Двоеверие

Пророк Софония Пророк Софония
Не такая уж редкая вещь двоеверие. Что такое двоеверие? Это когда в одной голове как-то уживаются две несовместимые веры: вера в Единого Бога и языческие поверья. По нашим временам у массы людей в сознании много чего наперемешалось несообразного. И ничего, живут люди, не жалуются на путаницу в собственных мыслях.

С завидным постоянством приходится мне слышать от знакомых про двоеверие: «Общаешься-общаешься с православным вроде бы человеком – и вдруг нечаянно оказывается, что он признает переселение душ. Представляете? Я-то понимаю, что с Православием подобная вера в переселяющиеся души никак не вяжется. И всё же ума не приложу, как убедить его, бедолагу, держаться веры Божией и забыть популярные языческие доктрины!»

Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа. Эпоха смятения в умах, понятно. Мы читаем о двоеверии в древнем Израиле, в средневековой Руси… В истории Ветхого Завета тоже было много двоеверия, с ним настойчиво сражались пророки Божии: Моисей, Илия, Софония…

Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа

Святой пророк Софония жил при царе Иосии. С этого исторического факта и начинается его книга. Царь Иосия прославился борьбой за чистоту веры в Единого Бога, искоренял языческие культы. Казалось бы, какое замечательное совпадение: Софонии легче было действовать при государственной поддержке. Не было легче. Не было никакой поддержки от царя. Историки пишут, что пророк проповедовал до всей этой борьбы с язычеством. Пророк делал свое славное дело, когда Иосия был еще малолетним и страной правили регенты вместо него. У регентов не было этой Иосиевой ревности по Боге.

В стране царили временщики, царило двоеверие. Поклонение Господу, правда, сохранялось, Храм в Иерусалиме действовал, но большую силу набрали языческие влияния из Ассирии. Что за влияния были? Язычество проявлялось в служении воинству небесному, то есть звездам. Звездный культ на протяжении тысячелетий демонстрирует удивительную живучесть. И поныне служение воинству небесному совершают астрологи, только теперь они облекают свое религиозное служение в ризы науки. Помимо поклонения звездным духам в Израиле тех времен было и нечто совсем ужасное – есть свидетельства о человеческих жертвоприношениях. То есть языческие влияния на народ Божий зашли совсем далеко – слишком далеко.

Пророк Софония. 1408 или 1410-е. Даниил, Андрей Рублёв и мастерская (?). Из иконостаса Успенского собора Владимира. ГРМ. Пророк Софония. 1408 или 1410-е. Даниил, Андрей Рублёв и мастерская (?). Из иконостаса Успенского собора Владимира. ГРМ.
Вот в какую пору возвысил свой боговдохновенный голос пророк Софония. В великом городе, в котором проповедовал Софония, бросалось в глаза двоеверие и нечестие. Прочтем, как описывает эту печальную картину пророк: «Горе городу нечистому… Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его – люди легкомысленные (πνευματοφόροι), вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. Господь праведен посреди него… каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда» (Соф. 3: 1–5).

Народу пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. Земля оскудеет, люди встанут лицом к лицу с великим наказанием Господним – наступает день гнева Божия (см.: Соф. 1: 2–7). За нечестие идет наказание от Бога. Каждый в этот день сам решит свою судьбу. Найдутся и те, которые во время наказания будут по-прежнему рассчитывать на то, что всё еще обойдется, они переживут тяжелые времена и снова наладят для себя красивую жизнь. К тем, кто «величается серебром», пророк обращает призыв образумиться: «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа» (Соф. 1: 18). Одним словом, на свои ресурсы надежды нет. Значит ли это, что надежды нет совсем? Господь дает людям надежду.

Пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. За нечестие идет наказание от Бога

Даже к людям, закосневшим во зле, Господь идет навстречу: «Убойтеся Мене и примите наказание, и не имате потребитися» («Φοβεῖσθέ με καὶ δέξασθε παιδείαν, καὶ οὐ μὴ ἐξολοθρευθῆτε». – Соф. 3: 7). Если народ смирится и примет заслуженное наказание, не будет роптать на скорби, если очистит землю от идолов, то страх Божий вселится в сердца людей, дабы сохранять их от нечестия, и дочь Иерусалима преисполнится радостью (см.: Соф. 3: 14).

Наказание постигнет не только народ Божий, но и соседние народы, которые его притесняли и уводили с пути Божия. А после наказания те люди, которые смирятся под руку Божию, вкусят благословение и радость. И радость эта распространится от Иерусалима до конца земли, в ней будут участвовать люди со всего света. Вот радость: Господь искупил людей Своих от их могущественных врагов, Господь выручает людей, не хочет их погибели. И даже скорбное время наказания оказывается частью спасительных действий Господа.

Двоеверие можно преодолеть. Можно вытеснить его на далекую-далекую периферию народной жизни, сделать двоеверие – явлением редким. Да так в древней истории и получалось. Царь Иосия много для этого сделал. Вся его масштабная борьба против двоеверия была в чем-то подготовлена, и, как выясняется, подготовкой занимался пророк Софония.

Диакон Павел Сержантов

16 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Фаина14 декабря 2016, 20:14
Пророк Софония! Помоги нашей семье жить дружно и Богоугодно! Аминь!
р.Б.Пелагея17 декабря 2014, 06:47
Благодарю автора за статью. Двоеверие - интересный термин. Первый раз тут с ним столкнулась.
Сам Господь призывал: "Исследуйте Писания". Полагаю, что заблуждения возникают, когда исследуют более не Писания, а нецерковные, неправославные источники.
р.Б.Илариону: Когда-то тоже очень хотелось заглянуть в тайны бытия, но прочитала:"Высших себе не ищи и крепльших не испытуй: яже ти поведена суть - в сих пребывай". Этим теперь успокаиваюсь, если на свой вопрос не нахожу ответа. А если нахожу - слава Богу!
Прошу меня простить, если кого мой комментарий задел.
Алевтина 8 мая 2014, 17:12
Термин "двоеверие",на мой взгляд,сугубо материалистический и подразумевает эклектику верований как на уровне одного человека так и в коллективном сознании. Из вышеприведенного текста это прямо вытекает. Но как нельзя быть "немного беременной", так и нельзя быть "немного христианином"! Суеверия несовместимы с православием, враг рода человеческого подсовывает суррогат вместо истинного хлеба духовного, уводя духовно слабых и незрелых людей сначала в сторону, а затем и совсем в противоположном направлении. Неоднократно встречала людей,которые считали себя православными,но при этом занимались йогой или ездили на "семинары" к всяким "проповедникам". А потом искренне недоумевали, почему у них все наперекосяк в жизни? Можно ли таких людей отнести к двоеверцам? Считаю, что нет! Просто они еще не стали православными или уже перестали быть таковыми. Очень хотелось бы узнать мнение священнослужителей по этому вопросу.
Геннадий19 января 2014, 10:20
А фен-шуй,новый год по китайскому гороскопу?Возьмите Святое Евангелие-руководство по жизни.Храни Вас БОГ!!!
Мощенко Игорь22 декабря 2013, 23:12
Доходит до реального маразма - женщина, называющая себя верующей, отказывается познакомиться с мужчиной если он не козерог (лев, заяц, волк, кто там еще...). Первый вопрос - кто ты по гороскопу. Аргумент добровольно заковавших себя в наручники предопределения и посадивших себя в клетку судьбы железный - "А что? Все точно сходится". И нет желания не то чтобы знакомиться, но и элементарно объяснить человеку, ЧТО в мире, где он живет, сходится до микронной степени точнее, КТО стоит за этой точностью и КОМУ он обязан своим дыханием, а также взвесить степени могущества ТОГО КОМУ человек обязан всем и могущества воображаемого рисунка созвездий. И напоследок спросить, какую следующую табличку ты на себя повесишь взамен сейчас висящей "водолей" и где будет твой водолей, когда Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец Живущий Во Веки Веков закрутит против резьбы пространство и время так, что тебя размажет в двухмерной плоскости до толщины атома...просто отворачиваюсь в таких случаях молча. Знаю что услышу в ответ - "Это все бред, Бога нет". Его и действительно у них нет. Сохрани, Господи, от подобных заблуждений и соблюди меня в правде Своей.
Максим18 декабря 2013, 03:50
Эта зараза была всегда, не только в интересные времена. Почитайте Гоголя, Лескова, Пушкина... И не на переферии, а зачастую даже у священнослужителей ( вспомним " на краю света" Лескова о том, как в священника " воз въехал". А в среде неграмотного и даже грамотного народа - сплошь и рядом. А раскол - что это как не оно самое, причем с обоих сторон. Когда забыли что нужно делать , и начали войну за то как. Это ли не идол. А вспомните судьбу Максима Исповедника в столь православной Руси 17 в. Поклонялись то чаще обрядам , а не Богу, и при этом еще земле-матушке, домовым и прочей твари. А уж в сглаз-то верили... Имена от сглаза давали - и детям (Балда), и населенным пунктам (чего стоит один указ Екатерины II о переименовании деревень с срамными названиями).Так что проблема с корнями - запросто не выдерешь, один Бог все может.
=Юлия=16 декабря 2013, 18:46
Двоеверие, суеверия... С одной стороны в храм ходим, Господу молимся, а с другой - гороскопы читаем, да через левое плечо плюем. Прости нас, Господи, грешных...
Сергий16 декабря 2013, 18:23
К такому апостасийному двоеверию можно отнести модные нынче тренды богохульного теоэволюционизма, оригенистский соборно анафематствованный апокатастасис, неумеренный патриотизм, скатывающийся в проклятую этнофилию, гносеомахия, вары в приметы, "крещенские" гадания - моцион сатаны, модернисткие взгляды на Таинство из Таинств - святую Евхаристию, толстовский ультрапацифизм, "свечковерие" и много чего ещё.

Как писал свт. Димитрий Ростовский:

"Впадает ли кто в болезнь или в тяжкий какой-либо недуг, – это есть молот, ударяющий в сердце и говорящий: «Покайся, кто знает, встанешь ли ты с одра болезни?» Однако и здесь нисколько не сокрушается сердце или же совсем мало сокрушается, ибо еще надеется встать с одра болезни и снова насладиться мирскими сладостями, и таким образом не чувствует, как наковальня.
...Прогневанный Бог казнит Египет ранами. Один царь-фараон согрешил, а все царство египетское терпит бедствия, принимает раны. Вот как тяжки грехи начальников, ибо навлекают мстительную руку Божию не только на себя, но и на своих подчиненных."
р.б.Иларион16 декабря 2013, 11:30
Двоеверение оно ведь как, оно от незнания или не понимания возникает. Вот я, признаюсь, про переселение души тоже не до конца понимаю. Вроде как душа бессмертная и при погибели тела сама не погибает, вечная она. И если после окончания нашего земного пути понятно - в ад или в рай душа наша идёт (переселяется в духовное тело?), то где и как жила вечная душа до рождения в этом теле и почему заслужила именно такое тело, такое рождение, я понять не могу...объясните кто, или поделитесь с ссылкой на очень понятное объяснение, пожалуйста!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×