Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Пекин – Иерусалим

Вслед за великой княгиней

О паломничестве по пути, которым везли из Алапаевска в Иерусалим мощи преподобномученицы Елисаветы, рассказал врач Сергей Карасев, так же, как и почитаемая им святая, вместе с коллегами безвозмездно помогающий тем, кто в этом нуждается.

В храме, где почивают мощи прпмцц. Елизаветы и Варвары. Гефсимания В храме, где почивают мощи прпмцц. Елизаветы и Варвары. Гефсимания
    

Гессен-Дармштадтская принцесса, ставшая великой княгиней в браке с великим князем Сергеем Александровичем и принявшая Православие, не избежала участи царской семьи, чей род после революции планомерно уничтожала новая власть.

А она и не пыталась избежать. Отказалась даже говорить на эту тему с послом Германии графом Мирбахом: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

прпмц. Елисавета прпмц. Елисавета

И приняла мученическую смерть. 18 июля 1918 года настоятельницу Марфо-Мариинской обители, ее келейницу инокиню Варвару, пять князей из рода Романовых и Федора Ремеза, секретаря великого князя Сергея Михайловича, сбросили в Нижнеселимскую шахту рудника в 18 километрах от Алапаевска. Казнь их была изуверской: нанеся каждому удары обухом топора, их живыми столкнули в жерло шахты и потом забрасывали гранатами.

А через три месяца Алапаевск был взят армией генерала А. Колчака. Останки казненных были подняты из страшной шахты.

Рядом с Елисаветой Феодоровной, на уступе, лежало тело князя императорской крови Иоанна Константиновича. Голова его была перевязана апостольником великой княгини: в беспросветной тьме подземелья, обреченная умереть от голода и ран, она осталась собой и делала то, что обычно: молилась и старалась хоть чем-то облегчить страдания других.

У останков Алапаевских мучеников впереди был долгий путь. Погребенные 1 ноября в южной стороне алтаря Свято-Троицкого собора Алапаевска, они пробыли там лишь несколько месяцев. 14 июля 1919 года, почти через год после казни, гробы погрузили в поезд, уходивший в Читу: Красная армия наступала, Колчак оставлял Алапаевск. В этом растянувшемся на два года странствии великую княгиню сопровождал ее духовный друг и наставник – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Николаевского монастыря игумен Серафим (Кузнецов).

Армия генерала Колчака откатывалась на восток и уносила с собой новую святыню –восемь гробов Алапаевских мучеников. Из Алапаевска – в Читу, затем – в Харбин и Пекин. Тела князей Романовых нашли упокоение в китайской столице, а путь мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары лежал дальше – через Шанхай и Порт-Саид в далекий Иерусалим, где когда-то великая княгиня приняла решение перейти в Православие.

Монастырь св. Марии Магдалины. Гефсимания Монастырь св. Марии Магдалины. Гефсимания
    

Только в январе 1921 года игумен Серафим привез гробы к храму Марии Магдалины.

***

Дому Романовых исполняется 400 лет. Опасаясь, что трагедия Алапаевских мучеников, тоже Романовых, казненных на следующий день после расстрела царской семьи, окажется как бы не в фокусе торжеств, посвященных 400-летию династии, 13 человек отправились в необычное паломничество – его маршрут стал повторением пути, по которому почти 100 лет назад везли останки мучеников.

Инициатива принадлежала не духовному лицу, а человеку светскому, не без государственных регалий – Игорю Рауфовичу Ашурбейли. Получив благословение Святейшего Патриарха Кирилла, он собрал группу, которая прошла по местам скорбного посмертного пути великой княгини Елисаветы Феодоровны.

    

Опыт такого паломничества – первый и пока единственный. Из Москвы – в Екатеринбург и Алапаевск, из Алапаевска – в Пекин, а затем в Иерусалим. Пусть самолетом, а не поездом, пусть по усеченному маршруту, но участники этой поездки проложили новый паломнический маршрут в память о высоком подвижничестве преподобномученицы Елисаветы.

