Последняя электричка в Простоквашино

У друзей по работе проблема. Друзья по работе купили, наконец, домик в деревне. Прекрасный домик в неимоверно красивой деревне. Она, правда, давно умерла, местных жителей ноль, зато понаехали дачники, некоторые даже на ПМЖ. Но проблема не с деревней и даже не с домиком. Проблема с сыном. Он не хочет ехать в деревню. Ему не нравится этот домик. Ему тут вообще ничего не нравится. Даже природа. И уже ничего не сделаешь. Уже поздно.

Трое из Простоквашино. Кадр из мультфильма Трое из Простоквашино. Кадр из мультфильма
    

Нет, мальчик — не дитя мегаполиса. Он много где бывал, много чего видел. Пустыни Египта, джунгли Камбоджи, гейзеры Исландии. Любит экстремальные виды спорта, всерьез увлекается сноубордом, активный, общительный. Родители вложили в него много сил, денег, внимания и даже любви. Но как-то не успели показать ему страну. Свою собственную. И уже ничего не сделаешь.

— Это потрясающе, я не знал, что так бывает! — глава семьи мечется между восхищением естествоиспытателя и огорчением родителя. — Я ему говорю: сынок, посмотри, какой закат! Ну, разве не красота? Пожимает плечами. Ноль эмоций. Одна сплошная биология.

Насчет биологии папа совершенно прав. То, что случилось с нашим мальчиком, на языке этой науки называется импринтинг. Или «феномен территориального закрепления». Человек вообще существо очень простое, не сложнее голубя или змия. И все его проблемы от того, что он с маниакальным упорством пытается наковырять в себе каких-нибудь сложностей.

Территориальное закрепление — страшная сила. Однажды мне довелось наблюдать ее в Лондоне.

Заброшенный поселок «Пирамида», Шпицберген Заброшенный поселок «Пирамида», Шпицберген
    

Лондон — это не столица Великобритании, а пятиэтажное здание в нашем шахтерском поселке Пирамида, архипелаг Шпицберген, Норвегия. Никакой путаницы тут нет — да, страна Норвегия, а поселок наш. Согласно международным соглашениям эта территория была передана Осло при условии, что любая страна-подписант имеет право вести здесь хозяйственную деятельность. Но фактически воспользовался этим правом лишь Советский союз: мы тут добывали и добываем уголь. Раньше из экономических соображений, теперь — из политических. Это такой наш маячок в Арктике, на всякий геополитический случай.

Почему Лондон? Потому что в этом корпусе жили мужики. Женщины жили в «Париже», а семейные — в «Дурдоме». В девяностые угледобычу свернули, а поселок законсервировали, и почти десять лет он стоял обесчеловеченный. За это время Лондон с подветренной стороны успели облюбовать чайки. Они решили, что это такая очень удобная скала — ровная, цепкая, много пещер. За это время в Лондоне родились и выросли тысячи птиц. Каждый год новое поколение чаек прилетали сюда заниматься деторождением. Теперь Лондон громко кричит и плохо пахнет. А главное — нет никакой возможности избавиться от птиц. Из ружей палили, отраву подсыпали, электрические проволочки на подоконнике натягивали — бесполезно. У них уже случился импринтинг.

Чайка в поселке «Пирамида», Шпицберген Чайка в поселке «Пирамида», Шпицберген
  

Люди тоже те еще птички. Это только в паспорте написано, что наша родина находится по месту нахождения роддома, в котором мы появились на свет. На самом деле, для любого живого существа родина — это та местность, в которой он провел свой «период критической детской впечатлительности». У человека этот период приходится на возраст с 6 до 12 лет. Если он провел это время на помойке, значит, его всю оставшуюся жизнь будет тянуть на помойку. Если на заморских морях, значит, комфортной средой обитания для него будут заморские моря. А если за это время он так и не успел толком побывать в России, то уже ничего не поделаешь. Уже поздно.

Пользуясь случаем, папа нашего мальчика хочет обратиться к аудитории этого текста: возите своих детей по стране. Просто возите своих детей по стране. На машинах, поездах, велосипедах, а еще лучше — ходите пешком. Пусть они смотрят, слышат, нюхают, трогают, пробуют. Пусть отравляют себе души и мозги привычкой к собственной земле. Если опоздаете, потом состояние патриотического аффекта нельзя будет достичь никакой ценой. Потом ваши дети будут судить окружающий мир объективно. А объективно — закат на Адриатическом море действительно красивей заката над рекой Протвой. Особенно если это та самая природа, которую ты видел, слышал и нюхал в период критической детской впечатлительности.

Ужас как хочется теперь разогнаться и спеть погребальную песнь про «поколение проскочивших мимо России». Но истина дороже. Нет никакого такого поколения. Проскочившие есть: их много, их больше, чем хотелось бы, но все-таки это не поколение. Последняя электричка в Простоквашино еще не ушла. Еще не поздно возить своих детей по стране. Просто возить своих детей по стране.

На протяжении вот уже восьми лет самый популярный пост в моем блоге — не про котиков, не про наркотиков и даже не про «кровавый режим». Самый популярный пост — про то, как смешно и убого выглядит человек без импринтинга:

«Позвонила Ира Смолко, моя хорошая знакомая, кинопродюсер, рассказала историю. Она ехала из Питера на поезде “Хельсинки—Москва” целые сутки. Попала в железнодорожную пробку в связи с аварией в Новгородской области. Поезд пустили через Псковскую область. В соседнем купе девочка лет 20, богато одетая и увешанная, которая, видимо, за пределами Москвы бывала только на самолете, впала в панику. Она тяжело дышала, с ужасом смотрела в окно и постоянно звонила маме.

— Да какое такси! Куда такси?! Я не знаю, где мы, мама! Тут какие-то заборы! Коровники! Мама, мы в аду! Мы в аду, мама!»

Последняя электричка в Простоквашино отправляется. Провожающих просим выйти из вагонов.

Трое из Простоквашино. Кадр из мультфильма Трое из Простоквашино. Кадр из мультфильма
    

Дмитрий Соколов-Митрич

21 ноября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Свящ. Димитрий Шишкин
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Священник Димитрий Шишкин
Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина.
Свидание с Родиной Свидание с Родиной
Подполковник Роман Илющенко
Свидание с Родиной Свидание с Родиной
Подполковник Роман Илющенко
Этим летом я сподобился проехать по транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока и обратно на поезде. Сослуживцы не могли поверить, что я собираюсь провести 2 недели отпуска в дороге – крутили пальцем у виска – вот чудак! А я, как ни старался, так и не смог объяснить им главную цель своей поездки – узнать лучше свою Родину, чтобы сродниться с ней или по крайней мере сделать её хоть чуточку ближе!
Краеведение как православный предмет Краеведение как православный предмет
Прот. Сергий Правдолюбов
Краеведение как православный предмет Краеведение как православный предмет
Беседа с участниками II Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Мы опираемся на опыт отцов и дедов. Но, к глубокому сожалению, наше время относится с презрением к тому, что было раньше, чем жили наши предки. А ведь по сути ничего не меняется: грехи – те же, желания – такие же, стремления – почти такие же.
Комментарии
Said Shakirov26 февраля 2020, 11:42
В первый раз полностью не согласен с Автором. Человек,всё-таки,не чайка,а по замыслу Всевышнего гораздо сложнее. И любовь к родным красотам всегда может зайти в его сердце.
Александр 4 июня 2014, 01:54
" Кто то заметил,а кто то спросил,а третий запишет ответ".Роман Рябцев .. " Запад есть запад,восток есть восток,и с места они не сойдут..."Р.Киплинг
Но мне ближе "С чего начинается Родина?" Марка Бернеса.
Запретный плод всегда сладок,но почему в благополучной
Швеции,так много самоубийств?
Павел30 декабря 2013, 17:06
Не нужно забывать, что у каждой медали есть две стороны. Рассказ можно повернуть так, что импринтинг случился у родителей, что папа не может убежать из грез своего детства и мечтает купить домик в деревне "как в старые добрые времена", а его семья страдает. Проблема здесь в том, что мы не хотим слушать своих близких и нам важно только наше мнение, и плевать на мнение остальных.
Анна Громова 6 декабря 2013, 23:29
Автор прав: все надо делать вовремя, учить ребенка ходить, говорить, читать и любить свою Родину. Помню, поехали в Париж в 1995 году с 8-летним сыном. Думали:Ах, Париж! При ближайшем знакомстве в просвещенной Европой оказалось, что духи придумали, потому что никогда не мылись, а в Версале не было туалетов, поэтому ходили в угол прямо на роскошные гобелены. Приехали домой и страстно захотелось в Питер, куда и поехали в следующие каникулы, и сын получил большое удовольствие от обеих поездок.
Родители вольно и невольно передают ребенку то, что любят сами. Как говорят, с молоком матери впитал.
По роду работы встречаю людей, желающих поделиться воспоминаниями. Если родителей нет в живых, память о них священна. "Хочу купить икону, какая была у моей мамы!" "Моя бабушка говорила..." "Мой отец этого автора очень ценил..."
И эта любовь отца к русской природе не пройлет мимо подростка. Он вырастет, возмужает и будет помнить, как отец восхищался закатом над Протвой. Если любовь к Родине у нас родителей искренняя...
Юлия 1 декабря 2013, 09:53
А мой сын как чуть подрастет, поедет в православный летний лагерь. Я читала, есть такой например недалеко от Севастополя.... И море, и духовная польза. Спасибо тем, кто такие лагеря организует.
Софья29 ноября 2013, 19:18
Я родилась и выросла на Колыме. Свое советское детство вспоминаю с огромной теплотой и ностальгией. И конечно мечтаю показать своим детям те места, которые считаю свой родиной. Но. Мой муж - коренной москвич. Он немало поездил по стране ( по служебным делам), и когда я робко предлагаю: "милый, а может быть в Магадан на весь август?" - он почему-то предпочитает Мадрид. И я знаю почему. Это намного дешевле, безопасней, теплее и предсказуемее. Моим младшим детям 7 и 8 и я согласна с мужем. Пока.... Но через пару-тройку лет я все-таки надеюсь воплотить свою мечту...
Екатерина29 ноября 2013, 11:27
Спасибо. Как вколыхнуло аудиторию! Думаю у каждого свои взаимообношения с Родиной. Я ее люблю. Стараюсь сделать немного лучше занимаясь ландшафтным дизайном и преобразуя по мере возможностей не только те участки где работаю, но и помогая монастырям и благоустраивая практически забытые памятники погибшим воинам.
гость27 ноября 2013, 00:50

В этой статье автор говорит о свойствах человека, как о свойствах животного: "Человек вообще существо очень простое, не сложнее голубя или змия."

И автор сетует, что не у всех людей в России выработались нужные рефлексы. И говорит он о том, что надо бы эти нужные рефлексы формировать.
Кому-то очень нужно стадо с нужными рефлексами. Кому-то надо , чтобы люди воспринимали действительность так, как им это зададут.

Человек создан по образу и подобию Божию, а не простой , как "голубь". Человеком стал Сын Божий. И всякий христианин призван стать богом по благодати. И христианин обращается к Богу -- "Отче". Человек - не животное, как бы это кому-то не хотелось.
Анна26 ноября 2013, 14:20
столько негативных комментариев и вообще странного восприятия, что даже удивительно. огромное спасибо автору. большая умница во всем. и данная статья - хорошее руководство к действию.
наших дней с ребенком - действительно до 12-ти их лет. и за это время надо успеть привить любовь к Родине, а не глупое подобострастие перед всем иностранным. а привить любовь к Родине сложно, не путешествуя по стране. по монастырям, святыням. таких красот как на Урале, Алтае - нет нигде в мире, а святых мест, а исторических? а героических? Смоленск, Ржев, города Золотого кольца. а если привить ребенку приоритет такси-шведского стола-улыбчивого за деньги персонала, то и наша собственная ценность в глазах ребенка, когда он начнет зарабатывать, а мы уйдем на второй план - тоже будет оцениваться по той же планке. а это уже бесчеловечно, хотя конечно мы растим детей не для того, чтобы что-то от них получить, но ведь и сами мы любим родителей и Родину и хотим, чтобы и дети наши были Людьми, а не клиентами-потребителями. поэтому давайте торопиться показать Родину.
Иван Х.25 ноября 2013, 22:28
Редкий случай, когда чтение комментариев не менее назидательно, чем чтение самого материала.
Поражён комментариям. Я - человек не старый, и всё равно чувствую себя каким-то рудиментом ушедшей эпохи, когда лето в деревне - рай из-за леса, друзей, речки, солнца, когда за счастье не надо платить и его так легко получить ребёнку.
Разве раньше не было покосившихся заборов или в деревнях Интернет был? Нет. Может быть асфальт повсюду и всё мужское население вело исключительно трезвенный образ жизни? Тоже нет.
В чём же причина такой ненависти к русскому селу?
Жить стало тяжело! Когда по две машины в семье и можно выбрать в Турцию или в Ниццу на лето отправиться.
Разве это нужно детям? Нет. Этого ищут взрослые. Дети ищут друзей. Как человек, причастный к организации детских лагерей, летних и зимних, могу смело заявить: большинство детей вне зависимости от достатка и социального положения готовы жить в трудных условиях (и такое бывало), если с ними друзья. Дети не взрослые, их взгляд чище нашего (хотя подчас и они доставляют столько горя, что еле сил хватает терпеть).
Вот проблема уменьшения количества дружелюбных сверстников вокруг - это проблема, а не грязь, бедность и прочее. Но, увы, она актуальна по всему миру.
Как решить? Быть с ребёнком. Нет друзей? Стать его другом.
Европа эту проблему не решит, а только усугубит.
Стыдно сегодня смотреть на Старушку Родину мать? Завтра Ваш сын и дочь будут стыдиться Вас. Таков естественный порядок вещей.
Валерия25 ноября 2013, 17:59
Очень люблю ездить в другие страны-везде очень красиво, очень всё нравится. Но всё чужое. Намного больше люблю возвращаться на Родину, выходить из самолета и вдыхать родной питерский воздух. И это чувство-не передать, это как прижаться к маме. А уж поездки в деревню в Тверскую область к сестре... Тишина, благодать, люди золотые, добрые и открытые.
Лариса25 ноября 2013, 17:20
адекс:
/Я технарь и у меня сложилось такое впечатление, что эти типа того журналисты меня пытаются погрузить в какой-то непонятный мир их грёз в лучшем случае./

я - юрист, и то, что пишет автор для меня полный бред.
Аффект - термин уголовного права. Это не просто "душевное волнение", как ниже прозвучало, это состояние невменяемости, при котором человек не может контролировать свои действия, возникающее в результате сильного душевного волнения или длительной травмирующей ситуации.
Автор сам себя дискредитирует, переворачивая терминологию ради красного словца.

Лариса25 ноября 2013, 16:13
О чем мы говорим вообще?
Вместо слова пастыря обсуждаем кто сколько раз был за границей и почем...
Д.Соколов превратит этот сайт в газету "Известия".
Андрей25 ноября 2013, 10:09
Я сам повидал мир и стараюсь при любой возможности показать его детям.
Андрей24 ноября 2013, 15:30
Все верно, нужно всего лишь часто ездить на природу с детьми. Кто говорит дорого - детям совсем не нужны дальние путешествия! У них еще мир имеет другие масштабы. Ближайшая роща - лес огромный, ну и т.п. И не нужны им ни пляж окультуренный, ни питание 3разовое, ни кровать мягкая с телевизором на турбазах, так как если за комфортом гнаться - отдых на родине конечно проигрывает.
Им надо главное показывать, что у нас в России человек СВОБОДНЫЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ. Погрузились в машину, банально за грибами поехали, на шашлыки, земляники поесть свежей, на холм какой нибудь забраться, пещеры посмотреть. Все расходы - на бензин и поесть с собой взять. Благо и карты и навигаторы сейчас доступны.
Зато - какие впечатления! рыба пойманная самостоятельно, "своя" набранная корзиночка грибов, жареные на прутиках сосиски. Единственно - все это общение с природой должно быть и родителям интересно, тут ребенка не обманешь..

Касаемо - сын вырос и не хочет переезжать в деревню - это естественно. После 14ти лет только сверстники, компании, девушки.. какая уж там деревня. Теперь только после 30ти лет, будет у него своя семья и свои дети, тогда может потянет к спокойствию и свежему воздуху.
23 ноября 2013, 13:14
А почему никто правды не пишет о том, что деревню практически убили? И папаша, везя сынка по просторам страны, должен будет говорить сынку: вот здесь, сынок, было много деревень и поля стояли засеянные, а теперь, сынок, - деревень нет и поля зарастают сорняками. Так что, люби, сынок, нашу родину, которая это всё с крестьянами и землёй сделала.
Евгений23 ноября 2013, 00:22
Я верующий, православный человек и я категорический НЕ согласен с многими здешними высказываниями, да и самим автором. Деревня хороша для людей в возрасте но не как не для молодежи. По волею сложной жизненной ситуация я провел практический все детство в деревни, тогда другие дети учили языки, получали образование, общались и просто ЖИЛИ то я вынужден был просто сидеть в этой деревни и мне стояло достаточных усилий что-бы потом догнать свое поколение, чего-то добиться в социальной среде, такой изоляции от мира и такую обреченность я не пожелаю не кому, тем более детям.

Да и поездить по заграницам крайне полезно. Многие мнят себя чуть-ли не безгрешными святыми а тогда попадают в чужую страну то просто испытывают шок от своего менталитета и просто хамского манеры общения. Человек не дерево он должен увидеть весь мир! А не сидеть сиднем на месте. Ну разве только можно на выходные съездить в жаркое лето а вся эта мода на "бегство в деревня" честно слово попахивает каким-то сектантством.
Прихожанин Николо-Перервинского, грешный Евгений.
Ольга22 ноября 2013, 17:28
Дело даже не в том, что мы не путешествуем по родным местам.
Беда в том, что мы оторвались от земли. Перестали ее обрабатывать. Она слышит не русскую речь. И другим людям отдает свою силу и ласку. Я дачница. Сама вырастила каждое деревце и каждый кустик на своем участке. Они для меня как дети. Хотя горожанка, до 30 лет не представляла себе, что так увлекусь этим занятием. Проснулось вместе с материнским инстинктом. Особенно, когда своя земля появилась. А сын все каникулы проводил в «Простоквашинах», но сейчас ему скучно на даче. Просишь помочь – это работа для «таджиков». Да и вокруг, на других участках: газон, бетон и «таджик» с газонокосилкой. И в Подмосковье не видать как-то русских тружеников полей. Я не желаю своему сыну, чтобы он бросил городскую специальность и занялся сельским хозяйством. Но надеюсь и жду: может, появятся внуки и «мой» почувствует тягу к земле. И пустит здесь корни. С Божьей помощью.
Сергей Сидоров22 ноября 2013, 16:34
Бывал я и в Европе, и по России много путешествовал. И, объехав почти всю Европу, могу сказать, что в России сейчас лучше, чем на Западе. Лучше, возможно, только в Белоруссии -- экология, культурная ситуация (на какой современной российской или европейской радиостанции можно услышать Баха, Генделя и... The Alan Parsons Project? а в Белоруссии -- легко). Не в том дело, что нет у нас никаких проблем, а в том, что на Западе проблемы такие, что все наши трудности после них кажутся "марципанчиком".
Господа либералы-западники, не нравится вам Россия -- поживите в Норвегии, в Швеции... Я думаю, недолго придётся ждать, когда вы ностальгически запроситесь назад. Вот Ольга Класковская (экс-либеральная журналистка из Белоруссии) уже вкусила "плоды западной цивилизации". И прибалты, которых ЕСовцы сделали из тех интеллигентов и деятелей культуры чернорабочих на уровне таджиков и узбеков в РФ.
Н.Н.22 ноября 2013, 15:55
СВетлана:
"...Современные дети не могут АДЕКВАТНО воспринимать ПРОСТРАНСТВО, ПРИРОДУ в-целом. Как пример , та девушка из поезда, кторая не понимает, боится этого пространства. Оставь такого 20-летнего горожанина в 5 км от деревни, он же не сможет ни дорогу найти, ни воду для питья,с голоду (или со страху )помрет у родника, рядом с кустами малины и земляники (а вдруг они не съедобны и ядовиты)"...

Светлана, Вы правы - всё идёт к этому... Да ещё теперь и ЕГЭ ускорит процесс. Знакомый специалист по лососю с Камчатки лет 6-7 назад рассказывал, как он по приглашению американских специалистов приехал на Аляску и на выходные они выбрались на пикник, в лес. Притащили массу предметов, продуктов, воды... разложили всё и очень опечалились, сказадли, что, к сожалению, надо возвращаться, так как приготовить ничего не смогут... они ЗАБЫЛИ УГОЛЬ! Знакомый вылупил глаза, но всё же предложил на всякий случай сделать угли... Те удивились, сказали, что это невозможно. Знакомый показал зажигалку, а те говорят - огонь-то есть, да только дров нет. В лесу! (Запрета на разведение костров не было). Знакомый быстренько набрал ворох веток, сделал костёр - и американцы угостили его каким-то мясом, приготовленным на углях... А он их - чаем, вскипячённым на костре...
Светлана22 ноября 2013, 13:10
Ничего удивительного в поведении вышеописанного мальчика нет.Кому в 14,15,16...лет захочется проводить драгоценные каникулы с "предками"в полузаброшенной деревне!Даже не слишком избалованный впечатлениями подросток завоет.Активному ребёнку нужны сверстники,походы,палатки итд.Приключения!Вот если и это не придется по всусу,тогда можно и выводы делать.В нашей стране вполне можно подобрать подходящий летний лагерь.А в целом,путешествовать по прекрасной России-это не отдых,очень тяжело и дорого.
Павел Рябов22 ноября 2013, 12:20
Несколько раз ездил в командировки в европейскую часть страны и все время пребывания там чувствовал постоянный дискомфорт. При этом никак не мог понять причины этого - вроде все нормально, погода хорошая, гостиница и все такое.
И отгадку нашел только вернувшись домой. Какое же у вас там все узкое, маленькое, сжатое пространство. У нас в Сибири места для житья намного больше, и дышится легче.
Лариса22 ноября 2013, 12:07
Родители стараются своим детям лучшее дать, дать, дать. Это не плохо, но дети привыкают брать, брать, брать.
Так и живут выросшие, но не повзрослевшие, думая, что вот кто-то должен придти и устроить из ада рай, убрать мусор с дороги, починить качели во дворе и т.п.
А как можно полюбить свою Родину, если не воспитывать детей для СЛУЖЕНИЯ своей стране, как это ни громко звучит.
СВетлана22 ноября 2013, 10:50
Даже не смогла дочитать комментарии... Люди! Да что ж вы ! Не видите, не поинмаете очевидных вещей! Что с вами случилось, россияне? (позвольте так обратится, ведь я то в 4 ли 5 поколении живу не в России)Причем тут патриотизм? причем тут вообще родина?! Речь то идет о то м, что совремменые дети выросшие в мегаполисе, это совсем другие дети нежели поколение рожденное в середине 50-60 годов прошлого века.Современные дети не могут АДЕКВАТНО воспринимать ПРОСТРАНСТВО, ПРИРОДУ в-целом. Как пример , та девушка из поезда, кторая не понимает, боится этого пространства. Оставь такого 20-летнего горожанина в 5 км от деревни, он же не сможет ни дорогу найти, ни воду для питья,с голоду (или со страху )помрет у родника, рядом с кустами малины и земляники (а вдруг они не съедобны и ядовиты)... продолжат можно долго.
Иван Х.22 ноября 2013, 10:12
Замечательная статья.
Сважая и интересная мысль о формировании патриотического аффекта. Человек любит Родину не по причине суммы её красот и удобств, а потому что вырос в её пределах, получил от неё свои самые яркие - детские впечатления.
Можно рости в бесчеловечных условиях, но всё равно любить Родину. Любовь - это всегда аффект. Иначе родители не любили больных детей, некрасивые люди оставались пожизненно одинокими, патриотов в мире не осталось бы, потому что на чужой сторонушке травка всегда зеленее.
Если первая любовь, первое расставание, сбитые вкровь коленки, в первый раз обгоревшие плечи и обветренное лицо, первые друзья-товарищи и многое-многое другое не будет накрепко связывать нас с родной землёй, никакие книжки нас патриотизму не научат.
В детские годы никуда не ездил и жить без Родины не могу, уже отказался от многого ради неё, потому что любовь нельзя мерить линейкой. Продажную можно, но она по своей сути не любовь.
А если нет Родины, даже просто тоски по ней, то как научить любить мать? Как привить почтение к женщине? Уважение к власти, которая всегда от Бога, как и Родина, как и Родители, как наша плоть и кровь.
Автор статьи прав.
Светлана22 ноября 2013, 09:49
Очень убедительно все изложено, но, кажется, все же не все так просто. По крайней мере мой случай полностью опровергает все вышесказанное).

Я родилась в экзотической стане, и до 18 лет жила там. Все детство при этом мечтала увидеть "русскую березку"). Потом приехала и восторгалась: О! "Эти бедные селенья, Эта скудная природа"!!!!! ))). Так что если б все так просто с "импринтом" было б, мы были б проще крыс.

Василий22 ноября 2013, 08:42
"Ученые доказали...". Такой фразой часто предваряет многие сомнительные утверждения одна моя знакомая. Я в ответ обычно пытаюсь ее убедить в том, что эти слова не носят той императивно-сакральной нагрузки, которую она в них вкладывает. Я не биолог. Может ученые и доказали, что Ваши чайки не улетают из-за какого-то сложного научного слова, но может просто в их понимании сопротивление выселению выгоднее переезда? Многие продолжают жить в болоте и хвалить его по элементарной экономической причине. Я с 0 до 20 прожил в рабочем районе Немосквы. И как только у меня появилась возможность переехать в центральную часть города (где чище, безопаснее и ближе до работы) - я тут же это сделал. И, поверьте, никакой ностальгии по запаху литейки. А после того, как моей зарплаты стало достаточно для кредита на постройки дома - я воспользовался и этим. Просто потому, что с 4-мя детьми удобнее жить в доме, чем в квартире. Да и закат лучше видно, чем через дым от труб, пришедшийся на мой "период привыкания". Да и Ваши чайки с удовольствием улетели бы на соседнюю скалу с лучшими удобствами, чем в "Лондоне", если бы Вы ее им предоставили. Ну уж точно, не сопротивлялись бы уже так рьяно. Дмитрий, скажу честно: статья провальнейшая. Есть же простое правило: писать нужно только тогда, когда не писать уже не возможно. Пожалуйста, у Вас хороший "язык", читать Вас интересно, но не высасывайте темы и их "обоснования" из пальца.
Дмитрий22 ноября 2013, 08:36
Всё дело в том, что за границей проще и дешевле отдыхать. В отелях клиентов уважают, народ достаточно доброжелательный. А у нас... Только что приехали из Кисловодска, отдыхали в санатории им. Оржоникидзе с 28.10 - 10.11.2013, воздух чудесный, пейзажи тоже, НО отношение со стороны руководства санатория хамское, заселили в ужасный номер, который необходимо срочно, немедленно ремонтировать, класс номера понизили, по сравению с прописанным в путёвке, то есть на нас заработали 15 тысяч рублей (путёвки были от работы жены). Когда начали выяснять отношение пошло сплошное враньё, Слава Богу первый зам. принял нашу сторону и компенсировал нам моральные издержки, но зам. по расселению Бердников П.В. прислал письмо на жену, что его оскорбляли и мошейником называли, теперь жену таскают. Также в этом санатории питание было ужасным, воровство, видно было, как по две сумки с кухни тащут вечером, после ужина. Убирали номера также неудачно. Если посчитать, то поездка в целом стоила на троих где-то 140 тысяч, на Сицилию были летом, 147 тысяч, но там, море, фрукты, уважительное отношение, новые впечатления. Отдохнули на порядок лучше. Так что мы для себя выбор сделали, у нас к сожалению, дёшево и сердито отдыхать.
Андрей Ж.22 ноября 2013, 02:43
Мне статья понравилась.Правильно это, дети должны знать ту страну в которой живут не только со стороны городской жизни.

Сам вожу детей в походы и где только мы не были, от Байкала до Кольского полуострова, Полярного Урала и Краснодарского края. Мой вывод один, - наша страна прекрасна!!!

Природа - это открытая книга жизни, надо научиться ее читать! Природа родной страны обязательно воспитывает именно чувство любви к своей стране, что имеет значение при воспитании патриотов...

Надо не просто наблюдать жизнь колхозников в своем селе, надо путешествовать, ставить задачи, изучать, исследовать, т.е. необходимо активное, осознанное восприятие природы.

И, чтобы действительно прочувствовать природу надо выбираться в интересный район и ходить там как можно больше пешком, еще лучше если ночевать не как-то, а в палатке) Удачи)
Александр22 ноября 2013, 02:18
Спасибо, за статью! Живу во Владивостоке, Азия под боком,но туда на курорты не тянет. Путешествовать хочеться по нашим Святым местам. Вот и мотаешься постоянно, за 9000км на Валаам и в Оптину Пустынь.
дмитрий юзеев22 ноября 2013, 02:01
Спасибо огромное!
Sergey Tsyganov22 ноября 2013, 00:50
Заставил себя дочитать данную нетленку. И так, что мы имеем? А имеем мы то, что перед нами замечательные родители, которые хотят дать своему ребенку лучшее, пока у них есть на это возможность в силу возраста и возможно еще каких то ограничений. Проблема лишь в том, что они, как и большинство родителей (я не исключение) не всегда можем показать и рассказать ребенку то что такое хорошо и то, что такое плохо. На это нужно время и терпение. В данном конкретном случае нужно просто постараться подобрать ключик к ребенку и настроить его на волну восприятия многогранности прекрасного.

Что касается гуляний по стране ... но что ж .... я полностью согласен с девушкой из поезда "Мама, я в аду!" Лично я своему ребенку постараюсь показать именно красивое, а не загаженное государство, зачастую кстати загаженную теми толпами, которые решили погулять с ребенком и показать страну-))) Так что устраивать ребенку экскурсии по помойке, простите, это без меня.

p.s. Уважаемые модераторы. Я конечно понимаю, что проще публиковать восторженные восклицания тацтриотов, но признаете ли вы право на существование альтернативного мнения? Пишу это потому что еще ни одно из моих постов не было опубликовано.
Алла21 ноября 2013, 23:44
(продолжение)
Не согласна с противопоставлением в статье любви к Отечеству и любви к путешествиям. Большинство великих путешественником преданно любили свою страну, заморские красоты не мешали им грезить о родных берегах.
А мои родители воспитывали меня в любви к Родине, но при этом и за границу возили (...и в 10 лет я увидела Италию, и во век на забуду, как была потрясена её красотой и величием Рима). Не показывать ребенку чужую страну, боясь, что он полюбит её больше Родины, это то же самое, что бояться его знакомить с чужими тетями, боясь, что он разлюбит маму. Нужно просто привить чаду любовь к России, и тогда никакие заграницы не страшны вам будут.
Алла21 ноября 2013, 23:33
Уважаемый Дмитрий Соколов-Митрич, я начинающий писатель, и как ваша "почти коллега" скажу, что восхищена вашей способностью выбрать тему и изложить её так, чтобы каждого задеть за душу. Любой, кто имеет склонность к писательству, мечтает о подобном даре. Я не во всем согласна с вами, иногда даже совсем не согласна, но читаю вас с огромным удовольствием!
А теперь по поводу статьи. Я очень люблю свою страну, и очень люблю путешествовать по загранице. Познать этот прекрасный мир, посмотреть на всю ту красоту, что создал Господь для нас с вами - разве в этом намерении есть что-то плохое? Мне нравится общаться с иностранцами, они не такие как мы, но разнообразие-то и восхитительно.
К*21 ноября 2013, 23:11
Спасибо Дмитрий. Тема уж больно своевременная.
И коменты соответствующие от "нафига этот Лондон" - обычный жлобский ответ тех, кто в Лондоне не бывал, до "родина-уродина" от тех кто устал от единоплеменников- потомков комиссаров, но в Лондоне тоже не бывал (или не понял, что там тоже не все так просто), но не раз бывал в Турции.

Действительно, что делать? Работаем ради детей. Хочется дать им выбор.
Да, учим английский наравне с русским, да , за границей. Еще учим коратэ - специально для общения с единоплеменниками - потомками комиссаров.
Хотим, чтоб любили Родину, брали в жен русских девочек и сами были русскими. Хотим русских внуков. НО! Точно не хотим, чтоб они считали потомков комиссаров всех мастей своими братьями, а сегодняшнюю реинкорнацию страны - Россией.
Не приведи Господи, чтоб они ходили куда-то вместе с "идущими вместе".
Хотим, чтоб любили ту Россию, которую любили мы. Россию Жукова, Рокоссовского, Давлатова, Высоцкого и Гайдая, и даже Цоя и Балобанова. Но Простоквашино закрылось вместе с Союзмультфильмом! Сейчас на его месте построили Мордер, но есть надежда, что Божьей милостью оно воскреснет. Уж очень скучаем по Родине, и так хочется дать ее детям!
Если вдруг не воскреснет - английский пригодится.
А что делать, ТА? Не в Мордере же прививать импринтинг.
Не нравится? За то честно!!! Модератору респект заранее!?

С уважением, "Сильно Умный Константин".
Александра21 ноября 2013, 22:36
Александра
Родной дом и российская природа, не заменят никакие зкзотические места. Столько интересного, познавательного и удивительного можно увидеть, узнать в нашей необъятной ВЕЛИКОЙ РОССИИ. Это глыба, а мы порой, размениваемся на какой-то дешёвый камфорт в затрапезной гастинице. Много где бывала за границей и много проездила по России. Один Байкал, что стоит. Не пожалеете, если там окажетесь. Да, любовь к своей Родине, гордость за своё отечество, детям прививать надо с детства, а не воспитывать на чуждых, нам русским, идеалах. Я выросла в деревне, с каким трепетом приезжаю туда, где каждая травинка мне в радость.С автором полностью согласна.
Алексей21 ноября 2013, 22:18
Не только ездить, но еще и читать полезно о своей стране. Например, книги Василия Пескова, стихи Анатолия Жигулина. И потом, кода едешь на поезде срабатывает припоминание ("а, Лиски, - помню, жигулинские места") и как-то тепло на душе становится от такого узнавания.
раба Божия Тамара21 ноября 2013, 22:05
Как хорошо написал автор! Каждая статья - вскрытая проблема! Небольшой пример одной молодой семьи живущей в Москве: дети знают только аква-парки, аттракционы и т.д. Прошлым летом сняли дачу - вывезли детей. Приехали, младшая походила по траве и спрашивает:- а когда кататься будем? Еле прожили месяц - детям скучно, да и родителям тоже! А где же рыбалка поутру, футбол с детьми на травке, птичек посмотреть, дуб от елки отличить?....грустно. а ведь детям только 6.
Александр.21 ноября 2013, 20:48
Лично мне исключительно повезло - я родился и вырос в Крыму, с 13 лет хожу по горам, лесам, морям. В последние 20 лет - в паломнических поездках и походах, и не могу налюбоваться своей малой родиной. Уважаю и красоты других стран, любуюсь их видео и фото, но никогда за границей не был, и не тянет.
21 ноября 2013, 20:41
Не соглашусь с Дмитрием. В 5 лет меня свозили на Черное море. Абхазия тогда, правда, не была другим государством, а я мало что запомнила с той поездки благодаря своему возрасту. Первая заграница появилась только в 20 лет - Чехия. Море впечатлений! Потом большой перерыв на семь лет. В 2007-ом снова Абхазия и далее уже заграница.. И это совсем не значит, что я не люблю свою страну и мне не интересно по ней ездить. И это в то же время не значит, что мне не интересен остальной мир. Как раз-таки наверстываю то, что не смогла получить в юности и никогда не откажусь от возможности открыть для себя иные родные просторы. Как-то так.
Наталья21 ноября 2013, 20:04
Если так пойдет дальше, Дмитрий Соколов-Митрич заслужит звание самого эпатажного автора данного портала. Ни один автор Православие.ру не сравнится с Дмитрием в наминации "неоднозначность реакции читательской аудитории". На каждую (абсолютно каждую) статью обрушивается шквал как резко негативных, так и резко позитивных отзывов.
Терпения автору. Спасибо за Ваши статьи. Читаю с интересом.
Так же спасибо Павлу Рябову из Сибири: лаконично и без истерик.
адекс21 ноября 2013, 19:25
Согласен с Инна21 2013-11-21 11:28
Особенно с её фразой "Журналисты - особая каста людей, с особой ментальстью, к российской дествительности отношения не имеющей...".
Кстати, может помимо "патриотического аффекта" есть еще некий "журналистский аффект", куда члены этой касты периодически впадают, не знаю уж, то ли вынужденно, то ли сами по себе по собственному желанию.
Я технарь и у меня сложилось такое впечатление, что эти типа того журналисты меня пытаются погрузить в какой-то непонятный мир их грёз в лучшем случае. О худшем случае промолчу, чтобы никого не обидеть. Простите.
Н.Н.21 ноября 2013, 18:10
Инна21
..."Простите, для меня обычная журналисткая статья ни о чем. Очень ярко, остроумно... и ни о чем. Уже по словам о "патриотическом аффекте" (а что это?) ясно"...

Напрасно Вы так набросились... Хотя, если бы автор написал по-русски:
"Пусть отравляют себе души и мозги привычкой к собственной земле. Если опоздаете, потом состояние патриотического ДУШЕВНОГО ВОЛНЕНИЯ нельзя будет достичь никакой ценой." - на мой взгляд, было бы лучше.
Статья-предостережение. Проблема не такого уж крупного масштаба - пока! - (Москвы и ещё нескольких крупных городов) - но она существует. Родители начинают таскать детей по заграницам с грудничкового возраста, английский учат наравне с русским... Подрастёт новый вид россиян, далёких как от страны, природы, культуры, литературы, языка так и от народа (некое подобие дворянства, в худшем смысле этого слова); и сокровища их будут не в России... Сейчас пока это очень тоненький слой людей, а дальше - больше...
На мой взгляд, тема эта только будет набирать темп, и тем родителям, которые не хотят ПРОБЛЕМЫ ОТОРВАННОСТИ ДЕТЕЙ от России - хороший совет-предостережение.
Светлана21 ноября 2013, 17:31
Ну это все актуально для жителей больших мегаполисов, но ведь Москва и Питер еще не вся Россия. Пусть они и боятся, что наотдыхавшись на дорогих курортах их детки забудут о красотах Родины. Для большинства жителей нашей огромной страны, которым дорогие поездки не столь доступны, не о чем беспокоиться - волею или неволею будешь сидеть с полным комплектом импринтинга.Тут проблема актуальнее в плане того, кто будет работать на этих огромных просторах, в том числе и в коровниках.
Лидия 21 ноября 2013, 17:22
Вот такое мне написали на цитатку о девушке в поезде:
"У меня есть подруга, которая, выехав за МКАД в сознательном возрасте, ужасалась и удивлялась примерно так же сильно. Ничо, всю Якутию уже облазила. Три года там жила. Научилась шить одежду из шкур... ну и многому ещё"

Видно всё-таки человек не животное, чтобы всё к импринтингу сводить. 8)
К.И.21 ноября 2013, 17:05
Простите за большую цитату, но не могу удержаться. Думаю, все узнают.
"Я сам, прожив пять лет в Богоявленске, по той же Рязанско-Уральской линии, в ста семнадцати верстах от станции Куликово поле, мотаясь по уездам, так и не удосужился побывать, воздухом давним подышать, к священной земле припасть, напитанной русской кровью, душу собрать в тиши, под кустиком полежать-подумать... Как я корю себя из этого прекрасного далека, что мало знал свою родину, не изъездил, не исходил!.. Не знаю ни Сибири, ни Урала, ни заволжских лесов, ни Светло-Яра... ни Ростова Великого не видал, «красного звона» не слыхал, единственного на всю Россию!.. Именитый ростовец, купец Титов, рассказывали мне, сберег непомнящим этот «аккорд небесный», подобрал с колокольными мастерами-звонарями для местного музея... – жив ли еще «аккорд»?.. Не побывал и на Бородинском поле, в Печерах, Изборске, на Белоозере. Не знаю Киева, Пскова, Новгорода Великого... ни села Боголюбова, ни Дмитровского собора, облепленного зверями, райскими птицами-цветами, собора XI века во Владимире-на-Клязьме... Ни древнейших наших обителей не знаем, ни летописей не видали в глаза, даже родной истории не знаем путно, Иваны Непомнящие какие-то. Сами ведь иссушали свои корни, пока нас не качнули – и как качнули!.. Знали избитую дорожку – «по Волге», «на Минерашки», «в Крым». И, разумеется, «за границу». В чужие соборы шли, все галереи истоптали, а Икону свою открыли перед самым провалом в ад. "
К.И.21 ноября 2013, 17:04
Прежде чем "прививать" ребенку Родину, надо решить, что для нас Родина. Деревня - это чаще всего только звучит красиво. Разрушенные коровники, пьяные дядьки на завалинках? Чтоб ребенок потом всю жизнь говорил "мы в аду, мама", но не считал себя вправе из этого выйти??
Или - все-таки иначе? Почему бы не посмотреть вокруг себя, не поискать, что красивого вокруг. Путешествия постоянные, имхо, жизненно необходимы только тем, кто живет у разрушенных коровников или в плохом климате (сменить бы такую обстановку, если уж по-честному). А в других случаях - зачем прививать ребенку бродяжничество по родине? Может - показать ему красоту того, что рядом, и он всю жизнь будет уметь находить вокруг красоту?
Хорошо показать то, что образует образ родины, это - да. Как Шмелев писал...
Виталий21 ноября 2013, 16:52
Классно!
Сейчас действительно, повальная мода у городского планктона и побольше - обязательно в отпуске быть за границей. Сервис там лучше, еда вкуснее, окружение чище. Всё бытового комфорта ищем, а то что рядом - не ценим и не замечаем! Так и с близкими нашими, когда живы - не ценим, потеряли - плачем.
Евгения Александровна21 ноября 2013, 16:03
Я - типичный "дачный" ребенок. Мое детство прошло под Ленинградом. Были и поездки в наши пригородные парки. Посмотрев потом Европу, восхитившись ее красотами, особенно мне близка Италия, лучше всего я чувствую себя на Неве и в парках Царского села и Павловска. Леса я так не чувствую, а вот моя подруга, у которой дача примыкала к лесу - просто лесной человек.
Как я благодарна своим родителям за такой импринтинг!
Евгения Александровна
Михаил21 ноября 2013, 15:12
Согласен с автором статьи в главном, но хочу опровергнуть его мысль о том, что если ребенок с 6 до 12 лет жил никуда не выезжая, да еще и в «плохом», некрасивом месте (грубо говоря – в помойке), то повзрослев ему уже никуда ездить не захочется и он так и будет сидеть в своей помойке. Так, я не до 12, а до 23 лет жил в помойке никуда не выезжая оттуда, да и сейчас в ней живу (кто был в городе Череповце – меня поймет и тем не менее тяга к путешествиям по родной стране у меня была всегда, только реализовать я ее смог лишь 10 лет тому назад. Когда в 23 года я впервые самостоятельно приехал в Петербург я ходил по нему (Невский проспект, Петроградская сторона, Васильевский остров) с раннего утра, до позднего вечера стерев ступни до кровавых мозолей и был при этом безумно счастлив.
Лидия, Воронеж21 ноября 2013, 15:00
Очень своевременная и нужная статья! Вопрос, поднятый автором, очень актуален в наши дни. И не только для семей с маленькими детьми.Даже если несколько человек прочтут Вашу статью и изменят свои взгляды на жизнь, воспитание детей - это благодаря Вам, Дмитрий.
Спасибо за Ваши работы, за Ваш неподражаемый стиль, тонкий юмор, профессионализм. С нетерпением ждем следующих работ.
Софико21 ноября 2013, 14:56
("Не столько "не модно", сколько "дорого".
Отдых, например, в Суздале, Нижнем или Великом Новгороде семьею (с одним ребенком) сопоставим с отдыхом в Европе").
Дмитрий, есть недорогие города. Суздаль и иже с ним ориентирован уже только на иностранцев, поэтому и цены заоблачные. Там можно находиться лишь проездом плюс со своей заранее купленной едой. Производств там нет, вот люди и выживают таким образом.
Татиана21 ноября 2013, 14:39
А нас и здесь неплохо кормют :) Родители никуда не выезжали из родного Владивостока, только по Приморью, сама аналогично прожила 43 года, детям моим тоже малая-милая родина очень нравится, если и согласятся куда- только по работе ненадолго и чтоб не тратиться, а ещё и заплатили. Где родился там и пригодился. Делу спасения души разъезды вряд ли помогут. Тем паче по заграницам.
Светлана21 ноября 2013, 14:38
Народ, Ваш патриотизм да в уши российским тураператорам. Друзья, когда цены на путёвки по России будут зашкаливать до неприличия, я буду любоваться закатами в Турции.
Анна21 ноября 2013, 14:30
Лично мне этот самый импринтинг очень мешает. Живу на помойке "в уездном городе С, где все дома выкрашены в желтый цвет. (А.П. Чехов)". Работы по специальности (училась 4 года в художественной школе 4 года в университете печати, специальность - художник) нет. Работа не по специальности приносит такой доход, что хватает только на оплату ЖКХ, забирая все свободное время 6 дней в неделю. Мужчин (для создания семьи) тоже нет - к этому возрасту 36-40 лет уже половина поумирала от водки и наркотиков, половина уехала в лучшие края. Перспективы никакой. Медицина ужасная, платная. ЖКХ -завышенные тарифы. Дороги раздолбанные, Цены на еду и одежду бешеные. Отношение хамское. Мат можно услышать даже от 2-летних детей. Девочка, 20-летняя может и права, по сравнению с Москвой - может показаться адом))
Александр А.Б.21 ноября 2013, 14:10
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его...

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без Божества.

А.С. Пушкин

(По моему мнению прежде заграниц лучше бы сначала познать собственную Родину - где родился, там и пригодился)
Дмитрий 21 ноября 2013, 13:53
Уважаемый автор -видимо достаточно молодой человек- в своих статьях очень резок в суждениях,максималист( в предыдущей статье заявил ,что не любит бездетных-ну хорошо ,если Вам, уважаемый автор удалось родить десяток детей ,а у кого-то не одного не получается и люди вынуждены брать детей из детских домов-потому ,что хотят детей ,но не могут их родить.Наверное вы также не не любили бы и св. Иоакима и Анну и тыкали бы им в глаза-тем ,что детей не имеют?).
В этой статье -"анимализация" человека,импринтинг-де и всё тут,Лоренца что ли перечитали в детстве? Апостол Павел говорит ,что человек это дух,душа и тело,животное не имеет духа ,не имеет образа и подобия Божия ,нельзя-категорически-сравнивать животных и человека ,хотя очень часто аналогии так и напрашиваются , этак можно "дорости " до того, что человек все же от обезьяны произошел. Может быть умное слово импринтинг заменить на привычка и лень,на апатия и бездуховность, и ,пожалуйста не надо забывать о "духах злобы поднебесной",они трудяги каких поискать-и трудятся они на всех фронтах совсем не во славу Божию.
Виктор Гребнев21 ноября 2013, 13:19
"про то, как смешно и убого выглядит человек без импринтинга"

простите, как же БЕЗ, когда у нее очевидный импринтинг к условиям мегаполиса
передергиваете
С.С.21 ноября 2013, 12:40
Что-то я не заметил, что колхозники в моей деревне любят наблюдать закаты и восходы, и страдают патриотизмом. Я согласен с Инной, - любовь к родине начинается с любви к людям. С любви к русской литературе, русской истории и к русскому человеку. И потом романтика русской разваливающейся глубинки - достаточно спорное явление, чтобы обвинять молодежь в отсутствии любви к коровникам и свинарникам.
Елена Силантьева21 ноября 2013, 12:31
Евгений Макарцев. Как изменить свое отношение? Ездить, зедить и еще раз ездить!!! Наслаждаться, и по крайней мере привить эту любовь к Родному Отечестку своим детям.Иногда надо прибегать к усердию. Когда человек болен, пить лекарства тоже нехочется, но мы принимам их для излечения.
Дмитрий21 ноября 2013, 12:23
Не столько "не модно", сколько "дорого".
Отдых, например, в Суздале, Нижнем или Великом Новгороде семьею (с одним ребенком) сопоставим с отдыхом в Европе (не говоря уже о дешевых туров во всякие там Турции, Тайланды и Египты). Это связано с высокой ценой на проживание (от 100 евро в сут) и дорогие билеты на поезд. Немаловажно и стоимость продуктов и питания. Цены выше, чем в большинстве европейских и восточных стран (справедливости ради есть страны, где цены выше, чем в России).
З.Ы.: Есть правда вариант путешествовать на своем авто - и удобно и немного дешевле.
Снежана21 ноября 2013, 11:52
Да в нашей родной стране столько красивых, интересных мест, что ни в одной другой стране мира и четвертинки от нашей красоты нет. Очень больно сейчас видеть, что молодые действительно не знают и не понимают, что происходит за пределами их искусственного мира. Не знают как картошку растить, не знают откуда продукты берутся. Они думают, что их в магазине делают. нет на свете места прекраснее Родины и родной земли. И нужно научить наших детей любить, беречь и ВОЗДЕЛЫВАТЬ родную матушку-землю. Мы в нашей семье заменили аквапарки и игровые центры на походы и паломнические поездки.
Саня21 ноября 2013, 11:38
я в период с 6 до 12 лет жил на о.Сахалин, на Средней Волге и в Западной Сибири. Люблю Россию.)
Евгений Макарцев21 ноября 2013, 11:31
Статья про меня. Я вырос без поездок до 12 лет. Теперь они меня абсолютно не интересуют. Растут двое детей. Совершенно не хочется их никуда возить. Ведь обошелся же я как-то без этого. И неясно как изменить свое отношение.
Инна2121 ноября 2013, 11:28
"Если опоздаете, потом состояние патриотического аффекта нельзя будет достичь никакой ценой."

А надо? Патриотический аффект? И любовь к Родине - это обязательно любовь к коровнику? И как могут привить любовь к родной природе родители, которые сами предпочитают отдыхать на морях-океанах?

Простите, для меня обычная журналисткая статья ни о чем. Очень ярко, остроумно... и ни о чем. Уже по словам о "патриотическом аффекте" (а что это?) ясно... Можно любить и родной город, и книги русских писателей... Культура - не только закат над рекой. И книги, и фильмы, и религия - а прежде всего, люди. Ну зачем как пример брать "просвещенных дикарей", мажоров, которые о своей стране ничего не знают в принципе - иначе их сын хоть какую-то каплю русской ментальности в себе разбудил бы.

Понимаете, человек, пишущий вот подобное :"Потом ваши дети будут судить окружающий мир объективно. А объективно — закат на Адриатическом море действительно красивей заката над рекой Протвой" - не имеет права писать о патриотизме. Потому что ничегошеньки не понимает в этом. Ну какая разница, где "красивей"? О чем вы?? Журналисты - особая каста людей, с особой ментальстью, к российской дествительности отношения не имеющей...
Елена21 ноября 2013, 11:25
А мне повезло в этом смысле - заграница катастрофически не нравится...много где была и всегда где-то на 3 день начинала неосознанно считать дни до возвращения домой. Когда осознала это - поняла, что за пределы России ни ногой..Да, дома все свое, родное..и нет смысла ехать куда-то...если только внутрь..:) Вернее к горнему:)
Павел Рябов21 ноября 2013, 11:21
Мы живем в Сибири, почти посреди леса (ЗАТО Северск, Томская область), так что смысл ваших предостережений для нас пока недоступен :)
Искренне сочувствуем вам
Ольга21 ноября 2013, 11:11
Здорово! Спасибо!
Значит я еще успею свою доченьку повозить:)
Ксения21 ноября 2013, 10:19
Да, к сожалению все именно так. Уже не модно проводить отпуск на Родине. А мой сын с 4 лет ездит со мной в автобусные паломнические поездки. Мы объехали всю родную Ярославскую область, Тверскую,Владимир, Муром, Псков, Валаам, Соловки, Москва и Подмосковье, Дивеево, Санаксары, Сергиев Посад, Питер, Тихвин, Серпухов, Свирь, Оять, Воронеж, Задонск,все и не перечислить. Ему 13. А за границей был всего 3 раза, да и то 1 раз - паломничество в Израиль.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×