О несении скорбей и чрезмерных требованиях

Иов и его друзья. Художник И. Репин Иов и его друзья. Художник И. Репин
    

Каждый из нас сталкивается в жизни со скорбными обстоятельствами – собственными или ближнего. И православный человек, конечно же, руководствуясь христианскими ценностями понимает, что ему указан путь понимания смысла своих страданий. Как это можно воплотить в жизнь? Ведь наша психика реагирует по определенным законам и их очень важно учитывать, дабы не брать на себя, а тем более не возлагать на других «бремена неудобоносимые». Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное; ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное». Переживание скорби, наверное, одно из самых глубоких и ценных проявлений душевной жизни. Давайте подробнее рассмотрим ее.

«Это не со мной»

В то время как наше осознанность напоминает нам о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) и совершает сложную работу по осмыслению своей скорби, в наших более глубоких слоях психики происходит иное. И первая естественная реакция – шок и оцепенение. Он может длиться от нескольких секунд до нескольких недель. Оцепенение проявляется в скованности, которая сменяется периодически хаотической активностью. За этим включается защита, то есть отрицание: «Это не со мной» или «Этого не может быть». Мы не можем поверить… Человек чувствует как-бы нереальность происходящего, некоторую бесчувственность, которая может вылиться в невозможность вспомнить. Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» пишет: «Я не помню, как несут, опускают гроб. Как бросают комья земли, засыпают могилу, как служит панихиду священник. Что-то вытравило это все из памяти... Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти – провал». Наша душа с одной стороны, понимая необходимость скорбей, с другой – не хочет их принимать. Можно сказать, что на это указывает нам Христос, по воплощении имеющий в себе Божественную и человеческую природу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Поэтому очень важно дать душе время и помочь принять реальность утраты. Ведь горе разрывает восприятие на «до» и «после» и нам хочется остаться в этом «до», а в «после» мы не можем попасть. И люди, переживающие тяжелые утраты, часто видят сны, где «все, как и прежде».

Период поиска утраченного

В этот период, даже если мы просто соучаствуем в чужом страдании, наша психика пытается как бы вернуть утраченное. Происходит это неосознанно. Обычно это происходит на 5-12-й день после утраты или тяжелой болезни, когда человек или его близкие фантазируют о скором выздоровлении, хотя факты говорят об обратном. В случае смерти, мы как-бы случайно хотим набрать номер умершего или купить для него что-то им любимое. Как тут не вспомнить о Рахиль, которая плачет о детях своих и не хочет утешаться, как бы в душе еще не отпуская детей от себя. Я помню, как ко мне обратилась женщина, у которой умер маленький ребенок и ей начало казаться, что она видит его, когда смотрит на чужих детей. Эти «видения» были очень кратковременными, но эмоционально сильными и визуально яркими. Окружающие решили, что она сошла с ума. Ко мне ее направил ее духовник, который сразу понял, что это не духовная, а психическая проблема. Мы поработали с ней 3 встречи и видения исчезли, дальше шла работа с горем.

Период острой скорби

В норме этот период начинается от полутора месяцев с момента произошедшего несчастья. Даже в норме здесь мы можем встретить очень тяжелые состояния печали, астенические реакции и слабость. Возникают различные нарушения сна и аппетита. Это период боли и фрустраций. Могут возникать навязчивые мысли о том, как бы все могло сложиться, если бы… Возникают непрошенные воспоминания, которые поглощают много душевной энергии. Помните, как у Иеремии: «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои» (Плач 3, 1-9).

Конечно, эта глава говорит нам и о том, что «Благ Господь к надеющимся на него, к душе, ищущей Его». Но как мы видим, фазы острого горя и Иеремия не избежал. Что уже говорить о нас, детях XXI-го века. У нас может возникнуть и желание отчуждения, и утрата теплоты. Многие не могут самостоятельно пройти эти этапы. Им нужна наша помощь. Но было бы ошибочно увещевать не только скорбящего, но даже и тех, кто сопереживают горю ближнего, сразу же начать размышлять о полезности горя. Для этого нужно время, а нам важно сформировать утраченную культуру горевания.

Любая утрата – сложный комплекс реакций на трагичное событие, затрагивающее все стороны жизни, все 3 яруса человеческой жизни: телесный, душевный и духовный. И каждому ярусу надо дать свое время и свой темп принятия. «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?» – читая эти вопрошания Иова (Иов, 3:11) мы иногда стараемся скорее пробежать их глазами, перейдя к этапу утешения. Но в жизни нельзя так просто перелистнуть страницу.

Период поиска смысла

Фаза острого горя была важна, так как именно она дает нам силы принять действительность и выстраивать с ней новые отношения. Она помогает психике перестроить внутренние связи с утраченным. Это очень тяжелая и сложная работа души. Ведь из принципа удовольствия нам нужно перестроиться на принцип острой неудовлетворенности. «Зачем приняли меня колена? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно», – думаем мы вслед за праведным Иовом (Иов, 3:12,13), когда небытие кажется нам гораздо приятнее бытия. Но это всего лишь чувства… Для скорбящего горе в этот период становится ведущей деятельностью: оно становится основным содержанием его жизненной активности и становится возможностью развития его личности. И здесь важно понимать духовный смысл скорби. Но этот смысл душа должна выстрадать самостоятельно, он не может быть навязан.

Опасности сопереживающих

И как опасно в такой период уподобиться нам друзьям Иова, на которых Господь воспылал Своим гневом! Как опасно вразумлять, указывая на духовную слабость, призывая к вершинам, недостижимым в этот период. Елифаз Феманитянин говорил Иову: «А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?» (Иов, 4: 5,6) Вроде бы желая поддержать друга, он упрекает его. К сожалению, и мы, желая поддержать, упрекаем то в малодушии, то в излишней привязанности к земному. На ранних стадиях горевания это недопустимо. Да и кто мы такие, чтобы упрекать? Даже если у каждого из нас есть свой опыт горя, горе каждого уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины мира каждого, от его надежд, радостей, привязанностей и слабостей.

Если мыслить упрощенно и инфантильно, то можно воспринять многое уплощенно и буквально. Пережил Иов смерть детей, разорения – значит, и мы так сможем и прямо сейчас начнем понимать полезность скорби. По незнанию, просто не замечаем, что отвергаем целый пласт своей душевной жизни. Но энергия души не исчезает, она просто переходит из одного состояния в другое. Нагруженность психики не пережитыми страданиями рождает тяжесть, усталость от жизни и то, что многие ошибочно воспринимают как «выгорание». Земная работа скорби состоит в том, чтобы переработать старые связи с утраченным и создать новые, в соответствии с возникающей действительностью. До конца этой работы «объект продолжает существовать психически». И на психологическом уровне главные задачи горя – устроение образа этого объекта для сохранения в памяти. Человеческое горе не разрушительно, а созидательно. Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память. Скорбь очень важна в нашей жизни, но помогая другим скорбеть, очень важно соотнести наши пожелания и помощь не только с духовным идеалом, но и с психической реальностью. И тогда, мы сможем вместе с горюющим произнести: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Анастасия Бондарук

28 января 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как переносить скорби Как переносить скорби
Из наследия Оптинских старцев
Как переносить скорби Как переносить скорби
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Чем укрепляться в скорбях? Как предотвратить их? Что делать, если одолевают скорби о детях?
Оптинские старцы о скорбях Оптинские старцы о скорбях Оптинские старцы о скорбях О скорбях
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Старцы Оптинские учили терпеливо и со смирением сносить скорби, ибо посылаются они для нашего вразумления, «а без скорбей спастися невозможно».
Скорбь и радость Скорбь и радость
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Скорбь и радость Скорбь и радость
Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рожде­ство Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христиан­ской веры святая Церковь установила этот праздник. Празд­нуемое событие - рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру.
Комментарии
Алексей 2 февраля 2014, 14:28
Спасибо Анастасия!
Мне кажется степень страдания определяется личным уровнем страстности страдающего,с одной стороны, а с другой, Господь определяя и попуская то или иное горе своему чаду, видит его более искусным существом, но в энном периоде времени нам не доступном.
У Апостола Павла есть указание на предание Сатане Христианина, дабы спасен был...
С недавних пор лично я понял, что любое страдание есть микро отлучение от Бога. Это может быть и по воле Господа и по воле человека.
Иов! Мы увидели он страдает! Да! Безусловно! На все 100.
А его жена? Думаю, что да, но...?! А дети??? А друзья ?!
Размышляя о страданиях Иова, важно помнить о Боге - Творце этих страданий, не забывая при этом об исполнителе - лукавом.
Пишу комментарий и вспоминаю свои жуткие дни и ночи жуткие! При этом радостно, что прошел их, что Бог рядом. И хочется повторять слова бывшего адвоката, Святого Иоанна: "Слава Богу за всё".
На картине: Иов еще страдает, а радостный рассвет радует!

Наталия 1 февраля 2014, 22:42
Анастасия,большое Вам спасибо за эту статью. Хотелось бы прочитать в продолжение: как помочь себе пережить горе. Я уже третий год пытаюсь справиться с горем, пережить жуткую несправедливость.Пытаюсь сделать это самостоятельно, т.к.православных психологов рядом нет. И это очень трудно дается.Ваша статья помогла мне понять, что происходило с моей психикой и душой эти два года.Трудов Святых отцов по теме "скорби" было прочитано очень много, но без понимания происходящего их советы не приживаются. Советы священников о пользе скорбей воспринимаются как поучения друзей Иова из серии "чужую беду -руками разведу".Прочитала Вашу статью и поняла, что не одна я такая неблагодарная Богу, а и праведный Иов и пророк Иеремия кричали и горевали, что родились на свет.Спасибо большое.
Evgeny Rubens 1 февраля 2014, 12:26
Анастасия, благодарю. И правда задумался. Вот жена потеряла близкого человека, плачет, а я ей в ответ цитаты из святителя Игнатия Брянчанинова. Думал, от чистого сердца. Прочел и увидел себя, такого православного зазнайку - мы самые духовные, живем по святым отцам. А ей ведь обычное человеческое сочувствие надо. А гордость распирает свое, нет надо умничать, а не сопереживать. А где в этом умничаний и моем цитировании любовь? Да не было ее там, только самолюбование своим знанием святых отцов.
Ксения Ч.31 января 2014, 17:31
...продолжение
Преп. Амвросий Оптинский: "Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человечес­кому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями..."

А то, что в скорбях Господь близко, я в своей жизни испытала... В тяжелейших испытаниях Он на руках вынес, а я не воцерковленная была тогда, и не сразу, очень не сразу пришла в храм. Но такой молитвы и такой преданности в волю Божию, как тогда, у постели умирающей матери, больше никогда не было.

И напоследок еще одна цитата из преп. Варсонофия Оптинского, которая мне тоже очень близка: "Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке."
Про преп. Варсонофия можно здесь прочитать: http://www.pravoslavie.ru/put/60774.htm
Ксения Ч.31 января 2014, 17:29
Странная статья. Читала и долго не могла понять, что здесь не так. Фрейдизм - да, но и ...НЕВЕРИЕ. Автор цитирует писание, но про Господа забыла... Про то, что ВСЕ (!) в нашей жизни происходит или по Божьей воле, или по Божьему попущению. Что Господь благ и нас любит! Приведу несколько цитат из трудов своих любимых святых, насколько они отличаются от этой статьи.

Преп. Варсонофий Оптинский: "Скорби неизбежны, хотя и хотели бы мы миновать их. Жизнь представляется нам в виде белой полосы, на которой черные точки – скорби, от которых нам желательно поскорее отделаться, а на самом деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки – утешения. “В мире скорбни будете, – сказал Христос, – но дерзайте, яко Аз победих мир”»

...продолжение далее
Сергей30 января 2014, 12:01
- вы, простите, в здравом ли рассудке?
- Откуда такая кровожадность-то?
- Что за предъявления от вроде_бы_христиан "автор сам горя не пережил"
Автор комментария обвиняет в ненормальности и желание крови кого-то (объясните кого).
Хотелось вставить небольшое разъяснение.
Давай поступим исходя из практики:
Попросите или найдите литературу где люди, прошедшии ужасы конц. лагерей, плена, блокады будут рассказывать об этих минутах терминами - "Любая утрата – сложный комплекс реакций на трагичное событие, ..., все 3 яруса человеческой жизни: ... И каждому ярусу надо дать свое время и свой темп принятия."
Если вы найдете пример, приведите пожалуйста.
На основании этого и делался этот вывод, что автор статьи с этим не сталкивался.
Далее.
Большинству комментаторам статья понравилась, но что-то там не то.
Давайте поступим так. Уберем все ссылки на статьи из Священного писания и оставим одно мнение автора.
Например:
- Нагруженность психики не пережитыми страданиями рождает тяжесть, усталость от жизни и то, что многие ошибочно воспринимают как «выгорание».
Простите не фрейд ли родоначальник данных аналитических суждений.
Кто не знаком с творчеством можно посмотреть например здесь:
http://hramnagorke.ru/psychology/23/940/
Поэтому мое мнения сложилось именно на определенных цитатах автора которые, простите в трудах святых отцов церкви и в писании я не встречал.


Мария30 января 2014, 11:39
"Человеческое горе не разрушительно, а созидательно."

Разрушительно. Оно сокрушает сердце, которое потом "Бог не уничижит". Слова "сердце сокрушенно" именно про это.

"Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память."

Оно не "призвано". Оно следствие падения человека, изгнания из рая, его цена. Нет и не может быть оправдания горю каким-то его вымышленным призванием.
Если очень обобщённо - мы все переживаем потерю рая и будем переживать всю жизнь, пока не возвратимся.
Галина30 января 2014, 06:35
Продолжение
А как все это сложно. Пока не «нахлебаемся» полной мерой, не укрепимся. И без веры Богу почти невозможно. Хорошо бы было, чтобы рядом были не просто сочувствующие, а профессионалы как Анастасия. Чтобы кто-то нас держал за шкирку как щенят и не отпускал, чтобы не натворили чего в состоянии «шока и оцепенения» или «хаотической активности», не размазались бы от бессилия. Бог нас «держит за шкирку», но мы не всегда понимаем и сопротивляемся.
Галина30 января 2014, 06:32
Статья очень нужная, но не очень доступная. С первого прочтения и на комментарий даже не созреешь. Почти как «Православная психотерапия» митрополита Иерофея (Влахоса), где он и сам говорит, что его книгу надо не прочесть, а изучить для духовного исцеления. И статью Анастасии надо несколько раз прочесть, чтобы суть уяснить . Кому-то все ясно и с первого прочтения, хотя судя по комментариям - заинтересовались, но не совсем «въехали». А есть в ней ключевые слова для облегчения участи скорбящего. Все правильно, все библейские примеры: и плач Иеремии, и книга Иова и др.; и все золотые слова библейские: «многими скорбями надлежит войти в Царство Божие», «на все воля Божья», «все проходит – пройдет и это» и др. Но где все это (уровень), а где все мы со своими скорбями? Уму нашему все это ясно, а сердце скорбит. И утешения нет. Анастасия права (прошу прощения за фамильярность, тем более, Анастасия профессионал, а я в пациенты гожусь), от горя не отмахнешься («пройдет и это»), его надо пережить. - «Человеческое горе не разрушительно, а созидательно. Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память». - Именно «творить память», делать прививку, вырабатывать иммунитет(предвижу возражения: иммунитет на горе?).
К.И.29 января 2014, 16:39
К двум из комментаторов: вы, простите, в здравом ли рассудке? Что за предъявления от вроде_бы_христиан "автор сам горя не пережил"? Откуда такая кровожадность-то? Автор очень верно говорит о том, как надо помогать человеку, корректно не "влезает" в аспекты, требующие высокого духовного уровня, оставляя это опытным духовникам. И пишет она не подражая старцам (чего и у нас да не будет, а то, с нашими-то грехами, карикатура получится), а как врач, в этом и ценность статьи. Если у вас, например, заболит голова, что для вас важнее - чтобы у врача был опыт больной головы или все-таки чтобы он умел эту голову лечить?
Как-то в зарисовке одной "сестры во Христе" прочла, что от чужой боли надо уметь отстраниться, чтобы себя-де не надорвать. Вот тогда я была в шоке: дааа, "плачьте с плачущими" не в моде у сестер... А в этой статье есть и профессиональный подход, и верная направленность на сострадание. А возможно, и собственный опыт, только без привлечения к себе внимания, - это уж один Господь ведает.
Мария29 января 2014, 12:33
Анастасия, большое спасибо за эту статью и за ваши труды. С удовольствием читаю ваши работы и они мне всегда очень помогают понять, как относиться к важным для меня вещам. Если честно, я верила, что как раз надо вразумлять человека. Прочитав задумалась, не надломлю ли я кого-то.
Сергей29 января 2014, 08:33
- нам важно сформировать утраченную культуру горевания
- видения исчезли, дальше шла работа с горем.

Простите это как?

Вообще, чтобы писать о данных вещах, автору надо было с этим соприкоснуться.
Если бы это произошло, данных предложений в тексте не было.
Возможно я и не прав.
Но строки, которые есть в статье говорят об обратном.
Удивительно, что нет цитат из фрейда.


Анна29 января 2014, 07:21
решусь просить о продолжении статьи.
Здесь достаточно внятно описано, чего с человеком в горе делать не надо. Но я не поняла, как же именно надо наилучшим образом обращаться с таким человеком окружающим сочувствующим и желающим помочь?
Анна29 января 2014, 04:58
мне бы хотелось поподробнее: все-таки, как сочувствующим и желающим помочь обращаться с человеком, у которого горе? Тут сказано, чего делать не надо. А что надо?
р.Божия Ирина28 января 2014, 19:31
Статья написана очень холодным языком.
Видимо автор не знает, что такое терять близких.
В чем разница Вашей статьи и словами опытных старцев?
В словах старцев есть Любовь и Сострадание.
У Вас, увы, нет этого ничего.
олег золкин28 января 2014, 15:49
Спасибо, всё так понятно и доходчиво. И главное что я всё понял. Спаси Господи.
Надежда28 января 2014, 15:10
О скорьбях очень сложно говорить, если они проплывают мимо. Да, кто-то заболел, у кого-то умер близкий. Надо самому это пережить. 30 января этого года будет 20 лет, как погиб наш сын. 20 лет. Ему в августе исполнилось 37 лет. Я говорю исполнилось, потому , что у Бога - все живы! Настя, вы очень хороший психолог. Все правильно. И сны по ночам, когда я сама себя спрашивала, почему же мне так тяжело, у меня какое-то большое горе. Потом осознала и во сне. Обнимала его за ноги и говорила: - Где же ты, сыночек? Он улыбался и говорил: -Там, где чище и лучше, там, где ты родилась. А где я родилась. Да ты меняешься. Живешь с Богом. Если что-то случаеся говоришь себе, надо потерпеть. Больше молишься, читаешь Псалтырь, но самое главное, просишь постоянно помощи, чтобы выжить, а без Него жить невозможно, это я точно знаю, Он и Жизнь, и Истина, и Дверь, в которую мы входим. Господи, Боже мой, не остави нас, грешных. Надежда.
Ирина28 января 2014, 14:40
Спасибо Вам большое, Анастасия!
Ваш комментарий "Книги Иова" помог мне понять нечто очень важное и необходимое для меня.
Всё размышляла, размышляла о некоторых её мыслях... - и вот ваша умная статья.

Храни Вас Господь!
Наталья28 января 2014, 12:26
Очень полезная статья.Батюшка Амвросий Оптинский говорил нам, что болезни очищают тело, скорби- душу. Автор дал нам полезные знания об этапах прохождения скорби в человеческом сердце. Думается, что не только скорбь утраты, но и скорбь от осознания собственной греховности, проходит тоже свои этапы, аналогичные описанным в статье. Так это или нет, пока не знаю. Но научиться терпеть себя- один из важных этапов становления духовной личности.Он тоже проходит весьма болезненно во временной последовательности каких-то подэтапов. Каких?
Спаси, Господи, Анастасию. Хороший толчок дала для размышлений по важному вопросу спасения души.Господь поможет понять нужное.
Максим Легков 28 января 2014, 12:26
Спасибо и дай Бог дальнейших публикаций, нужных как никогда во время скорбей и испытаний, кои пришли к нам снова, это и Украина катящаяся в пучину смуты ,и голоса всемогущих хулителей веры... Господь не оставит Вас в благом деле! С уважением.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×