Люди разные, духовного сана и светские… Почему в этом паломничестве они оказались вместе? У каждого – своя история, свои причины. У кого-то – очевидные: среди паломников были владыка Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский, до недавнего времени возглавлявший Каменскую и Алапаевскую епархию, и Елена Долгопольская, сестра милосердия Марфо-Мариинской обители.

Трое из участников группы являлись представителями СМИ, и у них были не только духовные цели, но и профессиональные. Впрочем, «кто хотел духовно окормиться, тот окормился», – это слова Сергея Карасева, который вошел в состав паломнической группы в качестве врача. Он согласился поделиться с нами впечатлениями от поездки.

Началось паломничество с молебна в день Петра и Павла на Патриаршем подворье – в храме святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

18 июля – в годовщину казни и день, когда Русская Церковь совершает память преподобномучениц Елисаветы и Варвары, – паломники приехали в Алапаевск, чтобы, помолившись за литургией в Свято-Троицком соборе, где недолго покоились останки мучеников, пройти крестным ходом по следам их страдальческого пути: 18 километров от места заточения в Напольной школе до монастыря Новомучеников Российских, возведенного во второй половине 1990-х на месте казни.

– Почти все, кто был на службе, отправились и на крестный ход. Может быть 300, а то и 400 человек, – рассказывает Сергей Карасев. – Это очень сильное впечатление – когда такое количество людей идут с молитвами долгий путь во славу Божию… Мне, к сожалению, не удалось до конца раствориться в этом, полностью увести от себя мирские заботы и дать место духовному. Я медик и отдавал себе отчет в том, что путь нелегкий и неблизкий и может случиться всякое: с собой в поездку взял огромную сумку с медикаментами и всегда носил ее с собой. На мне была ответственность за здоровье людей, и это не давало мне полностью погрузиться в происходящее. В результате кое-что из содержимого этой «аптечки» пригодилось…

На пристани На пристани
    

Из Алапаевска они вернулись в Екатеринбург и оттуда улетели в Пекин. В 1920 году здесь, на территории Русской духовной миссии, нашли упокоение пять князей Романовых. Сохранился камень от фундамента церкви, в которую были принесены гробы Алапаевских мучеников. Теперь эта земля принадлежит Российскому Посольству. На кладбище миссии, в храме святого Серафима Саровского, владыка Сергий отслужил панихиду по погибшим в Алапаевске.

Владыка Сергий служит панихиду в Китае Владыка Сергий служит панихиду в Китае
    

Эта церковь – единственный православный храм в Пекине.

– В отношении веры китайцы, надо сказать, не слишком-то… толерантные, – осторожно подбирает слова Сергей Карасев. – В стране запрещено ходить с какой-либо религиозной атрибутикой. Владыке Сергию, который уже 40 лет не носил светской одежды, чтобы добраться с самолета на территорию посольства, пришлось переодеться в мирское. Даже здесь, в столице, к туристам местные жители относятся с каким-то диковатым любопытством.

Пекин Пекин
    

Где находится захоронение великих князей – никому не известно.

– По одной из версий, их останки покоятся на территории Русской миссии, – поясняет Сергей. – По другой – они были перенесены на кладбище при храме, который впоследствии был снесен. Сейчас на этом месте закрытый частный гольф-клуб. Установить точное местонахождение останков, на мой взгляд, вполне реально, но странно, что наши власти не предпринимают к этому никаких шагов.

Уличный каллиграф Уличный каллиграф
    

25 июля, на восьмой день своего пути, паломники оказались в Иерусалиме, у храма Марии Магдалины. Елизавета Федоровна приезжала сюда в 1888 году на торжества в честь его освящения. Ощутив Благодать Божию, великая княгиня сказала о том, что мечтала бы быть похороненной здесь, на Святой земле. Тогда, за 20 лет до революции, слова жены русского великого князя, светской дамы, да к тому же протестантки (она приняла Православие лишь спустя три года), прозвучали странно. А оказались пророческими.

