О повторных браках и венчании

Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

Протоиерей Валериан Кречетов Протоиерей Валериан Кречетов
    

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Протоиерей Валериан Кречетов Протоиерей Валериан Кречетов
– Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Если мы не будем связывать семью и Церковь, мир упадет» «Если мы не будем связывать семью и Церковь, мир упадет»
Психолог Ирина Рахимова
«Если мы не будем связывать семью и Церковь, мир упадет» «Если мы не будем связывать семью и Церковь, мир упадет»
Беседа с психологом Ириной Рахимовой
Максим Васюнов
Венчаться, на мой взгляд, можно, когда вы четко определили, что развод не допустим ни при каких обстоятельствах. Что бы ни произошло. Не допустим. Никогда!
Прот. Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией» Прот. Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией» Прот. Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией» Протоиерей Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией»
О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков»
Мы должны воспитывать свою паству, заниматься катехизацией, объяснять, что брак принципиально нерасторжим, и исключительно трагические обстоятельства приводят в иных случаях к разводу, который с церковной точки зрения становится необходимым.
Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону
Свящ. Павел Гумеров
Брак христиан имеет еще и гражданскую сторону Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую
О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков»
Священник Павел Гумеров
Утверждают, что, если прямо сказать сожительствующим вне брака о том, как учит Церковь об их состоянии, они обидятся и уйдут из храма. Могу засвидетельствовать: это не так!
Комментарии
Иван17 июня 2016, 12:00
"Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога»" Беседующий с батюшкой неправильно передаёт смысл сказанного ап.Павлом. Правильный перевод такой: Не есть власть, если не от Бога. По-церковнославянски это звучит так: Несть бо власть, аще не от Бога. Слово "аще" переводится как "если", а не "которая".
Лика 1 ноября 2015, 21:00
Здравствуйте, а если я нахожусь в разводе, и мой избранник тоже в разводе ( браки у обоих были не венчальные), скоро у нас свадьба и мы хотим обвенчаться. Это получается возможно? Спасибо за ответ.
Светлана24 сентября 2014, 01:00
Вот мой вопрос. Я была в 1-ом браке недолго. С мужем венчались. Разошлись через полтора года - не смогли жить вместе. Детей в браке не было. Через некоторое время бывший муж стал сектантом (адвентист 7-го дня). А я вышла замуж за другого, у нас родился сын. Первый муж женился на такой же сектантке, как он сам, сейчас у них уже трое детей. Мы уже порознь 23 года. У нас разные семьи и разные веры. Почему нельзя расторгнуть такой церковный брак и венчаться с новым супругом? Обращалась однажды с заявлением в местную Епархию (Белгород), сказали ждать ответа, заявление приняли. Прошло уже лет 10... Можно ли решить как-то мой вопрос или ничего нельзя сделать? Даже если я не смогу венчаться повторно, я не хочу быть ничем связана с первым мужем.
Наталья19 августа 2014, 18:00
Я тоже приемлю венчание--один раз и на всю жизнь..но..вот моя история (кратко): познакомилась с мужчиной, он развелся ещё 17 лет назад (!)..женился в 18 лет..не понимал что такое венчание..не придавал этому важного значения..мама сказала надо..так и сделали...потому, что традиции... через полтора года в браке, жена подала тайно на развод и раздел имущества..суд присудил--отобрать квартиру (потому что остался годовалый ребенок)..стал жить с мамой в общежитие... и вот..спустя 17 лет мы встретились, в загсе узаконили отношения, но хотим самого главного--венчания..духовного..таинственного... а нельзя... душа разрывается от боли... ((
НатальяК15 февраля 2014, 22:00
"И признак чистоты – не видеть грехи других людей." Что означает "не видеть грехи других людей"?
Светлана18 декабря 2013, 16:00
Венчаться нужно один раз и до самой смерти нести эту любовь(какую Бог даст в семье).
Данил 3 декабря 2013, 00:00
Церковные уставы и Евангельские заповеди-для нас и наших страстей сложны и даже не возможны,но с Божьей помощью-все возможно.Только смирение пред Его святой волею и послушание,с пониманием,что лучшего для нас нет.Но нам кажется,что мы умнее илучше Бога и святых отцов знаем,-что спасительнее для нас.Ведь мы знаем,как нужно жить,чтобы спастись-зачем изобретать ''велосипеды''.
Владимир 2 декабря 2013, 19:00
Сам венчаный !! Друзья , не выбирайте себе жен из-за страсти , фигуры красоты и т.д !! Венчаный брак это духовная жизнь, всей семьи !! Девушки внимательно смотрите женихов, даже среди тех кто ходит ревностно в храм !! Выбирайте себе людей с ушами и сердцем, если у жениха или невесты нет ушей и сердца это катастрофа !! Мы все глухие-к друг другу и без любви !! Одна страсть ..
Трололо30 ноября 2013, 15:00
Замечательная статья с умным и добрым Валерианом Кречетовым о том, как "обрести себя", как "нужно в себе самом найти образ Божий".Это то, что не хватает молодому поколению.Спасибо, дай Бог Вам здоровья!!!
Н.Н.28 ноября 2013, 16:00
Людмила.: ..."Что,по-вашему, мне делать,осудители вы наши? Плакать всю жизнь? Я ведь и семью и детей хотела". Людмила, да какие ваши годы! Всё у Вас будет хорошо, обязательно встретите хорошего человека, выйдете замуж, повенчаетесь... Уже давным-давно венчают второй брак (батюшка об этом сказал), немного по-другому. Не переживайте Вы так - на ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! (А этот индюк ещё пожалеет о своём поступке, да поздно будет!).
Н.Н.28 ноября 2013, 16:00
Сергей: ..." Если вдруг будет напечатано, пожалуйста без имени. Или может быть подскАжите как поступить". Идите на приём к правящему архиерею и честно всё расскажите - другого пути не вижу. Отменить (если сочтёт нужным) епитимью в данном случае может только епископ (может, я и ошибаюсь, но сама поступила бы так). Простите.
Е.Ф.28 ноября 2013, 15:00
«даст книгу распустную…» означает, что можно развестись в случае блуда одного из супругов, а не то, что можно заново венчаться. Не надо перевирать Евангелие и придумывать из головы новые каноны на столь уважаемом сайте (по этому поводу есть хорошие канонические статьи). Второй и третий брак совершаются по экономии церковной, а не по евангельскому благословению. И конечно, нужен особый чин для второго брака, а не как не чин венчания. Естественно, это не значит, что второй брак Господь не благословит. Просто он не по акривии (не по точности Евангельской), а по снисхождению церковного. Разные судьбы у людей и Господь милостив.
Николай28 ноября 2013, 14:00
Брак - это Таинство осуществившейся любви. В него вступают за этим! А не затем,что-бы потом только заповедь исполнять о верности. Брак - это человечность,божественная милость к человеческому выбору. Поэтому человеческие чувства: симпатия,влюбленность,желание - должны присутствовать. Более того,брак - это и есть оправдание человеческого! Ведь он образ единства Христа и Его Тела - Церкви. Да,может быть,что две женщины полюбили одного - интриги,козни; или двое мужчин одну женщину - война... Это жизнь,реальная жизнь! А не выхолощенная доктрина - схема. По-моему мнению,- это Таинство происходит сразу,так или иначе,а потом люди лишь усваивают глубже и глубже то,что было дано изначально. И если не дано,то идти против рожна безполезно. Нельзя выходить замуж или жениться потому что так надо или за послушание батюшке или "все подруги замужем"... Должна быть искра. Татьяна Ларина - драматичное исключение,которое нельзя претворять в правило. В Царстве Небесном будет она с Онегиным,иначе получится - фашизм("Белый тигр"). Иаков победил Господа! Потому что Господь так захотел. Раньше Церковь была крепче и обряда венчания не было вообще. Теперь все немощные; и возвращение к изначальной акривии - преступно. Надо помнить о ней,но требовать ее от современных людей значит возрождать монтанизм. Или давайте вернемся тогда к Причастию без исповеди,как было раньше...
