О спорах, очередях и чудесах

В последнее время принесение святынь в Москву и другие крупные города России вызывает бурные дискуссии в социальных сетях. Так было с поясом Пресвятой Богородицы, так случилось и с Дарами волхвов. К разговору подключаются все: и православные, и сочувствующие, и люди, которые пытаются всеми силами показать, что они к Церкви никакого отношения не имеют и иметь не хотят.

Очередь к Дарам волхвов около храма Христа Спасителя. Фото: ИТАР-ТАСС Очередь к Дарам волхвов около храма Христа Спасителя. Фото: ИТАР-ТАСС
    

В спорах о том, нужно ли идти к привезенным святыням и стоять многочасовые очереди, подчас в очень некомфортных для человека погодных условиях, часто слышен аргумент, что главное чудо случается на каждой Литургии. И не надо, стало быть, никуда ходить, ни к каким святыням, достаточно только, как и положено всем христианам, регулярно бывать на Литургии.

С таким аргументом не то, что сложно спорить. Даже неприлично это делать, наверное. Все верно – главное чудо всегда рядом и всегда доступно. Правда, точнее было бы сказать так: большинству из нас на данный момент храм действительно доступен. Вот только… всегда ли мы сами способны принять и понять?

***

… Прихожу в храм, в котором, несмотря на то, что он находится относительно рядом с домом, бываю редко. Как-то так у меня сложилось, но традицию в силу некоторых обстоятельств надо, видимо, менять, и все же изучать ближайшие к дому храмы.

Большой красивый собор. Народу мало. Почему-то тишина. Удивляюсь, поскольку в расписании на сайте начало службы было указано в 7 утра. А я добралась и вовсе ближе к 9-ти: отводила ребенка в садик. Думала, что успею, в лучшем случае, к «Отче наш», а если уж совсем честно, почти не сомневалась, что приду к концу.

Но, судя по всему, все же нет. Люди стоят. Их мало, они какие-то еще… все несуразные, что ли? Какие-то тетки не очень определенного возраста, мужчина в растянутых джинсах, молодая женщина в брюках с повязанным на них платком. Вот про нее я успела подумать многое: «И зачем вот так? Ну, пришла ты не в юбке, зачем этот театр с платочком? Не выгонят же…»

Раздеваюсь, оглядываюсь еще раз, бросаю взгляд на книжную лавку, в очередной раз упрекаю себя за то, что нет с собой наличных денег – ни записки подать, ни свечки купить.

Тишина внезапно заканчивается, начинается литургия. Я пытаюсь радоваться – вот, не ожидала совсем, а пришла вовремя.

Но тут меня начинает раздражать хор: этих трех людей на клиросе вообще сложно хором назвать. Поют как-то невнятно. Или акустика такая. Я не все разбирала из самого знакомого, хотя стояла недалеко.

Стояла. Правильнее было бы сказать, что пыталась то упорно стоять, то решала все-таки сидеть. Неудобно было и то, и другое. Скамейка находится рядом с батареей, от нее жарко и становится еще хуже, не посидишь. Стоять долго не получалось, голова кружилась и тошнило от голода. Все это можно было бы, конечно, объяснить немаленьким сроком беременности и тем, что пришла натощак. Просто не успела позавтракать.

Но вот незадача: в последние 2 недели я была на двух литургиях, так что срок беременности сильно не отличался. На них я как раз почти все время стояла, чувствовала себя прекрасно, хотя тоже натощак. Одна из них была еще и с неугомонным пятилеткой, который то задавал серьезные вопросы, то пытался засунуть пробку в купель, то просился на ручки, потому что ему, видите ли, не все видно, и все равно все было отлично.

Короче, так я и ходила туда-сюда. Не знаю, вызывало ли это раздражение у окружающих, но мне самой все это было неприятно. Иду от скамейки или к ней и думаю: «Ну, какой же дурью я маюсь!»

На самом деле я и не знаю, что меня больше раздражало. То ли окружающее (в котором, справедливости ради, ничего страшного не было), то ли я сама… Ведь я почему-то об этой своей реакции и состоянии еще и думала, отвлекаясь от происходящего. Как раз вот это мое «отвлечение» и невозможность прочувствовать то, что сейчас реально происходит в храме, меня и огорчало.

Но как ни странно, параллельно с этим, я даже немного радовалась. Накануне мне казалось, что слишком я собою любуюсь – все у меня стало как-то легко получаться, спокойствие вдруг настало, люди рядом любимые и близкие, и сама я хорошая и правильная. А тут стало понятно, что и не правильная и не особо хорошая, а… обычная.

Как-то незаметно раздражение стало проходить. То мне какая-то тетка улыбнется, то придет семейная пара с детьми, где старший себя будет вести себя похоже на моего сына, и я уже сама улыбнусь узнаванию вот этого детского поведения. То та самая женщина, с платочком на брюках, после исповеди вернется в слезах, и станет как-то стыдно за свое осуждение...

Да и бесчувствие к происходящему все-таки не было полным. Ведь невозможно все-таки полностью отключиться на службе. В какие-то моменты я даже включалась и что-то чувствовала.

Только все это было совершенно не таким, как должно быть. И не так и не эдак. Мысли отчасти в храме, отчасти – очень далеко....

***

… К Дарам волхвов я не пошла. И не собиралась, честно сказать. Мне тоже близка позиция про чудо и литургию. Близка, да только вот утверждать так может, наверное, только тот, кто никогда не чувствовал себя на литургии сонным и рассеянным. А иначе – какая, в общем, разница-то? Чудо-то рядом, оно для нас, а мы-то что?

Не лучше ли тогда постоять под противным январским дождем в очереди к храму Христа Спасителя? Мысли там должны рано или поздно все-таки направиться в нужную сторону, а сонливость и вовсе быстро исчезнуть.

Говорят, что в очереди все или большинство стоят с идеями о каких-то быстрых чудесах, и что вообще-то – это магизм, а не христианство. Возможно. Возможно, кто-то из этих людей и на литургии-то не был никогда и даже не знает, зачем бывать там. Все возможно. Но с них и спрос меньше. Если ты чего-то не знаешь, это одно. А вот если ты все знаешь про чудо, про главное в христианстве, но не можешь справиться со своей рассеянностью… это совсем другое. Правда же?

«Русь крещена, но не просвещена»? И это, конечно, так. Говорилось это в XIX веке, но к XXI-му все стало, наверное, еще хуже. Советское время не прошло даром. Вроде и грамотность всеобщая, а в голове у многих мешанина из мифов. Но я опять же себе задаю вопрос: а я-то точно могу себя назвать просвещенным человеком? Или опять по классику, хоть и другому: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»?

Не знаю. Нет у меня однозначного ответа на вопрос, необходимо ли идти к привезенным святыням. Нет его у меня и на вопрос, что движет людьми в таких очередях. Но вот дискуссии вокруг всего этого и повышенное внимание к феномену очередей мне кажутся ненужными и пустыми.

Не о том мы спорим. Не в том пытаемся убедить оппонентов. Да и надо ли их в чем-то убеждать? И есть ли у нас силы и способности убеждать?

А если в чем-то и убеждать друг друга, то, наверно, в том, что чудеса случаются вообще-то не по нашей воле. И случаются они зачастую совсем не там и не тогда, когда мы их ждем.

Вот на той странной для меня литургии разве не было чуда? Разве не чудо, когда ты сам о себе немного больше узнаешь? Даже если это «немного больше» – что-то тебе не очень приятное?

Ирина Кислина

21 января 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
наталия22 января 2014, 19:00
прочитала статью...вспомнилось "опыт построения исповеди"отца Иоанна Крестьянкина.вот это место:"...е пренебрегаем ли мы нашими служебными обязанностями по работе под предлогом
посещения храма? Не используем ли мы, христиане, больничные листы не для того, чтобы
лечиться, а чтобы мотаться по храмам и монастырям? Если кто поступал так, кайтесь Господу за
обман. А есть еще и такие среди нас, которые, приехав в отпуск посетить святые места, настолько
увлекаются, что решаются на прогулы самовольно, да еще просят на это благословения у
священника, искушая и священника и Бога. Кайтесь, кто виноват в этом перед Господом. " у меня на руках свекровь с леменцией и сломанной шейкой бедра.не езжу давно никуда ,к сожалению.мой пост и мое служение-здесь...
Лидия22 января 2014, 17:21
У меня зять с дочкой несколько раз отстояли к мощам святой Матроны Московской. И совершалось чудо: они стали ходить часто в храм на службы, часто причащаются. Зять на 360 градусов изменился. Повенчались. Слава Богу за все! Если кто раздумывает над вопросом: ходить ли часто в храм, к святыням, то не сомневайтесь.
Анна С.Л.22 января 2014, 15:37
Ирина, спасибо за статью. Захотелось тоже немного поразмышлять на эту тему.
К Дарам Волхвов я не ходила. Не чувствовала в себе сил стоять 10-12 часов на холоде. Так же как и не чувствовала сил и решимости купаться в Крещение в проруби.
Жалею ли об этом? О проруби – нет, о Дарах – да.
Всего один раз ходила на поклонение святыне – Курской коренной иконе Божией Матери. Это одно из самых чудесных моих воспоминаний. Был ласковый сентябрьский день. Мы стояли к иконе 4 часа, и это был непередаваемый поток благодати.
Если бы очередь к Дарам была хотя бы 6 часов, я бы, конечно, сходила. Это такое чудо – прикоснуться к Дарам, которые принесли Младенцу Христу.
Но, вероятно, у всех свой ответ на вопрос - на что я готов, чтобы это чудо увидеть.
Анна С.Л.22 января 2014, 15:31
Я согласна с  мнением что поклонение святыне и Литургия – это несравниваемые вещи.
На Литургии бываю не часто. Раз в 1-2 месяца, когда причащаюсь. Чувствую, что быть на Литургии и не причащаться – это не правильно. Только и остается, что всю службу сокрушаться о своей нерадивости. Так что чаще хожу на вечерние богослужения.
У каждого человека свои неповторимые отношения и с Богом и с церковью – у бабули, у тетеньки, у мамы с маленькими детками, у непрезентабельно выглядящего мужчины…
Но ведь главное – стремление быть с Христом. И в этом нелепо повязанном сверху брюк платке есть наивное желание поступить правильно, по правилам церкви.
Галина22 января 2014, 05:29
Да,что за вопрос-то? Надо идти к святыням или не надо? Хочешь - иди, не хочешь - не ходи. Что за дискуссии вокруг этого? Откуда они возникают? Нет ни одного человека, который простоял в очереди к святыне 15 часов, и пожалел бы об этом.
И для них нет вопроса: надо или не надо. А вот тот,кто не пошел, и не хотел, те будут из зависти к этим целеустремленным людям (назовем их целеустремленными - понятно для всех, а Божья благодать и в цельности характера), будут мусолить: надо или не надо. Ведь одно из названий врага рода человеческого - завистник, сам оступился и других за собой тянет.
И литургия - чудо, и святыни - чудо. Зачем между ними выбирать.
Акулина22 января 2014, 01:17
Высота духовная и Благодать огромная была в ХХС и это уже чудо было побывать там. Видимо жажда должна быть духовная в сердце, чтобы и к святыням в очереди стоять по 12 часов и в монастырях жить и в Храмы ходить. Может быть там рядом Святые стояли и благословляли всех пришедших, а мы нос поворотили...
Александр21 января 2014, 22:39
Все по-делу написала. Много в нас еще языческого.Прочтите Послание Святого Апостола Иакова гл.4. Да и просто, читайте по одной главе в день Новый Завет. И когда дождь на улице и когда солнце. И когда привозят заграничные Святыни, и в те дни когда их нет на территории Москвы и Московской области. На самом деле они ведь есть в каждом Храме. А на Литургию ходить надо, хотя сам редко хожу. Каюсь. Приезжайте в наш новый Храм в д.Радумля, Солнечногорского района. Там уютно и душе хорошо. Да любите друг друга, Христиане.
Наталья21 января 2014, 19:39
Дорогая Ирочка! Успокаивайтесь, собирайтесь с силами и рожайте в срок здорового и крепкого малыша! Спаси Христос Вас и Ваших деток!
Михаил21 января 2014, 18:45
В очереди к дарам стояли люди с какими-то светлыми и чистыми ликами и на душе была приятность-гордость, что Их было столько много и Они такого большого терпения и по духу Они мне близкие и родные.
Константин21 января 2014, 18:29
Как много мы думем...) лишнего и абсолютно не нужного!)
Любви Вам... Той самой... Истинной... Чудесной... Загадочной... Христовой... Л Ю Б В И ;)
Василий Печкин21 января 2014, 18:20
Вот Вы,Ирина, непраздны и это Ваша вторая беременность.А мне это не дано...ибо мужчина:).

По-этому, если я буду объяснять что такое быть беременной?Каково это: выносить ребенка,родить,кормить?....То это,по меньшей мере,будет выглядеть глупо. Это надо пережить,прочувствовать самому.На словах это необъяснимо,хотя известно каждой матери.

Тут тоже самое.Кто не был ни разу у святынь,тот не знает и не понимает того потока благодати Божией,которая изливается на приходящих.

На службе в храме,особенно это заметно в празники,народ делиться,как известно,на прихожан,захожан и прохожан.:) Так вот: в очереди к святыням представителей последних двух категорий исчезающе малое число. Ибо стоять на улице 10-15ч им недосуг.

А простоявшие и ,таким образом, ПОТРУДИВШИЕСЯ укрепляются Благодатью Святого Духа и получают ДАРЫ,описанные ап.Павлом: ЛЮБОВЬ,РАДОСТЬ,МИР,ДОЛГОТЕРПЕНИЕ,БЛАГОСТЬ.МИЛОСЕРДИЕ,ВЕРУ,КРОТОСТЬ,ВОЗДЕРЖАНИЕ.

Не было бы нужды, и Господь не оставил бы нам свою Плащаницу и Животворящий Крест.Не сходил бы Благодатный огонь и не мироточили бы мощи святых и иконы.Зачем?!...Затем,что ТАК УГОДНО БОГУ.

Очевидно,что те,кому это не угодно,явно не от Бога.Эти "некто" вкладывают мыслишку в умы людей и некоторые принимают её.

PS Счастливого Вам разрешения от бремени.:)
Читатель21 января 2014, 17:08
Если ходить на Литургию с тем, чтобы "подать записки и поставить свечки", не удивительны мысли о том, что "постоять под январским дождем" полезнее. На Литургию надо приходить как на встречу с самим Спасителем, которая осуществляется в Таинстве Святой Евхаристии.
Пренебрегая Евхаристией мы теряем главное чудо нашей жизни, которое никакие "святыньки" и святыни никогда не восполнят.
Наталья Богоявленская21 января 2014, 16:16
Странная статья. Вот человек мается на литургии, ходит туда-сюда, не знает, куда себя деть. А зачем пришла? Все прихожанки для неё -- тётки. Вот спрашивает: а нужно ли приходить к святыням? Опять же -- не хочешь, не ходи, никто не заставляет. О чём вообще речь-то?
Или я чего-то не поняла...
Юлия Шпулькина21 января 2014, 14:29
странный вопрос- надо или не надо ..
Афонские монахи посчитали,что нам НАДО ,поэтому привезли эту великую святыню к нам в Россию (то,что раньше было недоступно- стало доступно). А мы что,умнее их,раз ещё думаем,да рассуждаем надо нам или нет ?
Нина21 января 2014, 14:22
Наверное, возможность приложиться к Святыне укрепляет веру. Вдохновляет. Помогает отвлечься от земной рутины, возвыситься духом.
Эти два события, Литургия и молитва у Святыни, наверное, вообще нельзя сравнивать. Как кислое с круглым. Литургия это отдельное переживание в нашй дизни, отдельная подготовка, отдельное значение. А через поклонение Святыням мы (наверное) еще одним способом проявляем свою любовь к Богу. Тоже непередаваемые чувства. Радость, благодать, чувство благодарности, вера, живая молитва... Например, если коснуться статьи, можно приложиться к Дарам волхвов, и попросить "Господи, помоги мне, немощной, достойно приступать к Дарам Твоим Честным, дай мне сил, любви к Тебе, веры крепкой, помоги мне, Господи, и Слава Тебе, Господи, за Милость Твою!"
Это я не как совет автору а представила себя на месте автора, потому что тоже такая же проблема есть.

Слава Тебе, Господи, за Милость Твою!!! За Святыни. За потребное ко спасению нашему!
Vladimir Ramenskii21 января 2014, 13:04
И воздаться им по вере их.
N-a21 января 2014, 11:47
да как сказать: надо или не надо. Не думала, проснулась, поела, оделась, а дальше ноги сами понесли. У каждого своя дорога. Главное - чтоб конец пути был светлым.
Андрей21 января 2014, 11:18
Зачем стоять к Дарам? Наверное затем, зачем ты написала эту статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×