«С наступающим!»

Впервые мне довелось услышать, что совсем скоро наступит это замечательнейшее торжество – смена календаря, – еще где-то в августе. Автомобильный радиоприемник участливым сочным баритоном вежливо сообщал о том, что если прямо сейчас начать процесс покупки квартиры, то, возможно, у счастливых и сознательных граждан еще останется шанс достойно встретить Новый год.

    

И так ежегодно. Каждый раз наступление новолетия ожидается всё с большим трепетом, и хронологические рамки «предпразднства» расширяются неумолимо. Наверное, недалек тот день, когда эту подготовку и ожидание начнут уже в январе месяце, лишь слегка опомнившись от предыдущего отмечания.

Конечно, эта тема не минует и наших прихожан, которые так же за месяц или полтора уже подходят вереницами и спрашивают совета: можно ли праздновать Новый год, и как это сделать, дабы не прегрешить излишним «обмирщением».

Действительно, как найти золотую середину между многими pro и contra и величественно пройти это событие средним царским путем, не тревожа собственную совесть невольным нарушением Рождественского поста, не вводя в соблазн православных собратьев и не искушая показным и нарочитым фарисейством нецерковных родственников и коллег, настойчиво призывающих на разудалые «корпоративы»?

В силу своей духовной неопытности не могу дать категоричный и четкий ответ – праздновать или не праздновать, но всё же дерзну поделиться некоторыми размышлениями по данному вопросу.

Сама по себе размеренная и целомудренная человеческая радость нисколько не омерзительна в очах Божиих (это отдельная тема, но, думаю, люди, почувствовавшие хоть немного вкус полнокровной церковной жизни, с этим вполне согласятся). Кроме того, мы знаем из истории раннего христианства, что Церковь никогда не ограничивалась просто запретом чего-либо, произошедшего из языческой среды. Очень часто она наполняла старые формы (особенно если они были востребованы обществом) новым содержанием. За примером далеко ходить не надо – весь наш богослужебный культ соткан из нескольких составляющих: элементов ветхозаветного богослужения и некоторых солидных заимствований из античной и византийской культуры и церемониала.

Это я к тому, что не стоит судить категорично: раз, мол, праздник стал опережать Рождество Христово в безбожные годы и явно задумывался как альтернатива Рождеству – так нечего рассуждать, а нужно просто отвергнуть и запретить, проведя всю новогоднюю ночь в молитве (как делают некоторые) или равнодушно уснуть, вздрагивая во сне от канонады фейерверков.

Но почему бы не превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна, где за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой можно поблагодарить Господа за прошедший год? Проанализировав прошедший, молитвенно испросить благословения на будущий? Почему не использовать данное событие как повод для встречи с родными и друзьями, которым мы сейчас уделяем всё меньше и меньше внимания?

Получается эдакая «светская Пасха», в которую граждане чают обновления мира.

В то же время нельзя не заметить, как ожидание и празднование Нового года стремительно наполняется псевдорелигиозным содержанием. То, как люди томительно ожидают ночи с 31 декабря на 1 января, отсчитывая дни и часы до этого события, вызывает у меня одну ассоциацию: всё это очень похоже на ожидание нами, православными, главнейшего праздника – Святой Пасхи – и подготовку к нему. Получается эдакая «светская Пасха», в которую граждане чают обновления мира, полагая, что ежели встретить Новый год «достойно», то ждет их непременно счастье и удача.

Я уже не говорю про примитивно-языческое наполнение нашего календаря, прочно укоренившееся в новой российской культуре. Год «змеи, свиньи, дракона» и прочих гадов земных очень раздражает и вызывает неприятие своей навязчивостью. Так, одна из моих дочерей родилась в год, обозначенный язычниками как «год крысы». Что означает сие посвящение, я так и не понял до сих пор, но заказанные в роддоме снимки мне были приготовлены с таким коллажем: в центре большой фотографии лежит драгоценный сверток с новорожденной, а внизу американской улыбкой скалится мышь и крупными буквами написано: «Я родилась в год мышки!» Предполагалось, что клиент будет счастлив.

«А почему не крыски?» – вежливо поинтересовался я у фотографа, но не услышал в ответ ничего удобовразумительного, как не слышу теперь и от многих знакомых людей, помещающих у себя дома рядом с церковными календарями календари с изображением лошади.

