Протоиерей Думитру Стэнилоае о святом Причащении

«Патриарх румынского богословия» протоиерей Думитру Стэнилоае (1903–1993) – один из самых уважаемых священников Румынской Церкви – разъяснял, что значит Причастие для христианина, как к нему готовиться, насколько часто причащаться.

Протоиерей Думитру Стэнилоае Протоиерей Думитру Стэнилоае
– Какова роль духовника в духовном росте христианина?

– Его роль огромна. Лучшие чада Церкви были сформированы искуснейшими духовниками. Но для этого духовники должны жертвовать своим временем и духовным, сердечным теплом для каждого, ведя его по пути евангельского учения, терпеливо начиная с того уровня, на котором находится каждый.

– Каково значение Святого Причастия?

– Посредством Святого Причащения мы принимаем воскресшее Тело воскресшего Христа как залог нашего воскресения. А поскольку мы все принимаем одно и то же Тело Христово, то мы объединяемся. Поэтому святая Литургия и Евхаристия в высочайшей степени сохраняют единство Церкви.

– В какой мере Святое Причастие способствует обожению человека? Можно ли с этой целью советовать более частое причащение?

– Святое Причастие способствует нашему обожению, если оно принимается с верой, покаянием и если мы рачительны к добродетелям, чтобы силою воскресшего Тела Христова мы могли идти вперед к жизни, подобной жизни Христа, принесшего Себя в жертву и воскресшего. Более частое причащение, с полным приготовлением, приводит к тому, что в нашем теле и крови всё более напечатлеваются чистые и воскресшие Тело и Кровь Христовы, делая нас всё более подобными святым по чистоте, любви, духу жертвенности и силе воскреснуть для жизни вечной, в блаженстве. Таким образом, мы всё более становимся сынами Отца по благодати и братьями друг другу во Христе. <…>

– Что вы думаете о тех священниках, которые без епитимии преподают слишком часто Святое Причастие? Не приближаемся ли мы таким образом к католической практике и не десакрализуем ли святыню?

– Святое Причастие преподается верующим, которые не отпали от веры и получили прощение тяжелых грехов в таинстве исповеди. Некоторые из этих грехов нуждаются после их исповедания в более продолжительном времени покаяния после их совершения: убийства, аборты. Живущие в блуде или невенчанные, даже если откроют это свое состояние духовнику, не могут быть допущены к Святому Причастию всё то время, пока будут продолжать оставаться в этом состоянии.

Верующие, не имеющие тяжелых грехов, могут причащаться несколько раз в году, но только после исповеди. Существует традиция Церкви предлагать этим верующим исповедь четыре раза в году, в четыре больших поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петров.

Самые ревностные и проводящие как можно более чистую жизнь могут причащаться и чаще, но всегда после исповеди и самое меньшее – после четырех дней поста, из которых только два дня выпадают на пост особенный (среда, пятница).

Определение Константинопольского собора, состоявшегося в конце XVIII века, когда возник спор о том, как лучше причащаться: чаще или реже, гласит, что допустимо и то и другое, но всегда после исповеди.

Если задуматься о древней традиции времен первоначальной Церкви и призыве священника, звучащем на каждой литургии: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!» – то кажется, что не должно быть ни одной святой Литургии, за которой не причащалось хотя бы несколько верующих из тех, кто проводит чистую жизнь. Но думаю, было бы нехорошо, если бы причащались все или очень многие верующие за каждой святой Литургией без исповеди и поста, даже если они считают себя не имеющими тяжелых грехов. Это может привести к автоматизму, потере ощущения того, что ты приобщаешься к Святыне.

Мы должны с трепетом переживать этот момент как потому, что погрязаем во всяческих помыслах, критике в адрес других, неприятностях, так и из сознания того, что причащаемся пречистого Тела Господа неба и земли и Его дражайшей Крови.

Праздник Успения в монастыре Путна Праздник Успения в монастыре Путна
    

Для нашего народа, особенно для поселян, Святое Причастие – великий праздник, оно возвышает этот день над другими. Все готовятся к нему усиленными молитвами, наряжаются в одежду, которой не надевают в обычные дни, все испрашивают друг у друга прощения, старательно избегают занятий обычными житейскими попечениями.

– Какие добрые дела нужно совершать верующему перед Святым Причастием? А после него?

– Верующие должны помириться с теми, с кем находятся в натянутых отношениях, до принятия Святого Причастия: испросить прощения у тех, кого огорчили, и простить тех, кто доставил им неприятности; если они рядом или им можно позвонить – то в личном общении, а если нет – то изгладив всякий след огорчения в своей душе и в то же время молясь о них. Это значит причащаться «с чистым помыслом». Если рядом есть люди нуждающиеся, тогда, если могут, пусть помогут им; если есть больные, старые, одинокие – пусть посетят их. Надо также исполнить советы, данные им духовником.

– Расскажите о радости духовной, которую получают верующие после Святого Причастия. Это не залог радости небесной?

– Верующие испытывают после Святого Причастия безмятежность души, прощенной Богом, радость чувствующих Христа в себе и уже не замкнутых исключительно на одной земной жизни. У них радость чувствующих себя примиренными со всеми людьми, понимающих и любящих всех. Она действительно залог той радости небесной, когда каждый будет братом для всех, и возлюбленным чадом для Отца Небесного, и возлюбленным братом для Христа.

– Каковы в общем самые главные воздействия, дары, которые подает нам Святое Причастие?

– Церковь учит, что Святое Причастие преподается нам «во оставление грехов и жизнь вечную», то есть для вечной жизни в блаженстве. Ведь пречистые Тело и Кровь Христовы изглаждают из нашего существа грехи, совершенные в ведении и неведении, которые невозможно исповедать, а вечность воскресшего Тела Господня, неподвластного тлению, придает нашей душе силу для восстановления нашего тела в нетлении и блаженстве в момент всеобщего воскресения.

Причащение апостолов. Византийская миниатюра. XI в. Причащение апостолов. Византийская миниатюра. XI в.
    

Прощение и глубокое изглаждение всех наших грехов мы получаем благодаря состоянию сынов Отца Небесного, а его мы получаем по напечатлению в нас Тела Сына Его Единородного, и это же состояние обеспечивает нам вечную жизнь в полном блаженстве всего нашего существа.

Глубокое прощение грехов равнозначно укреплению нас, ослабевших в результате грехов, и исцелению более или менее явных болезней нашей души и тела, нашедших на нас в форме или вследствие грехов. Это исцеление и укрепление (подтвержденное молитвами до и после причащения) нашего тела и особенно души подаст душе силу восстановить свое тело в момент всеобщего воскресения, а также силу вечного и блаженного продолжения существования нашей личности.

Но Святое Причастие, оказывая эти воздействия на человека, придает ему и качество наследника Царства Небесного, поскольку он соединен со Христом, Который и как Человек стал Сыном Царя этого Царства, то есть Отца. Качество сына Отца, Царя вечного, сонаследника Царства вместе с Сыном Единородным дает человеку дерзновение к Отцу во всех его прошениях.

Он снимает со своей совести бремя грехов, рабского страха, сохраняя лишь робость сына. Он больше не чувствует себя осужденным, подлежащим суду. Поэтому просит Отца еще до причащения сподобить его говорить Ему с дерзновением «Отче». А все эти чувства и качества верующий получает потому, что принял и Духа Сына, Которым преисполнено Тело Христово (молитва иерея перед «Отче наш»[1]).

Вопросы протоиерею Думитру Стэнилоае
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан),
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Ieromonah Ioanichie Bălan. Convorbiri duhovniceşti. Episcopia Romanului şi Huşilor, 1984. Vol. 1. P. 184, 64–66.

25 октября 2013 г.

[1] Эта молитва звучит так: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или осуждение».
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» Священники об исповеди и причастии «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» Священники из Сибири, с Украины и Северного Кавказа об исповеди и причастии «Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно». Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Архим. Арсений (Папачок) Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Архимандрит Арсений (Папачок) Когда нам причащаться? Это не вопрос времени, но твоей внутренней подготовленности, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться. Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании Игум. Нектарий (Морозов) Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании Игумен Нектарий (Морозов) Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением? «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» Архим. Илия (Рейзмир) «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром) Многое наша Церковь пережила. Но ни на йоту не отступила. Ни догматически, ни нравственно, ни канонически – ни на йоту. И тем более исповедь необходима людям сейчас. Исповедь перед причащением – всегда Исповедь перед причащением – всегда Свящ. Николай Булгаков Исповедь перед причащением – всегда Исповедь перед причащением – всегда Священник Николай Булгаков И даже при ежедневном причащении исповедь нужна – она поможет человеку оглянуться на прожитый день. Возможность частого исповедания – это драгоценная возможность для мирянина. Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению Планку надо подымать выше Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению и духовном расслаблении Сколько сегодня людей, которые, не войдя в традицию Церкви, не особо сильно воцерковясь и не потрудясь, говорят: это плохо, то тяжело, давайте поменяем, сократим – и будет лучше. Но простите – я, например, знаю огромное количество людей, которые, напротив, хотели бы обратного. Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии «Нужно всеми силами избегать “механического участия” в таинствах» Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Душа, замедляющая с исповедью, перестает чувствовать боль от греха. Не чувствуя боли от греха, такая душа и дальше не спешит с исповедью, болезнь усугубляется, и человек все более приближается к аду. «Церберы Святого Потира» или хранители Причастия? «Церберы Святого Потира» или хранители Причастия? Свящ. Георгий Калчу «Церберы Святого Потира» или хранители Причастия? «Церберы Святого Потира» или хранители Причастия? Священник Георгий Калчу Если Спаситель учит нас не бросать жемчуга нашего перед свиньями, то можем ли мы, священники, подавать Святое Причастие любому человеку? Об исповеди и частоте Причащения Об исповеди и частоте Причащения Архим. Клеопа (Илие) Об исповеди и частоте Причащения Об исповеди и частоте Причащения Архимандрит Клеопа (Илие) Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью».
Комментарии
Н.Н.28 октября 2013, 00:00
Николай Владимирович, простите ради Христа, достала я Вас... Примерно поняла, что Вы написали,отвечу кратко: я хочу быть консерватором! Это моя позиция: не надо трогать ХОРОШИЕ традиции! Они мешают только тем, у кого зуд на ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. О.Георгий Кочетков: ..."Я не решаюсь предлагать вам сейчас что-то из того, о чем я сам думаю по этому поводу. Может быть, когда-нибудь время для этого придет, если вы тоже как следует подумаете об этом. Ведь из этого делается много-много разных выводов. Если бы мы разрешили эти вопросы внутри своей личностной и соборной церковной жизни, мы бы смогли не просто формально ответить на вопрос, какой же праздник первый…" Как Вы думаете, о чём это он? - Какой праздник главный у нас, православных христиан: Пасха (Воскресение Христово) или всё же Преображение?... Не сомневайтесь, через какое-то время поднимится очередной гевалт, уже по этому поводу, и что, будем обсуждать? Может, я и сгущаю краски, ну уж простите слабую женщину.
Владимир27 октября 2013, 20:00
Братья и сестры! Прочтите книгу преподобного Никодима (Святогорца) "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин" в которой описано, что Причастие - это заповедь, описано отношение отцов Церкви к Таинству и частоте приобщения к нему, даны ответы на самые частые вопросы смущающих и сомневающихся. Ключевые тезисы: 1) "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов" - это подразумевает постоянное повторение. 2) В статье все верно сказано о подготовке (кроме говения) ко Святому Причащению и о том, как себя вести после Таинства. Но представьте: как будет строиться жизнь христианина от Причастия до Причастия. Он только принял Христа и скоро снова собирается Его принять, т.е. не он не будет расслабляться (в духовном смысле). 3) Потом... Причастие же не зря преподается нам под видом хлеба и вина, т.е. пищи, а к пище нужно иметь аппетит, чтобы ее есть. Так же и к Таинству нужно иметь желание и жаждать этого.
Николай Владимирович27 октября 2013, 18:00
Н.Н. Больше всех "кричите" тут вы. Это тем более подозрительно,что Бог не в шуме,огне и буре,а в дуновении легкого ветерка. Или у нас "реинкарнация" в Ветхий Завет с предписаниями закапывать испражнения лопаткой,вне стана или свинину не есть,ибо нечиста она и погнушается нами из-за этого Господь? Вы честно скажите: защищаю определенную традицию,консервативна. Людям не доверяю,ибо "всяк человек ложь",поэтому настаиваю на пожизненном "освидетельствовании" покаяния третьим лицом(священником) Доверяю только им,а если достиг возможности покаяния без обязательного освидетельствования(исповеди),значит тоже священник. Должен рукополагаться и все. Врачом,учителем,сантехником быть не можешь. Или в вашей концепции необязательно "достигать"; это происходит автоматически при рукоположении,как при всходе папы Римского на кафедру,где он "теряет" погрешимость в вероучительных и нравственных вопросах жизни всех(!) христиан,по-его мнению,разумеется? И если это так,то может быть это вы совсем не консерватор? А отстаиваете только мнение симпатичной вам группы людей,у которой нет достаточных оснований для этого,кроме ссылки на Ватикан,как первую по-чести кафедру "православия"?
Николай Владимирович27 октября 2013, 18:00
Все-таки необходимо добавить,что ратующие за возможность Причастия без обязательной исповеди перед этим; ратуют за любовь и милосердие Божии к человеку. А те,кто настаивает на неукоснительном соблюдении этой национальной традиции больше склонны к юридизму. К католичеству. Ибо очевидно,что многие наши пастыри не готовы давать душеспасительные советы,т.к.не имеют достаточного опыта духовной жизни. Поэтому суть сводится к: "прощаю и разрешаю". Момент человечности,при этом,особо необходим для новоначальных или попавших в тяжелые ситуации или в тяжкие грехи. Это сочувствие,в большинстве случаев,не более. Но если человек окреп духовно и не нуждается в данный момент в сочувствии священника,ему достаточно обычного ежедневного покаяния перед Богом. И периодически исповедь. Это позволит пастырям оказывать больше сочувствия и внимания немощным в вере. Хорошо помню,только первую исповедь. Последующая обязательная "чистка зубов" иногда напоминает борьбу за то,что сыты мы будем только хлебом... Хотя нет,помню еще; когда священник отчитывал меня пред всем народом громко. И выгнал,посоветовав ехать в ТСЛ. Ну,может еще несколько,но все в начале,первые годы. Теперь многим священникам сам могу посочувствовать и посмирять,что-бы не возгордились: "аз властью мне данной"... Не ты,а Господь чрез Архиерея,дилигировавшему тебе часть своих даров. А Господь-то воспринял наше естество со всеми следствиями падения,не побрезговал!.. Или мы на "бленд-а-мед работаем?
Дмитрий27 октября 2013, 14:00
Зауру "Димитрию...если то о чем говорит "уважаемый" вами протоиерей не основано ни на чем ( кроме "его мнения и опыта"), то ваше мнение кого интересует кроме вас?" Этот мнение интересует очень многих служащих священников и мирян и тех, кто по 20 лет в храм ходит уже и причащается 2-3 раза в неделю, если вы не заметили. Круглые столы по данному вопросы это тоже от праздности по-вашему?
Заур27 октября 2013, 11:00
Димитрию...если то о чем говорит "уважаемый" вами протоиерей не основано ни на чем ( кроме "его мнения и опыта"), то ваше мнение кого интересует кроме вас?
Алексей В.27 октября 2013, 09:00
Насколько подход, озвученный в данной статье, соответствует практике Сретенского монастыря?
Марина27 октября 2013, 00:00
"Живущие в блуде или невенчанные не могут причащаться Святых Христовых Тайн, пока не обвенчаются.." Живем с мужем в браке 15 лет, воцерковляемся, с Божьей помощью, все собираемся обвенчаться. Надо поспешить, спасибо, завтра спрошу у батюшки.
Н.Н.26 октября 2013, 23:00
Дмитрий: "Очевидно, что сайт педалирует одну лишь идею- причащение без исповеди недопустимо..." --- Если Вы хотите"педалировать" противоположное - то заходите на персональный сайт о.Георгия Кочеткова, откройте там диспут.--- "И, как обычно, закостенелые традиции не могут быть поставлены в нашей традиции под сомнение". ----А зачем хорошие традиции ставить под сомнение? Не нравятся маленькой кучке довольно крикливых людей? Но это их трудности ... река течет против них... Не нравятся православные традиции - да никто Bас насильно и не держит...---- "А ведь вопрос о частом причащении и необходимости обязательной исповеди перед причащением возник неслучайно и не на пустом месте. И не от праздности". ---А от чего? Pаньше по-другому было? У греков не так?--- Протоиерей Сергий Аракелов: "Сейчас есть такое движение – «давайте сделаем всё как раньше». И вот я однажды в адрес такого прогрессивного батюшки сказал: ну, пусть он тогда каждую Литургию служит непременно с архиереем – это первое. Второе: пусть каждую Литургию начинает с крестного хода, со встречи архиерея и малого входа. Давайте тогда уж всё сделаем «как раньше»! ---Переедете в Грецию - и причащайтесь как греки.---
Дмитрий25 октября 2013, 22:00
Очевидно, что сайт педалирует одну лишь идею- причащение без исповеди недопустимо. При всем моем уважении к протоиерею... в чем состоит непререкаемость его авторитета? Его высказывание не основаны практически ни на чем. Кроме личного опыта и мнения. Слова о традиции причащаться 4 раза в год говорят нам о достаточно недавней традиции, не имеющей отношения к древней Церкви. И, как обычно, закостенелые традиции не могут быть поставлены в нашей традиции под сомнение. А ведь вопрос о частом причащении и необходимости обязательной исповеди перед причащением возник неслучайно и не на пустом месте. И не от праздности.
Ольга25 октября 2013, 21:00
Очень интересная статья. Спаси Господи!
Марина25 октября 2013, 17:00
Благодарю за статью!
Николай Владимирович25 октября 2013, 13:00
Упокой Господи,душу усопшего раба Твоего Думитру и его святыми молитвами помилуй и нас грешных! Но тогда и священники и диаконы пусть исполняют то-же правило,что и живущие чистой жизнью и регулярно приступающие к Святым Тайнам миряне! Только это предотвратит назревающий лицемерный раскол! Если,опираясь на авторитетных богословов,не хотят оказывать таковым братскую любовь и доверие.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке