Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской

Николай Солнцев

В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

Апостол Андрей Первозванный Апостол Андрей Первозванный
Святой апостол Андрей родился в городе Вифсаиде Палестинской в I веке нашей эры, и первым был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, став Его первозванным учеником. Для христианской проповеди он был направлен в Вифинию, Фракию, Македонию, Ираклию и Великую Скифию. «Также, Апостол посетил с проповедью Босфорское царство, страну Абасков (Абхазия), страну Аланов (Северный Кавказ), далее он вернулся в низовье Днепра, и поднимаясь вверх по реке, проповедовал живущим здесь славянам и русам»[1].

На Киевских холмах Апостол, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю»[2].

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия...»[3]

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1816–1882), писал о важности записей этих двух древних церковных писателей, сохранивших письменные свидетельства, так как «Ориген учился у Климента Александрийского (150–215), который сам был учеником Пантена (+203), и обращался с другими мужами апостольскими»[4]. «Ипполит называет себя учеником святого Иринея (130–202), который пользовался долгое время особенною близостию у святого Поликарпа и любил расспрашивать непосредственных учеников апостольских обо всем, касающемся их божественных учителей. Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст!»[5]

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане»[6].

«Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: «Андрей, брат Петра, протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю»[7]. Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей)» [8].

О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» [9].

Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию
Нестор Летописец в «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) описывает посещение киевских холмов апостолом Андреем и его учениками. Однако, из жизнеописания учеников апостола Андрея Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула известно, что они были им направлены на Евангельскую проповедь в другие страны: Стахий – в Византию, Амплий, Урван, Амплий были оставлены управлять местной Церковью в Диосполе Палестинском, Наркисс проповедовал в Афинах и Греции, Апеллий – в Ираклии и Аристовул – в Британии. Значит, они никак не могли быть рядом с апостолом Андреем в его миссионерском путешествии в Великую Скифь-Русь, так как были оставлены управлять своими епархиями[10]. О каких тогда учениках говорит летописец? Утверждаем твёрдо: это русские ученики апостола Андрея. Несомненно, многие из них были рукоположены им в священники и епископы.

В.Н. Татищев (1686–1750) справедливо замечает, что «…они (Апостолы) проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших»[11]. «Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское слово Киви то же значит, пустыми горами именовал. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населён, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал… да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, горы град пропустил» [12].

Первозванный Апостол прошел с учениками вверх по Днепру, пришел к киевским горам, далее дошел до озера Ильмень, поднялся к Ладожскому озеру, по Варяжскому (Балтийское) морю приплыл к южному побережью Вагрии [13], где проповедовал западным славянам, наконец, пришел в Рим, и «исповеда, елико научи и елико виде…» [14]. Насколько важна эта примечательная строка: сказано кратко, но на удивление ёмко о великих трудах апостола Андрея Первозванного, понесённых им и его русскими учениками!

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Во время правления славяно-русского (антского) царя Божа (+375), готы, возглавляемые своим князем Витимиром, начали войну против славян. В одной из битв царь Бож был захвачен в плен и распят со своими сыновьями и семьюдесятью старейшинами (может быть, – священниками?) на крестах! [15]. Готы, будучи язычниками, так могли расправиться только с христианами, так как общеизвестно, что смерть единоверному врагу для всех готов, варягов и викингов положена от меча ввиду древнего языческого верования, боготворящего меч, как тотем бога Одина. А смерть на кресте для славяно-русского царя, его родственников и приближённых была для готов местью отступившим от язычества славяно-русам, принявших Православную веру.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]

В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565)[17]. Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда[18]. Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии.

На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая[19]. Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный.

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе
    

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси[20]. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Николай Солнцев

13 декабря 2013 г.

[1] Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, [1998]. Репр. с изд-ия 1905 г. Ноябрь. С.810.

[2] Там же.

[3] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 1. С. 92.

[4] Мужами Апостольскими в церковно-исторической науке называют первых учеников Апостолов.

[5] Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 1. С. 93.

[6] Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370–377.

[7] Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 1. С. 93.

[8] Очерки по истории Русской Православной Церкви 988–1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 5.

[9] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 34.

[10] Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, [1998]. Репр. с изд-ия 1905 г. Октябрь. С. 641.

[11] Татищев В.Н. От скифов до славян: история Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 49.

[12] Там же. С. 50.

[13] Вагрия – исконные земли полабских славян, живших здесь с древнейших времён. Земли простирались от современного Берлина до побережья Балтики, от границы современной Дании до Калининграда. В 1139 году после долгой войны со славянами были вытеснены немцами в соседнюю Поруссию и Польшу. Многие из вагров-руссов переселились в северную Русь в ходе завоевательного похода князя Рюрика. К XVI веку в немецких хрониках имеются последние упоминания о проживающих на территории земли Мекленбург–Николин Бор–Померания–Поморье и острова Рюген поселений вагров. Ныне только топонимы напоминают о жизни здесь славян-русов. Это названия городов: Зверин, Росток, Вицин, Розенов, Сатов, Редегаст, Руссов, Рерик, Бандов, Варин, Рубов, Лисов, Белов, Кобров, Зирков и другие. Здесь протекают реки: Лада=Лаба=Эльба, Одер=Одр=Покой, Пена, Трава, Варнова. Город Зверин, который немцы произносят как Шверин, расположен на берегу Русского озера! Посмотрите современную карту северной части Германии и Балтийского побережья в районе острова Рюген, в древности это был русский остров Буян.

[14] Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. / Подг. текста, перевод и ком. Д.С.Лихачева/ Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 9.

[15] Нечволодов А.Н. Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 54.

[16] Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Казанская Духовная академия, 1996. Репр. с изд-ния 1908.

[17] Карташев А.В. История Вселенских соборов. СПб.: Библиополис, 2002. С. 325–328.

[18] Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, [1998]. Репр. с изд-ия 1905 г. Ноябрь. С. 409.

[19] Очерки по истории Русской Православной Церкви 988–1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 6.

[20] Подробнее см.: Православная энциклопедия. М., 2000. Том II. С. 370–377.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Неослабная ревность о сохранении благодати Святого Духа. Поучение 30 ноября, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного Неослабная ревность о сохранении благодати Святого Духа. Поучение 30 ноября, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного Епископ Виссарион (Нечаев) Духа благодати не угашайте, поддерживайте горение ее личными усилиями, личной ревностью о преспеянии в жизни духовной. Молим вас, пишет Апостол к Коринфским христианам, не вотще благодать Божию прияти вам; т.е. не думайте, что благодать Божия, дарованная вам, состоит только в прощении грехов и ни к чему больше не обязывает. Нет, Господь требует еще подвигов ревности к исправлению жизни. Миссионерские путешествия святого Апостола Андрея. Часть 2 Миссионерские путешествия святого Апостола Андрея. Часть 2 Георгий Александру Житие святого апостола Андрея потрясло меня. Смиренный, совершенно незначимый вроде бы человек, он был первым на этой Земле, кого Господь призвал. Что прозрел в нем Христос Своим Божественным взором? Верно душа у Андрея была особой, исключительной, раз Сам Господь пришел к нему. Миссионерские путешествия святого апостола Андрея Миссионерские путешествия святого апостола Андрея Часть 1 Миссионерские путешествия святого апостола Андрея Миссионерские путешествия святого апостола Андрея. Часть 1 Георгий Александру Греческий журналист-международник, писатель, политический обозреватель Георгий Александру рассказывает о своей книге «Воздвигший Крест во льдах» – фундаментальном исследовании первоисточников, преданий и сведений из самых разных культур, – посвященной апостольскому служению св. Андрея.
Комментарии
Фаина13 декабря 2015, 17:00
Святой Апостол Андрей Первозванный! Помолись, пожалуйста, Господу о крещенном в твою честь отроке Андрее! Аминь!
римма11 декабря 2015, 14:00
Святой апостоль Андрей, моли Бога о мне грешной, помоги мне в работе, огради оттвсего злого, веди моих детей путем праведным.
Тамара Фёдорова 3 февраля 2015, 12:00
Спаси Господи р.Б. Наталью за такую молитву, включу её в утреннее молитвенное правило! За всем этим - одно и главное, что ложится на сердце: ГОРДОСТЬ несказанная за мою РОДИНУ, за её славную историю, за подвиги исповедников веры во все времена! Это их святыми молитвами ещё живы и есмы и дышим! То, что у России особый путь, это ощущаешь явно, бесспорно, нам бы только самим не плошать, а сплотиться и в единомыслии и чистоте следовать за Христом!
Наталья 2 февраля 2015, 14:00
“Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Святой Апостол Андрей Первозванный, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Святой Апостол Андрей Первозванный, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.
Василий12 декабря 2014, 23:00
Всех православных Андреев,с Днем Ангела! Святый апостоле Андрее Первозванный! Умоли Господа даровать людям России,Украины,Белоруссии мир,здравие,терпение,мудрость и воссоединение! г.Сокиряны
Василий Н.20 февраля 2014, 18:00
Что апостол Андрей приходил на территорию современной России и крестил живших там людей (по крайней мере, часть) - вполне возможно. Но были ли эти люди славянами? Маловероятно. Большинство историков говорит о более позднем приходе славян в эти места. В некое сознательное сокрытие данных о древнейших славянах не верю. Понятно стремление удревнить нашу историю, но к истине такие попытки отношения не имеют.
римма 3 февраля 2014, 14:00
Святой апостол Андрей! Моли Бога о мне грешной о моем здравии, о достатке, о возможности отремонтировать дом. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Savelyev Nikolay30 декабря 2013, 16:00
Эта статья часть главы об апостоле Андрее Первозванном из книги Н.Солнцева "Русские древности". И эта книга имеется в полном доступе и если кому то интересно почитать оставляю ссылку http://rusdrev.ru
р.Б.Сергий21 декабря 2013, 11:00
Здесь у некоторых читателей сомнения. Но в повести временных лет, чёрным по белому писано о том, что св. Апостол Андрей Первозванный достиг Корсуни и ..., "поставил там Крест", поднявшись по Днепру, на холмах днепровских так же "поставил Крест". "Поставить Крест"- во времена летописцев означало КРЕСТИТЬ НАРОД. Побережье Днепра- земля казачья и историю изначального Русского народа, заведомо замалчивают, поэтому все свидетельства, а тобто "...письменная культура - Ветхий и Новый Заветы, богослужебные тексты, произведения Отцов Церкви...", были скрыты или уничтожены.
Татьяна16 декабря 2013, 19:00
Первозванный апостол Андрей прошел по земле славян, еще не крещенных, но уже просвещенных светом Христовой Истины! Вот что важно! И когда нас упрекают в непросвещении (русский народ был крещен, но не был просвещен), это можно оспорить. Конечно, до настоящего просвещения было еще далеко...Но как радостно, что все это было!!!!
Павел16 декабря 2013, 09:00
Если православие уже было так широко представленно на землях древних скифов/славян/русичей, что аж были и скифские монахи и цари-христиане, то где многочисленные письменные подтвеждения этому? Известно же, что христианство - это, прежде всего, письменная культура - Ветхий и Новый Заветы, богослужебные тексты, произведения Отцов Церкви - нет даже следов этого всего. Первые признанные исторические документы - это летописи, самые древние из которых берут свое начало во времена Ярослава Мудрого.
Валерий Терещенко15 декабря 2013, 12:00
Спасибо, очень познавательная статья.
колесников иван15 декабря 2013, 00:00
Очень полезная статья о истории возникновения христианства восточных славян.Святой апостол Андрей Первозванный-покровитель наших земель, а еще Одесской духовной семинарии Спаси,Господи, за труды выши.
Андрей14 декабря 2013, 16:00
В ответ на: р.Божия Ирина 2013-12-13 16:52 Противостояние славян и германцев длится порядка полутора тысяч лет. За это время только русское оружие трижды дотягивалось до Берлина, но западные славяне так и не захотели прекратить разговаривать по-немецки. К тому же, между Русью и древней Вагрией находится ещё одно государство, что некогда именовалось Речь Посполита.
Андрей13 декабря 2013, 23:00
Высказанная в статье мысль об изначальном православии на Руси совершенно не представляется абсурдной, но справедливо и другое предание: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm Не вызывают сомнения постулаты, гласящие что: 1. северное причерноморье является путём переселения азиатских народов в Европу 2. германцы ведут экспансию вдоль балтийского побережья и по руслам рек 3. главной бедою славян является раздор Что же происходило в славянских землях от первого века до десятого? Почему святому равноапостольному князю Владимиру пришлось привести в Киев епископа из греческого Херсонеса?
Максим13 декабря 2013, 22:00
красивое предание. но... статья довольно противоречивая. Многие факты и утверждения легко подвергаются критике.
р.Божия Ирина13 декабря 2013, 16:00
А давайте уже возвернем и Германию, раз это наша территория! Обидно стало за остров Буян!
Ирина13 декабря 2013, 15:00
Спасибо за статью! Очень интересно и познавательно.
Любовь13 декабря 2013, 12:00
Святая Русь! Ты триедина – Россия, Беларусь и Украина! Тебя Господь нам дал в удел священный, Словно залог Своей любви благословенный. Так будем вместе, русичи, Святую Русь всем сердцем величать, Дабы её потомкам передать, Как триединства Божьего На сей земле печать! архиепископ Ионафан
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке