До чего дочитался…

Некоторое время тому назад прочел с интересом и даже наслаждением интервью О. Седаковой о Ерофееве (который Венедикт Венедиктович). Кажется, интервью было озаглавлено «Человек страстей». По нынешнему пониманию «страсти» это те, что либо «сладостные», либо «роковые», но обязательно греховные. О безгрешных Страстях Иисусовых мы, увы, мыслим и помним мало. Вот, думаю, сейчас прочту о страсти пьянства и прочих страстях, пьянству сопутствующих. Ерофеев ведь был эдакий Омар Хаям холодных краев и специалист по составлению коктейлей. Но, слава Богу, я обманулся. В заглавии статьи слово «страсти» имелось в виду в Евангельском смысле. В том смысле, в котором Бах писал «Страсти по Матфею». И Ерофеев, со слов Седаковой его лично знавшей, был человеком, тонко чувствующим трагизм мира, слезную поэтику оставлености, беспомощности, странничества, нищеты. Это был сознательный анти-энтузиаст, для которого всякое самодовольное торжество в духе «Гимна демократической молодежи» было средством пробуждения в душе хамских и вульгарных стихий.

Седакова пишет, что однажды сказала Ерофееву, что тот, дескать, Евангелие только до Распятия и положения во гроб дочитал, а Воскресение его как бы и не коснулось. А тот ей тогда ответил, что она, мол, наоборот – прочла о Рождестве и потом сразу о Пасхе, а все остальное выпустила. Ради этих слов эти строки и пишутся.

Я не буду говорить о тех, кто Евангелие не читает, не изучает и не пытается к жизни приложить. Не внешних ли судит Бог? Но мы, читающие Евангелие, читаем его избирательно и выборочно. Дело не в том, что мы осознанно делаем некоторую установку в чтении (на это разве что такие как Толстой способны, и об этом позже). Дело в том, что согласно образованию, темпераменту, опыту жизни и еще сотням факторов, растворенных в крови, мы интуитивно одно принимаем, а другое отвергаем; к одному влечемся, а другого страшимся. Один, как Бродский, пишет каждую зиму по одному Рождественскому стихотворению, но ни в одну весну не рождает стихотворение о Воскресении. Другой весь живет в Апокалипсисе, в атмосфере грозных знамений и сбывающихся пророчеств. Третьему подавай чудеса, а четвертый именно от чудес с непониманием отворачивается. Впору спросить себя: «Как я читаю Евангелие? Что люблю, что понимаю, над чем стою в недоумении?»

Вот Толстой, сколь гениальный в художественном творчестве, столь же и примитивный в религиозной сфере, писал, что нужно для правильного понимания Евангелия вооружиться синим и красным карандашами. Следует подчеркивать то, что кажется самоочевидным, пропускать слова Евангелистов, обращая внимание на слова только одного Христа. Потом подчеркивать непонятное. Потом перечитывать понятное и опять возвращаться к непонятному в надежде, что оно прояснится. В результате получится скромный набор изречений, которые будут казаться кристально ясными, а все остальное можно не удостаивать внимания. Каким образом подобный горе могучий ум Толстого мог родить такую мелкую мысленную мышь – загадка. Но то, что на гении становится очевидным, в простых людях тоже живет, только в меньших пропорциях и в скрытом виде. И живет это желание уложить Живое Слово в прокрустово ложе собственных предпочтений далеко не в одной русской культуре. Вот яркий пример из американской истории.

Третий президент США, один отцов-основателей и творцов Декларации независимости Томас Джефферсон часто вечерами занимался тем, что вырезал избранные кусочки текста из нескольких изданий Нового Завета на греческом, латинском, французском и английском языках. Потом он наклеивал эти вырезки в тетрадь с пустыми страницами. Что получилось? А вот что. В письме своему предшественнику на президентском посту Адамсу, Джефферсон писал: «То, что у меня получилось, — это самый возвышенный и благотворный моральный кодекс, который когда-либо предлагался людям. Я нынче как раз закончил эту операцию для собственного моего пользования, вырезая из печатного текста стих за стихом и сводя воедино места, очевидным образом принадлежащие самому Иисусу и столь же разительно бросающиеся в глаза, как жемчужины в куче навоза». Навозом, надо полагать, Джефферсон считал непонятные места Писания а также слова самих евангелистов, а жемчужинами, совсем в духе Льва Николаевича, считал очевидное и понятное. В другом письме и другому адресату он яснее выражается: «Я отделяю золото от пустой породы, возвращая таковое Ему, а последнюю оставляя за глупостью и жульничеством кое-кого из Его учеников». Вот так! Отделить Павла с Петром и Иоанна с Матфеем от Истины и обвинить их в жульничестве, это смелый ход для человека, читающего Библию на четырех языках.

Остается добавить, что «Евангелие от Джефферсона» заканчивается положением во гроб, и в нем отсутствуют тексты о Воскресении и Вознесении. То есть в нем отсутствует самое главное в Евангелии – победа над смертью. Это некий опыт сведения Книги Жизни к одному лишь моральному кодексу и почти что «строителя коммунизма». Копия джефферсонова «евангелия» вручается, кстати, каждому члену Конгресса США. Пусть, мол, учат матчасть отцов-основателей. Сказанное шутливо о Ленине, актуально и в этом случае: «дедушка умер, а дело живет». Поневоле задумаешься, что хуже: не знать Евангелия вовсе, или «знать» его в урезанном, выхолощенном, подстроенном под себя виде.

На память приходят слова Паскаля о народе, которому были вверены первые Откровения. Евреи, писал Паскаль, бережно переписывали Библию столетиями, не дерзая изменить в ней ни йоту, ни черточку. И это при том, что Откровение возвещало вещи грозные и малопонятные. Оно им самим часто обещало проклятия и казни, изгнания и несчастья. Любой народ оказался бы перед соблазном вычистить текст, оставив в нем понятное и убрав непонятное; оставив то, что народ возвеличивает, и убрать, загладить то, что говорит о народе уничижительно. Евреи этот соблазн перебороли. Они не отнеслись к Слову, как к «своей» книге, как к смеси эпоса и хроники. Они отнеслись к Книге, как к зафиксированному голосу Живого Бога. Это подвиг. И в отношении заповедей понимали эти первые хранители Откровения, что есть не только понятные, но и совершенно невместимые в обычное сознание веления Божии. Но исполнять надо и то, и другое. Облобызать нужно и простое, и сложное, ибо то и то – Божье. Нужно смирять свой ум перед Словом, а не калечить его скальпелями логики и ножницами «здравого смысла».

Отношение к Богу требует мужества и честности. И открывание Книги Завета есть уже стояние на Суде. До чего я уже дочитался в Писании? Что из него вошло в меня? Сотворение мира, грехопадение, Благовещение, Рождество, Воскресение. Это только слова, или мне открыт, хотя бы отчасти, внутренний смысл этих понятий? Вот серьезный самодисциплинирующий вопрос, открывающий меру нашей церковности. Ответ на него у каждого свой. Если, конечно, вопрос понятен.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Алексей Адыканов 3 мая 2014, 08:02
Христос Воскресе! Здравствуйте отец Андрей! Здравствуйте мои дорогие братия и сестры! Внимательно прочитал статью. Больше всего мне понравились строки о смиренном принятии ВСЕГО, что даёт нам Господь через Божественные Слова Святого Евангелие для руководства в нашей многогрешной жизни: понятного и непонятного для нашего горделивого ума, приятного и уничижительного для нашего глубоко эгоистичного сознания. А ещё понравились слова отца Андрея о Вере во Христа, которая требует человеческого мужества и честности, которыми многие пренебрегают, воспринимая Церковь Христову как праздничный лубок в Пасхальные празднества. Ведь вера во Христа - это тяжёлые душевные и телесные страдания для тяжелейшего выдирания "с кровью" из своего падшего естества своих греховных, страстных и порочных помыслов и привычек для того, чтобы иметь хоть малую надежду после земной жизни со смертью родиться в Вечность и приять Царствие Небесное. А ещё, как Откровение Божие через отца Андрея, мне понравились две фразы: "открывание Книги Завета есть уже стояние на Суде" "Вот серьезный самодисциплинирующий вопрос, открывающий меру нашей церковности". Я к вопросу регулярного чтения Евангелия отношусь с ленностью, и вопрос привития самодисциплины в христианской жизни очень актуален для меня. Спаси Господи нас многогрешных...
Ирина 2 мая 2014, 19:12
Отец Андрей, спасибо за вопросы, которые Вы поставили.
ЗОЯ 8 февраля 2014, 14:02
БЛАГОДАРЮ О.АНДРЕЯ ТКАЧЕВА ЗА СТАТЬЮ:КРАТНО И МУДРО,ХОРОШИЙ ВЗГЯД НА ЕВРЕЕВ-ЗДЕСЬ УЗНАЛА,ЧТО ИМЕННО ОНИ СОХРАНИЛИ ДЛЯ НАС ЧИСТОТУ ТЕКСТА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ,НЕ ИЗМЕНЯЯ НИ НА ЙОТУ.ХОТЬ ЭТО ДЛЯ НАС ПУСТЬ ПОСЛУЖИТ УВАЖЕНИЕМ К ЭТОМУ НАРОДУ, А ТО ВЕДЬ В СТАТЬЕ ПРО СВИНЬЮ(НА ЭТОМ ЖЕ ПОРТАЛЕ) СТОЛЬКО ЗЛА ВЫЛИТО НА ЕВРЕЕВ. А ГДЕ ЖЕ НАША ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ? МЕНЯ ВСЕГДА ИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ЭТНИЧЕСКИЙ НАРОД ПОТОМУ,ЧТО ХРИСТОС И БОГОРОДИЦА, АПОСТОЛЫ-ЕВРЕИ.МНОГО ЧИТАЛА,БЕЗ НЕДОСТАТКОВ НЕТ НИ ОДНОГО НАРОДА.ИУДЕИ РАСПЯЛИ ХРИСТА,НО ЧИТАЛА,ЧТО И ГРЕХОПАДЕНИЕ АДАМА И РАСПЯТИЕ ХРИСТА И ВСЯ ИСТОРИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ- ПРОМЫСЛИТЕЛЬНА. НУ ВОТ МЫ ОСУЖДАЕМ ИУДЕЕВ(НЕ ЕВРЕЕВ).А ЧЕМ РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЛЮДИ ЛУЧШЕ ? А КТО ЖЕСТОКО ПЫТАЛ,УБИВАЛ,ИСТЯЗАЛ НАШИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ,А КТО ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ХРУЩЕВА ЗАКЛЮЧАЛ В ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ БОЛЬНИЦЫ ЗДОРОВЫХ,НО ИНАКОМЫСЛЯЩИХ И МЕДЛЕННО УБИВАЛ ИХ ЛЕКАРСТВАМИ? КАКОЙ ПРЕСС БЫЛ НА ЦЕРКОВЬ,СКОЛЬКО НАСМЕШНИКОВ И СРЕДИ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ НАД ЛЮДЬМИ,ИСКРЕННО ВЕРУЮЩИХ ВО ХРИСТА? КОНЕЧНО,ИУДЕЙСКАЯ ВЕРА ЖЕСТОКАЯ-ОНИ УБИВАЛИ КАМНЯМИ(ЧТОБЫ КРОВЬ НЕ ПРОЛИТЬ)ЖЕНЩИН "ЛЕГКОГО"ПОВЕДЕНИЯ,ТАКЖЕ ИСКОРЕНЯЛИ ЛЮДЕЙ НЕТРАДИЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ИСКОРЕНИЛИ В СВОЕМ НАРОДЕ ПЬЯНСТВО.КАК В ДРЕВНЕЙ СПАРТЕ.ДАВНО ЭТОТ НАРОД В РАССЕЯНИИ.НО Я ЧИТАЛА,ЧТО ГОСПОДЬ КАК БЫ ОСТАВИЛ ЭТОТ БОГОСОЗДАННЫЙ(ОТ АВРААМА)НАРОД ДЛЯ ТОГО,ЧТОБЫ ИЗБРАТЬ СЕБЕ ИЗ ЯЗЫЧЕСКИХ НАРОДОВ БОГОИЗБРАННЫХ ХРИСТИАН.ЗНАЧИТ,НАДО ДОВЕРЯТЬ ПРОМЫСЛУ БОЖИЮ . ПИШУ ЗАГЛАВНЫМИ-Я СЛАБОВИДЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК.СПАСИ ГОСПОДИ.
Татьяна29 января 2014, 16:15
Петру: А к батюшкам надо обращаться просто - отец Андрей.
Александр10 января 2014, 21:17
Каждый понимает по уровню своего развития,а так как развитие не стоит на месте то и понимание постоянно меняется. Но просвещение и понимание мы получаем от Духа Святаго и Даров Его. И все что в нас есть это не наше,в нас только худость и желание. Мы немощны и слабы и можем пасть в любую минуту. ТРЕЗВИТЕСЬ.
Михаил10 января 2014, 18:43
Петру. По отношению к о.Андрею звучит злобонка зависти, я её чувствую: у самого бывает. Но всё-таки о.Аедрей читается без зависти, наверное потому что то о чём пишет пропущено через душу, со стремлением ко спасению, а не только через голову, с приведением фактов и докозательств логических измышлений своего величия-гордыни.И конечно об этом только мечтается: у о.Андрея есть возможность и способность высказываться-делиться своими мысленными терзаниями для исциления-спасения своей души. Да помилует нас Господь.
Александр10 января 2014, 18:07
В разномыслии правда утверждается. «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е Коринфянам 11:18,19)
Ирина10 января 2014, 13:53
Гениально написано! лучше и не скажешь. Спасибо о. Андрею!
Наталья 9 января 2014, 17:34
Ольга Седакова не самый авторитетный писатель о Православной вере, но вот её текст о Венедикте Ерофееве, который всё-таки написал гениальную, но не божественную книгу о мистической стороне русского пьянства, мне понравился. Но ещё больше мне пришёлся по сердцу текст отца Андрея своей свежестью и точностью. И, конечно, здесь явно краткость сестра таланта. А ещё ведь умеет и не обидить.
Эвели 7 января 2014, 19:36
OK. Мой коммент не поставили. Наверное, как-то неуклюже похвалила статью и стиль автора. Попробую "уклюже". Мне очень нравится что пишет отец Андрей, но еще очень нравится и КАК. Всегда ясно, емко, глубоко и кратко. Некоторые умеют писать ясно, некоторые - глубоко, но мало кто все это совмещает и еще и делает это кратко. В то время, когда мы все так заняты и читаем на бегу, и на голову обрушивается море информации, отец Андрей выбрал такую форму, что не прочитать его невозможно - знаешь, что отнимет мало времени, но в душу положит горсть золотых зерен.
Сергей Иванченко 6 января 2014, 14:13
Святой Кирилл Иерусалимский говорил:"Если я говорю тебе что-то, не основанное на Священном Писании, не верь мне." Батюшка Андрей спасибо за Ваш труд, за слова которые помогают нам услышать Бога. С Рождеством Христовым!
Даниил Дубинский 6 января 2014, 11:42
Уважаемый отец Андрей, ваша статья очивидно назрела на потребу дня. Видимо сейчас, когда доступ к святому писанию стал лёгким, возросла потребность в воспитании читателя в православном духе Евангелия. Отдельные слова вне контекста св. Евангелия и без православного толкования рождают разные бредни и протесты против прописных истин. Мне лично, отрадно слышать с амвона проповедь обьяснящей св. Евангелие как в историко-богословском так и в духовно-практическом смысле в приложении к сегоднешнему дню и к каждому из нас. Наше понимание св. Евангелия зависит от личного желания следовать за Христом и исполнять его заповеди. Так что вам, нашим пастырям, предстоит большой труд на ниве церковной, чтоб донести зёрна евангельской истины до нашего сознания и сердец. Спасибо вам за ваш труд. С уважением, Даниил
Наталья 5 января 2014, 13:47
Да хорошее предупреждение. Надо читать и принимать все.
Светлана 4 января 2014, 23:13
Да,я согласна с Вами в том, что сколько бы ни читала Евангелие или труды Святых отцов церкви - каждый раз находится чудесным образом ( теперь понимаю - каким )ответ на мучающий меня вопрос................ А самое чудесное для меня -это то, что читаю в этот день, обязательно услышу либо на проповеди священника в храме, либо по каналу "Союз" в беседах со священниками, либо иным образом. И знаете - меня это очень радует и не позволяет душе расслабляться,потому что никто не знает дней своих последних, и кто знает ( Один Господь) - успею ли я хоть что-нибудь понять в той истине, которую пропустила в своей греховной молодости. Благословите, отец Андрей и помолитесь обо мне, грешной рабе Божьей Светлане............. Потому что в свои 53 года я наконец-таки начала понимать - что Свет в конце туннеля, это именно Господь, открывающийся ежедневно нам в чтении Евангелия, Священных Преданий и Писаний............ Простите, если что не так смогла выразить..............
Анатолий Пеньшин 4 января 2014, 18:50
"Каким образом подобный горе могучий ум Толстого мог родить такую мелкую мысленную мышь – загадка." На эту загадку ответ дает Сам Христос. (Ин.6) 44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Иначе говоря своими только усилиями ко Христу мы придти не можем. Опыт Толстого нам это и подтверждает.
Инна Друк-Тополюк 4 января 2014, 17:56
спасибо батюшка анндрей. очень хорошая и актуальная статья,обличающая современное псевдо-христианства.
Петр 4 января 2014, 16:27
Ув. Андрей, отчество ваше не знаю. Не надо много говорить и доказывать. Есть священное Писание. Для нас, для христиан, Закон и руководство к действию. Тут все согласны? Отношение к Богу и Божьему Слову требует мужества и правды. Читаем в Библии 3-ю книгу Маккавейскую на русском языке, современном переводе, текст берем из интернета, адрес: http://www.rusbible.ru/index.html. Так что текст официально православный. Там все написано, и о переписи Иудейского народа, и о попытке вхождение в святая святых Иудейского Храма Египетского деспота. Если вы хотите поспорить, берите карандаш, ручку и спорьте со священным Писанием. Вот это будет по четному. И вы, редакторы, так же будьте честны и правдивы, если конечно вы веруете в Бога и Боитесь Его. Передайте привет протоиерею А. Ткачеву.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×