Лжесвидетельство

Кажется, его звали отец Василий, но точно не знаю. Совсем старенький был батюшка, ветхий с виду. Прихожане говорили, что ему девяносто с чем-то лет, и долгие годы он сидел по тюрьмам и лагерям как исповедник Христов.

Видела я батюшку один-единственный раз в Коломенском храме Казанской Божией Матери, но его проповедь, произнесённая в первый день Великого поста, помнится и поныне.

— Пост это время духовной весны и время подвига, — говорил батюшка. — А подвиг, мои родные, требует сил. Вот я сегодня испёк в духовке две картошечки и очень сытно поел. И вы, мои хорошие, не измождайте себя постом. Вы кушайте, кушайте.

    

Каким же светлым надо быть человеком, чтобы так светло думать о людях, полагая, что мы, как аскеты древности, будем измождать себя в подвигах поста. А мы и не изнуряли себя. Постились, конечно, строго по Уставу, но со временем настолько преуспели в кулинарном искусстве, что постный обед превращался в пир.

Иногда это было полезно в педагогических целях. Помню, однажды студент-паломник попросил меня поговорить с его мамой, не раз плакавшей из-за того, что сын в посты не ест мяса, а без белков организм обречен на анемию. После великопостной воскресной службы пришли они с мамой к нам домой, а у нас в тот день на обед были чечевичные котлеты, внешне похожие на мясные.

— Как — вы мясо в пост едите? — удивилась мама, а, распробовав, восхитилась. — Потрясающе вкусно, вкусней мясных котлет! Как вы их готовите?

— Элементарно. Перемалываем на мясорубке отварную чечевицу, добавляем много лука, чеснока и чуточку хлеба. Можно добавить щепотку крахмала, чтобы котлеты не разваливались.

В общем, мама ушла от нас успокоенная, потому что чечевица — это тоже белки.

Но самый долгий кулинарный марафон мы пережили с верной женой Натальей, потратившей немало сил, чтобы привести в церковь своего любимого мужа Толика. Привела. Анатолий уверовал, но посты почему-то не признавал. Между тем, это был блестяще образованный человек. В своё время Анатолий окончил философский факультет, но вскоре обнаружил, что в условиях рыночной экономики его философия никому не нужна. О своей жизни он рассказывал так: «Недавно прочитал в газете объявление: “Даю уроки математики, выгуливаю собак, а также лужу, паяю и клею обои”. Вот и я “лужу, паяю” и хватаюсь за любую подработку».

Временами семья жила лишь на зарплату жены, хотя Анатолий старался, как мог: подрабатывал репетиторством и писал диссертации за «хитрованов». Так он называл разбогатевших вороватых нуворишей, одержимых стремлением выглядеть в глазах общества утончёнными интеллектуалами.

Свою первую и неожиданно высокую зарплату Анатолий стал получать только тогда, когда его пригласили на работу в газету, призывающую доверчивых читателей лечиться исключительно силами природы. Это была газета счастья, вселяющая в людей лучезарные надежды, потому что, если приложить к больному месту лопух или выпить отвар какой-нибудь хламидомонады, то вам гарантировано исцеление от рака, бесплодия и даже от старости. Журналисты, не отходя от гонорарной кассы, сочиняли письма благодарных читателей, а также публиковали советы астрологов и модных ныне неоязычников, пишущих слово «природа» с большой буквы, а «Бог» — с маленькой. Газета, как нефтяная скважина, давала издателю хороший барыш. Но много денег не бывает, и однажды издатель заметил своё упущение — в церковь, оказывается, ходит уйма народа, а у него не охвачен православный электорат. И тогда он пригласил на работу Анатолия, поручив ему писать о православии.

Первое время наш Толя летал на крыльях и не только потому, что семья, наконец-то, выбилась из нужды. Самое главное, он нашёл дело своей жизни и настолько увлёкся богословием, что в поисках истины сидел ночами над книгами.

А поиски истины неизбежно приводят к тому, что душа вдруг начинает ощущать зловоние лжи. И вскоре Анатолия замутило от этой газетёнки, где фотографии православных храмов соседствовали с шаманскими амулетами и прочей бесовщиной. Теперь он говорил о себе словами Есенина: «Розу белую с чёрной жабой я хотел на земле повенчать». Но куда идти работать? Куда?

Как раз в ту пору знакомый иеродиакон пожаловался мне, что вот поручили ему издавать православный журнал, а только нет у него людей, понимающих хоть что-то в журнальном деле. Иеродиакон был человек с юмором и рассказывал:

— После армии я заведовал сельским клубом. И однажды на совещании культпросветработников министр Фурцева произнесла свою знаменитую фразу: «Культурки бы нашим работникам культуры побольше, а ведь так замечательные люди». Вот и вокруг меня одни замечательные люди. Понимаете?

Иеродиакон искал сотрудников для журнала, а Анатолий — работу. И Господь свёл их однажды в Оптиной пустыни. Иеродиакону понравились статьи Анатолия, и он пригласил его на работу в журнал, предупредив честно, что зарплата у них, к сожалению, мизерная.

— Я хочу свидетельствовать о Христе, — твёрдо сказал Анатолий.

Он даже начал поститься, но постоянно срывался и насмешливо говорил жене, что редька с квасом, конечно, могучее средство для умножения добродетелей, но лучше без ханжества позавтракать яичницей.

— Толика надо переубедить! — взывала ко мне Наталья.

Словом, однажды Великим постом Наталья уговорила мужа и иеродиакона пожить неделю в монастыре, и я давала им в эти дни образцово-показательные постные обеды. И чего только не было на столе! Рассыпчатая отварная картошечка со свежим укропом, а к ней грибной жульен, малосольные огурчики, очень сладкие помидоры, маринованные в соке красной смородины, домашняя капуста-провансаль, плов с курагой и черносливом, соте из баклажанов, лобио по-грузински с орехами, щи по-валаамски с кислой капустой и грибами, запеканка из тыквы с изюмом — всего не перечислишь. А на десерт шли пироги — постный яблочный пирог с корицей, пирожки с курагой, с грибами, с фасолью и король поста пирог «Луковник».

— Так я готов поститься каждый день, — сказал Анатолий и спросил иеродиакона. — Но всё-таки я до конца не пойму, а почему непременно надо поститься?

— Потому что чревоугодие — это первый грех человечества. И когда Адам съел плод от древа познания добра и зла, человечество проиграло своё важнейшее сражение: люди, сотворённые Господом бессмертными, стали смертными.

— А почему нельзя вкушать плодов от древа познания добра и зла?

— Чтобы не возрастать в познании зла. А мы здесь уже так преуспели, что даже дети подчас отравлены скверной.

Вот один из уроков жизни — нельзя никого осуждать, ибо однажды сбывается сказанное: «Многие же будут первые последними, а последние первыми». (Мф. 19, 30.) Анатолий и Наталья теперь постились строго по-монашески. Мы же, честно говоря, обходились без елея только в первую и последнюю седмицу Великого поста и выпросили благословение у батюшки, чтобы в остальные недели готовить всё же на постном масле.

— Можно прекрасно обойтись без елея, — наставляла меня Наталья. — Я, например, толку бруснику с чесноком, разбавляю водой с добавлением сахара. А отварная картошка с брусничным соусом — это вкусно и очень полезно.

Недавно Наталья привезла мне рецепт наивкуснейшего, по её словам, постного торта. Я нехотя переписывала рецепт слишком хлопотного в приготовлении лакомства. Анатолий с иеродиаконом в это время искали в Интернете какую-то нужную им статью и вдруг наткнулись на сообщение — умерла Марина Журинская, в крещении Анна. А Марина Андреевна — это целая эпоха в православной журналистике. Помолились мы об упокоении рабы Божьей Анны, погоревали. А Анатолия потянуло заново перечитать её статьи. После смерти человека его слова и поступки обретают особенный смысл. И Анатолия поразило одно высказывание Марины Андреевны: «Мы должны свидетельствовать о Христе СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ВО ХРИСТЕ, — утверждала она. — Потому что свидетельство о Христе исключает лжесвидетельство. А когда мы говорим одно, а делаем другое — это и есть лжесвидетельство».

Марина Журинская Марина Журинская
    

— Марина Андреевна свидетельствовала о Христе, а я лжесвидетель, — тихо сказал Анатолий и вдруг взорвался. — Как Великий пост, так великий жор! Постные тортики, пироги, вкуснятина! Осуждаем неверующих, угождающих чреву, а сами мы кто?

Наталья, считающая своего мужа лучшим человеком планеты, бросилась, было, обелять его, но иеродиакон сказал:

— Брось, Наталья. Мы лжесвидетели. Господь сказал: «Вы – свет мира». А кого из нас светочем назовёшь?

Светочей среди нас не было. Конечно, мы привыкли считать себя грешными людьми. А кто без греха? Но было страшно от той правды, что грешная жизнь и есть лжесвидетельство. Все молчали, притихнув. Иеродиакон сосредоточенно молился по четкам, и вдруг сказал оживлённо:

— А я встречал тех людей, о которых воистину сказано, что они свет мира.

Он рассказывал о нищем сельском священнике, в котором он увидел то сияние святости, что привело его потом в монастырь. А мне вспомнился аскет-проповедник из Коломенского храма, возлюбивший Христа той великой любовью, что привела его в лагеря. Эта любовь обнимала наш храм, и батюшка видел в нас воинов Христовых, не щадящих себя в подвигах Великого поста. Но всё-таки важно не ослабеть в битве, и он уговаривал нас: «Вы кушайте, кушайте».

Нина Павлова

30 октября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Памяти Марины Журинской Памяти Марины Журинской
Диак. Павел Сержантов
Памяти Марины Журинской По ту сторону слов
Памяти Марины Журинской
Диакон Павел Сержантов
О Марине Журинской вспоминает диакон Павел Сержантов, 15 лет работавший в редакции созданного ею журнала «Альфа и Омега».
Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез
Митр. Афанасий Лимассольский
Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез
Митрополит Лимассольский Афанасий
Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научишься плакать, начнешь отдыхать душой.
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Три периода христианской жизни Три периода христианской жизни
Часть первая. Призывающая благодать
Иеромонах Евстафий (Халиманков)
Сегодня мы начинаем серию статей, посвященных схиархимандриту Софронию (Сахарову) — известному старцу, духовнику, которого любят во всем мире. Его книги являются руководством и для мирян, и для монашествующих. В нашей обители его особо почитают. Можно сказать, что труды старца Софрония легли в духовную основу Свято-Елисаветинского монастыря. Материал к печати подготовил иеромонах Евстафий (Халиманков), и сегодня вашему вниманию — первая часть повествования.
Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии
Епископ Афанасий (Евтич)
В сущности, что такое Христианство, как не Сам Господь Христос. А Христос, значит, и есть Логос и Сын Божий, Который воплотился и стал человеком. Само имя Христа (Мессии, Помазанника), как известно, восходит к факту воплощения Сына и Логоса Божия, к соединению в Его Личности Божества и человечества, Бога и человека. Так как во Христе однажды навсегда Бог соединился с человеком, и так как вследствие этого человек был помазан (κεχρισμένος) Богом, естество человеческое было помазано естеством Божественным, то Логос Божий, воплотившийся и ставший человеком, и называется „Христом“, т.е. одновременно Богом и человеком – Богочеловеком, Θεάνθρωπος.
Жизнь по Христу. День христианина Жизнь по Христу. День христианина
Евгений Поселянин
Когда мы будем проходить мимо церквей, не надо забывать снимать пред ними шапку и полагать на себе крестное знамение, чтобы не заслужить себе упрека на Страшном Суде в том, что мы стыдились на земле Сына Человеческого.
Комментарии
Анна17 января 2016, 13:50
А мне кажется, что рассуждать о высотах истинного поста очень легко, если не постишься сам регулярно. Тот, кто постится много лет, да ещё и с семьёй, знает, как это непросто, и не станет отказываться от кулинарных утешений в рамках дозволенного. Исполнять хотя бы то,что установлено Церковью (не есть скоромных продуктов), а потом постепенно подниматься по ступенечке выше. Сразу истинный пост осилить дано не всякому. Или надорвёшься и бросишь, или в прелесть впадёшь. Иначе получится: раз не могу поститься (молиться, стоять на службе, и т.д.) правильно, то воообще не буду. Смирение как раз и будет в том, чтобы принять церковные установления и исполнять их постоянно, всю жизнь. А если не получается как надо, то каяться. И всё получится со временем и с Божией помощью.
Елена21 ноября 2013, 20:08
Елене: "Все,о чем пишет Нина Александровна - пережито лично.И в Оптине это знают все. А вот многие пишут с чужих слов и чужие переживания..." Лично пережито - это то, что пережито лично: как в детский сад ходил, в школу и так далее. Всё остальное - это именно то, что услышано от других людей - "чужие слова и чужие переживания" - именно то, о чём повествует в своих рассказах уважаемая мной Н.А.Павлова, а именно: "О счастливом регенте, десантнике и нигилистах новейших времён", об идеях "литовского олигарха", о "человеке за бортом" и всё прочее. И в этом нет ничего плохого: человек пишет о людях, встреченных ею на жизненном пути. На Лару никто яростно не нападал, то, что она некорректно пишет о других людях, Вы воспринимаете естественно, а вот несогласие с ней - как "яростные нападки"? О плагиате же вообще речи не шло ни в комментарии Лары, ни в моём, зачем Вы об этом пишете? Не нужно передёргивать и думать, что, очерняя других писателей, ты приносишь пользу тому, кто тебе нравится, с кем знаком лично. Н.А. Павлова не нуждается в таких "заступниках и почитателях".
Елена20 ноября 2013, 12:57
Елена Елене. Не стоит так реагировать на слова Ларисы и так яростно нападать , ведь по сути - она права. У Нины Александровны нет ни одного лишнего и пустого слова.Все,о чем пишет Нина Александровна - пережито лично.И в Оптине это знают все. А вот многие пишут с чужих слов и чужие переживания, хотя и этот стиль имеет место быть при благословении и разрешении публикации рассказчика. Не все умеют излагать свои интересные и поучительные истории на бумаге. Бывает и плагиат, увы (Об этом написала, т.к.прецеденты были.И истинные авторы, чьи рукописи были доверены на проверку и коррекцию - потом пребывали в сильнейшем недоумении - как можно публиковать их рассказы и выдавать за свое. Бывает и такое.) Елена
Елена12 ноября 2013, 19:20
Ларе Л. "А вообще,рассказы Нины Ал-ндровны всегда со смыслом-здесь проявляется огромный жизненный опыт прожитых лет,и духовный,несомненно.Ей есть что сказать читателю.Рассказы Н.А.приятно отличаются от писаний-пустышек некоторых современных т.н.писателей-не имея опыта оныя дерзают писать о предметах духовных". Простите, а как Вы узнали, что эти "некоторые современные т.н.писатели" не имеют опыта? По их возрасту? Да, Н.А.Павлова находится в возрасте почтенном, но писать начала ещё в молодости. И "Пасху красную" написала много лет назад. Как Вам кажется, в 40 лет можно уже писать? А в 45? А в 50? А может, до 70 подождать? Вы это как вообще определяете? Если же Вы имеете в виду опыт духовный, то Ваши слова кажутся ещё более странными. Вы что - духовник? Вы этих "т.н.писателей" исповедали? Они с Вами лично делились рассказом о своей духовной жизни? Или Вы по фото всё вычислили? А может на улице пару раз встретили? Как Вы "дерзаете" определять чужой духовный опыт? Можно верить с детства, жить с юности духовной жизнью, иметь духовное руководство. И к сорока-пятидесяти годам стать духовно взрослым человеком. И даже игуменом или игуменьей. Или писать по благословению о вере и о том, как люди приходят к Богу. А можно прожить до сорока с лишним без Бога и креститься в зрелом возрасте. И начать духовную жизнь, когда тебе под пятьдесят, будучи немолодым человеком, но духовным младенцем.
СахИрина 9 ноября 2013, 16:32
согласна с еленой, что после такого поста исповедаться в чревоугодии надо. Какой же это пост с такими яствами, это обман какой-то получается. Пост - это ограничение себя, а если накрутить разносолов, хоть и не животного происхождения, но по вкусу как животного - в чем же пост? Я так понимаю: можешь поститься - постись без обмана (а то можно морепродуктами, лобстерами наедаться - тоже пост). а не можешь - не постись, никто не осудит, но не обманывай себя и других , если весь пост на брюхо работаешь - лобио, соте крутишь, по всякому мудришь чтобы вкус мясной пищи сымитировать (котлетки, чесночок...). СМИРИСЬ и признай честно, что поститься тебе трудно, т.к. не можешь без вкусной еды обойтись.
Лара Л. 8 ноября 2013, 21:48
очень нужный и важный рассказ.узнаю себя и становится стыдно.Любим пожрать,православные! А вообще,рассказы Нины Ал-ндровны всегда со смыслом-здесь проявляется огромный жизненный опыт прожитых лет,и духовный,несомненно.Ей есть что сказать читателю.Рассказы Н.А.приятно отличаются от писаний-пустышек некоторых современных т.н.писателей-не имея опыта оныя дерзают писать о предметах духовных. Дай Бог здоровья р.Б Нине и помощи Божией!
Серафима 3 ноября 2013, 16:48
Ольга,спасибо за совет! Евгений, я не постоянно котлетки чечевичные жарю-просто у меня тоже проблемы с желудком,мясо нельзя. Приходится изощряться,чтобы гостям на праздник угодить и самой поесть.
Евгений 1 ноября 2013, 21:44
Стараюсь готовить вкусно, поститься вкусно, вкусно, вкусно. А зачем так вкусно, чтобы больше съесть? Набить брюхо, чтобы оно не дай б. не схудело? А не слышали разве, как славилась раньше в народе краюха хлеба и половина луковицы? Ух вкуснотища какая была, а как полезно! Или корка, густо натертая чесноком с солью, да водичкой запитая.Многие и не слышали про такое, а кто знал - позабыли. Теперь главное, чтоб повкуснее, ублажить животину, набить его поплотней, да еще и поспать завалиться - вот это пост называется. И куда ни глянь - животы ходячие, да загривки, да подбородки. А если еще дать всем хорошую зарплату? Чуждыми и тщетными остаются слова Василия о двух картошечках испеченных. Какие картошечки? Котлет побольше, пусть чечевичные, чтоб похожие были, да грибочками заправить, живот обмануть, чтобы вкалывал без останову, не разленился бы. А питаться скромно, да еще раз в день хотя бы неделю - это уже подвиг, хоть памятник ставь при жизни.
раб Божий александр 1 ноября 2013, 18:40
Наш батюшка, отец Валентин, в своей проповеди говорил:" Людей нельзя есть (осуждать, ругать), а пища ... Если нет сил для молитвы, ты поешь творожку, матушка и помолись", говорил он одной прихожанке, пожилой женщине! Храни вас ГОСПОДЬ, православные!!!
Ольга31 октября 2013, 18:08
Спасибо огромное!!! И за статью, и за комментарии к ней. Статья раскрывает, обличает, направляет, а комментарии укрепляют, врачуют,помогают.Когда читаешь признания других, ярче видишь свои грехи и пути борьбы с ними. Божией помощи всем нам и возрастания на духовном поприще. Со средой и пятницей у меня тоже грех есть. Знаю, что нарушая пост в эти дни уподобляюсь Иуде, предаю. Знаю, что кто верен в малом , верен и в большом.Верю, что смогу победить этот и другие свои грехи с Божией помощью и по вашей молитве, православные. Помолитесь и за меня р.Б. Ольгу .Храни вас Господь! P.S. А в котлеты из чечевицы лучше добавить запаренные овсяные хлопья, а не крахмал.
Н.Н.31 октября 2013, 16:45
Спасибо, всё так. Постимся вкусно... По мере своего устроения. Одному моему знакомому многодетному отцу, когда он начал оправдывться, что не всегда удаётся пост соблюдать, так как 5детей, жене тяжело разное готовить и сама она не постится, духовник сказал: Уж если бывает, что совсем нет ничего постного - хлеб и вода... Так поверите, сразу стал на столе и кашу замечать, и картошку с грибами... А другому человеку - совсем другое: Ты, чем от голода на людей кидаться - поешь хорошенько, что Бог послал... Бабушка моя говорила: наедаться никогда не надо, а надо оставлять место для Святого Духа... Вот это ВЕРА была, куда мне до неё... Стараюсь вкусно готовить...
Серафима31 октября 2013, 09:47
Всегда с нетерпением жду рассказов Нины Павловой. Прочитала с большим интересом и решила... Что попробовать приготовить чечевичные котлетки все же стоит! А я вот мечтаю, мечтаю как пирожки с капустой буду в пост готовить, а потом за весь пост в лучшем случае раза два они у нас на столе будут (времени в обрез)!
Виктор31 октября 2013, 00:19
Спасибо!
игорь зацепа30 октября 2013, 19:09
Всё верно!И я таков же! Но статья не только о постной еде в Великий Пост, но и о духовном смысле его;наполнении Поста покаянием.
елена30 октября 2013, 18:31
После такого поста,с таким изобилием еды,надо исповедоваться в чревоугодии,(моё мнение)
Александр30 октября 2013, 17:38
Да-а-а-а.... Сначала помню, начинали поститься со стеды и пятницы. Потом - первые длительные посты: Великий, Апостольский.... А сейчас не получается поститься как должно даже в среды и пятницы. И знать-то стали больше, и в чём главное в Вере...., а горение и ревность, где они теперь? Зато осуждать других горазд стал. Помолитесь о нерадивом р. Б. Александре, братья и сестры.
Руслан30 октября 2013, 16:48
Евангелие от Матфея Глава 5:13. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям./ Мы верущие люди- соль земли,т.е. соль абсолютно всех людей всех вероисповеданий. Если соль потеряет силу - выбросить её вон на попрание людям,говорит Господь. Т.е.соль(мы христиане) теряет силу и общество постепенно загнивает,появляются: лгбт,однополые браки и прочие мерзости,как черви в протухшем мясе. Тут же мы видим попрание христианских святынь и убийство и различные притеснения христиан. Опять же,всё по Евангелию. Теперь видете как от нас многое в мире зависит,на какую высоту поставлен христианин. Так что всё что в мире плохого происходит -виноваты мы с вами,ибо не соль и не свет миру мы,увы.
Вадим30 октября 2013, 16:41
Эх, ведь всё верно... но рецептик чечевичных котлет всё же взял себе на заметочку, ага )
ТаняСем30 октября 2013, 15:34
Господи прости меня грешную,рабу твою Татьяну!Прочитала статью и стыдно за себя стало,ведь тоже получаюсь лжесвидетельницей,как Пост,так и тянет на еду, и нет силы воли до конца его выдержать,зато в душе считаю себя верующей,а грехов "полный карман"!И сколько раз пытаюсь не судить о человеке плохо,не вступать в сплетни,а все наоборот,вот и думай потом,кто первый будет,а кто последний!И дай Бог,чтоб такие люди-светочи-встречались почаще нам и обличали нашу суть,лжесвидетельскую,а мы уж постараемся научиться свету,а там глядишь и затеплится он по-настоящему в душах наших!Дай Бог!!!
Сергей Сидоров30 октября 2013, 15:30
Прекрасная статья и замечательная фотография: Марина Андреевна и Муркель-Муркис де Миша.
Татьяна30 октября 2013, 14:13
А я думала, я одна такая - "Как Великий пост, так великий жор"...
Владимир30 октября 2013, 14:08
Большое спасибо! Статья замечательная своими наглядными примерами. Действительно очень трудно не быть лжесвидетелем.
Сергей Чугунов30 октября 2013, 12:20
Интересно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×