Людмила.27 ноября 2013, 23:00
Антонине51,Маргарите. От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Я всегда осуждала тех,кто разводится, кто венчается повторно. А сейчас сама разведенная. Вышла замуж и венчалась в 34 года,девицей.За давно воцерковленного и верующего. Считала его святым, а себя недостойной его. А через 3 месяца он бросил меня,надоела,разболелась.Сказал, не рассмотрел.Подал в суд, нас развели.Я плакала и умоляла. Я тоже выходила замуж на всю жизнь, и венчание для меня-это не просто обряд. Уже год прошел,может я и не встречу больше никого. А если вдруг? Что,по-вашему, мне делать,осудители вы наши? Плакать всю жизнь? Я ведь и семью и детей хотела. А если молодой кто, остался вдовцом в 25 лет? В монастырь? Господь милостив, а вот вы, хоть и цитируете Слово Божие,нет. "Если я говорю языками человеческими и ангельскими,а любви не имею- то я медь звенящая"
Ирина27 ноября 2013, 23:00
Очень нужная статья,хорошо бы издать отдельной брошюрой, распространять по храмам, чтобы читали не только прихожане, но и священники.
Владимир26 ноября 2013, 22:00
Венчание действительно одно. По благословению владыки у нас в епархии применяется другой чин - покаянный, сокращенный, чтобы помочь, чосто после тяжкой травмы, воцерковитьяся. Если есть интерес, могу написать подробнее.
Светлана26 ноября 2013, 22:00
Очень хорошая статья. Спасибо. Муж правда со мной и детьми не живёт, но мы не в разводе (не венчаны, т.к. он против венчания и православия). Какой смысл второй раз выходить замуж, если опыт первого и единственного брака показал многое и научил многому. А научил, что полагаться можно только на Бога, защиту и поддержку испрашивать можно только у Бога, совершенен только Бог. А человек слаб по своей природе и немощен.
Nathaliya Zamurueva26 ноября 2013, 21:00
По-доброму мудро, как хорошо, что есть такие батюшки.
Сергий26 ноября 2013, 18:00
Антонине51: Когда служителя Божии (перед соблазнами мiра сего) будут смело исповедовать непреходящую Христову Истину: "Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает." р.Б. Сергий.
Кафолик26 ноября 2013, 17:00
Досточтимый прот. Валериан! Вы верно пишете о канонах Церкви. Но нельзя забывать,что Венчание церковных людей и нецерковных(только крещеных),не совсем одно и тоже. Первые понимают ответственность,для них это много значит,а вторые были крещены в детстве,скажем,по-дани традиции и восприемников своих только тогда и видели,а те,в свою очередь,не знали даже Символа веры. Никакой катехизации Церковь не вела,а соответственно и никакой церковной жизни не было. Венчаются по-дани той-же прочной традиции и моде. Все прещения для них ничего не значат. Да и применять их к ним есть церковный фашизм(немилосердный,фарисейский суд). Душепопечения бы... Тоже об исповеди. Вы пишете,что для Таинства Венчания регистрация(формальная сторона вопроса),сама по-себе не важна(были времена,когда ее и не было),а раз так,то почему не расписаться? Вот приходит к Причастию давний член общины,вы знаете его,а на исповедь большая очередь... Если формальная сторона вопроса не так важна,то причастите ли вы его без нее?
Elizabet Kroten26 ноября 2013, 15:00
Все логично.В браку ( брачить-выбирать) необходимо относиться с трепетом и без постороннего вмешательства-раз и навсегда!Да и не забывать,что на "пустом месте" семью не построишь. Р.С.Возможен второй выбор-но это уже крайности
Сергей26 ноября 2013, 14:00
Очень трудно судить. У меня тяжелая история произошла. Один из супругов, стоит попасть хоть капле спиртного, становился невменяемым. Прожили 33 года. 33 года умножить хотя бы на 2 раза в год таких страшных дней, и то получается 66 случаев. Не выдержал один из супругов. Венчаны. Другого человека встретил. Развелись. Страшно. От причастия отлучили. Три года без причастия, что может быть еще страшнее. И получается, новый брак (уже три года). Вроде счастливы, да не вроде? а счастливы. А к причастию не допускают. Как быть? Если вдруг будет напечатано, пожалуйста без имени. Или может быть подскАжите как поступить.
Ольга26 ноября 2013, 14:00
Легко рассуждать о том, чего в твоей жизни нет и не будет! И осуждать в такой позиции тоже легко. Себя поставьте на место других - тогда поймете, возможно.
Ida26 ноября 2013, 12:00
Дочь вышла замуж по благословению . Бывший муж впадал в запои, проигрывал бесконечно деньги в автоматах, занимал. Семья в долгах, нищета. Возили его в монастырь, по договоренности, с тем настоятелем, который благословил выходить за этого человека, на послушания. Молитвы, исповеди, таинства, православный реабилитационный центр , все бесполезно. Психолог это центра сказал дочери в приватном разговоре. Если не хотите погибнуть расставайтесь с ним....Ему. Нравился такой образ жизни. Наконец, взял большую сумму Через три года сем ейной жизни, на нервной почве, дочь серьезно заболела. Развелась. Вышла замуж через шесть лет после развода.Вела воздержанный образ жизни. И, что венчаться ей второй раз при "живом "муже нельзя? Мне представляется, что позволить священникам вступать в брак категорически нельзя. Рыба гниет с головы. Тогда прихожане , вообще, в разнос пойдут. Иоанн Крес тьянкин в письмах категорически не советовал этого делать ,для блага же самих священников. Многие второбрачники, по его словам, подвергаются беснованию. У нас на приходе прекрасный батюшка-"строитель". Имел первый гражданский невенчанный брак. Потом венчаный, который тоже распался. А кончил тем, что отбил жену у мужа и сожительствал с ней на глазах у всех в течении многих лет. В тоже время поднял не один приход и является сейчас благочинным. А во всем остальном прекрасный человек. И кто знает как будет судить Бог. Но соблазн для прихожан и "пример" был велик.
Алексей Бушуев26 ноября 2013, 12:00
Боюсь, что уже никогда. В социологии уже описывается этап социализации - первый брак и развод. Ценности формируются Голливудом, примеров позитивных перед глазами почти нет.Одна надежда - знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Маргарита26 ноября 2013, 12:00
Венчаться нужно один раз и на всю жизнь! Не нужно нарушать древнее предание. Если люди разводятся, значит легкомысленно подошли к этому Святому Таинству, значит нет крепкой веры в Бога, нет терпения. Священный брак - это служение прежде всего Богу. Супруги вместе должны созидать семью, строить ее, терпеть немощи друг друга, а Господь Своею Благодатью очень подкрепляет и помогает супругам. Почему распадаются семьи даже если венчались? Потому что в наше современное время большинство молодоженов живут вместе до брака, в блуде, а потом женятся, венчаются. Значит их отношения основаны на плотских привязанностях, а не духовно прежде всего. Настоящая любовь - она взращивается, годами, в крепкое древо. И Бог очень помогает такой семье, если они все стараются соблюдать, жить по Божественным Законам. И не нужно идти на уступки людям, которые не хотят жить по Божественным Законам, ведь "Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его". В рай дорога узкая, тернистая. А мы и потерпеть ближнего не можем в семье,помолиться за него, хотя сами и выбираем свою вторую половинку...
Антонина5126 ноября 2013, 11:00
Когда же мы наконец признаем, что венчаться можно только один раз и всё!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке