Первые русские святые Инна, Пинна и Римма

История русских святых мучеников, проливших свою кровь за Христа, начинается еще во времена апостольские – в те времена, когда крестить наших предков шел с проповедью о спасении святой апостол Андрей. Первыми русскими святыми мучениками являются Инна, Пинна, Римма, память которых отмечается Русской Православной Церковью 20 января / 2 февраля.

Свв. Евфимий Великий, прп. Инна, Пимма и Римма, мч. (20 января). Менологий Византия. Греция; XIV в. Свв. Евфимий Великий, прп. Инна, Пимма и Римма, мч. (20 января). Менологий Византия. Греция; XIV в.
Как повествует святитель Димитрий Ростовский, составивший знаменитые Четьи-Минеи, на Киевских холмах апостол Андрей, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю»[1].

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I в.) были учениками святого апостола Андрея. Родом они были из северной земли Великой Скифии, то есть они ильменьские славяне-русы[2].

В книге архиепископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» их родиной ошибочно названа Малая Скифия. «Римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане»[3], поэтому одновременно быть учениками апостола Андрея и жителями Малой Скифии невозможно, на что не обратил внимания архиепископ Сергий[4].

Инна, Пинна, Римма были крещены апостолом Андреем, рукоположены в священники и направлены для укрепления веры и утверждения благочестия среди греков и инородцев, проживающих в Босфорском царстве. По пути в Таврию они везде проповедовали христианскую веру и крестили народ.

По приказу Херсонесского князя-язычника за христианскую проповедь они были схвачены и преданы страшной казни. В западной церковной агиографической традиции сохранилось свидетельство в «Асta Sanctorum» Иакова Ворагинского[5] об их мученической кончине:

«De Sanctis Martyribus Inna, Pinna, Rimma. «О святых мучениках Инне, Пинне, Римме.
Non sit calidum et splendidus sicut crystallus Inna refrigerandi vim habet ad fortes illius, Pinnensem Rima. Et in agonibus martyrum, quaedam prouinciae conuenerunt, et idolis servientes, quo capta barbaros ad praesidem. Christus praecepit ut a frigus Confessoris. Martyr accideret structum solidus acta in medio aquarum: et quamvis per ventosa frigoribus et corpus aquae gelu constricti et sedebam tristis usque peruenit ultimum vita, operam ad eorum beatitudinis rutsi anima Dei». Да обретут тепло чистейшие, как хрусталь, ратоборцы хлада Инна, Пинна, Римма. Они претерпели мученичество в некоей северной провинции, где были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии»[6].

Часовня в честь святых мучеников Инны, Риммы и Пинны в Алуште Часовня в честь святых мучеников Инны, Риммы и Пинны в Алуште
Так святые предали свои праведные души Богу, сохранив залог веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, прославив Его своим мученическим подвигом. Христиане тайно погребли тела угодников Божиих. Когда в городе наступило благоприятное время для христиан, епископ Гедца, управляющий местной епархией, обрел святые мощи и положил их в раке соборного храма города. Спустя семь лет мученики явились епископу и повелели ему перенести их святые мощи в «сухую пристань» – место, именуемое Аликс (ныне это место называется Алушта).

«Первоначальный текст рукописи Мученичества (вероятно, вторая половина IV в.) не сохранился; в рукописи XI века (Paris. Gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в византийских стишных синаксарях конца X – XIII веков (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. Gr. 1617; Ambros. B. 104) <…> В заглавии эпитомы указано, что Инна, Пинна, Римма пострадали в Готии (в Минологии императора Bacилия II (кон. X – нач. XI в.) употреблено архаичное название – Скифия. <…> Проф. Е.Е. Голубинский предположил, что Инна, Пинна и Римма пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты»[7].

Можно предположить, что святые мученики Инна, Пинна, Римма имели сан епископов, так как в кондаке (гимне), посвященном им, говорится: «…христианом заступников, Царствия Божия благовестников», а такое сравнение применимо только к архиереям. «Радуйтеся, святии Инна, Пинна и Римма, страстотерпцы Христовы и первые Крестителие (!) и Небесные заступницы Земли Русской…»[8]

В «Полном месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский) приводит сведения из Сербского пролога XIII века, где в поучении на день памяти святых русских мучеников приводятся их имена в сербской огласовке: Енен, Нирин и Пен[9].

В числе русских святых I века В.Н. Татищев называет еще неоправданно забытых князя мученика Оскольда (Аскольда) и Глеба (Улеба), брата Святослава. Он писал: «Его же можно (Оскольда) за первого в Руси мученика почитать, как и Улеба (Глеба), брата Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены»[10].

В числе первых русских святых также известны священномученики Херсонесские: епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий, Капитон, святой мученик Емилиан, святой великомученик Никита Стратилат Скифоготфский († 305), святой мученик Флориан Стратилат († 300).

Это только малая часть известных первых русских святых, прославленных Вселенской Православной Церковью. А сколько утрачено сведений о других славяно-русских святых! Летописи, хранившие в себе столько ценного о жизни наших далеких предков, погибли в огне нашествий иноплеменников: готов, гуннов, хазар и прочих.

Миниатюра минология Василия II Миниатюра минология Василия II
    

В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас возле алуштинского храма во имя Всех крымских святых возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами.

К сожалению, в богослужебной практике память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы не выражена особым богослужением, поэтому в среде церковных людей день их памяти совершенно и неоправданно забыт. Прославление памяти первых русских святых должно стать для нашей святой Церкви устойчивой литургической традицией и должно быть возведено по типу уставного служения, как минимум, к полиелейной службе.

Прославлять первых общенародных святых и молиться им – наш долг и честь. Святые мученики Инна, Пинна и Римма – это первый священный дар, первый плод веры наших далеких предков, который они принесли в знак своей веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, открыв своим первомученическим подвигом начало собрания драгоценной духовной сокровищницы – великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших.

Николай Солнцев

31 января 2014 г.

[1] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998 (Репр. изд. 1905 г.). Ноябрь. С. 810.

[2] Там же. С. 199.

[3] Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370–377.

[4] См.: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3-х т. М., 1997 (Репр. изд. 1901 г.). Т. 2. С. 19. Архиепископ Филарет (Гумилевский), ссылаясь на труды блаженного Иеронима, высказал мнение, что святые мученики Тирс, Кириак, Геллиник – это крестильные имена святых Инны, Пинны и Риммы. Однако, по современным исследованиям мартирологических списков и комментариям И. Делеэ к Мартирологу, мученик Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник – в Вифинии в середине III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50–52) – см.: Православная энциклопедия. Т. 22. С. 680.

[5] Иаков Ворагинский (лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze; ок. 1228–1298) – монах-доминиканец, итальянский духовный писатель, автор знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда».

[6] Асta Sanctorum. Januariis 20. 1643. Tom. 2. P. 297. Выражаем благодарность за перевод документа на русский язык Ирине Владимировне Кувшинской, старшему преподавателю кафедры древних языков исторического факультета МГУ.

[7] Православная энциклопедия. Т. 22. С. 679–680.

[8] Житие святых Инны, Пинны, Риммы // http://www.liveinternet.ru/users/elatior/post 152354231/.

[9] См.: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. С. 19.

[10] Татищев В.Н. От скифов до славян: история Российская во всей ее полноте. М., 2011. С. 54.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской
Николай Солнцев
Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской
Николай Солнцев
Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому Ипполиту Римскому (+ ок. 222 г.).
Крым в духовном пространстве России Крым в духовном пространстве России
Свящ. Димитрий Шишкин
Крым в духовном пространстве России Крым в духовном пространстве России
Священник Димитрий Шишкин
8 (21) апреля 1783 года был опубликован манифест Екатерины II о присоединении Крымского полуострова к России. Крым стал частью Российского государства. Частью духовного пространства, определяемого как Святая Русь, он стал за много веков до этого.
Миссионерские путешествия святого апостола Андрея Миссионерские путешествия святого апостола Андрея
Часть 1
Миссионерские путешествия святого апостола Андрея Миссионерские путешествия святого апостола Андрея. Часть 1
Георгий Александру
Греческий журналист-международник, писатель, политический обозреватель Георгий Александру рассказывает о своей книге «Воздвигший Крест во льдах» – фундаментальном исследовании первоисточников, преданий и сведений из самых разных культур, – посвященной апостольскому служению св. Андрея.
Комментарии
Григорий 2 февраля 2017, 14:22
Святые угодники ,первые русские святые Инна,Римма,Пина молите Бога о нас православных христианах. Да воскреснет Русь Православная по вашим живым молитвам.
Инна 2 февраля 2017, 09:47
Святые мученики Инна, Римма, Пинна, молите Бога о нас! поздравляю вас с праздником - днем вашей памяти! Молите Господа, да помилует Россию и всех нас грешных!
Фаина31 января 2017, 08:14
Святые мученики Инна, Пинна и Римма! Молю вас о ребенке моем Андрее! Помогите ему своими молитвами, своим заступничеством перед Господом нашим Иисусом Христом! Аминь!
Георгий Д.20 января 2017, 22:51
Уважаемый автор статьи, спасибо, что вспомнили этих святых, но мне абсолютно не понятно, почему Вы их причислили к русским святым?Разве русских святых недостаточно? О них известно, что были родом из Скифии, так что не надо и их ставить в ряд русских святых- истина дороже!
Инна 3 июля 2016, 15:16
В этом году празднование в честь Всех святых в земле Российской просиявших Божиим Промыслом совпадает с днем памяти незаслуженно забытых первых русских святых - первомучеников Славянских - учеников св апостола Андрея Первозванного - святых мучеников Инны, Пинны и Риммы. У меня есть три Друга, три Ангела-Хранителя, которые помогают, направляют и защищают меня - да и всех нас. Они первыми просияли в сонме мучеников Славянских. Конечно, я причастилась в свои именины. Святые мученицы Инно, Риммо и Пинно, молите Бога о нас ! Дивен Бог во святых Своих! Акафист святым составлен Евгением Владимировичем Храповицким и выложен в интернете. Прошу ваших святых молитв о р. Б.Евгении.
Татьяна 3 июля 2016, 00:55
А потом некоторые говорят, что Россия "просветилась" Европой, дескать Европа дало христианство русским, хотя народ принял христианство ещё с первых веков! Недаром, бабушка князя Владимира, крестившего Русь была христианкой! Поэтому, нужно не забывать этих святых и чтить их более, напоминая о том, сколько первых русских мучеников было на Руси и о скольких утрачены летописи при набегах врагов Руси.
Инна30 мая 2016, 12:52
Святые мученники Инна,Пина,Римма молите Бога о нас! Огромное спасибо за статью..!
Инна13 февраля 2016, 09:26
http://akafist.narod.ru/I/Inno_Pinno_Rimmo.htm акафист святым
Инна 3 февраля 2016, 19:54
Здравствуйте!Огромное спасибо за статью! Зашла перечитать о своем Святом и нашла статью.Очень познавательно,не знала многих подробностей,мне это очень важно...Святой угодниче Божий Инна,моли Бога о мне!
римма 2 февраля 2016, 14:57
Святые мученики Инна, Пинна, Римма,молите Бога о мне грешной и недостойной, даруйте мир и радость моим родным.
Инна 2 февраля 2016, 11:26
Святые мученики Инна, Пинна, Римма молите Бога о нас! Святой Инна моли Господа о даровании мира и благополучия, защити своей молитвой от врагов, помоги молить Господа о прощении грехов, твоими молитвами спаси души наша. Спасибо за познавательную статью, всего самого доброго желаю автору и с днем ангела дорогие Инны и Риммы!
Кирилл 2 февраля 2016, 09:35
Спаси Бог автора за познавательную статью. Слава Богу за все! Святые Инна, Пинна и Римма, молите Бога о нас, грешных! р.Б.Кирилл+ (Карелия Петрозаводск)
Инна 2 февраля 2016, 08:36
Святые Инна, Пинна, Римма, молите Бога о мне грешной, о муже, о детях. Да поможет Господь всем людям по молитвам этих святых! Спасибо, Николай Солнцев, за статью, храни вас Господь.
валерий 2 февраля 2016, 07:33
Святые мученики Инна,Пинна и Римма молите,Господа, со Владычицею Богородицею о нас грешных о угашении междуусобиц на Украине и других горячих точках.
римма 3 июля 2015, 09:32
Святые мученики Инна, Пинна, Римма, молите Бога о мне грешной и недостойной. Оградите меня и моих родных от всякого зла и злых людей, даруйте нам здоровье, мир и любовь, помогите нам в работе.Храните мою внучку и ведите ее путем праведным.
инна Шестакова 3 февраля 2015, 01:25
Инна Германия. Надо же, как Бог управил. именно сегодня 2 фев поздно ночью мне попалась эта статья. я как раз хотела найти молитву или акафис о св мучениках Инне Пинне и Римме. Спасибо и Слава Богу за всё!
Александр 2 февраля 2015, 22:35
Вернее всего выразился свт. Лука, что святые эти именно крымские т.к. пострадали в тех местах.
INNA 2 февраля 2015, 15:37
Святые Инна Пинна Римма Молите Бога о нас грешных и недостойных. Слава Богу за все! А есть ли Акафист святым?
римма 2 февраля 2015, 11:34
Спасибо большое за статью. Святые мученики Инна, Пинна, Римма, молите Бога о нас грешных. Защитите меня и мою семью от всякого зла, даруйте нам счастье, мир, любовь и благополучие. Помогите мне и моим детям в работе. Ведите моих детей и внучку путем праведности.
Ste Ru22 декабря 2014, 17:37
...Здорово...у меня дочь Инна...но почему-то я думала,что их сожгли...хотя огонь их не тронул,сначала...
Инна22 июня 2014, 13:53
Спасибо за статью! Особенно приятно, что меня здесь процитировали ))№8 www.liveinternet.ru/users/elatior/)) Очень люблю этих святых, подтверждаю, что они неоднократно помогали мне и являлись во сне - с просьбой составить акафист и почитать их. По моей просьбе акафист этот был составлен Е.В.Храповицким и выложен в интернет. За 2 года до известных событий в Крыму (а святые почивают в Алуште) - были эти события. Нисколько не сомневаюсь, что эти святые совместно со Святителем Лукой умолили Господа о благоприятном ходе событий в Крыму. К сожалению, святые до сих пор малоизвестны (( 2-й день их памяти - 3 июля. И сегодня, в день памяти Российских святых, хочу вновь напомнить всем об этих первомучениках славянских.
римма 3 апреля 2014, 23:21
Спасибо было интересно!
Василий Н.13 февраля 2014, 16:48
Окончание. Таким образом, ИМХО, преждевременно прославлять мучеников Инну, Пинну и Римму именно как русских святых, так как это еще очень спорный вопрос, и позиции одного историка здесь явно недостаточно.
Игорь Алексеевич 6 февраля 2014, 22:53
Хотелось бы ответа от Священноначалия РПЦ на вопросы, поставленные автором о Прославлении памяти первых русских святых и создание для нашей святой Церкви устойчивой литургической традицией. С уважением к автору и создателям сайта Pravoslavie.ru Игорь Алексеевич
Марина 6 февраля 2014, 09:37
Да ,не всё ли равно откуда эти святые. Они - СВЯТЫЕ мученики за веру Христианскую и все они НАШИ.
Инна Жидкова 3 февраля 2014, 19:49
Спасибо, за познавательную статью. Да, действительно, очень мало информации об этих святых. А их мощи м сейчас находятся в Алуште? И еще, нигде не могу найти акафист св.мч Инне, Пинне и Римме, буду очень признательна, если подскажете, где его найти
Галина 3 февраля 2014, 15:11
Благодарю Вас, ув. Николай, за вашу очень интересную и многополезную информацию, за проделанный Вами труд.Стыдно, что мы толком не знаем своей истории - до сих пор!
Алексей В. 3 февраля 2014, 11:03
Прекрасная православная статья! Спаси Господи! Для тех кто не знаком с работами автора, информирую, что данная статья, наравне с некоторыми прочими его публикациями на этом уважаемом сайте, является частью замечательной книги "Русские Древности", совершившей революцию лично в моем сознании, и открывшей сенсационные фаты и аспекты древнейшей истории нашей Святой Руси, столь тщательно срываемые от нас ранее. В книге приводятся исследования и открытия последнего времени, говорящие о доисторическом происхождении нашего великого народа, его языка, письменности, культуры. Книга написана Н.В. Солнцевым, редактором выступил доктор филологических наук В.В. Каширина. Все выводы и аргументы подтверждены множеством ссылок на авторитетных авторов. Всем советую познакомиться: www.rusdrev.ru
Василий Н. 3 февраля 2014, 02:52
Продолжение. И, самое главное, непонятно, на каком основании мученики Инна, Пинна и Римма причисляются к славянам. Великой Скифией в то время вообще-то называлась территория, населенная скифами, которые, как известно, были ираноязычным народом. Так что вряд ли правильно считать святых мучеников нашими предками, здесь я согласен с Сергеем, Константином и отцом Петром. Но за саму информацию об этих святых спасибо.
О А 3 февраля 2014, 00:03
Статья действительно интересная, может слегка наивна, но наивность, как и бедность не порок. А о хождении св. ап. Андрея по многим северным и не только северным землям есть свидетельства ещё первых веков. Да и спорить о том, как нам, современным людям, называть древние народы в контексте данной статьи … стоит ли? Я думаю, древние народы даже и не подозревали, что им такие мудрёные названия придумают всякие там учёные и не учёные …
Станислав Агу 2 февраля 2014, 22:09
Эта статья из книги Н.Солнцева "Русские древности", в ней кстати очень много можно найти интересного. Для тех кто заинтересовался, оставляю электронную версию книги http://rusdrev.ru/
Инна 2 февраля 2014, 21:41
Спасибо за статью! Святые Инна, Римма и Пинна, молите Бога о нас!
Инна 2 февраля 2014, 21:07
Благодарю автора за познавательную статью.Слава Богу! Святые Инна, Пинна и Римма, молите Бога о нас, грешных!
Василий Васильевич 2 февраля 2014, 19:38
Николай, спасибо за прекрасную статью! Она столь же убедительна, аргументирована и наполнена примечаниями, как и остальные Ваши статьи, опубликованные ранее! Вы открываете нам много нового, неизвестного и интересного о наших корнях, наших предках, истории нашей Земли Русской. Спаси Вас Господи!
прот. Петр Никольский 2 февраля 2014, 16:53
"Поэтому мягко говоря смешно читать что мученики-скифы были русскими". Совершенно верно. Да и во времена апрстольские и славян как таковых на Днепре еще не было. До прихода гуннов там жили сарматы и герменоязычные готы. Да и само предание о хождении туда Ап. Андрея появляется только в Московский период (14 в.)для оправдания временного разрыва с Константинополем из-за Флорентийской Унии и весьма сомнительно.
Елена 2 февраля 2014, 05:59
Святые мученики Инна Пинна Римма молите Бога о нас грешных и о укреплении в вере.
Константин 2 февраля 2014, 02:04
К сожалению, это не что иное, как мифотворчество. Естественно, что не было и быть не могло понятия "русские" в апостольские времена. Более того: русские летописи начинались с сотворения мира, но первые сведения о восточных славянах там появляются в в. Это значит, что наши предки, бывшие куда ближе нас к описываемым событиям, не считали скифов своими предками. "Летописи, сгоревшие в огне" - не более чем домысел, один из тех, которыми страдают ныне все народы бывшего СССР в поисках своих легендарных корней. На самом деле первыми святыми Древней Руси являются варяги Феодор и Иоанн.
Александра 1 февраля 2014, 23:49
Огромное спасибо за познавательную статью Николай! Завтра у моей мамочки (Риммы) День Ангела! помяни ее Господи во Царствие Твоём!
Наталья 1 февраля 2014, 20:40
Большое спасибо за интересную и познавательную статью.
Сергей 1 февраля 2014, 19:15
Вообще то прямые наследники cкифов нынешние осетины. Это сейчас осетины мало кому известны, но в древности их все знали под именем скифы, сарматы, аланы. И крым был одной из вотчин их предков, где до сих пор существуют топонимы осетинского происхождения. Поэтому мягко говоря смешно читать что мученики-скифы были русскими.
Инна 1 февраля 2014, 19:12
Низкий поклон Вам Николай, за статью об этих святых! О них мало известно, поэтому радостно было прочитать собранные Вами сведения. Да поможет и Вам Господь по молитвам этих святых! Святые мученики Инна, Римма и Пинна, молите Бога о нас!
Василий Н. 1 февраля 2014, 13:33
А было ли во времена апостола Андрея такое определение - земля Российская? Может быть, это упоминание - поздняя вставка?
Инна31 января 2014, 23:05
Спасибо большое за Вашу статью! Слава Богу! Я давно хотела узнать больше о святом, чье имя ношу. Святые мученики Инна, Пинна и Римма, молите Бога о нас!
Владимир31 января 2014, 17:49
Спасибо автору. Статья очень интересная и актуальная. Своих святых мы должны знать и почитать. Однако есть вопросы/ 1)Допустимо ли называть протославян I в. на оз.Ильмень "русскими" (это поздний этноним)? 2)По месяцеслову это славяне, но имена у них готфские и греч. (вероятно в крещении). О каждом сказано: "Новодунский, Славянин, мч.". Может ли автор пояснить почему "новодунский". В статье об этом ничего нет
Ксения Мерещенкова31 января 2014, 10:39
Святые Инна Пинна Римма Молите Бога о нас грешных и недостойных. Слава Богу за все!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×