Израиль Израиль
    

Вход в храм Гроба Господня Вход в храм Гроба Господня
    

Гробница Авессалома Гробница Авессалома
    

– Будучи в Алапаевске, мы собрали в капсулу немного земли близ шахты, где состоялась казнь, привезли в Иерусалим и оставили при храме Марии Магдалины. А из Москвы везли с собой современные писаные иконы преподобномученицы Елисаветы, и во всех святых местах, где мы побывали, эти иконы были с нами. С нами и вернулись обратно – в храм в Покровском Стрешневе, – рассказывает Сергей.

Иерусалимская улочка Иерусалимская улочка
О паломничестве он говорит не возвышенным слогом, а вполне обыденным языком, даже слегка суховато. Эмоциями не делится, перечисляет лишь факты. На вопрос о том, как случилось, что он оказался в этой поездке, так же буднично рассказывает не совсем обычную историю.

С благословения владыки Марка, архиепископа Егорьевского, Сергей Карасев и несколько его единомышленников-врачей оказывали безвозмездную медицинскую помощь людям в отдаленных от Москвы приходах. Официального статуса у этих врачей никакого не было, а потребность в медиках в труднодоступных населенных пунктах – была, и немалая.

– Мы ездили сами по себе, как бременские музыканты, – улыбается Сергей. – Брали с собой мобильную лабораторию и отправлялись в Тверскую, Ярославскую область. У нас не было никаких официальных документов, санкций, направлений… Но я ведь могу частным образом куда-то приехать и, как врач, не откажу человеку, если он обратился ко мне за помощью. А поводов для такой помощи предостаточно. В иных местах дело обстоит так, что дети за всю свою жизнь из медиков видели только акушерку – при рождении…

Во время одной из таких поездок Сергей попал в Свято-Алексеевскую пустынь.

– Узнал об этом месте от знакомого священника, – рассказывает Сергей. – А поселение немаленькое: почти 400 человек, причем больше половины – дети.

С тех пор в то место под Ярославлем Сергей стал приезжать почти каждую неделю.

Служащий в епархии владыки Марка священник отец Георгий с большим энтузиазмом отнесся к подвижничеству Сергея, и не так давно благодаря его стараниям благотворительная деятельность Карасева и его соратников-коллег обрела официальный статус: медицинская служба при Северо-западном викариатстве города Москвы. Появился документ, но сама деятельность Сергея и его службы осталась полностью благотворительной, и работает эта служба не от случая к случаю, а регулярно, имея «местом приписки» тот самый храм преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе. Узнав о паломничестве по пути следования мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны – святой, особенно почитаемой медиками, – Сергей Карасев отправился в поездку, прихватив с собой внушительных размеров сумку с медикаментами. На всякий случай. Чтобы быть готовым помочь тому, кто нуждается в помощи.

Валентина Аксенова

1 ноября 2013 г.

Смотри также
Оптинские старцы о святынях Оптинские старцы о святынях Оптинские старцы о святынях Почитание святынь
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Преподобный Амвросий учил ограждать себя крестным знамением как можно чаще, предупреждая, что иначе люди легко делаются «игралищем» врага нашего спасения.
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории, Еще одна дочь этой четы — Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной. Дети воспитывались в традициях старой Англии.
Она шла за Христом Она шла за Христом
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Она шла за Христом Она шла за Христом
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Любовь к Богу и любовь к людям была истинно смыслом ее жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И ее крест вырос и преложился в Крест Христов и стал ее наслаждением.
Комментарии
Дмитрий 5 ноября 2013, 18:15
Татьяне.
Дорогая о Господе Татиана!
Никакого спора нет. Книга Л.Миллер зачитана до дыр с карандашом. Есть исторические факты и присутствие элементов мифотворчества у Л.Миллер, хотя ее книга и заслуживает внимательного и вдумчивого чтения. Но помимо книги Л.Миллер есть немало письменных источников, в т.ч. материалы следствия. Так что, дерзайте!!! С любовью, Дмитрий Напара
мария 2 ноября 2013, 07:21
Матушка Елизавета,голубица Христова,моли Господа о нас!
Татьяна 1 ноября 2013, 22:28
Я думаю, что нужно всем прочесть книгу Л.Миллер "Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна" и тогда спор закончится. Спаси Господи всех нас!
Анна 1 ноября 2013, 19:48
о.Сергий раньше жил и работал в Нарве, прихожане помнят о нем.
Дмитрий 1 ноября 2013, 16:18
5."В отношении веры китайцы, надо сказать, не слишком-то… толерантные, – осторожно подбирает слова Сергей Карасев. – В стране запрещено ходить с какой-либо религиозной атрибутикой". Это, простите, досужие домыслы Сергея Карасева. Ни одному православному священнику китайские власти не запрещали никогда ходить по городам и весям Китая в облачении. "Владыке Сергию, который уже 40 лет не носил светской одежды, чтобы добраться с самолета на территорию посольства, пришлось переодеться в мирское". Такие, значит, у вл. Сергия были советчики...
6."Где находится захоронение великих князей – никому не известно". Это не совсем так, что подтверждают и нижеприведенные слова. "По одной из версий, их останки покоятся на территории Русской миссии, – поясняет Сергей. – По другой – они были перенесены на кладбище при храме, который впоследствии был снесен". Останки Алапаевских мучеников. по второй версии, были перенесены не на кладбище при храме, а в крипт храма Серафима Саровского, храм был снесен. "Установить точное местонахождение останков, на мой взгляд, вполне реально, но странно, что наши власти не предпринимают к этому никаких шагов". Хочется спросит Сергея, какие власти? Светские? Церковные? И те и другие предпринимают определенные шаги в направлении поиска точного местоположения останков Алапаевских мучеников. Отсутствие у Сергея этой информации не означает, что ничего не делается.
С любовью, Дмитрий Напара
Дмитрий 1 ноября 2013, 16:17

3."Сохранился камень от фундамента церкви, в которую были принесены гробы Алапаевских мучеников. Теперь эта земля принадлежит Российскому Посольству. На кладбище миссии, в храме святого Серафима Саровского, владыка Сергий отслужил панихиду по погибшим в Алапаевске". Гробы Алапаевских мучеников в разное время почивали как в крипте церкви Серафима Саровского на миссийском кладбище (за городской стеной), так и в храме Всех святых мучеников на территории самой Миссии, ныне территории Посольства РФ в КНР. Сохранился на территории Посольства РФ в КНР фундамент храма Всех святых мучеников, именно на этом месте вл. Сергий и отслужил панихиду, т.к. на миссийском кладбище, т.е. на месте, где стояла церковь Серафима Саровского, вл. Сергий служить панихиду не мог, т.к. эта земля ныне принадлежит частному гольф-клубу, совершение богослужений и отправление треб иностранными священниками в Китае разрешается только по согласованию с ГУДР (Главное управление по делам религий КНР).
4."Эта церковь – единственный православный храм в Пекине". Речь, если следовать логике текста, идет о церкви Серафима Саровского. При этом на фото - фундамент храма Всех свяитых мучеников. Но и про "единственность в Пекине" церкви Серафима Саровского написано не совсем верно. На территории Посольства действует восстановленный храм Успения Пресвятой Богородицы. Настоятель - о.Сергий Воронин.
Дмитрий 1 ноября 2013, 16:16
В статье допущен ряд неточностей:
1."Казнь их была изуверской: нанеся каждому удары обухом топора, их живыми столкнули в жерло шахты и потом забрасывали гранатами". Великий князь Сергей Михайлович бросился на убийц и был застрелен из револьвера. Т.е. в шахту его сбрасывали уже мертвым.
2."Рядом с Елисаветой Феодоровной, на уступе, лежало тело князя императорской крови Иоанна Константиновича. Голова его была перевязана апостольником великой княгини: в беспросветной тьме подземелья, обреченная умереть от голода и ран, она осталась собой и делала то, что обычно: молилась и старалась хоть чем-то облегчить страдания других". К огромному сожалению, как ни прискорбно, эта красивая легенда не находит исторических подтверждений.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×