Что скажешь, увидев на стене очередное копытное? Конечно, поздравишь от всей души «с наступающим» и пожелаешь, чтоб лошадь ненароком не наступила на ногу своим копытом тому, кто так необдуманно приглашает это ни в чем не повинное благородное животное в свой дом, кощунственно ставя его наравне со Христом Спасителем…

Вот в таких примерно границах и приходится нам, живущим в миру православным, искать свою золотую праздничную середину: не уходить в мизантропический затвор, откровенно обижающий празднующих родственников, – с одной стороны. А с другой – не пытаться наряжаться лошадкой, «раз уж положено», одаривать ближних лошадиными бюстами с новогодней распродажи или громко ржать и фыркать за праздничным столом «на удачу».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вероника13 января 2014, 21:21
Даже для далеких от церкви близких и родных,наш пост может и должен быть привлекательным! Включаем мозги и сердце!!!
Господи, помилуй!
Алексей10 января 2014, 14:57
Сочувствую Максиму (комментарий от 2014-01-02 15:31). Но как человек, который прошел через развод (правда по причинам совсем не связанным с церковью), могу сказать, что причины для развода - они совсем не в том, что кто-то постится, а кто-то нет. Причина в отсутствии желания чем-либо жертвовать своим ради другого. В Вашем случае жена не посчиталась с Вашими интересами, а Вы с ее. Можно и самому постный ужин хороший приготовить - уверен она не откажется. Я как и многие мучаюсь в Новый год - как быть с невоцерковленными родственниками, с женой в первую очередь. Тихо-тихо передвинули поздравления на утро 1 января. А это уже совсем другое дело! Поэтому надо спешить медленно, иначе накосячить очень легко.
Всем здоровья и любви!
Инна 21 4 января 2014, 16:42
"Дело нашей внутренней борьбы, потому что супруги наши нам даны для исправления. И хвалится здесь нечем, если ваша половина не ходит в храм и кушает что-то вкусное во время поста. Считайте, что вы только половину себя приводите в храм и только половина вас постится."

Федор, это - невежество или ересь.
millia 3 января 2014, 23:33
Василий Великий !!!!!!!!....
Ад невозможно показать привлекательным поэтому дьявол
делает привлекательной дорогу туда....
я это списала из вашего коммента отче иерее Антоние
низкий поклон!
наверно Календарь этот что сначала
Новый Год а потом РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО нам также дан для терпения
уважаю мнения всех православных христиан особенно тех кто по
БОЖЕСКИ с любовью ко всем с радостью несет Рождественский Пост
ведь для нас нет ничего важнее в эти дни поста
отнестись ко всем с пониманием и еще раз сказать
ТЫ создал нас ГОСПОДИ по ОБРАЗУ ТВОЕМУ И ПОДОБИЮ ТВОЕМУ
будем же стараться нести эти слова через всю нашу земную жизнь
иерей Антоний 3 января 2014, 16:23
Василий Великий-,,Ад невозможно показать привлекательным,поэтому диавол делает привлекательной дорогу туда ,,!
Татьяна Шипилова( ДРОНОВА) 3 января 2014, 08:12
Всегда в течении 20 лет( моего поста) я сталкивалась с проблемой в семье, как праздновать Новый год.. когда муж крещенный, но не соблюдает поста ,... это привело к изменам,.. а сейчас когда его нет, осознаешь ,.. что я была не права.....
Максим 3 января 2014, 02:45
Новогодняя ночь.Под дружеское ржание мычание лягание на Красной Площади, впечатление что люди дорвались, свой приход на площадь возвещали криками подобно древним людям, безумным, без ясной цели, что то языческое во всем этом.
Елена 3 января 2014, 01:02
Хоть убейте, но я не понимаю, что можно праздновать. Календарный переход одного года в другой? Вот уж повод так повод.
Многие неверующие и нецерковные люди, между прочим, страдают от необходимости как-то отмечать, потому что люди устают от ночного обжорства, от магазинной суеты, от тупых телевизионных программ, от канонады за окнами. Дети не могут заснуть из-за грохота, у них сбивается режим сна, особенно у маленьких. Но у неверующих нет альтернативы, им некуда податься, поэтому приходиться быть как все, наливать шампанское и сидеть за столом.
Другое дело - православные. Теперь есть возможность пойти в храм на ночную службу, чтобы спрятаться от безумия.
Зачем же искать повод, чтоб сесть за стол и выпить?
Андрей Анатольевич 2 января 2014, 16:54
Отец Дмитрий, простите, не совсем с Вами согласен.
-НЕЛЬЗЯ превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна.
-НЕЛЬЗЯ за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой поблагодарить Господа за прошедший год!
-НЕЛЬЗЯ использовать данное событие как повод для встречи с родными и друзьями!
Вы знаете, что в 1918 году принят григорианский календарь, а церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Новый год праздник, противостоящий празднику Рождества Христова. Это очень серьезное духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества воспрещаются. Нельзя быть немножко верующим. В любом виде отмечая в эту ночь мирскую дату те, кто считает себя верующим верным Христианином. Участвует в "безплодных делах тьмы", становится сопричастником этой ночи. Для Христиан это дни исповедания, экзамен, где они могут проявить себя милостивыми и снисходительными в эти дни к людям которые отмечают Новый Год, проявить терпение и долготерпение. Еще раз простите. Всех с приближающимся праздником Рождеством Христовым!
Максим 2 января 2014, 15:31
Поддерживаю Елену. Вообще то Новый год это самая больная тема в моей жизни. потому что в семье крещеный только я. Вот я расскажу как все было и может кого то это упасет от глупостей и от развода. Вот тоже крестился. потом вот новый год пришел. Жена далекая от церкви всякого разного вкусного наготовила, а я вот давай в тарелках ковырять, тут мясо, тут рыба, конфеты шоколад, вино вообще ни в какие ворота не лезет ... ну похлебал чайку. И вот то что жена с такой любовью делала постояло два дня и выкинули. Новый год насмарку, каникулы насмарку - какие каникулы ... Рождество - как написано - как отметили с людьми новый год - так отметили потом и Рождество. Никак . Значит результатом этого воздержания явилось то что жену и ребенка 5 лет в Церковь теперь не затащищь никаким бульдозером и если кто это сделает - то это будет не я, а может лет через 10-50 какой - другой папа. Семья тоже насмарку. Вот такие пироги .... А надо было всего посидеть тихонько с семьей. Вопросов то нет когда семья крещеная. А для таких как я - папа крещеный а мама и дети некрещеные это самая большая проблема жизни. Главный детский праздник оканчивается -- слово не подобрать чем. Вы скажете главный праздник это еще Пасха - нет , теперь они Церковь обходят за два километра, хоть ни разу там не были. Может кому то поможет. И вопрос - что главнее - съеденый кусок колбасы или потеряный очень надолго мир в семье? На жену , на ребенка мне с мечом пойти?
zueva anna 2 января 2014, 13:12
Спасибо автору. Соглашаюсь с высказанными мыслями. Особенно о календарях и гороскопах (своим ученикам привожу гороскопы как отличный пример тотемизма). А что касается новогодних торжеств, то у нас есть шанс научить наших детей праздновать в семейном кругу без пьянства и разврата, если и смотреть телевизор, то канал Культура. И мне, как матери двоих детей (и как учителю), нравятся зимние каникулы (можно гулять с детьми, играть, смотреть любимые фильмы, тем более, что 8-10 месяцев в году, пока муж в рейсе, я для них и мама, и папа). К тому же отменить праздник мы не можем, зато вполне можем провести его пристойно и научить этому своих детей.
Ирина 2 января 2014, 11:29
Елена, спаси Господи за такие простые слова, от которых просто веет миром и добротой! Действительно, наши близкие и есть наш большой экзамен на звание христианина.Спаси вас Господи и вашу семью! С новым годом!
Федор 2 января 2014, 09:43
Елена, я точно так же встречал этот новый год с супругой. У нас точно такая же ситуация. Но это наше дело, дело очень личное и интимное. Дело нашей внутренней борьбы, потому что супруги наши нам даны для исправления. И хвалится здесь нечем, если ваша половина не ходит в храм и кушает что-то вкусное во время поста. Считайте, что вы только половину себя приводите в храм и только половина вас постится. Можно и нужно сохранять мир со своими родными и близкими, только Заповеди не отменялись. Если мы не будем что-то делать, как-то сопротивляться злу, то очень вряд ли спасемся.
Димитрий 2 января 2014, 08:35
Поддерживаю Рабу Божью, от творящегося вокруг слезы горечи. Так ещё власть ввела эти 10 дней "отдыха" для собственного разврата в куршавелях, а для народа ставят койки в коридорах переполненных психбольниц. Какие посиделки? Народ вымирает. Производства стоят. Ежегодно миллион под нож в абортариях. А тут итоги года подводят. Да единственный итог за всё это - адское пламя. Поэтому объявить траур по всей стране из-за Волгоградских событий, убрать разнузданность с телеэкранов, прекратить губить и обворовывать народ. Может быть Господь смилуется над нами.
Igor Zhigalkin 2 января 2014, 08:02
С мнением священика Дмитрия полностью согласен, а вон некоторые комментариии мне не понятны, а точнее вызывают сомнения чем они вызваны.

В тайге есть охотничьи домики называются зимовьем вот там фейрвеков не слышно.
А еще можно было бы вам милицию вызвать и заявление участковому написать о том, чтол в ночь с 31.12 на 01.01 соседи нарушали тишину фейрвеками.

xenia 2 января 2014, 01:56
Статья интересная, из этого самое главное- мир, любовь, по-христиански, могу сказать от себя- этот праздник спасал нас в трудные годы, дарил нам радость встреч, возможность сказать теплые слова друг другу, на почве этого праздника родилось много добрых сказок, вера в чудеса, и даже в советские годы этот праздник объединял сердца, семьи. Не вижу смысла и в нынешнее такое трудное время вычеркивать хорошую традицию быть вместе с семьей, для меня- это праздник семьи, запах елки, ожидание Рождества и истинного чуда. Конечно, глупости въеилсь в русский уклад жизни- гороскопы, приметы, но убрав новый год вообще- ближе к Богу мы не станем. Лично я ни лошадью не наряжалась, ни в тарелку c салатом не падала, но внимание и добрые слова родным подарила и Боженьку не забыла, а наши молитвы, добрые слова во время поста тоже важны. Мира всем.
Рома Покровский 2 января 2014, 01:34
Елене-"А вообще у каждого своя мера добродетели. Можете в церковь идти - идите, молиться ночью - молитесь. Главное, чтоб с близкими мир был. А близкие наши, да и друзья-коллеги немощные и неверующие смиряют нас на каждом шагу, и как раз и проверяют нашу "святость" на прочность."
Елена согласен с Вами во многом.
А как же Господь сказал"-не мир принес я,но меч",и далее говорит что разделятся мать с дочкой,отец с сыном итд?
Дак вот,когда перед трапезой и после боя курантов я спел гимн Боже Царя храни- мой папа потом сказал что я чокнулся.
А я ясно осознал что именно такой гимн и надо петь нам всем,ибо явно ощутил и понял что наш Царь Николай ЖИВ!!!!
Ведь Бог не есть Бог мертвых,но живых!
Всем мира добра и света.
Дионисий 2 января 2014, 01:32
Елена, пописываюсь под каждым вашим словом! Побольше бы таких вменяемых братьев и сестер во Христе! А неофитам - побыстрее приходить в меру разума Христова, а не только лишь чувств и страстей (пусть и благочестивых на первый взгляд)...
Елена 2 января 2014, 00:08
Рабе Божьей: по-моему Вы недавно воцерковились, с такой агрессией относитесь ко всему земному.
А как же любовь? У меня муж невоцерковленный. Так что же мне теперь платочек повязать и сидеть в уголке с "постным" видом? Вроде как у меня пост, а Новый год не праздник. Так недалеко и до развода и до хулы и ненависти Бога с его стороны. Хороший тогда пост у меня получится! Но я вот лучше приготовлю ему вкусненькое, как положено, сына уложим спать и посидим с ним вместе допоздна. Обсудим что было у нас в этом году, что в будущем. А я сама как-нибудь без мяса и изысков обойдусь. И муж меня с таким отношением спокойно и в церковь отпускает и причаститься, да и не возражает если вместе в святые места съездить.
А вообще у каждого своя мера добродетели. Можете в церковь идти - идите, молиться ночью - молитесь. Главное, чтоб с близкими мир был. А близкие наши, да и друзья-коллеги немощные и неверующие смиряют нас на каждом шагу, и как раз и проверяют нашу "святость" на прочность.
Прости Господи. Всего самого доброго в новом году!
Федор 1 января 2014, 22:57
Прочитайте статью "Выстрел на Мойке...", там очень хорошо написано о последнем Императоре пошедшем на компромисс... Благими намерениями дорога в ад услана. Пора заканчивать с эти всеобщим безумием, навязяным из вне. Новый год давно уже перестал быть семейным праздником, а превратился в массовую попойку населения! УЖАЗ, количество смертей увеличивается резко после нового года. Вам ли об этом не знать?
Андрей Анатольевич 1 января 2014, 16:41
Отец Дмитрий, простите, не совсем с Вами согласен.
-НЕЛЬЗЯ превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна.
-НЕЛЬЗЯ за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой поблагодарить Господа за прошедший год!
-НЕЛЬЗЯ использовать данное событие как повод для встречи с родными и друзьями!
Вы знаете, что в 1918 году принят григорианский календарь, а церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Новый год праздник, противостоящий празднику Рождества Христова. Это очень серьезное духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества воспрещаются. Нельзя быть немножко верующим. В любом виде отмечая в эту ночь мирскую дату те, кто считает себя верующим верным Христианином. Участвует в "безплодных делах тьмы", становится сопричастником этой ночи. Для Христиан это дни исповедания, экзамен, где они могут проявить себя милостивыми и снисходительными в эти дни к людям которые отмечают Новый Год, проявить терпение и долготерпение. Еще раз простите. Всех с приближающимся праздником Рождеством Христовым
Рома Покровский 1 января 2014, 03:14
Да, вакханалия полнейшая идет- Боже спаси нас.
Сейчас 2:30 ночи, а салюты и феерверки не умолкают, совершенно не заснуть.
Вот бы так люди радовались Рождеству Христову!
Статья хорошая спасибо.
Как здесь кто то писал ранее, что новый год это проверка на стойкость в вере- не опустишься ли до лошадинных танцев или мордой в салат.
Сам я встретил нг в кругу семьи, а именно за трапезу сели после прослушивания гимна Боже Царя храни и молитвы.
Поздравления В.В.П. не смотрели,голубые огоньки тоже.
И самое главное что я понял- не важно что ты ешь или пьешь в нг.
Важно другое-с какой головой и каким сердцем ты вступаешь в новый год.
Все мне позволительно, – рассуждает апостол Павел, – но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6; 12),
Димитрий31 декабря 2013, 21:13
Простите, но смущает "за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой можно поблагодарить Господа за прошедший год"
Как по мне, так нет ничего лучше, чем встретить нг и благодарить Господа в храме, и не надо из этого делать крайность. Конечно, если большая часть семьи хочет встретить дома и всей семьей, то из любви можно и так...
Щеглов Андрей31 декабря 2013, 19:22
А ведь и правда , всё очень просто . Новый год встретим , но по Христиански а не по "лошадиному "
Раба Божья31 декабря 2013, 17:33
только ни 31-го, ни 1-го разрешения ни на рыбу,ни на вино нет!Строгий пост до 7го января,до Рождества. Да и чей это праздник?Большевиков? Неужели вы не знаете дату Церковного Новолетия?! Праздник сам языческий,не христианский,тем более в этот день:
1)был замучен св.Вонифатий этими же язычниками.
2)штурм г.Грозный в Чечне,погибло очень много русских ребят.
3) сейчас до 3го января вообще день траура всвязи с событиями в Волгограде.
Поэтому мы,как христиане,в эту ночь должны усиленно молиться за себя,т.к. этот следующий год приближает нас к жизни вечной,для кого-то он и последний,за других,заблуждающихся,которые ночь эту проведут в пьянстве,разврате и объядении,полном угождении чреву,как настоящие язычники, также мы должны почтить память святых в этот день,помянуть умерших войнов в Чечне и погибших людей в Волгограде.
Если есть наши,Православные,праздники,традиции,которые государство не учитывает зачастую,зачем потакать и отмечать светские?! Государство должно в первую очередь служить Богу,а затем народу и на законы опираться,которые не противоречат нашей религии. А сейчас что? Наша страна становится мусоркой,полнейший хаос. И каждый из нас в ответе за свою землю,и мы должны решить кому мы служим Богу или еще "кому-то"....?!Поэтому я не беру на себя грех осуждения и не учу священников,я помолюсь за вас....будьте осторожны в своих размышлениях,братья и сестры!
Elena Dorogina31 декабря 2013, 10:37
Спаси Господи за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×