Культура, пастырство и монастырь

Продолжая серию материалов с насельниками Сретенского монастыря, посвященную 20-летию возрождения монашеской жизни, мы беседуем сегодня с иеромонахом Павлом (Щербачевым), заместителем ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, располагающегося в стенах обители.

***

Иеромонах Павел (Щербачёв). Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Иеромонах Павел (Щербачёв). Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
– Отец Павел, что из себя представляет Патриарший совет по культуре? Насколько его существование важно для Церкви?

Патриарший совет по культуре был образован в марте 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Председателем Совета является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ответственным секретарем – наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. В компетенцию Патриаршего совета по культуре включены, согласно Положению о Патриаршем совете по культуре, вопросы диалога и взаимодействия Русской Православной Церкви и ее подразделений с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

Культура сегодня – явление многоликое, содержащее в себе множество внутренних противоречий, интерпретаций, если хотите – мировоззрений. Тем не менее, это одна из платформ, на основе которых Церковь может вести конструктивный диалог с творческими людьми о той красоте, которая, по слову Ф.М. Достоевского, спасет мир, об этических ценностях современного человека, о сохранении нашего великого христианского культурного наследия, о божественной душе как источнике истинного вдохновения и неложного таланта.

Соработничество Церкви и культурного сообщества – благодатная почва для проповеди Евангелия среди людей, ищущих истину в искусстве. Многих из них мучает вопрос о смысле бытия, они пытаются постичь сокрытые в глубине души человеческой тайны творчества, порой заблуждаются, увлекаясь, по слову апостола, пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Этим людям часто не хватает рядом такого человека, который бы указал блуждающим в тумане, а порой, к сожалению, и в угаре, путь к Богу, Подателю благодатных дарований, всякой мудрости и блаженства. Таким человеком может быть не только священник, поставленный Богом на это служение, но всякий христианин, готовый требующему у него отчета в его уповании дать ответ с кротостью и благоговением.

– Над какими проектами сегодня трудится Совет?

– Деятельность Патриаршего совета по культуре весьма разнообразна. Папки с перепиской, планами, творческими проектами, аналитическими записками, отчетами, предложениями насчитывают уже более сотни тысяч страниц. Одна из важнейших задач, стоящих перед Советом, – сохранить те ценные объекты культурного наследия, которые за последние десятилетия были возвращены государством Русской Православной Церкви. Для этого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ближайшее время во многих епархиях Русской Православной Церкви будет введена должность древлехранителя, ответственного за сохранение и реставрацию бесценного достояния, унаследованного нами от наших благочестивых предков. Положение о епархиальном древлехранителе подготовлено Патриаршим советом по культуре. Для подготовки древлехранителей Патриаршим советом по культуре организуются совместно с Министерством культуры РФ специальные курсы, где российские специалисты по музейному делу прочтут цикл лекций с выездом для практических занятий на объекты.

При Патриаршем совете по культуре образована специальная Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Комиссия в атмосфере взаимопонимания и доброго соработничества решает совместно со встречной комиссией Министерства культуры спорные вопросы, связанные с эксплуатацией находящихся в ведении государства и Церкви памятников духовной культуры.

Проект памятника священномученику Ермогену. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Проект памятника священномученику Ермогену. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
    

Это лишь малая толика того, чем занимается Патриарший совет по культуре. Перечисление всех проектов составит целый объемный том. Однако к наиболее значимым деяниям этого синодального учреждения можно отнести такие разноплановые проекты, как участие в работе Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; возведение памятника священномученику Патриарху Московскому и всея России Ермогену в Александровском саду в Москве; издание пособия по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства; участие в работе по созданию учебника по истории России; организация выставки «Православная Русь. Романовы», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в Москве с 4 по 24 ноября 2013 года; совместный с Государственным историческим музеем проект по проведению выставки, посвященной преподобному Сергию; возрождение древних христианских храмов и монастырей на Северном Кавказе; проведение дней российской духовной культуры в США и КНР; участие в подготовке Олимпиады в Сочи и многие-многие другие.

На выставке «Романовы». Фото: И. Правдолюбов / Православие.Ru На выставке «Романовы». Фото: И. Правдолюбов / Православие.Ru
    

– При вас открывался Иосифо-Волоцкий монастырь. Расскажите, что это было за событие.

Горбачев начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту. Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви.

– Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Церкви 25 лет тому назад. Я тогда был помощником митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и непосредственно занимался оформлением документов по передаче этой древней обители. Все попытки решить вопрос путем переписки с госучреждениями не принесли никаких результатов. После стольких лет гонений на Церковь государственные чиновники не могли преодолеть какой-то невидимый психологический барьер. Это был не страх, а скорее некий административный рефлекс. Ситуация разрешилась неожиданным образом: владыка Питирим, встретив на одном из высоких собраний М.С. Горбачева, упомянул в разговоре с ним о чиновничьей волоките с возвращением Русской Православной Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. Горбачев отнесся с участием к этому делу и начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту. Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря.

Обсуждение плана восстановления Иосифо-Волоцкого монастыря. Начало 1990-х гг. Обсуждение плана восстановления Иосифо-Волоцкого монастыря. Начало 1990-х гг.
    

– Вы хорошо знали владыку Питирима. Каким он был монахом?

Митрополит Питирим был выдающимся архипастырем. На протяжении более 30 лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Было очень сложно печатать церковные книги в условиях государственной политики, направленной на подавление всего, что было связано с церковным просвещением. Однако он не только издавал книги, построил новое современное здание Издательского отдела, но и воспитал, помог получить духовное образование многим молодым христианам, ставшим впоследствии выдающимися архиереями, священниками, церковными работниками.

На заседании под председательством владыки Питирима. Слева: Михаил Щербачёв. Фото: М. Юрченко / Православие.Ru На заседании под председательством владыки Питирима. Слева: Михаил Щербачёв. Фото: М. Юрченко / Православие.Ru
    

Владыка Питирим знал многих монахов, прошедших страшную школу советских тюрем и лагерей. Его духовным наставником был оптинский старец, причисленный к лику святых исповедников, схиархимандрит Севастиан Карагандинский. У таких людей можно было учиться монашеству. Они свидетельствовали о Христе более слов самой своей жизнью. Обремененный многими трудами, владыка никогда не оставлял монашеского молитвенного правила, в критических ситуациях являл собою пример глубочайшего смирения и упования на всесильный Промысл Божий. При этом он оставался очень простым и доступным человеком.

Для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Думаю, так своей жизнью учили и древние искусные монахи, учили очень сложному делу – искусству жертвовать собой в своем служении Богу и людям.

    

– Хотелось бы задать вам один расхожий вопрос, который, наверное, очень любят задавать монахам. Зачем люди уходят в монастырь, неужели они не могут принести больше пользы обществу, оставаясь в миру, прилагая там свои таланты?

– Дело в том, что такая постановка вопроса в какой-то степени некорректна. Жизнь христианина в монастыре не столь уж кардинально отличается от жизни христианина, живущего в миру и в семье, если последний руководствуется в своей жизни Христовыми заповедями. Монастырь лишь некая оранжерея, где можно вырастить благоуханные и прекрасные растения, которые в свое время приносят добрый плод. Плод ценный и способный насытить многих алчущих духовной пищи. На монашестве зиждется Церковь. Монастыри искони на Руси и во всей Восточной Православной Церкви были центрами богословия, миссионерства, просвещения, социального служения и даже рачительного хозяйствования.

– Чем отличается послушание священнослужителя в городском монастыре от послушания в каком-то другом месте?

– В городских монастырях, как правило, бывает значительное число прихожан и паломников. Это очень разные люди. Для духовного окормления такой паствы священнику необходимо, по крайней мере, понимать их внутренний мир: не только их проблемы, переживания, духовные искания, но и те основные факторы, которые влияют на души этих людей. Это значит, что пастырь обязан, помимо молитвы и постоянного поучения в слове Божием, хорошо знать окружающие нас жизненные реалии. Без этого знания ему будет трудно понять своих словесных овец, а значит и помочь им в деле спасения души.

На встрече, посвященной 10-летию со дня кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru На встрече, посвященной 10-летию со дня кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Думаю, что для священников в сельской местности более характерны занятия строительством и хозяйственным обустройством. Живя в деревне, этих вопросов избежать нельзя. Вместе с тем сельский пастырь, как правило, имеет больше времени для молитвы и чтения, для духовного самосовершенствования.

– Какое место в вашей монашеской жизни занимает пастырство? Вам приходится много общаться с людьми, исповедовать их. Многие приходят с самыми разными проблемами и болезнями. Откуда вы черпаете силы?

Священство – это драгоценнейший дар Божий, вводящий человека в тесное общение с его Творцом. Пожалуй, нет на земле большей радости, большего счастья, большего блаженства, чем дар богообщения. Дар этот способен сделать тленного человека богом по благодати. Горько только осознавать свою греховность и несовершенство, несоответствие своего духовного состояния высоким христианским идеалам. Остается уповать лишь на милость Божию. А силы для служения церковного Бог дает в преизбытке. Надо лишь иметь решимость. Но это бывает трудно.

Что касается исповеди, то это послушание лично для меня радостное. Особенно когда приступающие к таинству покаяния искренне и глубоко каются. Радость эта, по слову Спасителя, бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 10).

Иеромонах Павел (Щербачёв), Джеймс Биллингтон и монахиня Корнилия (Риз) в Сретенском монастыре. 2012 г. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Иеромонах Павел (Щербачёв), Джеймс Биллингтон и монахиня Корнилия (Риз) в Сретенском монастыре. 2012 г. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
    

– Наверное, вас часто спрашивают о том, почему в жизни существуют горе, страдания и смерть…

– Жизнь человеческая – юдоль плачевная. В жизни, пожалуй, любого человека больше скорбей, болезней, житейских трудностей, туги душевной, чем высокого восторга и тех прекрасных мгновений, которые, вопреки известному крылатому выражению, остановить невозможно. В христианстве жизнь наша земная называется несением креста. У каждого свой жизненный крест. Важно, готов ли человек его нести или нет. Если человек, которого посетили трудности или болезни, впадает в уныние, начинает роптать, озлобляться и печалиться, то он заходит в духовный тупик. Но если он вооружается иным настроением, иным образом мысли и говорит: «Благодарю Тебя, Господи, за те скорби, за те неприятности, болезни, которые Ты благоволил мне послать. По грехам моим достоин худших», то прежде казавшиеся непосильными скорби, болезни и неприятности сразу становится легче нести, а вскоре они рассеиваются, как утренний туман. Это действие смиренного устроения души.

Есть и другая сторона дела. Древние подвижники говорили, что трудности догоняют человека, который пытается от них убежать, а того, кто смело идет им навстречу, трудности пугаются и убегают. Еще у святых отцов есть такая мысль: «Там, где трудно, – там наше, а там, где легко, – надо хорошенько подумать и быть осторожным».

У могилы митр. Питирима (Нечаева) У могилы митр. Питирима (Нечаева)
    

Наша земная жизнь – некое испытание. Если человек сам не хочет исправлять себя, то милосердный Господь по любви к роду человеческому посылает испытания. Эти испытания наводят человека на мысли о том, что надо что-то в своей жизни пересмотреть, выражаясь современным языком – перезагрузить систему. Конечно, на словах это всё легко объяснять, а на опыте каждого из нас, когда Господь посещает скорбями и болезнями, открывается широкое поле для духовного подвига.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«В Сретенском всё всегда было очень живое» «В Сретенском всё всегда было очень живое»
Олеся Николаева
«В Сретенском всё всегда было очень живое» Олеся Николаева: «В Сретенском всё всегда было очень “живое” – радостное, доброжелательное, участливое»
Кристина Полякова
Здесь получают утешение страждущие, открывают для себя волю Божию неприкаянные, обретают Смысл бестолковые, укрепляются в вере сомневающиеся, обретают Христа ищущие, возвращаются к Отцу блудные.
«Монастырское детство» «Монастырское детство»
Иером. Клеопа (Данелян)
«Монастырское детство» «Монастырское детство»
Иеромонах Клеопа (Данелян)
Послушание в принципе не может мешать монашеской жизни. Фильм посмотреть, музыку послушать – вот это отвлекает. Ропот отвлекает, но никак не послушание. В монастырь суета не проникает – если ты сам себе ее не добавишь.
«Сретенский монастырь — родной дом для всех нас» «Сретенский монастырь — родной дом для всех нас»
Зураб Чавчавадзе
«Сретенский монастырь — родной дом для всех нас» «Сретенский монастырь — родной дом для всех нас»
Зураб Чавчавадзе
Зураб Михайлович рассказывает о своих корнях, детстве и о том, как познакомился с будущим архимандритом Тихоном (Шевкуновым) и стал прихожанином Сретенского монастыря.
«В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима» «В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима»
Иером. Зосима (Мельник)
«В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима» «В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима»
Иеромонах Зосима (Мельник)
Батюшка Зосима сказал: «Будет тебе 25 лет – определишься». И слово в слово исполнилось, день в день: накануне своего 25-летия я и определился – получил благословение стать послушником.
Книжное дело Книжное дело
Сретенский монастырь
Книжное дело «Всё, что есть прекрасного в мире, принадлежит нам»
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Сегодня читатели хотят, чтобы рядом была добрая, теплая, оптимистическая книга – не будем говорить, духовная или нет, написанная священником или не обязательно. Главное, чтобы это была хорошая литература с добрым зарядом.
Святой хлеб Святой хлеб
О послушании просфорника
Святой хлеб Святой хлеб
О послушании просфорника
Игумен Киприан (Партс)
Мы узнаем о том, для чего Господь создал пшеницу, почему на Земле везде можно испечь просфору и почему послушание просфорника, которое отец Киприан несет уже более десяти лет, считается в монастырях таким важным.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×