Прощение – лишь виноватым

Кто любит, когда его считают в чем-либо виноватым? И кому приятно винить в чем бы то ни было себя самого? Стоит обвинить человека, и он превращается в самого что ни на есть искусного адвоката, взявшегося со всей ревностью за дело самозащиты. Стоит его совести в чем-то укорить его, как он находит десятки убедительнейших доводов для того, чтобы она успокоилась, а если и не находит, то просто требует, чтобы она замолчала и не тревожила его.

Быть виноватым в глазах людей – стыдно и невыгодно. Стыдно потому, что на тебя сразу как бы обращаются указующие персты: «Вот, смотрите, это из-за него, он виноват! Он такой, он сякой, он этакий…» Невыгодно потому, что, признав свою вину, рискуешь многое потерять: в своем статусе, в доверии к тебе как к человеку и как к профессионалу. Ты можешь с кем-то раздружиться, лишиться каких-то возможностей, преимуществ.

Признавать вину втайне от всех, в сокровенности своего сердца – больно и обременительно. Когда совесть «колет» нас, а мы не только не защищаемся от нее, но и даем ей говорить в полный голос, она может не на шутку разойтись, может открыть нам истину о том, что виноваты мы в гораздо большей мере, нежели предполагали, что мы вообще несравненно хуже, чем привыкли думать о себе. С этим трудно жить, это тяжело нести.

Сегодня даже выражение такое появилось: «комплекс вины». И от него, как и от любого комплекса, рекомендуется как можно скорее избавляться, иначе и жить-то полноценно нельзя – будешь себя бесконечно угрызать, будешь подавленным, не вылезешь из депрессии. Будешь считать себя хуже всех, ставить на последнее место, всем уступать, ничего в жизни не добьешься, никем не станешь…

Всё это очень логично.

И всё это – абсолютно неверно.

Винить себя, в любой ситуации искать и находить, в чем допустил промах, что сделал не так конкретно ты, – дело самое правильное, и самое разумное, и самое полезное. Почему? Потому что живем мы в очень больном, изломанном, несовершенном мире и, безусловно, нередко испытываем от этого не просто дискомфорт, а самое настоящее страдание. Мы мучаемся от этого несовершенства и… ничего не можем изменить. Мы не можем сделать мир качественно иным, не можем переделать и перевоспитать людей, которые нас окружают. Не можем повлиять на сложившиеся обстоятельства, заменить их другими. И от этого возникает иногда чувство безнадежности, безысходности какой-то, тупиковости, так что даже непонятно, что делать-то, когда то не в наших силах, это не в нашей власти… А весь тупик и вся безнадежность оттого в действительности, что об одном забываем: о том, что себя-то мы можем изменить, исправить, можем стать лучше, стать другими. И как только становимся другими мы, другим становится и всё вокруг нас. Во-первых, потому, что мы всё иначе начинаем воспринимать, а во-вторых, потому, что Господь никогда не забывает тех, кто трудится, работает над собой ради Него.

Вот чтобы не забывать об этом и нужно – уметь искать и находить свою вину, уметь принимать укоризны и даже поношения и смотреть при том: какая правда заключена в них? Ведь какая-то да есть, а раз так, то на пользу нам то, что услышали, узнали ее – не в том виде, не так, как хотели бы, наверное, но узнали же.

И не делает видение виновности и греховности человека слабее. Слабее делает малодушие, жалость к себе. А признаваться и каяться – это, скорее, требует смелости и мужества, подчас же – и самоотвержения.

И напрасно думает кто-то, будто не оспаривающий своего недостатка лишится доверия людей, коллег, начальства своего. Начальство, если оно, разумное, конечно, знает, что куда проще воспитать и научить чему-то честного и искреннего подчиненного, нежели того, который в любой ситуации стремится выкрутиться и всеми правдами и неправдами оправдаться. Что ж до друзей и коллег, то тут некий естественный отбор происходит: те, кто одного духа, поймут и оценят правильно, а с прочими пути-дороги в любом случае рано или поздно разойдутся.

Как священник скажу: человек кающийся, человек, сам осуждающий себя, к себе на исповеди безжалостный, всегда вызывает чувство не только сострадания, но и уважения, хотя бы и говорил он при том о самых страшных, тяжких грехах. Ведь знает каждый из нас, пастырей, – и благодаря опыту служения своего, и благодаря опыту собственному, – насколько все мы испорчены, грешны и насколько мало тех, кто не пытается показаться лучше, не пытается спрятаться за образом какой-то ложной, придуманной праведности. И как не уважать того, кто не жалеет и не приукрашивает себя, кто не боится показаться таким, каков он есть, а может, даже и хуже! И как – не любить…

Пока оправдываешься, совесть мучает всё равно. Ноет, как застарелая зубная боль. И нет на душе успокоения, нет мира. А как обвинишь себя, так вдруг приходит мир, воцаряется покой. Почему так? Наверное, потому, что Господь прощает лишь виноватых.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести
Георгий Фечору
Нужны перемены ума и отказ от страстных предпочтений, к которым, к сожалению, некоторые привязаны больше, чем к собственным детям, больше, чем к своей семье и здоровью, больше, чем к Христу. Нужна искренность и решимость противостать мирскому образу мыслей. Разрываясь между миром и Богом, мы не сможем иметь спокойную совесть, не сможем состояться как люди и христиане.
Совесть Совесть
Прот. Андрей Ткачев
Совесть Совесть
Протоиерей Андрей Ткачев
И в греческом, и в русском, и в английском, и еще, вероятно, во многих языках слово «совесть» сконструировано одинаково. В нем заключена идея со-присутствия, со-существования. Есть некий голос во мне, который, в сущности, не мой. Звуча во мне, но частью меня не являясь, этот голос реагирует на события, совершаемые в моральной области. Он неподкупен, этот голос. В идеале же голос этот есть голос Самого Христа.
Что такое совесть? Что такое совесть?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Скажите, пожалуйста, что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных – нет?
Комментарии
Мария17 января 2014, 13:00
Аминь, читаю эту статью второй раз, и опять получаю пользу. Спасибо.
лия25 ноября 2013, 22:00
не совсем понимаю, я изменился и поменялось окружение. ты решил,что слишком требователен к себе и отказался от того что тебе не давало до этого покоя. получается ты просто передумал дальше развиваться, чего-то добиваться и всё. так разве это лучше?
Елена.Украина20 ноября 2013, 22:00
Мы все виноваты друг перед другом,а тем более - перед Господом. Поэтому прошу у всех прощения и молитв. Нужно жить дальше,не забывая,что все мы равны перед смертью и перед Богом. Правильно написано: "Те, кто одного духа, поймут и оценят правильно, а с прочими пути-дороги в любом случае рано или поздно разойдутся". Но любить постараюсь всех,и врагов,и друзей. Иначе,не будет мира в душе,и смысла в жизни никакого. Хочется,конечно,после отмеренного Господом срока жизни уйти к Нему,в Его обители,быть небожителем,а не обитателем ада. Но путь этот к Нему лежит через любовь к человеку,иного пути нет. Если ближнего не любим,то как можем любить Бога,Образ Которого явно просвечивается или скрыто таится в этом ближнем.
Ирина20 ноября 2013, 21:00
Дорогой о.Нектарий, Очень люблю Ваши статьи, слог, прозрачность смысла. Иногда бывает сложновато для моего бедного разума, а сердце радуется словно кому-то близкому.
Сергий20 ноября 2013, 12:00
Прекрасная статья! о. Нектарий, благодарю Вас! Спаси Вас Христос!
Ирина20 ноября 2013, 12:00
Из статьи: "Винить себя, в любой ситуации искать и находить, в чем допустил промах, что сделал не так конкретно ты, – дело самое правильное, и самое разумное, и самое полезное." Мне кажется, что непомерным чувством вины можно просто угробить человека. В состоянии вины человек чувствует себя жертвой. А жертва, защищаясь, сама начинает обвинять и нападать. И в состоянии вины вряд ли возможен адекватный самоанализ. По-моему, правильнее было бы говорить о личной ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека за то, что с ним случается. Мне близко следующее определение ответственности. "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат(реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков(действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих." Вина - пассивное состояние человека. Ответственность - активное. И ведь в храме всегда говорят, что мало признать свои недостатки, а надо еще их и исправлять. Чтобы исправлять, надо действовать (и иметь для этого как душевные, так и физические силы). Пока я барахталась в гнетущем чувстве вины, в моей жизни не менялось ничего... К сожалению...
ЕленаТ.20 ноября 2013, 11:00
Золотая середина нужна. Иногда постоянное ощущение своей вины и показывание другим того, что мы чувствуем себя виноватыми, провоцирует некоторых других на всё бОльшее и бОльшее сваливание вины в разных ситуациях на "виноватого", на постоянное третирование, шпыняние и т.д.
Анатолий20 ноября 2013, 09:00
Статья очень поучительная.Очень полезно напоминание о слабостях человеческих, о гордыне, которая постоянно пытается вылезти. Спасибо. Храни Вас Бог.
Евгений Тисанов19 ноября 2013, 23:00
Стал замечать что те вопросы которые волнуют обязательно встречаешь в текущих статьях, это ли не чудо. Слава Богу за всё, и автору за вразумительную статью спасибо.
Катерина Власова19 ноября 2013, 23:00
Спаси вас Господи! Спасибо за вразумление и наставление.Побольше и везде нам грешным об этом надо напоминать.
Сергий19 ноября 2013, 21:00
Господь,любя нас, и создает такие ситуации,чтобы мы видели свое ничтожество,непотребство,хотя мы и стараемся исполнять заповеди.Кажется,что люди вокруг потеряли человеческий облик,но будем винить себя.Будем подражать святым и хоть вслух говорить:это рабы Божии,больные душой братья мои,не принимаю осуждения,злобы,ропота...Я виноват,моя вина,я-хуже всех,достоин всех казней временных и вечных,я Господь любит и терпит меня,посылает всякие блага духовные и вещественные...желает очистить меня от страстей сделать наследником Небесного Царства.
Екатерина19 ноября 2013, 20:00
Спасибо за статью. То, что сейчас нужно.
ТаняСем19 ноября 2013, 15:00
Вот бы такие статьи,да в СМИ и вместо выпусков новостей,где "все,как всегда,плохо,"транслировать по утрам,как задание на целый день!Вот где бы счастье и Божий голос(совесть)услышан был,хоть чуточек,хоть капельку!ОЧЕНЬ согласна со всем написанным и себе лишний раз напомнила про себя любимую,а то уж сильно последнее время малодушничаю и не умею "принимать укоризну"(цитата),и людей не принимаю такими,какие есть,а осуждаю и виню всех и вся,во где ужас-то!А дело-то проще не бывает и ответ я нашла в этой статье,только вот тяжело себя преломить,а надо и срочным образом!!!Что до естественного отбора-так я на себе испытала,и вправду друзья одного духа рядом со мной,и я им очень благодарна,а те,кто иные-дороги разошлись,хотя до поры считались друзьями!!!Слава Богу за все!!!Помоги Господи зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!!!
=Юлия=19 ноября 2013, 14:00
Спасибо! Нашла ответы на свои вопросы. Слава Богу!
Антонина5119 ноября 2013, 13:00
Спасибо за статью!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке