Верный способ не грешить

Часто приходится слышать о том, что грех — это порой не столько преступление, не столько исполнение злого намерения, сколько ошибка... И порой во многом это так и есть. Мы не хотим грешить, мы устали грешить, нам надоело грешить, мы имеем твердое намерение не повторять прежних своих прегрешений. Но вот подбираются определенным образом обстоятельства, складывается ситуация, для нас искусительная, и мы падаем...

    

Отчего? Тут, наверное, всегда можно говорить о целом комплексе причин. И о греховных навыках, легко приобретаемых, но трудно изживаемых. И о слабоволии, отсутствии решимости противостоять своим страстям «даже до крови». И о маловерии, лишающем нас помощи Божией тогда, когда она нам всего необходимей. И об испорченности нашей природы, общей для людей удобопреклонности ко греху.

Но есть еще одна причина, отстоящая от прочих несколько особняком и более всего «ответственная» за грех как ошибку. Она такая сама собой разумеющаяся, такая заурядная, что о ней даже как-то неудобно говорить... И не говорить тоже нельзя: слишком часто мы все спотыкаемся не на чем-то, а именно на этом. Причина эта — отсутствие необходимейшей привычки: сначала думать и только потом делать. Могу определенно и с полным убеждением сказать: если бы мы всегда прежде думали, а уже после пускались бы в то или иное предприятие, то львиная доля прегрешений наших не совершалась бы.

Это, конечно, касается в первую очередь «грехов поневоле».

На днях говорили мы с одним человеком, и он мне рассказал о таком драматичном эпизоде:

— Пошли,— говорит, мы на реку зимой,— а под подругой моей лед треснул, и она стала проваливаться. А я думаю: надо бежать к ней, но вдруг мы вместе с ней под лед уйдем? Слава Богу, прежде чем мне пришлось что-то сделать, она сама выбралась уже. А если бы нет, что тогда? И как вообще в таком случае быть, как преодолеть себя?

— Как себя преодолеть,— отвечаю,— вопрос, безусловно, важный, но мне кажется, тут прежде нужно задать другой вопрос: а чего ради вы вообще отправились по льду гулять, что за нужда была в этом?..

Сколько трагических, нелепых и вместе с тем страшных «случайностей» происходит именно из-за этого — отсутствия привычки спрашивать себя: что я делаю, зачем, к чему это может привести? Один прыгнул в воду с крутого берега и воткнулся головой в каменистое дно, другой — с парашютом в далеко не юном возрасте и сломал спину, третий мчался по городу на машине наперегонки с таким же упрямцем, как он сам, и сбил человека, четвертый выпил, невзирая на открывшуюся язву, и угодил в больницу. И каждый потом раскаивался: «Для чего, для чего я это сделал!.. Если бы я только прежде подумал!»

И во вполне бытовых и менее трагических ситуациях бывает похоже. Видишь, например, что раздражен, буквально не в себе твой друг / сослуживец / начальник, но идешь к нему с каким-то разговором, который прогнозируемо приведет к взрыву. Только ты не прогнозируешь — тебе лень этим заниматься. А в итоге — ссора, скандал, потому как и ты не смог промолчать: слово за слово, и такого друг другу наговорили, что точно лучше было с самого начала молчать. И опять каешься и сокрушаешься: «Если бы...»

Или нестерпимо хочется высказаться на тему — скользкую, сложную, неоднозначную. И высказался, и поскользнулся, и в сложности запутался, и осудил, и невольно обманул, оклеветал кого-то. И вновь остается лишь одно: идти на исповедь.

Но и об «обычных», «вольных» грехах можно сказать практически все то же самое. «Вольных» — это когда хорошо понимаешь, что собираешься совершить не какое-то нейтральное в принципе деяние, могущее обернуться грехом, а собственно грех как таковой.

Уже практически склонилось к нему твое сердце, ты уже совсем решился на него... Вот тут бы и остановиться хоть на мгновение и задуматься: «Сколько раз уже так бывало? Грешил, попирал свою совесть ради какого-то сиюминутного, кратковременного удовольствия, какой-то в высшей степени сомнительной радости. А как потом мучился! Как тошно было на душе, сколько времени переживал, выходил из этого тягостного состояния, пытался вернуться к себе самому, искал примирения с Господом и людьми! Стоило ли оно того?..»

Какое полезное, какое жизненно важное правило: не делать, не подумав! И при том рациональное: мы ведь огромное количество времени и сил очень часто тратим на исправление сделанного по недомыслию и неосмотрительности.

И вместе с тем оказывается, что нет, кажется, ничего сложнее, чем придерживаться этого правила. Не то, чтобы в этом было что-то невозможное. Просто не хочется... Очень не хочется! Тем более — а вдруг пронесет, вдруг и так все хорошо будет?

Хотелось бы, чтобы так! Но только опыт неумолим: не подумал — обязательно согрешил. Это настолько верно, что не подумать — уже само по себе есть грех. И, пожалуй, есть только один способ его избежать, справиться с ним: приобрести соответствующий навык. Такой простой, такой заурядный, что опять-таки и говорить об этом неудобно, неловко. Но нужно, нужно все же: так он редок в наши дни, словно... Словно и думать мы вовсе разучились.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Любовь и рассудительность Любовь и рассудительность
Митр. Афанасий Лимассольский
Любовь и рассудительность Любовь и рассудительность
Митрополит Лимассольский Афанасий
Христианин отличается рассудительностью, и самой великой из всех добродетелей считается рассудительность. Она даже больше любви, поскольку безрассудная любовь может причинить зло, да и не просто может, а делает это.
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
Правда ли, что если Господь желает наказать человека, то отнимает разум? Правда ли, что если Господь желает наказать человека, то отнимает разум?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Батюшка, правда ли что, если Господь желает наказать человека, то отнимает разум (человек становится умалишенным или душевнобольным). Моей матери врачи поставили диагноз-шизофрения. Как человеку жить с таким диагнозом? Что нам (родным) делать?
Комментарии
Михаил10 июня 2014, 17:00
От прочитанного создалось ощущешие, что любое возникшее во мне желание может привести не на "счастье мне", не на доброе дело ("доброделание"), и где-то так оно и есть: на примере сильного желания чего-то - оно создаёт неконфорт в душе уже на стадии как сделать его, потом на стадии что не так толково-хорошо делаешь его, а когда сделал то видишь, что можно было лучше, и всё это лежит на моей душе. И, наверное, лучшее состояние души, когда тебя просят те, кто пользуется результатом твоего труда.
Юрий18 февраля 2014, 10:00
Статья понравилась, но не во всём могу согласиться с автором. Мне думается, мы гораздо чаще совершаем обдуманные действия, чем спонтанные, мысль быстрее действия. Обижаем, дерзим, рушим отношения с нашим ближним - это всё процесс не спонтанный, это наш осознанный выбор. Думать мы умеем, а вот навык сделать верный выбор, преуспеть в добре, этого не хватает.
Надежда26 января 2014, 22:00
"Действие прежде мысли есть гордость. Поэтому надо не торопиться действовать, но предварительно все обдумывать и молиться. Когда предшествует молитва, то работает не рассудочная пена, не легкомыслие, но освященный разум." Старец Паисий Святогорец.
Татиана26 января 2014, 15:00
Я составляю четкий план дел, планирую всю неделю и действия мои выверенные, проблема в том, что сталкиваясь со грехом и понимая его пагубность, не могу себя преодолеть
Серега20 января 2014, 17:00
"— Как себя преодолеть,— отвечаю,— вопрос, безусловно, важный, но мне кажется, тут прежде нужно задать другой вопрос: а чего ради вы вообще отправились по льду гулять, что за нужда была в этом?.. " По сценарию оппонент должен был ответить: -- Да сам не знаю... и виновато опустить взгляд. Так? Беда в том, что он-то знает зачем все это было делать, а если не умеет сказать, то не значит, что не знает -- чувствует. Я то же знаю, но если меня не хотят услышать, то выводы напрашиваются, а от того, что не публикуют мои комментарии статья лучше не становится: мысль автора читается между строк, но слова этой мысли не соответствуют -- статья на редкость неудачна, для такого автора как отец Нектарий.
ТаняСем20 января 2014, 16:00
Очень своевременная статья!Низкий поклон автору- Игумену Нектарию-всегда читаю его статьи,"не тяжелые",но такие доходчивые и душеполезные,спасибо Вам!Я вот тоже,грешная,каюсь,что частенько забываю думать перед каким-нибудь действием,и также попадаю "впросак",но одно заметила верно,что если сразу дело не получается,значит не надо идти напролом(не надо тебе оно),а такие статьи напоминают о том,чтоб поменьше "наломанных дров"в нашей жизни было с Божьей помощью!Помоги нам,грешным,Господи и прости!
Андрей_л Кротов19 января 2014, 23:00
Да думать необходимо, но одним своим разумом прилоги не отогнать, для этого необходимо призывать на помощь Господа молитвою. Кто мы есть без помощи Божией против падших духов?В целом статья конечно очень полезная! Спаси Господи вас о. Нектарий!
Елена М19 января 2014, 16:00
Уважаемая Ирина!Может всё-таки Вы не очень внимательно прочитали и поторопились с выставлением отметки? Ведь игумен Нектарий, на самом деле, не призывает нас думать уже находясь у полыньи, а говорит о том, что думать нужно-то еще прежде, чем ступать на тонкий лед...
18 января 2014, 03:00
Дорогой батюшка! Мысль древняя и,конечно, замечательно верная. Да ведь вся проблема-то в том, что, если она и придет тебе в голову, то есть крепко задуматься над тем, что собираешься сделать, то этот самый хвостатый так дело обставит, что и видишь-то всё, что хочется сделать правильным или, если и неправильным, то в данный момент вполне допустимым и, если что, легко поправимым. Так оно и бывает почти всегда, а вот постфактум, когда дров наломаешь своими хотелками, то и видно всю глупость, безобразие своих оправданий очень чётко и ясно, и только за голову хватаешься - да как же это я всё это проглядела, когда так крепко думала! Поэтому думу эту, по моему грешному и хилому разумению, молитвою "вразумив, Господи!" и "управь, Господи!Сам-то я хил и немощен!"просто необходимо. А за лишний раз напоминание низкий Вам поклон! Спаси Господи! р.Б. Ника P.S. Вот, я думаю, р.Б.Ирина если и подумала, прежде, чем Вам оценки ставить за статью, да рогатым-то введена в заблуждение. Помолитесь за р.Б. Ирину, братья и сестры.:))
Владимир Васильев18 января 2014, 03:00
всё,как есть описано! ГОСПОДИ , ПОМИЛУЙ.
Ольга18 января 2014, 00:00
Прекрасная ,глубокого содержания статья, Спасибо ВАм
Елена.Украина18 января 2014, 00:00
Чтобы думать,нужно иметь ум,а он не у всех есть в нужном количестве. А вот помолиться,попросить помощи у Бога - это очень хорошо и никогда никому не помешает.
Андрей З.18 января 2014, 00:00
Вот конкретно. Часто бывает: подходишь к прилавку и видишь вещицу, которую вдруг ужасно хочется купить. Хотя сам понимаешь, что она и не нужна, но ведь так хорошо сделана и так приятно будет вертеть в руках... И уже вроде нет сил остановиться, но "почему-то" перед самым твоим приближением продавец отошёл куда-то. А ты стоишь и ждёшь его (это ты уже испытываешь Бога), а продавец всё не идёт. И ты понимаешь наконец - это значит, что вещь тебе не нужна, и отходишь восвояси, благодаря Бога, что Он вразумил тебя. А ведь мог бы и раньше обдумать это, не маленький уже.
Татьяна17 января 2014, 22:00
БЛАГОДАРЮ ЗА СТАТЬЮ, ХРАНИ ВАС БОГ!!
Нина17 января 2014, 22:00
Отец Нектарий!Как всегда в точку! Спасибо! Отрезвило,как раз то,что мне нужно сейчас!
Константин17 января 2014, 20:00
Всё так и есть. Но бывает частенько в нашей жизни и такая беда: и думаешь, и взвесишь всё на возможнось не совешить греха, и поступишь так как думаешь, что то было бы хорошо, а выдет потом совсем не так как хотел, как о том думал, - но плохо то и грех.
р.Божия Ирина17 января 2014, 18:00
Господь сказал, чтобы мы были как дети. Когда мне было 6 лет, спасла своего младшего брата, НЕ ДУМАЯ. Если бы думала тогда, не было бы и его , и его 5 детей сейчас. Мне кажется, дорогой автор, все в этом мире относительно. И самое главное, во всем нужно видеть ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ. Вот, на примере вашего озера. Не стала бы тонуть женщина, не увидела бы, какой "мужчина" был все это время с ней. Спаси Господи от таких ДУМАЮЩИХ спутников жизни! Он будет думать, а она уже ко дну идет. Но, слава Богу, что Господь ее не оставил. Кстати, а как тогда, чтобы "отдать жизнь свою за други своя"? Будешь думать о себе родном,никого не спасешь. За статью Вам ставлю "3".
Наталья17 января 2014, 17:00
Спаси Господи, отец Нектарий! Очень мудрые у Вас статьи всегда, душеполезные. С наступающим Крещенским Сочельником и Праздником Богоявления!
Антон17 января 2014, 16:00
Мир всем. Спаси Вас Бог, отец Нектарий! Только Госпожа наша - Пресвятая Богородица умеет пользоваться этим "верным способом". Имя ему - целомудрие.
Надежда17 января 2014, 16:00
Спаси Вас Господи, батюшка! Умно и верно очень написано. Вашу бы статью распечатать в N количестве экземпляров и батюшкам раздавать бы на приходах как памятку. Может быть нам бы тогда в меньшем количестве грехов пришлось бы на исповеди каяться.
Олег17 января 2014, 14:00
Почему навык думать стал редким в наши дни? Потому что уже второй век происходит ускорение нашей мирской жизни, то есть, суеты. Транспорт и телекомуникации, призванные упростить нашу жизнь и сэкономить время, уплотнили этой самой суетой время и саму жизнь. При такой скорости дел и тем более при таком потоке и объеме информации времени подумать и возможности осмыслить происходящее становиться все меньше. Если когда-то одну новость можно было неделю обдумывать, теперь мы ежечасно получаем блоки новостей. Задуматься, а тем более помолиться, очень трудно в окружении уплотненного эфира, когда везде звучит радио или ТВ, интернет или телефоны, и глаз упирается в вездесущую рекламу. Урбанизация отрывает людей не только от природы, но, в первую очередь, от Бога...
Светлана17 января 2014, 11:00
отец Нектарий, спаси Вас Господи! Замечательные Ваши статьи очень помогают, всегда читаю их.
Борис Иконников17 января 2014, 11:00
По моему это обязательно прочитать нужно каждому!!!
Ксения Мерещенкова17 января 2014, 11:00
Да правда, думать разучилась, все быстро на опережение, остановиться и задуматься пора, Спаси Вас Господи за статью. Слава Богу за все!
Ирина17 января 2014, 10:00
СПАСИБО!!!!
Наталья17 января 2014, 10:00
Все верно! Думать и анализировать важно, особенно потому, что нами зачастую управляют наши страсти, а Господь пытается нас остановить, через осмысление, ведь именно потому Он к нам и пришел, чтобы мы одумались и изменились! Контроль за самим собой - очень важен и спасителен! Спаси Господи!
Сантехник17 января 2014, 09:00
Ув. Батюшка! Есть приемчик, которому хорошо бы учить с самого детства: "Перед тем, как что-либо сказать или сделать мысленно призносить какую-нибудь простенькую, кратчайшую молитовку: Господи, благослови, напр., или Господи, помилуй.., или просто: Боже, Иисусе...". Иногда помогает... Тормознуть перед очередной дуростью... Но чаще забываю... Кстати, сейчас, когда пишу /и отправляю/ это ком., я, грешный, и сам этим способом воспользовался... Если еще при этом удается связать слово с его смысловым содержанием... Но это какая практика нужна.?! Ошибаюсь? Нет? Извините... Вроде, по теме...
Елена17 января 2014, 09:00
Да...все верно...Помоги, Господи!
Igor Zhigalkin17 января 2014, 07:00
Все доступно изложено для восприятия, так бы легко нам этому следовать. Храни нас всех Господь!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке