Сергей Кравец: «Всякая беседа с Патриархом давала новые силы»

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (†5 декабря 2008 года) вспоминает Сергей Леонидович Кравец, главный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

Патриаршее служение в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября 2008 г. Патриаршее служение в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября 2008 г.
    

— Сергей Леонидович, расскажите, каким человеком был Святейший Патриарх Алексий?

— Мое первое и самое сильное впечатление от встречи с Патриархом Алексием, сохранившееся и во все последующие годы общения — это то, что Святейший являл собой редчайший в наше время пример очень воспитанного человека.

И дело не только в манере поведения или в умении сдерживать эмоции, а в самом отношении к людям, с которыми он встречается. Он относился к собеседнику со вниманием и доверием. И не тогда, когда он его уже хорошо знал, а сразу, при первой же встрече. И это свойство его характера, несомненно, родом из его семьи и из тех отношений, которые царили во времена его детства в небольшой общине русских православных эмигрантов в Эстонии. Именно там, в его семье и в кругу его первых друзей, среди которых были и монахи Валаамского монастыря, укрепились два главных, на мой взгляд, свойства его личности — чувство собственного достоинства, уважение к достоинству другой личности и чувство доверия. В его жизни было немало и тех, в ком он разочаровывался (а это происходило, когда он сталкивался с ложью, хамством или еще какими-то недостойными поступками), и тогда он просто прекращал с этими людьми общаться.

Алексий Ридигер с родителями на берегу Чудского озера. 1955 год. Алексий Ридигер с родителями на берегу Чудского озера. 1955 год.
    

— И всё же он верил в людей?

— Вера в людей помогла ему пережить годы советской власти. Патриарх Алексий II часто вспоминал время, когда он работал управляющим делами Московской Патриархии в 1960–70-е годы. А в сознании людей того времени, как и сегодня, была уверенность, что высокое начальство Патриархии способно решить все. И к нему ежедневно приходили десятки священников с разных концов СССР со своими проблемами (чаще всего тогда, когда власти лишали их регистрации, а значит, и права совершать службу). Он всех пытался выслушать и каждому помочь, хотя прекрасно понимал, что мало чего может сделать.

Я всегда удивлялся, как он не зачерствел от такой работы. Если каждый день к тебе приходит огромное количество людей со своими бедами, то волей-неволей ты приобретаешь некую защиту, профессиональную хладнокровность: поговорил — и слава Богу. Но у Патриарха за столько лет это качество совсем не выработалось. Наоборот, всякая беседа со Святейшим давала человеку новые силы. Один высокопоставленный чиновник мне признавался, что при беседах с Патриархом Алексием его охватывало чувство, что он обязательно должен сделать то, о чем, улыбаясь в усы, совершенно ненастойчиво просит Патриарх.

Патриарх Алексий II и Сергей Кравец Патриарх Алексий II и Сергей Кравец
И еще Патриарх Алексий с большим доверием относился к самой жизни, такой, как она есть, к тому, как она течет и как развивается. Ему было совершенно несвойственно стремление перестраивать жизнь согласно каким-то своим представлениям о ней. Он доверял жизни и тем инициативам, тем новым росткам развития, которые появляются внутри этой жизни. Это мировоззрение определяло его благожелательную и активную помощь тем, кто приходил к нему с новыми идеями.

— А у Патриарха было много идей?

— Удивительно, но мне кажется, что сам Патриарх почти их не генерировал. Зато он очень внимательно выслушивал людей, которые приходили к нему с идеями. Очень многое, что есть сегодня в Церкви, появилось благодаря его помощи.

— Святейший строил долгосрочные планы или старался жить одним днем?

— У Патриарха Алексия II были далекоидущие планы. Но под будущим он понимал то, что с тобой будет там, на небесах.

У меня был случай, когда я ему в запальчивости что-то рассказывал. Видимо, в своих суждениях я был очень энергичен, и он мне сказал: «Сергей, когда вы будете там, думаете, вас спросят, сколько томов вы успели издать? Или сколько языков вы знаете? Вас будут спрашивать о другом: ты мог помочь и не помог, ты мог подать и не подал». А ведь разговор был о вполне сегодняшних земных делах. Но он никогда не забывал той «перспективы», о которой христианин должен думать постоянно. Он всегда думал о жизни, которая ждет его там, а не на земле. И о том, что надо делать здесь и сейчас с учетом этой перспективы.

И помогал людям именно тогда, когда они просили его. Когда мы только начинали думать о создании нашей энциклопедии, он сказал: «Трудно найти более неподходящего времени для создания “Православной энциклопедии”, но другого времени у нас не будет».

Презентация XIII тома «Православной энциклопедии». Патриарх Алексий II и Сергей Кравец Презентация XIII тома «Православной энциклопедии». Патриарх Алексий II и Сергей Кравец
    

— Сергей Леонидович, на ваш взгляд, Алексий II был строгим Патриархом в плане служения Церкви и государству?

— Покойный архимандрит Матфей (Мормыль), регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который в составе небольшой группы помогал организовать Собор для выбора Патриарха, назвал Святейшего добрым. Он так и сказал: «Выбрали доброго Патриарха».

Патриарх жестко настаивал на том, чтобы священнослужители не участвовали ни в каких народных Советах, ни в Парламенте, ни в партиях. Связано это с тем, что в 1990 годы ему пришлось побывать народным депутатом. Патриарх Алексий говорил, что он попал в мир, переполненный вражды, злобы и лжи. В этом мире сохранить чистоту души и помыслов было практически невозможно. Несмотря на советы и аргументы политической целесообразности, которые ему приводили, он всегда говорил, что он на своем опыте знает, что там происходит с человеком. Патриарх говорил, что священники не смогут сохранить себя в том лживом мире, который предлагает им политика.

— А каким Патриарх был с друзьями и коллегами?

— Он редко когда подолгу сердился на близких. Святейший мог насупиться и показать свое неудовольствие, но очень быстро отходил. И часто было ощущение, что он чувствует себя почему-то неудобно и даже виновато. И дело было даже не в том, что он справедливо или несправедливо на кого-то рассердился. Просто он всегда переживал, что мог кого-то обидеть.

Патриарх просто любил людей. В людях он видел не исполняемую ими должность (например, главного редактора «Православной энциклопедии»), а самих людей. Поэтому те, кому удавалось сблизиться со Святейшим, это общение очень ценили. Для Патриарха служебная составляющая в общении была не главным. Я часто замечал, что на патриарших приемах или в его кабинете присутствовало очень много «бывших» должностных лиц. Иными словами, люди сначала занимали какие-то должности, затем переставали их занимать, но Патриарх все равно не выключал их из своего круга общения.

Заседание Попечительского совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». 31 мая 2005 г. Заседание Попечительского совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». 31 мая 2005 г.
    

— Что для Патриарха Алексия II значила Россия?

— У него была своя связь с Россией, он был от нее неотделим. Святейший много ездил по епархиям и по стране. Когда приезжал из поездок, никогда не рассказывал о том, как замечательно его принимали, и с кем из важных людей он встретился. Патриарх всегда шутил, что к его приезду будут отремонтированы дороги к храмам. Уже это для него было счастьем.

Он очень много рассказывал про то, о чем говорили с ним простые люди. Помню, как в 1990-е годы, после возвращения в Москву из одной епархиальной поездки, Патриарх рассказал, что люди просили его о том, чтобы он помолился о них Богу и попросил Господа дать им силы «потерпеть еще». Это произвело на него огромное впечатление. Он часто об этом вспоминал, все время к этому возвращался.

Я никогда не слышал от него слов о том, что он любит Россию или что он сын России. Для Святейшего любовь к родной стране была настолько же естественным состоянием, как и любовь родителей к детям. Когда он выезжал за пределы страны, то по возвращении никогда не сравнивал Россию с другими странами. Он любил ее такой, какой она была и есть.

Молодой Алексий Ридигер Молодой Алексий Ридигер
— Часто ли Патриарх вспоминал о детстве?

— Он часто вспоминал одну историю, как в 1940 году в Эстонию вошли советские войска. Тогда в Таллине среди местного населения и русских эмигрантов начались аресты и высылки в Сибирь и северные области России. Такая судьба была уготована и семье Ридигеров, однако Промысл Божий сохранил их. Семья спряталась в сарае вместе с собаками, которые постоянно лаяли. Когда за семьей приехали, то все вокруг обыскали, но никого не нашли. Даже собаки, которые обычно вели себя очень чутко, даже ни разу не гавкнули и тем самым не выдали своих хозяев.

Но мне больше всего запомнилась история о том, как маленький Алексий в восьмилетнем возрасте начал вести переписку с монахом Иувианом. Это было для него очень важно.

Мне кажется, что когда к Патриарху приходили вот такие, как мы, эта история повторялась. Только уже он был монахом Иувианом, а мы — теми восьмилетними мальчиками, с которыми надо было разговаривать.

Валаам. Группа духовенства, паломников и паломниц. В центре, с посохом, настоятель Валаамской обители игумен Харитон (Дунаев). Прямо перед ним, в первом ряду – 10-летний Алеша Ридигер, будущий Патриарх Алексий. 1939 г. Валаам. Группа духовенства, паломников и паломниц. В центре, с посохом, настоятель Валаамской обители игумен Харитон (Дунаев). Прямо перед ним, в первом ряду – 10-летний Алеша Ридигер, будущий Патриарх Алексий. 1939 г.
    

— Что потеряла Русская Церковь с уходом Патриарха Алексия II?

— Люди, которые близко знали Патриарха и любили его, очень многое потеряли. Это ощущение потери ничем не восполняется. Что касается меня, то Святейший определил мою жизнь. Я, как и многие люди в 1990-е, пришел работать в Церковь спонтанно. Тогда эта работа представлялась мне коротким «проектом». Я думал: сейчас сделаем то, что хотели, а потом начнется «нормальная жизнь». А нормальная жизнь — это диссертация, университет, научная работа. Но после встречи с Патриархом Алексием ощущение, что это просто проект, который скоро кончится, прошло. Стало очевидно, что ты будешь трудиться в Церкви столько, сколько необходимо — скорее всего, всю жизнь.

Что касается православного народа, то, может быть, я и не совсем прав, но мне кажется, что из жизни ушла какая-то значительная доля сердечности.

С Сергеем Кравцом
беседовала Анна Ерахтина

5 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Последний день Патриарха Последний день Патриарха
Максим Клименко
Последний день Патриарха Последний день Патриарха,
или Русская Церковь всегда выполняет свои обещания

Максим Клименко
Святейший никогда не прятался за округлыми, ничего не значащими фразами. Он всегда прямо и честно высказывал свое мнение. Но когда высокие иерархи двух Церквей садились за стол, эта дистанция исчезала.
Памяти Патриарха Алексия II (†5 декабря 2008 года) Памяти Патриарха Алексия II (†5 декабря 2008 года)
ПОДБОРКА материалов
Памяти Патриарха Алексия II (†5 декабря 2008 года) Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (†5 декабря 2008 года)
Интервью, проповеди, воспоминания, статьи, фотогалерея.
Сергей Кравец: «Мы предлагаем очень сложную работу» Сергей Кравец: «Мы предлагаем очень сложную работу»
Беседа с Сергеем Леонидовичем Кравцом, руководителем церковно-научного центра «Православная энциклопедия»
Проблема в том, что научные энциклопедические статьи в современном информационном стремительно развивающемся поле теряют актуальность. Описания епархии, монастыря или персоналии, сделанные в начале 2000-х годов для первых томов «Православной энциклопедии», сегодня во многом уже должны быть изменены. Вот почему мы ведем работу по созданию портала «Знание» с ежедневным обновлением информации при сохранении высокого уровня ее достоверности.
Комментарии
Оля 8 декабря 2013, 20:39
Святейший, Искорка во Божестве Добра, Где истина и Вера ни слова, Надежда Дар Любви и счастье во семье, И кроткой нотою, благославенной Чистотой где эхо лучезарность всем.. Мелодией и нежным взглядом, И голубем со рук его, Где ветренность как нравственность Ступень Божественного Сада... Слезою мирой по щеке, Как Вече, нравственность в его руке, Надежда тихий голос без прилюбдеяний, И ни растлившее его чело придании, Ни горечь саквояжа в купе лет, А истинность Любви, где Где Божество Есть Свет. Светлое чистое нежное, оставил духотворенное сердечное...Святейший.
Наталья 6 декабря 2013, 10:54
Добрый день! Согласна и сожалею - "что из жизни ушла значительная доля сердечности". Это очень плохо отразится на жизни прихожан и христиан. С уважением, грешная раба Божья Наталья.
Юлия 6 декабря 2013, 00:23
Вечная память любимому Святейшему Владыке! Не хватает и его богослужений - изумляющих внутренней красотой и глубиной. Его богослужение свидетельствовало о Боге лучше всяких слов.
Наталья 5 декабря 2013, 14:26
Святейший! мы без тебя очень скучаем и нам так не хватает твоей доброты и сердечности........ Помоги и нам принять и исполнить волю Божию!!! Научи нас молиться и терпеть, верить людям и беречь и свое и чужое достоинство
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×