Благополучие

Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

«Благополучие и благосостояние – вот самый яркий признак хорошей жизни, неотъемлемое условие земной радости и счастья. Изобилие и богатство возвышают дух человека и отгоняют уныние. Нужда, наоборот, гнетет несчастного, и если бедность, по пословице, пороком не является, то нищета и постоянная нужда в самом необходимом – это уже страшный порок и ужасная болезнь, от зараженного которой отвернутся все, даже самые близкие родственники». Подобным образом всегда мыслил и продолжает мыслить мир. И опровергнуть устоявшееся заблуждение о роли благополучия в земной жизни очень сложно.

Еще мыслители и мудрецы древности пытались противопоставить стремлению к земному, временному благополучию духовное совершенствование человека. Философ-стоик Сенека учит: «Благополучие похоже на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей». Поэт Гораций взывает, что «полного благополучия нет». Цицерон замечает, что ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. Все эти мудрецы – язычники Древнего Рима – до сих пор уважаемы и авторитетны. Но слова их и пример жизни не имели большой популярности: лишь немногие к ним прислушивались. Живя среди грубого распутства, вызванного пресыщением богатством и невоздержанием, мыслители скорбели о всё большей и большей деградации окружающих их людей и видели источником этого упадка благополучие. Мужественное терпение бедности и лишений, предельный аскетизм повседневной жизни – всё это ими признавалось лекарством против телесной и духовной слабости и всячески делом и словом проповедовалось. Но они осознавали, что, кроме личных усилий всех и каждого, для спасения гибнущего в похоти и разврате человечества необходима помощь свыше. Итогом же Божественного вмешательства будет новый век – то есть преображенная вечная жизнь.

В ожидании великого праздника Рождества Христова, когда в храмах уже поются чудные ирмосы «Христос раждается, славите», хочется вспомнить и слова древнеримского поэта Вергилия:

Снова великий веков возрождается ныне порядок.
Дева приходит опять и рождает в правленье Сатурна –
Снова с высоких небес посылается новое племя.
Мальчика ты сбережешь – век отступит железный;
Век золотой возвратится для целого мира.

Ожидание Нового Золотого века некоторыми древними мыслителями позволяет называть их христианами до Христа.

Но для нас важнее слов этих мудрецов слова Господа нашего Иисуса Христа, которые имеют в себе ответы на все наши вопросы.

Евангелие говорит нам о новом веке – вечной жизни – и о средствах к его стяжанию, в том числе и через благополучие и благоденствие.

В сегодняшнем Евангелии читаем, как начальствующий, то есть некий князь (у других евангелистов говорится, что он был юным), приступает ко Христу с вопросом, что надо делать для наследования вечной жизни.

Об этом начальствующем юноше нам ничего не известно, и святые отцы относятся к его личности неоднозначно. Святитель Амвросий Медиоланский видит в нем знатного иудейского законника, который хвастается своей праведностью и ждет лишь похвалы. Блаженный Иероним Стридонский считает, что этот вопрошатель – гордый и суетный совопросник, цель которого – испытать Христа и подловить Его в несоблюдении Закона и старческих преданий. Святитель Иларий Пиктавийский говорит, что это образ целого народа иудейского: получив в наследие закон Моисеев, он до того пленился и возгордился этим духовно-нравственным богатством, что все свои надежды и упования сосредоточил на нем и не желает знать, что есть несравненно более ценное сокровище – вера Христова.

«Некоторые, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – обвиняют сего юношу в том, что он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством и притом с намерением искусить Его». Сам же святитель скорее согласен назвать его сребролюбцем и начальником богатства. Феофилакт Болгарский считает юношу любостяжателем и даже его вопрос о вечной жизни связывает с желанием наслаждаться своим богатством вечно, «ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный». А Евфимий Зигабен пишет: «Не был этот юноша, как некоторые говорят, ни лукавым, ни льстивым человеком, иначе бы не полюбил его, посмотрев на него, Иисус, как говорит евангелист Марк. Он добрый и благочестивый человек, но терние сребролюбия заглушает почву его богатой души».

Из всего этого мы можем сделать вывод, что святые отцы не имели единого отношения к этому человеку, но все они сходятся в причине его скорби, вызванной ответом Христа: «Еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед мене». Многие ревностные не по уму, услышав это, скажут: «Оставим работу и труд, продадим имения, полученные деньги раздадим нищим, а сами, подобно пророку Илии, сядем у потока Харафского, а вороны будут приносить нам хлеб». Так думая в простоте сердца и недалекости ума, они не знают, что еще до пришествия Христа некоторые древние мудрецы или по особенной любви к ученым занятиям и исследованиям метафизических вопросов, или же ради стяжания людской славы поступали подобным образом. Философы Анаксагор, Демокрит, Кратес были великими бессребрениками, добровольно становились нищими, отказывались от богатства и благополучия, думали о вопросах вечности и морали, но, увы, имена их и их творения сейчас лишь для редких единиц что-либо значат.

Господь Иисус Христос говорит нам не об оставлении имений, а велит отрешиться душой от ошибочных мнений об имениях, от пристрастия к деньгам, от излишних забот о приобретении имущества. Он говорит нам не о подражании язычникам, видевшим вред в благополучии и благо в нестяжании, – он говорит о более возвышенных и совершенных добродетелях. Надо очистить свою душу от страстей и выбросить из нее всё чуждое ее назначению. Пользование внешними благами не является грехом. Господь принимает угощение раскаявшегося грешника – мытаря Закхея, тем самым одобряя пользование богатством, но заповедует дела милосердия: утолять жаждущего, насыщать алчущего, вводить в дом странника, одевать нагого. Если бы все раздали свои владения, то как можно было бы исполнить другую заповедь о делах милосердия? Не значило бы это, что Господь в одно и то же время велел подавать милостыню бедным и не подавать, питать их и не питать, быть гостеприимными и не быть? Господь, уча относительно пользования внешними благами, повелевает отрекаться в них не того, что служит к поддержанию жизни, а того, что делает дурное употребление из них, – то есть душевных недугов и страстей. Об этом надо помнить всегда и к этому стремиться, избегая ненужного многопопечения о земном, страха лишиться хорошей работы и положения в обществе, зависти и недоброжелательства к конкурентам.

Богатый юноша опечалился и потому, что слово Христа о раздаче имения сильно пошатнуло его представление о будущем веке. Иудеи верили, что в новом веке – вечной жизни – всё обновится и будет избавлено от порчи, упадка, зла, горечи, боли, страха и смерти. Возникнут новые возможности и будут новые радости. Небо и земля соединятся, Бог и Его дети заживут вместе. Юноша, зная, что Христос устанавливает давно ожидаемое Божие Царство, спасительную верховную Божию власть, испугался войти в это Царство, ему стало страшно отказаться от ценностей века старого и всецело довериться новому, подобно тому, как ныряльщику приходится оторваться от берега, чтобы прыгнуть в реку. Он не мог всерьез искать нового века, пока не отказался от атрибутов века старого. Эти атрибуты – не только закон Моисея и предания иудейских старцев, но и устоявшийся взгляд на владение землей как элемент самоопределения богоизбранного народа еврейского. Быть богатым значило быть благословенным от Бога, владение землей было исполнением закона. И вот неспособность оставить народное мнение о важности владения имением делает его неспособным к наследию вечного имения – Вечной жизни.

Братия и сестры, уже в настоящее время лучи будущего века прорываются в наш мрачный и ветхий мир. В жизни со Христом мы приобретаем новые имения, новые семьи, новые возможности, оставляя всё старое. Церковь в любую эпоху призвана быть живым воплощением будущего века. В такой лишенной эгоизма и дышащей доверием общинной жизни Церкви мы, ее составляющие части, сможем увидеть, что такое новый мир Божий, и всё больше и больше вживаться в него. В эти дни ожидания Рождества Христова исполним заповедь Божию – оторвемся на время от мирской суеты и забот о благополучии и подготовим свои души постом и молитвой ко встрече с Подателем всяческих благ.

В назидание же нам пусть будет наставление святителя Григория Паламы:

«Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних; и самого себя испытывай, не преступил ли или не оставил ты чего, и исправь себя во всём. Посещай в день воскресный храм Божий и будь на всех службах церковных; причащайся Святого Тела и Крови Христовой и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом Бога в сердце своем, ты не преступишь заповеди и бремени греха на себя не возьмешь». Аминь.

Иеромонах Силуан (Никитин)

15 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Александр24 декабря 2014, 16:57
Понятие благополучие правильно описывается здесь, в отличии от других самых светских документов
Елена М21 декабря 2013, 12:05
Большое спасибо комментаторам Александру и Евгению - поддерживаю. А Вы, Галина, на мой взгляд, правы отчасти. Юноша был благочестив, но он не был сребролюбив. Он просто был благоразумен и ответственность чувствовал свою перед теми, кто от него зависил.
Галина17 декабря 2013, 04:08
По поводу евангельского персонажа - богатого юноши - правы и Феофилакт Болгарский и Евфимий Зигабен: юноша был благочестив, иначе бы он не подошел с вопросом к Христу, и сребролюбив - любостяжателен, иначе бы он не отошел опечаленным от Христа. И что мудрствовать? Путь у всех один, векторы разные: или к Богу, или от Бога. С юношей все ясно. Или в одну сторону или в другую. Это нам ясно: со стороны виднее. А как быть нам самими с собой. Ведь каждый день: туда или сюда? А с богатством как быть? Опять мудрствуем лукаво. Ведь четко сказано: "Легче верблюду в игольное ушко..." Если человек живет по заповедям, то вряд ли он наживет богатства. Бывает: наживет, а потом спохватится, начнет благотворительствовать - излишки раздавать, а сколько за его спиной уже нищих осталось, изможденных трудом за копейки, "доползающих" до пенсионного возраста, а еще оказывается и пенсия-то минимальная, т.к. "благодетель" в пенсионный фонд копейки платил, выдавая "черную" зарплату. Мне не нравятся в последнее время рассуждения священников: не страшно богатство, а страшна привязанность к нему.Опять лукавим. Есть богатство - есть привязанность. Другой вопрос, что кто-то и хочет жить по заповедям, а по немощи своей не может. И молится: Господи, помилуй.
Евгений16 декабря 2013, 13:36
Что могу сказать, всё понимаю, но как это: у тебя жена, дети, пожилая мама, и сказать всё : "...давай до свидания", завтра всё отдаем и становимся нищими? А как же обязанность содержать семью, кормить и воспитывать детей, помогать маме - или это всё могут себе позволить только могут богатые и неверующие? А нам это нельзя? Т.е. в этом материальном мире, который окружает нас, не имеем право заводить семью (мы же ведь должны быть нищими), а уж тем более заводить детей ( как их прокормить и поставить на ноги без зарабатывания денег)? Прости Господи, но мне кажется молиться и трудиться во славу Божию и для семьи - разве я не прав? И просить, что просим мы все в храмах (а особенно в провинциях, где уровень бедности просто зашкаливает)милости Божьей, в возможности заработать материальных благ для своей семьи, детей, возможность помогать храму. Да даже, чтобы свечку купить или подать записку о молитве и то без денег "ни туды и не сюды"- разве это не так?!
Леонид16 декабря 2013, 13:17
Удивителен ответ Господа! Нет в разговоре с юношей долгой «лекции» и всестороннего анализа. Несколько слов и вот он - «момент истин». И наружу сколько выходит того что скрыто в этом человеке – маловерие, немощь, сребролюбие, жадность, самомнение и т.д. Воистину Животворящее Слово на все времена. Помилуй и спаси нас Господи!
ТаняСем16 декабря 2013, 10:49
Действительно очень сложно,обладая положением в обществе и имея достаток в доме намного превышающий средний уровень,отказаться от всего этого и жить,как простолюдин,ведь роскошь затягивает и,как в сказке о рыбаке и рыбке-"тормоза" не у всех срабатывают и душу уже не слышно!И очень немногие "богачи"в наше время занимаются благотворительностью,действительно из милосердия,дай Бог,чтоб я была не права!Прости Господи!
Евфросиния16 декабря 2013, 10:24
Спаси Господи! Наконец, я поняла это Евангельское место
Елена16 декабря 2013, 03:40
Спаси Бог за статью. Часто не хватает решимости "оторваться от берега и нырнуть" - в новую жизнь. БЕЗ старых греховных пристрастий к земному (вкусной еде, новой одежде, люблением неги, неполезных привычек, неисправления жизни и т.д.). Хотя в исповеди УЖЕ от этого отрекся и обещал исправиться.
Александр16 декабря 2013, 01:56
"Он не мог всерьез искать нового века, пока не отказался от атрибутов века старого. Эти атрибуты – не только закон Моисея и предания иудейских старцев, но и устоявшийся взгляд на владение землей как элемент самоопределения богоизбранного народа еврейского." Господь не призывал к отказу от Закона Моисеева, как раз наоборот "Я пришел не нарушить Закон, но исполнить". Мы миряне, и наши земные задачи, как то: родить и воспитать детей, окружить почтением, в т.ч. и материальным, родителей, помогать, в т.ч. и материально, ближним нашим - вот наши частные земные задачи, которые обязательно должны быть решены, для их богоугодного решения существует Закон как земные рамки для человека. Для подготовки к новой жизни после земной Господь создал Церковь, которая и наставляет человека относительно выполнения Закона Моисеева (который, заметим, Господь не отменил, Заповеди остались высшим земным Законом), и, помогая привести в порядок его духовную жизнь, направляет душу его к Богу. Прости, Господи, если коряво написал. И вообще, поверхностная статья, многих она может вогнать в смущение, а-то и в соблазн.
Андрей Азюкин15 декабря 2013, 23:43
Доброй ночи отцы и братия и сестры!Воистину Воскресе Христос
Лестер15 декабря 2013, 20:47
"Ожидание Нового Золотого века некоторыми древними мыслителями позволяет называть их христианами до Христа." Не обольщайтесь. Не позволяет.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×