Котловка — место, отмеченное Господом

Преподобная Евфросиния Московская Преподобная Евфросиния Московская

Промыслительно, что именно в нынешнем году, когда обнародована Демографическая программа президента, в духовную жизнь России (а духовной деградацией общества, как признают многие политики, ученые, Церковь, и вызван кризис!) возвращается настоящий образ матери – матери верующей, многодетной, хранительницы домашнего очага, доброй, милосердной…

Образ матери – спасение России!

Именно такими матерями были прославленная в лике святых великая княгиня Московская Евдокия (в монашестве Евфросиния), супруга благоверного князя Димитрия Донского, и супруга императора Александра III, мать последнего российского императора, царя-страстотерпца Николая II, императрица Мария Федоровна Романова, церемония перезахоронения останков которой состоялась в сентябре в Санкт-Петербурге.

Сколько раз наше Отечество, если мы забывали Господа, Божию Матерь, пренебрегали уроками истории, которая зиждется на православной вере предков, оказывалось на краю гибели!

И столько же раз его спасали через святыни и святых Господь и Пресвятая Богородица, когда мы обращались к Ним с молитвой!

Спасали не только благочестивые великие мужья, но и великие жены – великие не по происхождению, а по жертвенности своего служения Отчизне, вере, семье…

Так, Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября (по старому стилю). А день празднования Казанской иконы Божией Матери, которая помогла преодолеть Смуту, ныне стал и государственным праздником – Днем народного единства.

Даже в известном советском идеологическом призыве «Родина-Мать зовет!», что звал наш народ на третьем десятке лет богоборческой эпохи защитить страну от фашистского нашествия, звучит не только былинный перифраз – «мать-сыра земля», но и молитва «Пресвятая Богородице, спаси нас!».

И это – после братоубийственной гражданской, когда Каин вновь отнимал жизнь у Авеля, после гонений на Церковь, инсценированного большевиками голодомора, кровавых репрессий…

Но наше Отечество, находящееся под покровом Пресвятой Богородицы, потеряв в жестокой битве с фашизмом многие миллионы человеческих жизней и спася от этого зла человечество, выстояло и победило.

В последние десятилетия многое в нашей жизни девальвировалось. Девальвировался, увы, и образ матери. Многие семьи в России не хотят рожать и воспитывать больше одного ребенка. Правда, с одной стороны, в православных семьях воспитывается по четверо-шестеро детей, с другой, есть женщины-кукушки, которые рожают детей по заказу или отказываются от них в роддоме, потому что ведут разгульную жизнь.

Неужели наша великая страна, как гласят прогнозы-могильщики, и впрямь превратится через несколько десятилетий в великую пустынную территорию, которую будут заселять другие этносы?!

Очень хочется верить, что нет. Если вновь попросим заступничества у Господа, Пресвятой Богородицы и всех святых, которым молились наши благочестивые предки.

Добрым знаком нашей благодарной памяти стало строительство в Москве храма во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, и всех жен Руси, потрудившихся во благо Отечества.

Преподобная наша мати Евфросиние, моли Бога о нас!

Брак великого князя Московского Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, который длился 22 года, – один из ярких примеров целомудренного супружества.

Дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича Евдокия в 1367 году была обвенчана с московским князем Дмитрием Ивановичем. Супружескую жизнь великокняжеской четы окормляли духоносные старцы: святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, и его племянник – святитель Феодор Симоновский, архиепископ Ростовский. Благоверные супруги во всем следовали их духовным наставлениям.

Преподобный Сергий крестил самого Дмитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия. У великокняжеской четы родилось пятеро сыновей и три дочери.

Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу, и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».

Но в трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве – продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей.

К этой беде присоединилась еще одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.

Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини. И вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 году литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

Юная княгиня вновь непрестанно молилась, всеми силами старалась облегчить положение страждущих.

Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с тверским князем Михаилом Александровичем. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – 80-летний старец сам сопровождал его до Коломны. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иоаннович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.

…Благочестивая великокняжеская чета очень почитала Пресвятую Богородицу и архистратига Божия Михаила, которые постоянно помогали им во время их земного жития.

Получив благословение преподобного Сергия Радонежского, великий князь Димитрий долго и усердно молился в Кремле перед Куликовской битвой над прахом своих великих предков, почивавших в соборе архангела Михаила. Вместе с ним стояла на молитве его неизменная помощница – княгиня Евдокия.

Проводив супруга на битву, в этом же соборе она денно и нощно молилась о победе русского воинства, которая осталась в памяти поколений как одна из самых судьбоносных в истории нашего Отечества.

19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович, который именовался после победы на Куликовом поле «Донским», скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.

…Великий князь Димитрий Иоаннович Донской завещал престол своему старшему сыну Василию. Благословляя его перед кончиной, он высказал свою волю: соправительницей сыну должна быть мать. Однако великая княгиня, в течение 20 лет помогая советами и молясь за великого князя Василия, воздержалась от активного, непосредственного участия в государственных делах.

Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги: устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу.

Но однажды по Москве поползли нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы-княгини. Княжичи, до которых слухи эти доходили, хоть и любили мать и не верили людской злобе и клевете, все же не могли не смущаться.

И вот ее сын Юрий первым из детей решился, наконец, обратиться к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд.

Подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям».

Сыновья просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она отпустила их с миром, дав наставление: «Дети, не верьте никогда внешнему. Один Бог есть судья человеческих дел».

Из ее жития нам известно, что перед кончиной великой княгине Евдокии явился ангел. Он известил княгиню об окончании временного земного жития. Она онемела. Знаками попросила написать икону с явленным образом.

Написали одну икону, вторую… Княгиня горячо молилась перед ними, но речь не возвращалась.

И вот ей принесли еще одну написанную икону. В архистратиге Божием Михаиле, а это был его образ, она узнала явившегося ей ангела и заговорила.

Великая княгиня Евдокия решила провести остаток своих дней в затворе, приняв постриг с именем Евфросинии, что в переводе с греческого означает «радость».

Таковой она всегда и была для москвичей – радостью земной и радостью духовной. Поэтому еще во время земной жизни святую княгиню за милосердие называли матерью. Матерью, которая не раз своими святыми молитвами спасала москвичей. А по ее блаженной кончине они стали почитать преподобную Евфросинию, великую княгиню Московскую, как покровительницу Москвы.

…Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча.

В XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. И еще один случай: неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии.

…Образ преподобной Евфросинии был настолько ярким в истории нашего Отечества, что не оставил, спустя столетия, равнодушными поэтов и писателей Серебряного века. В своих стихах Анна Ахматова восторгалась жизнью этой святой русской жены.

Плотно сомкнуты губы сухие,
Жарко пламя трех тысяч свечей.
Так лежала княжна Евдокия
На душистой сапфирной парче.


И, согнувшись, бесслезно молилась
Ей о слепеньком мальчике мать,
И кликуша без голоса билась,
Воздух силясь губами поймать.


А пришедший из южного края
Черноглазый, горбатый старик,
Словно к двери небесного рая,
К потемневшей ступеньке приник.

Знаменитые русские живописцы, вдохновляясь ратным подвигом благоверного князя Димитрия Донского, не могли не отразить великой поддержки, участия и молитвенного переживания за своего супруга великой княгини Евдокии.

Летом 2002 года святая Евфросиния подарила великую радость всем чтущим ее память. Промыслительно, что именно в Судной палате Архангельского собора были обретены святые мощи преподобной Евфросинии Московской, которые почивали в основанном ею в Московском Кремле Вознесенском монастыре и чудом не были уничтожены в новое российское лихолетье – богоборческие годы XX века.

Найти великую святыню помогли сохранившиеся в архиве музеев Московского Кремля документы, описывающие все действия комиссии 1929 года по сохранению древних погребений усыпальницы Вознесенского монастыря.

Как показало изучение некрополя, архивных материалов, а также заключение археологов, останки святой Евфросинии, ранее считавшиеся утраченными, частично сохранились.

А первое торжество в ее честь после долгого перерыва состоялось 20 июля 2002 года в день памяти преподобной в Архангельском соборе Московского Кремля. Божественную литургию совершил наместник Ново-Спасского монастыря епископ (ныне архиепископ) Орехово-Зуевский Алексий. Перед ковчегом с частицей мощей преподобной Евфросинии был отслужен молебен, после чего все собравшиеся впервые смогли приложиться к мощам святой.

Белый голубь и крест

Новый храм, строительство которого должно завершиться через год, к 600-летию блаженной кончины преподобной Евфросини, великой княгини Московской, будет окормлять район Котловка, бывшую вотчину великих князей Московских – деревню Котлы.

«Мы столкнулись с многими сложностями, особенно в момент оформления земли для строительства храма, – рассказывает его настоятель священник Алексий Ладыгин. – Сторонники “зеленых” писали на нас жалобы, заявив, что мы хотим захватить один из самых заповедных участков земли в районе Котловки. Это, мол, грозит ухудшению экологической ситуации чуть ли не во всей Москве: золотые купола храма привлекут стаи ворон, которые, в свою очередь, уничтожат ценные породы местных птиц, а толпы православных вытопчут всю траву в окрестностях Котловки».

Эти жалобы дошли до Мосгордумы. Отца Алексия вызвали на специальное заседание, и он был вынужден защищаться.

Впоследствии община храма обратилась к экологам, которые проводили экологическую экспертизу, делали специальные расчеты… Одним словом, удалось доказать, что расположение храма не нарушит экологической обстановки в Москве.

За эти годы мытарств по различным инстанциям Мосгордума стала добрым союзником. В сентября нынешнего года ее председатель В. М. Платонов принял священника Алексия Ладыгина.

В ходе встречи были обсуждены вопросы проведения в 2007 году на уровне Москвы 600-летнего юбилея со дня блаженной кончины преподобной Евфросинии Московской.

От имени депутатов Мосгордумы Платонов заверил настоятеля храма препдобной Евфросинии отца Алексия, что будет оказывать всяческое содействие в подготовке и проведении в Москве юбилейных торжеств.

…Символично, что строительство началось в нынешнем году, когда в Болгарии и Москве прошли торжества, посвященные 600-летию со дня преставления митрополита Киевского и всея Руси Киприана, великого сына болгарского народа, великого русского святителя.

Именно деревне Котлы, где состоялась встреча великой княгини и ее сына, великого князя Василия, с митрополитом Киприаном, который дал согласие возглавить Московскую кафедру, мы, потомки выдающихся русских государственных и духовных мужей и жен, должны быть благодарны, что Москва при этом великом святителе стала утверждаться как столица Руси.

А через несколько лет после судьбоносной для Руси встречи в деревне Котлы состоялось принесение в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, которая помогла защитить ее от грозного Тамерлана.

В основанном на месте сретения святыни Сретенском монастыре все эти долгие столетия возносятся молитвы преподобной Евфросинии и святителю Киприану.

Недавно, накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, прямо над местом строительства храма преподобной Евфросинии произошло чудо: на безоблачном небе появился крест.

Стоял теплый, погожий день. Небо над районом Котловка было без единого облака.

Рабочие закончили смену и отдыхали. Вдруг на ветку высокого дерева, что с восточной стороны котлована, у будущего алтаря, сел белый голубь.

Рабочие вместе с главным инженером подняли головы, чтобы внимательнее рассмотреть белоснежную, видимо, домашнюю птицу. И в этот момент все почти одновременно увидели крест на безоблачном небе, который неведомым образом появился прямо над местом строительства.

Рабочие – люди неверующие, но это чудо привело их в трепет. Они незамедлительно сообщили о произошедшем настоятелю строящегося храма священнику Алексию Ладыгину.

Так место, которое по долгу нашей благодарной памяти перед нашими великими предками мы должны почитать святым, выбранное ныне для строительства нового храма, было отмечено самим Господом.


Сейчас в Москве есть только маленький домовый храм в честь преподобной Евфросинии, где почивает частица ее мощей и постоянно возносится молитва: «Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас», а по воскресеньям в 17.00 совершается акафист святой. Он находится невдалеке от строящегося храма.

Адрес строящегося храма в Котловке: Москва, Севастопольский проспект, д. 15, корп. 1.
Тел.: 123-44-44.

Для желающих принять участие в столь трудном деле – строительстве храма во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, и всех жен Руси, потрудившихся во благо Отечества – банковские реквизиты:
ИНН: 7704202687 р/с: 40703810116000000291
Банк Мосстройэконом банк д/о «Реконструкция»
БИК: 044525209 к/с: 30101810400000000209
WebMoney счет: WMR906879213660

Николай Головкин

член Союза писателей России

22 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×