Богатство

Размышления над страницами Библии

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 – о деньгах. Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст – вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Авраам отдает завоеванные богатства Анеру, Эшколу, Мамрию и царю Содомскому. Северный купол; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в. Авраам отдает завоеванные богатства Анеру, Эшколу, Мамрию и царю Содомскому. Северный купол; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.
    

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω – см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22)[1]. Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова[2]. Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств – Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня – земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово «богатство» нередко стоит в одном ряду со «славой»[3], «обилием»[4], «мудростью»[5], «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Гостеприимство Авраама. Южная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в. Гостеприимство Авраама. Южная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.
    

Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет Давид (Пс. 112: 1–3). Но пьяница – не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство – падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога – богатство «благодати» (χάριτος – см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος – см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης – см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в любви для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10–12).

Притча о богатом юноше. Притча о богатом юноше.
    

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1–3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10–13; 2 Пар. 1: 11–12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются богатый фермер, построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1–3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14–30; Лк. 19: 11–26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45–47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1–4).

Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18)[6].

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому[7], пьянице[8], ведущему распутный образ жизни[9], злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол – не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию – сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», – писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7–14), – постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35) Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35)
Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых – сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных – особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых – Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8–11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая – давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник – см.: Мф. 18: 10; 10: 41–42); вторая – давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» – Лк. 6: 30); третья – самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительностиприобретайте себе друзей богатством неправедным» – Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, – замечает Климент Александрийский, – и золотом, и серебром, и домами, – как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. Богатство – это не норма дохода на душу населения, а – превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком – получит награду, а нерадивый – потеряет и то, что думает иметь.

Иеромонах Ириней (Пиковский),
преподаватель Сретенской духовной семинарии

27 ноября 2013 г.

[1] Для желающих заглянуть в англоязычные Библейские словари рекомендуется смотреть одно из двух слов: wealth или riches, которыми обозначается «богатство» в Библии.

[2] «Бессмысленные погибают и оставляют имущество (πλοῦτον) свое другим» (Пс. 49: 10).

[3] «Я даю тебе и богатство, и славу» (1 Цар. 3: 13); «богатство и слава от лица Твоего» (1 Пар. 29: 12).

[4] «Обилие и богатство в доме его» (Пс. 112: 3).

[5] «Превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2 Пар. 9: 22).

[6] Здесь приводится авторский перевод Послания к Тимофею на основании изданий текста Нового Завета BYZ, BGT, ESV, NKJV, RST, CRV.

[7] «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный» (Притч. 24: 30–34).

[8] «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет» (Притч. 21: 17). «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притч. 23: 20–21).

[9] «Заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба» (Притч. 6: 23–26).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оптинские старцы о богатстве Оптинские старцы о богатстве Оптинские старцы о богатстве Богатство
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы, самой жизнью своей являвшие пример нестяжательности, от мирских людей не требовали такого же подвига, но учили правильно относиться к деньгам.
А удобно ли бедному? А удобно ли бедному?
Марина Бирюкова
А удобно ли бедному? А удобно ли бедному?
Марина Бирюкова
Меня многому научили семьи наших провинциальных священников. «Сейчас-то уже ничего! – сказал мне один из них, отец троих детей, служащий в глухом степном селе, – было время, когда я вставал в четыре часа утра и шел с удочкой на речку – хоть что-то поймать, чтоб жена уху сварила. Потом заносил рыбешку жене и шел в храм служить. А самому хотелось этого червяка съесть, которого на крючок насаживал».
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Как поступать тогда, когда ты не уверен, что помощь твоя будет употреблена должным образом? А если ты сам стеснен в средствах, то как подавать милостыню другому? И есть ли различие в делах милосердия?
Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности
Часть 2
Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности
Часть 2
Пророк Илия боролся с идолопоклонством среди народа Божиего. Поклоняясь ложным богам и идолам, избранный народ пришел к крайнему нравственному разложению, творил мерзости пред Богом и шел по пути погибели. А что можно отнести к самым «почитаемым» идолам современности? И к каким последствиям для отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации ведет поклонение им сегодня? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы.
Не в деньгах счастье Не в деньгах счастье
Прот. Димитрий Смирнов
Не в деньгах счастье Не в деньгах счастье.
Правда жизни с протоиереем Димитрием Смирновым

Цикл программ «Правда жизни» с протоиереем Дмитрием Смирновым. Телеканал "Спас". Ведущая Татьяна Кашина. Передача от 25 мая 2012 года.
Благотворительность как стихия Благотворительность как стихия
Даниил Ильченко
Благотворительность как стихия Благотворительность как стихия
Даниил Ильченко
Наталья Вороницына известна всему рунету своими благотворительными проектами и героизмом. Уже пятый год она не встает с постели, но это не мешает ей заботиться о других. «Фонд – это структура, формализация, это финансовые отношения. Мне по душе другая история: есть проблема, есть инициативные люди, которые собрались в кучку, чтобы ее решить. Решили и разбежались. Стихийная благотворительность – вот как я это называю», – говорит она.
Комментарии
Дмитрий25 октября 2019, 21:06
Если буду богатым, то хочу лечить бабушек и дедушек которые не могут себе позволить лекарства. Пусть не всем помогу, Но буду стремится к этому пока буду жить.
Ольга15 октября 2015, 21:51
Где сердце ваше, там и будет богатство ваше! А пока не так. Вот когда война приходит , все люди становятся друг другу братьями и хлебу рады и делиться начинают и в храмах все для всех бесплатно. Все пожертвования должны приноситься по расположению духа и совести потому что вашу щедрую душу должен видеть Бог. Потому что сказано: Итак СЫНЫ СВОБОДНЫ!А так же еще сказано доброхотно дающего любит БОГ. Либо временному материальному праху служим строя планы о завтрашнем(не того же ищут язычники), либо вечно нетленному Миру Горнему. Плачьте богатые...И 48 псалом прочтите
р.Б.Евгешка14 апреля 2015, 19:59
Раб Божий:
"Вообще со статьёй не согласен в принципе ! Христос Бог совершенно конкретно сказал "Легче верблюду войти в игольное ушко , чем богатому в Царство Небесное"..."

Так, - на заметочку: Игольные уши - это одни из ворот в стене Иерусалима, очень низкие (потому так ОБРАЗНО и назывались), через которые верблюды пролазили на коленях (но ведь, заметьте, пролазили же!); а совсем это не "игольное ушко", как многие у нас привыкли повторять бездумно.
Пролезть верблюду сквозь игольное ушко - дело абсолютно невозможное.
Пролезть верблюду сквозь ворота Игольные уши - дело трудное, но вполне обычное.
Оттенок смысла, однако...
Трижды ИМХО.
Аминь!
Trololo15 декабря 2013, 12:24
Замечательная статья!!! Спасибо иеромонаху Иринею за размышления о богатстве.Жаль, что в учебниках для старшеклассников , наряду с темами любви, карьеры и выбора профессии, нет такой важной темы.Благодарю!!!
Виктор13 декабря 2013, 12:57
Святые Оптинские старцы говорили: Выбирай во всём золотую середину. Поэтому правильно будет не быть бедным или желать разбогатеть, а стремиться к ДОСТАТКУ.
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9)
А там если Господь ссудит, может и разбогатеешь. Только богатство это наличие лишних денег, а зачем христианину лишние деньги? Сможешь ли употребить их правильно, не во вред своей душе? Богатство это совершенно лишние искушения и вечная головная боль проблемы сохранения капиталов.
Как говорил Соломон: «Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им... И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем......
Александр Владимирович 9 декабря 2013, 13:51
(продолжение)
Для нашего времени в Евангелии сказано главное: НЕЛЬЗЯ СЛУЖИТЬ БОГУ И МАММОНЕ. А служение ей - главный смысл сегодняшнего нашего устройства жизни. Тем самым оно максимально не приспособлено для спасения.
К сожалению, капитализируется и церковь... Непозволительные роскошь и сопутствующее ей барство однажды уже очень плохо для нас кончились. Но, слава Богу! оказались жестким очистительным душем.
Чем же это закончится сегодня?..
Вряд ли нас спасут угрызения совести (в лучшем случае!)лишь некоторых богачей, крохами от стола которых любит нынче жить и церковь. И сама даже играет в их "игры". Ведь куда в более благополучные времена ни Рябушинские, ни Третьяковы с Морозовыми не остановили безудержное падение страны, и не остановили избиение церкви даже взяв власть. Чего ж говорить о нынешних...
Современное состояние богатства - безусловно гибельно.
Александр Владимирович 9 декабря 2013, 13:47
Размышления, индуцированные священным писанием ценны и актуальны,когда они являются мерилом, инструментом, позволяющим взглянуть на нас сегодняшних. Когда ими "вскрывается" современность (поэтому Библия вечна...).
С этой точки зрения анализ современного состояния богатства и его роли упрощается.И он страшен. Смысл современного мира - это БЕЗУДЕРЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ МАММОНЕ. Особенно это касается нас, нашей страны, нашего полукриминального "капитализма", пока не родившего НИЧЕГО, соразмерного с тем, что появлялось в прежние времена, и лишь безудержно пожирающего труды предков. Такого служения маммоне не знала ни одна прежняя патриархальная эпоха.
Именно поэтому христанство, страх Божий, исчезли в Западном мире полностью и уже не остается даже формальной морали, наследованной из христианства.
Тоже ожидает и нас...
Вот о чем хотелось бы подумать в рамках подобной темы! Тогда она будет болящей и кричащей.
Елена М 7 декабря 2013, 10:20
Уважаемая Бедняк! Мне понравились Ваши комментарии! Написано просто и ясно. Спасибо!
бедняк 4 декабря 2013, 11:33
Евгений, не надо доверять "колымским" рассказам про уголовников и слухам о войне. На войне вы не были. И россказням надуманным и намечтанными авторами разными верить не стоит.

Я верю, тому, что указано в Евангелии, что богатство -не ведет к погибели равно как и бедность.

Ибо в противном случае вы упрекаете Господа в несправедливости розданных даров и это вызов против Него.

Дает богатство и бедность Бог. Он же управляет миром.

А остальное просто не православный подход, а вера в мировую апостасию, есть люди что не спасением занимаются? а видят везде Антихриста и апостасию мировую.

А причина ясна.

Пессимисты и унывающие.
Бедняк 4 декабря 2013, 11:26
И потом, богатство не всегда путь к праздности, это путь у кого силы воли нет и кто внутри не равнодушен к богатству, а есть много людей равнодушных внутри к деньгам, при этом обеспеченных.

Вот как раз богатство и не дается разным неустойчивым религиозным фанатикам, которые уверены что в мире царствует Антихрист, и Бог уже не управляет миром.

Управляет миром только Господь.
Я видела много людей из неблагополучных семей, вот они как раз и с неустойчивой психикой и подвержены страстям, так как их не напитали любовью в детстве и у них нет защиты благодатной родительской любви.

Так что бедняк и богач это такая же узда.

Только богач борется волевыми усилиями между свободным выбором, а у бедняка выбора нет и он борется между несвободным выбором.
Бедняк 4 декабря 2013, 11:13
Раб Божий сказал:
В наше время достаток дает много возможностей, в то время как недостаток-путь к порокам.

Не соглашусь с этим автором ! Скорее наоборот !!! Богатство растлевает ведёт к блуду и прочим грехам праздности . А бедность ведёт человека к Богу , ибо обратиться за частую не к кому более/

Бедняк отвечает:

Бедность не ведет человека к Богу, равно как и богатство. Если бедняк обращается к Богу "так как ему обратиться больше не к кому", то вы забываете о двух категориях рабов Божиих-наемник и сын.

Наемник работает за плату, по делу, и так как "ему обратиться больше не к кому" по поводу своего дела.

А сын обращается к Богу из-за сыновства, по любви, общается с ним потому что он сын и хочет общаться.

Не знаю, по мне бедняк донимающий Господа просьбами о хлебе напоминает навьюченного мула, который идет только тогда когда его бъют.
Евгений 2 декабря 2013, 06:31
Прежде чем говорить, что богатые - волевые и сильные люди, давайте обратимся к истории. Во воспоминаниям узников немецких концлагерей, сам концлагерь выворачивал душу и показывал изнанку человека за какие-то буквально несколько дней или недель! И что более удивительно, духовное падение попавших в концлагерь "сильных мира сего" было настолько стремительным, что эти люди, казалось, умевшие выходить из любой ситуации, заработавшие деньги и уважение (власть) своим трудом, не могли найти силы на противостояние трудностям жизни в лагере, и, либо умирали безропотно либо становились прислужниками нацистов!
В своих "Колымских рассказах", автор Варлам Шаламов, также неоднократно упоминает быстрое духовное падение людей, имевших на воле должности и славу, почет и уважение, но с каким восхищением он дает описание людей духовных, верующих в Бога, как выражался автор, единственных людей, которых не смогло сломать лагерное колесо человеческого дна. А ведь эти люди не были богатые в материальном плане.
Богатство материальное это крест очень тяжкий, который нести намного сложней, нежели чем крест бедности. И я бы очень поостерегся с такой легкостью утверждать, что богатые - сильные и волевые люди, но это люди страдающие постоянными соблазнами и без внутренней духовности они всего лишь игрушка в руках лукавого.
Храни нас всех Бог!
Иван 1 декабря 2013, 16:58
Немалое количество примеров других людей, когда появление нового имущества (машины, квартиры, денег и т.п.) меняет отношение их к другим людям (по их мнению не добившихся таких "благ"). Но самый сильный пример - это собственные мысли, а порой, к сожалению, поступки. Вот где нужно работать и работать. Статья очень хорошая. Статьи такого рода и проповеди (например в 23 неделю об успешном человеке) необходимо всегда держать где-то рядом... Чтобы не забывать, как это происходит с нами зачастую, о том, к чему необходимо стремиться и что (а точнее КОГО) необходимо ценить в этой жизни.
Спаси Бог!
Владимир30 ноября 2013, 17:30
Награда Его - богатство Его, и, имя Ему - Бог.
Елена М30 ноября 2013, 13:33
Солидарна с Владимиром. Относительно какой-то там надуманной существующей цензуры, так комментарии "Раба Божиего" сами опровергают наличие оной цензуры. Действительно, следует внимательнее вчитываться, чтобы понимать то, что пишется в Библии.Вспомним Псалтырь и псалмы Давидовы.Как часто говорит царь Давид о том, что он нищ и беден. Но мог ли быть царь нищим материально? Так стоит ли понимать буквально ту нищету, о которой говорит царь Давид?Прежде, чем обвинять других в глупости, стоит потрудиться самому получше вникнуть в тот материал, который изучаешь.Совершенно верно подмечено Владимиром и то, что среди святых Божьих огромное количество отнюдь не бедных материально царей - праведников, и "что невозможно человекам - то возможно Богу." - именно это говорил Христос, когда речь шла о богатом юноше, соблюдающем все заповеди Божии.А выражение об игольном ушке и верблюде всего лишь подчеркивает то, насколько человеку трудно бывает противостоять искушению, когда его испытывают богатством.Верно пишет автор: "Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного. "
Владимир29 ноября 2013, 16:32
Нельзя быть рабом Божиим и говорить "рака" ближнему своему. Комментарии не глупы, а в споре не оскорбляет не только верующий, но и просто воспитанный человек.

Все индивидуальны, Бог видит. Каждому - свои испытания. Одним - бедность, другим - болезни, третьим - богатство. Бог не ровняет всех под одну гребенку. Личность - это уникальная свеча жизни и Господь наш Иисус Христос распялся ЗА ВСЕХ, в том числе и за богатых.

Кто дерзнет судить о спасении или неспасении людей по богатству их? Странное суждение для раба Божего. Да, богатому трудно войти в Царствие Небесное. Но что невозможно человекам - то возможно Богу.

Не гордитесь нищетой и не презирайте богатого, ибо и Иов и Соломон были богаты и любимы Богом. Так вот осудите и вмиг соделается нищета ваша (если вы действительно нищи) тщетою на спасение.
Раб Божий29 ноября 2013, 15:11
Коментарии исключительно глупы а значит есть цензура ! А это уже уход от истины за чьими то размышлениями . Очень плохо если общество будет двигаться за размышлениями простых монахов , так можно и до индульгенции дойти . Всё это начинает смахивать на католицизм в котором материальное победило духовное . Я это пишу в день Апостола и евангелиста Матфея , представь себе если бы он позволил себе размышлять . Не нужно себе лгать , Вас испытывает Господь ибо награда велика не всяк её достоин кто здесь разменялся на доллары славу человеческую то своё уже получил ! Бог дал России богатство люди к Богу не пришли скорее наоборот кругом разврат такой праституции и распутсва не было ни когда в истории , читал у святых отцов что в эти времена погибнет больше душ чем при гонениях большевиков , а вы всё в облаках летаете . Дал Господь сам увидел и вам показал , почему вас нужно держать в бедности . "Легче верблюду пройти через игольчатое ушко , чем богачу в Царство Небесное". Если все начнут размышлять на страницах интернета то все захотят стать богатыми , украл миллион стал богатым , все будут думать вот какой праведник . Теперь ясными становятся слова Матушки Матронушки "Не ищите себе духовников". Сами в погибель идёте и своими домыслами паству за собой ведёте. Покайтесь грешники или вы не грешные ?!
Раб Божий29 ноября 2013, 15:10
Вообще со статьёй не согласен в принципе ! Христос Бог совершенно конкретно сказал "Легче верблюду войти в игольное ушко , чем богатому в Царство Небесное" . Он сам родился не у царя или вельможи ходил без денег и голову не где было приклонить а апостолов выбрал из народа . Автор в какой то степени обличает сам себя , потому что понятно что он ищет в библии а значит и в церкви . Толковать библию могли великие отцы такие как Григория Богослов , Василий Великий , Иоанн Златоуст но они об этом не говорили , они говорили о другом !!! Размышления кого бы они ни были лучше оставить при себе , ну или сначала исцелить кого нибудь молитвами для начала это будет явный признак благодати !!!
Раб Божий 29 ноября 2013, 15:09
В наше время достаток дает много возможностей, в то время как недостаток-путь к порокам.

Не соглашусь с этим автором ! Скорее наоборот !!! Богатство растлевает ведёт к блуду и прочим грехам праздности . А бедность ведёт человека к Богу , ибо обратиться за частую не к кому более ! Так же скажу что богатые люди в нашем обществе скорее не от своих волевых качеств а скорее от таких качеств как ложь , цинизм , лицемерие , воровитость что обуславливает слово коррупция . Нужно понимать разницу праведного и неправедного богатства , зачастую богатство даёт не Бог а сатана тем кто ему поклонился и пошёл на грех !!! Все признают что коррупция есть и она в огромных масштабах . Это правда которую возможно кто то пытается игнорировать , поэтому и их правда игнорирует.

Бедняк28 ноября 2013, 18:51
Богатство однозначно -Дар от Бога.

Как ни странно большинство богатых люди умные и не ленивые.

В наше время достаток дает много возможностей, в то время как недостаток-путь к порокам.

На самом деле не волнуйтесь так за богатых, что они не сумеют свое испытание перенести, по моим наблюдениям =это волевые люди и такие испытания им подходят.

Вот бедняк слабоволен и труслив это точно.

ДА богатые порой в пороках легко вращаются, но при этом, внимание, у них внутри сильная воля, которая в момент превышения уровня греха, может дать мощный крен на исправление души. Крен более мощный, нежели, чем у застенчивого слабовольного бедняка.

Падение Первоверховного архангела, тоже было велико, но если бы он покаялся, уровень его покаяния был бы не сравним.

Давайте не судить волевых людей, ведь они порой талантливы и умеют воплощать мечты, нежели застенчивый середнячок.

По сути все одаренные люди подвергаются большим искушениям, большому кораблю большое плавание.



Алексей28 ноября 2013, 10:09
Спасибо за глубокие размышления на эту непростую тему! Почитал и подумал, а действительно ли богатство есть переизбыток у отдельно взятого человека? Ведь Господь видит того кому дает переизбыток.
Скорее всего богатство, как Вы и написали, это испытание через данные таланты трем рабам. Ведь от человека, которому вручено некое богатство однозначно требуется служение. А кому человек служит на этой земле? Исключительно Господу и ближнему своему! Господу богатый служит как раб получивший таланты для преумножения Господского состояния, а ближнему богатый служит как человек, которого Господь своей волей поставил первым, чтобы быть всем слугой последним.
Очевидно, что как богатство, так и нищета есть состояния бытия каждого человека, установленные Богом. Богатым быть трудно и хлопотно, но если ради Бога и ближнего то легко и радостно. Нищим быть голодно и холодно, но если ради Бога и ближнего, то "сыто" ( не хлебом единым...)и свободно.
У Кого взяли Тому и приносить должны от всех и за вся.
Михаил28 ноября 2013, 03:27
Спасибо,очень хорошая статья!
Елена М27 ноября 2013, 16:17
"А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного»." - очень своевременно и правильно написано. А то некоторые комментаторы почему-то уверены в том, что нищие духом, достойные Царства Небесного - это неприменно нищие и бедные материально. А это не так! Огромное спасибо иеромонаху Иринею.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×