Прощение – лишь виноватым

Кто любит, когда его считают в чем-либо виноватым? И кому приятно винить в чем бы то ни было себя самого? Стоит обвинить человека, и он превращается в самого что ни на есть искусного адвоката, взявшегося со всей ревностью за дело самозащиты. Стоит его совести в чем-то укорить его, как он находит десятки убедительнейших доводов для того, чтобы она успокоилась, а если и не находит, то просто требует, чтобы она замолчала и не тревожила его.

Быть виноватым в глазах людей – стыдно и невыгодно. Стыдно потому, что на тебя сразу как бы обращаются указующие персты: «Вот, смотрите, это из-за него, он виноват! Он такой, он сякой, он этакий…» Невыгодно потому, что, признав свою вину, рискуешь многое потерять: в своем статусе, в доверии к тебе как к человеку и как к профессионалу. Ты можешь с кем-то раздружиться, лишиться каких-то возможностей, преимуществ.

Признавать вину втайне от всех, в сокровенности своего сердца – больно и обременительно. Когда совесть «колет» нас, а мы не только не защищаемся от нее, но и даем ей говорить в полный голос, она может не на шутку разойтись, может открыть нам истину о том, что виноваты мы в гораздо большей мере, нежели предполагали, что мы вообще несравненно хуже, чем привыкли думать о себе. С этим трудно жить, это тяжело нести.

Сегодня даже выражение такое появилось: «комплекс вины». И от него, как и от любого комплекса, рекомендуется как можно скорее избавляться, иначе и жить-то полноценно нельзя – будешь себя бесконечно угрызать, будешь подавленным, не вылезешь из депрессии. Будешь считать себя хуже всех, ставить на последнее место, всем уступать, ничего в жизни не добьешься, никем не станешь…

Всё это очень логично.

И всё это – абсолютно неверно.

Винить себя, в любой ситуации искать и находить, в чем допустил промах, что сделал не так конкретно ты, – дело самое правильное, и самое разумное, и самое полезное. Почему? Потому что живем мы в очень больном, изломанном, несовершенном мире и, безусловно, нередко испытываем от этого не просто дискомфорт, а самое настоящее страдание. Мы мучаемся от этого несовершенства и… ничего не можем изменить. Мы не можем сделать мир качественно иным, не можем переделать и перевоспитать людей, которые нас окружают. Не можем повлиять на сложившиеся обстоятельства, заменить их другими. И от этого возникает иногда чувство безнадежности, безысходности какой-то, тупиковости, так что даже непонятно, что делать-то, когда то не в наших силах, это не в нашей власти… А весь тупик и вся безнадежность оттого в действительности, что об одном забываем: о том, что себя-то мы можем изменить, исправить, можем стать лучше, стать другими. И как только становимся другими мы, другим становится и всё вокруг нас. Во-первых, потому, что мы всё иначе начинаем воспринимать, а во-вторых, потому, что Господь никогда не забывает тех, кто трудится, работает над собой ради Него.

Вот чтобы не забывать об этом и нужно – уметь искать и находить свою вину, уметь принимать укоризны и даже поношения и смотреть при том: какая правда заключена в них? Ведь какая-то да есть, а раз так, то на пользу нам то, что услышали, узнали ее – не в том виде, не так, как хотели бы, наверное, но узнали же.

И не делает видение виновности и греховности человека слабее. Слабее делает малодушие, жалость к себе. А признаваться и каяться – это, скорее, требует смелости и мужества, подчас же – и самоотвержения.

И напрасно думает кто-то, будто не оспаривающий своего недостатка лишится доверия людей, коллег, начальства своего. Начальство, если оно, разумное, конечно, знает, что куда проще воспитать и научить чему-то честного и искреннего подчиненного, нежели того, который в любой ситуации стремится выкрутиться и всеми правдами и неправдами оправдаться. Что ж до друзей и коллег, то тут некий естественный отбор происходит: те, кто одного духа, поймут и оценят правильно, а с прочими пути-дороги в любом случае рано или поздно разойдутся.

Как священник скажу: человек кающийся, человек, сам осуждающий себя, к себе на исповеди безжалостный, всегда вызывает чувство не только сострадания, но и уважения, хотя бы и говорил он при том о самых страшных, тяжких грехах. Ведь знает каждый из нас, пастырей, – и благодаря опыту служения своего, и благодаря опыту собственному, – насколько все мы испорчены, грешны и насколько мало тех, кто не пытается показаться лучше, не пытается спрятаться за образом какой-то ложной, придуманной праведности. И как не уважать того, кто не жалеет и не приукрашивает себя, кто не боится показаться таким, каков он есть, а может, даже и хуже! И как – не любить…

Пока оправдываешься, совесть мучает всё равно. Ноет, как застарелая зубная боль. И нет на душе успокоения, нет мира. А как обвинишь себя, так вдруг приходит мир, воцаряется покой. Почему так? Наверное, потому, что Господь прощает лишь виноватых.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести
Георгий Фечору
Нужны перемены ума и отказ от страстных предпочтений, к которым, к сожалению, некоторые привязаны больше, чем к собственным детям, больше, чем к своей семье и здоровью, больше, чем к Христу. Нужна искренность и решимость противостать мирскому образу мыслей. Разрываясь между миром и Богом, мы не сможем иметь спокойную совесть, не сможем состояться как люди и христиане.
Совесть Совесть
Прот. Андрей Ткачев
Совесть Совесть
Протоиерей Андрей Ткачев
И в греческом, и в русском, и в английском, и еще, вероятно, во многих языках слово «совесть» сконструировано одинаково. В нем заключена идея со-присутствия, со-существования. Есть некий голос во мне, который, в сущности, не мой. Звуча во мне, но частью меня не являясь, этот голос реагирует на события, совершаемые в моральной области. Он неподкупен, этот голос. В идеале же голос этот есть голос Самого Христа.
Что такое совесть? Что такое совесть?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Скажите, пожалуйста, что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных – нет?
Комментарии
Мария17 января 2014, 13:42
Аминь, читаю эту статью второй раз, и опять получаю пользу. Спасибо.
лия25 ноября 2013, 22:41
не совсем понимаю, я изменился и поменялось окружение. ты решил,что слишком требователен к себе и отказался от того что тебе не давало до этого покоя. получается ты просто передумал дальше развиваться, чего-то добиваться и всё. так разве это лучше?
Елена.Украина20 ноября 2013, 22:59
Мы все виноваты друг перед другом,а тем более - перед Господом. Поэтому прошу у всех прощения и молитв. Нужно жить дальше,не забывая,что все мы равны перед смертью и перед Богом. Правильно написано: "Те, кто одного духа, поймут и оценят правильно, а с прочими пути-дороги в любом случае рано или поздно разойдутся". Но любить постараюсь всех,и врагов,и друзей. Иначе,не будет мира в душе,и смысла в жизни никакого. Хочется,конечно,после отмеренного Господом срока жизни уйти к Нему,в Его обители,быть небожителем,а не обитателем ада. Но путь этот к Нему лежит через любовь к человеку,иного пути нет. Если ближнего не любим,то как можем любить Бога,Образ Которого явно просвечивается или скрыто таится в этом ближнем.
Ирина20 ноября 2013, 21:38
Дорогой о.Нектарий, Очень люблю Ваши статьи, слог, прозрачность смысла. Иногда бывает сложновато для моего бедного разума, а сердце радуется словно кому-то близкому.
Сергий20 ноября 2013, 12:10
Прекрасная статья! о. Нектарий, благодарю Вас! Спаси Вас Христос!
Ирина20 ноября 2013, 12:09
Из статьи: "Винить себя, в любой ситуации искать и находить, в чем допустил промах, что сделал не так конкретно ты, – дело самое правильное, и самое разумное, и самое полезное." Мне кажется, что непомерным чувством вины можно просто угробить человека. В состоянии вины человек чувствует себя жертвой. А жертва, защищаясь, сама начинает обвинять и нападать. И в состоянии вины вряд ли возможен адекватный самоанализ. По-моему, правильнее было бы говорить о личной ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека за то, что с ним случается. Мне близко следующее определение ответственности. "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат(реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков(действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих." Вина - пассивное состояние человека. Ответственность - активное. И ведь в храме всегда говорят, что мало признать свои недостатки, а надо еще их и исправлять. Чтобы исправлять, надо действовать (и иметь для этого как душевные, так и физические силы). Пока я барахталась в гнетущем чувстве вины, в моей жизни не менялось ничего... К сожалению...
ЕленаТ.20 ноября 2013, 11:50
Золотая середина нужна. Иногда постоянное ощущение своей вины и показывание другим того, что мы чувствуем себя виноватыми, провоцирует некоторых других на всё бОльшее и бОльшее сваливание вины в разных ситуациях на "виноватого", на постоянное третирование, шпыняние и т.д.
Анатолий20 ноября 2013, 09:37
Статья очень поучительная.Очень полезно напоминание о слабостях человеческих, о гордыне, которая постоянно пытается вылезти. Спасибо. Храни Вас Бог.
Евгений Тисанов19 ноября 2013, 23:59
Стал замечать что те вопросы которые волнуют обязательно встречаешь в текущих статьях, это ли не чудо. Слава Богу за всё, и автору за вразумительную статью спасибо.
Катерина Власова19 ноября 2013, 23:54
Спаси вас Господи! Спасибо за вразумление и наставление.Побольше и везде нам грешным об этом надо напоминать.
Сергий19 ноября 2013, 21:59
Господь,любя нас, и создает такие ситуации,чтобы мы видели свое ничтожество,непотребство,хотя мы и стараемся исполнять заповеди.Кажется,что люди вокруг потеряли человеческий облик,но будем винить себя.Будем подражать святым и хоть вслух говорить:это рабы Божии,больные душой братья мои,не принимаю осуждения,злобы,ропота...Я виноват,моя вина,я-хуже всех,достоин всех казней временных и вечных,я Господь любит и терпит меня,посылает всякие блага духовные и вещественные...желает очистить меня от страстей сделать наследником Небесного Царства.
Екатерина19 ноября 2013, 20:35
Спасибо за статью. То, что сейчас нужно.
ТаняСем19 ноября 2013, 15:45
Вот бы такие статьи,да в СМИ и вместо выпусков новостей,где "все,как всегда,плохо,"транслировать по утрам,как задание на целый день!Вот где бы счастье и Божий голос(совесть)услышан был,хоть чуточек,хоть капельку!ОЧЕНЬ согласна со всем написанным и себе лишний раз напомнила про себя любимую,а то уж сильно последнее время малодушничаю и не умею "принимать укоризну"(цитата),и людей не принимаю такими,какие есть,а осуждаю и виню всех и вся,во где ужас-то!А дело-то проще не бывает и ответ я нашла в этой статье,только вот тяжело себя преломить,а надо и срочным образом!!!Что до естественного отбора-так я на себе испытала,и вправду друзья одного духа рядом со мной,и я им очень благодарна,а те,кто иные-дороги разошлись,хотя до поры считались друзьями!!!Слава Богу за все!!!Помоги Господи зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!!!
=Юлия=19 ноября 2013, 14:44
Спасибо! Нашла ответы на свои вопросы. Слава Богу!
Антонина5119 ноября 2013, 13:29
Спасибо за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×