Застывшая вера

Кто и зачем на Урале напоминает о забытых храмах?

Село Хромцово. 75 километров от Екатеринбурга. Небольшое, низенькое, занесенное снегом. Посреди села вырастают каменные стены храма во имя Пресвятой Троицы. Собственно, стены – это всё, что осталось от некогда оного из красивейших приходов Урала. Храм давно забыт сельчанами. Но сегодня около него немало людей. В их руках блокноты, фотоаппараты, географические карты; они приберутся, запишут истории местных жителей, сделают фотографии и поедут дальше. Вскоре по их следам поедут многочисленные туристы и просто неравнодушные… А там и до возрождения застывшей в камне веры недалеко. Ближе, чем кажется.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, не жилое село Свобода, Челябинская область. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, не жилое село Свобода, Челябинская область.
    

Высадившийся в Хромцово десант – это волонтеры проекта «Забытые храмы Урала». Сообщество возникло в 2010 году в социальных сетях и собрало сотни молодых людей – от студентов до директоров музеев. Теперь в свои выходные активисты не идут на шопинг, в кино или в клуб – они садятся в машины и объезжают заброшенные церкви, собирают о них информацию в архивах, устраивают фотовыставки, выпускают фотоальбомы… Зачем? Это необычная история.

Храм в Хромцово, заложен в 1842 году. Храм в Хромцово, заложен в 1842 году.
    

Всё началось с рекламщика Александра Зиновьева, тогда еще студента Гуманитарного университета. Александр много ездил по родному краю. Тут и там среди полей и сел возникали невероятной архитектурной красоты здания. Старые церкви. Они даже без окон и без дверей, без куполов, исписанные вандалами, потрепанные временем и ветром, поражали воображение путешественника. Впечатления усиливала звучащая в наушниках песня «Церквушки» его любимой группы «Черный кофе». «Стоят церквушки по Руси забытые – забитые…»

Храм в Храмцово летом. Храм в Храмцово летом.
    

«Такое путешествие меняет привычный мир, – рассказывает Александр, – вот ты живешь в городе в центре большой страны и не задумываешься о том, что было до и будет после, но вдруг тебе открывается совершенно другой мир. Сначала ты видишь величественные здания и прекрасные фрески, созданные людьми, которые жили здесь до тебя и о существовании которых ты и не подозревал (а ведь многие храмы превосходят по масштабам и декору не только храмы “миллионников”, но даже столиц). Затем ты видишь, что сделали с этими творениями люди и время. Задаешься вопросом: почему, как?»

Село Карачельское Курганская область, Церковь Трех Святителей Великих, 1746 год. Село Карачельское Курганская область, Церковь Трех Святителей Великих, 1746 год.
    

И так как Саша блестяще знал историю – ответы его пугали. Дело в том, что Православие на Урале принималось очень тяжело. Первые храмы, деревянные тогда, местные жители-язычники сжигали. Потом настал переломный момент. И уральцы уже за Православие готовы были умирать. Но тут очередная перипетия – революция 1917 года. И уральцы делятся не на белых и красных, а на ревнителей и гонителей веры. В итоге – об этом нужно говорить прямо – сами же некогда воцерковленные люди эти церкви сжигали, взрывали, превращали в склады, в овчарни, в клубы. Причем и в то, и в другое, и в третье одновременно. Но православные тоже не лыком были шиты: на Урале звон колоколов можно было слышать вплоть до 1940-х годов. Известны случаи, когда православная общественность готова была идти на бунт, чтобы отстоять свой храм. И вот сегодня – уже в XXI веке – всё это забыто. Храмы заброшены; по некоторым оценкам, их на Урале около 500, они стоят мощные, но одинокие, обрастают мифами. Как в той же песне, что помнится Александру: «Стоят одни на пустырях, / Другие плачут у дорог, / Забыли люди о церквях…»

Богоявленская церковь в Пянтеге, есть версия, что это одна из первых деревянных церквей Урала. Богоявленская церковь в Пянтеге, есть версия, что это одна из первых деревянных церквей Урала.
    

Своими впечатлениями и мыслями о судьбе храмов рекламщик Зиновьев начал делиться с друзьями и одногруппниками. Решили: начать путешествовать и всеми способами привлекать внимание к «объектам». Тем более что в это время как раз пошла мода на индустриальный туризм. В первое путешествие по забытым храмам отправился целый отряд. Для кого-то это было приключение, для кого-то – попытка понять историю, кто-то поехал за компанию. Назад они вернулись другими людьми.

Знакомый Зиновьева, индустриальный турист Павел Мельник был членом той самой первой экспедиции зарождающегося сообщества.

«Все ехали за своим. Александру, например, нравилось узнавать истории, которые рассказывали местные жители, – вспоминает он, – мне же нравилось бывать в забытых, но по-прежнему сильных местах. Своя атмосфера, некое ощущение трепета и величественности места. Доставляло удовольствие просто найти, доехать, походить по объекту и подумать о своем».

Храм в селе Феклино, Челябинская область. Храм в селе Феклино, Челябинская область.
    

В то время Павел начал увлекаться фотографией и видео. Он вместе с еще одним знакомым, Алексеем Белоглазовым, стал делать сотни кадров в каждом месте, где они бывали. Просто потому, что увиденное не хотелось забывать. «Фотографом я не был и не являюсь, – говорит Алексей, – а фотографировал просто потому, что есть фотоаппарат и хотелось запечатлеть настоящую красоту для себя и для группы».

Одна из поездок, в Долматово. Одна из поездок, в Долматово.
    

Группа – это страница сообщества в социальных сетях. После каждого путешествия там действительно появлялись фотографии забытых храмов с отчетом о поездках и историческими справками. Группа довольно быстро стала популярной в Екатеринбурге, где и родилась, а затем и по всему Уралу. Те, кто когда-то сам по себе интересовался историей Православия в регионе, свободно добавлялись в сообщество. За два года его существования только у группы «ВКонтакте» почти 4 тысячи подписчиков.

Фотография ангела и другие истории

Сообщество «Забытые храмы Урала» на самом деле уникальное место в интернет-пространстве. Оно, что называется, «работает»: участники знакомятся, объединяются, отправляют рассылки в другие сообщества, привлекают новых участников, добиваются публикаций в СМИ, принимают участие в различных обсуждениях на тему Православия. В так называемой «раскрутке» движения на начальном этапе Александру Зиновьеву, конечно, помогли его профессиональные знания рекламщика. В остальном же ее успех – бескорыстное желание людей прикоснуться к веками намоленным местам.

Храм в Камышево, заложен в 1821 году. Храм в Камышево, заложен в 1821 году.
    

«Главное для нас, – подчеркивает Александр – это всё же организация регулярных путешествий к храмам. За время активной деятельности группы только в путешествиях, организованных администрацией сообщества, поучаствовали более тысячи человек, а сколько было самостоятельных – не счесть».

Храм в Камышеве - более свежее фото, восстановление уже началось. Храм в Камышеве - более свежее фото, восстановление уже началось.
    

За три неполных года волонтеры рассказали о 200 забытых храмах Урала. Всего же в регионе, по примерным подсчетам активистов, около полутысячи разрушенных церквей. И лишь 100 из них в последнее время восстанавливаются. В некоторых случаях местных жителей на восстановление провоцируют участники сообщества. Вот лишь один из примеров.

Храм в Камышево. Храм в Камышево.
  

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца в селе Камышево еще несколько лет назад был мало кому известен. Хотя это настоящий памятник архитектуры. Церковь построена в первой половине XIX века тем же архитектором, который спроектировал главный собор – Крестовоздвиженский – в Верхотурье, православной столице Среднего Урала.

Но 70 лет, после того как в 1930-х его окончательно закрыли, храм в Камышево привлекал внимание только местной шпаны: молодчики устраивали внутри ежевечерние пьянки и оставляли поверх фресок нецензурные надписи. Правда, были и те, кто приходил в этот храм молиться. Удивительно, но там всё это время стоял подсвечник, который почему-то никто не украл.

Алексей Медведев. Алексей Медведев.

Храм в Камышево волонтеры движения «Забытые храмы Урала» посетили одним из первых. И поняли: если не начать его восстанавливать, он просто рухнет. О храме и его истории соратники принялись рассказывать во всех доступных им страницах в интернете и в СМИ. Стали выходить на местных жителей, но они только отмахивались: мол, вера в наши края не вернется, а символ веры в нашей деревне не спасти. И тут произошло чудо.

Михаил Популовских делает фото. Михаил Популовских делает фото.
    

Настоятель храма в соседнем Черноусово отец Георгий Масленников, тоже загоревшийся идеей сохранить церковь в Камышево, приехал сюда оценить фронт работ. Взял с собой фотоаппарат. Наделал десятки снимков. И только дома увидел в кадре облако. Отец Георгий уверен: это ангел. И вероятно, он в этот момент здесь появился неслучайно.

Храм в Камышево. Храм в Камышево.
    

Фотография ангела тоже пробуждала интерес к храму. Тогда местные жители задумались. Вскоре священнослужители, сельчане и активисты взялись за дело. Сегодня на храме уже заблестели купола.

Храм в Камышево надписи на фресках. Храм в Камышево надписи на фресках.
    

«Наше движение полезно тем, что мы популяризируем храмы в деревнях, которым не хватает финансирования, – рассказывает один из активных участников сообщества, директор Екатеринбургского музея истории и развития Трамвайно-троллейбусного управления Алексей Медведев. – К сожалению, деревни вымирают. И средств местных жителей не хватает, чтобы сохранять и поддерживать такую красоту в достойном виде. Надеюсь, что олигархи вместо того, чтобы клубы футбольные покупать, на храм пожертвуют. Ведь они не только символ веры – они еще и памятники архитектуры, истории».

Фото с одной из поездок. волонтеры в селе Карачельское. Фото с одной из поездок. волонтеры в селе Карачельское.
    

Вообще Алексей искренне верит, что храмы рано или поздно восстановят. Хотя в самой группе по этому поводу часто разгораются споры. Даже те, кто когда-то пригласили Медведева в сообщество – Ольга и Михаил Популовских, – высказываются против восстановления. Потому что, по их мнению, это будут уже другие храмы.

«Фрески XVI–XVII веков скроются под штукатуркой, в проемы вставят пластиковые окна, на сейфдвери навесят пудовые замки, – перечисляет «перспективы» восстановления Ольга, – внутри будет всё красиво и блестяще, напоминая яркую открытку. Это уже не будет тот храм, куда хочется войти и поговорить с Богом».

Село Троицкое, Свердловская область. Село Троицкое, Свердловская область.
    

Однако это споры о вкусе; они, как и дискуссии о вере, разгораются в сообществе регулярно. Никто не сомневается лишь в том, что напоминать о забытых храмах – это полезное и доброе дело. Ради этого программист Ольга Популовских и ее брат Михаил (он гидрометаллург и фотограф) придумали свой способ достучаться до уральцев, особенно до тех, кого не выманишь из дома в поездку. С помощью панорамных фотографий и компьютерных технологий они устраивают виртуальные туры по забытым храмам.

«Это уникальная возможность показать людям намного больше, чем может простая фотография, – убежден Михаил, – они могут, не покидая дома, прогуляться по храму, увидеть его таким, каким его видели мы, изнутри; обернуться, посмотреть под ноги, пройти по всем помещениям и так далее».

Волонтеры в храме поселка Свобода. Волонтеры в храме поселка Свобода.
    

Сам Михаил – один из возрастных участников проекта: ему 43. Интерес к забытым храмам у него с детства. Как-то отец принес кипу черно-белых фотографий: кто-то, немало поездив по селам в советские годы, собрал большую коллекцию снимков православных церквей. Эти фото так подействовали на Михаила, что он поклялся: вырастет – увидит все их вживую. И увидел. А потом решил показать эти храмы другим. Вскоре Популовских обещают все свои виртуальные путешествия разместить на отдельном сайте. Пока же их можно найти в группе «Забытые храмы Урала» «ВКонтакте».

В забытых храмах – очередь, на приходах – жизнь

Фотографии заброшенных церквей участники сообщества представляют в Екатеринбурге, выставки проводятся регулярно, привлекая неподдельный интерес общественности. Многие приходят, чтобы не только своими глазами увидеть фотографии, но и попытаться понять феномен известного уральского сообщества. Как им удалось из страницы в социальной сети сделать столько для истории и Православия?! Выставки и всё, чем занимаются активисты, не оставили равнодушной и Екатеринбургскую епархию. Фотографии, сделанные волонтерами сообщества, были использованы при создании одноименной фотокниги, выпущенной издательством епархии.

Даже в разрушенных храмах должны бывать люди, храм с. Романово, Свердловская область. Даже в разрушенных храмах должны бывать люди, храм с. Романово, Свердловская область.
    

Сегодня, и это факт, храмы Урала нельзя назвать «забытыми». Разрушенные – да, но не забытые. По маршрутам, которыми когда-то ездили волонтеры, турфирмы устраивают экскурсии. Многие уральцы их проезжают самостоятельно. Один из первых организаторов движения индустриальный турист Павел Мельник жалуется мне: «Теперь, чтобы попасть в заброшенный храм, иногда приходится выстоять очередь».

    

«Мы добились своего: сотни храмов описаны, каталогизированы, о них узнали многие люди», – вторит Павлу Мельнику Александр Зиновьев. А еще – он никогда из-за скромности не скажет об этом, но – всё-таки сообществу удалось призвать к восстановлению не одного храма. В некоторых уже кипит приходская жизнь.

Республика Коми, деревня Ляли, Церковь Богоявления Господня, 1857. Республика Коми, деревня Ляли, Церковь Богоявления Господня, 1857.
    

«Еще один наш итог таков, – продолжает Александр, и видно, что ему важно об этом сказать, – в нашем сообществе много людей, и не все они верующие, есть даже с радикально атеистическими взглядами. И, конечно, споров и разговоров о Церкви среди неверующих участников было с лихвой, но их старались “не выносить”. Главное: от противников Церкви мы добились уважения к Православию – хотя бы как к значимой части истории и культуры Урала».

Число подписчиков сообщества в социальных сетях растет с каждым днем.

Максим Васюнов

11 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Благословенная бедность новоначальных Благословенная бедность новоначальных
Петр Давыдов
Благословенная бедность новоначальных Благословенная бедность новоначальных
Петр Давыдов
Вечером 3 декабря разгневанная институтская коммунистка бросила на стол связку ключей и прошипела отцу Василию что-то вроде: «Забирайте. Ваша взяла. Но ненадолго».
История одного кинотеатра История одного кинотеатра
Юлия Кулакова
История одного кинотеатра История одного кинотеатра
Юлия Кулакова
Летний кинотеатр находился в парке. Массивные ворота гигантского парка с традиционными часами — и за ними кирпичное здание «летнего». Он стоял как бы на небольшой площади, посреди которой был фонтан, осыпающий своими брызгами всё и всех на пару метров вокруг себя.
Храм в Русиново: чудеса, разруха и любовь Храм в Русиново: чудеса, разруха и любовь
Александра Оболонкова
Храм в Русиново: чудеса, разруха и любовь Храм в Русиново: чудеса, разруха и любовь
Александра Оболонкова
О сельском храме и строящемся неподалеку от Пафнутьевского Боровского монастыря социально-духовном центре, о чудесах, жизни священника и о любви рассказывает настоятель храма Николая Чудотворца в Русиново протоиерей Александр Падылин.
Комментарии
евгений26 июня 2018, 13:26
Без Помощи Божией не сдвинулось бы это дело. Не оставляет Господь Россию без Милости Своей. А значит,и врозродиться может страна наша. Господи,помилуй++++++++++++++
Ирина 7 декабря 2017, 18:28
Очень нужна информация о храме в селе Свобода. Какие-нибудь фото с прежним видом и колокольней.
марина Николаевна28 ноября 2016, 16:13
Какая же все таки красота, какое величие в этих храмах!!! Слезы льются от восхищения !
Ольга Ольга 1 августа 2015, 19:55
ИНТЕРЕСНО...
владимир19 марта 2015, 15:42
Боже помоги тем ,кто стремится помочь в восстановлении того,что потеряли в лихие годы 20го века..............
саня18 июня 2014, 20:21
Храмы надо однозначно спасать. И причём срочно. Хотябы крыши сделать для начала и с улицы заштукатурить и покрасить ,чтобы защитить от воздействия внешних факторов окружающей среды . вода очень губительна для кирпича .Как бы законсервировать хотябы для начала чтобы дальше разрушение не шло. Как здорово что есть люди неравнодушные любящие эти храмы, и понимающие ситуацию .
людмила29 января 2014, 20:01
конечно молодцы .. ну почему в глубинках не строят хотя бы маленькие церквушки ? мы вот приехали в ростовскую обл тут молокане суботники баптисты всякой всячины и идут туда помолится провославные бабули больше некуда а была бы хоть махонькая церквушка и потянулся б народ в неё
ВЕРА27 декабря 2013, 20:21
ЭТО МИССИОНЕРЫ О ВОЗВРАЩЕНИИ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ ТАМ ГДЕ ОНА БЫЛА НЕЗЫБЛЕМА И ЭТО ВИДНО КАКИЕ БЫЛИ ХРАМЫ! ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ ВСЕ ХРАМЫ БУДУТ ВОССТАНОВЛЕНЫ,ОНИ УЖЕ ЖИВУТ В ТЕХ КТО ЕДЕТ К СВЯТЫНЯМ ЭТИМ, КТО СЛЫШИТ ИХ ИСТОРИЮ И ПОМИНАЕТ ВСЕХ СВЯТЫХ ВО ИМЯ КОГО ЭТИ ХРАМЫ БЫЛИ СОЗДАНЫ,МНОГАЯ И БЛАГАЯ ВАМ ЛЕТА!
Надежда15 декабря 2013, 00:39
Молодцы, ребята! А проект ваш пусть растет и дальше - в "Забытые храмы России"...
Раиса Ильина14 декабря 2013, 20:57
Молодцы! Приезжайте к нам в Верхотурье. Здесь в ямской слободе, которую когда-то, ещё в 17-м веке, основали вятичи, почти рядом от Свято-Николаевского монастыря есть храм иконы Богоматери "Знамение". Был - лепота. Это чувствуется даже сейчас. Расположен храм берегу реки Туры. Виды - сами просятся на фото. Здесь и верхотурский пленер великолепен для художников в любое время года. Сейчас в храме собираемся на Акафист иконе Богоматери "Знаменская" - по воскресениям в 16 часов. Иногда приходят паломники. Начал дело восстановления Владимир Валериевич Дьяченко – экскурсовод музея Св. Николаевского Верхотурского мужского монастыря, отец пятерых детей и студент Екатеринбургской духовной семинарии.
Его телефон: 8 908 9113175. Храму этому многое необходимо для первого благоустроения службы. С Богом!
Натали13 декабря 2013, 15:41
Какое богатство. У нас на ДВ нет такого количества, да и не было. А те не многие что были, снесены были до основания. Какие масштабы. И это все когда то жило, дышало, поддерживало души. Хочется прикоснуться, увидеть.а у нас подобная история на перечет. А без этих корней, пусть и разрушенных, очень не просто жить.История нашего края имеет возраст 155 лет, я имею ввиду переселенцев.
Наталья12 декабря 2013, 18:57
Ангел Господень коснулся душ ваших... Храни вас Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых. Мир вам!
Андрей12 декабря 2013, 09:28
Помогай им Господи!
Наталья11 декабря 2013, 21:08
очень интересно. пару лет назад начала следить за Забытыми храмами, но потом в суете как-то забылось. А движение вон как развивается. Молодцы! Большое дело делают!
р.Божия Ирина11 декабря 2013, 20:56
Статья очень хорошая.
Молодцы!
А вот где фото с Ангелом???

Светлана11 декабря 2013, 20:28
Мой папа, а ему уже не мало лет, говорит, что народу не стало. Огромные пространства России опустели, храмы стоят заброшенные. Они ждут живые души, чтобы кто-то молился в них и возносил хвалу к Богу. Да что храмы, даже школа у нас в городе, которую оптимизировали из-за отсутствия учеников,стоит как символ не рожденных детей. На самом деле мерзость запустения,и не только на святом месте, вызывает очень скорбные чувства в душе. Почему-то становится очень жалко наш народ, детей, которые не увидели свет Божий, и больно за те души, которые хоть и могли бы молиться и восстанавливать эти церкви, не делают этого, потому, что не умеют, не научены. А ребята хорошие, здорово, что занимаются таким благородным делом. Помоги им Господь.
Марина11 декабря 2013, 19:39
А я знаю, где этот сайт куда ребята выкладывают панорамные фотографии храмов.Наверное вот этот.http://pano4d.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5&Itemid=6
Mari Do11 декабря 2013, 15:23
Спасибо Вам за всё! Просто слёзы наворачиваются сколько заброшенных храмов... Дай Вам Бог терпения и сил на дел ваши праведные!
Анастасия Привалова11 декабря 2013, 14:36
К сожалению, не всё так радужно. В селе Камышево никто храм не восстанавливает. Установили крест на одном из куполов несколько лет назад и на этом всё закончилось.
Но ребята молодцы, бесспорно! Всё великое начинается с малого, с таких вот неравнодушных людей.
Марина11 декабря 2013, 12:31
Сначала восстановить храмы, затем приходскую жизнь в этих храмах. Мне кажется, что гибель сел и деревень, после развала СССР, произошла по причине отсутствия Церквей. В тяжелые годы развала, люди потянулись бы в храм, а не к бутылке. Вера укрепляет, дает силы жить. Спаси Господи волонтеров, великое дело продвигают!
tamara Gruzia11 декабря 2013, 12:15
МОЛОДЦЫ,БОЛЬШЕ ЧЕМ МОЛОДЦЫ.... БОГ В ВЕЛИКУЮ ВАМ ВСЕМ ПОМОЩЬ...
Ольга11 декабря 2013, 12:14
отличная статья и ребята из группы "забытые храмы" молодцы
Donington9311 декабря 2013, 10:07
молодцы, что тут скажешь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×