Только Христос – Спаситель

Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Исцеление кровоточивой Исцеление кровоточивой

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день, как и многие другие, посвящает Евангелие теме спасения человека.

Из Евангельского чтения мы узнаем сразу о двух лицах, которые были спасены: некая кровоточивая жена была спасена от болезни, двенадцатилетняя дочь начальника синагоги – от смерти.

Спасение – это всегда двустороннее действие. Это осознание человеком, плывущим по безбрежному морю, что сам он не доплывет до райской земли. И это – спасательный круг Божий, который может подтянуть человека к земле Обетованной, рука, протянутая Христом, которая дает человеку возможность вкусить от древа жизни. Как богословское понятие, спасение – это проявление любви Бога по отношению к людям через избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада.

Ключевые слова Евангелия о спасении следующие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Как видно, спасение требует от человека определенного направления воли. Спасается не всякий, но – кто верует и крестился. При этом и крещение – не просто обряд погружения в воду, но – «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). И вера – это не только причисление себя к определенной конфессии. Вера – это принятие религиозного мировоззрения как своего, это знание о Боге, упование на помощь свыше, это такой вектор жизни, который направляет свободу воли к самореализации в обществе себя как христианина или христианки.

Сам себя человек не может спасти, но «всё возможно Богу» (Мф. 19: 26). Поэтому апостол Павел в своей проповеди делает акцент на вере как средстве спасения: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8).

Воскресший Христос – это краеугольный камень нашей веры и нашего спасения, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

Спасение начинается с проповеди о Христе, но при этом душа принимающего проповедь должна быть чиста (см.: Иак. 1: 21), чтобы семя, посеянное на почву сердца человека, проросло и дало плод.

Вера достигает совершенства через поступки в вере, без дел вера мертва (см.: Иак. 2: 20–22). Согласно апостольским Посланиям, не всякие поступки дают человеку удел вечной жизни. Спасительными делами, прежде всего, являются изучение Священного Писания, стремление познать истину (см.: 1 Тим. 2: 4; 4: 16; 2 Тим. 3: 15), молитва («всякий, кто призовет имя Господне, спасется» – Деян. 2: 21), покаяние (см.: 2 Кор. 7: 10), милость и страх Божий в сердце (см.: Иуд. 1: 22–23), надежда на Бога (см.: Рим. 8: 24; 1 Фес. 5: 8), свидетельство о своей вере своими устами (см.: Рим. 10: 9–10), стойкость в вере (см.: Евр. 10: 39), сострадание и утешение друг друга во Христе (см.: 2 Кор. 1: 6–7), распространение проповеди о Христе в мире (см.: Иак. 5: 20).

Как видно из этого перечня, не всякое дело приносит человеку спасение. Спасают те дела, которые совершены с верой или во имя Иисуса Христа.

Добрые дела, конечно, возможны и без веры во Христа; высокие образцы поступков милосердия и сострадания можно найти и у атеистов, у которых закон совести твердо написан на сердце. Но это не вводит их в Царство Божие. С другой стороны, «уверенность в существовании Бога» тех, кто прочитал всю Библию «от корки до корки», не дает им спасения, как и тем, кто чрезмерно гордится своей праведностью или живет аморально.

По апостолу Павлу, глубоко заблуждаются те, кто уповают на свою праведность (см.: Гал. 2: 16–20) или думают, что без Бога можно спастись. Невозможно вскарабкаться в райский сад незаметно от Бога, тайком перелезть через забор Эдемского сада, купить у ангелов билет суммой своих добрых дел. Только Христос может ввести в ограду Своего Небесного Царства, Он есть дверь (см.: Ин. 10: 9), и путь, и истина, и жизнь (см.: Ин. 14: 6). Нужно довериться Богу-Спасителю, вверить себя Ему, чтобы Он спас.

Вверить себя Богу, довериться – это нравственные, а не интеллектуальные категории. В книге «Православное учение о спасении» архимандрита (а впоследствии – патриарха) Сергия (Страгородского) делается особый акцент на нравственности. Высшее благо человека заключается в святости, которая достигается не рядом отдельных заслуг, а нравственным поведением, отказом от греховного способа жизни.

Следовательно, и спасать будет не степень начитанности в духовной литературе, а глубина покаяния, устремленности ко Христу. К блаженству приводят нищета духа, кротость, чистота сердца, жажда правды, миротворчество. К блаженству не ведут – показная праведность и лицемерие, даже если они вызваны уверенностью в глубоких знаниях о вещах Божественных.

Бог как будто специально «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1: 27). И апостолы были большей частью людьми неучеными, и первые лица, которым прямо Господь говорит о спасении, – людьми не книжными.

В Евангельской истории можно встретить всего несколько человек, которым Господь прямо сказал нечто об их личном спасении. Это – некая женщина, помазавшая Иисусу ноги миром (см.: Лк. 7: 50), прокаженный Самаритянин (см.: Лк. 17: 19), слепой из Иерихона (см.: Мк. 10: 52; Лк. 18: 42), начальник мытарей Закхей (см.: Лк. 19: 9). Таких примеров не более десяти. Большей частью это – люди с живой верой, им Христос сказал: «Вера твоя спасла тебя». Но у них нет правильных познаний о Боге, они верят «простонародно», даже с элементами некоего мистицизма.

Например, кровоточивая женщина из сегодняшнего Евангельского чтения, вероятней всего, верила во Святую Троицу не как в сложную богословскую категорию, она верила всего лишь в то, что одежда Иисуса может дать ей исцеление от болезни. Точно так же и у прокаженного, и у слепого вряд ли было правильное представление о загробных мытарствах и чинах ангельских. Они просто болели и просили у Иисуса здоровья. Но все они, как дети, верили в чудо Божие и доверяли тому, что Христос может чудеса совершить. Они подобны «малым сим», которые принимают Царство Божие как дитя (см.: Лк. 18: 17).

Такая наивная доверчивость Богу и сегодня спасает некнижных людей. Многие из нас знают, что в деревнях и в городе некоторые верят так, как сами это понимают. Кто-то читает акафисты от зубной боли, развешивает иконы по углам дома как обереги, кто-то носит на груди крест, и этим ограничивается его вера. Не будем таких людей осуждать. Может быть, они никогда не читали Евангелие, но их вера крепка и сильна надежда на Бога. Быть верующими для них, возможно, только поставить свечку в храме, но они «никого не убивали», и их сердце чисто, без пятен греховных пороков.

Пусть верят и праведники, и грешники, даже если их выражение веры спонтанно. Мы знаем, что грешный мытарь Закхей в порыве благодарности ко Христу готов был пол-имения отдать нищим (см.: Лк. 19: 8), а праведный начальник синагоги Иаир засомневался, что дочь его не умерла, но спит (см.: Лк. 8: 50–53). Иногда лучше твердость в простой вере, чем лабиринты многознаний.

Конечно, апостол Павел заповедовал «не быть умом детьми, по уму быть совершеннолетними» (1 Кор. 14: 20). Но давайте начнем возрастать в вере с малого, с того, что точно привело когда-то ко спасению. Давайте верить в простоте сердца Богу как простые люди, и только затем подкреплять нашу веру делами во Христе.

«Не бойся, только веруй» (Лк. 8: 50) – сказал Христос начальнику синагоги Иаиру. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16: 31) – сказал апостол Павел таким, как мы. Давайте в вере нашей доверимся Богу.

Аминь.

Литература:
1. Сергий (Старогородский), архиепископ. Православное учение о Спасении. 4-е изд. СПб., 1910.
2. Булгаков Сергий, протоиерей. Свет невечерний. М., 1917. С. 334–349, 410–417.
3. Михаил (Мудьюгин), епископ. Спасение и оправдание (Опыт краткого раскрытия православной субъективной сотериологии) // Богословские труды. Сб. 7. М., 1971. С. 231–239.
4. Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991. С. 11–21.
5. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Понимание Спасения в православной традиции // Страницы: Журнал Библейско-богословского института апостола Андрея. 1996. № 3. С. 17–37.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Владимир18 ноября 2013, 20:47
«Христос сказал: «Вера твоя спасла тебя». Но у них нет правильных познаний о Боге, они верят «простонародно», даже с элементами некоего мистицизма». Только в дополнение, ибо автор прикрыл покрывалом свет "простонародием", но если прповедь юродство, то Слово Его - Истина, а притча - покрывало, кторое и снимается верным словом. «Вера спасла тебя» - это познание Бога, или, как говорится, Бог познал Свое, в том и вера утвержденная Истиной. Как и исцеленному слепому отвечает Христос на вопрос, а кто Он: «а ты знал Его и говоришь с Ним», т.е. ты знал Его и знаешь, а до познания верят простонародно или не отрицают, даже с элементами мистицизма – дух ищущий. По мере веры – Его дела, Его дела – опыт, опыт через дар, дар от жертвенника, тогда Божьи дела - выбор. В Божьих делах, знание – опыт, утверждаемый истиной, опыт- Мудрость, очищенная и утвержденная началом мудрости, начало мудрости- Страх Божий. Детская вера - да, простота хуже воровства, пока не знаем дверь Его. Нет верного слова, дела - обкрадывающие, и физически, и что самое печально и приискорбно - духовно, взамен одно сено, суть дела и помышления плотские - смерть, но суть дела и помыслы духовные - Жизнь, во Христе Иисусе Господе нашем. Благодать с Отцем Его и Единородным Сыном и Святым Духом со всеми нами. Аминь.
ТаняСем18 ноября 2013, 16:58
Огромное спасибо за такие статьи!Особенно порадовалась,что можно прочитать Мр-3 файл,а не скачивать его,ведь не у всех есть возможность такая!А здесь такая глубокая проповедь для души, "очерствевшей" в мирской суете,что радостно на сердце и лишний раз напоминание о глубине доверия и веры в Бога!И что особенно важно с позиции простого верующего человека рассмотрена статья и,действительно хочется возрастать в вере,хотя бы и с малого!!!Помоги нам всем,Господи,грешным!И укрепи нас в вере Твоей!!!
Светлана18 ноября 2013, 11:01
Спаси Господи.Долгая и благая лета Вам Батюшка.
Елена М18 ноября 2013, 09:04
"При этом и крещение – не просто обряд погружения в воду, но – «обещание Богу доброй совести» " - с одной стороны, я это понимаю и согласна, с другой стороны, как может грудной ребенок, который проходит обряд крещения, давать обещание Богу доброй совести?
Millia18 ноября 2013, 07:22
Только ХРИСТОС -СПАСИТЕЛЬ слава БОГУ что посылает нам просвещенных мудрых батюшек как Апостолов святых. Спаси Вас ГОСПОДЬ отец святой Ириней такая нужная проповедь желаю чтобы как можно больше народа прочитала и с вашей помощью вверила себя ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.
татьяна18 ноября 2013, 06:30
Благодарю отца иеромонаха Иринея за вразумление о силе простосердечных верующих. Относительность книжности и образованности и абсолютность верного Богу сердца. Когда давно не встречаешь в церкви таких людей, чувствую тревогу - что-то не то, чего-то важного и главного не хватает.
Димитрий18 ноября 2013, 01:17
Спаси и Сохрани, Господи!
Елена Лобовик17 ноября 2013, 17:51
Спаси Господи,отец Ириней, большое спасибо Вам за проповедь,низкий поклон и помощи Божией в Вашем служении.
лидия17 ноября 2013, 16:10
Большое спасибо
Елена.Украина17 ноября 2013, 15:10
Спаси Господи за проповедь. Все точно,Бог смотрит в сердце человека,есть ли там место для Него,Спасителя,можно ли войти туда и быть Желанным Гостем. И если человек принимает Его,то начинается спасение,и даже воскресение из мертвых.
Надежда17 ноября 2013, 14:13
Да,церковь-посольство Царствия Небесного на земле!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×