О паломничестве по пути, которым везли из Алапаевска в Иерусалим мощи преподобномученицы Елисаветы, рассказал врач Сергей Карасев, так же, как и почитаемая им святая, вместе с коллегами безвозмездно помогающий тем, кто в этом нуждается.
Гессен-Дармштадтская принцесса, ставшая великой княгиней в браке с великим князем Сергеем Александровичем и принявшая Православие, не избежала участи царской семьи, чей род после революции планомерно уничтожала новая власть.
А она и не пыталась избежать. Отказалась даже говорить на эту тему с послом Германии графом Мирбахом: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»
И приняла мученическую смерть. 18 июля 1918 года настоятельницу Марфо-Мариинской обители, ее келейницу инокиню Варвару, пять князей из рода Романовых и Федора Ремеза, секретаря великого князя Сергея Михайловича, сбросили в Нижнеселимскую шахту рудника в 18 километрах от Алапаевска. Казнь их была изуверской: нанеся каждому удары обухом топора, их живыми столкнули в жерло шахты и потом забрасывали гранатами.
А через три месяца Алапаевск был взят армией генерала А. Колчака. Останки казненных были подняты из страшной шахты.
Рядом с Елисаветой Феодоровной, на уступе, лежало тело князя императорской крови Иоанна Константиновича. Голова его была перевязана апостольником великой княгини: в беспросветной тьме подземелья, обреченная умереть от голода и ран, она осталась собой и делала то, что обычно: молилась и старалась хоть чем-то облегчить страдания других.
У останков Алапаевских мучеников впереди был долгий путь. Погребенные 1 ноября в южной стороне алтаря Свято-Троицкого собора Алапаевска, они пробыли там лишь несколько месяцев. 14 июля 1919 года, почти через год после казни, гробы погрузили в поезд, уходивший в Читу: Красная армия наступала, Колчак оставлял Алапаевск. В этом растянувшемся на два года странствии великую княгиню сопровождал ее духовный друг и наставник – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Николаевского монастыря игумен Серафим (Кузнецов).
Армия генерала Колчака откатывалась на восток и уносила с собой новую святыню –восемь гробов Алапаевских мучеников. Из Алапаевска – в Читу, затем – в Харбин и Пекин. Тела князей Романовых нашли упокоение в китайской столице, а путь мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары лежал дальше – через Шанхай и Порт-Саид в далекий Иерусалим, где когда-то великая княгиня приняла решение перейти в Православие.
Только в январе 1921 года игумен Серафим привез гробы к храму Марии Магдалины.
***
Дому Романовых исполняется 400 лет. Опасаясь, что трагедия Алапаевских мучеников, тоже Романовых, казненных на следующий день после расстрела царской семьи, окажется как бы не в фокусе торжеств, посвященных 400-летию династии, 13 человек отправились в необычное паломничество – его маршрут стал повторением пути, по которому почти 100 лет назад везли останки мучеников.
Инициатива принадлежала не духовному лицу, а человеку светскому, не без государственных регалий – Игорю Рауфовичу Ашурбейли. Получив благословение Святейшего Патриарха Кирилла, он собрал группу, которая прошла по местам скорбного посмертного пути великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Опыт такого паломничества – первый и пока единственный. Из Москвы – в Екатеринбург и Алапаевск, из Алапаевска – в Пекин, а затем в Иерусалим. Пусть самолетом, а не поездом, пусть по усеченному маршруту, но участники этой поездки проложили новый паломнический маршрут в память о высоком подвижничестве преподобномученицы Елисаветы.
Люди разные, духовного сана и светские… Почему в этом паломничестве они оказались вместе? У каждого – своя история, свои причины. У кого-то – очевидные: среди паломников были владыка Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский, до недавнего времени возглавлявший Каменскую и Алапаевскую епархию, и Елена Долгопольская, сестра милосердия Марфо-Мариинской обители.
Трое из участников группы являлись представителями СМИ, и у них были не только духовные цели, но и профессиональные. Впрочем, «кто хотел духовно окормиться, тот окормился», – это слова Сергея Карасева, который вошел в состав паломнической группы в качестве врача. Он согласился поделиться с нами впечатлениями от поездки.
Началось паломничество с молебна в день Петра и Павла на Патриаршем подворье – в храме святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе.
18 июля – в годовщину казни и день, когда Русская Церковь совершает память преподобномучениц Елисаветы и Варвары, – паломники приехали в Алапаевск, чтобы, помолившись за литургией в Свято-Троицком соборе, где недолго покоились останки мучеников, пройти крестным ходом по следам их страдальческого пути: 18 километров от места заточения в Напольной школе до монастыря Новомучеников Российских, возведенного во второй половине 1990-х на месте казни.
– Почти все, кто был на службе, отправились и на крестный ход. Может быть 300, а то и 400 человек, – рассказывает Сергей Карасев. – Это очень сильное впечатление – когда такое количество людей идут с молитвами долгий путь во славу Божию… Мне, к сожалению, не удалось до конца раствориться в этом, полностью увести от себя мирские заботы и дать место духовному. Я медик и отдавал себе отчет в том, что путь нелегкий и неблизкий и может случиться всякое: с собой в поездку взял огромную сумку с медикаментами и всегда носил ее с собой. На мне была ответственность за здоровье людей, и это не давало мне полностью погрузиться в происходящее. В результате кое-что из содержимого этой «аптечки» пригодилось…
Из Алапаевска они вернулись в Екатеринбург и оттуда улетели в Пекин. В 1920 году здесь, на территории Русской духовной миссии, нашли упокоение пять князей Романовых. Сохранился камень от фундамента церкви, в которую были принесены гробы Алапаевских мучеников. Теперь эта земля принадлежит Российскому Посольству. На кладбище миссии, в храме святого Серафима Саровского, владыка Сергий отслужил панихиду по погибшим в Алапаевске.
Эта церковь – единственный православный храм в Пекине.
– В отношении веры китайцы, надо сказать, не слишком-то… толерантные, – осторожно подбирает слова Сергей Карасев. – В стране запрещено ходить с какой-либо религиозной атрибутикой. Владыке Сергию, который уже 40 лет не носил светской одежды, чтобы добраться с самолета на территорию посольства, пришлось переодеться в мирское. Даже здесь, в столице, к туристам местные жители относятся с каким-то диковатым любопытством.
Где находится захоронение великих князей – никому не известно.
– По одной из версий, их останки покоятся на территории Русской миссии, – поясняет Сергей. – По другой – они были перенесены на кладбище при храме, который впоследствии был снесен. Сейчас на этом месте закрытый частный гольф-клуб. Установить точное местонахождение останков, на мой взгляд, вполне реально, но странно, что наши власти не предпринимают к этому никаких шагов.
25 июля, на восьмой день своего пути, паломники оказались в Иерусалиме, у храма Марии Магдалины. Елизавета Федоровна приезжала сюда в 1888 году на торжества в честь его освящения. Ощутив Благодать Божию, великая княгиня сказала о том, что мечтала бы быть похороненной здесь, на Святой земле. Тогда, за 20 лет до революции, слова жены русского великого князя, светской дамы, да к тому же протестантки (она приняла Православие лишь спустя три года), прозвучали странно. А оказались пророческими.
– Будучи в Алапаевске, мы собрали в капсулу немного земли близ шахты, где состоялась казнь, привезли в Иерусалим и оставили при храме Марии Магдалины. А из Москвы везли с собой современные писаные иконы преподобномученицы Елисаветы, и во всех святых местах, где мы побывали, эти иконы были с нами. С нами и вернулись обратно – в храм в Покровском Стрешневе, – рассказывает Сергей.
О паломничестве он говорит не возвышенным слогом, а вполне обыденным языком, даже слегка суховато. Эмоциями не делится, перечисляет лишь факты. На вопрос о том, как случилось, что он оказался в этой поездке, так же буднично рассказывает не совсем обычную историю.
С благословения владыки Марка, архиепископа Егорьевского, Сергей Карасев и несколько его единомышленников-врачей оказывали безвозмездную медицинскую помощь людям в отдаленных от Москвы приходах. Официального статуса у этих врачей никакого не было, а потребность в медиках в труднодоступных населенных пунктах – была, и немалая.
– Мы ездили сами по себе, как бременские музыканты, – улыбается Сергей. – Брали с собой мобильную лабораторию и отправлялись в Тверскую, Ярославскую область. У нас не было никаких официальных документов, санкций, направлений… Но я ведь могу частным образом куда-то приехать и, как врач, не откажу человеку, если он обратился ко мне за помощью. А поводов для такой помощи предостаточно. В иных местах дело обстоит так, что дети за всю свою жизнь из медиков видели только акушерку – при рождении…
Во время одной из таких поездок Сергей попал в Свято-Алексеевскую пустынь.
– Узнал об этом месте от знакомого священника, – рассказывает Сергей. – А поселение немаленькое: почти 400 человек, причем больше половины – дети.
С тех пор в то место под Ярославлем Сергей стал приезжать почти каждую неделю.
Служащий в епархии владыки Марка священник отец Георгий с большим энтузиазмом отнесся к подвижничеству Сергея, и не так давно благодаря его стараниям благотворительная деятельность Карасева и его соратников-коллег обрела официальный статус: медицинская служба при Северо-западном викариатстве города Москвы. Появился документ, но сама деятельность Сергея и его службы осталась полностью благотворительной, и работает эта служба не от случая к случаю, а регулярно, имея «местом приписки» тот самый храм преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе. Узнав о паломничестве по пути следования мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны – святой, особенно почитаемой медиками, – Сергей Карасев отправился в поездку, прихватив с собой внушительных размеров сумку с медикаментами. На всякий случай. Чтобы быть готовым помочь тому, кто нуждается в помощи.
Дорогая о Господе Татиана!
Никакого спора нет. Книга Л.Миллер зачитана до дыр с карандашом. Есть исторические факты и присутствие элементов мифотворчества у Л.Миллер, хотя ее книга и заслуживает внимательного и вдумчивого чтения. Но помимо книги Л.Миллер есть немало письменных источников, в т.ч. материалы следствия. Так что, дерзайте!!! С любовью, Дмитрий Напара
6."Где находится захоронение великих князей – никому не известно". Это не совсем так, что подтверждают и нижеприведенные слова. "По одной из версий, их останки покоятся на территории Русской миссии, – поясняет Сергей. – По другой – они были перенесены на кладбище при храме, который впоследствии был снесен". Останки Алапаевских мучеников. по второй версии, были перенесены не на кладбище при храме, а в крипт храма Серафима Саровского, храм был снесен. "Установить точное местонахождение останков, на мой взгляд, вполне реально, но странно, что наши власти не предпринимают к этому никаких шагов". Хочется спросит Сергея, какие власти? Светские? Церковные? И те и другие предпринимают определенные шаги в направлении поиска точного местоположения останков Алапаевских мучеников. Отсутствие у Сергея этой информации не означает, что ничего не делается.
С любовью, Дмитрий Напара
3."Сохранился камень от фундамента церкви, в которую были принесены гробы Алапаевских мучеников. Теперь эта земля принадлежит Российскому Посольству. На кладбище миссии, в храме святого Серафима Саровского, владыка Сергий отслужил панихиду по погибшим в Алапаевске". Гробы Алапаевских мучеников в разное время почивали как в крипте церкви Серафима Саровского на миссийском кладбище (за городской стеной), так и в храме Всех святых мучеников на территории самой Миссии, ныне территории Посольства РФ в КНР. Сохранился на территории Посольства РФ в КНР фундамент храма Всех святых мучеников, именно на этом месте вл. Сергий и отслужил панихиду, т.к. на миссийском кладбище, т.е. на месте, где стояла церковь Серафима Саровского, вл. Сергий служить панихиду не мог, т.к. эта земля ныне принадлежит частному гольф-клубу, совершение богослужений и отправление треб иностранными священниками в Китае разрешается только по согласованию с ГУДР (Главное управление по делам религий КНР).
4."Эта церковь – единственный православный храм в Пекине". Речь, если следовать логике текста, идет о церкви Серафима Саровского. При этом на фото - фундамент храма Всех свяитых мучеников. Но и про "единственность в Пекине" церкви Серафима Саровского написано не совсем верно. На территории Посольства действует восстановленный храм Успения Пресвятой Богородицы. Настоятель - о.Сергий Воронин.
1."Казнь их была изуверской: нанеся каждому удары обухом топора, их живыми столкнули в жерло шахты и потом забрасывали гранатами". Великий князь Сергей Михайлович бросился на убийц и был застрелен из револьвера. Т.е. в шахту его сбрасывали уже мертвым.
2."Рядом с Елисаветой Феодоровной, на уступе, лежало тело князя императорской крови Иоанна Константиновича. Голова его была перевязана апостольником великой княгини: в беспросветной тьме подземелья, обреченная умереть от голода и ран, она осталась собой и делала то, что обычно: молилась и старалась хоть чем-то облегчить страдания других". К огромному сожалению, как ни прискорбно, эта красивая легенда не находит исторических подтверждений.