные ситуации расторжения церковных браков. Сегодняшняя церковная политика уменьшила расстояние между епископами и приходами, в этих условиях вполне реально будет передать в ведение епископа решение подобных частных вопросов.
Вячеслав22 октября 2013, 09:49
Согласен с Анатолием Пеньшиным. Более того, разве государство у нас более не светское?
И разве ответственность перед Богом не более, чем перед государством?
Или в нас уже совсем не осталось страха Божия?
Полностью поддерживаю отца Максима: не должно быть жёсткой зависимости между каноническим и гражданским правом. Простите.
Мак Сим22 октября 2013, 07:31
И да! В полемике важно не выплеснуть воду вместе с ребёнком. Если сожительство имеет место быть до регистрации брака или венчания, не суть, то это БЛУД. Не надо воспарять тут с необитаемыми островами. В начале пара должна принять решение создать семью, взвесить его со всей ответственностью, принять все необходимые усилия для скрепления союза перед Богом и миром, в имеющихся условиях, и только потом совместное жительство.
Сейчас в меня полетят камни, что за интолерантные выкрики, 21-й век, и всё такое, но уж больно велик будет соблазн выдернуть из контекста и взять на знамёна:"РПЦ отныне благословляет сожительство!". Вовек потом не отмоемся.
Мак Сим22 октября 2013, 06:42
Вопрос очень острый и подходить к нему нужно вдумчиво. Важно помнить об исторических реалиях. Краеугольный камень, я так понимаю, в готовности нести всю полноту ответственности за семью. Да, штамп это "кесарево" и 500 лет назад узы духовные были крепче юридических, сейчас многое изменилось. Венчание зачастую превратилось в красивый обряд по пути из ЗАГСа, в одной цепочке с фото и памятниками. Поэтому резонно для проверки серьезности намерений спросить для начала о штампе. Скоро глядишь упразднят вообще брак, живи с кем и как хочешь, и штамп будет ни о чем. Задача стоит выработать не прокрустово ложе, а некий порядок, помогающий избегать ошибок в серьезном деле. При этом можно оставить место и для указанных индивидуальных особенностей.
Е.В.22 октября 2013, 01:09
"А недавно у нас венчался сотрудник спецслужб. Он не регистрировал свой брак, чтобы не подвергать опасности семью."
А у нас в храме, когда начинаешь объяснять родителям младенца, что крёстные должны состоять в зарегистрированном браке или жить в чистоте, так через одну - две семьи звучит встречный смущённый вопрос: "а...а...а... родители могут стать крёстными?"

Странная статья, противопоставляющая государственную регистрацию и Таинство Венчания, как несвободу и свободу. И это в наше-то время?

Один за наследство боится, у другого паспорта нет, третий - спецработник, а остальные, выходит, на необитаемых островах живут. Да...
Кайпини Атоллов21 октября 2013, 23:39
Ответ на вопрос содержится в конце статьи - все канонические поводы не есть руководство к действию,а есть снисхождение к невиновной стороне. ВИЧ,к примеру, не позволяет жить половой жизнью(без предохранения) и соответственно иметь своих детей. А это важнейшая составляющая брака. Отпадение от Православия,подразумевает,что супруги были крещены и воцерковлены,когда один из них отпал - эта измена страшнее прелюбодеяния в брачной жизни. Апостол Павел имел в виду,вероятно,что один из супругов пришел к вере,а другой - нет,хотя и согласен жить с верующим,а не то,что изложено выше. Впрочем,любовь превосходит каноны,хотя если измену простит священник своей половине,приняв ее,то должен оставить служение в Алтаре. Очевидно,в этом случае меньшая любовь предпочитается большей,малая церковь - Большой. Во многих случаях человеку и потребна рассудительность,позволяющая отличить одну от другой.
Stanislav21 октября 2013, 23:10
Очень странно видеть здесь возмущение некоторых читателей. Батюшка исходит из жизни, а не из мысленных построений, я бы даже сказал, что здесь Суббота для человек а не наоборот. А вдруг, не дай Бог, случиться какой катаклизм, хаос в стране, государственные органы не будут функционировать? Церковь будет существовать до скончания века, и она может венчать и во времена, когда государство оформить брак просто не сможет.
a_s_eva21 октября 2013, 22:09
В дореволюционной России при обсуждении вопроса об упрощении развода противники сего утверждали: мы защищаем женщин.
И это была правда. Женщины с детьми намного больше пострадали от изменения законодательства о браке.
Ну хорошо, я со вниманием и сочувствием почитала здесь об исключительных случаях венчаний и безгрешных сожительств. Но ведь это не так часто - сотрудники спецслужб, опасения за наследство и проч.
А что же есть наша повседневная жизнь? Наши дети живут в блуде. В любви, не спорю. Годами испытывают друг друга, без заключения брака. Эти парочки мы принимаем в своих семьях, где подрастают другие мальчики и девочки. Мы всех собираем за столом, с любовью привечаем, надеясь на лучшее.
Вы хотите утешить нас словами: да не блуд это, не блуд!
А КТО ЖЕ БУДЕТ МОЛИТЬСЯ О НАШИХ ДЕТЯХ, ЕСЛИ ЗАТИХНЕТ В СЕРДЦАХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ БОЛЬ, СТРАХ ЗА ПОГИБЕЛЬ ИХ ДУШ?
НЕТ, ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА СКАЗАТЬ ПРАВДУ ОБ ЭТИХ СОЖИТЕЛЬСТВАХ: ЭТО БЛУД.
Мы-то ведь всё так и будем голубить деток наших, молиться о них, плакать сами в себе обо всем этом. НО ЦЕРКОВЬ?!
Русь Святая храни веру православную и знай: брак должен быть один и сближаться двое должны после свадьбы. А если не так в твоей жизни приключилось, знай, что есть тебе о чем молиться. И есть еще одна дорожка: на исповедь. Куда придется прийти твоим детям.
Татьяна21 октября 2013, 21:18
Описанные случаи относятся к разряду исключений, и, конечно, можно бы дать священникам свободу решения и принятия на себя ответственности в таких исключительных случаях. Взгляд уважаемого батюшки хорош уже тем, что в нем есть рассуждение (которое, по словам некоторых святых старцев, есть чуть ли не главная добродетель)и нет фанатизма. Спаси Господи!
гостья21 октября 2013, 20:07
Читаем Проект документа:
"В настоящее время Русская Православная Церковь на основании церковных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» от 20.VI.1918 года (дополнено 02.IX.1918) и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми следующие поводы к расторжению брака:
.......
и) посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей;
......."

А "посягательство на жизнь или здоровье супруга" не предусматривается? Налицо дискриминация по половому признаку.
Вообще, все приведенные поводы к расторжению брака весьма спорны и неубедительны.
Игорь21 октября 2013, 18:52
В первую очередь мы должны помнить что мы Христиане а не граждане,и выбирать для себя что важней заключить брак перед Богом или перед государством.Важней печати и подписи в бумажках или ответственность перед Богом
Руслан21 октября 2013, 18:39
Спасибо отец Максим,побольше бы таких батюшек!Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: “Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует”( Матф.5:31-32). Иисус Христос предписывал не разводиться с женой ни по какой иной причине, кроме греха прелюбодеяния, и не жениться на разведенной. То есть Иисус Христос не отменял развода, разрешенного по Закону Моисея, но уточнял условия, при которых этот развод допустим,и указывая для этого одну единственную причину. Такой причиной, оправдывающей развод, является измена супружеской верности, то есть грех прелюбодеяния.
ЭТО НА СЧЁТ РАЗВОДОВ.
Ничего не надо выдумывать,Господь и так всё уже сказал; а человек всё равно додумывает своё,что-то прибавляет к этому.
Зачем?
И про СПИД с батюшкой согласен.
Получается что мы сейчас как ветхозаветные евреи,которые давали разводное письмо своей жене при малейшем недовольсве ею;если она не вкусно пожарила амлет или извините в постеле не ублажила.
Получается так-Господь сказал в Евангелии как должно поступать,но мы внесём свою корректировку для нашего удобства.
Тогда зачем Евангелие?
Владимир21 октября 2013, 17:53
Молодец батюшка! Вот где дух Христов! Почитайте рассказ замечательного русского писателя Николая Лескова "На краю света". Там, правда, не про венчание, а про миссионерство и крещение, но холодным душем на безмерную регламентацию и шаблон в лоне православной церкви очень здорово полито.
Владимир
Андрей21 октября 2013, 17:28
Дикость какая. Неужели то, что установлено самим Господом, а именно Заповедь Господня "Не прелюбодействуй" подлежит опровержению. Не вами Заповеди писались, не в вашей воле их и переиначивать по новому.
Александр21 октября 2013, 17:24
ЕЛЕНЕ: Простите, что-то я вас не понял, чем вы так шокированы и в чём дикость? До чего это мы дожили?
раба Божия Тамара21 октября 2013, 14:54
"Что же касается неизлечимой душевной болезни, то здесь нельзя не согласиться, что это основание для расторжения брака, потому что жить с таким человеком совершенно невозможно. " - эта причина кажется очень ясной для россиян, так и я думала, когда переехала в Англию. Но по законам Великобритании - наоборот, человек не может развестись по этой причине, так его половина - НЕ ОСОЗНАЕТ СОВЕРШАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ !!! яркий пример - "Джейн Эйр" Ш.Бронтте, если помните книгу или фильмы. Возможно, этот закон был принят потому, что человек с неизлечимой душевной болезнью при разводе остается без попечения и ухода? Сейчас, конечно, такой человек может всю жизнь провести в спец.домах по уходу, которые в Великобритании очень комфортабельные и на государственном обеспечении, но развода так и не будет! так вот. Хотя я вижу много семей, где один из супругов ухаживает за заболевшим.
Елена21 октября 2013, 13:39
Дикость какая-то. Если на сайте Сретенского начали печатать подобное...значит, дожили.
Михаил21 октября 2013, 13:34
А на мой взгляд, аргументы представленные уважаемым отцом являются исключительными. И я думаю, что любой священник понимает их исключительность, и в состоянии принять индивидуальное решение.
Но за правило, я считаю, справедливо полагать, что если люди в современной России решили заключить брак - они его прежде всего зарегистрируют. Это в конце-концов говорит о серьезности намерений. А сожительство без регистрации - это и есть блудное сожительство, и спорить тут не о чем. Если венчать без регистрации и без веских оснований (которые должны рассматриваться индивидуально) - потом придется заниматься массовым расторжением церковных браков (если еще кто-то сподобится этим озаботиться) а то и придут в другой приход венчаться повторно.
Вера21 октября 2013, 12:49
Да, уж... Вот придет такая не расписанная пара к священнику и как он определит , нет ли у него ещё где какой семьи? А ведь эта семья может так же оказаться венчанной. И как это отследить без регистрации и штампа в паспорте?
Анатолий Пеньшин21 октября 2013, 12:40
И ещё.
Навязчивое желание всё расписать и упорядочить в церкви Христовой, есть удаление из неё Духа Святого.
Ведь сказано: "Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною". (Ин. 10:25-27)
Тут ключевые слова - "за Мною". Не Господь гонит паству свою впереди себя, а паства слышит голос Его и следует за Ним.
Мы же постоянно пытаемся построить церковь по армейскому образцу. Приказами и кнутами гнать паству впереди себя "туда не зная куда".
Скоро заград отряды станем создавать по образцу великой инквизиции.
Не надо облегчать священству жизнь. Иначе они перестанут искать ответы у Бога, а глядеть только в административные указивки.
Дай Бог, чтобы этого не случилось.
Олег21 октября 2013, 12:04
Тут частное мнение по поводу отдельных случаев, которые священник берет на себя? У меня кажется может случиться разрыв шаблона.
Анатолий Пеньшин21 октября 2013, 12:00
Слава Богу, есть ещё люди пытающиеся свои слова и дела измерять Словом Божиим. И что решать и вязать совсем не всегда означают держать и не пущать.
Что касаемо брака, то совсем непонятно почему авторы проекта увязывают его с зависимостью от функций государства. Разве не разделительная частица "а" в словах Христа: "итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"?
Спаси Господи о. Максим.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×